Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения. Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы - особые,относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой,которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Согласно Л.С.Выготскому,самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований.Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том,что они не сохраняются в том виде,в котором возникают в критический период,и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года :

Кризис трех лет:

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.Это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений,кризис выделения своего «Я».Ребенок,отделяясь от взрослых,пытается установить с ними новые,более глубокие отношения.

Л.С.Выготский.Характеристики кризиса трех лет:

Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие,которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого)

Упрямство (реакция ребенка,который настаивает на чем-то не потому,что ему этого очень хочется,а потому,что он требует,чтобы с его мнением считались)

Строптивость (направлена не против конкретного взрослого,а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений,против принятых в семье норм воспитания,против навязывания образа жизни)

Своеволие,своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности:ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого.Обесценивается то,что было привычно,интересно,дорого раньше.У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.Он психологически отделяется от близких взрослых.Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого,противоречие между «хочу» и «могу».

Кризис семи лет:

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка.Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции»,которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.Меняется и среда,и отношение ребенка к среде.Возрастает уровень запросов к самому себе,к собственному успеху,положению,появляется уважение к себе.Происходит активное формирование самооценки.Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей,к перестройке потребностей и побуждений.То,что было значимо раньше,становится второстепенным.Все,что имеет отношение к учебной деятельности,оказывается ценным,то,что связано с игрой,- менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса,суть которого в разрыве,расхождении образовательной системы и системы взросления.Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.Кризис проявляется в крушении жизненных планов,в разочаровании правильности выбора специальности,в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре,к социальной реальности,к своему времени),авторство в становлении своих способностей,в определении своего собственного взгляда на жизнь.В юности происходит овладение профессией,создание своей семьи,выбор своего стиля и своего места в жизни.

Кризис 30лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни,иногда утрате интереса к тому,что раньше было в ней главным,в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.Иногда происходит пересмотр собственной личности,приводящий к переоценке ценностей.Это означает,что жизненный замысел оказался неверным,что может привести к перемене профессии,уклада семейной жизни,к пересмотру своих отношений с окружающими людьми.Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни,в целом он знаменует переход от молодости к зрелости.Смысл - это то,что связывает цель и стоящий за ней мотив,это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда,когда цель не соответствует мотиву,кода ее достижение не приводит к достижению предмета потребности,т.е.когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение,что средний возраст является временем тревоги депрессии,стресса и кризисов.Наблюдается осознание расхождения между мечтами,целями и действительностью.Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.Главные проблемы кризиса среднего возраста:убывание физических сил и привлекательности,сексуальность,ригидность.Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами,жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали,что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление,как кризис идентичности.Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе,его неспособность определить,кто он такой,каковы его цели и жизненные перспективы,кем он является в глазах окружающих,какое место занимает в определенной социальной сфере,в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию.Сказывается нарушение режима и уклада жизни.Наблюдается невостребованность принести пользу людям,ухудшается общее здоровье,снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти,творческого воображения,зачастую ухудшается и материальное положение.Кризис может осложниться утратой близких.Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

22) Новорожденность (0 2(3)месяца)

Новообразования:К концу 1месяца жизни появляются первые условные рефлексы.Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления,т.е.первая специфическая реакция ребенка на человека.«Комплекс оживления» проходит 3стадии: 1)улыбка; 2)улыбка +гуление; 3)улыбка +вокализация +двигательное оживление (к 3месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения.Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С.Мухина];потребность во впечатлениях [Л.И.Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка,при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Социальная ситуация развития:Полная биологическая зависимость от матери.

Ведущая деятельность:Эмоциональное общение со взрослым (мамой).

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические.Ребенок,рождаясь,физически отделяется от матери,что уже является травмой,а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод,воздушная среда,яркая освещенность,необходимость смены питания);

2) психологические.Отделяясь от матери,ребенок перестает ощущать ее тепло,что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов,которые помогают ему в первые часы жизни.К ним относятся сосательный,дыхательный,защитный,ориентировочный,хватательный («цеплятельный»)рефлексы.Последний рефлекс достался нам от предков-животных,но,будучи не особенно нужным,он вскоре исчезает.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни:постепенно увеличивается время бодрствования;развивается зрительное и слуховое сосредоточение,т.е.возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах;развиваются первые сочетательные и условные рефлексы,например на положение при кормлении.Идет развитие сенсорных процессов – зрения,слуха,осязания,причем оно происходит значительно быстрее,чем развитие моторики.

