Тренировочные упражнения склонение числительных. Порядковые числительные (подбор упражнений)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

« ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» 4 КЛАСС

Выбери правильный ответ.

1.Что такое имя числительное?

а) член предложения; б) часть речи; в) слово.

2.Что обозначает числительное?

а) цифру; б) число; в) число, количество, порядок предметов при счёте.

3.На какие вопросы отвечает числительные?

а) какой? чей? б) что? кто? в) какой? который? сколько?

1.Прочитай и запиши всё предложение только словами.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

2. Запиши словами:

11, 5, 12, 700, 500,34, 61.

3. Поставь числительное в нужном падеже и запиши словосочетание.

Определи падеж числительных.

История книги

Вы открываете книгу. Знаете ли вы, что книгам уже несколько тысяч лет? Древние народы делали книги из глиняных табличек, писали кисточкой и тушью на шёлке, высекали письмена на камне.

В тринадцатом веке основным книжным материалом стала бумага, а в пятнадцатом – изобрели книгопечатание.

В крупнейших библиотеках мира хранятся миллионы книг. Особенно бережно хранят первые печатные книги.

Дружите с книгой: она раскроет вам все сокровища знаний.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Шёл я по лесу и увидел терем в семь этажей. Это была старая берёза. В ней семь дупел.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнёзда в дуплах. Во втором этаже поселился чёрный дятел. А в третьем жил дятел пёстрый. Выше ещё четыре этажа. В каждом квартира. А в квартире живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный.

1.Определи тип текста и озаглавь его.

2.Найди в тексте числительные, поставь к ним вопрос. Определи где количественные, где порядковые.

3.Подчеркнуть числительные как члены предложения.

Шестой, девять, пятнадцать, третий, восемь, двадцать, семнадцать, четырнадцать, двадцать четвёртый, тридцать три.

    Распределить числительные по группам.

    Докажите принадлежность к данной группе.

В два счёта, на все четыре стороны, в трёх соснах заблудился, пятое колесо в телеге, до седьмого пота, семь пятниц на неделе.

1.Составьте предложения, чтоб пояснить значение выражений.

Самое лёгкое дерево в мире – бальса. Толстое бревно бальсы длиной в 11 метров могут унести на плечах 2 человека. Плот из 3 досок выдерживает 6 человек с поклажей. Из бальсы был изготовлен плот «Кон – Тики» известного путешественника Тура Хейердала. Бальса растёт по берегам рек в тени тропических лесов. К 15 – 18 годам бальса вытягивается в высоту до полусотни метров, и древесина её становится немного тяжелее, чем у молодого дерева.

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да две с творогом. На горе, на пригорке стояли 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …22 Егорки.

1.Дополни, где нужно, предложения и запиши их. Числа пиши словами.

От 15 отнять 4 – получится ….. Из 17 вычесть 9 - ….. 12 плюс 3 равно….

К 30 прибавить 5 - …. 7 увеличить в три раза - ….. 25 разделить 5 - ……

6 умножить на 3 - ….

2.Запиши загадки, числа пиши словами. Подчеркни числительные и определи, какие из них количественные, а какие – порядковые.

12 брат…ев дру… за другом бродят, дру.. друга не обходят. Между 2 св…тил я в середине один. У 2 матерей по 5 сыновей, 1 имя всем. 3 братца пошли в реку купаться, 2 купаются, а третий на берегу валяется.

3.Запиши текст, числа пиши словами. Во втором абзаце все предложения разобрать по членам предложения.

Оставленный на одном Квадратном метре поля к…л…сок пшеницы – это потеря 15- 16 килограммов з..рна на гектар, к…л…сок ячменя – 11-12 килограммов.

Если при перевозке з…рна на один метр д…роги упадёт 10 зёрен, потери на пятидесяти километрах д…роги составят 16 килограммов.

4.Ответь на вопросы письменно. Числительные пишите словами в нужном падеже. Укажи, какие числительные порядковые, а какие – количественные.

