Проект "Дома в нашей жизни". Арт-терапевтическое занятие "Город". Презентация на тему "арт терапия" Связь с другими организациями

Проект

«Арт – терапия в оздоровлении детей»

Вид проекта: Оздоровительно-профилактический

Участники проекта: -воспитанники; -родители;-сотрудники ДОУ

Мес то реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Проблема: Увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Цель: Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников.

Задачи:

1 .Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам

2.Стабилизация эмоционального состояния детей

3.Облегчение процесса лечения.

4.Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.

5.Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.

6.Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Выявление проблемы, формировка цели, задач

Разработка проекта Подбор методической литературы

Выполнение проекта Практическая деятельность

Итоги работы Презентация работы

Апрель-май 2010 год

План работы над проектом

мероприятия

ответствен.

Работа с кадрами

Создание творческой группы по реализации проекта (Понетайкина Л.В., Ларькина М.Н., Порткина С.А., Капкова Н.И., Гришунина Л.В., Иванова М.В.)

Изучение методической и медицинской литературы по данной проблеме

Разработка проекта «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Разработка подпроектов по арт-терапии:

-«Музыкотерапия»

Сказкотерапия

«Песочная терапия»

-« Изотерапия»

-«Игровая терапия»»

Семинар-практикум «Арт- терапевтические техно-логии в работе с детьми»

Консультация «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Педсовет « Здоровый ребенок - результат системной работы взрослых»

Ст. воспит.

Творческая группа

Ст.воспит.

Творческая группа

Кислякова О.Ю.

Капкова Н.И.

Порткина С.А.

Ларькина М.Н.

Гришунина Л.В., Иванова М.В.

Ст.воспит.

Порткина С.А.

Сентябрь

Сентябрь-

Октябрь 2007

сентябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Ноябрь 2008

Декабрь 2008

Январь 2009

Открытые просмотры

Мастер – классы: «Изотерапия в работе с дошкольниками

«Песочная терапия в работе с детьми»

Презентация опыта работы по использованию арт - терапевтических технологий в работе с детьми

Ларькина М.Н.

Шахоткина С.В.

Работа с родителями

Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по улучшению эмоционального состояния детей

Выпуск газеты «Здоровье»

Консультации для родителей по данной проблеме

Открытый показ мероприятий для родителей

Анкетирование родителей по данной проблеме

Дни открытых дверей

Творческая группа

Воспитатели

В течение 2007-2010.

Оборудование и пополнение развивающей среды

- Оформление сенсорной комнаты.

Приобретение магнитофонов во все группы.

Приобретение музыкальных кассет для музыкотерапии и релаксации.

Во всех группах изготовить ящики для проведения песочной терапии.

Во всех группах создать арт – терапевтические уголки.

Приобрести ленты для «Сухого дождя.

Приобрести разноцветные паласы в спортивный зал.

Методическое обеспечение

Программа «Детство» (Т.И.Бабаева)

Программа «Здоровье» В.Г.Алямоская)

- «Арт-терапия в работе с детьми» (М.В.Киселева) -«Играем в сказку» (О.А.Шорохова)

Связь с другими организациями:

МУЗ «Городская поликлиника №3»

Физдиспансер

заведующая

Прогнозируемые результаты:

- Повысится компетентность педагогов.

Занятия будут разнообразными по форме организации.

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям.

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье - сбережения.

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи сказки, изодеятельности, игр.

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

Родители - активные участники педсоветов, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Размещение объекта инновации

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом как развивающих занятий, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.

Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.

Задачи проекта - это содействие:

  • выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
  • складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
  • формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.

Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.

Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:

  • Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
  • Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
  • Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
  • Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.

Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:

1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;

2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.

3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;

4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;

5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.

Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта – это:

  • раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • выработка коммуникативной компетенции;
  • налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.

Проект коррекционного упражнения подготовлен психологом Е. А. Мироновой при участии воспитателей СДС Головановй А. А. и Разумцовой С.Р.

Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО; научный консультант, методист стажировочной площадки «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственно й среды» Департамента образования г. Москвы; Главный специалист издательства "ВИТА-ПРЕСС" по дошкольному образованию.

Проект рассчитан на 2 занятия с разновозрастной группой с выполнением обязательного домашнего задания. Интерес, проявленный детьми и воспитателями, дает возможность развивать и углублять выбранную тему, что делает проект долгосрочным.

Цели и задачи проекта подробно изложены в методическом приложении. Данная тема легла в основу вебинара, проведенного Е. А. Мироновой и А.А. Головановой 20. 04. 2016. Тема вебинара: Арт-терапия в семейном детском саду.

