Власть и культура в 1930 е годы. Пособие по истории отечества. Культура в массовом обществе

Особенности развития культуры n Культурная революция коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)

Задачи культурной революции Демократизация культуры; n Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения; n Всеобуч; n Формирование новой интеллигенции; n Создание новой идеологии. n

Народное просвещение n n Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. 1919 г. - Декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Индивидуально-групповое обучение. Итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80 -120 букв крупного шрифта или написать 5 -7 букв. 1939 г. официальные данные по ликвидации неграмотности – 87, 4% населения стали грамотными. Введение всеобуча. Введение обязательного начального всеобуча произошло в 1930 г.

Проблемы формирования интеллигенции n n ь ь ь Отношение «буржуазных специалистов» к советской власти. Приняли советскую власть: Ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский Поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов Художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов, В. Р. Фальк Скульпторы А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков Архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, Л. В. Руднев

Проблемы формирования интеллигенции n ь ь ь ь ь Не приняли советскую власть и уехали в эмиграцию (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек): Марина Цветаева (1892 -1941) в эмиграции в 1922 -1929 гг. Иван Алексеевич Бунин (1920 -1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г. «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне бы предложили туда переехать, дав самые лучшие условия, я отказался бы. Я не смог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют» . Алексей Максимович Горький (1868 -1936) С 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1 -4 т. , 1925 -1936). Илья Ефимович Репин (1844 -1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала- «Я дачник с 1918 г. » Федор Иванович Шаляпин (1873 -1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 -1943 гг.) С 1917 г. за границей Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960 гг.) С 1926 г. жил во Франции, работал в театрах разных стран Алексей Николаевич Толстой (1882 -1945). 1918 -1923 в эмиграции. В дальнейшем лауреат трех Сталинских премий. Николай Константинович Рерих (1874 -1947 гг.) С 1920 г. за рубежом.

Проблемы формирования интеллигенции n «Философский пароход» . 1922 – высылка из страны 200 деятелей науки и культуры (философы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин; историк Л. П. Карсавин, в будущем создатель телевидения В. В. Зворыкин). Пароход «Обербургомистр Хакен» - 70 человек, пароход «Пруссия» . Высланы ректор Московского университета проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Корсавин (философ), группа математиков во главе с деканом матфака МГУ проф. Стратоновым, социолог Питирим Сорокин и др.

Проблемы формирования интеллигенции n n n Обучение специалистов 1918 г. - отменена плата за обучение в вузах. 1922 г. введены стипендии в университетах. 1928 г. - 41, 3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931 -71%, конец 1930 -х гг. -90, 6% 1919 г. - при вузах созданы рабфаки. 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. 33%, в 1932 г. - более 60%. Рост числа вузов: 1914 г. - 91 1922 г. – 244 1939 г. - 760 1928 г. - число специалистов с высшим образованием -90 тыс. 1930 -1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения. 1932 г. -184, 5 тыс. человек имели высшее образование. В начале 1920 -х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел. 1937 г. - интеллигенция в СССР 9, 6 млн. человек

Научная интеллигенция n n Петр Леонидович Капица (1894 -1984) В 1918 г. П. Капица становится сотрудником Радиологического института, руководимого А. Ф. Иоффе. В 1921 г. П. Капица прибыл в Англию в составе комиссии Российской Академии наук, направленной для восстановления научных связей с зарубежными учеными. Его принимают на стажировку в лабораторию Резерфорда в Кембридже, где он трудится до 1934 г. Член Лондонского королевского общества (1929). В 1931 г. Резерфорд добился получения денег для организации специальной отдельной лаборатории для Капицы. В 1934 г. вернулся в СССР. Один из основоположников физики низких температур. С 1946 по 1955 г. был уволен со службы за отказ работать над советским атомным проектом, но продолжал преподавать в МГУ.

Научная интеллигенция n Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863 -1945) стали основой нового направления в науке – геохимии и учения о биосфере. Под его руководством было организовано производство радия. В 1920 г. Николай Иванович Вавилов (1887 -1943) сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. За развитие учения о центрах происхождения культурных растений ему была присуждена премия имени Ленина. Николай Константинович Кольцов (1872 -1940) создал институт экспериментальной биологии. В нем впервые в СССР начаты исследования по генетике человека. В 1927 г. Н. К. Кольцов обосновал положение о хромосомах как наследственных молекулах.

