Табель о рангах кто ввел. «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…

НОВЫЙ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Почти одновременно (24го января) издан был знаменитый указ, заключавший табель о рангах, послуживший основанием новому порядку государственной службы. И здесь видно было желание поставить верховную царскую волю выше всяких прав и предрассудков породы. Местничество давно уже уничтожилось; повышение личностей в служебной лестнице оставалось на произволе власти. Новый указ был дальнейшим развитием этого принципа, Петр не уничтожал преимуществ рождения вовсе, но выше их ставил достоинство государственной службы. Заслуги, оказанные в государственной службе, сообщали недворянину потомственное дворянское звание. Всем, считавшимся до того времени дворянами, вменялось в обязанность в полуторагодичный срок доказать, когда и от кого пожалована им дворянская честь; те, которые докажут, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольдмейстер должен был вести списки дворян, по именам и чинам, и вносить в эти списки их детей. Таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. Царь предоставлял себе право жаловать недворян за службу дворянством и лишать его за преступление. По закону 24го января 1722 года, вся государственная служба разделялась на воинскую, статскую и придворную, и в каждом таком разряде установлялась лестница из 14ти ступеней. Воинская служба разделялась на 4 отдела: сухопутная - армейская, гвардейская, артиллерийская и морская. Верховный чин или первый класс для всей армии, гвардии и артиллерии был генералфельдмаршал, для морских - генераладмирал. Ко второму классу принадлежали, как в армейской, так и в гвардейской службе, полные генералы от инфантерии и от кавалерии; в артиллерийской службе - генералфельдцейхмейстер, в морской - адмиралы прочих флагов. В третьем классе, в армии, гвардии и артиллерии, числились генераллейтенанты, генералкригскомиссар и кавалеры Св. Андрея, а в морской - вицеадмиралы. В четвертом, как в армии, так и в артиллерии - генералмайоры; а в гвардии с этого класса начинается преимущество над армией: армейскому генералмайору равнялся гвардейский полковник, в морской службе шаутбенахты и оберцейгмейстер. В пятом - армейские бригадиры, оберштеркригскомиссар, генералпривиантмейстер, в артиллерии полковник, в гвардии подполковник, а в морской - капитаны, командир над портом кроншлотским и некоторые хозяйственные должности. В шестом: в армии - полковники, в гвардии - майоры, в артиллерии - подполковники, в морской — капитаны 1го ранга. В седьмом: в армии - подполковники, генералаудиторы и некоторые другие должности, в гвардии - капитаны, в артиллерии - майоры, в морской - капитаны 2го ранга. В восьмом: в армии - майоры, генеральские адъютанты; в гвардии - капитанлейтенанты, в артиллерии - инженермайоры, в морской - капитаны 3го ранга. В девятом: в армии - капитаны, в гвардии - лейтенанты, в артиллерии и в морской - капитанлейтенанты. В десятом: в армии - капитанлейтенанты, в гвардии - унтерлейтенанты, в артиллерии и в морской - лейтенанты. Одиннадцатого класса не было, исключая для морской службы - секретари корабельные. Двенадцатого: в армии - лейтенанты, в гвардии - фендрики, в артиллерии - унтерлейтенанты, в морской - унтерлейтенанты и шкиперы 1го ранга. Тринадцатого: в армии - унтерлейтенанты, в артиллерии - штыкюнкеры, в гвардии и в морской не было этого класса. Наконец, четырнадцатого: в армии - фендрики, в артиллерии - инженерфендрики, в морской - шкиперы 2го ранга и констапели. В статской службе: 1го класса был один только канцлер, 2го - действительные тайные советники, 3го - генералпрокурор, 4го президенты коллегий и тайные советники. Затем остальные классы, за исключением 11го, которого вовсе не было, выражали разные должности гражданской служебной деятельности, и в этом отношении табель Петра имела несколько другой смысл, чем та, которая удержалась до нашего времени и представляет сходство с современной только по принадлежности должностей, размещенных в их достоинстве по лестнице классов. Придворные должности, начиная со 2го класса, к которому принадлежал обермаршал, шли также на 14 степеней, но, за исключением 10го и 13го, выражали собой придворные обязанности, в иных случаях постоянные, как, например, тайный кабинетсекретарь, лейбмедикус, в других - о тносившиеся только к придворным церемониям, например, обершенк, камергеры. «Ранг» при Петре означал право на известную почесть, и всякий, кто самовольно займет место, дающее ему право на почесть выше его ранга, подвергался вычету двухмесячного жалованья или же уплате той суммы, которая равнялась жалованью, получаемому другими, равными ему по рангу, лицами. «Сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся или при публичных ассамблеях, но токмо в церквах при службе Божьей, при дворовых церемониях, при аудиенциях послов, в торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, погребениях и тому подобное». Так пояснял значение рангов государев указ. И женский пол пользовался подобным отличием по рангам. Замужние женщины считались в рангах сообразно своим мужьям, а девицы сообразно своим отцам, но между замужними и девицами устанавливалось отношение, дававшее преимущество первых пред последними. Например, девицы, дочери отцов 1го ранга, до своего замужества, считались выше тех замужних, которых мужья состояли в 5м ранге, дочери отцов 2го ранга считались выше жен чиновников 6го ранга. У фискалов теперь явилась новая обязанность - наблюдать, чтобы все пользовались почетом сообразно своему рангу и не присваивали себе высшего почета. В статской службе потомственное дворянство давали первые 8 классов, а в военной - все (как штаб и обер) офицерские чины. Каждый должен был иметь свой убор, ливрею для служителей и экипаж сообразно своему рангу. «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует».