1.В каком веке ты живёшь? 2. А в каком веке ты родился? 3. Какого числа и в каком месяце ты отмечаешь свой день рождения? 4. В каком классе ты учишься? 5. В каком классе ты будешь учиться в следующем учебном году? 6. Какой самый высокий балл ты можешь получить за свои успехи в учении?

5.Прочитай и исправь ошибки. Запиши предложения правильно.

К первому сентябрю мы получили все учебники. Перед первым сентябрём мы купили цветы. О первом сентябре мы все мечтаем, потому что встретимся с одноклассниками.

6.Запиши текст. Числительные пиши словами, обозначь у них окончания.

Зайцы перепрыгивают с разбегу через изгороди до 3 метров высотой. Кенгуру, спасаясь от погони, способны совершать прыжки до 10 метров в длину и 2-3 метра в высоту. Серны не бояться прыжков со скал высотой от 12 до 16 метров. Тигры прыгают под уклон от 9 до 20 метров. Пятнистые олени «пролетают» по воздуху около 12 метров.

Задания по теме «Имя числительное» к индивидуальному образовательному маршруту.

Упражнение 1. Записать, употребляя числительные в нужной падежной форме.

1). Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2). Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3). Атлет поднял штангу весом 139,5 килограмма 4). Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. 5). Фруктовый сад разбит на 590 гектарах. 6). Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 7). Не хватает 3/7 литра. 8). Остановку сделали на 23-м километре.

________________________________________________________________________

Упражнение 2. Образовать от количественных числительных порядковые и записать.

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 3. Записать приводимые ниже предложения, поставив числа в соответствующей падежной форме.

1. Частное от деления 8648 на 8 равно 1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 4. Вставь, где следует, вместо точек нужные буквы.

1. В нашей школе имеются три параллельных сед...мых, вос...мых и девятых класса. 2. Каждого посетителя выставки снабдили четыр...мя проспектами. 3. Всех учащихся обеспечили необходимыми учебниками, сборниками упражнений, хрестоматиями; некоторые уходили из библиотеки с один...адцат...ю, двен...адцат...ю, а то и с двадцат..ю книгами. 4. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четыр... тысяч ст... сорок… видов значков.

Упражнение 5. От приводимых ниже сочетаний образуйте сложные прилагательные.

40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней, 4 года, 9 метров, 1 1//2 минуты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 6. Переписать, раскрывая скобки и образуя сложные слова. Цифры, где возможно, написать прописью.

1.18 1/2 (летний) юноша, 1/4 (финальные) игры, 3 1/2 (миллионное) население города, 60 1/2 (километровое) расстояние.

2. Пол (луны), пол (арбуза), вол (города), пол (Москвы), пол (кухни), пол (Астрахани), пол (дачи), пол (огорода), пол (столовой) ложки, пол (апельсина), пол

(конфеты), пол (11-го), пол (12-го).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 7 .

Переписать текст. Цифры записать прописью, ставя имена числительные в нужных падежах.

Что может совершиться в тысячную долю секунды? Земной шар за это время пролетит в своем движении вокруг Солнца 30 метров. Свет за тот же промежуток сделает 300 километров. Комар в течение одной секунды делает от 500 до 600 полных взмахов крылышками, значит, в тысячную долю секунды он успеет поднять их иля опустить.

Самое быстрое наше движение - это мигание глаз, «мгновение ока», или «миг». Однако это движение, если измерить его тысячными долями секунды, протекает довольно медленно. Точные измерения обнаружили, что полное «мгновение ока» длится в среднем 2/3 секунды, т. е. в 400 тысячных долей ее. Оно распадается на следующие фазы: опускание века (от 75 до 90 тысячных секунды), состояние неподвижности опущенного века (от 130 до 170 тысячных секунды) и поднятие его (около 170 тысячных секунды).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 9

Найти ошибки в употреблении числительных оба – обе, устранить их и записать. Найти и другие речевые недочеты.

Обои девочки были очень хорошенькие.

Если обращение находится в середине предложения, оно с обоих сторон выделяется запятыми.

На обеих коленях были царапины.

Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам красивейшей реки.

Как указано в условии задачи, в двоих резервуарах было около 6 тонн нефти.

