Устроен танк т 90. Сколько весит танк. Новая башня с развитой кормовой нишей
Современную армию нельзя представить без постоянно обновляющейся боевой техники и вооружения. Это касается также и тяжелой бронированной техники. Многие эксперты прогнозируют исчезновение танков уже в ближайшем будущем, но несмотря на это танкам порой отводится решающая роль в вооруженных столкновениях. Хорошим примером того служит война в Ираке, в ходе которой армия США благодаря мобильности и огневой мощи танковых подразделений смогла быстро продвинуться от границ к столице. Зачастую в СМИ встречаются заявления о том, что якобы танк Т-90, не отвечает современным требованиям к боевой технике. Немцы утверждают, что их современный танк «Леопард» является лучшим в мире, что в противостоянии ему нет равных и что российский Т-90 ему не соперник. На выставке военного IDEF-2011, проходившей в Стамбуле, компания Otokar представила прототип турецкого ОБТ Altay, который должен иметь самое совершенное оружие и использовать современные технологии. Altay многое позаимствовал у модели Leopard 2A4.
Давайте попробуем разобраться, насколько хорош Т-90 в сравнении с зарубежными образцами, имеющими аналогичные характеристики? Проанализируем основные характеристики танков Т-90, «Леопарда», как главного из конкурентов, а также новейшую разработку в лице турецкого Алтая.
Система защиты
Т-90 снабжен резко дифференцированной броневой защитой, которая отлично защищает его от прямого попадания снарядов. Главный материал, используемый для создания корпуса танка, - броневая сталь. Для обеспечения защиты лобовой плиты с башней применяется многослойная композитная броня. Броневой корпус машины имеет практически ту же форму, что и Т-72. Более подробные данные о бронировании являются засекреченными. Толщины броневой стали составляет 800-830 мм эквивалента и 1150-1350 мм эквивалента в лобной части башни и корпуса соответственно. Необходимо отметить, что танк имеет ослабленные зоны: район смотрового прибора, а также части башни по обеим сторонам. Кроме традиционной брони и наличия динамической защиты, танк снабжен системой активной защиты и имеет современный электронно-оптический комплекс подавления «Штор-1», который уводит самонаводящиеся и управляемые ракеты в сторону, поэтому не каждый снаряд, выпущенный противником, попадет в цель. Данный комплекс использует инфракрасные излучатели, которые ставят помеху системам наведения противотанковых управляемых ракет второго поколения. Наведение, которое производится по инфракрасному трассеру, получает «засветку», вследствие чего оператор теряет точку наведения своей ракеты. Забегая вперед скажу, что у сравниваемых аналогов такой системы защиты нет, поэтому в дуэльной ситуации ни турецкий Алтай, ни немецкий «Леопард» не смогут противостоять самонаводящейся или управляемой ракете. «Леопард» имеет меньшую степень защиты. Это связано с сохранением общего веса машины в районе 50 тонн. Уровень защиты немного удалось повысить благодаря применению сварных современных конструкций, как башни, так и корпуса, которые изготавливаются из многослойной брони, а также комплексу мероприятий по усовершенствованию компоновки конструкции. Из-за ослабления брони крыши, башни и бортов корпуса, толщина которых составляет 700 мм эквивалента, добавлена толщина брони в лобовой части, которая равна примерно1000 мм эквивалента. Танк имеет быстродействующий автоматический комплекс НПО, а также дымовые гранатометы, которые применяются для обеспечения высокой степени защиты экипажа в случае поражения брони.
Турецкий танк Altay имеет более массивную броню в сравнении с «Леопардом» и это неудивительно, ведь масса машины составляет 60 тонн. Конкретный тип использованной брони пока не известен.
Вооружение
Т-90 укомплектован 125-милиметровой гладкоствольной пушкой 2А46М, которая имеет длину ствола 48 калибров, т.е. 6000 мм. Пушка установлена в лобовой части башни танка, в спаренной установке с крупнокалиберным пулемётом и стабилизированная по двум параллельным плоскостям, при помощи системы 2Э42-4 «Жасмин». Присутствует система автоматического заряжания. Во время стрельбы бронебойными кумулятивными и подкалиберными снарядами максимально-возможная прицельная дальность может составлять - 4000 м, в случае использования управляемых ракетных боеприпасов максимальная дальность равняется 5000 м, при стрельбе осколочно-фугасными снарядами - до 10 000 м.
Т-90 имеет возможность производить стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами системы - 9М119М. При использовании системы управляемого вооружения, возможно, достичь вероятности попадания в цель, равной единице.
На вооружение «Леопарда» имеется 120 мм гладкоствольная пушка. Ствол орудия имеет длину 5520 мм. Прицельная дальность стрельбы составляет: в неподвижном состоянии - 3 500 м, во время движения - 2 500 м. Прицеливание ведется при помощи системы EMES-12, которая состоит из встроенных стереоскопического и лазерного дальномеров.
Танк Алтай, также как и Леопард, имеет в своем вооружении 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, дистанционно управляемый модуль вооружения со встроенной стабилизацией и 12,7 миллиметровым пулеметом.
Силовые агрегаты танков
Т-90 комплектуется дизельным двигателем, который развивает мощность 840 л.с. (на некоторых модификациях мощность увеличена до 1000 л.с.), с жидкостной системой охлаждения В-84МС. Данные двигатели являются многотопливными и способны работать как на дизельном топливе, так и без потери мощности и на бензине или керосине. На коллекторах системы охлаждения В-84МС базируются специальные сильфоны, позволяющие перемешивать отработанные газы с воздухом, что позволяет не только улучшить температурный режим работы коллекторов, но и снижает у противника тепловую видимость танка.
Силовая система «Леопарда» представляет собой цельный конструкционный комплекс. Двигатель танка размещен вдоль его корпуса, а между отсеком и боевым отделением находится огнеупорная перегородка. «Леопард» оборудован многотопливным V образным, с 12 цилиндрами дизельным двигателем модели MB 873 с развиваемой мощностью 1500 л.с.
Поведение танков на военных испытаниях
На военных испытаниях танк новейшей разработки турецких конструкторов Алтай показал отличные способности в качестве стрельбы. После десяти выстрелов по импровизированным противникам, которые находились на расстоянии три километра от танка, получили восемь точных попаданий. В случае выполнения данного действия на полном ходу, результат остался практическим тем же – семь попаданий. Турецкие конструкторы уверенны, что такие показатели стрельбы являются одними из лучших в мире.
По мнению мировых экспертов, у танка существуют аналоги, которые во многом превосходят его – например, немецкий танк «Леопард». Как и Алтай, Леопард может уничтожать противника на полном ходу, и способен это делать с расстояния в четыре километра, что на целый километр больше, чем у турецкой модели. Точность стрельбы также выше, благодаря уникальным управляемым снарядам, для которых танк сам рассчитывает траекторию и скорость полета, поэтому промахнуться практически не возможно.
