Пропаганда и теория национал социализма. Что такое фашизм и нацизм: разница идеологий. «Пивной путч», откат назад и возрождение нацизма

Многие люди думают, что «фашизм» — это то же самое, что и «нацизм». И часто используют эти понятия неправильно . Несмотря на то, что их часто применяют в синонимичном плане, у этих строев имеются существенные отличия.

Вконтакте

Главные понятия

Фашизм - это термин, который обобщает крайне правые политические движения и их идеологии. Для них характерно утверждение и превосходство одной расы. Появился он как политический строй в 1920-х гг. в Италии.

Для этого движения характерно возвышение нужд государства выше нужд отдельной личности. В основе строя лежит философско-политическое учение, которое изначально выступало против любых видов .

Виды фашизма:

  1. Национал-социализм - узконаправленный экономический и политический строй, который использовался только в Третьем Рейхе.
  2. Военный фашизм - это режим военной диктатуры, который устанавливается после вооруженного государственного переворота.

Различные виды фашизма встречаются в истории многих стран , иногда в несколько изменённом виде под влияние конкретных факторов.

История возникновения

Зародился задолго до Муссолини и Гитлера, когда в 1880 году сформировалось движение против материализма, позитивизма и демократии . Общий упадок Италии после экономического кризиса, создал прекрасную основу для возникновения этого движения, где оно и началось в 1919 г. Лидером стал Муссолини. Историю становления строя можно разделить на важные этапы:

  1. Создание программы для завоевания широких масс.
  2. Агитация и укрепление позиций.
  3. Формирование вооруженных отрядов в 1919 году.
  4. Агрессивные нападения и погромы после получения финансовой поддержки .
  5. Создание Национальной фашистской партии в 1921 году.
  6. Занятие Муссолини должности премьер-министра 30 октября 1922 после вооруженного похода фашистов на Рим.
  7. Создание системы тоталитарного фашистского государства.

После захвата власти, Муссолини все силы бросил на укрепление идеологии и уничтожение всех возможных политических противников. Спустя пару лет Италия стала тоталитарной державой с лидером Муссолини.

Идеология

Муссолини определял идеологию так: фашизм — это учение об абсолюте государства, при котором личность человека и его потребности относительны и невозможны вне страны.

Главная идея была сформулирована в лозунге Муссолини в 1927 году: «Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства».

Иерархия демократии и идеи равенства считались опасными. Приверженцы строя выступали против коммунистов и их идей о всеобщем равенстве. Предполагалось уничтожение всех торговых союзов и парламентов.

Важно! По мнению фашистов, обществу необходимо авторитарное управление.

Фашизм в наше время в классической своей форме не существует. Но широкое распространение имеют разновидности тиранических режимов, которые не приемлют институтов . Основные черты фашизма:

  • агрессивное и вооруженное уничтожение оппозиции, меньшинств и инакомыслия;
  • идеологический контроль;
  • насаждение националистических идей;
  • культ вождя;
  • антикоммунизм и антисемитизм;
  • полное отрицание демократических принципов ;
  • господство правой идеологии;
  • традиционализм;
  • милитаризм.

Характерной чертой строя также стало полное отрицание Бога и «вечного мира», поскольку фашисты были убеждены, что человек не может жить без войны.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы фашизма можно выделить, если рассматривать его, как политическую модель. Плюсы:

  • объединение людей путем строгого порядка и дисциплины;
  • воспитание гордости за свою страну и нацию;
  • вера и полная поддержка правительства простыми людьми.
  • коррупция;
  • кумовство в правительстве;
  • отсутствие полноценных выборов: правителем становится тот, у кого больше военной поддержки;
  • отсутствие справедливых судов ;
  • уничтожении меньшинств;
  • повсеместное нарушение гражданских свобод;
  • насаждение идеологии против воли человека.

Данный строй приводит к полному экономическому упадку, поскольку страна постоянно работает над вооружением, и забывает про нужды промышленности и людей. Плюсы и минусы фашизма, их количественное соотношение, дает представление об успешности данной идеологии. Фашизм – это пережиток прошлого, и он не должен существовать в современности.

Национал-социализм: главные понятия

Что такое нацизм? Национал-социализм - это идеология Третьего рейха с выраженными чертами расизма и антисемитизма.

Это понятие употребляется только в контексте Третьего Рейха.

Идеология нацизма стала известна всему миру после Второй Мировой войны, поскольку Третий Рейх – это идеальный пример страны с политическим курсом национал-социализма.

Цель строя — объединение на одной территории чистой расы, которая приведет страну к процветанию.

История возникновения

Нацизм в Германии очень быстро сформировался, ведь там были идеальные условия :

  1. Сложилась острая политическая ситуация на фоне экономического кризиса и всеобщего упадка.
  2. Немецкий рабочий класс был расколот, а коммунисты слишком слабы, чтобы противостоять.

Страна лежала в руинах после , немцы были угнетены, выплачивали постоянную контрибуцию странам-победителям и нуждались в сильном лидере и сильной позиции. Признаки нацизма стали явственными после захвата власти Гитлером и установлении нацисткой идеологии, что произошло в несколько этапов :

  1. В 1919 году возникло национал-социалистическое движение.
  2. Создание Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Гитлер -председатель.
  3. Активная программа агитации.
  4. Неудачная попытка государственного переворота.
  5. В 1933 году Гитлер и его партия выиграли выборы в Рейхстаг.

Отличной почвой для насаждения такой политики является страна, где есть экономический и политический кризис.

Внимание! Признаки нацизма сегодня появляются во многих странах, несмотря на их экономическое состояние.

Идеология


Главная идея заключается
в том, что государство – это средство сохранения нации вначале, а затем его изменение в общество будущего, основанного на принципах расового неравенства.

Для этого идеального общества требовалась очистить арийскую расу от «примесей».

Признаки нацизма – это отличительные черты данной идеологии, которые определяют, что такое нацизм.

Главное из них – это утверждение о главенстве нации в государстве и удовлетворение ее интересов. Основные признаки нацизма — это:

  • расизм;
  • социальный дарвинизм;
  • расовая гигиена;
  • антисемитизм и антикоммунизм;
  • отрицание демократии;
  • тоталитаризм;
  • культ вождя;
  • военная экспансия.

Признаки нацизма свидетельствуют о том, что он стремится объединить не только расу, но и сделать это на одной обширной территории. История Освенцима, Треблинки и других лагерей рассказывает, что такое нацизм.

Преимущества и недостатки

У данного политического строя есть свои преимущества:

  • объединение нации;
  • преданность общей идеи;
  • стремление к процветанию народа.

Но минусов, конечно, больше:

  • уничтожение иных рас и арийцев, которые недостойны жить (больных, калек и пр.);
  • военная экспансия и уничтожение других народностей;
  • тоталитаризм;
  • отсутствие свободы воли;
  • многократное и жестокое нарушение гражданских прав человека;
  • отсутствие справедливого суда;
  • жесткий контроль за всеми сферами жизни человека.

