Современные российские истребители: характеристики (фото). Современные российские истребители: характеристики (фото) Истребитель типа a

Из всех бороздящих небо военных крылатых машин истребители так и остались самыми скоростными и маневренными. Лишь их вооружение стало намного мощнее, а средства обнаружения противника - все более изощренными и совершенными. Несмотря на «хищное» название, истребители остаются скорее защитниками, чем атакующими, и в наступлениях почти не применяются.

Их используют для сопровождения и защиты бомбардировщиков, транспортных самолетов и самолетов гражданской авиации от перехватчиков противника, а также для защиты объектов на земле от атак с воздуха. Гораздо реже истребители используют для поражения наземных и морских целей.

Некоторые военные инженеры утверждают, что в будущем роль истребителей смогут запросто исполнять более универсальные БПЛА. На данный момент разработка подобных беспилотников еще ведется, но некоторые из них уже отлично справляются с задачами точечного уничтожения наземных объектов. Такой подход интересен еще и тем, что применение беспилотных истребителей позволит значительно уменьшить потери среди личного состава. Сами же аппараты будут стоить намного дешевле, а на летные характеристики не будут влиять ограничения для человеческого организма.

Помимо выше упомянутых типов истребителей, существуют также многоцелевые (предназначены для уничтожения наземных войск и авиации противника) и истребители-перехватчики (защищают наземные объекты от воздушного нападения). Занимателен тот факт, что в отличие от остальной истребительной авиации мира в российских ВВС такая граница между истребителями исчезла. Новое вооружение истребителей Су-27 и МиГ-29 позволило стереть границы между фронтовой, палубной и ПВО авиацией. Данные самолеты могут справиться со всеми задачами.

История истребителей

Первые воздушные бои случились во времена Первой мировой войны, когда появилась потребность в специальных самолетах для уничтожения воздушных целей. Первыми истребителями являются разведывательные аппараты, которые переукомплектовали для воздушных боев. Их скорость полета составляла 150 км/ч. Экипаж состоял из двух человек: пилот и стрелок. В тот момент штурман использовал в качестве вооружения гири, пушечные ядра и металлические бруски. Истребитель заходил к вражескому самолету сверху и сбрасывал на него тяжелые предметы. Менее чем через месяц воздушные бои усовершенствовались – штурман начал брать с собой пулемет или пистолет.

Немного позже инженеры придумали новое устройство – турель, которая позволяла пулемету вращаться на 360 о. Ее устанавливали сзади пилота. Хоть стрелок и обстреливал заднюю полусферу, он не мог вести огонь в самой актуальной для истребителя фронтальной зоне. Курсовой пулемет не монтировался из-за винта. Но вскоре французский летчик Р. Гаррос придумал систему, позволяющую стрелять через винт. Конструкция устройства была следующая – в основании лопастей винта устанавливались металлические уголки. Их крепление было таким, что при попадании пули она рикошетила в безопасную для самолета и пилота область. Главный недостаток заключался в потере 10% боезапаса. Изобретатель А. Фоккер придумал синхронизатор стрельбы, который позволил стрелять прямо через плоскость винта, не цепляя его и не теряя боезапас.

После окончания Первой мировой войны многие государства поняли ценность такого грозного оружия, начали моделировать и усовершенствовать новые типы истребителей. Таким образом, фанерные бипланы превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами. Первый представитель нового поколения – Junkers D.I. На тот момент новые истребители носили несколько пулеметов и развивали скорость до 450 км/ч.

К началу Второй мировой войны истребительная авиация была отлично сформировавшимся классом боевой техники. Основные мировые державы обладали несколькими основными типами истребителей. В Германии особо отмечаются Ме-110, Вf-109 разных модификаций. В СССР располагались И-16 и И-153, в Англии – «Харрикейн» и «Спитфайр». Более развитыми в этом отношении были Япония, США и Франция. К началу боевых действий в Европе конструкторы еще не уяснились с самым главным преимуществом истребителей – маневренностью или скоростью. На тот момент сложно было создать что-то объединяющее две характеристики, поэтому и схемы у тех или иных самолетов отличались друг от друга. После начала войны и получения опыта в ходе боевых воздушных действий все уяснили, что один двигатель значительно лучше, нежели два. Практически на протяжении всей войны главные промышленные государства так и не выпустили ни одной модификации биплановых истребителей. Только американский «Лайтинг» получил относительное развитие.


Огромная востребованность в истребителях во времена Второй мировой основывалась на необходимости постоянной поддержки штурмовой и бомбардировочной авиации. Именно в этот период были выяснены основные способы и тактики применения военных самолетов, а в особенности истребителей. Дальнейшее развитие привело к созданию Як-9Б, который планировался как улучшенная модель с более эффективными ударными способностями. Именно этот самолет стал первым шагом к появлению истребителей-бомбардировщиков.

