Украинская православная церковь и захваты храмов. История конфликта Почему церкви на Украине решили объединяться

19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей - в материале “Ъ”.


Сколько православных церквей на Украине


В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации - Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С чего все началось


УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

УПЦ КП образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

УАПЦ ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

Текущая ситуация


Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.


В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,- заявил господин Еленский.


Позиции сторон






Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта... Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против церкви, в украинском парламенте предлагаются законопроекты, цель которых - дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны… Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев - это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии» (21 ноября 2016 года на торжествах по случаю 70-летия предстоятеля РПЦ).

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет: «Аксиома для Украины - независимая церковь. Раз бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь… Заявляю российскому епископату и московскому патриарху, что никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Как они в своем государстве имеют свою независимую церковь, так и мы хотим иметь свою независимую автокефальную церковь. Поэтому возврата не будет никогда» (1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве).

Владимир Путин, президент России: «Сегодня, вчера смотрю по СМИ - официально практически на Украине устраивают праздник по поводу УНО-УПА, этой националистической профашистской организации. И сопровождается это призывами к расправам над представителями Русской православной церкви Московского патриархата…Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание?» (14 октября 2014 года на заседании Совета по правам человека).

Петр Порошенко, президент Украины: «Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение - окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является церковью-матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви - равной другим поместным православным церквам. И разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора» (28 июля 2017 года в Facebook).

Как складывались отношения


В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине - УПЦ КП и УАПЦ - была снята анафема.

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

Последствия решения Священного синода РПЦ


Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах

- РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться . Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями» .

Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев

Медиафайлы на Викискладе

Украи́нская правосла́вная це́рковь Киевского патриархата (укр. Українська Православна Церква Київського Патріархату ), также Ки́евский патриарха́т (укр. Київський Патріархат ); сокращённо УПЦ КП ) - канонически непризнанная православная церковь на Украине .

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата), 11 % - Украинской грекокатолической церкви . По состоянию на ноябрь 2016 года 25,3 % православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4 %, УГКЦ- 21,3 %, УАПЦ - 4,6 %) либо же 39,5 % православных на Украине являются прихожанами УПЦ КП (25,4 % считают себя «просто православными»; 23,3 % - УПЦ МП; 4,8 % - УАПЦ; 1,3 % - непосредственно РПЦ)

История

Конец 1980-х гг. Обострение церковно-политической ситуации на Украине

В конце 1980-х годов на территории УССР в результате политики «перестройки» и общей либерализации политической жизни произошло резкое обострение церковно-политической ситуации. В особенности это коснулось западноукраинских областей, где на волне растущих национал-сепаратистских настроений началось возрождение греко-католицизма (УГКЦ) и автокефалистских религиозных общин (УАПЦ). В этой ситуации руководство Московской Патриархии не смогло найти приемлемого решения униатской проблемы, а иерархи Украинского экзархата РПЦ отказались от попыток диалога со священноначалием Украинской греко-католической церкви и предпочли занять бескомпромиссную позицию , что привело к массовому переходу клириков и мирян из канонической православной церкви в УГКЦ и УАПЦ, стихийному захвату собственности и имущества РПЦ на Западной Украине. Острое межконфессиональное противостояние привело к тому, что православные епархии были здесь подвергнуты разгрому.

Стремясь предотвратить углубление раскола православия и распространение униатства на Украине, Архиерейский собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам, которые получили финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями соответственно и иметь собственные Синоды, которым передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на их территории. Автономизация Украинского экзархата, однако, лишь усугубила дело - митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), в течение 25 лет занимавший пост экзарха Украины , стал управлять им почти бесконтрольно, а его непродуманные действия в новых условиях способствовали дискредитации Православия в западных регионах Украины .

Этим же летом митрополит Филарет под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине стал стремиться к ещё большему расширению автономии УПЦ. 9 июля украинский епископат по инициативе митрополита Филарета принял «Обращение Украинской православной церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении», на Соборе в Киеве избрал митрополита Филарета своим предстоятелем, а 10 июля Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса он был вынесен на обсуждение на Архиерейском соборе РПЦ 25-27 октября 1990 года.

22-23 ноября 1990 года в Киеве в связи с предоставлением УПЦ статуса независимой и самостоятельной в управлении по решению Синода УПЦ прошёл её I Поместный собор, на котором был принят новый Устав УПЦ.

1991-1992. Борьба за автокефальный статус УПЦ

К середине 1990 года процесс разделения украинского православия на каноническое (УПЦ) и автокефалистское (УАПЦ) в основном приостановился. В УАПЦ к этому времени ушло около 1,5 тыс. приходов, ранее находившихся в юрисдикции УПЦ, но во второй половине 1990 - первой половине 1991 г. положение фактически стабилизировалось - в юрисдикции УПЦ оставалось около 5 тыс. общин .

Вопрос о предоставлении автокефалии УПЦ рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ в декабре 1991 года и феврале 1992 года , но каждый раз члены Синода констатировали, что этот вопрос, имеющий исключительное значение для Украинской Церкви, должен быть всесторонне рассмотрен на Архиерейском соборе РПЦ. В феврале митрополит Филарет отказался принять участие в заседании Синода, сообщив, что болен и не может приехать .

Священный Синод РПЦ ещё в декабре 1991 года принял решение разослать обращение и определение Собора УПЦ всем архиереям РПЦ для тщательного изучения. В то же время митрополит Филарет разослал по украинским епархиям циркуляр о проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости .

22 января 1992 года митрополит Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором настоял на предоставлении автокефалии, адресованного Святейшему Патриарху и Священному Синоду РПЦ. Три архиерея, заявившие о своём несогласии и отказавшиеся поставить подписи под обращением, - епископы Донецкий и Славянский Алипий (Погребняк) , Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) , Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) - были на другой же день лишены своих постов. 29 января обращение епископата УПЦ было доставлено в Москву. Одновременно Патриарху Алексию II было доставлено и открытое письмо Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, которое также содержало настоятельную просьбу предоставить автокефалию УПЦ.