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Глава 15. . VI. Внутренние события после Ништадтского мира

РАЗДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ЯВИЛОСЬ НЕОБХОДИМОСТИЮ

При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует».

ПРИНЦИПЫ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии.

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. М., 1991.

«ТАБЕЛЬ» О ДАМАХ

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы - с женами брегадиров.

Гоф девицы - с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

«ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»

Попробуем разобраться в том, что составляло стержень всего государства Российского XVIII - начала XX веков.

Генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-серкетарь, превосходительство и светлость - вот некоторые из титулов , бывших тогда в ходу. Соответственно титулу человек, облекался и в определённую одежду - мундир . Титул, наряду с другими наградами, жаловался за службу государем.

Сегодня трудно понять то, что являлось основой всей жизни в России. Система титулов, мундиров и орденов, существовавшее в Российской империи, была отменена в 1917 году. С тех пор основательно подзабылась. И специальных справочников по ней не существует. А без этих знаний порой трудно понять даже многие литературные произведения прошлого, не говоря уже об исторических трудах.

Вот что можно прочитать в дневнике министра внутренних дел П. А. Валуева за 1865 год: «1 января. Утром во дворце. Князя Гагарина видел с портретом, Буткова с алмазными знаками святого Александра, Милютина - в мундире члена Государственного совета…». А вот запись из дневника за 1867 год: «16 апреля. Ночью в Зимнем дворце. Граф Панин на прощанье уносит алмазы святого Андрея, а Замятин - алмазы святого Александра». О чём же идёт речь? Разумеется, о наградах.

Начало системе титулов, мундиров и орденов в России положено в царствование Петра I. Пётр стремился привлечь на государственную службу дворянство. И главным мерилом заслуг каждого должна была стать именно служба, а не «порода».

От государственной службы требовались чёткость и дисциплина. Служащий, со своей стороны, получал возможность продвижения в зависимости от способностей и заслуг. С этой целью и появилась в январе1722 года «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Класс

Гражданские чины (статские)

Придворные чины

Срок выслуги до получения следующего чина, следующий гражданский чин

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал во флоте
  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар(1711—1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
  • Тайный советник (с 1724)
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748—1798)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт во флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал во флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камергер (с 1737)
  • Статский советник
  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (до 1809)
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник в пехоте
  • Капитан 1-го ранга во флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)

4 годаСтатский советник

  • Надворный советник
  • Подполковник в пехоте
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга во флоте
  • капитан гвардии
  • ротмистр гвардии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

4 годаКоллежский советник

  • Коллежский асессор
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор в пехоте (1798—1884)
  • Капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
  • Титулярный камергер

4 годаНадворный советник

  • Титулярный советник
  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик во флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1798—1885)
  • Лейтенант во флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (после 1809)
  • Гоф-фурьер