Научная интеллигенция n n 1933 г. создан первый в мире Институт ракетной техники, в нем был отдел крылатых ракет, который возглавлял Сергей Павлович Королев (1906 -1966). В 1931 -1932 г. при руководстве Фридриха Артуровича Цандера (1887 -1933) была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), с апреля 1932 г. этой группой руководил Королев. Ноябрь 1933 г. по проекту Цандера (умер в 1933 г. 28 марта в Кисловодске во время лечения) была построена и запущена его учениками первая советская ракета ГИРДХ (масса-29, 5 кг, длина-2, 2 м.). Ракета взлетела вертикально на высоту 75 -80 метров, затем упала в 150 м. от места старта. Прототипом главного героя в романе Беляева «Прыжок в ничто» был Ф. А. Цандер.

Творческая интеллигенция n n Пролеткульт – организация, оформившаяся в 1918 г. А. А. Богданов (1873 -1928 гг.), П. И. Лебедев-Полянский. (1881 -1948) Организация, выступившая за создание новой пролетарской культуры. Пролеткультовские организации и их лидеров активно критиковал Ленин.

Принципы формирования советской культуры В. И. Ленин А. А. Богданов Сначала социалистическая революция, потом культурная Сначала культурные преобразования, затем социалистическая революция Руководство культурой со стороны партии и государства Руководство культурой со стороны Пролеткульта, чисто рабочей организации Необходимо учитывать культурное наследие Сначала создать собственную культуру, потом использовать выборочно достижения прошлой культуры Просвещение масс, развитие самодеятельности Отношение к интеллигенции: использование знаний, перевоспитание с целью привлечения к культурному строительству Знания буржуазных специалистов могут быть использованы только в развитии науки, в художественном творчестве нет. Онисозерцатели и не могут встать на позицию рабочих, следовательно не могут передать их переживания

Идеи Пролеткульта n А Платонов «Чевенгур» . Герой Дванов « в душе любил неведение больше культуры: невежество-чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания. Культура - это заросшее поле, где соли почвы взяты растениями, где ничего не растет» . n 1918 г. - реформа правописания. Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН… n Новые имена: Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года)… n n Военизация языка: «Фронт работ» , «солдаты партии» , «наступление на недостатки» , «миллионная армия тружеников села» и тд.

Общественные художественные организации n «Кузница» (1920 – выделились из «Пролеткульта») Поэт Василий Казин Рабочий май (1922) Стучу, стучу я молотком. Верчу, верчу трубу на ломе, И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме.

Общественные художественные организации n n Футуристы В. В. Маяковский (1918 г.) Белогвардейца найдете – и к стенке Время пулям по стенкам музеев тенькать Выстроили пушки на опушке А почему не атакован Пушкин И прочие генералы классики? В. И. Ленин: Пушкина понимаю и признаю, Некрасова признаю, а Маяковского, простите, нет. В. Кириллов стихотворение «Мы» (1920 г.) Во имя нашего завтра Сожжем Рафаэля Разрушим музеи Растопчем искусства цветы

Общественные художественные организации n Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н. Н. Асеев, О. М. Брик, художники Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др. Преемники футуризма, отстаивали новое искусство и отрицали преемственность. n «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) -19221932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР) А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции. n Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А. И. Безыменский, Д. Бедный, Д. А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.

Театр n Многообразие коллективов в 1920 -е гг. n Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др. n Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3 -я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов(18831922) – 1922 г. «Принцесса Турандот» Карла Гоцци

Театральный Октябрь n n Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 -1940) Театры «РСФСР-1» , «РСФСР-2» , «Театр имени В. Э. Мейерхольда» (1923 г.) - С. Эйзенштейн, В. Яхонтов, Э. Гарин, В. Маяковский, С. Мартинсон Массовые действа 1920 г. 7 ноября в Петрограде штурм Зимнего дворца. Участвовала «Аврора»

Кинематограф в 1920 -е гг. n 1920 г. - первая экранизации повести М. Горького «Мать» (реж. Разумный) n 1918 -1919 гг. выходил периодический хроникальный киножурнал «Кинонеделя» , позднее были выпуски «Киноправды» , «Кинокалендаря» и т. д. n С. М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925 г.) В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая награда. n 1922 г. вышли на экраны 9 советских фильмов, 1927 г. - 86, 1931 г. - 261.