С дальнейшим развитием истребительной авиации поршневые модели попросту модернизировались до последней своей возможности. Но самолет на пропеллере не мог преодолеть звуковой барьер, чего так хотели добиться конструкторы. В конце войны Германии удалось первой начать выпуск реактивных истребителей – Ме-262, Не-162, ракетных истребителей – Ме-163. Они были более скоростные, чем какие-либо в мире на тот момент, и, естественно, обладали значительно лучшими летными характеристиками. Но конец войны был близок, антигитлеровская коалиция была уже у стен Германии и огромная часть военных заводов и фабрик была уничтожена. Небольшие произведенные партии новых истребителей не смогли внести весомого вклада в дальнейшее развитие событий.

В период 60-х годов в ряды ВВС разных стран мира начали поступать сверхзвуковые истребители. Они могли развивать скорость, практически вдвое большую за звук. Практический потолок увеличился до 20 км. А в качестве нового оборудования применялись радиолокационные станции и ракеты «воздух-воздух». Подобное развитие не было случайным. Главным двигателем подобной модернизации считалась холодная война между США и СССР. Та или иная страна могла запросто отправить бомбардировщиков для осуществления бомбежки ядерным оружием. Поэтому для быстрого и эффективного перехвата требовались новые сверхзвуковые истребители. Таким образом в конфликтующих странах, включая и Европу, начали появляться самолеты, которые хоть и отличались некоторыми данными, но все же по летно-техническим характеристикам и совокупным компоновочным признакам относились ко второму поколению истребителей.

Особый вклад в дальнейшее развитие внесла модернизация зенитных ракет, которые полностью убрали возможность бомбардировки наземных объектов с воздуха. Естественно, сопровождающая авиация начала также меняться в качестве применения. Начало появляться третье поколение истребителей – «Мираж» F-1, J-37 «Вигген», МиГ-23. Далее последовало наращивание авиационных мышц в плане появления четвертого поколения. Первой державой, которой удалось запустить подобный истребитель, стали США – F-4С «Фантом». После него начали появляться F-15 «Игл», F-15А, «Спарки» ТF-15А. СССР также не отставал – Су-27, МиГ-29 и -31.

Но в США удалось перенять инициативу создания самых грозных в мире истребителей. Пятое поколение – F-22 Raptor –начали разрабатывать еще в 86-м году и завершили только в 2001-м. Спустя два года его взяли на вооружение. Параллельно с американскими коллегами разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ имени Сухого. Первые испытания российского Т-50 начались в 2009 году. До сих пор характеристики новой воздушной машины не известны.


Однако современные боевые машины этого типа становятся все более универсальными, постепенно превращаясь в истребители-бомбардировщики. Что касается перехватчиков, то они почти исчезли - их заменили ракетные системы противовоздушной обороны.

Среди современных истребителей можно выделить три больших класса:

  1. фронтовые истребители , предназначенные для завоевания господства в воздухе над полем боя
  2. истребители-бомбардировщики , многоцелевые истребители
  3. палубные истребители , базирующиеся на авианосцах.

С момента появления первых реактивных истребителей сменилось уже четыре поколения этих боевых машин. Недавно появились первые образцы самолетов пятого поколения.

Специалисты называют поколением все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие сходными боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения.


К первому поколению истребителей, которое родилось в 50-х годах прошлого столетия, относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, не имевшие электронных средств обнаружения противника - радаров и вооруженные преимущественно пушками малых калибров.

Характерным примером может служить американский истребитель F-86, имевший потолок 15 километров и скорость около тысячи километров в час. Во время войны в Корее этот самолет был единственным серьезным противником для МиГ-15 советского производства. Во втором поколении истребителей было немало прославленных машин с выдающимися техническими характеристиками.

Оно сложилось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Эти машины могли вдвое превосходить скорость звука, имели треугольное крыло, радары для обнаружения целей и управляемые ракеты в качестве основного оружия. В третьем поколении стремительных боевых машин началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато возросла их способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях. Одновременно появились модели с изменяемой формой крыла, а также способные совершать вертикальные взлет и посадку, то есть не нуждающиеся в больших аэродромах.

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают фантастическими скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость до 2, 5 тыс. км/ч, могут летать на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей в радиусе более семисот километров с помощью высокоточного современного оружия.


Истребители пятого поколения - будущее авиации. Многое в них нацелено на создание максимальной безопасности пилота и обеспечение его полной информацией о воздушном и наземном пространстве. Современные материалы корпуса и крыльев обеспечивают малозаметность этих самолетов для радиолокаторов и приборов ночного видения.

