Сборник конспектов по валеологии. Конспект занятия по валеологии "из чего мы сделаны" Занятие фгос по валеологии старшая группа

Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

2) расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

3) закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

5) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия

Приветствие детей и педагога стоя в кружке..

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим. (Дети хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.)

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать).

Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Молодцы, ошибок нет.

А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Что вы чувствуете?

Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?

Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

Может? (Ответы детей).

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.

Что вы там видите?

В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).

Какого цвета стенка носа внутри?(Розовые).

Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

Что вы ещё заметили?(Волоски).

Как думаете, зачем они нужны?(Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).

Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Влад знает хорошее стихотворение про нос, ивам его прочтёт.

"Мой замечательный нос".

Я ничего не знаю.
и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем! Я очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь, пахнет уже листвой!" Э. Мошковская

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

Когда воздух заходит?

Когда выходит?

Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

"Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Ребята, как вы думаете,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

Назовите органы дыхания заполняя картину. (Дети называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

Пожелания детей:

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, зверей и птиц.

Дышите чистым воздухом.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

(На память о занятии детям дарятся воздушные шары).

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.

Список литературы:

  1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
  3. Ричард Уокер Анатомия человека - иллюстрированный атлас для детей, Москва, "ОНИКС 21 век", 2001.
  4. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В отличие от медицины, в центре внимания которой находится, прежде всего, больной человек и способы его лечения, в сфере интересов валеологии – человек здоровый, желающий своё бодрое и жизнерадостное состояние сохранить. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к питанию и двигательной активности – в этом состоит главный смысл всех занятий, конспекты которых изложены в данном тематическом разделе.

Посмотрите, как Ваши коллеги постарались заинтересовать своих подопечных ценностями здорового образа жизни и привить им основы здоровьесбережения.

Энциклопедия занятий по основам валеологической культуры

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1046 .
Все разделы | Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки

Конспект занятия по валеологии «Наши верные помощники» в старшей группе Цели : Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств : глаза, уши, нос в жизни человека; Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;...

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи : формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности по использованию элементов здоровьесбережения. Развивать функции руки детей...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Сказка по валеологии «Мышка Аришка в зеленых штанишках» для детей младшего дошкольного возраста

Публикация «Сказка по валеологии «Мышка Аришка в зеленых штанишках» для детей...» Мышка – Аришка в зелёных штанишках Ведущий: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, наш музыкальный зал превратился в кукольный театр. И мы с вами попали в волшебный мир сказок, историй, приключений. Но как же нам себя вести в театре? (Дети отвечают) А еще, нам нужно громко...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым!» Актуальность темы: Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или...

Конспект по валеологии в старшей группе «Путешествие в Город Чувств» Цель: Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус,...

Конспект образовательной деятельности по валеологии «Сохраним зубы здоровыми» в средней группе Интеграция: Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Цель: познакомить детей с правилами ухода за зубами. Задачи: Закрепить знание последовательности процесса чистки зубов, Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы. ...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект НОД по валеологии в средней группе «Важно с детства быть здоровым»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 23 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД в средней группе Тема: «Важно с детства быть здоровым» Используемая технология: 1. Здоровьесберегающая Составила:...

Конспект валеологического занятия в старшей группе «Береги свое здоровье!» «Береги свое здоровье!» Конспект валеологического занятия в старшей группе Подготовила инструктор по физической культуре «МДОУ Детский сад с.Сторожевка Татищевского района Саратовской области» ЯКУБОВИЧ АЛЛА ГЕННАДЬЕВНА Цель: формировать у детей сознательную установку на...

Валеология (название термина происходит от латинского valeo - "быть здоровым" и греческого logos - "учение")- это раздел в педагогике, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Нам представляется вполне оправданным использование удачного термина «Валеология» в рамках дошкольной педагогики исключительно в образовательных целях - без фанатизма, привития "культа тела", философских и религиозных трактовок. Оптимальная концентрация материала должна лежать в пределах треугольника "гигиена - здоровье - здоровый образ жизни", с небольшими экскурсами в анатомию и экологию.

В ближайшее время мы собираемся пополнить количество конспектов в этом разделе. Мы надеемся, что эти конспекты помогут вам в вашей работе с дошкольниками в детском саду.

Если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, пожалуйста, сообщите нам об этом. Также, если у Вас есть собственные занятия, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

Конспект занятия по формированию валеологической культуры

« Береги свое здоровье» в старшей группе № 3

Воспитатель:

Серховец Св. Ник.

«Путешествие к здоровому образу жизни»

Цель: Учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни.