Следствием принятия Германией такой политики стала ее военная экспансия, уничтожение огромного количества евреев и прочих национальностей, и .

Основные отличия данных политических строев

Эти политические направления не следует применять синонимично, поскольку у них достаточно много отличий, и это наглядно видно в таблице.

Основная черта Фашизм Национал-социализм
Главная доктрина Государство – это абсолют, а человек или раса неважны. Интересы страны всегда выше интересов отдельного человека или расы. Государство – это средство сохранения расы. Следует постепенно отказаться от этой формы и перейти в идеальное общество будущего.
Роль человека Для достижения главной цели – идеального общества вполне приемлемо сотрудничать с иными расами. Существует только одна идеальная раса, и она должна господствовать над остальными, неприемлемыми и грязными нациями.
Вопрос расы Нация – это общество людей, близких по духу, а не крови. Раса – это конкретный народ, арийцы, и требуется сделать все, чтобы сохранить ее в чистоте.
Антисемитизм Не присутствовал. Лег в основу расового вопроса.
Тоталитаризм Личность должна раствориться и устремится на достижении целей государства. Человек не важнее нации, поэтому должен положить все силы на достижении ее целей.
Вопрос церкви Церковь защищалась и пользовалась покровительством. Церковь и ее идеалы презирались.

Сравнение итальянского и германского политического строя

Что общего у двух этих идеологий? Следующие черты:

  • диктатура;
  • милитаризм;
  • культ вождя;
  • тоталитаризм;
  • антикоммунизм;
  • антилиберализм.

Итальянский фашизм и германский нацизм имеют и свои различия, сравнение которых предоставлены в таблице ниже. Признаки нацизма отличаются по нескольким пунктам.

Признаки Италия Германия
Что первично? Государство Нация
Вопрос расы У фашистов нет расовых теорий и ярко выраженного антисемитизма. Множество расовых теорий. Антисемитизм ярко выражен.
Вопрос церкви Церковь поддерживают, ее защищают и ей покровительствуют. Множество языческих и оккультных проявлений. Церковь терпит притеснения.
Экономическая модель Корпоративизм Государственно-монополистический капитализм
Последствия Казнено до 50 человек, арестовано до 4000 человек, колониальная война в Эфиопии, война на Балканах, десятки тысяч людей вынуждены были эмигрировать. Вторая мировая война, холокост, концентрационные лагеря, миллионы людей уничтожены.

Чем отличается фашизм от нацизма

Отличительные черты тоталитарных режимов

Вывод

Идеология фашизма и нацизма близка. Фашизм и нацизм преследуют единую цель – высшее общество, но разница в их методах и позициях по многим вопросам не позволяет отождествлять эти понятия.

Факторы зарождения национал-социализма в Германии были практически те же, что вызвали и генезис итальянского фашизма. Разница состояла в том, что потерпевшая сокрушительное поражение в войне Германия была более унижена присутствием иностранных войск, урезана полной потерей колоний и раздавлена выплатой репараций, чем Италия, вовремя вступившая в коалицию будущих победителей. Главными факторами зарождения национал-социализма в Германии явились:

  • -молодость и неразвитость германской демократии, неразвитость гражданского общества и демократических организаций;
  • -нерешенность вопроса национального объединения, оставившая за «бортом» Германии населенные немцами Австрию, Люксембург, а также большую диаспору этнических немцев, проживавшую в странах Прибалтики, на Балканах, Польше, Чехословакии и др;
  • -обделенность Германии «жизненным пространством», лишение Германии колоний;
  • -национальное унижение, которое претерпела немецкая нация в результате поражения в войне;
  • -огромные репарации, которые вынуждена была платить Германия как зачинщица войны;
  • -проблема возрождения былой славы Германской империи, Второго рейха;
  • -общее недовольство низов немецкого общества еврей элитой, приведшей к капитуляции Германии и подписанию Версальского договора;
  • -два экономических и финансовых кризиса, потрясших Германию и весь мир в начале 1920-х и начале 1930-х гг. и приведших к массовым увольнениям и падению уровня жизни;
  • -большое количество безработных, вообще отчаявшихся людей, готовых на экстремистские действия;
  • -большое количество демобилизованных фронтовиков, то есть подготовленных боевиков, умеющих обращаться с оружием;
  • -наличие мощных радикальных сил слева (коммунисты из Союза красных фронтовиков и Коммунистической партии, социалисты из социал- демократической ветеранской организации «Красное знамя» и Социал- демократической партии, другие организации и группировки, склонные к эктрсмизму) и справа (сторонники Срединной империи из Пангерманского союза, монархисты из Немецкого союза бывших офицеров и «Стального шлема», самые разные группы и партии правоэкстремистского толка), всегда готовых организовать государственный переворот. При этом рост численности лево- и правоэкстремистских организаций находилась в прямой зависимости от ухудшения экономического положения, снижения уровня жизни, роста безработицы и общего недовольства;
  • -терпимость и демократизм Веймарской республики, которые играли консолидирующую роль при нормальной экономической обстановке и слабо препятствовали развитию экстремизма в случае резкого ухудшения экономической конъюктуры, роста недовольства населения;
  • -частые политические кризисы и смена кабинетов, которые, как правило, носили коалиционный характер;
  • -общая политическая нестабильность Веймарской республики, которая пережила несколько попыток левого переворота (восстание коммунистической группы «Спартак» в Берлине, Вестфалии и Рейланде, провозглашение коммунистами Баварской советской республики в 1919 г., восстание коммунистов в Гамбурге, Саксонии и Тюрингии в 1923 г.), правого путча (Капповский мятеж, организованный антидемократически настроенными офицсрами-монархистами в 1920 г., «Пивной путч» национал- социалистов в Мюнхене в 1923 г.), а также восстаний сепаратистов Баварии, Вестфалии, Пфальца.

Несмотря на то, что генезис германского национал-социализма, путь к власти Гитлера оказался более извилистым и длительным, чем путь итальянского фашизма под руководством Муссолини, можно отметить немало сходных черт в нацистской и фашистской идеологии , в строении нацистского и фашистского государства и партии, в нацистской и фашистской внутренней и внешней политике.

Философскими предтечами своей идеологии нацистские лидеры считали (и в этом с ними были согласны и фашистские идеологи) А. Шопенгауэра (1768-1861), Ф. Ницше, (1844-1900) и О. Шпенглера (1880- 1936). А. Шопенгауэр создал пессимистическое философское учение о мировой воле, которая проявляется во всех явлениях природы и в человеческом обществе как «слепая побудительная сила», которая вечно борется сама с собой. Эта борьба в животном мире проявляется в уничтожении высшими существами (хищниками) низших (травоядных), в человеческом обществе - в отношениях «человек человеку - волк». Что отсюда следует делать человеку? Шопенгауэр считал, что человеческое общество должно направить свою энергию на уничтожение этой воли, т. е.

