Театрализованная деятельность в средней группе. Русская народная сказка «Рукавичка». «Рукавичка» - сказка, которая воспитывает и развивает Кто первым попросился к мышонку в рукавичку

Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.

Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:

Буду я теперь здесь жить.

Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:

Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?

Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!

Ну, иди! – ответила мышка.

И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Я мышка-нарушка.

И я лягушка-попрыгушка.

А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?


И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?

А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?

Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?

А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!

Ну, хорошо, иди!

Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.

Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, - отвечают ему. - А ты кто?

А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!

Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?

Да уж как-нибудь впихнусь, - ответил кабан.

Ну, полезай! – ответили из рукавички.


Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?


Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!

Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!

Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.

Ну, иди, только с краешку.

Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.

А к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.

Иллюстрации Е.Рачева (отреставрированные из книжки1953 г)

Рукавичка Смотреть

Варежка Смотреть

Урок литературного чтения для 1 класса. v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок литературного чтения

Тема: Е. Чарушин. Сказка «Рукавичка»

Цели: знакомство со сказкой «Рукавичка».

Задачи урока:

обучающие : формировать навыки правильного, выразительного, беглого,

сознательного чтения;

закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и

«народная сказка»;

воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке

развивающие: развиватьвнимание, воображение, наблюдательность,

творческие способности.

Оборудование урока:

· презентация к уроку.

· книга «Рукавичка»

· карточки (3) с пословицей, развешенной в разных частях класса (Не учись разрушать,а учисьстроить)

· На доске солнышко с лучиками (надписи: «Мне хочется», « Мы постараемся»)

· Плакат для рефлексии «Метод острова».

Ход урока:

Звенит звоночек (музыка звонка в презентации)

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Учитель: Улыбнулись и сказали: « Всем, всем - доброе утро!»

1. На доскесолнышко с тучками и лучиками

постараемся

II . Дыхательная гимнастика .

1. Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

2. Скороговорка:

Учитель: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети:Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

III . Актуализация знаний

1. Постановка цели и темы урока(музыка – песня « Приходи сказка»)

Слайд №1

Кто зовёт нас в гости?

Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

Вы любите сказки? Сегодня мы заглянем в волшебный мир сказки.

Кто знает, какие бывают сказки?

3. Проверка домашнего задания

Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Слайд №2)

Чтение отрывка на странице 33

Вспомните, как себя называли звери в данной сказке? (мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увёртыш, лисичка-сестричка)

Кто написал эту сказку?

(Слайд № 3)

4. Сказки можно разделить на две группы

Сказки


Почемуони называются народными?

Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка»…)

IV . Знакомство с новой темой

* Сказки живут в каждом народе и передаются из поколения в поколение.

* Сегодня мы познакомимся с ещё одной авторской сказкой, а вот какого автора вы должны угадать.

* Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображённых предметов. (Слайд №4.)

Кто назовёт тему урока? (Слайд № 5)

На солнышке прикрепляется надпись на лучик

Знакомство с русской народной

сказкой

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

V . Работа по теме урока

· А сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на сказку «Теремок»

Чем?

а)Чтение сказки учителем . (Слайды № 6-13)

б)Работа с текстом

Чем похожи сказки?

Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (кабана - клыкана)

Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках. (Слайд № 14)

Мышка-норушкамышка-поскребушка

Лягушка-квакушкалягушка-попрыгушка

Заяц-на горе увёртышзайчик-побегайчик

Лисичка-сестричкаЛисичка-сестричка

Волчок-серый бочокВолчок-серый бочок

Медведь-люблю реветьМедведюшка-батюшка

* Можно ли сказать, что народ очень наблюдательный и внимательный, так как подметил особенности поведения зверей. Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живет в норке и скребется)

Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка») Почему? (Она квакает и скачет)

Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?

Плохо ли деду без рукавички?

в) Лексическая работа. (Слайд № 15)

Прочтите слова, записанные на экране, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.

г) Чтение по цепочке .

д) Игра «Покажи героя сказки» (Слайд № 16)

Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений. Надеюсь, музыка вам поможет.

е) Моделирование. Работа в парах. (Слайд № 17)

(Кто сделает, встает)

- Вспомним правила работы в парах : один диктует, другой рисует; один пишет, другой проверяет; если не понял информацию-переспроси.

Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по модели. Рукавичку изобразим квадратом. Животных - овалами разной величины

На солнышке появляется лучик с надписью

Кто из животных самый маленький?(мышка) Она будет самым маленьким овалом.

Кто побольше? (лягушка) Её обозначим овалом побольше и запомним, что это лягушка.

Аналогично работа проводится с остальными героями сказки.

ж) Пересказ модели сказки

з) Составление пословицы.

· Не учись разрушать,а учисьстроить)

и) (дополнительно) Игры Деда Буквоеда.

Сказка «Рукавичка» — русская народная сказка о том как звери нашли для себя замечательный домик. Уж очень сюжет знаком у этой сказочки . Да, совершенно верно, подобный сюжет и у другой русской народной сказки. А называется она « ». Вот только там зверушки поселились в тереме, а здесь в рукавичке . Да и заканчиваются сказки по-разному. В «Теремке» медведь развалил домик, а с рукавички звери сами сбежали когда услышали лай собаки.

Замечательная сказочка, вот только немножко непонятная... Это же какая должна быть рукавичка, чтобы в нее зверушки помещались? То ли зверушки совсем крохотные, то ли рукавичка принадлежала великану... Ну да ладно, это не так уж и важно, сказка на то она и сказка, что в ней может быть все, что угодно!

Рукавичка

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

В настоящее время в работе с дошкольниками практикуется одно из направлений арт-терапии - сказкотерапия. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной, потому что сказка в символичной форме учит преодолевать трудности, ценить дружбу, строить отношения с родителями и детьми, прощать. Народные сказки о животных лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт, основные человеческие ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка «Рукавичка» в средней группе

Цель: воспитание ценностных ориентаций у детей посредством сказки.

Задачи:

Развивать представления детей о том, что такое дружба, какими качествами должны обладать друзья;

Формировать доброжелательное отношение к окружающим, способность к эмпатии, сопереживанию.

Обогащать тактильные ощущения;

Развивать мелкую моторику;

Развивать творческие способности.

Материалы: силуэт солнца из желтого картона, силуэты солнечных лучей из разноцветного картона; колокольчик, перчатки с пришитыми на них фигурками животных, стол, накрытый белым синтепоном, елочки для украшения, шарики из синтепона, рис в чашке, большая рукавица.

Ход

Педагог-психолог: Предлагаю вам прикоснуться ко всем лучикам, а для этого вам нужно обменяться ими, как можно, с большим количеством ребят.

Под спокойную музыку дети обмениваются друг с другом лучиками.

Педагог-психолог: Ребята, чувствуете, как солнышко нас всех объединило, сделало друзьями?

Педагог-психолог: Скажите, ребята, кто такие друзья?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. Друзья всегда помогают друг другу, играют вместе, делятся игрушками. Как вы думаете, звери умеют дружить?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Я предлагаю вам послушать сказку «Рукавичка».

Чтение сказки «Рукавичка»

Педагог-психолог: Ребята, понравилась вам сказка? А хотели бы вы в ней побывать?

Дети отвечают.

Педагог-психолог приглашает детей к приготовленной мини-сцене. Звенит в колокольчик.

Педагог-психолог. Вот мы и оказались в сказке. Посмотрите, какой волшебный снег нас встречает. Погладьте его. (Дети трогают руками и гладят «снег»).

Педагог-психолог раздает детям «снежки» и просит помять их в руках, покатать.

Педагог-психолог: Вот и снег пошел. (Предлагает детям взять по щепотке риса и посыпать сверху на снежную поляну).

Дети действуют по примеру педагога-психолога.

Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам превратиться в сказочных зверей.

Педагог-психолог раздает детям перчатки со сказочными персонажами и помогает надеть на руки.

Педагог-психолог: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

Ребенок – Лягушка: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка - поскребушка. А ты кто?

Ребенок – Лягушка: А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

Педагог-психолог: Стали они вдвоем жить. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

Ребенок – Зайчик: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Лягушка: Лягушка - попрыгушка. А ты кто?

Ребенок – Зайчик: А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Вот их уже трое. Бежит лисичка:

Ребенок – Лисичка: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик - побегайчик. А ты кто?

Ребенок – Лисичка: А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Ребенок – Волчок: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка - попрыгушка.

Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка. А ты кто?