3 годаКоллежский асессор

  • Коллежский секретарь
  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант во флоте (1722—1885)
  • Мичман во флоте (с 1884)

3 годаТитулярный советник

  • Корабельный секретарь (до 1834)
  • Корабельный секретарь во флоте (до 1764)
  • Губернский секретарь
  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
  • Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
  • Мичман во флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер

3 годаКоллежский секретарь

  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин во флоте (1860—1882)
  • Коллежский регистратор
  • Коллежский юнкер(коллегии-юнкер) (1720-1822)
  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (1731—1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман во флоте (1732—1796)

3 годаГубернский секретарь

Обращения соответственно классу

Военные чины выше табели о рангах

· Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

· Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии), кондукто́р во флоте.

· Фельдфебель, вахмистр в кавалерии, боцман во флоте, (до 1798 сержант).

· Старший строевой унтер-офицер (до 1798 каптенармус, фурьер), боцманмат.

Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 классов. Переходя из класса в класс, начиная с нижнего 14-го, служащий делал карьеру. В каждом классе необходимо было прослужить определённое число лет. Но за особые заслуги срок сокращался. В гражданской службе должностей было больше, а потому движение вверх совершалось быстрее.

В XVIII веке каждый, имевший уже низший классный чин, получал и личное дворянство . А дворянин имел ряд льгот. При этом в военной службе потомственное дворянство давал 14 класс, а в гражданкой - лишь 8-й. Однако уже с начала XIX века на государственную службу шло всё больше недворян. И потому с 1845 года в гражданской службе потомственное дворянство получали уже с пятого класса, а в военной - в восьмом.

Установив чёткую систему чинов, «Табель о рангах» следила за строгим соблюдением принципа старшинства и чинопочитания.

Среди обладателей одного чина старшим считался тот, кто служил по военной службе, или тот, кто был раньше пожалован в данный чин. Соблюдение принципа старшинства считалось обязательным при всех церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении. Существовало жестокое правило: «Чин чина почитай». И принцип этот распространялся на жён и дочерей чиновников.

Историческая мозаика

Граф М. Н. Муравьёв

В 1866 году граф М. Н. Муравьёв возглавил следственную комиссию по делу о покушении на императора Александра II. Следствие велось рьяно. Закончив его, Муравьёв обратился с просьбой к шефу корпуса жандармов графу П. А. Шувалову доложить государю, что желает быть назначенным генерал-адъютантом. Когда просьбу передали царю, тот воскликнул: «Моим генерал-адъютантом - ни за что!.. Дать ему бриллиантовые андреевские знаки…».

Муравьёв, недовольный и расстроенный тем, что не получил желаемую награду, уехал в своё имение, где и скончался скоропостижно. Курьер царя, привезший бриллианты, застал графа уже мёртвым.

Табель о рангах Петра 1 — это один из ключевых документов царствования этого императора, которые потомки нарекли великим. Несмотря на то, что необходимость его принятия была осознана в начале царствования, сам документ был окончательно сформулирован и опубликован лишь в 1722 году. Разберем кратко этот документ.

Характеристика

Документ начал составляться в 1719 году. Окончательно был принят царем 24 января (4 февраля) 1722 года, такого дата его публикации. Источником для него послужили аналогичные законы в тогдашней Пруссии и Дании. Причины его принятия просты: и без того неповоротливая система государственных должностей Московского государства еще пуще усложнилась в годы правления Петра, и особенно . Не последнюю роль в этом сыграла Северная война, когда недостающие должности попросту придумывались впопыхах.

Император Петр Великий. Годы царствования 1689 — 1725

Кроме того, как вы знаете, в 1682 году было отменено местничество — система содержания должностных лиц государства на основе родовитости. Требовалась новая система, причем преимущественно учитывавшая не только родовитость, но и личную выслугу. А личная выслуга, как известно, зависит, кроме всего прочего, еще и от личных качеств человека.

Табель представляет собой список из 14 рангов. Каждому рангу соответствуют свои чины. В самом документе не раскрыто понятие чин. Поэтому не совсем понятно, соответствует ли оно только должности, или есть некая система чинопроизводства. Наиболее дальновидные, понятно, видят в нем и то и другое.