Живопись n Плакатное искусство n Художник М. М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, поэт В. В. Маяковский)

Живопись n Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции n Натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д. П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны 1918 г.

Скульптура n 1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах. n Одними из перовых были открыты памятники А. Н. Радищеву работы Л. В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С. Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве.

Скульптура n Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919 -1920 гг. В. Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. Модель, выполненная из дерева и проволоки вскоре была утеряна.

Архитектура n n n Появился новый стиль зданий. Для них характерны: упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. К. С. Мельников Клуб имени Русакова (1927 -1929), (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей). И. И. Леонидов А. В. Щусев Этот стиль получил название конструктивизма.

Формирование новой идеологии n 1930 -е гг. Утверждается принцип социалистического реализма, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г. , авторство приписывают А. М. Горькому. n Государство выступает за жесткий контроль за культурной сферой. Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа» , восхваление Сталина и Коммунистической партии. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР. Только за членами союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя.

Литература 1930 -х гг. n n n Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. М. А. Шолохов «Поднятая целина» , Н. А. Островский «Как закалялась сталь» . В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строительство нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом был признан В. В. Маяковский, ушедший из жизни в 1930 г. Статус великого пролетарского писателя прочно закрепился за Горьким. В то же время произведения, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации. Это произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Детских писателей Д. И. Хармса и А. И. Введенского обвинили во вредительстве и формализме. Продолжились нападки на «чуковщину» . Стало большое внимание уделяться героическому прошлому страны. Их герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, К. Минин и Дм. Пожарский. Подобные произведения, как правило, удостаивались Сталинских премий, учрежденных в 1939 г.

Театр в 1930 -е гг. n n n Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!» Закрытие левых театров Два направления в развитии театра: 1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька» , Арбузов «Таня») 2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия») Развитие самодеятельных театров

Кинематограф 1930 -х гг. n n n n n Кинематограф создал плеяду образов новых людей-героев мирной жизни. «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк)1931 г. «Семеро смелых» (реж. С. А. Герасимов)1936 г. «Трактористы» (реж. И. А. Пырьев)1939 г. «Светлый путь» (реж. Г. В. Александров)1940 г. «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)1934 г. Появилась ленинская тема: «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 г. » (1939 г.) (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. «Партийный билет» (реж. И. А. Пырьев) 1936 г. Музыкальные комедии реж. Г. В. Александрова «Волга» (1938 г.), «Цирк» (1936 г.) (музыка Исаака Дунаевского)


Архитектура 1930 -х гг. n 1934 -1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.

Итоги культурного развития Демократизация культуры. Самодеятельность. n Формирование социалистической идеологии. Патриотизм. Доказала война. Огосударствление культуры. Главную роль в культуре играет государственный заказ. n Формирование новой интеллигенции. Ш. Фицпатрик: «Культурные достижения 30 -х гг. явились скорее результатом усилий старой дореволюционной интеллигенции» . n Не умаляя достоинств этих людей, следует отметить, что в 1923 -1939 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и 40 млн. малограмотных. В начале века 75% взрослого населения России не умели читать и писать. n Философы, социологи: подлинная интеллигенция в СССР после репрессий 30 -х гг. прекратила свое существование. n Историки против. Н. Г. Чуфаров: 1). Многие представители старой интеллигенции продолжали работать. 2). Сформировалась новая советская интеллигенция, которой свойственны такие позитивные качества, как стремление служить Родине, своему народу, целеустремленность, организованность, трудолюбие, стремление к расширению кругозора. Правда, она утратила такие качества старой интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. n

С завершением Гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей, например, участвовали в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п. Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 год). С середины 1920-х годов работа частных издательств, так же, как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров. С конца 1920-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно‑политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии «О журнале “Под знаменем марксизма” и “О работе Комакадемии”» (1931 год) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлении был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачёв. В 1930-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.). Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