Пятеро девочек и трое мальчиков стояли у подъезда школы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10 . Выполнить тестовую работу.

1) Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение:

1) числительное обозначает число, количество или порядок предметов при счете

2) числительные по строению бывают простые, сложные и составные

3) сложные числительные пишутся раздельно

4) порядковые числительные склоняются так же, как прилагательные

5) количественные числительные могут быть любым членом предложения

2) Укажите числительные:

1) два 4) двойка 7) удвоить

2) двойня 5) второй 8) двенадцать

3) двойной 6) вдвоем 9) дважды

3) Укажите собирательные числительные:

1) семьсот двадцать четыре 3) шестеро 5) одна пятая

2) тридцать пятый 4) семнадцатый 6) оба

4) Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах суффиксам:

а)

б)

в)

г)

д)

восем…надцать

пят…десят

сем…сот

трид…цать

четыр…мя

5) Укажите, какие числительные написаны с ошибкой:

1) двенадцать 4) одинадцатое 7) восемь

2) триста 5) двухтысячным 8) семьсот

3) четыресто 6) семдесят 9) полтораста

6) Укажите, в каком слове не пишется удвоенная согласная буква:

1) килогра(м,мм) 3) ми(лл,л)иметр 5) ми(лл,л)ион

2) ки(лл,л)ометр 4) ми(лл,л)иард 6) то(нн.н)а

7) Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(пяти)миллиардный: слитно, раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:

1) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е раздельно

2) 1-е слово – через дефис. 2-е раздельно

3) оба слова слитно

4) оба слова через дефис

5) оба слова раздельно

8) Укажите, как склоняется простое порядковое числительное?

1) как дробное числительное;
2) как собирательное числительное;
3) как имя существительное 3 склонения;
4) как местоимение;
5) как имя прилагательное

9) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в …

1) дательном падеже 2) творительном падеже 3) родительном падеже

10) Сколько грамматических форм имеют числительные 40, 90.100?

1) одну 2) две 3) три 4) четыре

11) Укажите числительное восемьсот девяносто семь в родительном падеже, написанное без ошибок:

1) восемьсот девяносто семи

2) восьмисот девяносто семь

3) восьмисот девяноста семи

4) восьмисот девяносто семи

5) восемьсот девяноста семь

12) Укажите числительное сто двадцать два в дательном и творительном падежах:

1) сто двадцать двум, сто двадцать двумя

2) ста двадцати двум, ста двадцатью двумя

3) сто двадцати двух, сто двадцати двум

4) ста двадцать двум, ста двадцать двумя

5) ста двадцатью двум, ста двадцати двумя

13) Укажите предложение с грамматической ошибкой в употреблении числительного:

1) Оба окна светились

2) Отец гордился обоими сыновьями

3) На обоих партах лежали книги

4) Об обоих фильмах говорили восхищенно

14) Укажите предложение, в котором НЕ допущена грамматическая ошибка в употреблении числительных

1) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

2) Это событие состоялось в начале тысячи восемьсот четвёртого года

3) Забыть о полутора днях, проведенных в Риме, оказалось невозможно.

4) Школу обещали построить к первому сентябрю

5) Четверо учениц получили дополнительное задание.

15) Установите соответствие: укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении.

1) Поезд прибыл в семь часов утра. а) подлежащее

2) Две подруги были неразлучны. б) сказуемое

3) Пятью пять – двадцать пять . в) дополнение

4) Доктор обследовал десять человек. г) определение

5) Все ожидали первого вылета. д) обстоятельство

Е) не является членом предложения

16) Напишите цифрой, сколько числительных в данном тексте.

Царь-пушка отлита литейным мастером Андреем Чоховым в тысяча пятьсот восемьдесят шестом году. Её вес - сорок тонн, длина - пять метров тридцать четыре сантиметра, калибр - восемьдесят девять сантиметров. Пушка должна была защищать Кремль от нашествия татар в конце шестнадцатого века. Неприятель не дошёл до Москвы, и из Царь-пушки стрелять не пришлось.