23 вопрос .Младенчество(0-1год)

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2моментов.

Во-первых,младенец даже биологически – беспомощное существо.Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого:питание,перемещение в пространстве,даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе,как с помощью взрослого.Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых,будучи вплетенным в социальное,ребенок лишен основного средства общения – речи.Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым,но это общение своеобразное – бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Грудной возраст (первые два месяца)характеризуется полной беспомощностью и зависимостью младенца от взрослых.Он имеет:зрительные,слуховые,вкусовые,обонятельные ощущения;сосательный рефлекс.

Со 2-го месяца появляется способность различать цвета,единый образ лица и голоса матери (восприятие человеческого облика).Младенец умеет держать голову,может сосредоточиться,услышав речь взрослых.

На этом этапе жизни возникает комплекс оживления (при виде матери ребенок улыбается,оживляется,двигается).

На каждом этапе младенчества появляются свои особенности:

♦ 3-й месяц жизни:формируются хватательные движения;распознаются формы предметов.

♦ 4-й месяц:предметы узнаются младенцем;он совершает намеренные действия (берет,трясет игрушку),сидит,если есть поддержка;повторяет простые слоги;различает интонацию высказываний взрослых.

♦ 5-6 месяцев:следит за чужими действиями;координирует свои движения.

♦ 7-8 месяцев:ребенок запоминает образ предмета,активно ищет исчезнувший предмет;формируется фонематический слух;он садится самостоятельно,стоит,если его поддерживают,ползает.Появляются разнообразные чувства:страх,отвращение,радость и т.п.Возникают речевые звуки как средство эмоционального общения и воздействия на взрослых (лепет);малыш связывает воспринимаемый предмет с его именем/названием:поворачивает голову к называемому предмету,хватает его.

♦ 9-10 месяцев:ребенок устанавливает связь между предметами,устраняет барьеры,препятствия,мешающие достижению цели;стоит сам,ползает;ассоциативная память достаточно прочная:узнает предметы по их частям;предметное общение со взрослыми - в ответ на называние теми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

♦ 11-12 месяцев:понимание слов людей и команд;появление первых осмысленных слов;умение ходить;овладение способами воздействия на взрослых;случайное открытие новых возможностей достичь цели;развитие наглядно-действенного мышления,исследование предметов.

♦ Развитие речи и развитие мышления идут обособленно.Складывается базовое доверие или недоверие к миру (в зависимости от условий жизни и поведения матери).

Новообразования:ходьба как физическое выражение самостоятельности ребенка,появление первого слова как средства эмоциональной ситуативной речи.

Кризис одного года :

Развитие ходьбы.Ходьба - основное средство передвижения в пространстве,основное новообразование младенческого возраста,знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Появление первого слова:ребенок узнает,что каждая вещь имеет свое название,увеличение словаря ребенка,направление развития речи идет от пассивного к активному.0

У ребенка возникают первые акты протеста,противопоставления себя другим,так называемые гипобулические реакции,которые особенно выявляются,когда ребенку в чем-то отказано (кричит,падает на пол,отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью,практическими действиями,негативизмом,капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

24. Возрастные характеристики детства : возраст ные рамки,социальная ситуация,ввд,новообразования,кризис

Раннее детство 1-3года

ССР:семья ребенка с сохранением позиций мамы

ВВД:Предметно-манипулятивная деятельность:

а)соотносящая(матрешки,пиримидки)

б)орудийная (посудка,машинки)

Ноовобразования:

Формирование мелкой моторики,совершенствоание крупной моторики

Формирование восприятия,которое играет главную роль среди всех психических процессов

Память,внимание -непроизвольная,механическая,двигательная

Мышление -наглядно-действенное

Развитие речи!этот период сенситивен для развития речи (1,5 - 3тыс.слов)

Появление сознания (Я сам!)