Задачи:

Обучающие: Обобщить и расширить знания детей о факторах, влияющих на

здоровье человека;

уточнить знания детей о продуктах питания и о их значении для

человека;

познакомить с техникой правильного носового дыхания.

Развивающие: Развивать физические качества: быстроту, выносливость, глазомер, координацию движений.

Воспитывающие: Воспитывать такие качества, как взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Материал: карта Страны Здоровья; предметы гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щетка, расческа) , карточки с изображением продуктов питания, дидактическая игра «Что лишнее», дидактическая игра « Полезно- вредно», дидактическая игра «Можно- нельзя», дидактическая игра « Пазлы -отдых», игрушка Микроб, аудиозапись звуки моря, аудиозапись: «Песенка Паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково».

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово здравствуй. Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья.

- Ребята, сейчас вы, как воспитанные люди, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: «Здравствуйте».

- Ребята, а как вы думаете что значит «быть здоровым».

Дети: быть здоровым это значит когда ничего не болит; быть здоровым это значит что у человека сильные руки; быть здоровым это значит что у человека быстрые ноги; быть здоровым это значит у человека крепкие зубы; красивые волосы….

Воспитатель: Ребята а какое настроение у здоровых людей?

Дети: у здорового человека веселое настроение; у здорового человека радостное настроение.

Воспитатель: - Предлагаю вам сегодня отправиться в волшебную страну – Страну Здоровья. Хотите узнать, что там волшебного?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте подойдем к карте и посмотрим что там нарисовано. (дети подходят к карте Страны Здоровья). Карта приклеена на стену.

Ребята посмотрите как и во всех странах, в Стране Здоровья есть города. Мы с вами погостим во всех. Посмотрите, какая дорога соединяет города Страны Здоровья?

Дети: Железная дорога соединяет Страны Здоровья.

Воспитатель: Значит, мы с вами поедем на поезде. Занимаем места в поезде. (дети становятся друг за другом, изображая паровозик). Чтобы поезд тронулся, нужно сказать волшебные слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у первого города.

2. Остановка - Город «Чистюлькино».

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что любят жители Чистюлькино?

Дети: Жители любят чистоту, жители любят порядок, жители города любят мыться, любят чистить зубы.

Воспитатель: А зачем нужно соблюдать чистоту?

Ответы Детей: Чистоту надо соблюдать чтобы не было грязи.

Воспитатель: А чем опасна грязь?

Ответы Детей: в грязи живут микробы.

Воспитатель: Кто такие «микробы»?

Ответы детей:………………

Появляется микроб:

Я хитрый ха-ха-ха

Быть здоровым – чепуха!

Суйте грязный палец в ротик

Как живете, как животик?

Ну а голова болит?

Меня это веселит.

До чего же я пригож

Я микробушка хорош!

Воспитатель: Плохой ужасный

Микроб: Да я самый прекрасный!

Воспитатель: Заразный

Микроб: Меня обижают бедный я бедный!

Воспитатель: ты микроб страшно вредный

Микроб: Ну теперь я от вас не отстану!

Воспитатель:

- Ты микроб не отставай в игру с нами поиграй.

Дидактическая игра «Можно- нельзя»(с картинками)

- Давайте поиграем в игру, какими предметами можно пользоваться всем вместе, а какими - только по одному. Приготовьте ладошки, не забудьте, хлопать нужно тогда, когда услышите название личных предметов. И так, игра «можно – нельзя»:

полотенце... - карандаши...

кисточка... - носовой платок...

зубная щетка... - книга...

расческа... - игрушки...

Дидактическая игра « Что лишнее»

Микроб: Ох, я не могу

И сейчас я упаду

Здоровый образ жизни не для меня

Ой умираю, погибаю я!

Воспитатель: - Ребята вот мы и прогнали Микроба.

Воспитатель: Теперь мы знаем как победить грязь, а значит, и микробов?

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города.

3. Остановка - Город «Зарядкино».

Воспитатель: Ребята жители этого городка очень любят делать зарядку. Как вы думаете, зачем нужно делать зарядку?

Дети: Зарядку нужно делать для того чтобы быть сильным; зарядку нужно делать для того чтобы быть выносливыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть быстрыми; зарядку нужно делать для того чтобы быть гибкими.

Воспитатель: Ребята давайте покажем нашу любимую зарядку которую мы делаем каждое утро.

Воспитатель показывает детям упражнения, которые они вслед за ним повторяют.

