Задание 18 русский язык. В середине предложения – запятая – один раз

Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

Запятые ставятся в следующих случаях:

      Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

      Когда она вошла в комнату, я встал.

      (Когда…), .

      Я встал, когда она вошла в комнату.

      , (когда…).

      Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

      Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

      [ , (когда…), ].

      Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

      Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

      , (что …), (), ().

      Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

      Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

      , (что…), и (что…), и (что …).

      Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

      По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

      (По мере того как…),.

      Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

      , (по мере того как…).

      Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

      [ (по мере того как…) ].

      Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

      1) перед ними есть отрицательная частица не :

      Она не ответила потому, что испугалась.

      2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

      Она ответила только потому, что испугалась.

      Внимание:

      Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

      Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то .

      Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
      Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

      Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

      Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

      Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

      (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

Вконтакте

Одноклассники

Справочник для подготовки к ЕГЭ

  • Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
  • Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Каталог заданий.
Задания тренировочных и диагностических работ

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые

Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

Предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей с основами «Пушкин заинтересовался и принялся» и «герой фигурирует». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного.

Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

Запятая должна стоять на месте 1.

Ответ: 1

Цель за-да-ния: При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

ко-то-рый

ко-то-рый

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла

Вер-ный ответ 1 и 4.

ко­то­рой

пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить

Вер-ный ответ 2 и 4.

и этот ряд бес-ко-не-чен.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.

Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».

Запятые должны стоять на местах 1, 4.

Ответ: 14|41

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по рус­ско­му языку.

Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

Вер-ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер-ный ответ 2 и 4.

Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

Кухню, к левой стене ко­то­рой...

и этот ряд бес-ко-не-чен.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества, (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее», (4) и своего положения в нём.

Запятые 2 и 4 выделяют придаточное предложение «по отношению к которому принято говорить «высшее».

Ответ: 24|42.

Ответ: 24|42

Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

Цель за-да-ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

Вер-ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер-ный ответ 2 и 4.

Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

Кухню, к левой стене ко­то­рой...

и этот ряд бес-ко-не-чен.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим знаки препинания.

Света подошла к мальчику, (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе, (4) и поздоровалась.

Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе».

Ответ: 14|41.

Ответ: 14|41

Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

ЗА-ДА-НИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАС-СТА-НОВ-КА ЗНА-КОВ ПРЕ-ПИ-НА-НИЯ В СЛОЖ-НО-ПОД-ЧИНЁННОМ ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИИ.

Осо-бен-но-сти вы-пол-не-ния за-да-ния 18.

Цель за-да-ния:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой фор-му-ли-ров-ке ответ может со-дер-жать как одну, так и более цифр. На-пи-са-ние ука­жи­те все цифры(У) очень силь-но об-лег-ча-ет за-да-ние и де-ла-ет его более лёгким, чем осталь-ные. По-это-му на РЕ-ШУ-ЕГЭ фор-му-ли-ров-ка будет толь-ко такой.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

Вер-ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер-ный ответ 2 и 4.

Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

Кухню, к левой стене ко­то­рой...

и этот ряд бес-ко-не-чен.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся про-явить уме-ние рас-став-лять знаки пре-пи-на-ния в слож-но-под-чинённом пред-ло-же-нии.

При этом в 100% слу-ча-ев мо-дель пред-ло-же-ния одна: это слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным с со-юз-ным сло-вом ко-то-рый . По-че-му имен-но такой тип? Ви-ди-мо по-то-му, что имен-но в пред-ло-же-ни-ях с дан-ным со-юз-ным сло-вом уча-щи-е-ся не видят гра-ниц пред-ло-же-ния, сле-дуя пра-ви-лу на-чаль-ной школы «Перед сло-вом «ко-то-рый» ставь за-пя-тую». Та-ко-го пра-ви-ла нет.

Для вы-ра-бот-ки на-вы-ка осмыс-лен-ной по-ста-нов-ки зна-ков пре-пи-на-ния не-об-хо-ди-мо:

1. По-ни-мать, что такое СПП, для этого об-ра-тим-ся к раз-де-лу Справ-ки;

2. Уметь опре-де-лять ос-но-вы глав-но-го и при-да-точ-но-го пред-ло-же-ний;

3. По-ни-мать, что со-юз-ное слово ко-то-рый да-ле-ко не все-гда стоит в на-ча-ле при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния и оно может быть в раз-ном роде, числе па-де-же, с пред-ло-гом или без, что перед ним могут сто-ять дру-гие члены при-да-точ-но-го пред-ло-же-ния;

4. Учи-ты-вать, что глав-ное пред-ло-же-ние может быть ослож-не-но од-но-род-ны-ми чле-на-ми, в част-но-сти, ска-зу-е-мы-ми;

5. Иметь в виду, что ино-гда в глав-ном пред-ло-же-нии могут быть при-част-ные обо-ро-ты, не-обособ-ля-е-мые за-пя-ты-ми, и ис-кать за-пя-тую для их обособ-ле-ния не нужно. Таких за-пя-тых про-сто не будет.

