Сдельная система оплаты труда – расценки, правила расчета и образец трудового договора. Понятие заработной платы по трудовому кодексу рф Размер заработной платы по тк рф

Трудовой кодекс РФ позволяет регулировать отношения между работодателем и сотрудником в плане вознаграждающих выплат. Данный закон содержит в себе абсолютно все возможные расширения трудового договора касательно определения размеров и начисления как заработной платы, так и всякого рода надбавок или премирования. Однако он также и ограничивает возможности работодателя, защищая тем самым сотрудников организации. Но обо всем по порядку.

Для начала следует сказать о том, что основные нюансы касательно заработной платы содержит Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 135. В первую очередь, там сообщается о том, что любой сотрудник имеет полное право получать вознаграждающие выплаты за его трудовую деятельность.

И в данном случае о дискриминациях по какому-либо признаку не должно быть и речи. Установлен минимальный размер оплаты труда. Данная цифра определяется как для всей России, так и в каждом регионе самостоятельно, в зависимости от его:

  • Территориального расположения.
  • Развитости инфраструктуры, промышленности и прочего.
  • Населенности территорий.
  • Иных факторов, так или иначе влияющих на значение минимального размера оплаты трудовой деятельности.

Заработная плата ТК

Трудовой кодекс Российской Федерации дает достаточно точное определение понятия «заработная плата». В статье 129 четко указан перечень выплат, подходящих под этот термин. Он обширен, однако следует перечислить все:

  • Вознаграждающие выплаты за трудовую деятельность, которые так или иначе зависят от должности сотрудника, сложности выполняемой им работы, количественно-качественных характеристик труда, климатических и прочих условий.
  • Выплаты, имеющие компенсационный характер. Будь то доплата, надбавка и прочее. Также сюда подходят дополнительные выплаты за то, что условия труда отличаются от нормальных, либо вредны для организма сотрудника из-за выбросов, либо это просто крайне суровая климатическая зона труда.
  • Любые выплаты, созданные для стимуляции рабочей деятельности. В данном случае речь идет о премировании сотрудников, начислении надбавок различного рода или доплаты в виде поощрения за сверхурочные часы трудовой деятельности.

Размер доходов сотрудника определяет трудовой договор организации, который оглашает систему оплаты трудовой деятельности. Поэтому данный документ должен содержать в себе четко описанные критерии любых выплат, а также причин, по которым они выдаются. Обсудим это подробнее.

Трудовой договор

Заработная плата работнику устанавливается посредством трудового соглашения. В данном случае ключевую роль играет статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации. В ней содержатся требования к пунктам, которые должен содержать в себе договор. Итак, необходимо описать:

  • Условия, при которых производится оплата трудовой деятельности. Необходимо указывать и суммы тарифных ставок, окладов, различного рода доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера, например, премий.
  • Наличие компенсационных выплат при выполнении трудовой деятельности, которая является тяжелой с физической точки зрения.
  • Также следует описать различного рода компенсации, если сотрудник занимается опасным видом деятельности или же условия труда могут так или иначе пагубно повлиять на его здоровье. Следует указывать характеристику труда на месте, в котором работник осуществляет деятельность рабочего характера.

Отсюда можно сделать вывод о том, что суммы зарплаты (ставки по тарифу, оклад и прочее), различного рода доплаты и надбавки, поощрительные выплаты в обязательном порядке должны быть описаны в трудовом договоре каждого сотрудника. Также это все подкрепляется составлением коллективного договора/соглашения/локально-нормативного акта.

Формы выплат

В этом случае ключевую роль играет статья 131 того же кодекса Российской Федерации. Установлено, что оплата трудовой деятельности должна происходить исключительно в денежном эквиваленте. Причем валютой должен быть именно рубль, который действует в Российской Федерации.

Однако договор коллективного или же трудового характера имеет определенный нюанс. В том случае, если сотрудник сам пожелает, чтобы оплата его деятельности производилась в иных формах, он имеет право ее получать. Сделать это следует в письменной форме. В таких случаях часть дохода сотрудника, которая выплачивается не в денежном эквиваленте, не может быть больше, чем на двадцать процентов его начисляемой оплаты труда.

Можно заметить, что касательно оплаты трудовой деятельности законодательство имеет множество различных пунктов в своих актах. Это создано для того, чтобы обеспечить защиту сотруднику, а также подходящие условия для трудовой деятельности. В случае отклонений от нормы существуют определенные выплаты в качестве морального/физического ущерба.

По состоянию на: 31.10.2006
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2006
Автор: Кучма Маргарита Ивановна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

Изменения и дополнения, внесенные в раздел VI ТК РФ Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), можно классифицировать следующим образом:
корректировка статей редакционного характера;
уточнение действующих правовых норм с целью устранить возникшие на практике противоречия при их применении;
внесение дополнений с целью детализировать правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору;
усиление акцента на установление условий оплаты труда работодателем.


Нововведения коснулись в основном понятийного аппарата, установления условий оплаты труда, исчисления среднего заработка, последствий задержки выплаты заработной платы, локального нормотворчества. На тех редакционных уточнениях, которые являются сквозными для всего Кодекса, останавливаться не будем, поскольку они не имеют значения для установления условий оплаты труда, начисления и выплаты заработной платы. А вот уточнению понятийного аппарата в разделе VI ТК РФ, как представляется, надо уделить внимание.

Понятия, которые раскрываются в ст. 129 и 133 ТК РФ, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В них необходимо хорошо ориентироваться не только работодателям (особенно внебюджетной сферы), но и работникам, их представительным органам. Нужно учитывать, что работодателям приходится решать большое количество вопросов оплаты труда, используя коллективные договоры, локальные нормативные акты, трудовые договоры. Более того, даже те положения, которые довольно четко изложены в федеральных нормативных правовых актах, в ряде случаев могут конкретизироваться на уровне организации (например, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги – ст. 134 ТК РФ; порядок, место и сроки выплаты заработной платы – ст. 136 ТК РФ; периоды для расчета средней заработной платы – ст. 139 ТК РФ и т. д.) или изменяться в сторону повышения уровня оплаты труда (например, оплата сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время – ст. 151, 152, 153 ТК РФ).

Понятие заработной платы (оплаты труда)

Статья 129 ТК РФ претерпела значительные изменения в связи с принятием Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ. Во-первых, из ст. 129 ТК РФ исчезло определение оплаты труда, к чему следует отнестись одобрительно.