В 1920-е годы одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 года примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных окраинах. С конца 1918 года началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. В конце 1919 года правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения чтению и письму. Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 году с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. 1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылось свыше 3,6 тыс. новых школ; более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности. Задачи индустриального развития страны требовали всё большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 1940-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (ныне - имени академика А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 года Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). В условиях Гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 года стала именоваться Академией наук СССР. В 1930-е годы продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны под руководством А. П. Александрова были изобретены способы защиты кораблей от магнитных мин.

Художественная жизнь 1920-х годов протекала сложно - в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса. В начале 1920-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели предназначение объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Начиная со второй половины 1920-х годов, литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни. На рубеже 1920–1930-х годов увеличилось количество литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 года состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным в некоторых союзных республиках также прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей как отделения Всесоюзного. В числе руководителей СП СССР в 1930-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

На рубеже 1920–1930-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 1930‑е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжили в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» н «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.

Индустриализация страны конца 1920-х - начала 1930-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. Новые архитектурные решения предложили И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию советских архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества.

Составной частью отечественной культуры 1920–1930-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшейся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова. В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 1920-х годов, публиковали научные труды по этой теме. Многие представители эмиграции вернулись в конце 1930-х годов на родину, другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ликвидация безграмотности в России в 1920-1930 гг. Создание государственной единой системы народного образования. Формирование художественного метода "социалистический реализм", принципы которого были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР".

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Исследование уникального периода культурного развития СССР во второй половине 1950-х - первой половины 1960-х гг., получившего название "оттепели". Анализ новых тенденций в развитии отечественных литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг., анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    История культуры России XIX века. Петровские преобразования, екатерининская эпоха просвещенного абсолютизма, установление тесных контактов с Западной Европой как факторы ее развития. Особенности образования, науки, литературы, живописи, театра и музыки.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2012

    Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    Чеченский конфликт до установления советской власти. Из статьи Г.В. Марченко: "Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы". Причины чеченского конфликта. Политика Советского Союза по отношению к горцам. Права чеченского народа.

    статья , добавлен 18.02.2007

    Политическая система в стране с середины 1930-х гг. Становление личной власти Сталина. Эволюция конституционного строя СССР в 1920-1930-е гг. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Массовые репрессии, апогей сталинизма и его основные черты.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2017

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура - это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения - «культура и время». Речь пойдёт в первую очередь о тех событиях, явлениях, людях культуры, которые ярко отразили свою эпоху в её идеях и ценностях, научных и технических достижениях, художественных памятниках.

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе - «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.

Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм») , который распространился во многих странах Европы (во Франции - под названием «ар-нуво», в Германии - «югендштиль» и т. д.). Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.


Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского - «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс - с фовизмом, М. Шагал - с примитивизмом, П. Пикассо - с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.



Художественная культура 1920–1930-х годов

Мировая война и последовавшие за ней события принесли миллионам людей тяжёлые испытания и потери, потрясли основы общественного устройства, дали толчок попыткам его революционного преобразования. В этот период выявились и противоречия, разделявшие людей, и общие для многих устремления к свободе и справедливости. Это не могло не отразиться в культуре последующих десятилетий.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война. Об этом написал ещё в годы войны английский поэт Р. Брук: «И если я умру, подумай лишь о том, что где-то есть чужой земли частица, что стала Англией». Антивоенная направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала разное отношение - поддержку со стороны одних людей и раздражение других. Так, нацисты использовали роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» как повод для лишения писателя германского гражданства.


В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых преобладало чувство сожаления об утраченных идеалах и ценностях, многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.


В литературе и искусстве данного направления заметно проявились характерные для новейшего времени черты - идеологизация и политизация культуры. Многие из принадлежавших к нему художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918-1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929-1934) и др.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.