Все элементы управления самолетом и комплексом вооружения сосредоточены в одном узле и находятся под контролем центрального компьютера. Маневренность этих самолетов на порядок превосходит даже совершенные машины третьего и четвертого поколений. В настоящее время на вооружении находится только один истребитель пятого поколения, остальные находятся в стадии испытаний и доработки.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д

В тактике ведения боя сегодня все больше места отводится истребительной авиации, на «плечи» которой ложится создание бесполетных зон, подавление противовоздушной обороны противника и сопровождение кораблей и самолетов. По этой причине доля авиатехники в общем объеме мировой торговли оружием составляет почти 50%. «Лента.ру» подсчитала истребители, стоящие на вооружении в мире, и составила топ-5 самых популярных боевых самолетов.

Основными задачами, которые должны выполнять истребители, долгое время считались защита наземных объектов от авиации противника, завоевание господства в воздухе, сопровождение самолетов военной и гражданской авиации и реже - нанесение ударов по наземным целям. Сегодня истребители становятся все более многофункциональными, способными наносить эффективные удары как по авиации, так и по наземной инфраструктуре противника. При этом если раньше истребители считались оборонительным видом вооружения, то теперь их все чаще используют и в наступательном качестве.

Общее количество истребителей, стоящих на вооружении в мире, оценивается в 16-16,5 тысячи единиц . Речь идет как о широко известных F-22 Raptor и Су-30, так и о редких IAI Nesher и Atlas Cheetah. При составлении рейтинга самых распространенных боевых самолетов в мире мы пользовались открытыми данными Международного института стратегических исследований, базы данных Flightglobal MiliCAS и портала GlobalSecurity на конец 2012-го ─ начало 2013 года. При расчете использовался усредненный показатель количества истребителей, способных в настоящее время выполнять полеты.

F-16 Fighting Falcon

Американский истребитель F-16 Fighting Falcon был разработан в первой половине 1970-х, выполнил первый полет в 1974 году и был принят на вооружение в 1978-м. В настоящее время он является самым летающим самолетом в мире: количество полетопригодных самолетов данного типа во всем мире насчитывает 2325 единиц. На протяжении последних трех лет общее число F-16, выполняющих полеты в составе различных ВВС, практически не изменялось. Операторами истребителей типа Fighting Falcon являются 36 стран мира, включая США, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и Тайвань.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме. В 1970-х годах он стал одним из первых реактивных самолетов, в конструкции которых использовался беспереплетный фонарь кабины пилота. F-16 максимальной взлетной массой 19,2 тонны способен развивать скорость до 2,4 тыс. км/ч и выполнять полеты на расстояние до 4,2 тыс. км. Боевой радиус Fighting Falcon составляет550 км. Истребитель оснащен 20-миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 511 выстрелов, а также 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой 7,7 тонны.

F/A-18 Hornet

F/A-18 Hornet был разработан в США во второй половине 1970-х, совершил первый полет в 1978 году и поступил на вооружение в 1983-м. В первой половине 1990-х этот боевой самолет претерпел глубокую модернизацию и теперь выпускается под индексом F/A-18E/F Super Hornet. Сегодня самолетов такого типа во всем мире насчитывается 1012 единиц как базовой версии Hornet, так и модернизированной Super Hornet. За прошедшие три года число таких самолетов в активном составе ВВС-операторов сократилось на 15 единиц из-за списания устаревших версий Hornet.

Операторами Hornet и Super Hornet являются восемь стран мира, включая США, Австралию, Финляндию и Швейцарию. Истребитель F/A-18E/F построен по нормальной аэродинамической схеме. Его максимальная взлетная масса составляет 29,9 тонны. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч и выполнять полеты на расстояние до 3,3 тыс. км. Боевой радиус Super Hornet составляет722 км. Самолет вооружен 20-миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 578 выстрелов и оснащен 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой до восьми тонн.

F-15 Eagle

Истребители F-15 Eagle, созданные в США, в современную авиацию, как и предыдущие два самолета, пришли из далеких 1970-х. Самолет такого типа совершил первый полет в 1972 году и поступил на вооружение в 1976 году. В рейтинге «Ленты.ру» он занимает третью строчку по количеству полетопригодных машин: 869 единиц в составе военно-воздушных сил шести стран мира ─ США, Израиля, Японии, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Сингапура. За прошедшие три года количество таких самолетов в мире увеличилось на 12 единиц: американские производители поставили F-15 зарубежным заказчикам, крупнейшим из которых сегодня является Саудовская Аравия.

Истребитель F-15 изначально проектировался как боевой самолет завоевания превосходства в воздухе, однако позднее на его основе был создан истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, а его максимальная взлетная масса составляет 30,9 тонны. Он способен развивать скорость до 2,7 тыс. км/ч и совершать полеты на расстояние до 5,6 тыс. км. Боевой радиус истребителя составляет 1,9 тыс. км. F-15 оснащен 20-миллиметровой пушкой M61 с боезапасом на 940 выстрелов и 11 точками подвески для ракет и бомб общей массой до 7,3 тонны.