Во-вторых, понятие заработной платы было расширено за счет расшифровки того, что входит в «компенсационные и стимулирующие выплаты», составляющие часть заработной платы.

По поводу стимулирующих выплат возражений нет. Что же касается компенсационных выплат, то следует сказать: компенсационные выплаты и доплаты и надбавки компенсационного характера – это не одно и то же. Понятие компенсационных выплат содержится в ст. 164 ТК РФ, цель таких денежных выплат – возместить работнику затраты, понесенные им в связи с выполнением трудовых и иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Как следует из раздела VII ТК РФ, к компенсационным выплатам относится возмещение работнику расходов на проезд, наем жилого помещения, обустройство на новом месте жительства, питание, обусловленных проживанием вне места постоянного жительства и связанных с командировками, переездом на работу в другую местность, работой в полевых условиях и т. д.

В науке трудового права компенсационные выплаты никогда к заработной плате не относились.

Другое дело – доплаты к заработной плате в тех случаях, которые перечислены в скобках в ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Стало принятым называть их доплатами и надбавками компенсационного характера, хотя вряд ли можно признать, что доплата, скажем, в размере 12 % тарифной ставки может компенсировать работу в неблагоприятных производственных условиях, затраты тяжелого труда или работу в опасных условиях, о которых идет речь в ст. 147 ТК РФ.

Кстати сказать

Попытку законодателя в ст. 129 Кодекса в ее первоначальной редакции разграничить два понятия – «оплата труда» и «заработная плата» специалисты в области трудового права единодушно признавали неудачной. В обыденной речи эти словосочетания используются как синонимы, хотя с юридической точки зрения таковыми не являются.

Оплата труда – более широкое понятие, чем заработная плата. Оно включает в себя не только

вознаграждение за труд, выполняемый гражданином в соответствии с трудовым договором, но и вознаграждение за работы и услуги по гражданско-правовым договорам. В том и другом случае оплата труда имеет свои особенности (см.: «Справочник кадровика» 2001 № 10), но это не мешает вознаграждение за любой труд именовать оплатой труда. По этому пути пошел и Кодекс: в названия 14 статей с самого начала были включены слова «оплата труда» и только в названия

девяти статей – «заработная плата», хотя понятие «оплата труда», содержавшееся в ст. 129 ТК РФ в ее первоначальной редакции (система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами), не оправдывало этого.

В определении заработной платы произошло смешение двух понятий: компенсационные выплаты и доплаты, надбавки к тарифной ставке или окладу компенсационного характера. В связи с этим следует иметь в виду, что в состав заработной платы входят только доплаты и надбавки.

В-третьих, было несколько упрощено понятие «минимальная заработная плата» в той части, где речь идет о невключении в ее величину компенсационных, стимулирующих и социальных выплат: ранее через перечисление определенных выплат давалась расшифровка того, что не включается в минимальный размер заработной платы, а это было излишним.

В настоящее время представляется излишним упоминание о компенсационных выплатах (по той же причине, что и упоминание их в понятии «заработная плата») и социальных выплатах, которые к оплате труда работающих никогда не имели отношения (в ряде случаев можно говорить лишь о зависимости социальных выплат от заработной платы, поскольку некоторые из них исчисляются из среднего заработка работника).

В-четвертых, определение тарифной ставки дополнено указанием, что в нее не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Это вызывает то же замечание, что и по поводу определения заработной платы и минимальной оплаты труда.

В-пятых, определение оклада (должностного оклада) дано теперь в отрыве от определения тарифной ставки, к чему следует отнестись одобрительно.

В-шестых, появилось понятие «базовый оклад, базовая ставка заработной платы», которые ранее в Кодексе не упоминались. Их появление обусловлено новой редакцией ст. 144 ТК РФ, где говорится об оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В-седьмых, из ст. 129 в ст. 143 ТК РФ, специально посвященную тарифным системам оплаты труда, перенесены определения таких понятий, как «тарификация работы», «тарифный разряд», «квалификационный разряд», «тарифная сетка», «тарифная система».

Другие определения, связанные с оплатой труда

Дополнительно вспомним о расшифровке ряда понятий, имеющихся в других статьях ТК РФ.

Кстати сказать

В определении минимальной заработной платы, данном в ст. 129 ТК РФ, нет указания на выплату ее в полной сумме при выполнении норм труда (трудовых обязанностей). Соответствующее дополнение находим в ст. 133 ТК РФ. В части 3 данной статьи (в ред. Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ) сказано: месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Определение тарифной системы в первоначальной редакции ст. 129 ТК РФ отвечало сложившемуся в науке трудового права понятию данной правовой категории и нареканий не вызвало. Дополнительно в ст. 143 ТК РФ указывалось, что тарифная система оплаты труда включает тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

В настоящее время в ч. 1 ст. 143 ТК РФ (в ред. Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ) речь идет не о тарифной системе как общем понятии, а о тарифных системах, которых (как свидетельствует множественное число) может быть несколько.

Для раскрытия понятия «тарифные системы» используется новое понятие «тарифная система дифференциации заработной платы». Теперь получается, что не тарифная система оплаты труда, а тарифная система дифференциации заработной платы включает в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты, поскольку именно об этом говорит ч. 2 ст. 143 ТК РФ.

Представляется, что не было необходимости усложнять определение тарифной системы. Ясно, что как ранее, так и теперь, говоря о тарифной системе оплаты труда, мы подразумеваем организацию оплаты труда, в основе которой лежат такие давно известные атрибуты тарифной системы (даже если она называется «тарифная система дифференциации заработной платы»), как те, что названы в ч. 2 ст. 143 ТК РФ. К тарифным системам относятся знакомые всем повременная и сдельная системы оплаты труда и их разновидности.

Существует еще бестарифная система оплаты труда, которая ранее упоминалась в ст. 80 КЗоТ РФ. Она довольно широко применяется во внебюджетной сфере. В ней тоже есть дифференциация заработной платы, но основана она совсем на других факторах, чаще всего используются коэффициенты трудового участия или коэффициенты квалификационного уровня. О недостатках бестарифной модели оплаты труда говорилось на Всероссийском кадровом конгрессе, состоявшемся в рамках деятельности Национального союза кадровиков в декабре 2002 г.