На заседании Священного Синода РПЦ 18-19 февраля было принято «Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету и епископату Украинской Православной Церкви», в котором указывалось, что просьба Собора УПЦ о предоставлении «полной канонической самостоятельности» выходит за пределы компетенции Священного Синода и может быть ответственно рассмотрена только на соборном уровне. Кроме того, в послании указывалось на необходимость обеспечения свободного волеизъявления клира и мирян Украины в соответствии с нормами канонической традиции Православия. На заседании Священного Синода впервые было заявлено, что в случае, если митрополит Филарет предпримет действия, направленные на получение автокефалии УПЦ неканоническим путём, Московский Патриархат намерен принять украинскую паству в свою непосредственную юрисдикцию .

31 марта - 5 апреля 1992 года состоялся Архиерейский собор РПЦ, в котором приняло участие 97 архиереев РПЦ, включая 20 архиереев с Украины (из них 18 с правом голоса). Четыре дня из шести были посвящены обсуждению церковной ситуации на Украине и статуса УПЦ . Это обсуждение, проводившееся в условиях, исключавших давление на украинских архиереев, позволило получить адекватное представление о церковной жизни на Украине. Мнения, высказывавшиеся архиереями, разделились, однако итог стал неожиданным: не только российские иерархи, но и подавляющее большинство украинских епископов высказались против предоставления полной самостоятельности УПЦ, главным образом потому, что при полной самостоятельности православная Церковь на Украине будет вынуждена в одиночку противостоять «униатской агрессии», а раскольники из УАПЦ всё равно не прекратят своей разрушительной деятельности. Большинство архиереев украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением с просьбой о даровании автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей .

Начало дискуссии положил доклад, с которым выступил митрополит Филарет, который продолжал отстаивать линию на полную независимость УПЦ, обосновывая необходимость этого шага распадом СССР и образованием независимого украинского государства. В обсуждении вопроса приняло участие большинство архиереев - выступило 58 человек. Даже некоторые из тех, кто первоначально поддержал идею предоставления УПЦ автокефалии, были вынуждены признать, что самостоятельность, предоставленная УПЦ в 1990 г., за полтора года дала лишь отрицательные результаты и никоим образом не способствовала ликвидации раскола в украинском православии. Вину за это выступающие возлагали на митрополита Филарета, который использовал предоставленную УПЦ широкую автономию в качестве орудия укрепления личной власти и произвола против всех несогласных с его курсом. Украинские архиереи сообщали о резко негативном отношении своей паствы к возможному отделению УПЦ .

Было также высказано предложение [кем? ] рассмотреть вопрос о смене предстоятеля УПЦ митрополита Филарета, поскольку сторонников независимости Украинской Церкви крайне мало, а вся кампания за церковную независимость основана исключительно на личных амбициях митрополита Филарета. Немногочисленные сторонники автокефалии пытались не допустить его отставки. Шестеро присутствовавших епископов - приверженцев автокефалии подготовили обращение, в котором утверждалось, что ввиду дарованной УПЦ в 1990 г. самостоятельности и независимости они считают антиканоничным рассмотрение на Соборе РПЦ вопросов, касающихся внутренней жизни Украинской Церкви, а именно деятельности её предстоятеля. Это обращение не получило поддержки у большинства украинских архиереев, которые, напротив, сочли приемлемым свободное обсуждение вопроса о деятельности митрополита Филарета именно в Москве, где на епископат не оказывали давления сам предстоятель УПЦ и власти Украины. В итоге обсуждение проблемы автокефалии постепенно переросло в дискуссию об аморальном поведении митрополита Филарета и его грубых ошибках в управлении Украинской Церковью .

Подводя итог дискуссии, предстоятель РПЦ Патриарх Алексий II сказал:

Нас уверяют, что предоставление автокефалии Украинской православной церкви решит все вопросы, как ранее нас уверяли в необходимости независимости в управлении и даровании митрополиту титула Блаженнейшего. Но титул Блаженнейшего не спас положения, предоставление независимости и «незалежности» тоже не дало результата. Не вернулись ушедшие в неканоническую автокефалию приходы, раскол укрепился. Возьмём ли мы на себя ответственность за разделение, есть ли у нас уверенность в том, что это принесёт благо Святой Церкви? Такой уверенности нет ни у украинского епископата, ни у всего Собора. Для того чтобы говорить об автокефалии, нужна спокойная обстановка. Но в наше время - время разрушения экономических, национальных, человеческих связей, разделения и противостояния, от которых так устал народ, желание сохранить единство Церкви является гласом Божиим. Все мы в ответе за то, что происходит на Украине, но с предстоятеля Украинской Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового предстоятеля .

На уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали и многие другие иерархи. Митрополит Филарет отказался выполнить это требование, однако согласился на проведение голосования по этому вопросу на Архиерейском соборе, выступив при этом со встречной просьбой:

Я чувствую, что нужен пророк Иона , и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы на Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской православной церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля. Украинская православная церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским собором 1990 года. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у престола Божия и не отправлять меня на покой .

Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности предстоятеля Украинской церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины. Когда же со стороны украинских архиереев были высказаны сомнения по поводу того, можно ли верить словам митрополита Филарета, тот по настоянию Патриарха перед крестом и Евангелием подтвердил своё обещание сложить полномочия, как только соберётся Собор УПЦ; он также обещал немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещённых им епископов .

В Определении Архиерейского собора РПЦ было отмечено, что в ходе обсуждения выявилось неоднозначное отношение духовенства и верующих Украины к вопросу об автокефалии: идея церковной независимости популярна на западе Украины, но не находит отклика в восточноукраинских епархиях, а потому, для полноты выражения воли УПЦ, вопрос о её полной независимости решено было вынести на обсуждение ближайшего Поместного собора РПЦ.

1992. Создание УПЦ КП

Тем временем, вернувшись в Киев, митрополит Филарет, вопреки данному обещанию, продолжил действия, направленные на создание на Украине независимой церковной структуры. 7 апреля 1992 года, в ходе богослужения в киевском Владимирском соборе в день праздника Благовещения, Филарет объявил об отказе сложить с себя обязанности предстоятеля УПЦ, а 14 апреля заявил на пресс-конференции, что Архиерейский собор в Москве прошёл с нарушениями Устава об управлении и регламента РПЦ. Филарет сказал, что его присяга была вынужденной, а потому недействительной. Он, по его словам, был оклеветан и по этой причине отказался уйти в отставку. Филарет объявил, что будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию» .

