Приберечь присесть. Информационно-поисковые системы

Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.

Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю.

Приставки пре- и при- . Их семантика

1. Приставка пре- обозначает:

а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый.

б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить).

2. Приставка при- обозначает:

а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача.

б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный.

в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать.

г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть.

д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать.

Еще примеры

Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву).

Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь - нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина.

Правописание: приставки пре- и при-

Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.

Значение приставок

Примеры

Приставка пре- обозначает:

«очень», «весьма»

преуспевать, преспокойный, прекрасно, преуменьшить

то же, что и приставка пере- («по-иному», «через»)

претерпеть, превращение, преходящий

Приставка при- придает следующее значение:

прибавление

приданое, прибыль, придаток

приближение

приезд, привязанность, прилавок

неполнота действия

приподнять, придержать, пригладить, примять

образование совершенного вида глагола от несовершенного с сохранением значения слова

прибежать, пришить, придумать

действие, происходящее в одно время с другим

приговаривать, причмокивать, прихлопывать

совершение поступка в интересах кого-либо

приберечь, припрятать, приукрасить

Более полустолетия назад М.В. Ушаков издал брошюру «Трудные случаи правописания. Изучение приставок пре- и при- »*. До него этими приставками интересовались мало, и серьезных работ им не посвящалось. М.В. Ушаков уточнил значения приставок, методику их изучения. Совершенствование безгранично, и в работе М.В. Ушакова остались места для уточнения и расширения сведений об этих приставках. Поэтому после выхода брошюры напечатано немало статей, посвященных приставкам пре- и при- . Появились даже предложения вернуться к дореволюционной гимназической традиции изучать эти приставки в старших классах, да еще на уроках литературы, или включить слова с этими приставками в общий список слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми безударными гласными, чтобы запоминать их в словарном порядке, как будто в наших учебниках мало материала с бесхитростной, но жесткой методикой «Запомнить!». А есть ли грамматическая база в учебниках для изучения приставок в старших классах?

В учебнике М.Т. Баранова материал о гласных о – ё после шипящих под ударением методически оправданно вводится поэтапно в течение трех лет в связи с изучением тех частей речи, в которых эти гласные встречаются. Материал о приставках не менее сложен, но его по-прежнему изучают в один этап: четыре урока подряд в разделе «Словообразование». Правда, М.В. Ушаков слова с неясным значением приставок советовал усваивать в словарном порядке в старших классах.

К трудным в орфографическом отношении словам и морфемам мы вынуждены обращаться не в одном классе и не однажды. Эффективнее давать эту тему не на четырех уроках подряд, а на 1–2 занятиях, занимаясь одновременно анализом разных грамматических и орфографических явлений (одним выстрелом двух зайцев убить!), каких в программе немало. Так, в том же учебнике М.Т. Баранова антонимы иллюстрируются парой примеров: поднимается в гору – спускается с горы . А не лучше ли дать несколько пар типа прилетел самолет – улетел самолет, прискакал на коне – ускакал на коне, приехал на поезде – уехал на поезде , что позволит не только понять сущность антонимов, но и лишний раз напомнить о приставке при- со значением приближения?

Сейчас начинают изучать иностранные языки уже в детском саду. Так неужели детям начальных классов непосильно понять значения приставок пре- – при- и надо ждать 5 лет, чтобы узнать, почему приехать, прибыть пишется с при- , а прервать, преподать – с пре- ? Если не в начальных классах, то хотя бы в начале 5-го класса, повторяя приставки, надо сделать короткое сообщение о при- – пре- .

При-

1. «Приближение»: прискакать, примчаться, прибежать.
2. «Присоединение»: прибить, приколотить, прикрепить .

Пре-

1. Пре = пере: пресечь – пересечь,

прервать – перервать,
преломить – переломить.

2. Пре = очень: прелюбопытный – очень любопытный, превозносить – очень возносить,

преуспеть – очень во всем успеть .

Затем даем задание сгруппировать слова в зависимости от значения приставок:

Приблизился, приклею, приколю, прибреду, прицеплю, привинчу, прикую, приеду, прикачу, припаяю, приползу, притащу, притяну, приплету, примкну, приобщу, приведу, приманю, принесу, приволоку, привалю.