Для правильного применения и понимания условий оплаты труда важны понятия, содержащиеся не только в разделе VI ТК РФ, но и в иных разделах Кодекса. Так, для оплаты сверхурочной работы имеет значение ее определение, содержащееся в ст. 99 ТК РФ, для оплаты ночной работы – понятие, установленное в ст. 96 ТК РФ, для оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни – нормы ст. 112 и 113 ТК РФ, для оплаты времени простоя – положения ст. 722 ТК РФ, для оплаты другой работы в связи с переводом – определения ст. 722 и 73 ТК РФ и т. д.

Установление условий оплаты труда

Статья 135 «Установление заработной платы» ТК РФ в соответствии с Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ имеет совершенно новую редакцию. Однако это не означает, что существенно изменены правила установления условий оплаты труда. В ней, можно сказать, по-иному расставлены акценты применительно к действиям работодателя при установлении оплаты труда.

На первое место в ст. 135 ТК РФ поставлен трудовой договор, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в т. ч. размер тарифной ставки, оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты) являются обязательными условиями трудового договора.

В статье 135 ТК РФ появилось упоминание о таких составных частях заработной платы, которые первоначально имела в виду ст. 144 ТК РФ, именуемая ранее «Стимулирующие выплаты», – доплаты, надбавки компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования (заметим, что применительно к доплатам и надбавкам слово «системы» является излишним).

Часть 3 ст. 135 ТК РФ, которая в прежней редакции ст. 135 после ее корректировки Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ была частью 2, осталась практически без изменений, если не считать небольшой редакционной правки. В течение двух последних лет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений уже принимала Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, о которых уже не раз писалось в «Справочнике кадровика» и в 2005, и в 2006 гг.

Часть 4 ст. 135 ТК РФ можно назвать иллюстрацией к ст. 8 ТК РФ, в которой сказано: в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Статья 135 ТК РФ как раз и называет такой случай применительно к оплате труда работников.

Правила, изложенные в ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ, были в этой статье и ранее. Более того, ч. 5 ст. 135 согласуется со ст. 57 ТК РФ, где речь идет о том, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В части 6 ст. 135 повторяются положения, ранее зафиксированные в ст. 8 и 50 ТК РФ, но уже применительно к условиям оплаты труда.

Об установлении условий оплаты труда говорят также другие статьи главы 21 ТК РФ. При этом прослеживается связь между ч. 2 ст. 135 и ч. 9 ст. 143, ч. 1 ст. 144, ч. 3 ст. 147, ст. 149, ч. 3 ст. 154 Кодекса.

При сравнении ч. 2 ст. 135 и ч. 9 ст. 143 ТК РФ видим, что в первом случае речь идет об установлении в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах систем оплаты труда, во втором случае – тарифных систем оплаты труда с тем добавлением, что тарифные системы устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В части 9 ст. 143 ТК РФ есть еще упоминание об учете государственных гарантий по оплате труда, но это, само собой разумеется, при установлении любой составной части заработной платы, поскольку государственным гарантиям по оплате труда в разделе VI ТК РФ посвящена отдельная ст. 130, да и на протяжении всего Кодекса применительно к любому положению, устанавливаемому работодателем, подчеркивается, что оно не может ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством.

В части 1 ст. 144 ТК РФ к документам, в которых устанавливаются системы оплаты труда (в т. ч. тарифные системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений), отнесены коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. По сравнению с ч. 2 ст. 135 ТК РФ здесь дополнительно указано, каким нормативным правовым актам должны соответствовать условия оплаты труда, когда речь идет о работниках федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений.

Статья 144 ТК РФ вообще заслуживает отдельного разговора, поскольку она получила совершенно новое содержание: ранее ни в КЗоТ, ни в Трудовом кодексе оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений отдельно не рассматривалась.

Поскольку в ст. 144 ТК РФ речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, кроме того, в ее первой части произведена их градация на федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, а в части 4 указано, за счет каких средств обеспечиваются базовые оклады и базовые ставки заработной платы, то, очевидно, в настоящее время можно сказать, что ст. 144 подразумевает учреждения бюджетной сферы.

Однако в скором времени круг учреждений, подпадающих под дей­ствие ст. 144 ТК РФ, может расшириться за счет автономных учреждений, закон о которых находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

В статье 144 ТК РФ выделим ряд вопросов, которые (помимо перечня актов, где устанавливаются системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях) важны для определения условий оплаты труда этих учреждений: это формирование профессиональных квалификационных групп работников, для которых устанавливаются базовые оклады и базовые ставки заработной платы; порядок определения базовых окладов и базовых ставок заработной платы, их финансовое обеспечение.

К профессиональным квалификационным группам ст. 144 ТК РФ относит группы профессий рабочих, должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню классификации, которые необходимы для осуществления соответствующих трудовых обязанностей.

Кстати сказать

Эти группы, а также критерии отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих утверждаются, как сказано в ч. 7 ст. 144 ТК РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким федеральным органом является Министер­ство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), о чем свидетельствует п. 1 Положения о данном министерстве, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321.

Определение базового оклада, базовой ставки заработной платы как минимального оклада (ставки заработной платы) для определенной профессиональной квалификационной группы содержится в ч. 5 ст. 129 ТК РФ в ее современной редакции. Они не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для всех работников на территории РФ (см. ч. 4 ст. 133 ТК РФ).

Для установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений имеют значение ЕТКС, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК упоминается и в ч. 3 ст. 135 ТК РФ), мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (см. ч. 5 ст. 144 ТК РФ).

Цитируем документ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности

и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемио­логического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курорт­ного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования,

условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.06.04 № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Исчисление среднего заработка

В статью 139 «Исчисление среднего заработка» ТК РФ Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ внесено пять существенных изменений.

1. При общем порядке исчисления среднего заработка, изложенном в ч. 3 ст. 139 ТК РФ, ранее следовало брать заработную плату за 12 месяцев, «предшествующих моменту выплаты» той гарантийной выплаты, для осуществления которой производились расчеты. Это было очень неудачное правило, поскольку момент выплаты (а вернее сказать, день выплаты) далеко не всегда совпадал с началом того периода, за который работнику полагалось выплатить средний заработок или его часть. Например, работник в середине месяца уезжал в командировку, по ее окончании не выходил некоторое время на работу из-за болезни, и выплата среднего заработка за период командировки произошла, скажем, через полтора месяца после его отъезда в командировку. Правильно ли в таком случае исчислять работнику средний заработок за 12 месяцев, предшествующих дню его фактической выплаты?