Все чины делятся на четыре вида: гражданские, военные, морские и придворные. Если вы сравните петровскую Табель с более поздними версиями, то поймете, что и должности и виды служения Отечеству увеличивались с каждым императором.


Табель о рангах. Оригинал документа

Начиная с 14 ранга при Петре, служащие получали личное , а с 8 — потомственное. Ниже мы приводим две версии Табеля: первую на момент принятия, вторую — более справедливую для второй половины XIX — начала XX века.

Значение этого документа трудно переоценить. Он не только создал новую государственную иерархию чинов, должностей, но и сформировал новый социальный слой — чиновничество. Кстати, слой это был не податный.

Текст

Более позднюю версию документа смотрите здесь=>>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком снизу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто, в которой чин и возведен, будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы, смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

Тема дворянства и принадлежности к данной категории жителей в Российской Империи всегда считалась одной из важнейших в обществе и на законодательном уровне. В течение многих лет именно дворянство являлось опорой для власти и считалось общественной элитой, а потому статусу уделяли много внимания. Дворянское сословие регулировали всегда, однако впервые в Российской Империи вопрос был поднят Петром I . Силой закона он решил упорядочить отношения в разных жизненных сферах. Правитель издал Табель о рангах.

Как создавался табель о рангах (кратко)

Поскольку идеей создания был вдохновлен Петр Первый, он и принимал участие в его формировании. За основу были взяты похожие документы мировых ведущих держав: Дании, Швеции, Франции, Пруссии. После их изучения комиссия создала черновик, подписанный Императором.

Сам Петр занимался редакцией черновика , а затем передал его на рассмотрение Адмиралтейской и Военной коллегиям совместно с Сенатом. Однако, даже после правок документ сразу принят не был.

В 1722 году все-таки Император утвердил таблицу. Гражданские чины были распределены на три группы:

  • военные;
  • статские;
  • придворные.

Все они включены в 14 классов и представляли 263 должности. Позже некоторые из них оказались упраздненными, а ближе к концу 18 века и вовсе исчезли.

Табель о рангах является подробным описанием гражданских чинов. Сначала это была таблица, описывающая и делящая должности в соответствии с классами. Затем шло описание заработных плат, характера присвоения звания и его наследования. Характеристика Табеля о рангах описывает даже правила обращения к чиновникам.

Владение потомственным дворянством 14-го класса предоставляло право на получение потомственного дворянства, приобретающееся в гражданской службе при наличии восьмого класса, а 14-й (коллежский регистратор) класс предоставляет право на дворянство носителя.

Согласно изданному Манифесту 1845 года, потомственным дворянством награждались вместе с присвоением восьмого класса. Все, кто родился до получения дворянства, имели отдельную категорию – офицерские дети. Их было принято называть обер-офицерскими детьми. По ходатайству отца одному из детей предоставляли чин.

В таблице чины не просто описывали, но сравнивали друг с другом. Статский советник по правам был приравнен к бригадиру либо капитану-командору на военной службе. Остальные звания описывали аналогично, но военные всегда превосходили гражданские. При этом военное лицо быстрее поднималось по карьерной лестнице.

В дальнейшем Табель о рангах претерпел изменения. В 1856 году правитель Александр II ограничил право получения дворянство полковничьим чином на 6-м классе, а гражданские лица – на 4-м классе.

Как видите, Табель о рангах постоянно претерпевал изменения в Российской Империи. Ряд гражданских чинов обособили, независимо от обязанностей представителей.

Какие названия упразднили?

После учреждения документа такие названия, как коллежский секретарь, асессор, советник и статский советник сначала имели значение должности, исполняющие членами совета. Они обладали решающим голосом при голосовании. Председатель надворного суда носил название надворного советника.

Все перечисленные должности упразднили в 1726 году, а вот наименование званий оставалось до 1917 года. Знаменитый Табель о рангах и его значение для служащих сложно переоценить, поскольку он позволил людям из низших сословий получить дворянство, если у них есть талант.

Принципы разделения чинов

Звания делили на:

  • штаб-офицерские;
  • обер-офицерские;
  • генеральские.

Отдельно выделялись первые две категории, относящиеся к высшему генералитету. К ним обращались по-своему.

Отдельно выделялись первые пять классов чинов , поскольку эти категории не причисляли ни к офицерским, ни к генеральским. Обращаться к таким людям следовало: «Ваше высокородие».