Администрация президента Кравчука оказывала всемерную поддержку противоканоническим действиям митрополита Филарета. Тем не менее, когда Филарет призвал украинских архиереев собраться в его киевской резиденции, к нему присоединился лишь викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук) , наместник Почаевской лавры, изгнанный братией из обители как сторонник Филарета. Филарета отказались поддержать даже те украинские иерархи, кто на Архиерейском соборе в Москве выступал поборниками автокефалии. Лишь спустя несколько месяцев к Филарету примкнул епископ Львовский Андрей (Горак) , который в начале июля с большинством духовенства своей епархии покинул УПЦ и перешёл в УАПЦ . Большинство верующих также отнеслись к действиям митрополита Филарета негативно. Практически во всех храмах Украины прекратилось поминовение предстоятеля УПЦ во время богослужения, а Одесская епархия обратилась к Патриарху Алексию II с просьбой принять её в непосредственное Патриаршее управление. 30 апреля в Житомире состоялось Собрание архиереев, духовенства, монашествующих, представителей православных братств и мирян УПЦ, где Филарета обвинили в клевете на Архиерейский собор и в клятвопреступлении, потребовав от него незамедлительной отставки .

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода РПЦ. Филарет на приглашение принять участие в заседании не ответил. Синод предписал митрополиту Филарету до 15 мая созвать Архиерейский собор УПЦ и подать на нём прошение об отставке. В связи с чрезвычайным положением, возникшим в УПЦ по вине её предстоятеля, Синод запретил митрополиту Филарету до Архиерейского собора УПЦ действовать в качестве её предстоятеля - созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения. Синод предупредил Филарета, что в случае неисполнения постановлений Собора и данного решения Синода он будет предан церковному суду. Эти решения были доведены до сведения верующих на Украине специальным Посланием Святейшего Патриарха и Священного Синода, в котором подчёркивалось, что эти решения не являются покушением на самостоятельность УПЦ, дарованную ей Архиерейским собором РПЦ в октябре 1990 года .

В связи с отказом Филарета подчиниться решению Священного Синода РПЦ, Синод 21 мая поручил старейшему по хиротонии среди украинских иерархов - митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку) - незамедлительно созвать Архиерейский собор УПЦ для избрания её нового предстоятеля. В ответ на это Филарет отправил на имя Патриарха Алексия сообщение о том, что он считает решения Синода «необоснованными и недееспособными» .

26 мая Филарет собрал в Киеве своих сторонников на так называемую «Всеукраинскую конференцию по защите канонических прав Украинской православной церкви». Конференция, в которой не принял участие ни один из украинских архиереев, отвергла майские решения Священного Синода РПЦ. Небольшая группа сторонников Филарета, стремясь вовлечь в церковный конфликт на Украине Константинопольского Патриарха Варфоломея I, обратилась к нему с посланием, в котором заявлялось об отвержении акта 1686 года о передаче Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольской церкви в ведение Московского Патриархата. 30 мая Филарет направил Патриарху Варфоломею послание, в котором обвинил Московскую Патриархию в «антиканонической деятельности» и в том, что она «фактически учинила раскол в лоне Украинской православной церкви». Филарет просил Варфоломея I принять его вместе с ближайшими помощниками под свою юрисдикцию .

11 июня 1992 года для рассмотрения деятельности митрополита Филарета был созван Архиерейский собор РПЦ, на суд которого было представлено заявление украинского епископата, подписанное 16 иерархами. По итогам разбирательства, в ходе которого были доказаны все предъявленные обвинения, Собор постановил лишить митрополита Филарета церковного сана и всех степеней священства .

Филарет, лишённый священного сана, своей отставки не признал, и в этом он получил защиту у украинских властей. Милиция совместно с членами организации УНА-УНСО не допустила в митрополичью резиденцию делегацию представителей УПЦ, которые пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое произошло у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда приехал новоизбранный предстоятель УПЦ - митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Члены УНА-УНСО перекрыли подступы к храму и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития среди православных, митрополит Владимир призвал не применять силу и отправился в Киево-Печерскую Успенскую лавру , которую боевики из УНА-УНСО не смогли взять штурмом, натолкнувшись на сопротивление монахов и верующих, на стороне которых выступило подразделение ОМОН «Беркут», прибывшее для обороны лавры от националистов. Владимирский собор, однако, остался в руках Филарета и его приверженцев .

Государственное вмешательство в церковные дела продолжилось. При поддержке президента Кравчука Филарет сохранил за собой контроль за денежными средствами УПЦ. Президент своим указом сместил председателя Совета по делам религий Н. А. Колесника и заменил его А. Л. Зинченко , сторонником Филарета. Кравчук и Зинченко объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ. Президиум Верховной Рады Украины принял заявление, в котором харьковский Собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим .

Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического Православия, Филарет нашёл для себя единственный выход - пойти на объединение с УАПЦ , которую он ещё недавно обличал как раскольническую. 25-26 июня 1992 года в киевской приёмной Филарета (ул. Пушкинская, 36) прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, именовавшееся Объединительным собором двух церквей - УПЦ и УАПЦ. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата». Её руководителем решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника) , заместителем - Филарета (Денисенко), управляющим делами - Антония (Масендича) . Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту с бывшими иерархами УАПЦ, вошедшими в УПЦ КП.

30 июня 1992 года состоялась поездка делегации УПЦ КП в Константинополь. В состав делегации входили митрополит Филарет (Денисенко), митрополит Антоний (Масендич), архимандрит Валентин (Дажук), игумен Даниил (Чекалюк), депутат Верховного Совета Украины Василий Червоний . После этого по Украинскому телевидению была распространена информация о якобы возможном признании новой церкви Вселенским патриархом. Константинополь, однако, опроверг это утверждение.

Константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года в ходе визита в Русскую православную церковь официально заявил, что признаёт только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана) .

После смерти в 1993 году престарелого Мстислава УАПЦ вышла из союза с УПЦ КП. Её возглавил Димитрий (Ярема) , получивший в УАПЦ сан патриарха, тогда как патриархом УПЦ КП стал Владимир (Романюк) . В декабре 1993 - январе 1994 года из УПЦ КП официально вышли пять архиереев: митрополит Антоний (Масендич), архиепископ Спиридон (Бабский), епископ Роман (Попенко), епископ Софроний (Власов) и епископ Иоанн (Сиопко) . Епископы выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели» .

В 1995 году глава УПЦ КП Владимир (Романюк) умер при невыясненных обстоятельствах. В октябре того же года Филарет (Денисенко) стал патриархом УПЦ КП.