В настоящее время расчет среднего заработка идет с учетом денежных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата

2. В статье 139 ТК РФ теперь четко определено, какой период считается календарным месяцем, чтобы избежать разнообразного толкования такого периода не только при подсчете среднего заработка, но и в других случаях, когда в правовой норме упоминается календарный месяц.

3. Изменен период учета заработной платы для расчета оплаты времени отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск. Исчисление отпускных теперь ведется с учетом денежных выплат не за три месяца, как было ранее, а за 12 календарных месяцев (ч. 4 ст. 139 ТК РФ).

Обратите внимание!

При расчете средней заработной платы работника календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно)

Поскольку в ч. 3 ст. 139 ТК РФ разъяснено, что следует понимать под календарным месяцем, то можно сказать, что в этом случае для расчета берутся 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу ухода в отпуск.

4. Изменение периода, за который берется заработок для исчисления отпускных, повлекло за собой и изменение среднемесячного количества календарных дней. Поэтому среднедневной заработок, необходимый для подсчета денежной суммы за период отпуска, определяется путем деления на 29,4 (вместо 29,6).

5. Иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не приведет к ухудшению положения работников, могут предусматриваться не только в коллективных договорах, но и в локальных нормативных актах (например, в положениях об оплате труда).

Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы

В статье 142 ТК РФ уточнения и дополнения коснулись той ее части, где речь идет о такой форме самостоятельной защиты работников, как приостановление работы при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней.

В течение четырех лет при реализации данной правовой нормы возникали три вопроса:
– по поводу присутствия работника на рабочем месте после приостановления работы с соблюдением всех тех условий, что названы в ст. 142 ТК РФ;
– по поводу оплаты периода приостановления работы;
– о роли вины работодателя (ее отсутствия) для решения вопроса о правомерности приостановления работы.

На два из названных вопросов ответил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17.03.04. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В пункте 57 данного постановления было отмечено:
– приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка заработной платы произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой;
– работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной заработной платы, поскольку ст. 142 ТК РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также надо принять во внимание, что в силу ч. 3 ст. 4 ТК РФ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду.

Сказанное в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 и обусловило дополнение ст. 142 ТК РФ частями 3 и 4 Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ. Теперь однозначно решен вопрос о возможности отсутствия работника на рабочем месте в период приостановления работы. Более того, определен день, когда работник должен вернуться на работу: он обязан это сделать не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

О вине (наличии вины или ее отсутствии) работодателя в задержке выплаты заработной платы в ст. 142 ТК РФ по-прежнему не упоминается. Однако следует иметь в виду, что эта статья имеет непосредственную связь со ст. 236 ТК РФ, предусматривающей материальную ответственность работодателя за задержку заработной платы.

Статья 236 в редакции Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ устанавливает, что обязанность выплаты указанной в ней компенсации возникает у работодателя независимо от его вины. Это еще один аргумент (помимо приведенного в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ) в пользу того, что работнику для приостановления работы нет необходимости выяснять, есть ли вина работодателя в задержке выплаты заработной платы.

Ответа на вопрос об оплате периода приостановления работы из-за задержки выплаты заработной платы нет ни в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2, ни в ст. 142 ТК РФ в ее новой редакции. В печати не раз было высказано мнение, что этот период необходимо оплачивать по правилам, установленным для оплаты вынужденного прогула. Представляется, что логичнее применять в подобных случаях ст. 157 ТК РФ, поскольку к этому периоду более подходит определение простоя, содержащееся в ст. 722 ТК РФ (временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера). Во избежание споров по этому вопросу целесообразно правило об оплате периода приостановления работы из-за задержки выплаты заработной платы оговаривать в коллективных договорах, соглашениях.

Более точным в ст. 142 ТК РФ стал абзац 6 ч. 2: не допускается приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой медицинской помощи) – ранее шла речь не об отдельных работниках, а об организациях в целом, где имеются подобные работы.

Расширение сферы локального нормотворчества и иные нововведения в правовых нормах раздела VI ТК РФ

Как известно, большое количество вопросов оплаты труда решается в соглашениях (отраслевых, региональных) и на уровне организации (работодателя). В разделе VI ТК РФ в шестнадцати статьях называются те вопросы оплаты труда, о которых должно (или может) быть сказано в соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах. В половине этих статей упоминание о локальных нормативных актах появилось лишь в связи с принятием Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ. При этом в одних статьях локальные нормативные акты называются в комплексе с коллективными договорами, соглашениями, в других – только с коллективными договорами. Есть и третий вариант: в статье или подразумевается принятие локального нормативного правового акта, или прямо говорится о его принятии, вне зависимости от того, что будет сказано на соответствующий счет в соглашении или коллективном договоре.

Виды нормативных актов, в которых работодателем может быть закреплено решение того или иного вопроса об оплате труда, приведены в таблице.

Нормативные акты, в которых может быть закреплено решение вопросов об оплате труда

В статье 154 ТК РФ в ее первоначальной редакции локальный нормативный акт не упоминался. Было записано, что конкретные размеры повышения оплаты труда за каждый час работы в ночное время «устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников коллективным договором». Такая запись не исключала фиксацию установленных размеров оплаты ночной работы в локальном нормативном акте (например, в положении об оплате труда работников организации). Практически так и делалось, поскольку для производства доплат вряд ли можно было останавливаться на устной договоренности работодателя и представительного органа работников.

В настоящее время подобная запись осталась в ч. 2 ст. 136 (относительно формы расчетного листка) и в ст. 147 ТК РФ, посвященной оплате труда в неблагоприятных производственных условиях.

Часть 3 ст. 147 ТК РФ звучит следующим образом: «Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетоммнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором». Такая редакция ст. 147 (ч. 3) ТК РФ дает основание утверждать, что закрепление повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должно быть произведено в локальном нормативном акте, если нет соответствующего положения в коллективном договоре или при отсутствии коллективного договора.

Теперь о некоторых нововведениях, которые появились в ряде статей, упомянутых в таблице.