феномен, явление должен уничтожить сущность, источник своего существования. Именно в самоуничтожении существующего мира и заключается, по Шопенгауэру, пессимистическая цель бытия. Из Шопенгауэра нацисты взяли учение о проявлениях мировой воли в вечной борьбе, упустив его пессимистические выводы.

Больше всего идей нацистская идеология заимствовала у Ницше. «Никто, - писал он, - не имеет права ни на существование, ни на работу, ни на, счастье. Индивидуум - не что иное, как жалкий червь». А народ - «постамент для избранных натур». Ницше считал войну высшим проявлением человеческого духа, а государство - организованной аморальностью, которая «проявляет волю к власти, к войне, к завоеваниям, к мести». Добродетелью общество всегда считало, по Ницше, «стремление к силе, власти, порядку» . В одной из наиболее известных своих работ «Воля к власти» Ницше предсказывал возникновение господствующей расы, которая завоюет мир и породит сверхчеловека.

Идею О.Шпенглера, предсказавшего в своей книге «Закат Европы», упадок западной демократии, нацисты видоизменили таким образом, что погибнут только расово неполноценные народы, в то время как немецкая нация выполнит свою историческую миссию, вольет животворную кровь в одряхлевший, загнивающий организм Европы и займет в ней господствующее положение.

Таким образом, философия нацизма идеалистична, волюнтаристична и фаталистична. Она воспевает как высшую добродетель культ силы и власти, оправдывает стремление «арийской расы» к господству. Философия нацизма антигуманна, ибо отрицает свободу и равенство народов, считает высшим проявлением в мире не человеческий разум, а мировую волю. Она античеловечна потому, что считает фатально предопределенным господство «арийской расы» и рабское подчинение других народов.

На базе такой «философии» фашисты строили свою идеологию. Отметим ее основные черты.

  • 1. Расизм. Гитлер на основании им же открытого «закона борьбы рас» утверждал, что вся история человечества есть постепенное движение к господствующему положению в мире «арийской расы». Но для того, чтобы стать расой господ «арийская раса» должна быть сильной, ибо сильный побеждает, а слабый погибает. Отсюда высшая цель арийца - блюсти чистоту крови, быть сильным и безжалостным к представителям «низших рас». «Раса превыше всего» - утверждал Гитлер». «Высшая раса» всегда права в отношении «низшей расы».
  • 2. Национализм. Муссолини проводил идею «величия итальянской нации», которой не хватает «места под солнцем» в ряду мировых держав. Главным средоточением, центром «арийской расы», по Гитлеру, является Германия, и это даст ей право претендовать на особую роль в мире. «Германия - сердце и мозг Европы, центр созидающей арийской расы», утверждал Гитлер. Она выполняет историческую миссию, подчиняя себе другие страны и уничтожая «неполноценные расы». Если немцы забудут свой долг, они сами будут уничтожены.
  • 3. Антигуманизм, антикоммунизм и антисемитизм. Для нацистской идеологии вообще характерен постоянный поиск внутренних и внешних врагов. Это нужно фашизму для сплочения нации, подготовки сс к агрессии. Для Муссолини постоянным врагом были социалисты. Врагом номер один Гитлер объявил коммунистов, так как именно коммунисты были сначала главным препятствием для нацистов в завоевании на свою сторону рабочих и в победе на выборах. Евреев Гитлер объявил врагами в связи с тем, что они, по его мнению, засоряли и ослабляли «арийскую расу», а также в виду личной антипатии. Врагами объявлялись в разное время «инакомыслящие», «нигилисты», «нытики», цыгане, славяне и др,.
  • 4. Характерной чертой нацистской и фашистской идеологии было отсутствие всяких доказательств. Ни в «Майн кампф», ни в своих речах и выступлениях, ни в беседах с единомышленниками Гитлер никогда не утруждал себя аргументацией. Национал-социалистическую идеологию он считал истиной в последней инстанции, а истинная идеология, по его мнению, должна быть основана не на логике, не на разуме, а на слепой вере. Отсюда и своеобразная организация партийных мероприятий. В фашистских партиях не проводилось ни дискуссий, ни съездов или конференций в том виде, в котором их проводят в демократических организациях. Муссолини всл настоящую войну за власть над умами итальянцев: запрещал независимую прессу, подвергал гонениям несогласных с фашизмом интеллигентов, «очищал» библиотеки от «вредных» книг и т. д. Фашистские собрания и съезды были чисто зрелищными, пропагандистскими мероприятиями, демонстрирующими партийное единство, верность и преданность фашистов фюреру, дуче.
  • 5. Важный признак фашизма - иерархическое построение нацистской и фашистской партии и государства. На самой вершине этой иерархии находился вождь нации - фюрер, дуче.
  • 6. Отличительная черта фашизма - антидемократизм. Одной из главных причин разрыва Муссолини с социалистами было его неверие в парламентские процедуры. В «Майн кампф» Гитлер написал, что в будущем идеальном национал-социалистическом государстве «демократического мусора» не будет. Отрицательно относился он и к «безответственному» парламентаризму. А вместо свободы и равенства, предлагал немцам беспрекословное подчинение и железную дисциплину «во имя общего блага».

Структура НСДАП, Как и Национальная фашистская партия Италии, Немецкая национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) не полагалась на чисто парламентские методы борьбы, а готовилась к фашистской революции и насильственному захвату власти. Поэтому она изначально создавалась как недемократическая организация, как партиямилиция, имеющая в своем составе конспиративную военизированную организацию.

Главными принципами организационного строения НСДАП были принципы вождизма и иерархии , то есть строгой подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим. На вершине партийной пирамиды находился лидер партии - фюрер. Партийный аппарат сверху донизу был подчинен воле вождя. Вождь и только вождь назначал на высшие партийные должности и перед вождем несли ответственность партийные функционеры.

После прихода к власти вождь партии стал одновременно и вождем всей нации, произошло быстрое слияние партийного и государственного аппарата, то есть образование номенклатуры. Партийная иерархическая пирамида срослась с государственной, и фюрер восседал теперь уже на вершине партийно-государственной иерархии. Партийные мероприятия (митинги, собрания, съезды, факельные шествия) стали проходить как государственные, а государственные мероприятия возглавляла партийногосударственная номенклатура. Таким путем фашистская партия во главе с фюрером добивалась массовой поддержки режима, сплочения нации, демонстрации преданности народа фюреру, готовности нации к борьбе за осуществление идей фюрера и программы НСДАП.