Преподать, превосходить, преподнести, прельстить, пресытиться, пререкаться, превозносить, прекрасный, преемник, преувеличить, препроводить, превзойти, превеселый, непрестанно, превозмочь, предобрый, превратить, прекратить, презирать .

При изучении фонетики рассказываем о подвижном и разноместном русском ударении и показываем это не на случайно попавшихся словах, а на словах с приставками пре- и при- . На этом этапе особенность русского ударения запоминается как один из способов проверки приставки:

приступить – приступ
прихотливый – прихоть
прерывать – прерван
прибирать – прибрано
призывать – призван
прикусить – прикус
привязать – привязь
предавать – предан
принимать – принят
присказывать – присказка
признать – признан
примешать – примесь.

Как известно, и приставки, и суффиксы – словообразовательные элементы. Приставки при- и пре- участвуют преимущественно в образовании глагола. А вот, например, суффиксы -чик- и -щик- – в образовании существительных. Почему же -чик- и -щик- изучаются в разделе «Имя существительное», а при- и пре- в разделе «Словообразование»? Речь идет не о том, чтобы в разделе «Словообразование» не касаться этих приставок. И в этом разделе есть что сказать об этих приставках: зависимость выбора приставки от ее значения, отличие словообразовательной приставки пре- от формообразующей (предобрый, превыше всего и т.п.). Большинство слов с приставками при- и пре- образованы от глаголов. Именно в глаголах наиболее ясно проявляется значение этих приставок, а в словах, образованных от глаголов, наслаивающиеся суффиксы и другие приставки настолько изменяют значение приставок при- и пре- , что выделить их иногда бывает невозможно. Да и не в любом глаголе эти приставки ясны. Если у глагола несколько значений, чаще всего данные приставки выделяются лишь в глаголах с прямым, а не с переносным значением. Пр_влекательный – очень симпатичный. Значит, пре- ? Ничего подобного. Привлекательный – от глагола привлечь – т.е. приобщить, приблизить к чему-то. Значит, при- !

В этой статье к рассматриваемому орфографическому явлению даются не отдельные примеры, а относительно полный список слов. Для изучения данной темы такой подход принципиален.

В большом орфографическом словаре более 2500 слов с при- и пре- , но разнокорневых глаголов среди них с при- всего 1300, с пре- – 45 (за исключением архаизмов, просторечий и профессионализмов). При обучении правописанию важно не только назвать все слова с изучаемой орфограммой, но и написать их.

При изучении лексики появляются большие возможности привлечь словарный материал с при- и пре- .

Лексические группы

Упражнения

1. Образуйте глаголы с приставкой при- , подберите к ним синонимы

1) с приставками: по-, за-, до-, под- (слегка, немного, чуть-чуть, изредка, недолго, временно, дополнительно, наконец-то, в конце концов);

2) с приставкой при- (стыдить, глушить, гореть, грозить, ласкать, гнуть, плясать, греть, держать, тормозить, платить, лить, таиться, (с)близить, (подо)двинуть, (у)низить, (под)переть, равнять, (у)житься, (в)слушаться, (у)тихнуть, (у)хватить, хлебнуть, писать, искать).

2. В зависимости от значения приставок распределите глаголы по группам, подберите к каждому глаголу антоним :

привернуть, прикатить, приманить, прикрепить, приносить, прибежать, припаять, приклонить, причислить, привлечь, притащить, присутствовать, причалить, припасть, приложить, приобщить, притеснить, привыкнуть, применить.

3. Составьте по два предложения с каждым омонимом:

пристроить, призыв, пригнать.

4. С каждой парой паронимов составьте по два предложения или словосочетания :

прибывать – пребывать, припирать(ся) – препираться, притворять – претворять, приступить – преступить, придел – предел, приклоняться – преклоняться, приставить – преставиться, призирать – презирать, приходящий – преходящий, притерпеться – претерпеть, придавать – предавать, приёмник – преемник.