По дальности и точности стрельбы и Алтай, и «Леопард» уступают разработке российских конструкторов – танку Т-90. Как и зарубежные аналоги, он способен уничтожать цели на полном ходу, при этом имея практически абсолютную точность стрельбы, дальность которой на два километра больше аналогов – достигает шести тысяч метров. Также отличительной особенностью является наличие брони повышенной прочности. Во время испытаний броню Т-90 обстреливали из 120-и миллиметровых противотанковых пушек.
С расстояния двухсот метров по танку было выпущено шесть снарядов, после этого машина на своем ходу прибыла на смотровую площадку. Затем без проведения ремонта борт Т-90 обстреляли из гранатомёта – броня также не пробита. У сравниваемых аналогов такой системы защиты нет, поэтому в дуэльной ситуации ни турецкий Алтай, ни немецкий «Леопард» не смогут противостоять самонаводящейся или управляемой ракете.
Для более удобного сравнения можно воспользоваться таблицей
Модель танка |
Leopard 2 |
||
Россия | Турция | Германия | |
«Уралвагонзавод» |
|||
Кол-во экипажа, чел. |
|||
Длина, (мм) |
|||
Ширина, (мм) |
|||
Высота, (мм) |
|||
Боевая масса, (т) |
|||
Двигатель |
В92С2 V12, дизель с турбонагнетателем, мощность - 1000 л.с. |
V12 дизель с турбонаддувом, мощность – 1500 л.с. |
V12 дизель с турбонаддувом – 1500 л.с. |
Удельная мощность, (л.с./т) |
|||
Запас топлива, (л) |
|||
Запас хода по шоссе, (км) |
|||
Скорость, (км/ч) |
|||
Тип и калибр основного вооружения, (мм) |
гладкоствольная-пусковая установка 2А46М-2, 125 |
гладкоствольная пушка MKEK120, 120 |
Гладкоствольная пушка Rheinmetall Rh-120, 120 |
Броня, (тип) |
стальная литая, многослойная, противоснарядная, комбинированная |
Комбинированная, противоснарядная, многослойная, |
противоснарядная, многослойная комбинированная |
Клиренс, (см) |
Преимущество танка Т-90 неоспоримо. Отметим особо, что у Т-90 прицельный огонь может вестись на расстояние 5000 м, Altay бьёт только 3000 м., а «Леопард - на 4000 м. Появляются сомнения относительно того, смогут ли турецкий и немецкий танки вообще подойти к российскому во время боя.
История создания
Для поставок за рубеж была разработана экспортная модификация танка Т-90С. Несмотря на то, что экспорт танка Т-90С был разрешен с 1992 года спросом он не пользовался .Сказывался маломощный двигатель и уже начавшая устаревать СУО.
Спасение для Т-90 пришло как не парадоксально со стороны Пакистана,желая переместить баланс сил в своем перманентном противостоянии с Индией Пакистан в 1996 году подписал с Украиной контракт на поставку 320 танков Т-80УД.
В ответ на продажу Украиной Пакистану индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто не чем было бороться с Пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С. При чем закупка проводилась без каких-либо тендеров, причина этому проста - в индии уже давно были на вооружении Т-72 и велось их серийное производство. Учитывая, что Т-90 был модификацией Т-72 альтернатив у индии не было.
Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировало российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе - стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе .
В комплекс управления вооружения Т-90С разработанном для индии введен ряд улучшений заключавшихся в объединении двух автономно работающих прицелов - дневного и тепловизионного в единый прицельный комплекс. В комплексе обеспечивается синхронное управление линиями визирования двух прицелов и совместное использование технических возможностей каждого из прицелов.
В 2001 году УВЗ начал производство Т-90С для индии , первые 40 танков поставлены с литыми башнями, и еще 84 с новыми сварными башнями поставлены в 2002 году.
В 2003-2004 году поставили еще 186 сборочных комплектов Т-90С со сварными , сборка осуществляется на заводе в Авади , ранее собиравшем Т-72М1, всего в индии собрали 1100 танков этого типа. Разворачивание производства в Пакистане современных танков «Аль-Халид » вынудило индию сделать дополнительный заказ на 347 танковТ-90С поставки, которых начались в 2008 году. Из них 124 будут изготовлены на УВЗ и 223 будут собраны в индии, поставки комплектов продолжаются в этом году. Наряду со сборкой танков из поставляемых УВЗ комплектов в 2009 году началось и мелкосерийное лицензионное производство.
В целом 2008 год стал наиболее продуктивным для российского производства Т-90, за рубеж были поставлены 113 танков Т-90С и Т-90СА и еще 62 для российской армии. В 2009 году экспортные поставки в индию и Туркмению составили 110 машин. Поставки для российской армии продолжились в 2009…2010 году доведя общую численность Т-90А до 180 единиц.
Вторым крупным контрактом стала поставка 187 Т-90СА в Алжир. В 2006 году Россия списывает Алжиру долг в 4,7 млрд. долларов в обмен на обязательство купить оружия на эту же сумму. На Т-90СА в отличии от индийских Т-90С установлен усовершенствованный прицел наводчика с системой автоматического сопровождения цели, индикаторы лазерного излучения комплекса «Штора-1» сохранены.
Всего с 2001 года по 2009 год в Индию поставлено около 434 Т-90С, в Алжир поставлено 186 Т-90СА.
Основным вооружением Т-90А является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2A46M-2.
Боекомплект танка - 43 выстрела из них 22 выстрела укладываются во вращающий транспортер автомата заряжания и 21 в немеханизированных укладках. Размещения боекомплекта в танке Т-90А аналогично Т-90. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62. Боекомплект пулемета 2000 патронов (8 лент по 250 патронов). Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 90° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +30° пулемет стабилизирован. Боекомплект к зенитному пулемету 300 патронов (2 ленты в магазинах по 150 каждая).
Основным противотанковым вооружением Т-90 также являются бронебойные подкалиберные снаряды и комплекс управляемого вооружения с выстрелами 3УБК14 и 3УБК20. Скорострельность - 6…8 выстрелов в минуту.
Танки Т-90А, оснащенные КУВ 9К119 «Рефлекс» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника.
Комплекс управления огнем 1А45-Т танка Т-90А претерпел ряд изменений. Комплекс состоит из дневного прицела наводчика 1Г46, ночного комплекса с прицелом «Буран-М», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29, баллистического вычислителя 1В528-1 с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42-4 и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.