Важное место в структуре НСДАП занимали две военизированные (милицейские) организации:

  • - СА (аббревиатура «Schturm» - «Штурмовые отряды»), созданная в 1922 г., главная задача которой заключалась в противодействие партийным милицейским формированиям левых партий, в первую очередь КПГ;
  • -СС (аббревиатура «Schutz Staffel» - «Охранные войска») была создана Гитлером 9 ноября 1925 года в годовщину его «славного патриотического марша на Мюнхен», организованного по образу и подобию марша на Рим фашистов Италии. Главная задача СС, сначала заключавшаяся в охране лидера партии Гитлера, затем была расширена до охраны всех мероприятий, проводившихся собственной партией - НСДАП. К моменту взятия власти фашистами СС насчитывала 52 тыс. боевиков;

Структура самой Национал-социалистической рабочей партии определялась ее стратегической целью - руководить государством, направлять его на построение национального социализма и завоевание мира. Поэтому, построенная по территориальному признаку, она полностью воспроизводила территориальную структуру рейха. Как мы уже отмечали, структура НСДАП представляла собой пирамиду, на вершине которой находится фюрер, далее следовали гаулейтеры (руководители областных организаций), затем крсйслейтеры (руководители организаций округов), потом ортегруппенлейтеры (руководители районов), целенлейтеры (руководители кварталов) и, наконец, блоклейтеры (руководители блоков). Каждый руководитель имел в подчинении партийный аппарат - лейтунг. Согласно устава нацистской партии, партийные руководители от фюрера до блоклейтера были наделены особыми полномочиями по сравнению с беспартийными руководителями. Поэтому их называли «политическими руководителями». При этом если блоклейтер, цсленлейтер и ортсгруппенлейтер имели власть только над членами партии в соответствующей территориальной единице, то высшие партийные руководители крейслейтеры и гаулейтеры - имели власть и над членами партии и над беспартийным населением/ 19

Применявшиеся методы и сам путь прихода к власти германских нацистов носил хотя и не всегда противозаконный, но явно антидемократический характер и весьма напоминал путь к власти итальянских фашистов. Нацисты умело сочетали легальные и нелегальные возможности, парламентские дебаты и внепарламентскую партийную борьбу, доходившую до физического устранения видных деятелей противостоявших партий и убийств боевиков милицейских партийных отрядов других партий в ночных уличных стычках, давление на власть в форме митингов, демонстраций, маршей и апелляцию к своим избирателям в форме популистских обещаний «навести порядок».

В условиях послевоенной Германии (см. выше, с. 331-332), к которым следует добавить оккупацию Рура французскими и бельгийскими войсками с целью ускорить выплату репараций (1923), популярность НСДАП быстро росла. Ведь с одной стороны оккупация вызвала патриотический подъем и сыграла на руку именно правым партиям, с другой коалиционное правительство, состоявшее из представителей ведущих партий страны и возглавляемое социал-демократами, в очередной раз подтвердившее согласие на выплату репараций (1930), резко снизило доверие населения к правительственным партиям. Именно с этого момента, то есть с правительственного кризиса 1930 г. начинается быстрый рост популярности НСДАП, которая позиционировала себя как партия патриотическая, как партия рабочая и в этом смысле - пекущейся об интересах простого народа, как партия национальная (а нс интернациональная, как Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), то есть заботящейся об интересах нации, как партия развития, которая в случае прихода к власти предоставит возможности каждому и всем для решения собственных и национальных проблем. Рост популярности нацизма и эффективность нацистской пропаганды и агитации можно проследить по числу голосов, набранных НСДАП на выборах в Рейхстаг, а именно:

  • -декабрь 1924 г. - 2,99 %;
  • - май 1928 г. - 2,63 %;
  • -сентябрь 1930 г. - 18,33 %;
  • -июль 1932 г. - 37,36 %;
  • -март 1933 г.-43,91%.

Из никому не известной организации, образованной в Мюнхене 5 января 1919 г. никому не известными А. Дрекслером и К.Харрером с их тридцатью знакомыми и друзьями, нацистская партия через 14 лет своего существования становится самой влиятельной политической силой страны.

Первое правительство Гитлера было коалиционным: кроме НСДАП в него входили представители Немецкой национальной народной партии (НННП) и националистической организации «Стальной шлем», составлявшие с 1930 г. партийную коалицию, получившую название «Гарцбургский фронт». В дальнейшем все партии Гарцбургского фронта заявили о своем добровольном самороспуске.

Демократические партии типа центристских Христианско- демократической народной партии (ХДНП) и Народно-демократической партии (НДП) «самораспустились» под нажимом нацистской СА. Левые партии СДПГ и КПГ были запрещены, а их лидеры и многие рядовые члены уничтожены в конлагерях и тюрьмах.

Германская демократия, как могла, боролась против нацистской опасности. Все незаконные действия НСДАП и ее лидера Гитлера осуждались публично, а часто еще и в судебном порядке. Гитлер был дважды осужден и отбыл небольшие сроки заключения за попытки путча. В судебном порядке его временно лишали права на публичные выступления, подвергались также запрету СА и СС. В сентябре 1930 г. Гитлер даже принес клятву в Верховном суде Лейпцига в том, что НСДАП не будет пытаться захватывать власть незаконными методами. Но германская демократия в лице политической системы Веймарской республики оказалась бессильной перед натиском правых радикалов, овладевших приемами политической критической риторики и политической демагогии, использовавших все представившиеся возможности для дискредитации самой идеи демократии и Веймарской республиканской политической системы.

В своей дальнейшей политической практике , когда нацистская партия стала правящей, для создания тотального единства нации она активно продолжила применение методов запугивания, уничтожения политических противников и расправы с инакомыслящими, возведя, таким образом, террор в ранг государственной политики.

Несмотря на то, что конституция Веймарской республики не была официально отменена, Германия с приходом нацистов к власти стала именоваться Третьим рейхом, то есть империей. Республиканский черно- красно-золотой государственный флаг все чаще заменялся черно-белокрасным флагом Второго рейха. Главным же символом новой национал- социалистической империи стало нацистское партийное знамя - красный флаг с черной свастикой в белом круге.

Республиканская политическая система уже знакомыми нам приемами была трансформирована в антидемократическую, типично тоталитарную за счет роспуска демократических, антифашистских партий и общественных организаций, огосударствления средств массовой информации (и закрытия оппозиционных СМИ), системы образования и воспитания, расширения карательных органов. Огромную роль в жизни общества стала играть нацистская пропаганда, выдававшая каждому немцу каждый день «порцию нацистской идеологии».

Проведя необходимую антидемократическую перестройку политической системы и общественных настроений внутри страны, нацисты и во внешней политике провозгласили антидемократические и антигуманные цели, а именно: расширение германской империи за счет территорий других стран, завоевание «жизненного пространства» для немецкой нации, подчинение ей других, особенно «неполноценных» народов, уничтожение народов «засоряющих» чистоту арийской расы, формирование нации сверхчеловеков, которая завоюет себе мировое господство.

  • Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992, с. 59.
  • 21‘ см. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Собр. соч. в 2 томах, г. 2, с. 5 170.
  • -Жслсв Желю. Фашизм. Тоталитарное государство. М., 1991. С. 110-117.
  • - Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедическийсправочник. Сост. А.А.Танин-Львов. М., 2001, с. 105-106.
  • - Ксршоу Яи. Гитлер. Р/Д., 1997, с.287-292.

Прошлого и современности на данный момент не особо актуален. Национал-социализм не является исключением. Но, как показывает политическая реальность, многих масштабных ошибок можно избежать с помощью анализа былого. В данной статье рассматривается суть национал-социализма. Античеловеческая и абсурдная, уничтожающая.

Определение понятия

Национал-социализм (или нацизм) представляет собой идеологическое и политическое течение. Национал-социализмом принято также называть режим правления в Германии Адольфа Гитлера (1933-1945 гг.) и партии НСДАП. Идеология отличается особой агрессивностью, расизмом и экстремизмом. Нацизм является идеологическим учением, которое официально запрещено на международном правовом уровне, а пропаганда этого учения уголовно наказуема во всех высокоразвитых странах мира. Это связано с тем фактом, что реализация национал-социалистических идей на практике привела к самым ужасающим последствиям в мировой истории. От рук нацистов погибло более 50 миллионов людей.

Генезис нацистской идеологии

У истоков национал-социалистической идеологии лежат самые разнообразные учения (порой даже противоречивые). Среди них можно выделить оккультные и теософские общества Германии и Австро-Венгрии, которые возникли в конце XIX века. Весьма точным примером подобных учений выступает арманизм. Его идеологом является австриец Гвидо фон Лист, изложивший свои представления в журнале «Остара».

Теория Листа

Гвидо фон Лист, безусловно, самая колоритная фигура тех времен, которой подражали нацисты. Согласно его представлениям, древние германцы имели специфическую религию, которая давала им возможность познавать все тайны окружающего мира. Природа, по его мнению, представляет собой определенный цикл: появление, существование, смерть и возрождение. Лист видел в этом цикле универсальный закон Вселенной. Человек должен жить и развиваться в согласии с окружающим миром (природой). Расовая чистота является следствием этого согласия.

Политическая суть теории Листа состоит в отведении государственной власти священного места. Властная элита должна быть расово чистой и абсолютной. Выполнение этих оккультных предписаний должно было стать залогом будущего спасения. Лист стоял на позиции жестокого уничтожения всех врагов для вхождения избранных на их земли и обретения, таким образом, благополучия. Согласно древнегерманским легендам, Лист требовал воцарения сакрального диктатора для решения всех человеческих проблем. На этих принципах и строился германский национал-социализм.

Национал-социалистические «просветители»

Идеологи этого течения работали над создание «ширмы», которая гласила, что их мировоззрение основано чуть ли не на всем прошлом культурном и интеллектуальном наследии германского народа. В ряды так называемых предшественников были записаны: Г. Гегель, Ф. Ницше, У. фон Гуттен, Р. Вагнер, братья Гримм и многие другие деятели науки и искусства.

Практически все вышеупомянутые исторические личности не имели к идеологии нацистов никакого отношения. Они обращались к их творческому наследию лишь ради спекуляции общественным сознанием.

Идеология национал-социализма и ее символика в первую очередь связаны с именем Адольфа Гитлера (1889-1945 гг.). Свою нечеловеческую доктрину он изложил в легендарной книге Mein Kampf («Моя борьба»). Там он постулировал теорию превосходства арийской расы над всем остальным человечеством.

Превосходство арийской расы

Согласно убеждениям А. Гитлера, германцы превосходят все остальные народы, так как сохранили расовую чистоту арийцев. Их обязательный долг - увеличить численность нации для исполнения своего исторического предназначения - достижения господства во всем мире. Расовая теория стала основой деятельности партии Гитлера НСДАП, и всего Третьего рейха.

В уже упомянутой книге «Майн Кампф» Гитлер говорил о том, что человечество существует в соответствии с особым законом природы, который утверждает, что формы размножения и непосредственно продолжения рода являются весьма ограниченными. Поэтому более сильная и чистая раса должна отнять у более слабой жизненное пространство и средства к существованию. Неполноценными расами считались евреи, цыгане, негры, славяне и арабы. Все они подлежали прямому физическому уничтожению или подчинению высшей расе арийцев.

Расовые представления национал-социалистов

Самым распространенным в среде нацистских идеологов было определение расы как суммы внешних признаков, которые определяются кровным родством. Огромное значение среди множества признаков придавалось форме и внешнему виду черепной коробки, цвету глаз и волос, осанке и даже форме носа. Высшая раса, которой были предки арийцев - германцы, наделялась всеми лучшими физическими свойствами и добродетелями. В то же время все упомянутые низшие расы наделялись моральными пороками и болезнями. Поэтому велась постоянная борьба против вырождения германской нации по примеру неполноценных рас.

Современная антропология разбила все подобные аргументы нацистов, убедительно доказав, что категория «чистой расы» - не более чем просто абстракция и выдумка. Реально существуют, в силу исторических обстоятельств, только смешанные расовые образования. Все расовые признаки, как анатомического, так и ментального характера, очень широко переплетены в современном мире. Поэтому национал-социализм в Германии не имел никаких научных обоснований.

Понятие о «недочеловеке»

Из нацистской расовой теории выплывал вполне обстоятельный термин «недочеловек». Ярким сторонником его употребления и введения в обиход стал руководитель СС Г. Гиммлер. Термин был впервые употреблен 6 августа 1941 года Густавом Хербертом, а впоследствии стал очень популярным. Термин основывался на теории о том, что германская нация имеет превосходство над всеми остальными народами. Сам Гиммлер довольно ясно выразился по этому поводу: «Пока на свете живут люди, борьба между человеком и недочеловеком будет считаться исторически обусловленным правилом». Термин не раз употреблял ярчайший пропагандист и идеолог национал-социализма Альфред Розенберг, в том числе называя «недочеловеками» и русский народ, который после победы «великого Рейха» должен перестать существовать.

Образ арийца в нацисткой идеологии

Национал-социалисты рассматривали себя как новых строителей «великой Германии» и старались воспитать таких немцев, которые превосходно выполняли роль господствующий расы. Понятие о «сверхчеловеке» нацисты позаимствовали из философской системы Ф. Ницше. Образ арийца окутывался легендами и представлялся героическим и созидательным. Идеал красоты человека строился на превосходных физических возможностях, но далеко не все ему соответствовали.

Арийский (немецкий) мужчина должен быть здоров, полон сил и одет в военную форму. Эти факторы должны были придать ему привлекательности и героизма в глазах немецких девушек, чтобы они даже не думали вступать в брак с представителями чуждой расы, сохраняли чистоту крови. Такой образ чистокровного арийца был введен согласно представлениям фюрера А. Гитлера и официального идеолога национал-социализма Альфреда Розенберга.