Среди 130 разнокорневых глаголов с приставкой при- глаголов, обозначающих

«приближение» – 20,
«присоединение» – 30,
«неполноту действия» – 55, т.е. глаголов со значением «неполноты действия» больше, чем глаголов со значением «приближения» и «присоединения», вместе взятых. Уделяем ли мы глаголам со значением «неполноты действия» вдвое больше внимания, чем всем остальным? А ведь дело тут не только в количестве слов. Само значение неполноты действия нуждается в растолковании.

1. В значении «чуть-чуть, слегка»: приуныть, приободрить, притеснить, привередничать, приправить, припугнуть, приберечь, притворить, припасти, прислужить, прихлебнуть, прищурить, приболеть, приукрасить, привскочить, приглушить, пригнуть, пригореть, припугнуть, прикрыть, примерить, примять, приуменьшить, притормозить, приотстать, притронуться, пригладить, пригреть, приналечь, пригрозить, придавить, прижечь, прикормить, прикоснуться, прикрасить, прикинуть, приласкать, прикусить, примешать, прилить, принарядить, приодеть, пристыдить, приотстать, припомнить, прислушаться, прихвастнуть, придраться.

2. «Дополнительно, на время»: прилечь, придержать, припрятать, приплатить, приютиться, притаиться, присмиреть, приписать, притереть, припасти, призадуматься, приберечь, присесть, приумолкнуть .

3. «Попутно, одновременно»: припевать, приговаривать, присвистывать, присматривать, прищелкивать, присказывать, пришептывать, причмокивать, приплясывать, прикрикивать, пританцовывать, прихрамывать, прихлопывать .

4. «Наконец-то, в конце концов». Приведенная ниже группа глаголов М.В. Ушаковым и др. методистами и авторами словарей выделяется в особую группу со значением «законченности действия». Но ведь любое действие, обозначенное глаголом совершенного вида, является законченным действием. Эти глаголы обозначают не все действие, а его заключительную часть, потому их часто причисляют к глаголам со значением «неполноты действия», но это неверно: главное значение здесь – «окончательность действия»: привыкнуть, прижиться, приучить, присудить, приготовить, присмиреть, приземлиться, причинить, применить, приохотить, приневолить, приискать, принудить, причесать, признать, приговорить, придумать, притерпеться, приесться, прирезать, пристрелить .

Небольшие группы глаголов, образованных в основном приставочно-суффиксальным способом от существительных, прилагательных, местоимений, лучше дать не в связи с изучением глагола или способов словообразования, а в связи с изучением существительных, прилагательных, местоимений, чтобы лишний раз вспомнить о словах с приставками при- и пре- . Превосходную степень прилагательных и наречий (предобрый, превыше всего) тоже целесообразно давать именно тогда, когда рассматривается превосходная степень прилагательных и наречий.

Упражнения

I. Образуйте глаголы:

1) от существительных : мост – (примоститься); охота – (приохотить); сосед – ...; способ – ...; карман – ...; земля – ...; слово – (прекословить); щука – ...; речь – ...; урок – ...; рука – ..., горе – ...; губы – ...; вода – ...; струна – ...;

2) от прилагательных : бедный – (прибедняться), сытый – (пресытиться), скучный – (прискучить), живой – (приживить), общий – (приобщиться).

3) от местоимения : свой – (присвоить).

II. Образуйте существительные от существительных : лавка – (прилавок), дурак – (придурок), горсть – (пригоршня), чудо – (причуда), потолок – (притолока), стол – (престол).

III. Образуйте прилагательные от существительных :

Часто приставки пре- и при- встречаются в словах, входящих в устойчивые словосочетания и фразеологизмы.

Камень преткновения, меры пресечения, знаки препинания, власть превысить, старик преставился, преисполнен отваги, предать забвению, не преминуть сказать, преломилось в сознании, до неба превозносить, попасть в преисподнюю, преклонить голову, претворить в жизнь, превратности судьбы, пресмыкаться перед знатью, непреложная истина .

Есть слова с начальными пре- и при- , как русские, так и заимствованные, в которых приставки не выделяются и не поддаются толкованию. Эту группу слов лучше предложить для запоминания отдельно.