Статья 149 ТК РФ: если ранее говорилось о доплатах работникам, труд которых происходит в условиях, отклоняющихся от нормальных, то теперь вместо доплат упоминаются выплаты. Это можно объяснить, например, тем, что не всегда повышение оплаты труда лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится с помощью доплат – бывают повышенные тарифные ставки, оклады.

В статье 151 ТК РФ уточнено, что размеры доплат при совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются «с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы», но, как и прежде, по соглашению сторон трудового договора.

Статья 152 ТК РФ: конкретные размеры оплаты сверхурочной работы (особенно если у работодателя есть финансовые возможности выйти за пределы той оплаты, что названа в ст. 152) могут определяться не только коллективными договорами, но и локальными нормативными актами.

Средний заработок

Чтобы ответить на данный вопрос, важно разобраться в том, что такое переработка.

Работа: что есть норма по часам

Согласно трудовому праву, для каждого работника должна быть установлена продолжительность рабочего времени, на протяжении которого он обязан выполнять возложенные на него обязанности. Общепринятой нормой принято считать 40-часовую неделю. Для определенных категорий работников она и того меньше. Однако существуют ситуации, при которых работник может задержаться на работе. Речь идет о ненормированности рабочего дня (фиксируется в трудовом договоре) и сверхурочной работе, по которой требуется оплата переработки. Задержку на рабочем месте по причине невыполненных вовремя возложенных на работника обязанностей переработкой считать не принято. Предложение об оплачиваемой переработке может исходить только от работодателя.

Переработка (она же сверхурочная работа)

Если представитель нанимателя выступает с инициативой о привлечении работника к выполнению работ за рамками установленного временного отрезка на труд, он привлекает его к сверхурочной работе по завершении отработанных - дневного или ночного времени - смен. Переработкой будет считаться также работа менее 8 часов в день для работников, которые трудятся по и он превышает установленную для них норму. Как правило, переработка носит непостоянный характер, в частности применима в период поставок материалов, сдачи отчетности. Практика, в том числе судебная, свидетельствует о том, что переработка не может быть спланирована заблаговременно, это своего рода вынужденная мера. Для исполнения решения может потребоваться согласие работника в письменном виде. Ни один представителя нанимателя не может содержать положений о том, что при возникновении соответствующих обстоятельств работник обязан давать согласие на сверхурочную работу.

Какая продолжительность переработки возможна?

Поскольку переработка подразумевает под собой дополнительные трудозатраты, она должна контролироваться, соответствующим образом официально фиксироваться и оплачиваться. Работодателю следует обеспечить точный учет рабочего времени относительно каждого работника. Унифицированной формой учета является табель, в котором проставляется буквенный («С») или цифровой («04») код с указанием переработанного времени вплоть до минут. Фиксация продолжительности работ сверх нормы необходима во избежание 4-часового превышения на протяжении двух дней и 120-часового - в течение года. Эти нормы применимы и в отношении совместителей. Для водителей автомобилей, в отношении которых ведется суммированный учет рабочего времени, работа по графику + сверхурочная работа не могут быть свыше 12 часов за исключением ситуаций, когда необходимо завершить рейс или дождаться сменщика.

Кто не может быть привлечен к сверхурочной работе?

Переработка рабочего времени, за которую обязательна, не может касаться ряда работников. Никто не вправе привлекать к переработке лиц, не достигших совершеннолетия, беременных. Женщины, у которых на иждивении находятся не достигшие трехлетнего возраста дети, инвалиды могут выполнять сверхурочную работу, дав письменное на то согласие и при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья (при наличии соответствующего заключения врачей). Ознакомление их с возможностью отказа должно быть зафиксировано под роспись. Аналогичные гарантии распространяются и на родителя, воспитывающего без своей второй половинки не достигших пятилетия детей, работников с детьми-инвалидами и тех, кто ухаживает за больными членами их семей при наличии медицинского заключения.

При каких обстоятельствах получение письменного согласия на осуществление переработки от работника обязательно?

Оплата переработки по ТК РФ должна быть осуществлена при обязательном наличии согласия работника, если:

По техническим причинам случилась задержка производства, работник не выполнил или не закончил работу в срок в рамках рабочего времени, а остановка может служить угрозой жизни и здоровью людей, привести к порче или гибели имущества;
- имеются неисправности в механизмах, сооружениях, отсутствие ремонта в которых может стать причиной остановки рабочего процесса для многих работников;
- сменяющий работник не явился на работу, а остановка процесса недопустима; при этом работодателем должны быть предприняты все необходимые меры по замене работника.

Данные обстоятельства не обязывают работника давать согласие на переработку (он может отказаться). Отказ не должен быть расценен как нарушение дисциплины на работе.

В каких случаях работодателю не требуется согласие?

Оплата переработки будет произведена без наличия письменного согласия на осуществление сверхурочных работ при:

Необходимости осуществления работ по предотвращению катастрофы, аварии на производстве или ликвидации их последствий;
- необходимости осуществления работ, направленных на устранение аварий централизованных систем газо-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, связи, освещения, транспорта;
- необходимости осуществления работ в случаях, ставящих под угрозу жизнь населения (военное или чрезвычайное положение, стихийные бедствия).

При данных обстоятельствах отказ работника недопустим.

Меры наказания

Отсутствие соответствующего согласия на выполнение сверхурочной работы, а также неведение учета времени переработки может повлечь за собой административное наказание (штраф, приостановку деятельности организации):
- для должностных лиц - 1000-5000 руб.;
- для юр.лиц - 30 000-50 000 руб. или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Документальное оформление переработок

Почасовая переработка, оплата труда за нее должны быть оформлены должным образом. Иногда может потребоваться написание докладной в адрес руководителя, в которой должны быть указаны обстоятельства происшествия и необходимость привлечения того или иного сотрудника к работе сверх нормы. Затем следует оповестить работника о необходимости переработки путем направления ему письменного уведомления или ознакомления с докладной под роспись, при необходимости - получить согласие, далее издать приказ об оплате переработки. Унифицированной формы такого распорядительного документа не существует. Он может быть составлен произвольно с обязательным содержанием причин переработки, кого и на какое время следует привлечь к работе. Приказ издается по каждому случаю переработки. Заранее на определенный срок с указанием работников он подготовлен быть не может.