____________

17) Подчеркните как член предложения порядковые числительные в данном тексте

Третьего ноября тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года в нашей стране был запущен второй искусственный спутник Земли. Его вес - пятьсот восемь килограммов. За две тысячи оборотов спутник прошёл около девяноста миллионов километров. Это составляет три пятых расстояния от Земли до Солнца.

Пример: 5 – 3 = 2 – five minus three makes two

1. 2 + 5 =
2. 7 х 3 =
3. 6 – 1 =
4. 4 x 8 =
5. 9: 3 =

Задание 2. Пропишите буквами дробные числительные.

Пример: 1/2 – a half (one half)

1. 2/3
2. 6.51
3. 1 3/4
4. 0.02
5. 2 1/5

Задание 3. Переведите предложения, прописывая числительные буквами.

Пример: Я делаю это в первый раз. - I"m doing this for the first time.

1. У твоего старшего брата две машины.
2. Я занял первое место на соревновании по шахматам.
3. В моей комнате пять стульев и два стола.
4. Этот твидовый пиджак стоит 300 долларов.
5. Пятый сезон этой программы обещает быть интересным.

Задание 4. Раскройте скобки и определите по смыслу числительное (порядковое или количественное).

Пример: Tim is a polyglot. He knows ... (ten) languages. - Tim is a polyglot. He knows ten languages.

1. Jake hasn"t eaten his fill (eat one"s fill – наедаться) . He would like ... (two) bowlful of soup.
2. (seventeen) ... is my lucky number.
3. Mike and Diana have ... (six) cats and ... (two) dogs.
4. You have ... (three) attempts to answer this question.
5. I think ... (three) issue will be better than ... (two).

Задание 5. Выберите правильный вариант ответа.

1 . The 23rd of April 1987.

a) The twenty-three of April one thousand nine hundred eighty-seven
b) The twenty-threed of April nineteen eight seven
c) The twenty-third of April nineteen eighty-seven

2 . There are ... people in the restaurant.

a) sixteen
b) sixteenth
c) sixteenths

3 . Your second book is worse than ... .

a) first
b) the first
c) one

4 . Olivia found this quotation on ... page.

a) the forty-fifth
b) forty-fifeth
c) forty-five

5 . I need ... peaches for a pie.

a) three
b) the third
c) threety

Ответы

Задание 1.

1. two plus five makes (equals) seven
2. seven times three makes (equals) twenty-one
3. six minus one makes (equals) five
4. four times eight makes (equals) thirty-two
5. nine divided by three makes (equals) three

Задание 2.

1. two thirds
2. six point five one
3. one and three fourths
4. nought point nought two (point nought two)
5. two and one fifth

Задание 3.

1. Your elder brother has got two cars.
2. I took first place on the chess competition.
3. There are five chairs and two tables in my room.
4. This tweed jacket costs $ 300.
5. The fifth season of this show is going to be interesting.

Числительное — это самостоятельная часть речи, с помощью которой обозначается число, порядок и количество предметов. В английском языке бывают количественные и порядковые числительные. В этом уроке мы рассмотрим правила образования, чтения числительных, а также выполним на числительные в английском языке упражнения для закрепления изученного.

Количественные числительные отвечают на вопрос: «сколько?» — «How many?»

I have 4 books. And how many books do you have?

У меня 4 книги. А сколько книг у тебя?

С помощью порядковых числительных обозначается порядок предметов при счете. Такие части речи отвечают на вопрос «который?» — «Which?».

Look at the fourth picture at your left.

Посмотрите на вторую картину слева от вас.

Количественные числительные английского языка бывают простыми, составными и производными.

Простые — от 1 до 12.

Производные — от 13 до 19, образуются посредством суффикса –teen: five – fifteen.

Производные, обозначающие десятки (20, 30, 40…), образовываются с помощью суффикса –ty, добавляемого к основе слова: seven — seventy.

Но есть исключения, которые необходимо запомнить: two – twenty, three – thirty, four – forty, five – fifty.

Составные числительные представляют собой десятки с единицами, начиная с двадцати, и пишутся через дефис: twenty-two – двадцать два.