МиГ-29

Разработка МиГ-29 велась в СССР во второй половине 1970-х; первый полет самолет совершил в 1977 году, а на вооружение ВВС начал поступать в 1983-м. Сегодня военно-воздушные силы 27 стран мира располагают в общей сложности 863 пригодными к полетам самолетами типа МиГ-29. В частности, полеты на таких истребителях выполняют ВВС России, Алжира, Белоруссии, Ирана и Северной Кореи. В 2010-2012 годах число таких самолетов в мире сократилось на 74 единицы.

Уменьшение числа МиГ-29 связано со списанием истребителей этого типа странами Восточной и Центральной Европы, переходящими на стандарты НАТО, а также общим устареванием самолетного парка.

МиГ-29 создан по нормальной аэродинамической схеме. Его максимальная взлетная масса составляет 18,5 тонны. Истребитель способен развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч и совершать полеты на расстояние до 2,1 тыс. км. Боевой радиус МиГ-29 составляет740 км. Истребитель вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1 с боезапасом на 150 выстрелов, а также оснащен семью точками подвески для ракет и бомб общей массой до 2,2 тонны.

МиГ-21

Истребитель МиГ-21 является самым «пожилым» боевым самолетом в рейтинге «Ленты.ру». Его разработка велась в первой половине 1950-х; первый полет МиГ-21 выполнил в 1956 году, а на вооружение начал поступать с 1959 года. Несмотря на свой возраст, он и по сей день остается востребованным самолетом; производством запчастей для него, а также выпуском модернизированных копий МиГ-21 (под обозначением J-7) сегодня занимается китайское авиастроительное предприятие Chengdu. Военно-воздушные силы мира в настоящее время располагают 787 истребителями типа МиГ-21 (не считая китайских копий).

Самолеты такого типа выполняют полеты в составе ВВС 23 стран мира, включая Индию, Камбоджу, Хорватию, Мали и Замбию. За прошедшие три года количество таких самолетов в мире сократилось на 45 единиц. В ближайшие несколько лет их станет еще меньше ─ от МиГ-21 намерены избавиться ВВС Индии, располагающие 152 такими истребителями.

МиГ-21 разработан по нормальной аэродинамической схеме и имеет максимальную взлетную массу 10,1 тонны. Истребитель способен развивать скорость до 2,2 тыс. км/ч и выполнять полеты на расстояние до 1,5 тыс. км. Боевой радиус самолета в зависимости от версии составляет около400 км. МиГ-21 вооружен 23-миллиметровой пушкой ГШ-23Л с боезапасом на 200 выстрелов. Самолет также оснащен пятью точками подвески для ракет и бомб общей массой до 1,3 тонны.

Azarakhsh

Иранский истребитель Azarakhsh («Молния») в рейтинг «Ленты.ру» не попал, но он заслуживает упоминания по нескольким причинам. Во-первых , в настоящее время он является самым редким боевым самолетом, стоящим на вооружении, ─ сегодня полеты выполняют всего 11 истребителей такого типа. Все они числятся в составе ВВС Исламской республики Иран.

Во-вторых , это самый медленный в производстве истребитель в мире. Его серийное производство стартовало в 1997 году, а это означает, что средние темпы выпуска Azarakhsh составляют всего 0,7 самолета в год. Наконец, Azarakhsh является переходным звеном от американского F-5E Tiger II к иранскому Seaqeh («Гром»).

Разработка Azarakhsh началась в первой половине 1990-х. Он создавался иранской авиастроительной компанией HESA на базе F-5E. В 1997-1999 годах планировалось собрать и поставить на вооружение 30 истребителей типа Azarakhsh, однако к 2001 году в состав ВВС Ирана поступили только шесть таких самолетов.

Технические характеристики Azarakhsh держатся Ираном в секрете. Известно, что в первой половине 2000-х на базе этого самолета Иран создал новый истребитель ─ Saeqeh. Серийное производство последнего стартовало в 2008 году, и к настоящему времени ВВС Ирана получили восемь таких самолетов.

Из всех бороздящих небо армейских крылатых автомобилей истребители так и остались самыми скоростными и маневренными. Только их оружие стало намного замечательнее, а средства обнаружения соперника - все более изощренными и идеальными. Не обращая внимания на «хищное» наименование, истребители остаются скорее защитниками, чем атакующими, и в наступлениях практически не используются.

Их применяют для защиты и сопровождения бомбардировщиков, самолётов и транспортных самолётов гражданской авиации от перехватчиков соперника, и для защиты объектов на земле от атак с воздуха. Значительно реже истребители применяют для поражения наземных и морских целей.