Бертольт Брехт (1898–1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах. В зрелые годы Брехт занялся изучением марксистской литературы. События 1929 - начала 1930-х годов в Германии, свидетелем которых он стал, укрепили его в неприятии существовавшего общественного порядка. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он покинул Германию. Широкую известность принесли Брехту постановки его пьес «Трёхгрошовая опера», «Мать» и др. В них он отчасти использовал сюжеты произведений других авторов (пьесы английского драматурга XVIII в. Д. Гэя «Опера нищих» и романа М. Горького «Мать»), но создал оригинальные произведения с собственной идеей, стилем, языком. Они отличались динамичным действием, острыми диалогами, включали стихи-притчи, песни, лозунги и высказывания на злобу дня. Так, один из персонажей «Трёхгрошовой оперы», грабитель-налётчик, заявляет в своё оправдание: «Что такое отмычка по сравнению с акцией? Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка?» За парадоксом и насмешкой, к которым часто прибегал автор, скрывались «вечные вопросы» о жизни и смерти человека, его падениях и взлётах, мечтах и неудачах. Рядом с художником-смутьяном стоял художник-гуманист. Эта последняя черта особенно ярко проявилась в созданных Брехтом в конце 1930-х - начале 1940-х годов пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети».

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии (опубликован за рубежом в 1924 г.). Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949).

В романе «Мы» действие происходит в «математически совершенном Едином государстве». Жизнь героев, обозначаемых вместо имён «нумерами», жёстко регламентирована на производстве и в быту, в личных отношениях и развлечениях. Художественное творчество рассматривается в этом обществе как «государственная служба», а индивидуальное сознание считают болезнью. Герой Д-503 мечется между жёсткими правилами системы и человеческой потребностью в дружбе и любви. В финале он сообщает Благодетелю (верховному руководителю этого общества) о тех, кто не хочет подчиняться существующему порядку, о «врагах счастья», в том числе о любимой им женщине. Тем самым он обрекает их на пытки и смерть, но остаётся верен системе. В романе как будто предсказаны черты складывавшихся тогда тоталитарных обществ.

Ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К. Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление усиливалось тем, что часть повествования построена в форме газетных репортажей, близких по содержанию к публикациям прессы тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал. В связи с этим нельзя не вспомнить слова А. П. Чехова: «Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов , так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Это сформировало их отношение к жизни, к своему народу, идейные позиции. Д. Сикейрос подчёркивал: «Наш путь был иным, совсем иным, чем у художников европейского авангарда...» Начиная творческую деятельность, он и его товарищи так определяли свою главную задачу: «Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное, ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру доиспанской Америки!» Осуществлению этих намерений способствовала культурная политика первых послереволюционных правительств, которые придавали большое значение монументальной пропаганде идей и завоеваний освободительной борьбы народов Мексики. Молодые художники получали заказы на оформление административных и общественных зданий. На стенах и фасадах этих зданий появились монументальные росписи - фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.



Активная художественная позиция дополнялась у представителей этой школы политической деятельностью. В начале 1920-х годов был создан Синдикат революционных живописцев, скульпторов и гравёров, провозгласивший главной задачей искусства служение делу революции. Руководители Синдиката Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Герреро были избраны членами ЦК Мексиканской коммунистической партии. Издававшаяся Синдикатом иллюстрированная газета «Мачете» вскоре стала официальным органом компартии.

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Более того, искусство иррационально (не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма(«надреализма»). Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.


Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность были характерными чертами данного стиля. В нём как будто завершился переход от разума к подсознанию, от поиска новых форм к хаосу. Сюрреалисты стремились потрясти, шокировать публику не С. Дали. Сон. 1937 г. только своим творчеством, но и эксцентрическим, антиобщественным поведением. Их идеолог А. Бретон заявлял: «Простейшее сюрреалистическое действие состоит в том, чтобы выйти на улицу с револьвером в руках и, сколько хватит сил, стрелять куда попало в толпу». Один из наиболее известных художников-сюрреалистов С. Дали во всеуслышание называл свой метод «критически-параноическим» (тем не менее в середине 1930-х годов сюрреалисты исключили Дали из своего кружка за «излишне академический» характер его живописи).

Культура в массовом обществе

Формирование в индустриальных странах в 1920–1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

Возникновение новых течений имело как технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства оно было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и т. д. Социальный заказ состоял в потребности в широкой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов.

