Здание синода. Правительствующий сенат - конституционный суд рф. Российский государственный исторический архив

В 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.

Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.

Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.

Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.

В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в.

Здание Сената и Синода – архитектурно-исторический комплекс в стиле ампир на Сенатской площади Петербурга. Автором проекта стал знаменитый архитектор К. Росси.

Участок, ныне занимаемый зданием Сената и Синода, до 1727-го года являлся собственностью князя А. Меньшикова. На нем был построен так называемый "фахверковый дом" – сооружение в голландском стиле. После ареста Светлейшего князя и ссылки его в Сибирь, владельцем земли со всеми постройками стал граф Остерман. В 1741 году Остерман также был репрессирован, и владельцем участка стал канцлер А. Бестужев-Рюмин.

В 1744 году по приказу канцлера началась перестройка «фахверкового дома» во дворец. Все работы были завершены в 1747 году.

Бестужев-Рюмин активно участвовал в заговорах и интригах при императорском дворе. В конце концов, это привело его к опале и ссылке. Императрица Елизавета I разрешила экс-канцлеру самому распродать свое имущество. На торги было выставлено огромное количество ценных предметов: золотой и серебряной посуды, зеркал в позолоченных оправах, бобровых шуб, стенных часов и т.д.

Екатерина II помиловала Бестужева-Рюмина, но запретила ему занимать государственные посты. Не была возвращена бывшему канцлеру и его собственность. Дворец на Сенатской площади был переведен в статус казенного имущества, и в 1763 году здесь разместился Сенат.

В 1780-ом году началась перестройка здания Сената в духе классицизма. Руководил работами архитектор И. Старов. Изменениям подвергся не только фасад дома, но и внутреннее убранство.

Несмотря на все усилия по обновлению здания, стало понятно, что оно долго не простоит: слишком ветхой была основная конструкция, построенная еще при Петре I. В 1808 году стены дворца укрепили колоннадой и металлическими перетяжками.

В 1827 году в Сенате побывал император Николай I, которого категорически не устроило его состояние и планировка внутренних помещений. Царь приказал полностью перестроить дворец. В качестве ориентира он предложил использовать здание Главного Штаба.

На объявленный правительством конкурс было подано много заявок, но победу одержал проект Карла Росси, предложившего построить комплекс из двух больших корпусов, соединяющихся в единую архитектурную композицию с помощью арки.

В 1829 году старую постройку снесли и заложили фундамент нового Сената. В 1830 году государство купило за 600 тыс. рублей расположенный рядом дом Кусовниковой, который был сломан и на его месте заложили здание Синода.

Сумма в 600 тыс. рублей – астрономическая по тем временам. Дело в том, что купчиха Кусовникова, прекрасно знавшая об интересе к ее имуществу со стороны государства, ни в какую не хотела продавать здание. Нельзя исключать, что часть суммы ушла на взятки госслужащим, признавшим цену объективной.

Росси редко посещал строительство Сената и Синода, почти все свое время он тогда тратил на застройку ансамбля Александринской площади. Возведением комплекса на Сенатской руководил А. Штауберт.

В 1832 году Николаю I был представлен проект украшения Сената и Синода. Росси предложил использовать большое количество скульптур в духе античных. Император в целом одобрил идеи архитектора.

Внутренней отделкой зданий занимались К. Трискорни, Ф. Сидоров, А. Андреев. Мебель изготовил знаменитый мастер Гамбс. Сложнейшие композиции из лепнины были выполнены Торичелли, стены и потолки расписали художники В. Соловьев и Ф. Рихтер.

В 1834 году в новом здании Сената прошло первое заседание, которое посетил Николай I. В 1835 году строители завершили отделочные работы в Синоде.

Основной архитектурный элемент комплекса – Триумфальная арка. Росси создал монументальное сооружение высотой в 26 м. и шириной в 20 м. В арку был искусно встроен переход из Сената в Синод, что позволяет считать два корпуса единым зданием.

Триумфальная арка украшена скульптурами, горельефами и барельефами работы П. Свинцова, С. Пименова, Н. Токарева. Все элементы декора имеют символический смысл и в аллегорической форме показывают историю отечественного законодательства.

С завершением строительства здания Сената и Синода архитектурный ансамбль Сенатской площади получил свое окончательное воплощение.