В 1995 году Филарет создал в России структуру, получившую название «Российская православная церковь Киевского патриархата» (РПЦ-КП) и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата» (ИПЦ-КП). Первыми епископами в России Филарет поставил изгнанных из РПЦЗ и лишённых сана по обвинению в раскольничестве архимандрита Адриана (Старину) из Ногинска и архимандрита Иоасафа (Шибаева) из Обояни , а также Варуха (Тищенкова) из Тобольска. По признанию самих представителей УПЦ КП, «РПЦ-КП» представлял собой самый неудачный проект, подорвавший их позиции даже на Украине, а созданная в России «альтернативная » структура показала полную свою несостоятельность и неуправляемость .

В 1997 году по представлению епископата УПЦ (МП) Филарет (Денисенко) был отлучён Архиерейским собором РПЦ от церкви (сана он был лишён ещё в 1992 году) и предан анафеме за «раскольническую деятельность» .

25 марта 2000 года синод УПЦ КП издал «томос» о создании греческого экзархата во главе с «архимандритом» Тимофеем (Кутальяносом), рукоположенным 26 марта в «митрополита Корсунского». Рукоположив нового «Экзарха всея Греции», Филарет через украинский МИД обратился к послу Украины в Греции с предписанием содействовать укреплению позиций «экзархата» в Греции. В результате действий украинского посла, вынужденного выполнять это предписание, Священный Синод Элладской Церкви сделал следующее заявление: «Святая Автокефальная Элладская Православная Апостольская Церковь, так же как и все остальные Поместные Православные Церкви, с которыми она находится в Евхаристическом Общении, никогда не признавала существования на Украине Автокефального Православного Патриархата, в том числе так называемого „Киевского Патриархата“» .

Современное состояние и устройство

По состоянию на 1 января 2010 года, согласно данным, обнародованным Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий, УПЦ КП имела 4281 приходов, объединённых в 32 епархии (для сравнения УПЦ МП имеет более 11000 приходов). Наибольшее количество приходов на западе Украины - в Галиции и на Волыни , а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины Киевский Патриархат не являлся доминирующей конфессией по количеству приходов: на западе Украины таковой является Украинская грекокатолическая церковь , в юго-восточных регионах - УПЦ МП. В то же время в Ивано-Франковской , Львовской и Тернопольской областях УПЦ (КП) имеет больше приходов, чем УПЦ (МП) .

По состоянию на январь 2015 года, согласно результатам совместного исследования Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» (укр.) русск. и социологической службы «Ukrainian Sociology Service» сделанного по заказу Международного центра перспективных исследований (укр.) русск. , в большинстве регионов к Украинской православной церкви (Киевского патриархата) относят себя 44 % украинцев, 21 % населения назвали себя верующими Украинской православной церкви (Московского патриархата) , 11 % - Украинской грекокатолической церкви. Только в Донецкой области 55 % отнесли себя к УПЦ МП, а на Галичине большинство населения считает себя верующими Греко-католической церкви - 67 %. Исследование проводилось с 25 декабря 2014 года по 15 января 2015. Всего было опрошено 4413 респондентов и при этом опрос не проводился в Луганской области и Крыму .

УПЦ КП демонстрирует прирост численности верующих. Так, согласно результатам исследования религиозной идентичности на Украине в 2010-2016 годах, количество верующих Украинской православной церкви (Киевского патриархата) за 6 лет увеличилось на 14,5 %, а число людей, относящих себя к Украинской православной церкви (Московского патриархата) за этот же промежуток времени уменьшилось на 5,8 %. Аналитический отчёт был подготовлен по результатам всеукраинского опроса (укр.) русск. (КМИС) 2014 респондентов в возрасте от 18 лет в период с 19 по 31 мая 2016 года в 110 населённых пунктах всех регионов Украины (кроме Крыма и территорий контролируемых ДНР и ЛНР) методом личного интервью с использованием стохастической выборки .

В ноябре 2016 года руководитель социологической службы «Ukrainian Sociology Service», заведующий отделом социально-политических процессов доктор социологических наук А. И. Вишняк и кандидат социологических наук, научный сотрудник этого же отдела О. Р. Козловский на пресс-конференции «Результати соціологічного дослідження „Релігійне життя України“ (вересень 2016 р.)» в информационном агентстве УНИАН сообщили, что согласно проведённому Ukrainian Sociology Service опросу 25,3 православных на Украине являются прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ МП - 39,4 %, УГКЦ- 21,3 %, УАПЦ - 4,6 %).

Согласно опросу проведенному социологической службой Центра Разумкова с 4 по 9 ноября 2016 года к православным себя относит большинство украинцев - 64,7 %. 39,5 % православных на Украине идентифицируют себя с УПЦ КП, 25,4 % считают себя «просто православными», 23,3 % - с УПЦ (МП), 4,8 % - с УАПЦ, 1,3 % - непосредственно с РПЦ. «Было опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины, за исключением Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей по выборке, представляющей взрослое население Украины по основным социально-демографическим показателям. Выборка опроса строилась как многоступенчатая, случайная с квотным отбором респондентов на последнем этапе. Опрос проводился в 118 поселениях (67 - городских и 51 - сельских). Теоретическая погрешность выборки (без учёта дизайн-эффекта (англ.) русск. не превышает 2,3 % с вероятностью 0,95» .

По данным Государственной службы статистики Украины по состоянию на май 2016 года владела 3 676 помещениями (из них 2 260 культовых сооружений), среди религиозных организаций уступая лишь УПЦ (МП). Наибольшее количество помещений УПЦ (КП) находится в Киевской (377), Ивано-Франковской (327) и Львовской (314) областях, наименьшее - в Луганской (17) и Закарпатской (18) .