Ночной прицел «Буран-ПА» заменен на усовершенствованный «Буран-М» с электронно-оптическим преобразователем III-поколения. установкой ЭОП"а (электронно-оптический преобразователь) III поколения с применением новой полупроводниковой матрицы: с прямым
переносом изображения, микроканальным усилением, со встроенным источником питания, со схемой защиты от световых нагрузок, с автоматической регулировкой яркости. ЭОП имеет фотокатод с чувствительностью 700 мкА/лм (вместо 450 мкА/лм) и экран свечения на волоконно-оптическом элементе. Это увеличивает дальность распознавания цели (с 1200 до 1800 метров).
С 2008 года начались поставки Т-90А с тепловизионным прицелом белорусского производства «ЭССА» с французской теепловизионной камерой « Katherine - FC ».
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки.
Комбинированный прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка. Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Дневно - ночной прицел командира с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией башни), оснащенный механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим ДУБЛЬ).
На данный момент прицела командира ТКН-4С (Агат-С) устарел, разработаны ряд вариантов модернизации - «Агат-М» с новым ЭОП, «Агат-МД » с новым ЭОП и встроенным лазерным дальномером.
Модернизированный прицел командира обеспечивает дальность распознавания цели в стандартных условиях до 1200 м (800 м у штатного прицела), а в варианте «Агат-МД » значительно повысить возможность применения вооружения командиром.
Баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Недостатками комплекса управления огнем Т-90 являлись погрешности стабилизации поля зрения ночного прицела, что затрудняет наблюдение и прицеливание в движении.Ночной прицел наводчика с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни), оснащенный механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится только при выключенном баллистическом вычислителе .
На Т-90А и Т-90С (Индия), Т-90СА (Алжир) установлена усовершенствованная система управления огнем с тепловизионным прицелом «ЭССА» условия для наблюдения за целью и прицеливание через второй прицел в движении не хуже, чем при работе через первый. Обеспечивается замер цели лазерным дальнометром , применение управляемого вооружения.
Защищенность Т-90А
Компоновка танка т-90А аналогична Т-72Б и Т-90. Основным «нововведением» для Т-90А стала башня со сварной основой.
Применительно к башням танков одним из существенных резервов усиления их противоснарядной защиты или снижения массы стальной основы башни при сохранении существующего уровня противоснарядной защиты является повышение стойкости применяемой для башен стальной брони.
Основа башни Т-90С/А изготовлена из стальной брони средней твердости, которая существенно (на 10-15%) превосходит по противоснарядной стойкости литую броню средней твердости.
Таким образом, при одинаковой массе башня, выполненная из катаной брони, может иметь более высокую противоснарядную стойкость, чем башня с литой основой.
Реализация преимуществ конструкции башни из проката в сравнении с литой возможна только тогда, когда ее противоснарядная стойкость и живучесть в местах расположения соединений деталей из катаной брони отвечает общим требованиям по противоснарядной стойкости и живучести башни в целом.
Сварные соединения башни Т-90С и Т-90А выполнены с перекрытием полностью или частично стыков деталей и сварных швов со стороны снарядного обстрела.
Башня Т-90А разработанная НИИ Стали и УКБТМ.
Толщина брони бортовых стенок - 70 мм, лобовые броневые преграды имеют толщину 65 мм и тыльной150 мм.Крыша башни выполнена сварной из отдельных сварных деталей, что снижает жесткость. На наружной поверхности лба башни установлены V -образные блоки динамической защиты, аналогичные устанавливаем на Т-90. Всего на лобовой части башни танка Т-90А установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
На крыше башни установлен 21 контейнер, защищающий от боеприпасов атакующих сверху. Установка ДЗ и прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1 на башне Т-90А аналогична Т-90.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.
Дальнейшая модернизация башни затрудненапо причине значительного момента неуравновешенностибашни (центр тяжести смещен вперед).
Бронирование и установка ВДЗ верхней детали носового узла корпуса Т-90А усовершенствованно по сравнению с Т-90 с приростом эквивалентной стойкости по БПС на 10…15%. На бортах корпуса Н а бортах корпуса установлены силовые экраны с встроенной динамической защитой аналогичные Т-72Б и Т-90.
В целом защищенность танка Т-90А сохранилась на уровне второй половины 80-х годов 20 века и не соответствует современным требованиям, за исключением лобовой проекции в пределах + 30 град.
Экспортный вариант Т-90С поставляющийся в индию имеет ряд отличий - КОЭП «Штора-1» не устанавливается. Вместо прожекторов-постановщиков помех устанавливаются трапециевидные блоки ДЗ. Установка ДЗ на Т-90СА аналогична индийскому варианту , индикаторы лазерного облучениясохранены.
Характеристики сравнения |
||||||
Тип |
Страна-произво-дитель |
Б.вес, т . |
Бронепробиваемость (мм./60 0) |
Защита экв . + 35 ° (мм.) по |
||
БПС |
КС |
от БПС |
от КС |
|||
Т-90А |
РФ |
46,5 |
1000 |
Подвижность
Новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л.с. повысил скорость танка на поле боя. Двигатель снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30% по сравнению с существующим. Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 поддвигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах не соответствуют современным требованиям. Из-за использования устаревшей схемы механизма поворота, роль которого выполняют бортовые ступенчатые коробки передач, маневренность российского танка Т-90 ниже, чем у зарубежных танков. Кроме маневренности недостатком трансмиссии танка является низкая скорость заднего хода - 4,8 км/ч.
1 - Модернизированное МТО с двигателем повышенной мощности.
2 - Новое выхлопное устройство двигателя.
Из-за отсутствия в УКБТМ разработок трансмиссии соответствующих современному уровню и готовых к применению продолжаются переговоры по установке на Т-90С автоматической трансмиссии западного производства. Сейчас автоматическая трансмиссия готовая к установке в компактные МТО отечественных танков разработана фирмой « RENK », также автоматическая трансмиссия устанавливается на танки, разработанные с участием ХКБМ «Аль-Халид » и «Оплот».
В 1999 г. 3 машины Т-90С принимали участие в испытаниях в Индии, из них одна с литой башней и 2 новые со сварными башнями. Испытаний российских танков Т-90С, прошедших в пустыне Раджастхан , по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям.
Согласно докладу, на который ссылается индийский источник «Political Events », двигатели всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности.
Другим аспектом является удобство обслуживания танкового двигателя Т-90А, в чем В-92С2 уступают зарубежным дизелям. Замена двигателя за-труднена из-за плохого доступа к нему в моторном отделении и необходимости проведения центро-вочных работ - замена двигателя заводской бригадой в составе 4 человек занимает 22.2 часа. Наличие гитары и необходимость центровки с ней других агрегатов затрудняет и усложняет ремонт-ные работы в моторно-трансмиссионном отделе-нии. Это не соответствовало требованиям, предъяв-ляемым к перспективной бронетанковой технике еще в 70-е годы, за все это время в УКБТМ никаких действий по устранению этого недостатка не предпринято.