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два . Повороты, наклоны головы

Она сидит на крепкой шее ,

Покрутили – повертели . Круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед ,

Поворот – поворот . Руки на поясе, наклоны, повороты

Сильные руки есть у всех ,

Вниз - вверх, вниз – вверх . Рывки руками вверх – вниз.

Ноги нам нужны, чтоб бегать…

Прыгать… приседать… стоять! Бег на месте, подскоки, присев

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»! Выпрямляются, поднимаются на носочки, руки вверх.

Загадка:

Чтобы вы никогда и ничем не болели,

Чтобы щеки здоровым румянцем горели,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Всем нужно с утра заниматься (зарядкой)

Воспитатель: Но нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в паровозике. Вспоминаем наш девиз и повторим его все вместе: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города «Вдох-выдох»

4. Остановка - Город «Вдох – Выдох».

Воспитатель: Ребята, когда мы с вами делаем вдох и выдох? Мы дышим.

Что значит: дышать? (это когда вдыхают и выдыхают воздух).

Кто умеет дышать? (звери, птицы, растения, люди).

-А жители города Вдох - Выдох могут научить нас дышать с пользой, чтобы человек был здоровым. Я покажу вам несколько упражнений и расскажу, для чего они.

Мы будем дышать со звуками.

«Самолеты» - со звуком «В» - от насморка.

Дети произносят на длительном выдохе звук «В», руки в стороны, покачиваются, будто в полете.

«Комарики» - со звуком «З» - когда болит горло.

Ладонь на шее, произносить звук «З» на длительном выдохе.

«Жуки» - со звуком «Ж» - при кашле.

Ладонь на груди, произносить звук «Ж» на выдохе.

«Львята» - со звуком «Р» - когда плохое настроение и хочется с кем-нибудь поссориться.

«Водичка» - со звуком «С» - когда устали и хочется отдохнуть.

- Очень хорошие упражнения! Мы их запомним и обязательно будем их использовать.

А теперь пора нам в путь. Наш девиз:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

5. Остановка - Город «Отдыхай-ка».

Воспитатель: - Почему этот город так называется?

Дети: Этот город называют так потому что жители любят и умеют отдыхать.

Воспитатель: К жителям Отдыхай-ки часто приезжают гости, чтобы как следует отдохнуть. Отдыхать тоже нужно уметь. Отдохнете ли вы, если будете весь день играть на компьютере? А если будете долго смотреть мультики по телевизору? Валяться полдня с раскрасками на диване? А как можно отдыхать?

Дидактическая игра «Полезные пазлы-отдых»

Дети: можно ходить в кино, в цирк, в парк, гулять на детской площадке, на стадионе…

Воспитатель: А мы с вами отдохнем на берегу моря.

Дети укладываются на коврики, закрывают глаза. Слышится звук морского прибоя, крики чаек.

Релаксационное упражнение «На берегу»

Вокруг тихо, спокойно… Солнышко греет сверху, и его лучи ласково гладят ваши плечи, головы… Ветерок шевелит ваши волосы… Вам тепло, спокойно… Вы слышите только шум волн и крики чаек… Они вам совсем не мешают… Почувствуйте, как море ласкает ваши пяточки… Вместе с водой утекает вся ваша усталость. Вам хорошо, спокойно. Полежите так немного, послушайте, как шумят волны… Вот вы и отдохнули. Раз – два – три – четыре – пять – вот вы в садике опять! Откройте глаза, потянитесь как следует, улыбнитесь друг другу.

- А мы садимся в поезд, и вспоминаем наш девиз все вместе:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу. И останавливаются у города….

6. Остановка - Город «Вкусняшкино».

Воспитатель: М-м-м, как тут вкусно пахнет! А вы какие запахи чувствуете? (дети фантазируют). Жители города Вкусняшкино любят угощать гостей. Но они хорошо знают, какие продукты полезны для нас, а какие вредны. А вы – знаете? Проверим?

Дидактическая игра « Полезно- вредно»

Прежде, чем за стол вам сесть,

Вы подумайте, что съесть!

Игра с картинками «Продукты питания»

Воспитатель: Самое вкусное у детей и взрослых это мороженое и молочко. И мы с вами сейчас все приготовим классический молочный коктейль.

Изготовление коктейля.

4шт. банана

500 мл. молока т.+6 градус.

500 мл. мороженого пломбир

Взбить до пенки

(Угощаем гостей и детей)

- А мы садимся в поезд, нам пора возвращаться в детский сад. И вспоминаем наш девиз все вместе:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Под музыку «Паровозик из Ромашкино» дети «паровозиком» двигаются по залу.