После революции здание Сената и Синода было передано Государственному управлению архивами. Расположенная на территории Синода церковь была переоборудована в библиотеку. Во время ВОВ комплекс сильно пострадал от бомбежек, в 1944 году началась его масштабная реставрация, завершенная в 1952-ом.

Последняя реконструкция здания Сената и Синода была проведена в 2006 году. В настоящее время здание Сената занимает Конституционный Суд РФ, здание Синода – Ельцинская библиотека.

Здания Сената и Синода с объединяющей их триумфальной аркой были последним крупным произведением гениального К.И. Росси. Здания оформлены в стиле позднего классицизма. Они были построены в 1829-1834 годах. Творчество Росси - основа петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом светлейшего князя Меньшикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко. В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. До этого Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой. С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен - часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Синода. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией "Правосудие и благочестие", символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.
Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры "Гениев, держащих закон". На самом аттике расположены три барельефа - "Закон Божий", "Закон естественный" и "Закон гражданский". Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф "Закон гражданский". Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф "Закон Божий", посвященный Синоду. В правой части - барельеф "Закон естественный", посвященный Сенату.
С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают восьмиколонные портики коринфского ордера и ступенчатый аттик. Необыкновенно красивы широкие гранитные лестницы с пандусами, оформляющие вход в здания. Чередование выступающих частей фасадов зданий и ниш, лепные украшения создают богатый светотеневой эффект. Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной. В угловом помещении здания была устроена двусветная церковь святого благоверного князя Александра Невского. Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.
Интересен также по своему оформлению бывший Зал заседаний Сената. Его стены украшены пилястрами и кариатидами из стюка (искусственного мрамора) и плафоном росписи художника Б. Медичи. В середине зала помещался трон. Трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Парадная лестница, ведущая в Зал заседаний Сената, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

Возведение зданий Сената и Синода вместе с объединяющей их триумфальной аркой завершило оформление центра города, они стали великолепным украшением Санкт-Петербурга.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода.
Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Восемь тяжелых артиллерийских снарядов нанесли им тяжелый урон. Почти полностью была разрушена Синодальная церковь. Реставрационные работы начались еще до окончания войны - летом 1944 года. В ходе комплексной реставрации 1951-1953 годов были восстановлены декор и скульптурное убранство фасадов, интерьеры парадных лестниц и Зала заседаний Сената. В 1979 году была восстановлена роспись Сенатской церкви. Все это время до 2006 года в зданиях располагался Российский Государственный Исторический Архив. В 2006 году после переезда Архива в новое здание на Заневском проспекте в зданиях Сената и Синода был проведен комплекс реставрационных работ. В одном крыле с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации, в другом - с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Здание Сената и Синода - памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода.
Автор здания - архитектор Карл Росси (1775-1849; последнее его крупное произведение).

До 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив.
В одном крыле здания с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом крыле здания с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Первым зданием на углу Сенатской площади и Английской набережной стал второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках он упоминается уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате его постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, второй дворец Меншикова был и первым в Петербурге доходным домом. Его называли "княжескими мазанками". М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает этот дом:
"В 1716 году первый здесь выстроил князь Меншиков длинное и высокое мазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за "постойные деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых".

Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

На этом же участке располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Ж.-Б. Леблон.


дворец Бестужева-Рюмина (слева), 1753 год

Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а в 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а в 1744 году участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.
Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы.

Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но в его дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.

В 1780-х И. Е. Старовым здание Сената было перестроено в стиле классицизма. Изменялись и его интерьеры. В записках поэта Г. Р. Державина, служившего в Сенате, описывается переделка зала общих собраний Сената в 1779 году. Работали над интерьером скульптор Ж. Д. Рашетт, художник Г. И. Козлов. Принимал участие в этой работе и Н. А. Львов.


здание Сената (слева), 1801 год

Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его станы были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина.

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.


здание Сената (слева), 1824-1827 годы

Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести дом купчихи Кусовниковой.

Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба.

Панорамный вид реки Невы от Адмиралтейства вниз по течению, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): "Лист 2. Адмиралтейство. Исаакиевская церковь. Статуя Петра I. Сенат. Английская набережная. Академия наук".