Привилегия, приоритет, принципиальный, президент, премьер, премьера, препарат, престиж, претензия, прелюдия, превалировать, принадлежать, пристальный, прибор, пресловутый, запредельный, примитивный, препятствовать, пренебречь, преследовать .

* Ушаков М.В. Трудные случаи правописания. М.–Л.: АПН РСФСР, 1948.

Миф № 6. Некультурно спрашивать в очереди «кто последний?» (надо «кто крайний?»); невежливо, предлагая гостю сесть, говорить «садитесь» (надо «присаживайтесь»).

Из вопроса, поступившего в «Справочное бюро» «Грамоты.ру»: «...Меня резко поправили, когда я спросила “кто последний” (в очереди), сказали, что в русском языке так говорить не принято, а нужно “кто крайний”».

На самом деле: Всё как раз наоборот. Неправильно спрашивать в очереди «кто крайний?» (надо «кто последний?»); не стоит, предлагая гостю сесть, говорить «присаживайтесь» (грамотно «садитесь»).

Мы не случайно объединили два этих мифа в один: замена и последний на крайний , и садитесь на присаживайтесь обусловлена одним и тем же фактором. Каким? Об этом ниже.

Начнем с выражения «кто последний». Миф о недопустимости его употребления имеет давнюю историю. Еще полвека назад на этот предрассудок обращал внимание Л. В. Успенский в книге «Слово о словах»:

Тысячи людей говорят: «Кто тут крайний?», подойдя к очереди за газетами... Это словоупотребление не может быть признано правильным и литературным. Если на вопрос: «В каком вагоне ты едешь?» вы ответите: «В крайнем!», у вас сейчас же потребуют разъяснить: от начала или от конца поезда, в первом или в последнем? У каждого ряда предметов по крайней мере два края, и слово «крайний» стало употребляться тут по нелепому недоразумению, ибо обычному слову «последний» в некоторых говорах народной речи придается неодобрительное значение – «плохой», «никуда не годный»: «Опоследний ты, братец мой, человек!» (Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962. С. 210).

Причина употребления в рассматриваемом выражении прилагательного крайний вместо последний названа Л. В. Успенским совершенно верно. Действительно, у слова последний есть обладающее негативной коннотацией значение "низший в ряду подобных, самый незначительный из всех; очень плохой": последний негодяй, как последний дурак, ругать последними словами. Опасаясь назвать человека в очереди последним, говорящий тем самым избегает намека именно на это значение.

Но слово последний , как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, не имеющие никаких отрицательных коннотаций: "самый новый"; "современный"; "только что появившийся": последние технологии, последние известия, строить по последнему слову техники и т. п. Тем не менее и в наши дни, как и полвека назад (несмотря на то, что очередей стало меньше), миф о недопустимости вопроса «кто последний?» продолжает быть на удивление жизнестойким. Любопытный факт: ведь у слова крайний тоже есть значение, обладающее негативной окраской; в живой разговорной и в публицистической речи это прилагательное иногда используется в значении ‘человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое’: крайним сделали чиновника, поставившего подпись под документом (газ.). Тем не менее употреблению крайний вместо последний это не мешает: видимо назвать человека «без вины виноватым» представляется меньшим злом, чем назвать его «худшим».

На еще одну причину, по которой вопрос «кто крайний?» может быть более обидным, чем «кто последний?», указывает В. В. Колесов:

«Становясь в очередь, человек приветствует тех, кто некоторое время будет его соседом... Правда, уважительное пожелание здоровья в этом случае не совсем уместно, поэтому и возникло такое сочетание: «Вы – последний? Кто последний?» Непонятно, почему оно может кого-то обидеть, ведь спрашивая: «Кто последний?» – человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. И верно, в таком выражении сохраняется исконное значение слова последний – тот, кто идет по следу, тот, кто торит тропу следующим за ним, или тот, кто сам следует за другими.... Напротив, спрашивая: «Кто крайний?» – вы обижаете человека, потому что, во-первых, говорите не по-русски (в русском языке нет такого значения слова крайний: оно пришло из украинского), а во-вторых, как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он «на краю», в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается». (См.: Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988. С. 234-235).