Трудовое законодательство гласит о том, что трудозатраты по часам сверх нормы работодателю следует должным образом компенсировать. Речь идет как о сверхурочном труде, так и о работе в выходные, праздничные дни, ночью. Ответ на вопрос: «Как оплачиваются переработки по Трудовому кодексу России?» - кроется в статье 152 документа о трудовом праве, который говорит о необходимости работодателя предусматривать за первые два часа работы полуторную, за последующие часы - двойную оплату труда. Возможны и более высокие коэффициенты, если это отражено в локальной нормативной базе предприятия, коллективном или трудовых договорах. Также отработанное время можно заменить равным или превышающем часы переработки отдыхом. Выбор того или иного способа компенсации - прерогатива работника, а не работодателя.

На практике зачастую можно столкнуться с рядом вопросов о том, как оплачиваются переработки, по Трудовому кодексу которые не растолкованы, касающиеся, например, ситуаций, когда переработка выпадает на выходные и праздничные дни или ночное время. Так, в случае переработки, выпадающей на ночное время, должны быть оплачены (не менее 20%) и отдельно за сверхурочную работу. Переработка в выходной или будет считаться исключительно как работа в выходной или праздник с соответствующей двойной оплатой. Оплата переработки при сменном графике рассчитывается исходя из превышения нормы рабочих часов за учетный Везде она рассчитывается по-разному, однако судебная практика определяет подход, при котором первые 2 часа от общего количества часов переработки в учетном периоде следует оплачивать в полуторном, все остальные - в двойном размере. Изначально работодателю следует определить документально порядок оплаты переработок, т. е. какая база для применения повышающих коэффициентов будет учитываться (голый оклад (тарифная ставка) или оклад + надбавки). Для оплаты переработок лучше готовить подробную бухгалтерскую справку-расчет. В случае переработки часов сверх максимально допустимой нормы работник должен получить компенсацию в полном объеме.

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда .

Соответственно, у каждого работодателя должна быть предусмотрена собственная система оплаты труда работников. Базой для ее разработки будут являться положения Трудового кодекса и другие нормы действующего законодательства. Что подразумевает под системой оплаты труда действующее законодательство и какие к ней предусмотрены требования? Как ясно из самого названия, под системой оплаты труда подразумевается некая совокупность условий получения работником заработной платы - вознаграждения за свой труд.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд, которое зависит от:

  • квалификации работника,
  • сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
При этом, к заработной плате относится не только вышеуказанное вознаграждение, но и:
  • компенсационные выплаты*,
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты).
*Доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.

В соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая:

  • Размеры:
  • тарифных ставок,
  • должностных окладов,
  • доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
  • Системы:
  • доплат и надбавок стимулирующего характера,
  • премирования,
устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Все эти документы должны быть составлены в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выборе и разработке внутрифирменных систем оплаты труда работников могут применяться различные системы:

  • Тарифные системы оплаты труда.
  • Бестарифные системы оплаты труда.
  • Смешанные системы оплаты труда.
Ниже мы подробнее рассмотрим вышеуказанные системы оплаты труда, их особенности и отличия.

Данная статья призвана помочь начинающим специалистам разобраться в видах и формах систем оплаты труда, при анализе (а в случае необходимости и разработке) внутрифирменных систем оплата труда компании.

Тарифная система оплаты труда

Во многих компаниях применяются тарифные системы оплаты труда работников. Как следует из положений ст.143 ТК РФ, тарифные системы оплаты труда это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. При этом, необходимо учитывать, что только тарифные системы оплаты труда напрямую предусмотрены Трудовым кодексом.

Остальные виды систем Трудовым кодексом не установлены, однако в соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, работодатель имеет право устанавливать у себя на предприятии любые системы оплаты труда, которые должны отвечать одному единственному условию:

  • они не должны противоречить требованиям ТК РФ и других документов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с положениями ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:
  • тарифные ставки,
  • оклады (должностные оклады),
  • тарифную сетку,
  • тарифные коэффициенты.
Под тарифной сеткой понимается совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Довольно часто тарифная сетка оформляется в виде таблицы, в которой сведены разряды и коэффициенты - чем выше разряд, тем выше тарифный коэффициент. Для того, чтобы определить тарифный коэффициент каждого разряда нужно разделить тарифную ставку разряда на тарифную ставку первого разряда.

Тарифный разряд - это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд - это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификацией работ называют отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,
  • государственных гарантий по оплате труда.
При этом, согласно мнению официальных органов, выраженному в Письме Роструда от 27.04.2011г. №1111-6-1, при установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры окладов следует устанавливать одинаковые.

При этом «надтарифная часть» заработной платы (надбавки, доплаты и другие выплаты) может быть различной у разных работников, в том числе в зависимости от:

  • квалификации,
  • сложности работы,
  • количества и качества труда.
Свое мнение Роструд основывает на том, что хотя статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления «вилки» должностных окладов*, при установлении «вилки» окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22 ТК РФ).

При этом, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст.132 ТК РФ).

Вместе с тем, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда.

*То есть установления должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера.

Основными формами тарифной системы оплаты труда являются повременная и сдельная.

Отличие между повременной и сдельной оплатой труда в том, что при повременной оплате труда оплата зависит от количества отработанного времени, а при сдельной - от количества:

  • произведенных единиц продукции,
  • выполненных операций.
  • Повременная форма оплаты труда.
Зарплата сотрудников при повременной оплате определяется исходя из их квалификации и количества отработанного ими времени.

Данная форма оплаты труда применяется тогда, когда труд сотрудника не подлежит нормированию или слишком тяжело организовать учет выполненных операций.

Обычно повременная система оплаты труда применяется при оплате труда административно - управленческого персонала, а так же сотрудников вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства.

Кроме того, такая форма оплаты применяется при оплате труда совместителей.

При простой повременной форме оплаты труда заработная плата выплачивается за определенное количество отработанного времени и не зависит от количества выполненных операций.

Расчет осуществляется исходя из тарифной ставки или оклада и количество отработанного времени.

Сумма заработной платы определяется как произведение тарифной ставки (должностного оклада) на величину фактически отработанного времени.

В случае, если месяц отработан сотрудником не полностью, то заработная плата будет начислена сотруднику только за фактически отработанное время.

Если компания применяет почасовую или поденную системы оплаты труда, то зарплата сотрудника будет определяться исходя из часовой (дневной) ставки помноженной на число фактически отработанных часов или дней.