Ребенок – Волчок: А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Ну иди. Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

Ребенок – Кабан: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка - попрыгушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик - побегайчик.

Ребенок – Волчок: Волчок - серый бочок. А ты кто?

Ребенок – Кабан: А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

Ребенок – Медведь: Кто, кто в рукавичке живет?

Ребенок – Мышка: Мышка – поскребушка.

Ребенок – Лягушка: Лягушка - попрыгушка.

Ребенок – Зайчик: Зайчик - побегайчик.

Ребенок – Лисичка: Лисичка-сестричка.

Ребенок – Волчок: Волчок - серый бочок.

Ребенок – Кабан: Кабан - клыкан. А ты кто?

Ребенок – Медведь: А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

Педагог-психолог: Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку. Вот и закончилась сказка.

Педагог-психолог звенит в колокольчик, помогает детям снять перчатки с персонажами.

Педагог-психолог: Как вы думаете, ребята, сказочных зверей можно назвать друзьями? Почему?

Дети отвечают.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. Сказочные звери всех пускали в рукавичку, хотя в ней и было тесно, никому не отказывали.

Я предлагаю вам, ребята, нарисовать для всех зверей домики, чтобы они смогли ходить друг к другу в гости.

Дети рисуют.

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами побывали в сказочной стране, где научились дружить и помогать друг другу.


Как-то раз зимой шел дед через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою рукавичку.

Мимо пробегала мышка. Увидела она, что рукавичка лежит сама себе на снегу и подумала, что получится из нее отличный домик. Влезла мышка в рукавичку и говорит:

Буду я теперь здесь жить.

Тут мимо лягушка припрыгивала, увидела она рукавичку и говорит:

Какая теплая рукавичка! Кто тут живет?

Я живу, мышка-нарушка. А ты кто?

А я лягушка-попрыгушка. Пусти меня к себе жить, а то на улице вон как холодно!

Ну, иди! – ответила мышка.

И стало их двое в рукавичке жить. В скором времени скакал по лесу заяц. Увидел он рукавичка лежит и тоже подбежал к ней и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Я мышка-нарушка.

И я лягушка-попрыгушка.

А я зайчик-попрыгайчик. Можно я тоже буду жить с вами?


И стало их трое. Тут пробегает мимо лисичка. Увидела она, что такая теплая рукавичка лежит посреди леса, подбегает и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мы живем. Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка и серый зайчик-попрыгайчик. А ты кто будешь?

А я лисичка-сестричка. Можно мне к вам?

Вот их живет четверо уже, а рукавичка только одна. Глядь, а мимо бежит волк, подбегает он тоже к рукавичке и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке такой теплой живет?

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик да лисичка-сестричка. А ты кто будешь?

А я волчок-серый бочок! Пустите и меня жить к себе!

Ну, хорошо, иди!

Влез и волк в рукавичку и стало их уже пятеро. Откуда ни возьмись, идет мимо кабан.

Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живет? – тоже спрашивает он.

Мы: мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка и волк-серый бочок, - отвечают ему. - А ты кто?

А я кабан-клыкан буду. Пустите меня к себе жить!

Но у нас уже места почти нет. Как ты сюда залезешь?

Да уж как-нибудь впихнусь, - ответил кабан.

Ну, полезай! – ответили из рукавички.

Впихнулся и кабан к ним. Стало их шестеро. Раздулась рукавичка, еле-еле выдерживает, уже по швам ползет. Но тут как сучья затрещат, вышел из лесу медведь и тоже идет к рукавичке.

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка-нарушка, лягушка-поскребушка, серый зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бочок и кабан-клыкан. А ты кто такой?

Ох, как вас много тут! А я медведюшка-батюшка, пустите меня к себе!

Но как же ты залезешь сюда? Здесь уже вон как тесно!

Как-нибудь попробую! – отвечает медведь.

Ну, иди, только с краешку.

Втиснулся медведь и стало их семеро. Но так же тесно стало! Того и гляди рукавичка разорвется.

А к этому времени дед хватился своей пропажи, - исчезла одна рукавичка! И пошел он назад в лес искать ее. А с ним собачка была и она вперед побежала. Бежит она бежит по лесу и вдруг увидела лежит рукавичка на снегу и шевелится! Она как залает:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, выскочили из рукавички и пустились наутек! Пришел дед и забрал свою рукавичку.