Однако далеко не всегда неоправданное употребление слова крайний вместо последний связано с опасением обидеть человека, назвав его «худшим». Подобная замена встречается и во многих других контекстах (к очереди отношения не имеющих), где она вызвана стремлением отгородиться уже не от значения «худший», а от основного значения прилагательного последний – "такой, за которым не следует, не ожидается что-либо подобное".

Хорошо известно, что употребления слова последний избегают носители языка, профессия которых связана с постоянным риском для жизни. Это летчики и космонавты, водолазы и альпинисты, артисты цирка и др. – количество таких профессий велико, хотя за употреблением крайний вместо последний закрепилась именно авиационно-космическая «принадлежность»: в «Большом словаре русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной слово крайний в значении ‘последний’ сопровождается пометами авиа., косм. 1 Но из речи людей, которые, рискуя жизнью, выполняют свои профессиональные обязанности (и желание которых избежать двусмысленности сочетаний последний полет, последний прыжок и т. п. понятно и объяснимо), выражения наподобие крайний раз вместо последний раз , крайний день вместо последний день и т. п. если и не вошли еще в широкий обиход, то активно к этому стремятся. Подобная повсеместная замена прилагательного последний прилагательным крайний – не что иное, как грубое нарушение норм русского языка.

Впрочем, вернемся к вопросу «кто последний?», точнее к предрассудку, препятствующему его употреблению. Теми же соображениями – опасением обидеть человека словом, которое в одном или нескольких значениях обладает отрицательной коннотацией, – вызвана другая распространенная ошибка. Речь идет о замене глагола сесть (несовершенный вид садиться ) глаголом присесть (несовершенный вид присаживаться ), в первую очередь в повелительном наклонении. Многие носители языка предпочитают говорить присаживайтесь вместо садитесь , потому что слово садитесь будто бы связано исключительно с тюремными ассоциациями (одно из значений глагола «сесть» – ‘попасть в тюрьму по приговору суда’).

Миф этот подкрепляется всем известной фразой «сесть я всегда успею» из художественного фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», которая давно стала крылатой. Но ведь произносящий эту реплику (в ответ на предложение сесть за докторскую диссертацию) персонаж фильма – вор «со стажем». Почему же сегодня офисные работники опасаются говорить садитесь своим гостям, неужели предполагают наличие у всех них криминального прошлого или настоящего?

Проблема употребления присаживайтесь вместо садитесь выходит за рамки разговора о языке, на нее обращают внимание не только лингвисты, но и публицисты. Е. Барабаш пишет:

«Укоренившаяся на уровне генов несвобода диктует языку свои правила... Отвратительное “присаживайтесь” вместо нормального “садитесь” теперь уже навеки. Страна, проявившая такую недюжинную, завидно неразрывную спайку политики и криминала, элиты и криминала, телевидения и криминала, жизни и криминала, не может позволить себе говорить “садитесь”» (Е. Барабаш. На машиночке в светленькое будущее).

Но рассмотрим форму присаживайтесь с точки зрения языковеда. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол присесть объясняется следующим образом: ‘согнув колена, опуститься’: присесть на корточки , ‘сесть на короткое время или в недостаточной удобной, спокойной позе’: присесть на краешке стула (ведь приставка при- обозначает неполноту действия). Говоря присаживайтесь , мы, таким образом, предлагаем гостю либо выполнить гимнастическое упражнение, согнуть колени (такое предложение вполне уместно в тренажерном зале, но никак не в приемной солидной фирмы), либо сесть на короткое время (что гость вполне может расценить как намек: ему предложили ненадолго присесть, а потом поскорее встать и уйти). Но во всяком случае ни то, ни другое предложение не подразумевает приглашения с комфортом разместиться на стуле или в кресле.

«Ложно понятой вежливостью» называет словоупотребление присаживайтесь О. И. Северская:

«...Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго... Да и потом, почему я должна "присаживаться", примостившись на краешке стула? Почему бы мне не сесть поудобнее и обстоятельно того, к кому пришла по делу, обо всем меня интересующем расспросить? Так что, с моей точки зрения, "присаживайтесь, пожалуйста" – это в какой-то мере всё то же печально известное "вас много, а я одна". А с точки зрения клерков – самое что ни на есть вежливое обращение» (Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М., 2004. С. 16).