Кое-какие армейские инженеры утверждают, что в будущем роль истребителей смогут свободно выполнять более универсальные БПЛА. Сейчас разработка аналогичных беспилотников еще ведется, но кое-какие из них уже превосходно справляются с задачами точечного уничтожения наземных объектов. Таковой подход увлекателен еще и тем, что использование беспилотных истребителей разрешит существенно уменьшить утраты среди личного состава.

Сами же аппараты будут стоить существенно дешевле, а на летные чертей не будут воздействовать ограничения для людской организма.

Кроме вышеупомянутых типов истребителей, существуют кроме этого многоцелевые (предназначены для уничтожения наземных авиации и войск соперника) и истребители-перехватчики (защищают наземные объекты от воздушного нападения). Занимателен тот факт, что в отличие от другой истребительной авиации мира в российских ВВС такая граница между истребителями провалилась сквозь землю. Новое оружие истребителей Су-27 и МиГ-29 разрешило стереть границы между фронтовой, палубной и ПВО авиацией.

Эти самолеты смогут совладать со всеми задачами.

История истребителей

Первые воздушные битвы произошли во времена Первой Мировой, в то время, когда возникла необходимость в особых самолетах для уничтожения воздушных целей. Первыми истребителями являются разведывательные аппараты, каковые переукомплектовали для воздушных боев. Их скорость полета составляла 150 км/ч. Экипаж складывался из двух человек: стрелок и пилот.

В тот момент навигатор применял в качестве оружия гири, металлические бруски и пушечные ядра. Истребитель заходил к вражескому самолету сверху и сбрасывал на него тяжелые предметы. Менее чем через месяц воздушные битвы усовершенствовались – навигатор начал забирать пулемет либо пистолет.

Мало позднее инженеры придумали новое устройство – турель, которая разрешала пулемету вращаться на 360о. Ее устанавливали позади пилота. Хоть стрелок и обстреливал заднюю полусферу, он не имел возможности вести пламя в самой актуальной для истребителя фронтальной территории. Курсовой пулемет не монтировался из-за винта.

Но скоро французский летчик Р. Гаррос придумал совокупность, разрешающую стрелять через винт. Конструкция устройства была следующая – в основании лопастей винта устанавливались железные уголки. Их крепление было таким, что при попадании пули она рикошетила в надёжную для пилота и самолёта область.

Основной недочёт заключался в утрата 10% боезапаса. Изобретатель А. Фоккер придумал синхронизатор стрельбы, что разрешил стрелять прямо через плоскость винта, не цепляя его и не теряя боезапас.

По окончании окончания Первой Мировой многие страны осознали сокровище для того чтобы сурового оружия, начали моделировать и усовершенствовать новые типы истребителей. Так, фанерные бипланы превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами. Первый представитель нового поколения – Junkers D.I.

В то время новые истребители носили пара пулеметов и развивали скорость до 450 км/ч.

К началу Второй мировой истребительная авиация была превосходно сформировавшимся классом боевой техники. Главные мировые державы владели несколькими главными типами истребителей. В Германии очень отмечаются Ме-110, Вf-109 различных модификаций. В СССР размешались И-16 и И-153, в Англии – «Харрикейн» и «Спитфайр». Более развитыми в этом отношении были Япония, США и Франция.

К началу военных действий в Европе конструкторы еще не уяснились с самым главным преимуществом истребителей – маневренностью либо скоростью. В то время сложно было создать что-то объединяющее две характеристики, исходя из этого и схемы у тех либо иных самолетов отличались друг от друга. По окончании получения опыта и начала войны на протяжении боевых воздушных действий все уяснили, что один двигатель существенно лучше, нежели два.

Фактически в течении всей войны главные промышленные страны так и не выпустили ни одной истребителей и модификации. Лишь американский «Лайтинг» взял относительное развитие.

Огромная востребованность в истребителях во времена Второй мировой войны основывалась на необходимости постоянной помощи штурмовой и бомбардировочной авиации. Как раз в это время были узнаны тактики применения и основные способы армейских самолетов, а в особенности истребителей. Предстоящее развитие стало причиной созданию Як-9Б, что планировался как улучшенная модель с более действенными ударными свойствами.

Этот самолет стал первым шагом к появлению истребителей-бомбардировщиков.

С предстоящим развитием истребительной авиации поршневые модели попросту модернизировались до последней собственной возможности. Но самолет на пропеллере не имел возможности преодолеть звуковой барьер, чего так желали добиться конструкторы. В конце войны Германии удалось первой начать выпуск реактивных истребителей – Ме-262, Не-162, ракетных истребителей – Ме-163. Они были более скоростные, чем какие-либо в мире в то время, и, конечно, владели существенно лучшими летными чертями.