Кризис 3х лет:

Негативизм

Бунт против значимого взрослого

Агрессия

Стремление к самостоятельности

Кризис – противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

Стадия

Подпериоды и стадии

Возраст

Характерное поведение

Сенсомоторная

(доречевой период) –

От рождения до 1,5-2 лет

1. Упражнение рефлексов2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции3. Вторичные круговые реакции4. Начало практического интеллекта5. Третичные круговые реакции6. Начало инт. Схем

0-1 месяц1-4 мес. 4-8 мес.8-12 мес.12-18мес.18-24мес.

Дети младенческого возраста пользуются сравнительно небольшим количе­ством схем, многие из которых представляют собой такие действия, как рассматри­вание, хватание, сосание, кусание или жевание.

Репрезентативный интеллект и конкретные операции

Дооперациональная

От 2 до 7 лет

Начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. Здесь дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не делают обобщений о целом классе объектов (например, все бабушки), не могут они и придумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

Конкретных операций

До 11-12 лет

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам (терьеры – это подгруппа внутри более широкой группы собак.) и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. Их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

Формальных операций

Подростки способны провести анализ решения логических задач как конк­ретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обду­мывать все возможности, воображать вещи, противоречащие фактам, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?». Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

1 стадия: сенсомоторный интеллект (до 2-х. лет).

I стадия развития сенсомоторного интеллекта занимает 1 месяц жизни ребенка. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них способны изменяться. Например, после некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки .

II стадия : 1-4 месяцев – стадия элементарных навыков. На основе упражнения (многократного повторения) рефлекса формируются навыки: элементарные и первично круговые реакции. Здесь ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции – повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребенок повторяет снова и снова (напр. дергает за шнур) ради самого процесса, который доставляет ему удовольствие. Здесь ребенок сосредоточен на собственной активности.

III стадия : вторичные круговые реакции. 4-8 месяцев. Ребенок сосредоточен не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действия повторяются для того, чтобы продлить интересные впечатления. Его цель – то интересное впечатление, которое получается в результате действия (плачет, чтобы ему дали красивую игрушку; долго трясет погремушкой, чтобы продлить заинтересовавший его звук).

IV стадия : 8–12 месяцев – стадия практического интеллекта. Ребенок сосредотачивается на изменениях вызванных его действиями. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект – новые впечатления - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

V стадия : 12 – 18 месяцев – появляются третичные круговые реакции (ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приведет - экспериментирует).

VI стадия : 18 –24 месяца – начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он может комбинировать схемы действий в уме и приходить к правильному решению. Здесь ребенок может найти новые средства для достижения цели. Около 2 лет формируется внутренний план действий – с этим заканчивается сенсомоторный период и наступает следующий.

2 стадия: Репрезентативный интеллект (с 2 до 7 лет) - мышление с помощью представлений. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие (думает, что ветер дует, потому, что раскачиваются деревья; солнце все время следует за ним – явление реализма ). На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению (опыт, когда воду из одинаковых стаканов перелили в узкий – дети изменили свое первоначальное мнение).

Для ребенка на этой стадии характерны так же нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены глиняной особенностью мышления ребенка – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной, ему недоступны понимание относительности познания мира и координации разных точек зрения (не может представить себе, что у других может быть другая позиция, отличная от его).

3 стадия: конкретно операционная (с 7до 14 лет). На этой стадии у детей формируются способности к логическим рассуждениям, доказательству, соотношениям разных точек зрения. Одна из причин возникновения логического мышления то, что теперь ребенок может объединять объекты классификации и понимает отношения принадлежности предмета к классу. Он начинает понимать, что любой объект может принадлежать к нескольким классам одновременно. Главное в этом периоде овладение классами. Все конкретные операции можно разделить на конкретные группы:

1. комбинаторная (объединение классов в более крупные образования)

2. обратимая операция

3. ассоциативная операция

4. равноценная или сводимая к нулю операция.

Следует отметить, что на этой стадии ребенок может рассуждать только о тех вещах, с которыми непосредственно сталкивался. Логические операции, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане. Данная способность складывается у ребенка примерно к 11 годам и подготавливает почву для формирования научных понятий.