Национал-социализм в России

Несмотря на факт международного осуждения, национал-социализм в современном мире начал занимать новые политические позиции. Во многих странах мира существуют организации, которые тем или иным образом пропагандируют идеи о неравенстве рас и наций. Совокупность этих идей называют неонацизмом. Российская федерация не является исключением. Понятие русского национал-социализма уже давно вошло в лексикон отечественной политики. В 90-х годах многие ультраправые политические партии и организации стали употреблять термин «русский национал-социализм» для обозначения своих политических целей и программ. Идеи национал-социализма в его русском варианте не изменились. Только вместо германской избранной расы утверждается русская раса, которая должна покорить народы.

Таким образом, можно подвести итог. Идеология и практика национал-социализма является абсолютно ненавистной и античеловеческой, которой невозможно найти никаких оправданий. Миллионы людей стали жертвами этого учения, и одна из приоритетных задач современной политики - не допустить возрождения всеми осужденной идеологии, так как такие тенденции уже наметились и имеют вполне реальную силу. Фашизм и национал-социализм принесли неизмеримо много горя человечеству.

«„Миф двадцатого столетия“ Альфреда Розенберга, считающийся основной книгой национал-социалистического мировоззрения, носит столь несомненные черты протестантско-либерального происхождения своего автора» .

определение

расовая нравственность

Расовая природа национал-социалистической идеологии порождает комплекс соответствующих светских добродетелей и грехов .

«Миф XX века» не обещает своим адептам спасение в христианском смысле, а дарует исключительно равенство самому себе, позволяет арийцу стать тем, кем он есть.

Розенберг мечтает о германском нордическом возрождении:

«Я надеюсь, что дискуссия появляющегося нового мира со старыми силами будет расширяться, внедряться во все области жизни и оплодотворенная мысль будет все время рождать новое, близкое по крови, гордое, вплоть до того дня, когда мы будем стоять на пороге исполнения нашей мечты о германской жизни, до того часа, когда все пробивающиеся источники сольются в один великий поток германского нордического возрождения. Это мечта, достойная изучения и жизни. И это испытание, и эта жизнь уже есть отражение предчувствуемой вечности, таинственной миссии на этом свете, предначертанной нам, чтобы мы стали тем, что мы есть» :15 . «Германская германскость – это метафизическая форма характера, порожденная нордической расовой сущностью, которая проявляется в творческой силе, основанной на героизме личности, при том что личность есть воплощение народной органической сущности в единичном. Такая личность превосходит порядок бытия, обусловленного пространством-временем и причинно-следственными связями, но все равно остается внутри этого порядка, чтобы достичь бесконечной, вечной и свободной жизни как совершенного органического единства национальной концепции своей сущности и формой, которую принимает народная реальность внутри Рейха» .

фюрер

Furerprinzip национал-социализма связан как с мифом о новом человеке , так и с мистикой коллектива . И сам гностический коллектив, и фюрер являются в гностицизме объектами веры, где вера в себя переходит в веру в фюрера и обратно.

Фюрер - это конкретно и лично Адольф Гитлер, и в то же время это миф о Гитлере, которому поэтому приписываются строго нордические расовые характеристики: «Гитлер блондин с голубыми глазами и следовательно чистый образец арийца-германца» (Richter, Unsere Fuhrer im Lichte der Rassenfrage und Charakterologie)» .

мистика времени

Третий рейх

Грегор Штрассер заявляет в июне : «Сознательно противопоставляя себя Французской революции , будучи ее антиподом и преодолением, национал-социализм отвергает суесловие об индивидуализме, исказившем внутреннее германское представление о свободе понятием внутреннего экономического беспредела; он отвергает рационализм, учение о разуме, которое готово признавать властителями судеб народа и государства лишь ум и интеллект, а не полнокровную волю и душу человека» :342 .

мистика пространства

Миф о жизненном пространстве (Lebensraum).

Кровь и почва

сциентизм

Режим национал-социализма в целом следует охарактеризовать как позитивистский. В его основе лежит такое фундаментальное для массовой науки учение как теория эволюции Чарльза Дарвина и Эрнста Геккеля. Здесь наука влияет на идеологию, а идеология – на науку. Так, согласно Гитлеру, идеология национал-социализма была построена на «научной» основе, в частности на дарвинизме, расологии и т. п. . Для Альфреда Розенберга, напротив, идеология руководит научным пониманием, что также имеет место, в частности, в области религиоведения, исследования мифов.

Это не помешало расцвету в национал-социалистической Германии не только массовой науке , но и лженаукам .

особенности пропаганды

Для Гитлера «все дело только в политической вере, „вокруг которой кругами вращается весь мир“, программа может быть „насквозь идиотской, источником же веры в нее является твердость, с которой ее отстаивают“. Всего несколько недель спустя он создаст и использует возможность, чтобы объявить старую программу партии, несмотря на все ее ярко выраженные слабости, „не подлежащей изменению“. Именно ее устаревшие, старомодные черты и превращают ее из предмета дискуссии в объект почитания - ведь она должна была не отвечать на вопросы, а придавать энергию; прояснение, считал Гитлер, означало бы только раздробление. А то, что он с неуклонной последовательностью настаивал на тождестве фюрера и идеи, соответствовало, помимо всего прочего, принципу непогрешимого фюрера, принципу не подлежащей изменению программы. „Слепая вера сворачивает горы“, - сказал Гитлер, а один из наперсников коротко сформулировал это так: „Наша программа в двух словах: Адольф Гитлер“» :66 .

Для Гитлера «мысль делает убедительной не ее ясность, а доходчивость, не ее истинность, а способность разить: „Любая, в том числе и самая лучшая идея, – заявит он с той не терпящей возражений нечеткостью формулировки, которая была так характерна для него, – становится опасной, если она внушает себе, что является самоцелью, хотя в действительности представляет лишь средство для таковой“» :205 .

Отсюда театральность режима в духе синтеза всех искусств , которая должна была символизировать единство и полноту народной жизни. В массовой культуре этому соответствовали такие опыты тотального искусства как тингшпиль и опера (Вагнер).

Альфред Розенберг:

«Я высказываю в отношении всего германского искусства постулат о религиозной отправной точке и религиозной подоплеке, что я при помощи Вагнера объясняю, что произведение искусства является живым воплощением религии» : 6 .

Высочайшим достижением национал-социалистической пропаганды является фильм «Триумф воли ».

Среди тем пропаганды: фигура Хорста Весселя, который стал архетипическим героем национал-социализма, «Неизвестный штурмовик» (Der Unbekannte S.A.-Mann), «возрождение и возвращение» и др. Все они так или иначе были инициированы газетой Геббельса «Der Angriff» .

светский культ

Вокруг этого события был построен развернутый ритуал, в центре которого был сам Гитлер, в одиночестве медитирующий над гробами нацистов.

тингшпиль

священные предметы

Знамя крови (Blutfahne).