Социолог религии и историк, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Н. А. Митрохин в мае 2016 года в интервью Религиозно-информационной службе Украины по итогам своих наблюдений во время поездки по югу страны отметил, что «количество приходов УПЦ Киевского Патриархата за пределами Западной Украины приблизительно на 50-70 % меньше от официально зарегистрированных», в то время как для «УПЦ (МП) это порядка 12-15 %» [значимость факта? ] . А также комментируя УПЦ Московского патриархата, он сообщил, что «наблюдается сложная динамика вырастания проукраинской части, перераспределения сил, интеллектуальный рост, переоценка богословского наследия и т. д.» [значимость факта? ]

Епархии Экзархаты

  • Европейский экзархат
  • Российский экзархат: Белгородско-Обоянская епархия и Богородская епархия
Ликвидированные структуры
  • Греческий экзархат

Усилия по нормализации канонического статуса

Со времени своего создания в 1992 году УПЦ КП пыталась урегулировать своё каноническое положение, но до сих пор не получила какого-либо признания со стороны мирового Православия. Все попытки сторонников автокефалии УПЦ КП выдать желаемое за действительное наталкивались на опровержение как со стороны Московского, так и со стороны Константинопольского патриархатов. По свидетельству митрополита Сасимского Геннадия (Лимуриса) , члена Синода и представителя Константинопольского патриархата во ВСЦ , «в нашей Церкви мы не называем Киевский патриархат Киевским патриархатом. Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь» .

Учебные заведения УПЦ КП сотрудничают с Украинским католическим университетом и Галле-Виттенбергским университетом имени Мартина Лютера .

Русская православная церковь

12 января 2007 состоялась встреча президента Украины Виктора Ющенко с предстоятелем УПЦ КП Филаретом (Денисенко) и высшими иерархами УПЦ КП в резиденции Денисенко . По сообщениям прессы, Виктор Ющенко высказался за создание смешанной комиссии УПЦ (МП) и УПЦ КП для «преодоления раскола в украинском православии и создания единой поместной Церкви», что вызвало резко негативную реакцию со стороны Русской православной церкви . Фактически на сторону РПЦ в данном вопросе стал Премьер-министр Украины Виктор Янукович .

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор Украинской православной церкви в составе Московского патриархата выразил недоумение относительно предложения президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ (МП) приняли решение о создании комиссии, которая займется приёмом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви.»

В ответ на решения Архиерейского Собора УПЦ (МП) 29 января 2007 года пресс-центр Киевского патриархата распространил заявление по поводу инициатив относительно восстановления единства украинского православия, в котором, в частности, говорилось: «Такие формулировки условий и форма работы комиссии УПЦ (МП) „по восстановлению единства украинского православия“ сознательно унижают представителей Киевского патриархата как сторону возможного диалога. Представители Киевского патриархата не намерены при посредничестве указанной комиссии „раскаиваться“ или „возвращаться в лоно“ Московского патриархата. В связи с тем, что возможные встречи представителей Киевского патриархата с членами указанной комиссии могут оцениваться как желание „покаяться“ перед Московским патриархатом и „войти в его лоно“, представители Киевского патриархата вынуждены воздержаться от сотрудничества с этой комиссией на подобных условиях.» Тем не менее, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля 2007 благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ Московского Патриархата и легализации неканонической УПЦ КП .

15 апреля 2007 года собор епископов УПЦ КП принял «Историко-каноническую декларацию» - документ, в котором были представлены основные каноны, догмы и исторические основания существования самостоятельного Киевского патриархата. Особое внимание в нём уделено проблеме раскола украинской церкви и отношениям между УПЦ КП и УПЦ (МП).

Украинская автокефальная православная церковь

Переговорный процесс об объединении Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви длится с перерывами с 1995 года . 12-14 июня 2001 года в Стамбуле в резиденции Константинопольского Патриарха прошла встреча участников Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви на Украине, в которой приняли участие представители УПЦ КП и УАПЦ, а также митрополит УПЦ в США Константин (Баган) . Участников встречи принял Вселенский Патриарх Варфоломей I , после чего были подписаны договоренности («Συμφωνητικών») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в единую церковную структуру .

Переговоры интенсифицировались в период президентства Виктора Ющенко , который сам активно в него включился, пытаясь заручиться поддержкой Вселенского Патриарха Варфоломея I. В этот период была выработана трёхступенчатая схема создания независимой украинской церкви :

  • Первый шаг - объединение УПЦ КП и УАПЦ;
  • Второй шаг - объединённая церковь приобретает канонический статус, войдя во Вселенский патриархат ;
  • Третий шаг - Вселенский патриархат предоставляет ей автокефалию.

Однако, во время визита на Украину Вселенского Патриарха по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси , проходившего 25-27 июля 2008 года , представителям украинской власти и УПЦ КП не удалось согласовать с патриархом Варфоломеем условии создания на Украине канонической юрисдикции . В свою очередь, предстоятель УАПЦ Митрополит Киевский и всея Украины Мефодий (Кудряков) выдвинул первоочередным условием объединения отставку предстоятеля УПЦ КП Филарета (Денисенко) , а УПЦ КП в ответ на данное заявление приостановила 14 ноября 2011 года работу комиссии по ведению переговоров об объединении . Ввиду данных причин 9 февраля 2012 года УАПЦ официально прервала переговорный процесс по объединению двух церквей .

V Поместным собор УАПЦ, проходивший 4-5 июня 2015 года, и совещание Священного синода УПЦ КП, проходившее 12 июня того же года, приняли решение в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь. 8 июня в Киеве состоялось совместное заседание комиссий УПЦ КП и УАПЦ, на котором также присутствовали иерархи Константинопольского патриархата - епископ УПЦ в Канаде Илларион (Рудик) и епископ УПЦ в США Даниил (Зелинский) , уполномоченные Константинопольским патриархатом принять участие во встрече комиссий. Итоговым решением комиссии подтвердили намерение и желание двух церквей в ближайшее время объединиться в единую Поместную Православную Украинскую Церковь , подписи под документом поставили и епископы Константинопольского патриархата .

Украинская грекокатолическая церковь

3 мая 2003 года в Свято-Владимирском кафедральном соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата в Киеве Патриарх Филарет (Денисенко) и предстоятель Украинской грекокатолической церкви Верховный архиепископ Киево-Галицкий кардинал Любомир (Гузар) совершили совместный экуменический молебен .

7 мая 2011 года УПЦ КП обнародовала заявление в связи с всплеском спекуляций вокруг сотрудничества Киевского патриархата с УГКЦ, в котором отметила, что сотрудничество УПЦ КП и УГКЦ ведется и в дальнейшем будет вестись исключительно с сохранением верности Киевского патриархата догматам, канонам и вероучению Православной церкви . В данном заявлении внимание акцентировалось на том, что пока Католическая церковь в целом или УГКЦ частности придерживаются латинских догматов, которые отличают её от Православной Церкви, - объединение УПЦ КП и УГКЦ в единую Церковь невозможно. В частности, указывалось на то, что Киевский патриархат не считает возможным евхаристическое единение с УГКЦ, ввиду того, что он твердо и неизменно придерживается догматов православной веры и отвергает те латинские догматические нововведения, которые привели к Великой схизме 1054 года , в числе которых: учение о примате Римского папы , о исхождении Святого Духа от Отца и Сына, а не только от Отца , о непорочном зачатии Девы Марии и прочие .