Но финиш войны был близок, антигитлеровская коалиция была уже у стенку Германии и огромная часть фабрик и военных заводов была стёрта с лица земли. Маленькие произведенные партии новых истребителей не смогли внести весомого вклада в предстоящее развитие событий.

Во время 60-х годов в ряды ВВС различных государств начали поступать сверхзвуковые истребители. Они имели возможность развивать скорость, фактически в два раза громадную за звук. Практический потолок увеличился до двадцати километров. А в качестве нового оборудования использовались ракеты и радиолокационные станции «воздух-воздух».

Подобное развитие не было случайным. Главным двигателем аналогичной модернизации считалась холодная война Соединенными Штатами и СССР. Та либо другая страна имела возможность свободно послать бомбардировщиков для осуществления бомбежки ядерным оружием.

Исходя из этого для стремительного и действенного перехвата требовались новые сверхзвуковые истребители. Так в конфликтующих государствах, включая и Европу, стали появляться самолеты, каковые хоть и отличались некоторыми данными, но все же по летно-техническим чертям и совокупным компоновочным показателям относились ко второму поколению истребителей.

Особенный вклад в предстоящее развитие внесла модернизация зенитных ракет, каковые всецело убрали возможность бомбардировки наземных объектов с воздуха. Конечно, сопровождающая авиация начала кроме этого изменяться в качестве применения. Стало появляться третье поколение истребителей – «Мираж» F-1, J-37 «Вигген», МиГ-23. Потом последовало наращивание авиационных мышц в плане появления четвертого поколения.

Первой державой, которой удалось запустить подобный истребитель, стали США – F-4С «Фантом». По окончании него стали появляться F-15 «Игл», F-15А, «Спарки» ТF-15А. СССР кроме этого не отставал – Су-27, МиГ-29 и -31.

Но в Соединенных Штатах удалось перенять инициативу создания самых грозных в мире истребителей. Пятое поколение – F-22 Raptor –начали разрабатывать еще в 86-м году и завершили лишь в 2001-м. Спустя два года его взяли на вооружение.

Параллельно с американскими сотрудниками разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ имени Сухого. Первые опробования российского Т-50 начались в 2009 году. До сих пор чёрта новой воздушной автомобили не известны.

Но современные военные машины этого типа становятся все более универсальными, неспешно преобразовываясь в истребители-бомбардировщики. Что касается перехватчиков, то они практически провалились сквозь землю - их заменили ракетные совокупности ПВО.

Среди современных истребителей возможно выделить три громадных класса:

  1. фронтовые истребители, предназначенные для завоевания господства в воздухе над полем боя
  2. истребители-бомбардировщики, многоцелевые истребители
  3. палубные истребители, базирующиеся на авианосцах.

С момента появления первых реактивных истребителей сменилось уже четыре поколения этих боевых автомобилей. Сравнительно не так давно показались первые образцы самолетов пятого поколения.

Эксперты именуют поколением все типы боевой техники, произведенной в различных государствах, владеющие сходными боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается приблизительно в одно да и то же время, а при ее создании употребляются похожие технические ответы.

К первому поколению истребителей, которое появилось в 50-х годах прошлого столетия, относятся автомобили, летавшие с дозвуковыми скоростями, не имевшие электронных средств обнаружения соперника - радаров и вооруженные в основном пушками малых калибров.

Характерным примером может служить американский истребитель F-86, имевший потолок 15 километров и скорость около тысячи км/ч. На протяжении войны в Корее данный самолет был единственным важным соперником для МиГ-15 производства СССР. Во втором поколении истребителей было много прославленных автомобилей с выдающимися характеристиками.

Оно сложилось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Эти автомобили имели возможность в два раза превосходить скорость звука, имели треугольное крыло, радары для обнаружения целей и управляемые ракеты в качестве главного оружия. В третьем поколении стремительных боевых автомобилей началась битва электронных разработок. высотные показатели и Скорость самолетов не особенно изменились, но возросла их свойство обнаруживать и уничтожать неприятеля на громадных расстояниях.

В один момент показались модели с изменяемой формой крыла, и талантливые выполнять вертикальные взлет и посадку, другими словами не нуждающиеся в громадных аэропортах.

Многоцелевые истребители четвертого поколения владеют фантастическими скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость до 2, 5 тыс. км/ч, смогут летать на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну 60 секунд. Эти самолеты смогут поразить сходу до десятка целей в радиусе более семисот километров посредством точного современного оружия.

Истребители пятого поколения - будущее авиации. Очень многое в них нацелено на создание большой безопасности пилота и обеспечение его полной информацией о воздушном и наземном пространстве. Современные материалы крыльев и корпуса снабжают малозаметность этих самолетов для приборов и радиолокаторов ночного видения.