патологическая речь

В главе «Майн Кампф» под названием «Об искусстве чтения» Гитлер сообщает, что он понимает под «„чтением“ нечто совсем другое, чем большинство нашей так называемой „интеллигенции“»:

Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее миросозерцание. Во всех случаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладывалось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том, чтобы обременять свою память определенным количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять свое миросозерцание.

устойчивые формы

штампы

В области религии национал-социализм поддерживает вместо Христианства положительное христианство . В в своей программе национал-социалисты заявили: «Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве, если они не угрожают его целостности или не оскорбляют нравственных чувств и морали германской расы. Партия, как таковая, представляет точку зрения позитивного христианства без того, чтобы привязывать себя к определенному вероисповеданию».

Согласно Розенбергу, «отрицательная и положительная формы христианства издавна были в состоянии войны и еще более ожесточенно борются именно в наши дни. Отрицательная опирается на свои сирийско-этрусские традиции, абстрактные догмы и древние священные обычаи, положительная снова пробуждает силы нордической крови, сознательно, как когда-то первые германцы вторглись в Италию и подарили захиревшей стране новую жизнь» : 61 .

Характерной фигурой является католический модернист Карл Адам, у которого пересмотр учения Церкви сочетался с публичной поддержкой прихода Гитлера к власти. В 1939 Карл Адам призывал к более тесному слиянию католицизма с национал-социализмом, а после войны стал одним из влиятельных экуменистов .

коллаборационизм

Национал-социалистов поддержали и Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус, и архиеп. Иоанн (Шаховской) , который в статье «Близок час» в парижской газете «Новое Слово» от 29 июня приветствовал вторжение Гитлера в СССР. К кругу знакомств о. Александра Шмемана и других послевоенных модернистов принадлежал и известный коллаборационист Борис Филиппов (настоящее имя: Борис Андреевич Филистинский).

Владимир Ильин сотрудничал в русской коллаборационистской прессе, а

Национал-социализм, или нацизм, представляет собой форму общественного устройства, соединяющую социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом).

Национал-социализмом называется также идеология, обосновывающая такого рода социальный порядок. Типичным примером национал-социалистического государства является Германия 1933–1945 гг.

В конце 1930-х гг. немецкий национал-социализм и советский коммунизм заключили между собой союз и вторглись в Польшу. В дальнейшем, однако, между двумя крайними формами социализма – старым социализмом, тяготеющим к марксизму, и национал-социализмом – развернулась ожесточенная борьба, в которой коммунизм объединился с западными либеральными демократиями.

В результате тяжелой войны немецкий национал-социализм был разгромлен.

Столкновение коммунизма и национал-социализма явилось противоборством двух разных форм социализма. "У них не было расхождения в том, что именно государство должно определять положение человека в обществе. Но между ними были (и всегда будут) глубокие расхождения в определении места конкретных классов и групп".

И коммунизм, и нацизм стремились к планомерной и тотальной организации сил общества для выполнения определенной общественной задачи. Однако они по-разному определяли ту цель, на достижение которой должны направляться все усилия общества. Коммунизм предлагал построить "рай на земле" для всего человечества (интернационализм), национал-социализм намеревался создать такой "рай" для избранной нации (расы) за счет всех других народов (национализм, расизм). Коммунизм и национал-социализм принципиально расходились с индивидуализмом и либерализмом в том, что, подчиняя все ресурсы общества достижению конечной цели, отказывались признать какие бы то ни было сферы автономии, в которых индивид и его воля являлись бы определяющими.

Национал-социализм предполагает:

  • централизованное, государственное управление экономикой, сочетающееся с частично сохраняющейся частной собственностью на средства производства;
  • четкую иерархию целей и ценностей, высшей из которых является построение расово чистого общества, имеющего все необходимые трудовые и природные ресурсы для своего продолжительного существования;
  • концентрацию власти в руках одной партии, направляемой вождем ("фюрером"), обладающим неограниченной властью;
  • идеологию, которая не может оспариваться даже в деталях;
  • безраздельную монополию на средства массовой коммуникации;
  • полный контроль за всеми областями общественной и частной жизни;
  • жестокое насилие в отношении всех несогласных с правящим режимом;
  • обеспечение с применением насилия расовой чистоты общества;
  • искреннюю убежденность широких масс в том, что они строят новый социальный мир и создают нового человека.

В начале 1930-х гг. национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером мирным путем пришли к власти в Германии. Почти сразу же начались гонения на евреев и затем их массовое уничтожение (холокост), а также подготовка к завоеванию народов, призванных обеспечить трудовые и природные ресурсы для "тысячелетнего рейха". "Внешняя политика, – писал Гитлер, – это искусство быстро обеспечивать народ необходимым по количеству и качеству жизненным пространством. Внутренняя политика – это искусство гарантировать применение необходимой для этой цели силы, выражающейся в расовой чистоте и соответствующей численности населения".

Мировоззрение национал-социализма опиралось на вульгарный социодарвинизм, дополненный расистскими воззрениями, истолковывающими историю как демонстрацию превосходства одних рас над другими, превосходства, обусловленного сохранением творческими расами "чистоты крови" (Ж. А. де Гобино, X. Чемберлен и др.). "Главный источник силы народа, – утверждал Гитлер, – это не владение оружием или организация армии, а внутренняя его ценность, т.е. расовая чистота". Для сохранения последней государство должно защищать свой народ от отравления тремя ядами, каждый из которых исходит от евреев: это, во-первых, интернационализм – пристрастие к чужому, проистекающее из преуменьшения собственных культурных ценностей и ведущее к смешению крови; во-вторых, эгалитаризм, демократия и закон большинства, несовместимые с индивидуальным своеволием и доверием к вождю; и, в-третьих, пацифизм, разрушающий в человеке здоровое, инстинктивное стремление к самосохранению. Еще в 1927 г. Гитлер говорил: "Народ теряет свою внутреннюю ценность, как только становится подвержен этим трем порокам, ибо он тем самым разрушает свою расовую чистоту, проповедует интернационализм, предает свою самостоятельность и на ее место ставит подчинение меньшинства большинству, иначе говоря, некомпетентность, и начинает скатываться в братство всех людей". Идеология, основанная на данных идеях, считалась необходимым условием "нового, революционного преображения мира". Оружием проведения ее в жизнь являлась национал-социалистическая партия, называвшаяся, подобно коммунистической партии, "революционной". "Идеология Гитлера, какой бы непродуманной и неубедительной она ни казалась тем, кто не разделял ее, давала ему такой же подход к историческим процессам, а следовательно, и такую же уверенность в себе, какую марксизм давал коммунистическим вождям".