При повременно-премиальной форме оплаты труда при расчете зарплаты учитывается не только отработанное время, но и количество/качество работы, исходя из которых сотруднику начисляется премия.

Размер премии может устанавливаться в процентах от оклада (тарифной ставки) сотрудника, в соответствии с действующими в компании:

  • положением о премировании,
  • коллективным договором,
  • приказом руководителя компании.
Таким образом, сумма заработка сотрудника будет определяться как произведение тарифной ставки на величину фактически отработанного времени плюс премия по итогам работы.
  • Сдельная форма оплаты труда.
Заработная плата сотрудникам при применении сдельной оплаты труда рассчитывается исходя из конечных результатов их работы (с учетом количества и качества произведенной продукции, выполненных работ).

Сдельная форма оплаты труда стимулирует сотрудников к повышению производительности и качества выполняемых работ.

Размер заработной платы определяется на основании сдельных расценок, предусмотренных за выполнение каждой единицы продукции, операции.

Сдельная форма оплаты труда используется в организациях, которые имеют возможность четкой фиксации количества и качества производимой продукции, выполненных операций.

Сдельная форма оплаты труда, в свою очередь, разделяется, в зависимости от выбранного способа расчеты заработной платы на следующие виды:

  • Прямая сдельная оплата труда.
  • Сдельно-премиальная оплата труда.
  • Сдельно-прогрессивная оплата труда.
  • Косвенно-сдельная оплата труда.
  • Аккордная оплата труда.
Ниже мы рассмотрим эти разновидности подробнее.

При использовании прямой сдельной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников напрямую зависит от количества изготовленных единиц продукции и выполненных операций.

Расчет зарплаты осуществляется исходя из сдельных расценок. Количество изготовленных единиц продукции (выполненных операций) умножается на соответствующие сдельные расценки.

При сдельно-премиальной оплате труда, заработная плата сотрудников состоит из двух частей:

  • Первая часть рассчитывается исходя из выработки и сдельных расценок.
  • Вторая часть состоит из премии, рассчитываемой в % от суммы сдельного заработка.
При этом, порядок расчета премии, а так же перечень условий, от которых она зависит (например - выполнение и перевыполнение плана, уменьшение % брака, сокращение сроков выполнения работ) устанавливается в положении о премировании компании.

При использовании сдельно-прогрессивной формы оплаты труда, заработная плата сотрудников рассчитывается следующим образом:

  • За изготовление продукции/выполнение операций в пределах норм зарплата рассчитывается по твердым расценкам.
  • За изготовление продукции/выполнение операций сверх установленных норм зарплата рассчитывается по повышенным (прогрессивным) расценкам.
При этом, расценки на продукцию/работы сверх норм могут повышаться в зависимости от объемов перевыполнения в соответствии с утвержденной в компании таблицей расценок.

Использование косвенно-сдельной формы оплаты труда обычно осуществляется при расчетах по заработной плате с сотрудниками вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

Размер заработной платы таких сотрудников зависит от выработки основного рабочего персонала и оплачивается по косвенно-сдельным расценкам за количество продукции/выполненных операций, произведенных компанией.

Так же заработок обслуживающих рабочих может устанавливаться в процентах от заработной платы основных рабочих.

При аккордной оплате труда заработная плата сотрудников не зависит от объема изготовленных единиц продукции/выполненных операций, а устанавливается за комплекс работ.

При этом, в зависимости от того, как на предприятии организован производственный процесс, аккордная оплата труда может быть индивидуально-сдельной и коллективно-сдельной.

В случае индивидуально-сдельной оплаты труда зарплата сотрудника рассчитывается исходя из количества произведенной им продукции и ее качества.

Сумма заработка рассчитывается исходя из сдельных расценок.

При коллективно-сдельной оплате труда зарплата сотрудников определяется в совокупности с учетом фактически произведенной продукции и выполненных работ, их сдельных расценок.

Зарплата каждого конкретного сотрудника рассчитывается исходя из объема произведенной всем подразделением (коллективом) продукции и количества (качества) его труда в общем объеме произведенных работ.

Таким образом, зарплата одного сотрудника при коллективно-сдельной оплате труда, зависит от общей выработки.

Бестарифная система оплаты труда

Бестарифная система оплаты труда характеризуется тесной связью уровня зарплаты сотрудника с фондом заработной платы, определяемым по конкретным результатам работы трудового коллектива.

Каждому сотруднику устанавливается постоянный коэффициент квалификационного уровня.

При этом, при расчете заработка учитывается коэффициент трудового участия (КТУ) конкретного сотрудника в результатах деятельности компании.

При использовании бестарифной системы сотрудникам не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки.

В этом случае:

  • размеры окладов, премий, иных поощрительных выплат,
  • соотношение их между отдельными категориями сотрудников,
определяются компанией самостоятельно и фиксируется в трудовом и коллективном договорах, других локальных нормативных актах организации.

Заработок сотрудника при такой системе оплаты труда зависит от конечных результатов работы организации, структурного подразделения, а так же от объема денежных средств, направляемых компанией на пополнение фонда оплаты труда.

Соответственно, зарплата каждого сотрудника рассчитывается, как доля в общем фонде заработной платы.

Бестарифную систему оплаты труда применяют в ситуации, когда имеется возможность организовать учет результатов работы сотрудника.

Такая система стимулирует общую заинтересованность коллектива в результатах работы и повышает уровень ответственность каждого сотрудника за их достижение.

Соответственно, бестарифная система может применяться не крупными компаниями.

При этом, если деятельность компаний связана с производством продукции и, соответственно, применение бестарифной системы может ущемить интересы сотрудников в части гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

В таких случаях компании применяют смешанные системы оплаты труда, с элементами тарифной и бестарифной систем. О них мы и поговорим ниже.

Смешанная система оплаты труда

Смешанная система оплаты труда интересна тем, что сочетает в себе как признаки тарифной системы, так и признаки бестарифной системы оплаты труда.

Система такого типа может применяться, например, в бюджетной организации, которая имеет право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами.

К смешанным системам оплаты труда относятся:

  • система «плавающих» окладов,
  • комиссионная форма оплаты труда,
  • дилерский механизм.
Применение системы «плавающих» окладов основывается на ежемесячном определении размера оклада работника в зависимости от результатов труда на обслуживаемом участке (роста или снижения производительности труда, повышения или снижения качества продукции (работ, услуг), выполнения или невыполнения норм труда и др.).