Все элементы управления комплексом и самолётом оружия сосредоточены в одном узле и находятся под контролем центрального компьютера. Маневренность этих самолетов на порядок превосходит кроме того идеальные автомобили четвёртого поколений и третьего. На данный момент на вооружении находится лишь один истребитель пятого поколения, остальные находятся в стадии доработки и испытаний.

Военная авиация

Классификация самолетов:

А

Административный самолёт

Б

Бомбардировщик

В
Военно-транспортный самолёт

Воздушный авианосец

Г
Гибридный дирижабль
Гидросамолёт

Гиперзвуковой летательный аппарат

Д

Двухбалочный самолёт

И
Истребитель

Истребитель-бомбардировщик

К
Контрпартизанский самолёт

Космоплан

Л

Летающая подлодка

О

Орбитальный самолёт

П
Пассажирский самолёт
Пикирующий бомбардировщик

Поколения реактивных истребителей

Р
Ракетоносец
Ракетоплан
Реактивный самолёт

Региональный самолёт

С
Самолёт посадки и вертикального взлёта
Самолёт сопровождения
Самолёт укороченного посадки и взлёта
Самолёт-разведчик
Сверхзвуковой самолёт
Скоростной бомбардировщик

Стратегический бомбардировщик

Т
Торпедоносец

Транспортный самолёт

У
Узкофюзеляжный самолёт
Учебно-боевой самолёт

Учебный летательный аппарат

Ш
Широкофюзеляжный самолёт
Штурмовик

10 самых грозных самолетов ВВС России (часть 1) mp4

Истребитель И-16 тип 5. aviator 2018-11-02T19:31:46+00:00

Истребитель И-16 тип 5.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Серийный выпуск истребителя И-16 тип 4 , начатый в 1934 году, по настоящему развернулся только на следующий год. Даже те И-16, которые были выпущены и засчитаны в производственный план 1934 года, продолжали доводиться и в 1935 году. Тогда же появилась возможность устанавливать на самолет двигатели М-25 , являющиеся советской копией американского Wright «Cyclone» F-3. Производство этих двигателей развернули на вновь построенном авиазаводе № 19 в городе Пермь, на Урале. За 1935 год, используя зачастую американские детали, завод выпустил 660 двигателей М-25. Часть этих двигателей предназначалась для И-16. Новая модификация самолета уже была построена в Москве, пять первых машин этого типа вошли в «красную пятерку», а самолет № 54 (№ 123954), выпущенный 25 апреля 1935 года подвергся тщательным заводским испытаниям. Имея полетный вес 1432 килограмма, он развивал скорость на трехкилометровой высоте 456 км/час. В целом этот И-16 очень напоминал третий опытный экземпляр с двигателем Wright «Cyclone» F-3, однако капот двигателя несколько изменился и получил лобовые жалюзи, элеронная щель была заделана, а клапаны-обтекатели вдоль всего размаха оперения сменились маленькими крышками на узлах навески рулей. На серийном заводе № 21 в Нижнем Новгороде этот самолет получил обозначение тип 5.

К моменту внедрения этой модификации в серийное производство, заводской коллектив уже вполне освоился с выпуском И-16, а серийный конструкторский отдел (СКО) уже проводил свои удачные доработки машины. Еще в конце 1934 года заводские конструкторы разработали свой вариант убирающегося шасси. Проведенные испытания на первом же заводском И-16 № 4211, показали, что механизм работает вполне надежно, поэтому на всех последующих выпускаемых машинах ставилась эта кинематика. Довели к тому времени, то есть к моменту выпуска И-16 тип 5 и вооружение самолета. Характерной особенностью И-16 было его изначальное вооружение новейшим пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм. Этот пулемет, разработанный в 1932 году оружейниками Шпитальным и Комарицким, обладал самой высокой в мире скорострельностью — 1800 выстрелов в минуту. ШКАС был запущен в серийное производство одновременно с И-16 в 1934 году и первоначально сам обладал многочисленными дефектами, которые приходилось устранять уже в процессе эксплуатации самолета. Хотя новый пулемет был дороже в пять раз (в 1934 году его цена была определена в 5000 рублей) освоенного промышленностью ПВ-1 , по весу он был в полтора раза легче, а по скорострельности стоил двух старых пулеметов.

Первоначально ШКАСы, установленные в крыльях, давали при стрельбе много отказов. Причина заключалась в том, что конструкторы самолета установили пулемет в перевернутом положении — так оказалось удобнее его конструктивно увязать. Хитрая механика, находясь вверх ногами, стала заедать, оружейники, опомнившись, стали протестовать, однако дело было сделано и первые И-16 выпуска 1934 года так и летали с капризным вооружением. Впоследствии этот недостаток естественно был устранен.