Обратите внимание: 100 (hundred), 1000 (thousand), 1000000 (million) не относятся к числительным в английском языке, а являются существительными. Поэтому перед ними должен стоять неопределенный артикль a: a hundred roses were on the floor (на полу была сотня роз)

или же числительное: four (two, three) hundred roses were on the floor (четыреста роз лежало на полу).

При этом, как вы уже могли обратить внимание, несмотря на то, что перед hundred стоит числительное четыре, мы не добавляем окончание -s к существительному hundred – оно сохраняет форму единственного числа. Аналогично обстоит дело и с существительными thousand и million – они не принимают окончание множественного числа, какое бы числительное перед ними не стояло.

Окончание –s следует добавлять к существительным 100 (hundred), 1000 (thousand), 1000000 (million) лишь в том случае, когда ими обозначается неопределенное количество сотен, тысяч, миллионов и за ними следует предлог of:

Hundreds of roses were on the floor (сотни роз лежали на полу).

Правила образования порядковых числительных

Порядковые числительные образовываются путем добавления к основе количественного числительного суффикса –th, присоединяясь к последнему слову, если речь идет о составных числительных:

six — the sixth;

fifty-seven – the fifty-seventh.

Перед порядковым числительным обязательно употребляется артикль the.

Числительные, обозначающие десятки, меняют свое конечное -y на -ie-:

eighty – eightieth.

Английский язык имеет и исключения:

one — the first;

two – the second;

three – the third;

five – the fifth;

nine – the ninth;

twelve — the twelfth.

Числительные в английском языке упражнения для закрепления изученного материала

Предлагаем выполнить упражнения на числительные. Первое упражнение будет интересно для детей, второе – более сложного уровня.

Упражнение 1 (числительные)

Ответьте на вопросы и заполните пропуски правильным порядковым числительным:

Which flower is yellow? The flower is yellow

Which flower is red? The flower is red

Which flower is blue? The flower is blue

Упражнение 2 (числительные)

Ответьте на вопросы и заполните пропуски правильным количественным числительным

How many dogs do you see at the picture? I see dogs at the picture

How many cats do you see at the picture? I see cats at the picture

How many tigers do you see at the picture? I see tigers at the picture

How many lions do you see at the picture? I see lions at the picture

Впишите в пропуски подходящие числительные на английском языке:

Упражнение 3 (числительные)

Заполните пропуски подходящими числительными:

A child may go to school since or years old. Ребенок может идти в школу с шести или семи лет

I graduated when I was years old. Я закончил школу в возрасте семнадцати лет

The gold at the sport competitions goes to a sportsman who takes place. Золотую медаль на спортивных соревнованиях получает тот, кто занимает первое место

Правила чтения числительных

На числительные в английском языке распространяются следующие правила фонетики:

  • производные количественные числительные при произношении могут нести ударение как на первом (в частности при перечислении или счете), так на втором слоге. Если же за числительным следует существительное, в котором ударение приходится на первый слог, то ударным слогом числительного должен стать его первый, а не последний слог;
  • ударным слогом у количественных числительных, обозначающих десятки, будет всегда первый слог.

Некоторые особенности употребления английских числительных

Правило Обозначение Чтение
Года: дата делится пополам, и каждая половина читается как отдельное число. После 2000 года, читаются как количественные 1995 Nineteen ninety-five

Nineteen hundred

Two thousand and eight/Twenty oh eight

Даты: допустимы следующие варианты 27th July, 1995

July 27 (27th), 1995

The twenty-seventh of July, nineteen ninety-five;

July the twenty-seventh, nineteen ninety-five

Дроби: числитель читается как количественное числительное, знаменатель – как порядковое 1/3

Исключения: ½ и ¼

a (one) third

Исключения: a (one) half, a (one) quarter

Номера телефонов: читаются на английском как количественные числительные каждая цифра отдельно. Рядом стоящие одинаковые цифры читаются с добавлением слова «double», а ноль произносится как [əu]. Интонационно цифры группируются по 3. 048 977 478 00 899 Oh four eight nine double seven four seven eight double oh eight double nine