Гусеничный движитель танка Т-90С и Т-90А усовершенствован, он установлена новая гусеничная лента, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельными резинометаллическими шарнирами. В целом гусеничная лента аналогична применяемой на Т-80, но без обрезиненного звена трака.
Тактико-технические характеристики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметр |
Единица измерений |
Т-90А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса |
46,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж |
чел. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность |
л.с./т |
21,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель (В-92С2) |
л.с. |
1000 л .с . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина танка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт |
кгс/см 2 |
0,91 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Температурный режим работы |
°С |
40…+50 (со снижением мощности) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина танка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с пушкой вперед |
мм |
9530 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
корпуса |
мм |
6917 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина танка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по гусенице |
мм |
3370 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по съемным защитным экранам |
мм |
3780 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота по крыше башни |
мм |
2228 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина опорной поверхности |
мм |
4270 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорожный просвет |
мм |
426…470 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи |
мм |
2790 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость движения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя по сухой грунтовой дороге |
км /ч |
35…40 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная по дороге с твердым покрытием |
км /ч |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На передаче заднего хода, максимальная |
км /ч |
4,18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива на 100 км |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По сухой грунтовой дороге |
л , до |
260…450 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По дороге с твердым покрытием |
л , до |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на основных топливных баках |
км |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с дополнительными бочками |
км |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выстрелов к пушке |
шт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(из них в конвейере механизма заряжания) |
шт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Патронов: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к пулемету КТ-7,62 |
шт |
2000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к пулемету КТ-12,7 |
шт |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аэрозольных гранат |
шт |
ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Основной танк. Разработан КБ ПО "Уралвагонзавод" (г.Нижний Тагил) под руководством главного конструктора В.И.Поткина в рамках темы НИР "Совершенствование Т-72Б" (задана постановлением СМ СССР от 19 июня 1986 года). Прототип танка - "объект 188" - создавался на базе и в качестве модернизации танка Т-72БМ и первоначально носил название Т-72БУ ("Т-72Б усовершенствованый"). Модернизация коснулась СУО - СУО 1А40-1 заменена на унифицированную с Т-80У / Т-80УД СУО 1А45 "Иртыш" с доработкой под автомат заряжания Т-72БМ. "Объект 188" разрабатывался паралельно с танком "объект 187", который предсталял из себя более глубокую модернизацию Т-72БМ. Испытания "объекта 188" начаты в январе 1989 г. и продолжались до осени 1990 г. Испытания танка проходили на полигоне ПО "Уралвагонзавод", а так же в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях СССР (общий пробег около 1400 км). Решением МО и Миноборонпрома СССР от 27 марта 1991 г. Т-72БУ рекомендован к принятию на вооружение ВС СССР.
![]() http://gurkhan.blogspot.com).
После 1991 г. от внедрения в серию «объекта 187» отказались в пользу . Задел разарботок по "объекту 187" позже был использован при создании модификаций Т-90 и других образцов техники. С учетом опыта боевого применения танков Т-72 в ходе операции "Буря в пустыне" (1991 г.) КБ "Уралвагонзавода" произвело доработки "объекта 188" - установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 "Штора-1". Повторные испытания "объекта 188" проводились начиная с 20 сентбяря 1992 г. По требованию Президента России Б.Н.Ельцина название танка заменено с Т-72БУ на Т-90 и Постановлением СМ России №759-58 от 5 октября 1992 г. основной танк Т-90 принят на вооружение. Этим же Постановлением определена возможность поставок на экспорт модификации Т-90С. Танк запущен в серийное производство на ПО "Уралвагонзавод" в ноябре 1992 г. В 1995 г. Министерство Обороны России выбрало танк Т-90 в качестве основного. По умолчанию данные Т-90. Экипаж - 3 чел (механик-водитель находится в отделении управления по центру, наводчик и командир танка - находятся в башне слева и справа от орудия)
Конструкция - Т-90 выполнен по классической для советских танков схеме - отделение управления с прикрепленным к крыше корпуса сиденьем механика-водителя размещено в передней части, боевое отделение с башней в центральной части танка, моторно-трансмиссионное отделение в задней части. Танк характеризуется малым забронированным объемом. Бронирование корпуса и башни выполнено из материалов трех типов - многослойной композитной брони, обычной катанной брони и литья. Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка аналогичны Т-72, но за счет применения в том числе и композитной многослойной брони защищённость выше. Сварной корпус имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью с классическим для советских танков углом наклона верхней лобовой плиты (68 град.). Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из катаных броневых листов, днище корпуса цельноштампованное, сложной формы. Основной материал корпуса - броневая сталь. Верхняя лобовая плита корпуса, лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° в передней части состоят из многослойной композитной брони. Борт и крыша башни, борт корпуса так же имеют частично многослойную броню. Башня литая (Т-90) или сварная (Т-90С и Т-90А) - по форме аналогична башне Т-72БМ , но с учетом размещения КУО 1А45Т. Бронирование башни комбинированное - в передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 55 град. к продольной оси орудия, в которых размещены пакеты спецбронирования «полу-активного» типа. Структура брони передней части башни с отражающими листами представляет собой преграду, состоящую из 3-х слоев: пли-та, прокладки и тонкая пластина. Эффект от использования «отражающих» листов может достигать 40% в сравнении с монолитной броней той же массы. На модернизированные Т-90А, вместо литых, стали устанавливаться сварные башни с улучшенной технологией изготовления. Заброни-рованный объем увеличился на 100 литров. На участке верхней лобовой детали корпуса около смотрового прибора механика-водителя толщина брони снижена (для возможности выведения прибора наблюдения механика-водителя). Ослаблено бронирование также на башне по бокам от орудийной амбразуры (нет комбинированной защиты, меньше толщина). На модификации Т-90М используется сварная башня нового типа, усилено бронирование верхнего лобового листа корпуса, в конструкции используется огнестойкий противоосколочный материал "Кевлар". Бронированию с учетом втроенной динамической защиты (эквивалент в гомогенной катанной броневой стали, данные оценочные):
По бортам корпуса установлены резинотканевые экраны на которые устанавливаются стальные щиты с динамической защитой (по 3 щита с каждого борта). На Т-90М высота двух экранов увеличена. Встроенная динамическая защита:
Т-90М - встроенный комплекс динамической защиты третьего поколения "Реликт" (разрботан НИИ Стали в рамках ОКР "Кактус" и "Реликт") с элементами 4С23. Для снижения воздействия радиационного поражающего фактора подбой отделения управления и боевого отделения выполнен из водородосодержащщих полимеров с добавками лития, бора и свинца. На модификации Т-90М / "объект 188М" подбой заменен на подбой из огнеупорного противоосколочного материала "Кевлар". Ходовая часть и трансмиссия
. Гусеница с последовательным зацеплением - с резино-металлическим или с открытым шарниром. Трансмиссия - механическая планетарная аналогичная Т-72Б с входным редуктором, 2 бортовые коробки передач, 7 передач вперед и 1 назад. Масса трансмиссии - 1870 кг Двигатель
: 2) Опытный Т-90 - дизель В-84КД 3) Опытный или проект Т-90 - ГТД мощностью более 1000 л.с. (по западным данным) 4) Т-90 поздних серий, Т-90А, Т-90С - V-образный 12-цилиндровый 4-х-тактный многотопливный дизель В-92С2 с турбонагнетателем (модернизированный В-84, отличается установкой турбоконагнетателя и улучшенной конструкцией) производства ПО ЧТЗ (г.Челябинск). 5) Т-90М / Т-90АМ - дизель В-99 производства ПО ЧТЗ (г.Челябинск), модернизированный вариант, 2010 г.