Принятые чины выдавали строго мужчинам, а их жены поступали в ранг своих мужей. Незамужние девушки носили ранг, на один ниже своего отца. Существовало и такое правило: за требование почестей и места более своего чина на официальном собрании и публичном торжестве – наложение штрафа (2-месячное жалование этого человека), при этом его 2/3 отдавали доносителю. Аналогичное наказание было для того, кто уступил ранг лицу, низшему по классу.

Чины, предпочитаемые Петром

Поскольку Правитель Российской Империи предпочитал военных, он не желал устанавливать чины первого класса для гражданских лиц. Однако, после уговоров Остермана для поддержки дипломатического престижа ранг канцлера приравнен к первому классу. Ранг тайного советника первого класса создали впоследствии.

Среди прочих предпочтений Петра можно выделить и то, что в армии вместе с чином 14 класса назначали дворянство, а при гражданском виде службы только вместе со званием асессора. С 1856 года для получения этого же звания требовалось иметь ранг генерала (статский советник). Достаточно показательным считается низкий ранг президента статской коллегии, который по европейским меркам считается министром. Позже, министрам Российской империи давали ранг тайного и действительного тайного советника.

Как документ повлиял на общество и дворянство

Принятие Табели о рангах формально не упразднило древних чинов, однако, они прекратили свое существование. Он оказал огромное влияние на историческую судьбу дворянства и распорядок службы. Регулирующим фактором для изменения служебного положения являлись личные заслуги.

Главное историческое значение Табеля о рангах заключается в утрате породы «отеческая честь» в отношении продвижения по службе. Также военная служба была обособлена от гражданской и придворной. Это оказало влияние на процесс демократизации дворянства. Когда его закрепили, создали разделение класса по группам: личные и поместные. Обладая чином низшего военного класса, человек мог приобретать дворянство для всех своих потомков.

“Говорящие” фамилии

В России не было принято пользоваться дворянскими титулами. Особых частиц-приставок к фамилиям тоже не существовало. Несмотря на это, инициалы человека порой содержали в себе принадлежность к дворянству.

Отчество возникло на Руси только в 16 веке и тогда воспринималось в качестве награды, а потому не всякий мог им воспользоваться. Лишь государю было разрешено указывать, кому писать окончание “-вич”. в 1697 году Петр Первый разрешил пользоваться отчеством Якову Федоровичу Долгорукову. Во времена Екатерины Первой составили список людей, отражающихся в документах Правительства с отчеством.

Фамилии возникли тоже на сразу и не у каждого. Князьям добавляли фамилии в 15 – 16 веках, а к началу 18 столетия фамилии были уже у каждого дворянина. обычно, их создавали по фамилии отца и наименования владения. В принципе, методов образования фамилий дворянского рода было много. Отдельную категорию составили фамилии княжеских древних родов, произошедших от Рюрика. До окончания 19 столетия таковых сохранилось пять:

  1. Елецкие.
  2. Мосальские.
  3. Звенигородские.
  4. Вяземские.
  5. Ростовские.

Фамилии назначались случайным образом и не вводились законом. Если возникали сомнения при выборе фамилии, выбирали двойные, которые актуальны по сей день.

Значение документа

Принятый документ был призван упорядочить и систематизировать государственную службу, а также сделать понятным присвоение чинов. После появления этого Табеля государственная служба стала более прозрачной. В нем описывали созданные старорусские звания, которые перестали давать в дальнейшем. Это означало, что держава была освобождена от порядков и устройства Московской Руси и стала на новый путь правления.

Ключевое значение Табеля о рангах заключается в том, что шансов на получение титула и продвижение по служебной лестнице стало намного больше, и они были независимы от уровня знатности рода. Такое изменение привело к тому, что личная заслуга и успехи значили больше, чем родительские почести. Теперь дворянским титулом способен обладать и простолюдин, а само дворянство делилось на личное и знатное.

Документ, утвержденный Петром Первым , разделил службу на гражданскую, придворную и военную, а этого ранее не было.

Сегодня тоже существует похожий документ. Там представлено в форме таблицы соотношение чинов государственной федеральной гражданской службы, званий членов юстиции и военных, а также прокурорских работников.