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси,
В. Стасов, П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

Замысел Росси пытался оспорить начальник Инженерного управления Военного министерства князь Долгоруков. Он доносил императору:
И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки.

На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.


Сенатская площадь. Е.Е.Лансере. 1904.

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью:
"Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт".
В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.

После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади. Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов.

Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. В феврале 1833 года объект осматривал император. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода.

Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И, Демут-Малиновский, С. С. Пименов,
Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе.
Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался.
30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов.

Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.

У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей.

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению.
В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства.
Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.

В работах по отделке зданий Сената и Синода участвовали художники Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, Д. А. Ширяев и др. Статуи на фасадах исполнили скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П. В. Свинцов и Н. А. Устинов.
В 1834 году работы были закончены.

Поставленная перед строителями задача - "придать зданию Сената характер, соответствующий огромности площади", - была решена с большим мастерством и верным чувством масштаба.

Значительная протяженность здания заставила Росси довести его высоту до 8,5 саженей. Здание Адмиралтейства ниже здания Сената на одну сажень (на 2,1 метра). Центром композиции фасада, оформляющего грандиозную площадь, является эффектная арка, переброшенная над Галерной улицей. В ее оформлении Росси использовал один из ранее созданных им, но не осуществленных вариантов арки Главного штаба. Этот вариант переработан с учетом значительно меньшей ширины проезда, но триумфальный, торжественный характер всей композиции в целом полностью сохранен.






Введя в центральную часть фасада мотив сильных выступов, обработанных парами колонн, раскреповав антаблемент над ними и широко использовав скульптуру - свободно стоящие фигуры гениев, лепной фриз в аттике и венчающую аттик группу "Правосудие и Благочестие", - Росси придал арке черты почти барочной пышности и богатства.

Входы в здания Сената и Синода, тождественные по архитектурной обработке и расположенные симметрично относительно центральной оси фасада, отмечены красивыми гранитными лестницами, пандусами и неглубокими восьмиколонными лоджиями, которые значительно обогащают композицию и создают интенсивную игру света и тени на фасаде.

Закругленный угол здания Сената обработан колоннадой из восьми свободно стоящих колонн, поставленных на стену первого этажа, играющего роль цоколя. Изогнутая по дуге монументальная колоннада, увенчанная ступенчатым аттиком, играет особенно важную роль при обозрении здания с Невы и набережных.



Из интерьеров здания интересны лестницы, сохранившие лепные карнизы и роспись, большой двусветный зал, перекрытый полуциркульным сводом с росписью, и помещение бывшей церкви. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера. Центральное помещение перекрыто куполом на парусах. Роспись и лепные карнизы сохранились и в некоторых других помещениях.

Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города - ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей - одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.

***

Санкт-Петербург и пригороды

Стали "княжеские мазанки" Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках мазанки упоминаются уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате их постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, мазанки Меншикова были и первым в Петербурге доходным домом. М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает его:

Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" приводит ссылку на документ, согласно которому с августа по ноябрь 1716 года "по указыванию архитектора Леблонда " на дворе Меншикова был поставлен ещё один мазанковый дом для размещения французских мастеров . Это была первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы, в которой преподавал тот самый архитектор Ж.-Б. Леблон . На этом же участке располагался кабак для рабочих.

Рядом с участком Меншикова, где теперь работает Президентская библиотека (здание Синода), с 1720 года располагалась мазанковая смольня. Здесь варили смолу для смоления канатов, использовавшихся при строительстве кораблей в соседнем Адмиралтействе. Это предприятие было пожарно небезопасным, поэтому от Адмиралтейского канала вдоль смольни был прорыт канал. Из него в случае пожара можно было брать воду. На берегу канала находились пожарные насосы.

Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а 10 октября 1732 года был пожалован вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману . В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а незадолго до этого он успел устроить здесь церковь.

17 декабря 1744 года участок был подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Эти башенные часы долгое время были единственными в Петербурге, так как куранты Петропавловского собора сгорели от удара молнии и их замена сильно затянулась. 25 февраля 1747 года в этом дворце Бестужев-Рюмин отмечал свадьбу своего сына с графинею Разумовской.