4 стадия: формально операционная (11-12 лет и старше) - когда рассуждение связано с гипотезами, а не с конкретными объектами (предположим, у Сары более темные волосы, чем у Лили, Сара более светлая, чем Сюзанна; кто из троих имеет самые темные волосы?). Формируется экспериментальное мышление. Она начинается в раннем подростковом возрасте. На раннем этапе подростки еще не умеют систематично и строго доказать свои убеждения. Этот этап был назван зарождающимся формально операционным мышлением. Достигнув, следующей стадии дети могут доказывать свои убеждения с помощью систематических рассуждений. Подросток способен строить теории, проверять уже с помощью логических научных методов. Возникают при взаимосвязанной характеристике мышления:

1. способность выявить связь между 2-мя или большим числом перемен или разобраться в сложных отношениях.

2. способность строить мысленные предположения о возможном влиянии 1-ой или несколько переменных на др. переменную.

Кризис новорождённости (биологический кризис) – 0 – 2 мес.

Младенческий возраст (2м. – 1 год).

Кризис 1 года.

Раннее детство (1 г. – 3 г.).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 г. – 7 лет).

Кризис 7 лет.

Младший школьный возраст (7 лет – 11 лет).

Подростковый кризис.

Подростковый возраст (11 лет -16 лет).

Юношеский возраст (16 лет – 18 лет).

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».


Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет ). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Выражение «кризис среднего возраста» у многих на слуху. Особенно волнует всех его проявление у представителей сильного пола, ведь признаки кризиса среднего возраста у мужчин выражаются обычно ярче, чем у женщин. Однако этот кризис лишь один из череды многих. Что вообще собой представляют кризисы возрастного развития?

Переломные моменты в жизни ребенка

Начнем с того, что возрастной кризис - нормальное явление в жизни человека. Каждый человек преодолевает несколько таких периодов, причем, как считается, первый наступает уже в тот момент, когда младенец появляется на свет.

Впрочем, если вспомнить, что греческое слово κρίσις переводится как «поворотный пункт», «перелом», все становится на свои места. Пожалуй, больше никогда организм человека не испытывает встряски сильнее, чем при рождении, когда ему приходится в кратчайшие сроки приспосабливаться к новым условиям существования.

Затем возрастные кризисы у детей сменяют друг друга вплоть до подросткового возраста.

  • Кризис одного года (длится от девяти месяцев до полутора лет).
  • Трех лет (от двух с половиной до четырех лет).
  • Семи лет (примерно в шесть-восемь лет, с началом учебы в школе).
  • Пубертатный период (примерно в 11-15 лет).

Как свидетельствуют уточнения в скобках, названия кризисов в значительной мере условны и лишь примерно обозначают возраст, в котором они наступают. Каждый ребенок развивается индивидуально, и у кого-то время психологической перестройки может начинаться раньше, чем у других, у кого-то - наоборот.

С какими возрастными трудностями сталкивается годовалый младенец? Психологи полагают, что этот кризис (как, в сущности, все детские возрастные кризисы) проявляется в несоответствии между резко возросшим количеством потребностей и все еще ограниченным набором возможностей.

Ребенок стремится к большей самостоятельности, новым впечатлениям и вербальному их выражению, а выплескивается все это в капризности, непослушании, и постоянном требовании внимания. Родителям следует стараться сохранять спокойствие и перенаправлять энергию малыша «в мирное русло».

Особенности следующего кризиса в том, что ребенок психологически отделяется от родителей, осознает себя отдельной личностью, но в то же время остается крайне зависимым от отца и матери. В психологии принято выделять четкие симптомы этого кризиса:

  • Негативизм, то есть стремление поступить наоборот, а не так, как просит взрослый.
  • Строптивость - неприятие правил воспитания в целом.
  • Упрямство, проявляющееся в доходящем до абсурда стремлении сделать по-своему, а не так, как советуют родители или педагог.
  • Обесценивание: все, что раньше было объектом любви или привязанности, будто бы становится абсолютно не имеющим значения. Обесценивание касается как предметов (например, прежде любимых игрушек), так и людей (ребенок больше не видит авторитета в родителях).
  • Протест-бунт выражается в агрессивности ребенка и постоянных конфликтах, казалось бы, на ровном месте.
  • Своеволие - отрицание помощи (в том числе и когда в ней есть реальная необходимость), стремление все сделать самому.
  • Деспотизм - ребенок пытается всеми доступными ему средствами манипулировать членами семьи.