Политический, а затем и экономический успех национал-социализма в начале 1930-х гг. являлся, по словам Хайека, прямым следствием неудач социалистов, тяготевших к марксизму. К моменту прихода Гитлера к власти последними было национализировано более половины немецкой промышленности, приведенной неумелым государственным управлением в полный упадок. После непродолжительных споров национал-социализм категорически выступил против продолжения обобществления собственности. В частности, но поводу заводов Круппа Гитлер недвусмысленно заявил: "Разумеется, я их не буду трогать. Не думаете же вы, что я настолько безумен, что стану разрушать немецкую экономику? Только если Крупп не сумеет справиться и действовать в интересах нации, государство должно вмешаться, тогда и только тогда... Но для этого не нужна экспроприация... достаточно иметь сильное государство". Обобществлению собственности национал-социализм предпочел постановку собственников под полный контроль государства.

Национал-социалистическая общественная система, подчинившая немецкий народ неограниченной власти небольшой кучки людей, не являлась неким отступлением от магистрального пути истории. Национал-социализм был одной из версий коллективизма XX в., считавшего, что волей истории он идет на смену прогнившему индивидуализму.

Одна общепринятая иллюзия – быть может, самая опасная из всех, пишет Э. Фромм, состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества, что они и их подручные правят, опираясь на одно лишь грубое насилие, а весь народ является беспомощной жертвой предательства и террора. Фромм заключает, что годы, прошедшие после поражения национал-социализма, со всей очевидностью показали ошибочность этой точки зрения: "Нам пришлось признать, что в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее; что они не стремились к свободе, а искали способ от нее избавиться; что другие миллионы были при этом безразличны и не считали, что за свободу стоит бороться и умирать. Вместе с тем мы поняли, что кризис демократии не является сугубо итальянской или германской проблемой, что он угрожает каждому современному государству".

Военное поражение национал-социализма явилось одновременно и поражением национал-социалистической идеи.

Национал-социализм, как и коммунизм, является коллективистической альтернативой индивидуалистическому, или открытому, обществу. Между этими двумя основными формами социализма при всем их внешнем различии существует глубинная общность. Она охватывает те черты, которые в совокупности составляют определение понятия социализм:

  • социализм возникает не спонтанно, а по заранее выработанному плану и ставит своей целью достижение четко очерченной (или, скорее, кажущейся таковой) цели;
  • социализм не признает независимости и автономии личности, существования таких сфер жизни, в которых индивид мог бы руководствоваться исключительно собственной волей и собственными ценностями;
  • устремленность социализма к некой единой цели диктует введение централизованного планирования, замещающего конкуренцию в сфере экономики;
  • основным принципом социалистического общества является монополия, относящаяся не только к плану экономического развития, но и к безраздельно господствующей идеологии, средствам коммуникации, единственной правящей партии и т.д.;
  • социализм отождествляет общество и государство, что ведет к уничтожению гражданского общества и превращению врагов государства во врагов народа;
  • жестокость и террор социалистических режимов прямо вытекают из возвышенного стремления перестроить жизнь общества в соответствии с единой, наперед заданной и не подлежащей обсуждению целью;
  • поскольку фундаментом всех прав и свобод личности является экономическая свобода, вслед за ее уничтожением социализм ликвидирует и все другие права и свободы;
  • разные формы социализма могут ожесточенно бороться друг с другом, но основным противником для них как разновидностей коллективизма является открытое, индивидуалистическое общество;
  • социализм создает особый коллективистический стиль жизни, когда основная масса населения с энтузиазмом жертвует настоящим ради "прекрасного будущего", а страх пропитывает все поры общества;
  • социализм ведет в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с открытым обществом в сфере экономики;
  • социализм создает "железный занавес", предназначенный в первую очередь для ограждения своих граждан от влияния извне, со стороны открытого общества.

Различия между коммунизмом и национал-социализмом заключаются в первую очередь в том, что коммунизм опирается на идею интернационализма и предполагает построение совершенного общества, способного охватить все человечество, в то время как национал-социализм намеревается обеспечить "рай на земле" только для избранной нации (расы) за счет всех остальных народов. Коммунизм выдвигает идею "новой демократии", предполагающую проведение чисто формальных выборов органов представительной власти; национал-социализм презрительно относится ко всякой демократии, считая ее "буржуазным предрассудком". Мобилизуя все ресурсы для достижения глобальной цели, коммунизм и национал-социализм в первую очередь стремятся развить централизованное планирование и ограничить частную собственность, способную уклоняться от осуществления общего плана. Коммунизм, следуя мнению всех его теоретиков, начиная с Мора и кончая Марксом, обобществляет частную собственность. Национал-социализм ограничивается тем, что ставит ее под жесткий контроль государства. В частности, Гитлер не раз подчеркивал, что социализм в более современном его понимании – это не непременное обобществление собственности, а в первую очередь обобществление душ: собственность можно в какой-то мере оставить в частных руках, если сделать собственника управляющим ею от лица социалистического государства. Коммунизм стремится опереться прежде всего на рабочий класс (пролетариат) и постоянно противопоставляет его другим классам посткапиталистического общества. Национал-социализм ищет массовую поддержку частично в рабочем классе, особенно в той его части, которая разочаровалась в коммунизме, а частично в среднем классе. Коммунизм является непримиримым противником правящих кругов буржуазного общества, намереваясь их попросту уничтожить, в то время как национал-социализм, отказываясь от национализации частной собственности и создавая иллюзию единства общества ради высоких национальных целей, привлекает в свои союзники и буржуазию. Союз с буржуазией является, однако, для национал-социализма временным и условным, поскольку основная его задача – свержение капиталистического общества и построение национал-социалистической формы социализма.

Гитлер хорошо понимал, в чем сходны и в чем различаются коммунистический (марксистский) социализм и национал-социализм. Гитлер учился у марксистского социализма эффективным методам борьбы за власть и одновременно стремился избежать ошибок "старого", как он говорил, социализма. Полемизируя со своими сторонниками, склонными поддержать пролетарскую революцию, Гитлер заявлял: "Я социалист, но совсем другого толка... Я начинал как простой рабочий. То, что вы понимаете под социализмом, не что иное, как марксизм. Смотрите: огромное большинство рабочих жаждет только одного: хлеба и зрелищ. Им не нужно никаких идеалов, и нечего надеяться привлечь рабочих по-настоящему, если мы будем апеллировать к идеалам... Нет и не бывает никаких революций, кроме расовых: нет политических, экономических или социалистических революций, всегда и всюду есть только борьба низшей прослойки низшей расы против господствующей высшей расы, и если эта высшая раса пренебрегает законом своего существования, она проигрывает". По поводу национализации промышленности

Гитлер отвечал с раздражением: "Из-за демократии мир лежит в руинах, и тем не менее вы хотите распространить ее и на экономическую сферу. То будет конец немецкой экономики... Капиталисты проложили себе путь наверх благодаря своим способностям. И на основе происшедшего отбора – что еще раз доказывает, что они высшая раса, – они имеют право стоять наверху".

Коммунистический социализм и национал-социалистический социализм существенно различны. Но тем не менее очевидно, что это две разные формы социализма, два варианта коллективизма постиндустриального общества.