Скорость вращения башни максимальная - 24 град/с Угол возвышения пушки - от -7 до + 20 град Забронированный объем: - общий - 11.04 куб.м - отделение управления - 2 куб.м - боевое отделение - 5.9 куб.м - моторно-трансмиссионное отделение - 3.1 куб.м Клиренс - 492 мм (470 мм по данным Карпенко) Минимальный расчетный радиус поворота - 2,79 м Преодолеваемые препятствия: Масса: Скорость по шоссе - 70 км/ч (60 км/ч по данным Карпенко) Запас хода по шоссе: Пробег межремонтного цикла до капитального ремонта: Вооружение
:
Выстрелы 3УБК14 с ПТУР 9М119 комплекса 9К119 с лазерным приемником системы наведения (выполнены в габаритах стандартных выстрелов) - исчтоник - официальный сайт "Уралвагонзавода" Выстрелы 3УБК20 с ПТУР 9М119М комплекса 9К119 с лазерным приемником системы наведения (выполнены в габаритах стандартных выстрелов) и уменьшеный стартовый метательный заряд 9Х949 Выстрелы 3ВБМ17 с бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) 3БМ42 с вольфрамовым сердечником Выстрелы 3ВБК16 с бронебойным кумулятивным снарядом (БКС) 3БК18М Выстрелы 3ВОФ36 с осколочно-фугасным снарядом (ОФС) 3ОФ26 (может действовать с системой дистанционного подрыва "Айнет") Выстрелы с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом (БОПС), выполнен из вольфрамового сплава, в метательном заряде используется высокоэнергетический порох, бронепробиваемость почти на 20% выше, чем у 3БМ42 (принят на вооружение последних серий Т-90) Выстрелы 3ВБК25 с кумулятивным снарядом нового поколения, более высокая бронепробиваемость, чем у 3БК18М (принят на вооружение последних серий Т-90) Выстрелы с осколочно-шрапнельным снарядом с электронным дистанционно-контактным взрывателем с большой площадью сплошного поражения, дистанция подрыва устанавливается автоматически по данным лазерного дальномера КУО (принят на вооружение последних серий Т-90)
Автомат заряжания электромеханический карусельного типа с раздельным заряжанием (аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира). Размещён на вращающемся полике башни танка. На Т-90М используется новый тип автомата заряжания. ПТРК 9К119 "Рефлекс" (9К119М "Рефлекс-М" на Т-90А) с ракетами 9М119 и 9М119М: 12.7 мм зенитный пулемет НСВТ-12.7 "Утес" (на танках первых серий) или 6П49 "Корд" (взаимно совместимы по креплению, питанию и управлению) установленный на крыше башни с электро-механической системой дистанционного управления 1ЭЦ29 со стабилизацией в вертикальной плоскости и приводами наведения (аналогична применявшейся ранее на Т-64, можно вести огонь при закрытом люке командирской башенки). 7.62 мм спаренный с пушкой пулемет ПКТ или ПКТМ с ленточным питанием (модель 6П7К на Т-90С). 5.45 мм автомат АКС-74У Для самообороны экипажа (1 шт, 15 магазинов по 30 патронов), 10 ручных гранат Ф-1 или РГД, 26 мм сигнальный пистолет (12 ракет). 81 мм ПУ системы 902Б "Туча" на башне танка (12 ПУ), используются для постановки дымовой завесы и пассивных аэрозольных помех лазерным системам наведения Система активной защиты танка "Арена" (разработки КБ Машиностроения, г.Коломна) - может устанавливаться на танках Т-90 разных модификаций. Оборудование
: Автоматизированный комплекс управления огнем 1А45Т "Иртыш" (доработанный для использования с автоматом заряжания Т-72Б комплекс 1А45 танков Т-80У). Ведущие конструкторы комплекса - Ю. Н. Нейгебауэр и В. М.Быстрицкий. В СУО впервые были применены микроразъемы в электрических цепях управления, что снизило объем и массу кабельных трасс (прототип комплекса так же был установлен на опытный танк "объект 187"). Комплекс включает в себя: 1) АСУО 1А42:
1.1.2 - цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 автоматически вычисляет необходимые углы возвышения и упреждения пушки с учетом погодных уловий и данных о расстоянии до цели и осуществляет автоматическую наводку орудия в соответствии с этими данными; включает в себя процессор, ОЗУ, ПЗУ, регистры признаков, данных, основного и дополнительного счетчиков, коммутаторов, блоков аналоговой памяти, ЦАП и АЦП. В отличие от более ранних танков - выполняет функцию блока разрешения стрельбы. 1Б) АСУО Т-90А / Т-90М
: 2) Ночной прицельный комплекс наводчика
ТО1-КО1 (на машинах первых серий) или тепловизионный танковый комплекс ТО1-ПО2Т "Агава-2" (несколько опытных танков, последние серии). Комплекс состоит из стабилизированного в двух плоскостях прицела и экранов наводчика и командира через которые осуществляется наблюдение за местностью и наведение оружия:
2.1 (вариант Г , Т-90А более поздних выпусков, к 2009 г.) - электронно-оптический перископический ночной прицел ESSA с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-XG производства Thales (Франция, к 2009 г., Т-90А). Вероятно, на Т-90М предполагается использовать аналогичный панорамный прицел с матрицей Catherine-XP производства Thales (3-го поколения, производство совместное с ПО "Пеленг", Россия). 3) Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает управление огнем из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме — из основного вооружения:3.1 - стабилизированный в вертикальной плоскости (предположительно на Т-90А - в двух плоскостях) электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ТКН-4С «Агат-С»; в дневном режиме увеличение прицела до 7,5х, в ночном режиме - до 5,1х. Ночью - пассивный режим - дальность прицеливания с усилением естественного освещения до 700 м, активный режим (подсветка средствами ТШУ-1 "Штора") - дальность прицеливания до 1000 м.