В ходе подготовки к проекту были подготовлены две презентации: «Город. Необычные дома» и «Профессия строитель». Презентации подготовлены и проведены воспитателями СДС Разумцовой и Головановой.

Домашнее задание получили все СДС. Задание заключалось в следующем: детям (от 2,5 до 6 лет) предложили нарисовать дом, используя любые изобразительные средства. Единственное ограничение- формат листа А5. Тема: «Дом, который похож на тебя» или «Дом, в котором тебе хотелось бы жить». Работы детей, которые в силу разных обстоятельств не смогли присутствовать на занятии, родители сфотографировали и выслали в электронном виде.

Сразу оговоримся. Малышам 2-3х лет, безусловно нелегко справиться с подобным занятием. Естественно детям помогали родители и старшие братья и сестры. Старшим детям задание показалось интересным и они сами с удовольствием приняли участие в его выполнении. Мы еще раз с радостью отметили, что любая деятельность СДС не ограничивается занятиями с дошкольниками, но вовлекает в занятия старших детей. О пользе подобного взаимодействия Е.А. Миронова расскажет позже в одной из своих работ.

В ходе занятий, помимо привычных уже детям ритуалов и активизирующих игр, дети выполняли творческие занятия, с большим интересом просмотрели две презентации, приняв активное участие в обсуждении темы, которая оказалась очень интересной для детей. Далее, дети выполняли само арт-терапевтическое задание, направленное на развитие коммуникативных навыков.

Мы считаем проект удачным. Более того, очень интересным и перспективным. Продолжение и развитие проекта обязательно последует. Все новые материалы появятся на нашем сайте.

Фото отчет с и вы найдете в разделе галерея.

Ихина Елена Гарифуллаевна ,

воспитатель

СП МАОУ Яровской СОШ

Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.

Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

Проект «Неделя арт-терапии»

Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
  3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
  7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Алгоритм предварительной работы:

  1. Составить план мероприятий.
  2. Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
  3. Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
  4. Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
  5. Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.

План мероприятий Недели арт-терапии.

Мероприятие

Участники

Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Ежедневные мероприятия

Определение эмоционального состояния детей

Дети,воспитатель

Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Создать положительную установку на режимные моменты

Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия)

Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния.

Дети,воспитатель, музык.руководитель

Игра «Связующая нить»

(игротерапия)

Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива.

Дети,воспитатель

Релаксация

Успокоение, расслабление детей.

Игра «Кто позвал?» (игротерапия)

Понедельник

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

Дети,воспитатель

Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»

Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

Дети,воспитатель

Беседа по прочитанным отрывкам.

Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение.

Дети,воспитатель

Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия)

Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.

Дети,воспитатель, муз.руковод.

Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм)

Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения.

Родители, воспитатель.

Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия)

Вторник

Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Дети, воспитатель

Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Дети, воспитатель

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.

Дети, воспитатель

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Формировать позитивное настроение.

Родители

Среда

Дети, воспитатель

Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы»

Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе

Дети, воспитатель, родители

Развивающее занятие «Дружба»

Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия)

Развить личностные качества.

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей.

Дети, воспитатель

Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю».

Скорректировать детско-родительские отношения

Воспитатель, родители

Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия)

Четверг

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Дети, воспитатель

Развивающее занятие «Сказочные персонажи»

Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия)

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.

Дети, воспитатель

Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями

Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм

Дети, воспитатель, муз.руковод.

Семейная гостиная «Играем вместе»

Познакомить родителей с элементами арт-терапии.

Дети, родители, воспитатель, муз.руковод.

Итоговая выставка детских работ

Пятница

Формировать положительную эмоциональную атмосферу

Дети, воспитатель

Акция « Добрый поступок»

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Дети,воспитататель, музык.руковод.

Круглый стол

Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии

педагоги

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду

Родители, педагоги

После реализации проекта:

Проанализировать результаты Недели арт-терапии;

Оформить результаты в презентацию;

Представить презентацию педагогическому коллективу.

Список используемой литературы:

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
  2. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
  6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.
  7. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru .ped-kopilka.ru.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Выступление на тему: «Арт терапия»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Наумкина С. А.


Арт технология

  • основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Основные принципы арт-терапии

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях

  • - работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
  • - помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
  • - используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
  • - помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
  • - царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  • - формированию представлений о себе,
  • - изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  • - формированию позитивного самовосприятия;
  • - развитию коммуникативных навыков;
  • - эмоциональному сближению;
  • - снятию психоэмоционального напряжения;
  • - развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Арт-терапевтические методы

Изотерапия,

Музыкоперапия,

Сказкотерапия,

Танцетерапия,

Фототерапия.


  • Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события

  • Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


8 цветов М.Люшера:

серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!