В ноябре 2012 года глава Украинской грекокатолической церкви Святослав (Шевчук) заявил, что у грекокатоликов «нет сомнения в достоверности» таинства крещения в Киевском патриархате , несмотря на то, что это «православное церковное сообщество» не находится «в полноте общения с мировым православием» .

Константинопольская православная церковь

12 июня 2007 года ІІ Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную Православную Церковь» принял письмо-обращение к главе Константинопольской православной церкви Архиепископу Константинополя - Нового Рима и Вселенскому Патриарху Варфоломею І с просьбой «признать Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата как Поместную и автокефальную Церковь Украины» .

Церкви, соборы и храмы Киева. Все о святых местах и паломничестве в Киев.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Любые Музейная карта Юнеско

  • На протяжении веков стоят среди холмистых улиц Киева исполненные величия древние храмы и церкви, украшающие город священной красотой, золотом куполов отражающие солнечные лучи. Киевским храмам посвящены тематические экскурсии, в этих церквях киевляне венчаются и крестят детей. Гостей города часто удивляет, сколько золотых куполов блестит на солнце на холмах правого берега Днепра, на старых улицах Подола, Верхнего города, Латинского квартала. Построенные в условиях сложного рельефа киевские храмы и монастыри органично вписались в облик города. Есть здесь не только красивые храмы традиционной архитектуры, но и поистине жемчужины православного зодчества.

    Самая старая из каменных церквей Древней Руси - Десятинная - была возведена в 996 году, а Софийский собор с его великолепными мозаиками, ослепительно белыми стенами и золотыми куполами - древнейший киевский храм, построенный в первой половине 11 века. Еще одним весьма интересным храмом можно назвать Кирилловскую церковь, построенную в 12 веке и до сих пор сохранившую на своих стенах древнейшие фрески тех времен.

    Уникальный комплекс монастырей Киево-Печерская лавра - одна из важнейших православных святынь города. Впрочем, этот великолепный архитектурный ансамбль сам легко может сойти за небольшой город: сюда входит четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев и множество других зданий, глядя на которые перед глазами проносятся вехи истории архитектуры Киевской Руси и Украины. В 1990 г. Киево-Печерская лавра и Софийский собор были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Напротив Софии Киевской стоит поразительной красоты Михайловский Златоверхий собор - блистательное произведение древнерусской живописи, знаменитое изящными красочными мозаиками.

    Один из самых прекрасных храмов Киева - Андреевская церковь - величественно возвышается на холмистом берегу Днепра. Это одно из выдающихся сооружений в стиле барокко, которому присущи помпезность, колоритность, великолепная отделка и контрастные цвета.

    Главным же храмом Украинской православной церкви считается Владимирский собор, который строился долгих двадцать лет, с 1862 по 1882 гг., и представляет собой непревзойденный шедевр киевской архитектуры и живописи. Над росписью внутренних помещений собора работали великолепные художники, среди которых знаменитый Васнецов.

    Свято-Покровский женский монастырь - один из самых новых монастырей Киева, а главный его храм - Никольский собор - самый крупный из киевских храмов. Ещё в начале 20 века в Киеве был построен Николаевский костел - потрясающей красоты здание в готическом стиле. Его конструкция кажется легкой словно кружево, башни тянутся к небу, а лепная отделка стен поражает своей яркостью.

    Из Киева шагнуло христианство по всей Киевской Руси, именно здесь оно зародилось, и это в полной мере ощущает каждый, кому доведется самому увидеть удивительные церкви этого города. На протяжении столетий хранят их стены и своды людские молитвы, просьбы и сомнения - обращения к богу, создающие неповторимую священную атмосферу. Будучи даже неверующим человеком, отказаться от посещения киевских церквей невозможно: изящные башни и купола притягивают взгляд, а благолепие внутреннего убранства завораживает.

    • Где остановиться: в более чем 1000 вариантов размещения в Киеве : имеются и «хилтоны» с «хайяттами», и демократичные «трешки», и апартаменты - выбор большинства туристов, и хостелы со спартанской обстановкой. Исторический центр будет удобен любителям достопримечательностей, но обойдется недешево. Окраина заманивает привлекательными ценами, однако до центра города нужно добираться на метро.
    • Что посмотреть: первым делом - прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску , не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в

О церковном расколе, его пагубной сути и неотвратимых последствиях.

Чем отличаются Украинская Православная Церковь и “Киевский патриархат”? На этот вопрос отвечают светские журналисты, PR-специалист, искусствовед и священники.

«У них совершенно другая точка зрения»

Арина Контонистова , журналист, прихожанка храма в честь Иоанна Кронштадтского, Винница:

«Была семья и она раскололась. Кто-то ушел в другую сторону, говорит те же молитвы, но думает совершенно иначе. Но Бог есть любовь, и все должны помириться. Произошел раскол: они молитвы читают на украинском языке, у них совершенно другая точка зрения по поводу сегодняшних событий в Украине. Они за Европу, они за то, что все виноваты. В наших храмах не благословляли ходить на Майдан, а там – наоборот – прямо все Майданом жили.

И моя точка зрения: если есть спор, значит обе стороны что-то сделали не так. По поводу раскола мне много раз рассказывали с нашей стороны, но я никогда не могу эту суть запомнить, причину этого всего. Вроде бы Филарет захотел создать Украинскую церковь, а ему не дали. И не одна из Поместных Православных Церквей в мире “Киевский патриархат” не признала. Но для меня самое главное, когда все люди живут мирно, дружно и плодотворно».

«Службу вели на понятном мне языке»

Евгений Фролов , главный редактор еженедельника «RIA»:

«То, что я заметил для себя при крещении моей племянницы в церкви “Киевского патриархата” – службу вели на понятном мне языке. В отличие от службы в “Московском патриархате”, где говорят на церковнославянском, который для меня звучит точно так же, как латынь или любой другой незнакомый мне язык.