В период с 28 августа по 3 ноября 1935 года 10 самолетов И-16 выпуска завода № 39 проходили войсковые испытания в 107 авиаэскадрилье Брянской авиабригады. Военные летчики изучали все слабые и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения. Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращают дистанцию взлета и посадки. Это заключение было весомым аргументом для сторонников И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.

В оценке пилотирования говорилось, что «…управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … Передирание ручки на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор» . Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск. Бочку И-16 крутил за 1-1,2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении. Отметили армейские пилоты (как и несколько ранее испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыльев отсасывается потоком и как бы вспучивается. Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.

Особое внимание было уделено проведению штопора. Вот основные оценки: «Самолет штопорит хорошо на всех высотах… в процессе штопора, при ослабленной ноге, заметна, после каждого витка, тенденция самолета выйти из штопора. … Правый штопор проводится до 12 витков без запаздывания при выводе. Штопор влево происходит энергичнее… ввод и вывод как в правый, но полного добора ручки не желательно, так как в этот момент самолет поднимает нос между горизонтом и нормальным штопором, вращение происходит плоское, а вывод с запаздыванием — после пяти витков два витка запаздывания, …случаев отказа управления при штопоре не было» . Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами» . В том же 1935 году И-16 впервые отправился за границу. На миланской международной авиационной выставке в Италии Советский Союз выставил несколько образцов самолетов: АИР-9бис Яковлева , ОСГА-101 Четверикова , Сталь-3 Путилова . Ярко раскрашенный И-16 представлялся как спортивный самолет АСБ с максимальной скоростью 467 км/час. По сравнению с длинными, вытянутыми гоночными машинами выглядел он скромно и вызывал на выставке скорее недоумение чем неописуемый восторг. Мало кто думал тогда, что русские всерьез намерены развернуть крупномасштабное производство этого «толстячка». А устроители выставки, пожалуй, меньше всех подозревали, что через год с небольшим от него крепко достанется, прежде всего, итальянским конструкциям.

Во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах И-16 впервые был использован в боевой обстановке . Истребители были получены испанской республикой из Советского Союза в конце октября — начале ноября 1936 года. Это была первая партия поставленных машин, состоящая из 31-го И-16 тип 5. Вместе с самолетами прибыли летчики 1-ой авиабригады из Брянска. Группой этих пилотов, состоящей из 3-х эскадрилий, командовал капитан Тархов. Уже 9-го ноября 1936 года И-16 впервые появились в небе над Мадридом. Появление И-16 коренным образом изменило характер воздушных схваток. Новый боец был первым в мире самолетом способным вести бои на вертикали. Основные противники — немецкий истребитель He-51 и итальянский CR.32 значительно уступали ему по своим летным данным — настолько, что пилотам этих машин было настоятельно не рекомендовано ввязываться в бой, не имея численного преимущества. Это было уже излишним. Ужас встречи с внезапно появившимися И-16, у националистов первоначально был столь велик, что они дали ему прозвище «Рата» (крыса). Республиканцы стали ласково называть своего защитника «Моска» (муха), а авиационные издания всего мира окрестили «Боингом», утверждая при этом, что самолет разработан на этой известнейшей американской фирме.

Модификация: И-16 тип 5
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 5,99
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1119
-взлетная: 1508
Тип двигателя: 1 х ПД М-25А
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 390
-на высоте: 445
Практическая дальность, км: 540
Cкороподъемность, м/мин: 850
Практический потолок, м: 9100
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

ЦКБ-12 с мотором Wright «Cyclone» F-3 и капотом Уоттера.

Опытный ЦКБ-12 №123954 ставший прототипом типа 5.

Опытный ЦКБ №123954 на заводе № 39.

Серийный истребитель И-16 тип 5 готовится выруливать на старт.

Истребители И-16 тип 5 на стоянках.

Истребитель И-16 тип 5 на стоянке.

Истребители И-16 тип 5 авиации Балтийского флота. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Истребители И-16 тип 5. Запуск двигателей. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Истребитель И-16 тип 5 перед выруливанием со стоянки. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Летчики у истребителя И-16 тип 5, конец 1930-х годов.

Летчик-истребитель В.А.Мациевич около истребителя И-16 тип 5. Аэродром Горелово, Осень 1939 г.

Истребитель И-16 тип 5 на лыжном шасси.

И-16 на авиавыставке в Милане.

Истребитель И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании.

Истребитель И-16 тип 5 с двумя 250-килограммовыми авиабомбами под крылом самолета-носителя ТБ-3М-34.

И-16 тип 5 ВВС РККА. Рисунок.

И-16 тип 5 авиации КБФ. Рисунок.

И-16 тип 5 из состава «Звена-СПБ». Рисунок.