Рас-смот-рим пред-ло-же-ния из ка-та-ло-га РЕ-ШУ-ЕГЭ. Начнём с самых про-стых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из раз-бо-ра по чле-нам пред-ло-же-ния, в при-да-точ-ном от ос-но-вы ста-вят-ся во-про-сы ко вто-ро-сте-пен-ным чле-нам, и это одно пред-ло-же-ние. Гру-бой ошиб-кой было бы не за-ме-тить, что слова «уди-ви-тель-ной кра-со-той» вхо-дят в при-да-точ-ное, ведь смысл пред-ло-же-ния в том, что лю-бо-ва-лись кра-со-той, а не тай-гой во-об-ще.

Вер-ный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

При-да-точ-ное стоит после глав-но-го, до-пол-не-ние «шагов» уточ-ня-ет, что не услы-шит автор имен-но их, но они при-над-ле-жат той няне, что на-зва-на сло-вом «ко-то-рой».

Более слож-ный слу-чай - пред-ло-же-ние очень рас-про-странённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

За-пи-шем два пред-ло-же-ния от-дель-но, за-ме-нив слово «ко-то-ро-го» на «ду-хо-вен-ство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ду-хо-вен-ства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние на пред-ло-же-ния, в ко-то-рых глав-ная часть имеет од-но-род-ные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, ка-ко-го того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то го-во-рить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Вер-ный ответ 2 и 4.

Таким об-ра-зом, сле-ду-ет от-ра-бо-тать навык ви-де-ния слов, свя-зан-ных со сло-вом «ко-то-рый», и не за-бы-вать ста-вить за-пя-тые.

К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

Кухню, к левой стене ко­то­рой...

и этот ряд бес-ко-не-чен.


Пройти тестирование по этим заданиям

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №1

Начало формы

1. В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх.

2. Д орога бежала в выемке (1) по обе стороны (2) которой (3) высились песчаные откосы с соснами.

3. Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору (1) и окно (2) сквозь (3) которое (4) уже синели зимние сумерки.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете (1) убранство (2) которого (3) обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность

7. Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) мы пробирались (4) ещё белело меж деревьев.

8. Мы давно ехали узкой дорожкой (1) две-три колеи (2) которой (3) чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга

9.Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.

10. Немного поодаль парило плотное облако (1) в глубине (2) которого (3) загорались и гасли красные искорки.

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №2

Начало формы

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

    При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

    Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

    Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3) копошился батареец с перебитой рукой.

    В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.

    Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

    Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

    Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

9. Теперь навстречу нам вырастал молодой ярко-зелёный лесок (1) над вершинами (2) которого (3) уже исчезали меловые скалы.

10.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

КЛЮЧИ

задания

1 вариант

2 вариант

1

2

3

4

5

6

2 5

7

1 4

8

9

2 5

10

1 4

Конец формы

Теория для Задания №18 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Знаки препинания при обращении и вводных словах»

Необходимо знать следующие темы:
-вводные слова и словосочетания
-обращения.

Вводные слова и словосочетания

Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.

Группы вводных слов по значению

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.).
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.).
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

ОМОНИМИЯ
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)

НАПРИМЕР:
Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (наречие)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие).
Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
Ты знаешь его? (глагол)

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы

Сложные случаи
I. Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ.
Примеры: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы… (Ок.); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.); Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.).

II. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно ОТДЕЛЯЕТСЯ запятой или восклицательным знаком.
Примеры: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc); Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! - С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ее).

Как отличить омонимичные частицы и междометия (о, ах, а)

Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения);
Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза.
Сравните:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.)
О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).

Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.
Примеры: Эй, берегись! Устроишь замыкание! (Возн.); - Эй, поосторожней там! - крикнул Степаxa (Крут.); - Куда? Ты что? Эй!.. (Шукш.); - Эй! Нельзя! - испугалась Фрося (Ток.).

ЕГЭ 2017 Задание 18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


Так выглядит это задание в демоверсии 2017

Расставьте знаки препинания:

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Ответ: 14


Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Правило

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).


Повторим основные понятия

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.

Ловушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

[ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).


Ловушка №2!

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

Помни!

В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!


Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

Меня упрекают , но не знаю в чем

1) если перед ними стоит отрицание не:

, но (в чем).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

, а именно (если).

(не чтобы), а (чтобы)

(ни как), (ни кто)


При составных союзах:

благодаря тому что

ввиду того что

В начале предложения - запятой НЕ разделяется

вследствие того что

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

в силу того что

собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

НЕ + составной союз:

оттого что

потому что

пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз :

несмотря на то что

[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).

вместо того чтобы

Вводное слово + составной союз:

для того чтобы

с тем чтобы

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

в то время как

после того как

перед тем как

с тех пор как

так же как


Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания.

6. Выбрать вариант ответа.

7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.


Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.


Обратите внимание!

  • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.


2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».


3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.


4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.


6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.


7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

История научной фантастики - это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.


9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017