3.2 - датчик положения пушки Т-90М - установлен новый панорамный прицел командира танка с тепловизионным каналом. 4) ТВ-система заднего обзора (на танках последних серий) Для стрельбы с закрытых позиций танк оснащен боковым уровнем и азимутальным указателем. Комплекс оптико-электронного подавления
ТШУ-1 "Штора-1" (возможно, на некоторых сериях устанваливался ТШУ-2 "Штора-2"). комплекс включает в себя 2 ИК-прожектора-постановщика ИК-помех ОТШУ-1-7 для противодействия ПТУРам с ИК ГСН, используется так же для ИК-подсветки. Так же в комплекс входит система датчиков лазерного излучения - 2 грубого определения направления облучения лазером (для предупреждения об облучении) и 2 точного определения направления. Система датчиков инициирует в ручном или автоматическом режиме запуск гранат (12 ПУ 902Б на башне танка) с аэрозолем для постановки помех лазерному целеуказанию. Аэрозольное облако обеспечивает кроме помехи лазерному целеуказанию так же постановку дымовой завесы. Приборы наблюдения механика-водителя - призменный широкоугольный ТНПО-168 и активно-пассивный прибор ночного видения ТВН-5. Так же может использоваться комбинированный дневно-ночной прибор механика-водителя ТВК-2 с электронно-оптическим преобразователем 3-го поколения и дальностью опознавания объектов в ночных условиях в пассивном режиме до 400 м. Радиостанции
:
Система коллективной защиты от оружия массового поражения (ОМП). Модификации
: Т-90 / "объект 188" (1992 г.) - первый серийный вариант основного танка. Производится ПО "Уралвагонзавод" с 1992 г., принят на вооружение постановлением СМ России №759-58 5 октября 1992 г. Всего выпущено около 120 шт. по данным "Техника и вооружение". Т-90К
(1994 г. ?) - командирский вариант Т-90. Дополнительно оснащен КВ-радиостанцией Р-163-50К и навигационным комплексом ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. Принят на вооружение и начал поступать в войска предположительно с 1994 г..
Т-90СК (1990-е годы) - командирский вариант танка Т-90С с дополнительным связным и навигационным оборудованием, обеспечивающим одновременную связь по трем каналам (дальность связи от 50 до 250 км) и непрерывную выработку и индикацию координат. Т-90А / "Объект 188А" (1999 г.) - развитие Т-90 - прототип Т-90А, используется новый тип мелкозвенчатых гусениц, башня сварного типа аналогичная башне "объекта 187 ", другой двигатель (В-92С2), тепловизионный комплекс, система преодоления глубокого брода. Т-90S "Bhishma" (2000 г.) - вариант танка Т-90С для армии Индии, установлен дизель мощностью 1000 л.с. В-92С2 производства ПО ЧТЗ (г.Челябинск), не устанавливается КОЭП "Штора", устанавливается дополнительная динамическая защита.Т-90А "Владимир" / "объект 188А1" (2004 г.) - серийная модификация Т-90 с усовершенствованным оборудованием, двигателем В-92С2, тепловизионным комплексом ESSA (модификация Catherine-FC на танках первых серий и Catherine-XP на более поздних выпусках - к 2009 г.), улучшенным автоматом заряжания, увеличенным на 100 л забронированным объемом, протектированием топливных баков. Иногда в СМИ называется Т-90М. По данным "Техника и вооружение" всего с 2004 по 2005 г. выпущено 32 шт первой серии (в т.ч. 2 шт в варианте Т-90АК). Вторая серия (по данным того же источника) выпускается с 2006 г. Всего в 2004-2007 г.г. выпущено 94 танка Т-90А. В 2007 г. подписан контракт на производство в 2008-2010 г.г. 189 танков Т-90А для ВС России. Суммарный выпуск по 2010 г. не менее 217 шт в т.ч. 7 шт Т-90АК.
Т-90АК (2005-2008 г.г. ?) - серийная модификация Т-90А / "объект 188А1" с интеграцией ТИУС в систему управления тактического звена. Новое оборудование со средствами отображения тактической обстановки. Т-90СКА - командирский вариант экспортного Т-90СА, предусматривается установка дополнительного связного и навигационного оборудования по желанию заказчика. Т-90М / "объект 188М" (2010 г.) - опытная модификация, развитие Т-90А / "объект 188А1". используется башня новой конструкции, новый двигатель В-99, модернизированая СУО, новый автомат заряжания и модифицированная пушка, встроенная динамическая защита типа "Реликт" и элементы защитных систем разработанных по теме НИР "Цербер", КОЭП "Штора" без систем подсветки, орган управления движением - штурвал, АКПП, кондиционер забронированного объема и др. усовершенствования. По данным СМИ серийное производство модификации планируется начать в 2010 г. По состоянию на июль 2010 г. существует только макет танка, который был показан на закрытом показе в первый день работы выставки "Оборона и защита" в Нижнем Тагиле 14.07.2010 г. По итогам выставки отмечается, что решение о закупках Т-90М для ВС России еще не принято и в 2011 г. танк может быть предложен на экспорт в разных вариантах.
Т-90АМ / "объект 188АМ" / "модернизированный Т-90С" (2010 г.) - модификация танка Т-90, развитие Т-90А / "объект 188А1" - результат работ по ОКР "Прорыв-2". Возможно, это официальное наименование танка, ставшего известным в 2010 г. как Т-90М. Согласно сообщениям СМИ от 07.04.2011 г. танк рассекречен МО России в марте-начале апреля 2011 г. и будет впервые показан публике на выставке вооружений в Нижнем Тагиле 8-11 сентября 2011 г. Модификация танка разработана в течении 5 месяцев после совещания по состоянию танкостроения, которое состоялось 8 декабря 2009 г. К июню 2010 г. доработаны двигатель - увеличена его мощность на 130 л.с., модернизирован ствол пушки, доработана коробка передач - она стала автоматической (ист. - Коротченко И.), установлен новый панорамный прицел и дистационно управляемая ЗПУ, обновлен ТИУС, модернизирован автомат заряжания, активная броня "Реликт". На неэкспортном варианте танка (Т-90АМ) есть так же вероятность применения новой танковой пушки 125 мм 2А82 (Барабанов М.В. ). На экспортном варианте предполагается использование орудия 2А46М (2А46М-5 на опытном экземпляре). На танке предусматривается использование дополнительного энергоагрегата - дизельных ДГУ5-П27.5В-ВМ1 или ДГУ7-П27.5В-ВМ1 мощностью соответственно 5 и 7 кВт. Энергоагрегаты производятся ПО "Туламашзавод" и опционально могут устанавливаться на левую надгусеничную полку. Экспортный вариант такнка возможно будет носить название Т-90СМ.