Что делать родителям? Рекомендации примерно такие же, как и в первый кризисный период: сохранять терпение, позволять проявлять самостоятельность, когда это уместно, хвалить за успехи, стараться обучать социальным нормам в игровой форме.

Очередного непростого периода нужно ждать с началом учебы в школе. Ребенок попадает в новую среду, учится находиться среди сверстников, привыкает к тому, что отныне его деятельность строго регламентируется и оценивается. Формируется социальное «Я» маленького человека.

Выражается кризис прежде всего в стремлении копировать поведение взрослых, кривлянии: психологи называют этот период временем утраты непосредственности и наивности. Также он может проявляться в капризности, агрессивности, повышенной утомляемости. Кризисный этап пройдет легче, если обеспечить правильную психологическую подготовку к школе.

Про проблемы подросткового переходного возраста, пожалуй, можно написать отдельную книгу. Длительность этого кризиса больше, а сам он проходит болезненнее, чем предыдущие. Но и с ним можно справиться, если научиться по-новому выстраивать отношения с сыном или дочерью.

Главное, о чем следует помнить родителям (и чем утешать себя, когда кажется, что ребенок стал совсем невыносим): такие «сложные периоды» возрастная психология рассматривает как естественное физиологическое явление, означающее развитие и движение вперед, - ребенок осознает себя в новом статусе и учится строить новые отношения с миром и самим собой.

Взрослая жизнь и ее поворотные пункты

Временные рамки кризисов, возникающих в зрелом возрасте, гораздо более размыты. Тот же самый кризис середины жизни: кто-то относит его начало к 35 годам, кто-то говорит о 40-45 годах.

Тому есть несколько причин. Дело в том, что кризисы взрослых в большей степени зависят не от перестройки организма, а от субъективной оценки собственной жизни, соответствия поставленных целей и достигнутых результатов, поэтому здесь мы не увидим такой же четкой периодизации, как у детей и подростков. Также накладывает отпечаток разница в половой принадлежности: отдельно рассматриваются возрастные кризисы у женщин, отдельно - у мужчин.

Кроме того, диктует свои условия и меняющаяся действительность. Например, в последнее время приобрело актуальность такое понятие, как «кризис четверти жизни», приходящийся приблизительно на 25 лет (чаще его проявления замечают те, кому несколько больше: 27 или 28). Что такое кризис условного двадцатипятилетия и чем он вызван?

Сейчас люди в целом начинают чувствовать себя взрослыми позднее, чем раньше, выросла продолжительность жизни, сместились ценности и приоритеты. К тому же нельзя не учитывать влияние Интернета: социальные сети предоставляют отличные возможности создать для окружающих видимость успешной жизни. И сложно не начать переживать и сомневаться в себе, если ровесники ежедневно сообщают о своих карьерных или личных достижениях, выкладывая яркие фотографии и собирая комментарии и лайки.

Вот и получается, что на пороге тридцатилетия многие чувствуют растерянность и разочарованность, сомневаются в правильности выбора профессии, вдруг ощущают, что молодость почти прошла, а они так и не успели ею насладиться. Вроде бы должна наступить пора стабильности: более или менее устраивающая работа, постоянный партнер, планы насчет детей… И все это есть. У сверстников. А у вас - временные подработки, мимолетные отношения, страх перед переменами и усиливающийся комплекс неполноценности.

Что делать? В первую очередь постараться не сравнивать себя с другими, во вторую - определиться, какие цели и желания действительно ваши, а не навязанные стереотипами, и двигаться в этом направлении. Быть готовым к ошибкам и попытаться воспринимать их с долей иронии.

Самый трудный порог

Наконец мы подходим, наверное, к наиболее волнующей зрелых людей теме - кризису среднего возраста. Этот период действительно сопряжен с серьезными психологическими трудностями, особенно у мужской половины человечества. Почему?

Во-первых, мужчины от природы более склонны к соревновательности, а значит, скорее начнут сравнивать собственные достижения с достижениями ровесников. А во-вторых, у женщин обычно просто-напросто нет времени, чтобы задумываться о том, что удалось, что нет и что со всем этим делать. Ведь помимо работы они еще ведут домашние дела и воспитывают детей.

В то же время парадокс в том, что такая «двойная нагрузка» современной женщины может не спасти ее от кризиса, а наоборот, вызвать его. Как говорят психологи, женский кризис среднего возраста возникает либо из-за того, что карьера сложилась успешно, а вот личная жизнь - нет, либо в прямо противоположной ситуации.