Я, вообще, в церковь не хожу. Но когда я слышу службу “Московского патриархата”, я не понимаю ни слова – редко выхватываю какие-то слова. На богослужениях “Киевского патриархата” – все понятно. Для меня это определяющий момент».

«Это не Церковь, а сборище ряженых»

Сергей Баранчук , журналист, прихожанин Свято-Никольского храма, пгт. Стрижавка, Винницкий р-н:

«Отличается так называемая УПЦ КП тем, что это не Церковь, а сборище ряженых – бутафорская “церковь”. Там нет благодати, ибо она самодельная – не получила законной автокефалии от Матери Церкви РПЦ. Потому, это раскол, самочинное сборище ряженых, у которых не Христос – Бог, а личные амбиции лжепатриарха расстриги Денисенко и “националистическая чесотка”. Это секта – эту псевдоцерковь не признает весь Православный мир. Ибо в этой так называемой “церкви” УПЦ КП правит бал гордыня и властолюбие, там безблагодатная пустыня, там спасение невозможно. Там все Таинства недействительны: люди, которые там крестились, – на самом деле не крещенные, венчавшиеся там – не венчанные, те, кто там исповедовался – не получил отпущение грехов и т.п.».

«Я очень далека от этого всего»

Оксана Несторович , искусствовед:


«Ничего не могу ответить на этот вопрос, потому что я не слежу за жизнью ни той, ни другой церкви. Я очень далека от этого всего. Конечно, какая-то разница, наверно, есть, но я не знаю, в чем она. Кроме того, что одна церковь принадлежит Московскому патриархату, а другая – Киевскому патриархату. Ну, наверно, есть Киевский патриархат. Разве в Киеве нет своего патриархата?!»

«Вопиющих стереотипов у меня нет»

Ольга Юркова , журналист, журнал «Країна», Киев:


«На УПЦ, все-таки, сильно влияет Россия. У УПЦ КП - четко проукраинская позиция в вопросах конфликта Украины с Россией. В УПЦ чаще проводят службы и проповеди на русском языке. УПЦ нетерпима к другим конфессиям (не знаю, так ли это на самом деле, но стереотип такой есть). Я же, все-таки, прихожанка УПЦ, поэтому совсем уж вопиющих стереотипов у меня нет».

«Для меня нет разницы, но “Киевский патриархат” ближе»

Наталья Тарнопольская , PR-специалист, Киев:

«Мне ближе украинский патриархат. Я понимаю, что по каноническим законам Церкви они нигде не признаны, но кто писал законы, для меня непонятно. Потому что есть Библия, и я, как верующий человек и изучающий Библию, по ней могу ориентироваться в своей вере и поступках. А написанные законы где-то там священниками – мне непонятны. Тем более, что в Библии Иисус говорит, что собрание священников изживает себя, потому что очень много грехопадений среди священников. Вера и Бог один, а собрание священников нужно ликвидировать. Это не точно, это я так поняла, я в украинском варианте Библию читаю – так, как вижу для себя. Для меня, как верующего человека, есть закон – это Библия. А непризнанность Украинской Православной Церкви считаю неправильной – для меня она признана. Потому что если соберутся Кирилл и там еще Синод и будут утверждать – для меня это не является показателем: законно это или незаконно.

Я прихожу в православную церковь Киевского или Московского патриархата – для меня нет разницы. Прихожу в намоленое место – и молюсь. А все эти правила для меня неприемлемы. Но для меня неприятно, когда в церкви Московского патриархата в конце службы восхваляют Кирилла. Потому что я слушаю его разные высказывания и мне неприятно. И “Киевский патриархат” мне ближе, потому что когда я стою на службе, то понимаю, о чем говорится, слышу речь и понимаю смысл молитвы.

У меня, конечно, знаний нет, и я сама не могу понять, где лучше, где хуже. Поэтому было бы интересно прочитать, что говорят священники об этих отличиях».

«Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»

Иерей Александр Лапко , настоятель храма в честь первосвященномученика Стефана, с. Чернятин, Винницкая обл.:


«Церковь в обществе не берет на себя какую-то отдельно взятую роль благотворительной организации или органа, оказывающего помощь. Церковь руководствуется Духом Святым и управляется через Святые Таинства.

Церковь является Телом Христа Спасителя, и главой Церкви есть Сам Иисус Христос, а мы – живые члены этого организма. Кроме того, в Церкви есть апостольская преемственность, и благодать была передана от Христа апостолам, а от апостолов – их ученикам, епископам и священникам, которые являются последователями.

Христос сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И еще: «И Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

По определению Вселенских Соборов, которые через апостольскую преемственность имеют благодать Святого Духа, каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлученным от единства Вселенской Церкви.

Украинская Православная Церковь является одной из 15 канонических Церквей. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные.

В этом и есть главное отличие т.н. “Киевского патриархата” от канонических церквей – у них нет благодати Святого Духа, и отсутствует апостольская преемственность. Это самое основное. Как будто бы видимо похоже на общецерковное служение – даже есть такие раскольничьи общины, в которых служат на церковнославянском, но поминают не Патриарха, а раскольничьих иерархов. Эти службы не являются действительными, каноническими, потому что эти церкви не находятся в общении со Вселенской Церковью. Есть Апостольские правила, которые эти понятия регулируют. Для рядового человека, который никогда не соприкасался с церковными законами, это может быть очень сложно.

Поэтому важно понимать, что есть Церковь каноническая, законно унаследованная от Христа Спасителя, а есть церкви, ставшие на путь раскола и несогласия».

«Филарет просто повторил падение сатаны»

Протоиерей Сергий Белянов , клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харьков, главный редактор и издатель детского православного журнала «Капельки»:


«Нужно смотреть в корень. Наша Церковь берет начало из глубины веков, имея свою законную преемственность от Самого Христа и апостолов. УПЦ является частью Вселенского Православия. Нашей Церкви уже более двух тысяч лет, и ее задача – благовествование о Христе, служение Богу и людям.

УПЦ КП возникла только лишь 23 года назад, и начало их т.н. церкви положено скандалом. Филарет Денисенко, бывший предстоятель УПЦ, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Денисенко, не подчинившись такому решению, в 1992 году с частью клира и мирян покинул Украинскую Православную Церковь, образовав свою, назначив себя Патриархом Киевским. Важно знать: «церковь» эта до сих пор не признана всем христианским миром как законная!

С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал. Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога.