Т-90С с агрегатом КЭ2К
- использование агрегата предполагается на модификации Т-90М / Т-90АМ. В серийном производстве по состоянию на начало 2011 г. как минимум (возможно ранее). Энергоагрегат-кондиционер КЭ2К разработки и производсва НПО "Электромашина" предназначен для: Выходное напряжение - 27.5 В
На базе танка Т-90 созданы: Стоимость танка Т-90
для ВС России: Статус
- СССР / Россия 1995 г. - МО России приняло в качестве основного боевого танка Т-90. 1997 г. март - танк Т-90 впервые показан на международной выставке IDEX-97 в Абу-Даби (ОАЭ). 1997 г. сентябрь - на вооружении 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (Бурятия, СибВО) 107 танков Т-90. 1998 г. середина - за всё время ПО "Уралвагонзавод" выпустил для ВС России около 150 танков Т-90 (?). Танками Т-90 полностью оснащен один из полков 21-й Таганрогская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия Сибирского ВО (94 шт) и танки Т-90 (107 шт см.выше) есть на вооружении в 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (Бурятия, СибВО). 2004 г. - возобновление серийного производства Т-90 в варианте Т-90А / объект 188А1 на УВЗ для ВС России. Всего с 2004 по 2007 г.г. выпущено 94 танка (данные 2011 г. ). 2007 г. август - начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны РФ генерал-полковник Владислав Полонский заявил, что перевооружение на Т-90А двух дивизий Московского ВО закончится к 2010 году (4-ой Кантемировской танковой дивизии и 2-ой Таманской мотострелковой дивизии). 2007 г. август - объявлено о поставке 100 тепловизионных камер Catherine FC от Thales (Франция) для установки на танках Т-90А. 2007 г. - в ВС России поставлено 2 батальонных комплекта Т-90А - 62 шт (в т.ч. 2 шт Т-90К). 2007 г. - за всё время в ВС России поставлен 431 танк Т-90 (в т.ч. 180 шт Т-90А - вероятно завышенные цифры ), всего ПО "Уралвагонзавод" выпустило около 1000 шт (с учетом экспорта). Планируется довести число Т-90 в ВС России до 1400 шт. 2007 г. - МО России и УВЗ заключили контракт на сборку и поставку в течение 2008-2010 г.г. 189 танков Т-90А / объект 188А1 для ВС России. Вероятно, цифра плана не выполнена по состоянию на конец 2010 г. (см. ниже график поступления танков). 2008 г. июль - подписан первый контракт на поставку тепловизионных камер Catherine FC от Thales (Франция) для установки на танках Т-90А предназначенных для ВС России. Уже закуплено более 100 подобных тепловизоров для установки на экспортную технику. первая партия в 25 шт должна поступить в Россию для установки на партию Т-90А в течение 2-3 месяцев. 2008 г. август - танки Т-90 приняли участие в боевых действиях в Южной Осетии в составе частей 58-й армии в ходе грузино-осетинского конфликта. В частности Т-90 были замечены при выводе из Гори (Грузия) российских войск. 2008 г. - ВС России получили от промышленности 62 танка Т-90 (52 шт по др. данным). 2009 г. - план поставить в течение года в ВС России (Сергей Иванов) 63 шт, без учета этого по данным СМИ в ВС России около 500 Т-90. Вероятно, уже перевооружены или перевооружаются 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия, 10-я гвардейская Уральско-Львовская танковая дивизия и 5-я гвардейская Донская танковая дивизия Московского и Сибирского военных округов.
2009 май - объявлено о формировании 7-й базы Вооруженных сил России в Абхазии и 4-й базы в Южной Осетии. На базах планируется размещение в общей сложности 7400 военнослужащих ВС России. На базу в Абхазии уже начала поступать новейшая военная техника российского производства, в том числе танки Т-90. 2009 ноябрь - отдел информационного обеспечения ВМФ России заявил, что части морской пехоты ВМФ России к 2015 г. будут вооружены танками Т-90 и БМП-3. 2009 г. - в начале года объявлялось о планах поставить в 2009 г. в ВС России 100 шт. По состоянию на конец 2010 г. в ВС России (по данным интернет-СМИ, середина 2009 г., 2010-2011 г.г. правки):
2010 г. 1 февраля - 4-я база ВС России полностью размещена в Цхинвали и Джаве (Южная Осетия). 2010 г. 25 февраля - в заявлении главкома сухопутных войск ВС России генерала-полковника Александра Постникова сказано, что в 2010 г. в ВС России (в основном в части Северо-Кавказского ВО) поступит 261 танк Т-90А уже закупленные МО России (часть плана 2009 г. и план 2010 г.). Т.е. 6 танковых батальонов по 41 танку (+15 танков, которые по плану должны были поступить в 2009 г.). По мнению многих аналитиков, имеется ввиду совокупное количество Т-90А (63 шт) и модернизированных до Т-72БА танков Т-72Б (198 шт), которые получат ВС России в 2010 г. (хотя в заявлении главкома говорится о примерно 1000 танков прошедших в 2009 г. ремонт).
Сводная таблица поступлений Т-90 в ВС России (* и курсивом выделены ориентировочно-расчетные данные не подтвержденные сторонними источниками , 26.02.2010 г., поправки 14.01.2011 г.):
* - ориентировочно-расчетные данные не подтвержденные сторонними источниками 2010 г. 05 мая - объявлено о планах перевооружения в течение 2010 г. 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота танками Т-90А. 2010 г. - 14.02.2011 г. в СМИ сообщается, что в2010 г. на экспорт было поставлено в общей сложности 26 танков Т-90С. 2011 г. апрель - в СМИ сообщается о прекращении поставок текущих вариантов Т-90 в ВС России. В то же время в конце апреля 2011 г. появилась информация о том, что дополнительная партия Т-90 для ВС России будет произведена УВЗ в течение 2011 г. 2011 г. 07 апреля - согласно сообщениям СМИ танк Т-90АМ рассекречен МО России в марте-начале апреля 2011 г. и будет впервые показан публике на выставке вооружений в Нижнем Тагиле 8-11 сентября 2011 г. Так же директор НПО "Уралвагонзавод" Олег Сиенко заявил, что в 2011 г. закупок Т-90 МО России не планируется - завод занимается исключительно модернизацией танков в рамках гособоронзаказа. 2011 г. 29 апреля - в СМИ появилась информация о том, что ОАО "Уралвагонзавод" и МО России достигли договоренность о поставке дополнительной партии серийных Т-90 в ВС России в 2011 г. (Барабанов М.В. ). 2012 г. 23 января - как заявил представитель пресс-службы Южного ВО в 2011 г. продолжалось перевооружение воинских частей округа на танки Т-90А. Полностью перевооружились мотострелковые соединения в Северной Осетии и Волгоградской области, а также танковые батальоны в Дагестане и Абхазии. Экспорт: 2006 г. 11 марта - объявлено о заключении контракта на поставку 180 Т-90СА к 2011 г. (вероятно в рамках контракта на 290 танков). Стоимость одного танка ориентировочно 4.8 млн USD. 2009 г. - на вооружении 102 танка Т-90С.