Многие архитекторы занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окружённые парковыми зонами городки для представителей так называемого среднего класса, в других - кварталы для рабочих. Проекты жилых комплексов получили особую поддержку в Советском Союзе, где им придавалось идейное обоснование: подчёркивалось, что это «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций коммунальным путём». По таким проектам строились дома-коммуны, показательные жилые комплексы с магазинами, детскими садами, прачечными и т. д.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом - это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землёй на специальных опорных столбах, имели правильную геометрическую форму, продуманную планировку, «ленточные» окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.




Фабрика в Роттердаме Арх. И. А. Бринкман и др. 1928-1930 гг.

Известную школу рационализма «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль «Баухауз» быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). Их герой - маленький человек в шляпе-котелке, больших не по росту ботинках и с тросточкой. В нём удивительно уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого человека, ищущего тепла и сочувствия. Наблюдая за его приключениями, зрители и смеялись, и плакали. Наверное, это и принесло Чаплину всемирное признание.


Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в США в 1927 г.). Звёзды немого кино, не обладавшие нужной актёрской техникой и голосовыми данными, уступили место новому поколению актёров, многие из которых пришли из театра. Игра актёров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия. Музыку к звуковым фильмам писали многие известные композиторы. Одним из высоких образцов в этой области, получивших международное признание, стала музыка С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938).

Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актёры и режиссёры из многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной творческой свободы. Работа создателей фильмов жёстко регламентировалась договорами с киностудиями. Хозяева «фабрики грёз» (так называли Голливуд) хорошо знали, какой продукт они хотят получить.

В 1930 г. в Голливуде был принят обязательный для всех студий «Производственный кодекс». В нём говорилось:

«Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку тёмные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей».

Примечательной чертой культуры этого периода стало широкое распространение музыки. Она звучала по радио, в граммофонных записях. Отчасти это была классическая музыка - оперные и симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и Ф. И. Шаляпина). Появились симфонические оркестры на радио. Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти же годы родился мюзикл - особый вид представления, в котором сочетались речь, пение и танцы.

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920-1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизировать нацию... Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Академия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства.

В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Й. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры, куда вошло семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.


Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жёстких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под римской цивилизации весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка 1938 г. дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне. Их объявили «оскорбительными для национальных чувств немцев». В архитектуре под огонь критики попали рационалистские течения, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР её не принимали по другой причине - как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

Показательным сооружением стал архитектурный комплекс в Нюрнберге (площадью 30 кв. км), предназначенный для проведения нацистских съездов и празднований. Он включал Дворец конгрессов, стадион на 405 тыс. мест с высотой трибун свыше 80 м и др. Масштабам зданий соответствовали монументальные скульптуры героев германской истории, атлетов с «нордическими чертами».



В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат - защитник Родины». Особое место в живописи и скульптуре заняли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Идеологи тоталитаризма не хуже американских кинодельцов представляли, какие возможности воздействия на людей таит в себе кино. Здесь также устанавливались каноны для пропагандистского документального кино и художественных фильмов, не исключая и предназначенные для массового зрителя развлекательные ленты.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Форсированная модернизация советского общества оказала значительное влияние на культуру. Установление режима личной власти И. В. Сталина и укрепление тоталитарной системы привели к унификации культурных процессов, отказу от культурного революционного многообразия 1920-х гг., ужесточению контроля над духовно-культурной сферой, репрессиям в отношении деятелей культуры.

В 1930-е гг. была проведена реорганизация органов управления культурой. Если раньше большая часть управленческих функций была сосредоточена в Наркомпросе, то после отставки в 1929 г. А. В. Луначарского произошли серьезные изменения: были созданы новые органы отраслевого управления - Всесоюзный комитет по делам искусств, Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В ведении Наркомпроса осталась только система 11росвещения.

Народное образование продолжало решение задач ликвидации неграмотности. На рубеже 1920-1930-х гг. энтузиазм индустриализации и коллективизации охватил и сферу образования. Был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. Проводились перепись неграмотных и запись добровольцев в культ армии. Благодаря колоссальной работе к концу 1930-х гг. проблему неграмотности удалось решить. По данным переписи 1939 г., доля грамотных составила 87,4%.