8 сентября 1749 года вызывались желающие "вместо имеющихся при Канатном дворе смолен, в которых требуемых во флот и Адмиралтейство канатов смолить опасно, достроить ей имеющихся построенных вновь каменных мастерских палат для варения смолы " [Цит. по: 3, с 92]. Так мазанковая смольня была заменена каменной. К концу XVIII века на месте смольни был построен дом купцов Устевых, которые позже приобрёл петербургский купец Кусовников.

Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. 17 апреля 1761 года "в доме бывшего канцлера Бестужева-Рюмина начнётся публичная продажа разным вещам, серебру да пламенажам, шандалам, чайным, кофейным блюдам, гайдукских и егерских ливрей, серебряным наборам, зеркальных досок для десерту в медных оправах с разными ёлками и деревцами с хрустальным к десерту шлифованным прибором, тонкого мрамора каминам, большим и малым шорам, сёдлам, бобровым и барсовым лошадиным покрышкам с серебряными позументами, иллюминационным фонарям, часам стенным и столовым, в том числе одни, английские, играют разные минуэты " [Цит по: 3, с. 107, 108]. На 22 мая того же года была назначена продажа башенных часов. Всё это имущество Бестужев-Рюмин продавал сам, тик как императрица хоть и сослала его в Сибирь, но не решилась конфисковать имущество. Распродажей богатства владелец дворца показывал своё бедственное положение.

После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но на государственные должности он уже не рассчитывал. 30 июня 1763 года дом Бестужева-Рюмина был оценён, а 24 декабря он был принят в казну за 92 107 рублей 60 копеек. В дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу кроме денежной компенсации было выдано новое жильё - дом князя Кантемира на Дворцовой набережной .

Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина .

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлеманя к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести соседний дом купчихи Кусовниковой.

Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба .

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси , В. Стасов , П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Росси участвовать в конкурсе не хотел. Свои чертежи на рассмотрение он сдал последним, только после нескольких настойчивых напоминаний.

Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Эти варианты противоречили требованию Николая I сделать здание Сената и Сиинода походим на Главный штаб. Карл Росси же составил проект двух новых зданий, в желаемых царём стиле и формах. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник окончательный проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

Замысел Росси пытался оспорить управляющий министерством юстиции князь А. А. Долгоруков. Он доносил императору:

И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки [Цит. по 1, с. 515].

На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.

Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. В июле была сломана старая постройка, а 24 августа состоялась торжественная закладка новая здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну за 600 000 рублей, было заложено здание Синода.

Сумма в 600 000 могла бы вызвать удивление, так в 1796 году участок оценивался в 7 500 рублей. Но прознав о решении строить здесь новое здание Синода, купчиха Кусовникова решила получить от казны максимальный доход. К тому же, в эту сумму наверняка вошли взятки чиновникам, которые признали цену правильной.

После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади . Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов. Ежедневно на строительной площадке трудилось до 800 человек.

Построенный в 1810-х годах архитектором Шарлеманем трёхэтажный корпус на Галерной улице Карл Росси оставил целым, лишь надстроив его.

Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Штукатурными работами руководили подрядчики П. Зайцев, Ф. Сидоров, И. Дылёв, М. Зиновьев, А. Андреев. Работы по мрамору возглавлял К. Трискорни. Мебель выполнялась П. Гамбсом, А. Туром, К. Гудом и другими мастерами по чертежам А. Е. Штауберта. Наиболее сложные элементы лепного декора интерьеров выполнил Торичелли. Залы расписывали Б. Медичи, Ф. Рихтер, В. Соловьёв и другие художники.

В феврале 1833 года объект осматривал император. После завершения внутренних работ здесь уже работал Сенат. Его первое заседание здесь прошло 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I. В ноябре 1835 году было завершено строительство здания Сената, в том же году были завершены все работы в Синоде.

В угловом помещении здания Сената была создана церковь во имя Семи вселенских соборов. Её освятили 27 мая 1835 года. Это единственный православный храм, купол которого оборудован стеклянным фонарём. Резной дубовый иконостас выполнил мастер столярных работ А. Тарасов по рисункам А. Е. Штауберта.

Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади . Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. В её объем включен переход между Сенатом и Синодом. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.

У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей .

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. Всё имущество и бумаги Сената были переданы в музеи и архивы. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.