Такая система может применяться для оплаты труда административно-управленческого персонала и специалистов.

Соответственно, размер зарплаты зависит от качества выполнения сотрудником его должностных обязанностей.

Применение комиссионной формы оплаты труда в настоящее время встречается довольно часто.

По такой системе оплачивается труд многих специалистов отделов продаж.

Зарплата сотрудника за выполнение своих должностных обязанностей определяется в этом случае, как фиксированный процент с доходов от реализации товаров, продукции, работ и услуг.

При этом выбор конкретного механизма расчета заработной платы, при применении комиссионной формы оплаты труда, регламентируется исключительно внутренними нормативными актами компании и зависит от специфики деятельности организации.

Многие торговые компании, например, устанавливают комиссионные, как фиксированный процент от суммы выручки от реализации товаров.

Кроме того, в компании может быть установлен дифференцированный размер процентов - в зависимости от вида продаваемых товаров и их экономической отдачи.

Так же, зачастую, вместо процентов используются твердые расценки за реализацию каждой товарной единицы/партии товаров.

В крупных организациях довольно часто для отдела реализации устанавливается процентная шкала, которая применяется к так называемому «базовому тарифу» (окладу) в зависимости от объемов продаж (если норма продаж не выполнена, то % понижается, а если выполнена или перевыполнена - растет).

В заключение поговорим о дилерском механизме .

Данная система оплаты труда основывается на том, что сотрудник компании за свой счет приобретает товары компании, чтобы самостоятельно их реализовать.

Соответственно, размер заработка сотрудника в таком случае представляет собой разницу между ценой, по которой сотрудник закупил товары и ценой, по которой он их реализовал покупателям.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Понятие заработной платы по Трудовому кодексу РФ включает в себя не только должностной оклад / тарифную ставку, но и всевозможные премии и надбавки. О зарплате, ее правовом регулировании и последних изменениях, связанных с ее выплатой, читайте в нашей статье.

Заработная плата по ТК РФ

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд работника, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В том же положении уточняется, что размер зарплаты зависит от квалификации работника, сложности и условий работы, количества и качества ее выполнения.

  • Ст. 133, в которой говорится об установлении минимального размера оплаты труда на территории РФ. Получаемая работником итоговая сумма, а это, как отмечалось выше, вознаграждение плюс всевозможные добавки и премии, не может быть меньше установленного МРОТ.
  • Ст. 132, согласно которой максимальные размеры зарплаты не устанавливаются, за исключением зарплат руководящих должностей на госпредприятиях и организациях, где больше половины доли/акций принадлежит органам власти. Таким руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам нормативными актами установлены максимально допустимые суммы оплаты труда.
  • Ст. 131, ограничивающей долю натуральной зарплаты, которая не может быть больше 20% от общей суммы, положенной к выплате. Этой же нормой запрещается оплачивать труд какими-либо купонами, бонами, расписками, вещами, свободный оборот которых не допускается (алкоголем, оружием и т. д.) и разрешается оплачивать иностранной валютой в случаях, установленных валютным законодательством.

ТК РФ не содержит каких-либо норм, посвященных видам и формам зарплаты, эти понятия рассматриваются в юридической литературе.

Правовая охрана оплаты труда

Гарантии по оплате труда, т. е. меры правовой охраны заработной платы, перечислены в ст. 130 ТК РФ. Это:

  • устанавливаемый и периодически обновляемый МРОТ (о его размере в 2018 — 2019 году читайте в материале Размер МРОТ с 1 января 2019 года в России);
  • проведение ежегодной индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен;
  • ограничения в размерах удержаний из ЗП (ст. 138 ТК РФ);
  • установленные рамки сроков и очередности выплат;
  • возможность взыскания компенсационных процентов за просрочку выплаты ЗП и морального вреда по той же причине (ч. 1 ст. 236, ч. 2 ст. 237 ТК РФ);
  • предусмотренная КоАП и УК РФ ответственность работодателя за невыплату ЗП;
  • контроль и надзор на федеральном уровне за исполнением требований ТК РФ.

Госпошлина за обращение в суд работником-истцом, согласно ст. 393 ТК РФ, не уплачивается. Неполучение ЗП исключением не является.

В положения закона о заработной плате в 2016 году были внесены изменения, касающиеся порядка оплаты труда. В результате усилилось правовое положение работников и увеличилась ответственность работодателя. Подробнее см. в следующем разделе.

Новый закон: что изменилось в положениях о выплате зарплаты в 2018 — 2019 годах

Нововведения произошли в 2016 году — закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 272-ФЗ — привел к следующему:

  1. По окончании периода, за который идет расчет с персоналом, работодателю даются 15 дней на выплату ЗП (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).
  2. Увеличился размер материальной ответственности работодателя за задержку выплаты ЗП: с 1/300 до 1/150 ключевой ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки (ст. 236 ТК РФ).
  3. В ст. 5.27 КоАП добавились чч. 6, 7, в которых описываются ситуации, где работодатель задерживает ЗП либо платит не полностью, либо установил размер меньше МРОТ. За такие правонарушения, согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП, на ИП накладывается штраф от 1 000 до 5 000 руб., на организацию — от 30 000 до 50 000 руб. В случае повторного нарушения штрафы увеличиваются.
  4. В ст. 392 ТК РФ добавилась ч. 2, посвященная сроку обращения в суд по спорам о невыплате, в т. ч. частичной, ЗП. Работнику для подачи иска дается 1 год со дня, когда должна была быть совершена выплата. Ранее действовал общий для всех трудовых споров (кроме увольнения) срок — 3 месяца.
  5. Согласно измененному абз. 3 ч. 7 ст. 360 ТК РФ самостоятельным основанием для проведения инспекторами Минтруда внеплановой проверки является заявление о невыплате, неполной выплате, установлении ЗП меньше МРОТ.

В 2018 — 2019 году закон о заработной плате не обновлялся.

Таким образом, в российском ТК заработная плата, процесс ее выдачи и порядок разрешения споров, связанных с ее задержкой, имеют довольно четкие положения:

  1. Дается четкое определение понятия «заработная плата».
  2. Установлены правила и гарантии по ее размерам и выплате.
  3. Последними изменениями увеличилась ответственность работодателя за несвоевременную невыплату ЗП.