В общеобразовательной школе к 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехлетнему образованию. Началось расширение среднего образования. В городах школы-семилетки реорганизовывались в десятилетки. Перерабатывались учебные программы. С 1934 г. было восстановлено преподавание отечественной истории и географии.

Высшая школа выполняла задачу подготовки кадров для народного хозяйства. В десятки раз возросло по сравнению с дореволюционным периодом количество вузов и число студентов. С 1935 г. были отменены социальные ограничения при приеме в вузы. В целом в 1930-е гг. высшая школа успешно готовила советскую техническую и гуманитарную интелегенцию.

Наука была сориентирована на обеспечение потребностей социалистического строительства. К середине 1930-х гг. завершился процесс советизации Академии наук. Над учеными был установлен идеологический контроль, вводился новый устав, восстанавливались ученые степени и звания, отмененные в 1918 г. Сама Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву.

В научную сферу внедрялось планирование. Огромный размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых: нефти между Волгой и Уралом, каменного угля в Подмосковье и Кузбассе.

Неоспоримые достижения имелись в индустриально-научном потенциале страны. В 1931 г. началась трансляция первых телевизионных передач из Москвы. В 1935 г. вступила в действие первая линия московского метрополитена. В конце 1930-х гг. были созданы новые образцы военной техники: танки Т-34 и КВ, истребитель И-153 и др.

Советскими учеными были сделаны мировые открытия в области физики (в частности, И. Тамм и И. Франк обнаружили электрон и др.).

Общественные науки находились под жестким прессингом изданного в 1938 г. "Краткого курса ВКП(б)", за идеолого-методологические рамки которого нельзя было выходить.

Литература. В художественной культуре ускоренным образом набирали обороты процессы единообразия и унификации в русле большевистской идейно-классовой заданности. Определяющим здесь стало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", на основании которого ликвидировались различные художественные объединения и создавались единые творческие союзы.

В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд писателей, создавший Союз писателей во главе с М. Горьким. Основополагающим методом литературы был признан только социалистический реализм, распространенный на все области художественного творчества. В 1936-1938 гг. по инициативе партийного руководства развернулась кампания по борьбе против формализма и натурализма в искусстве. Критике подверглись композиторы (Д. Шостакович), театральные и кинорежиссеры (С. Эйзенштейн, В. Мейерхольд), художники (В. Татлин, В. Фаворский, А. Лентулов, А. Родченко и др.).

Театр. На театральной сцене в 1930-е гг. доминировала советская пьеса. В историю театра этого периода вошла "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского. Массовым стало открытие детских театров.

Кинематограф. Революционные изменения в кинематографе связаны с появлением звукового кино. Первым таким фильмом стала "Путевка в жизнь" (1931) режиссера Н. Экка. Главная тема кино - жизнь советских людей, их участие в революции ("Депутат Балтики" И. Хейфеца), индустриализации ("Комсомольск" С. Герасимова) и коллективизации ("Трактористы" И. Пырьева) и т.и.

Архитектура. В архитектуре до конца 1930-х гг. господствовал конструктивизм. По проектам братьев Весниных были построены Дворец культуры ЗИЛ (1934), Днепрогэс (1932). В этот же период появились Административное здание на Охотном ряду (1936) но проекту архитектора В. Лангмаиа (сейчас в этом здании располагается Государственная Дума РФ); гостиница "Москва" (1935) на Манежной площади, построенная по проекту архитекторов Л. И. Савельева, О. А. Стапрапа и А. В. Щусева.

Плодотворно работал выдающийся архитектор А. В. Щусев (1873- 1949), среди творений которого Мавзолей Лепина (1930), Москворецкий мост (1938) и др.

Живопись. В живописи преобладала историко-революционная тематика. Одним из создателей ленинианы стал И. Бродский с картиной "Ленин в Смольном" (1930). Ведущим художником социалистического реализма в 1930-е гг. был Б. Иогансон с картинами "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937).

Скульптура. В данной области символом времени стала скульптура "Рабочий и колхозница" (1937) В. Мухиной.