И титула просто «Патриарх Киевский» ему оказалось мало. В 1995 году он добавляет к своему титулу ещё и «Всея Руси-Украины». И назваться бы выше, да выше уже некуда. В общем, в основании образования УПЦ КП лежит СВОЕвоелие личности человеческой.

В том и разница – мы разные изначально! Наше стремление – нести благовествование о Христе всему миру, не ограничивая себя национальной идентичностью, языками и границами. Мы часть Вселенского православного мира.
Априори, они не могут вести себя так, как поступает Вселенская Церковь, к которой принадлежим и мы. Они и вышли из неё, чтобы вести себя отличительно. Отсюда – идеи о национальной церкви. А это путь самоизоляции, путь, который отрезает их от мирового Православия».

Прошение президента Украины Петра Порошенко о создание автокефальной (самостоятельной) поместной церкви в стране и принял решение обсудить этот вопрос с церквями православного мира.

Ранее, 17 апреля, Порошенко заявил, что написал письмо Константинопольскому патриарху Варфоломею I (Архондонису) с просьбой о предоставлении томоса (указа) об автокефалии так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о православных церковных юрисдикциях на территории Украины.

В настоящее время на территории современной Украины действуют каноническая самоуправляемая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также две крупные неканонические религиозные организации: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

До Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года - Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Каноническая православная церковь на Украине

В 1918 году Всероссийский поместный собор образовал на территории Украины церковную область "с особыми преимуществами на началах автономии" или Украинский экзархат Московской патриархии. Его главой стал митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины. В 1918 году этот пост занял митрополит Антоний (Храповицкий). В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ вновь учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь Московского патриархата, которая в настоящее время продолжает оставаться единственной канонической православной церковью на Украине. В 1990-1992 годах главой УПЦ МП был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ МП сместил Филарета за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии.

С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года часть православных священников на Украине выступила за создание автокефальной церкви, украинизацию богослужения и др. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон "Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства". Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания УПЦ Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков на Украине были зарегистрированы первые украинские приходы. Московский патриархат во главе с патриархом Тихоном рассматривал действия сторонников создания автокефальной украинской церкви как раскол.

5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили Украинскую автокефальную православную церковь. Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов.

Представитель Московского патриарха митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные активистами Рады, и заявил: "Я гадюк в епископы не посвящаю". В итоге так называемые украинские епископы были возведены в сан в обход канонических правил, в частности Липковский сам "посвятил" себя в епископы. УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов УАПЦ. В 1930 году организация объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины, представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США митрополит Мстислав (Скрипник) провозглашен патриархом Киевским и всея Украины. В настоящее время УАПЦ возглавляет митрополит Макарий (Малетич).

Украинская православная церковь Киевского патриархата

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший УПЦ МП, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ "полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию". Однако вскоре после собора часть иерархов отозвала свои подписи под обращением. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот согласился, пообещав провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ Московского патриархата, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения "впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви". 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил "извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <...> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви" и др.

Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ МП, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Кравчук и президиум Верховной рады объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ МП.

Для легитимации собственного статуса Филарет при поддержке украинских властей провел Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с Украинской автокефальной православной церковью в так называемую единую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Филарет стал заместителем главы новой организации, которым был объявлен находящийся в США патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник). Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули Киевский патриархат. 20 октября 1995 года Филарет был избран патриархом УПЦ КП.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) Филарет безрезультатно пытался договориться о признании УПЦ КП Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского - Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку "не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал... раскольническую деятельность".

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось "положить конец существующему противостоянию" и отменить "яко не бывшие" все "прещения и отлучения". 30 ноября 2017 года для ведения переговоров с УПЦ КП Архиерейский собор РПЦ учредил специальную комиссию, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет Денисенко сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви.

При этом, по словам Филарета, он продолжает вести переговоры об автокефалии с Константинопольским патриархатом. Кроме того, он заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", целью которых является ограничение в правах УПЦ МП. В частности, одна из таких поправок дает право властям Украины запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в "государстве-агрессоре".

Статистические данные о конфессиях на Украине

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви - 4,6%.

По информации УПЦ МП, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). По данным на ноябрь 2017 года, церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП - 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 - священники и 971 - диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Согласно "Отчету о сети религиозных организаций на Украине по состоянию на 1 января 2017 года", опубликованному в июне 2017 года министерством культуры страны, УПЦ МП объединяет 12 тыс. 328 религиозных общин. Наибольшее число приходов - в Винницкой (1038) и Хмельницкой (977) областях, наименьшее - во Львовской (71) и Ивано-Франковской (36). УПЦ МП принадлежат 208 монастырей, 19 духовных учебных заведений, 3 тыс. 987 школ, 135 СМИ. Количество священнослужителей - 10 тыс. 289 человек, монашествующих - 4 тыс. 807. Согласно данным отчета минкультуры Украины, треть всех священнослужителей, две трети всех православных приходов, три четверти всех студентов духовных учебных заведений и почти все православное монашество относятся к УПЦ МП.

Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов - во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего - в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви - 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее - в Донецкой (3) и Одесской (7).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

После смены власти на Украине в феврале 2014 году Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, за 2014-2016 годах она потеряла 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата. В 2017 году 17 храмов Украинской православной церкви Московского патриархата подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено уже 10 новых нападений.

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта - "О статусе религиозных организаций" и "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта", предлагалось назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на Украине.

Во втором проекте, подготовленном депутатами "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко" и "Самопомощи", парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин "самоидентификация" и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали требование не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран "нормандской четверки" (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и папе римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Попытки создания поместной православной церкви на Украине

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко пытался получить поддержку Константинопольского патриарха Варфоломея. Но Вселенский патриарх не дал своего благословения на каноническое отделение Украинской православной церкви.

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти пытаются принудительно объединить каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата с раскольниками и легализовать этот процесс законодательно. Порошенко ранее неоднократно заявлял, что выступает за создание на Украине единой поместной церкви. 16 июня 2016 года Верховная рада направила обращение к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию Украинской православной церкви. В начале 2018 года патриарх Варфоломей на встрече с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата подчеркнул, что "проблемы церковного единства можно решить только каноническими, а не политическими методами".

В апреле 2018 года Порошенко написал личное письмо патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители УПЦ КП, а также УАПЦ.

18 апреля 2018 года законопроект в поддержку обращения Порошенко был внесен группой депутатов в Верховную раду.