Также немаловажную роль играет то, что в 35-40 лет женщина сталкивается с первыми признаками старения и чаще всего очень болезненно на это реагирует, ведь стереотип о привлекательности молодости и уродливости старости, несмотря ни на что, по-прежнему очень живуч.

Таким образом, у современной сорокалетней женщины причин для переживаний и проблем оказывается гораздо больше, чем у мужчины, но пишут и говорят по-прежнему в основном о мужском аспекте этой проблемы: когда наступает кризис среднего возраста у мужчин, сколько длится кризис среднего возраста у мужчин…

Общеизвестно и то, как выражается возрастной кризис у мужчин: жена перестает казаться привлекательной, возникает желание совершать необдуманные поступки, кажется, что жизнь превратилась в сплошную скуку… Все это сопровождается раздражительностью, стремлением обвинить других в своих неудачах, переоценкой ценностей…

Как преодолеть кризис среднего возраста? И для мужчины, и для женщины главным будет такой совет: постарайтесь думать не о том, чего в жизни уже не будет, а о тех интересных моментах, которые еще предстоит пережить.

А чтобы их точно было в избытке, найдите себе увлечение, займитесь новым делом или съездите наконец в отпуск, о котором давно мечтали. Все это звучит достаточно банально, однако на самом деле работает. И конечно, важно, чтобы близкие оказывали вам поддержку.

Поэтому если у жены или у мужа кризис среднего возраста, партнеру следует (хотя это и очень тяжело) проявить выдержку. Не обвинять, не принимать его или ее плохое настроение на свой счет, а постараться найти положительные моменты даже в этой сложной ситуации.

После сорока

Наконец, последний возрастной кризис связан с выходом на пенсию. Его появление обычно вызвано несоответствием еще сохранившихся ресурсов и вынужденным отказом от трудовой деятельности. Ускоряется старение организма, ощущается страх смерти.

Однако и к этому периоду можно приспособиться и заполнить появившиеся свободные часы новыми делами, которые будут приносить положительные эмоции. У вас наконец появилась возможность пожить, что называется, «для себя» и заняться тем, на что раньше не хватало сил или времени. Конечно же, важно, чтобы на этом непростом этапе рядом были близкие люди, ведь наиболее остро кризис выхода на пенсию переживается в одиночестве.

Какими бы глобальными ни казались проблемы, которые тяготят в период возрастного кризиса, помните: это временное явление. С кризисами можно и нужно бороться! Воспринимайте их как шаг к личностному росту и обретению новых знаний о себе, которые помогут в дальнейшем получать от жизни еще больше удовольствия. Автор: Евгения Бессонова

Кризис возрастного развития имеет разное обозначение. Его называют кризисом развития, возрастным кризисом, кризисным периодом. Но все это условное наименование переходных этапов возрастного развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Независимо от желаний и обстоятельств человека такой кризис наступает внезапно. Но для кого-то он протекает менее болезненно, а для некоторых – открыто и бурно.

Надо отметить, что следует отличать кризис возрастного развития от кризиса личности человека. Первый возникает в связи с возрастной динамикой психики, а второй – в результате создавшихся социально-психологических обстоятельств, в которые человек попадает неожиданно для себя и испытывает в них отрицательные переживания, повлекшие за собой внутреннюю перестройку психики и поведения.

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

В настоящее время в психологии все чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже нескольких лет.

Возрастной кризис рассматривается с одной стороны как этап развития (см. стр. 7), а с другой – как механизм развития (см. стр.16). Обе эти характеристики кризиса развития были обоснованы Л.С. Выготским. Они взаимосвязаны, так как кризисвыступает механизмом развития на определенном этапе психического становления. Он действует через противоречия между имеющимися потребностями и новыми социальными требованиями, которые появляются в жизни человека при переходе из одного возраста в другой. Сущность кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой. Таким образом, кризис возрастного развития имеет следующие характеристики:

Это есть естественный этап психического развития;

Завершает (отделяет) каждый возрастной период и появляется на стыке двух возрастов;

В основе лежит противоречие между средой и отношением к =ней;

Результатом кризиса развития становится преобразование психики и поведения.