2011 г. - предположительно выполнен контракт на поставку 185 танков Т-90С. 2011 г. осень - 14 февраля 2012 г. в СМИ сообщается о заключении контракта с "Рособоронэкспортом" на поставку 120 танков Т-90С осенью 2011 г. на сумму 500 млн. USD (ориентировочно). Венесуэла: 2009 г. 24 июля - президент Венесуэлы Уго Чавес в очередной раз заявил о возможных закупках сухопутной военной техники в России. По данным СМИ речь идет о Т-90 в количестве от 100 до 500 шт. 2009 г. 12 сентября - после возвращения из визита в Россию Уго Чавес заявил, что Венесуэла закупит Т-72 и Т-90С. Индия:
1999 г. 13 мая - день смерти главного конструктора Т-90 Владимира Ивановича Поткина и начало испытаний Т-90 в пустыне Раджастан. 2000 г. - начало поставок Т-90 по контракту 310 шт (см.2001 г.). Сумма контракта по некоторым данным 1 млрд USD (3.226 млн USD/шт ), по другим данным сумма контракта - 700 млн USD (2.258 млн USD/шт ) . Всего предполагается поставить 124 шт ПО "Уралвагонзавод" и 186 шт комплектами для сборки в Индии. 2001 г. - подписание долгосрочного контракта на поставки и на сборку Т-90С в Индии с последующим переходом на лицензионное производство полного цикла. Объем соглашения о намерениях - 1000 танков Т-90С. первая партия - 2001-2003 г.г. - 310 танков Т-90С. До конца года планировалось поставить 40 шт, но в октябре объявлено о возможности поставить 80 шт. 2002 - ведутся поставки по контракту - 120 готовых танков Т-90С (с двигателем мощностью 1000 л.с., без КОЭП "Штора"), 90 полуготовых комплетов для сборки и 100 готовых комплектов (итого 310 шт). 2003 г. декабрь - завершение выполнения контракта на поставку в Индию 310 танков Т-90С. В том числе на заводе в г.Авади собран 181 танк, поставлено из России 129 танков. 2005 г. апрель - появилась информация о подготовке нового контракта на поставку 400 танков Т-90С на сумму 900 млн USD. Контракт может быть заключен в июне 2005 г. 2006 г. 26 октября - подписан дополнительный контракт на поставку 330 танков класса Т-90М (Т-90А, т.е. видимо Т-90СА) в течение 2007-2008 г.г., сумма контракта 800 млн USD (2.424 млн USD/шт ), с организацией сборки части этой партии танков в Индии. Танки оснащаются французским тепловизором ESSA и индийской динамической броней Kanchan. Рамочно оговорена сборка 1000 танков класса Т-90СА. 2007 г. - на вооружении 326 танков Т-90С, в т.ч. 186 шт поставлены из России и 140 шт собраны в Индии. 2007 г. декабрь - подписан контракт на поставку 347 шт Т-90М (Т-90СА) на сумму 1237 млн USD (ок. 3.565 млн USD/шт) с частичной сборкой партии на индийских предприятиях. 124 танка должны быть поставлены из России и 223 танка предполагается собрать в Индии из комплектов запчастей, поставляемых из России. 2008 г. - всего за все время поставлено более 500 шт, объявлено о планах развернуть полноценное производство Т-90 по лицензии и довести число Т-90 в своей армии к 2020 г. до 310 Т-90С и 1330 Т-90СА (объявлено так же что всего Индия планирует приобрести в России до 1657 шт). В течение года поставлено 24 танка Т-90СА по контракту 2007 г. 2009 г. 24 августа - в армию Индии поступили первые 10 танков Т-90СА из первой партии в 50 шт планирующихся к производству в Индии по лицензии на заводе большегрузных автомобилей в Авади (штат Тамил Наду). Всего на вооружении до 620 шт. Всего по лицензионному контракту планируется собрать 1000 шт. Плановые производственные мощности завода в Авади - 100 танков в год. 2009 г. - в течение года поставлено 80 танков Т-90СА 2010 г. - видимо, будет поставлено 20 танков по контракту 2007 г. В конце года заявлено, что общее количество всех моделей Т-90 в армии Индии в перспективе будет доведено до 2000 шт. Предполагается, что в 2014-2019 г.г. будет произведена закупка еще 600 танков типа Т-90.
Поставки Т-90 в ВС Индии (данные на апрель 2011 г.):
Индонезия: Иран: Йемен:
Казахстан:
Кипр:
Корея Южная: Ливан:
Ливия: 2009 г. 17 августа - заключен контракт на модернизацию Т-72, про поставки Т-90С информации нет. Марокко:
Саудовская Аравия: 2009 г. 29 августа - по сообщениям СМИ до конца 2009 г. может быть подписан контракт на поставку 150 Т-90С и 250 БМП-3. Ранее Т-90С уже вывозились в Саудовскую Аравию для проведения испытаний в условиях пустыни. 2009 г. 12 ноября - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России впервые официально подтвердила факт ведения переговоров с Саудовской Аравией о поставках военной техники. При этом газета The Financial Times в октябре сообщила со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах, что Саудовская Аравия купит у России оружие в обмен на отказ России поставлять в Иран ЗРК С-300. 2011 г. начало года - состоялись сравнительные испытания Т-90, танков Leclerc (Франция), M1A1 Abrams (США) и Leopard-2A6 (Германия). По данным СМИ победу в испытаниях одержал Т-90С. Но контракт на поставку не заключен. Сирия:
Таиланд: Туркмения: 2009 г. - осуществлена поставка 4 шт Т-90С. 2010-2011 г.г. - выполнен контракт на поставку 10 танков Т-90С. 2011 г. лето - 14 февраля 2012 г. в СМИ сообщается о заключении контракта с "Рособоронэкспортом" на поставку 30 танков Т-90С летом 2011 г.. Уганда: Источники
: |