6. Итог

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие? Давайте подойдем еще раз к карте, вспомним, какие же правила надо выполнять, чтобы быть здоровым.

Каждый должен твердо знать:

Здоровье надо сохранять!

Нужно спортом заниматься,

Нужно правильно …

Дети: питаться,

Руки мыть перед едой,

И вообще дружить с …

Дети: водой!

Глубже дышать, кислород поглощать!

Больше гулять, с друзьями…

Дети: играть!

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить!

И запомните: здоровье

В магазине не купить!

Воспитатель: скажите в каких городах мы с вами побывали?

Дети: Город «Отдыхай-ка», Остановка - Город «Вдох – Выдох», Город «Вкусняшкино», Город «Чистюлькино», город «Зарядкино».

Занятие закончено.

Цели и задачи:

Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я - человек».

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Материалы и оборудование:

Блюдце, 3 стакана с кислым, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.

2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока, завернутые в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не выветрился.

Кубики льда, стакан с теплой водой.

Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход занятия в средней группе детского сада:

Воспитатель. - Дети, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в мир, под названием - «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.

Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядам на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы на физическом уровне: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут помогают другим людям...

Как вы думаете, почему так бывает?

(Ответы детей)

Об этом мы узнаем на занятиях в детском саду , где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям. А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может ни одно другое существо на Земле.

Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

Блок 1 - дифференциация понятий «части тела» и «органы»

У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (Ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.)

Зачем она нужна? (Ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)

Туловище есть? (Показ туловища.) Есть! Какие органы есть в туловище внутри? (Ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

Блок 2 - волосы

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про волосы

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают.

(Волосы)

Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы.)

Познакомимся с их свойствами. Подержите свои волосы... Подавите их... Подергайте...

Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте - тихонько. Что почувствовали? (Ответы детей: боль)

Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (Ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

Блок 3 - кожа

Что располагается ниже? (Ответ: лоб)

Что внутри? (Ответ: мозг)

Зачем нам мозг? (Ответ: чтобы думать)

Чем сверху покрыт лоб? (Ответ: кожей)

Кожа есть не только на лбу, но и на всех других частях тела.

Мы изучим и ее. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда).

Что почувствовали?

Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).

Что почувствовали?

Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.

А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали?

(Ответ: боль)

Что может чувствовать кожа?

(Ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)

Блок 4 - глаза

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про глаза

Ставни то закрываются, то открываются.

Что находится ниже лба? (Ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание.)

Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (Ответ: веки). Зачем нужно моргать?

Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?

Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (Ответ: защищают глаза от пыли, воды и т.д.)

Блок 5 - нос

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про нос

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит.

(Нос)

Что ниже? (Ответ: нос)

Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (Ответ: чтобы дышать).

Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (Ответ: дышать и различать запахи)

Блок 6 - уши

Отгадайте загадку:

Загадка для дошкольников про уши

Оля слушает в лесу,

Как кричат зозулька,

А для этого нужны

Нашей Оле...

(Ушки)

Что находиться чуть ниже? (Педагог указывает на уши.)

Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (Ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (Не слышали?)

Так зачем нам уши? (Ответ: чтобы слушать).

Блок 7 - рот

Что располагается ниже? (Ответ: рот).

Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

Теперь сожмите губы пальцами и скажите: мама, папа, я иду гулять.

И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

Так зачем нам рот? (Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Блок 8 - шея

Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Блок 9 - руки и ноги

Отгадайте загадки:

Загадка про ноги

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле...

(Ножки)

Загадка про руки

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле...

(Ручки)

Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Или не получается. Зачем тебе руки? (Ответ: чтобы брать предметы.)

А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем - покажем»

Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать - идти.)

Блок 10 - внутренние органы

Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз - два.

(Повороты головы вправо - влево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Покрутили - повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот - поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх-вниз, вниз - вверх.

(Рывки руками вверх - вниз)

Ноги нам нужны, чтобы бегать,

Прыгать, стоять и приседать.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

Практические упражнения:

Покажи где у тебя голова

Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.

Вытяните шею, как гусь.

Втяните голову в плечи.

Погладь свой носик.

Погладь носик своего соседа.

Покажи свои ушки.

Открой и закрой рот.

Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям стихотворения «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать и играться...

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глаза могут видеть.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо - влево...

Гибкое, какое наше тело!

Потянулись - потянулись...

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

Вывод

Воспитатель. - Скажите дети, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

А такой орган, который бы ничего не делал?

(Ответы детей)

Вот и молодцы, хорошо поработали.