Кризис развития имеет две стороны. Первая – негативная, разрушительная сторона. Она говорит о том, что во время кризиса идет задержка психического развития, отмирание и свертывание раннее приобретенных психических образований, умений и навыков. Само время кризиса протекает беспокойно с появлением в поведении у человека отрицательных эмоций и переживаний. Кроме этого, при неблагоприятном течении кризиса могут формироваться негативные характеристики личности и межличностного взаимодействия, а неудовлетворение новых потребностей вводит человека в повторное (или затянутое) кризисное состояние развития. При патологическом течении кризиса может произойти искажение нормальной возрастной динамики.

Другая сторона кризиса возрастного развития – позитивная, конструктивная, которая сигнализирует о появлении положительных изменений (новообразований и новой социальной ситуации развития), составляющих смысл каждого переломного периода. Позитивное преобразование психики и поведения человека возникает при благоприятном течении кризиса.

Таким образом, можно отметить, что кризис развития представляет собой чувствительный этап к преобразованию психики, где грань между ее нормальным и нарушенным развитием очень тонкая. В каком направлении разрешится кризис – чаще всего зависит от продуктивности взаимодействия человека (ребенка) со средой, что определяет индивидуальность течения возрастного кризиса.

Кризисы развития изучал и ученик Л. С. Выготского – Д. Б. Эльконин. Он открыл закон чередования в ходе психического развития ребенка. Ученый выделил различные по ориентации виды деятельности, которые периодически сменяют друг друга: за деятельностью, ориентированной в системе отношений между людьми («человек – человек») следует деятельность, где ориентация идет на способы употребления предметов («человек – предмет»). Каждый раз между этими двумя типами ориентаций возникают противоречия, которые становятся причиной появления кризиса развития, так как действие не может дальше развиваться, если оно не встроено в новую систему отношений и без поднятия интеллекта на определенный уровень не будут развиваться новые мотивы и способы действия. С учетом указанных выше ориентаций ведущих видов деятельностей Д.Б. Эльконин объяснил содержание выделенных Л.С. Выготским кризисов развития. Так, в период новорожденности, в 3 года и 13 лет происходят кризисы отношений, а в 1 год, 7 и 17 лет – кризисы мировоззрения, которые также чередуются.

В отечественной психологии идет преобладание точки зрения на то, что кризисы развития неизбежно появляются на стыке двух каких-либо возрастных периодов. Сроки протекания кризисов в детстве, установленные Л.С. Выготским, оспариваются, а вот последовательность их возникновения сохраняет свою актуальность, так как отражает нормативные закономерности психического развития.

Л. С. Выготский выделяет следующие стадии течения кризиса развития.

I. Предкризис. Возникает противоречие между средой и отношением человека к ней. Предкризисное состояние характеризуется переходным внутренним состоянием, где показатели аффективной и когнитивной сфер становятся противоположно направленными. Снижается интеллектуальный контроль и в то же время повышается чувствительность к окружающему миру, эмоциональность, агрессивность, психомоторная расторможенность или вялость, замкнутость и др.

II. Собственно кризис. На этой стадии идет временное максимальное обострение психологических проблем личностного и межличностного характера, где можно наблюдать определенную степень отклонения от возрастной нормы в психофизическом развитии. Часто проявляются низкая познавательная активность, психологическая лабильность (неустойчивость), снижение коммуникативности, утрата устойчивости психики, перепад настроения и мотивации. В целом на ребенка или взрослого в это время трудно повлиять, договориться, переориентировать и др.

III. Посткризис. Это время разрешения противоречий через образование новой социальной ситуации развития, гармонии между ее составляющими. В результате данной гармонии осуществляется возвращение к нормальному состоянию, где аффективные и когнитивные компоненты психики становятся однонаправленными. В подсознание уходят «старообразования», а на новый уровень сознания выдвигаются новообразования психики.

В заключении отметим, что кризис возрастного развития появляется внезапно и также исчезает. Его границы размыты. Он является кратковременным по сравнению со стабильными периодами. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений со средой, которые могут носить продуктивный и деструктивный характер развития.

Кризисы встречаются не только в детстве, но и в периоды взрослости.

Психические изменения, которые появляются в это время у ребенка или взрослого, носят глубокий и необратимый характер.