Таким образом, «вежливая» замена и глагола садитель глаголом присаживайтесь , и прилагательного последний прилагательным крайний чревата еще большей двусмысленностью и вполне может обидеть собеседника. А поэтому давайте запомним азбучную истину № 6.

Азбучная истина № 6. Подойдя к очереди в кассу или к врачу в поликлинике, грамотно спросить у людей: кто последний? Предлагая гостю принять сидячее положение, вежливо сказать: садитесь, пожалуйста. А «кто крайний?» и «присаживайтесь» – это неправильно.

В. М. Пахомов,
кандидат филологических наук,
главный редактор портала «Грамота.ру»

1 Впрочем, нельзя говорить о том, что замена последний на крайний характерна для речи всех без исключения представителей данных профессий. На интернет-форуме , посвященном авиации, можно встретить и другое мнение: «Я вырос в семье, более чем близко связанной с авиацией. Я достаточно много общался и общаюсь с пилотами, как по работе, так и просто по-дружбе. Ни разу за свои 39 лет я не слышал от них в разговоре крайний раз ! А вот молодежь... постоянно делает на этой фразе акцент, причем даже вставляя эту фразу в абсолютно гражданские ситуации...» (пользователь Сын Командира).

В гакк-приседаниях коленные суставы также испытывают сильные перегрузки. Как правило, из-за того, что вы ставите ступни на платформу слишком низко. Тогда колени с гарантией «уходят» вперед. Так что ставьте ступни повыше.

В разгибаниях самое важное - это правильно отрегулировать положение упора. С помощью регулятора выведите упор для ступней вперед, чтобы в стартовом положении наши колели были согнуты точно под прямым углом. Если упор заставит нас заводить ступни под сиденье, травма коленей вам гарантирована. И еще. Многое зависит от конструкции тренажера. В идеале ваши колени должны находиться и одной проекции с главным узлом, обеспечивающим перемещение рычага с упором для ступней. Если тренажер устроен иначе, нагрузка на колени многократно увеличивается.

Совет: При выпрямлении ног нагрузку на колени можно значительно снизить за счет ограничения амплитуды. Эффективность упражнения при этом пострадает мало. Безопасная техника выполнения выпрямлений исключает рывки из исходного положения, а также паузы в конечной точке когда ради повышения интенсивности, вы, под нагрузкой держите ноги прямыми.

Выпады также могут стать весьма опасным упражнением для коленей: Причина та же - «уход» колена за линию носка. К травме коленного сустава может привести и случайная потеря равновесия.

Сгибания ног не менее опасны для коленей, если их выполнять не правильно. Большую роль даст выбор тренажера и правильная исходная позиция. Все движения должны быть плавными, без рывков. Не стоит подтягивать валик к самым ягодицам - колени не любят чрезмерного сгибания с весом.

Делая гинерэкстензии , можно запросто травмировать колени. Травма грозит тем, кто разгибает колени, что называется, до упора.

Оставляйте колени чуть согнутыми. Ну а высоту опорных валиков отрегулируйте так, чтобы они приходились вам не на лодыжки, а выше - под икры.

Становая тяга опасна коленям только в случае неправильной техники. Ошибка бывает такой. При опускании штанги центр тяже­сти тела неконтролируемо смещается вперед, и вы принимаете на­грузку на носки, вплоть до отрыва пяток от пола. Помните, ступня должна стоять на полу всей поверхностью. Если этого не получает­ся, значит, вес слишком велик.

Колени: секреты здоровья

1 Равномерно распределяйте нагрузку на правое и левое колени. (При жимах ногами мы склонны сильнее давить на платформу какой-то одной ногой.)

2 Выполняйте упражнения исключительно плавно. Любое резкое движение сильно "бьет" по коленному суставу.

3 Приседая или делая жим ногами, не допускайте «ухода» коленей за линию носков.

4 Не используйте «экзотических» приемов. Попытки "достать" неподатливый квадрицепс за счет слишком глубокого приседа, узкой стойки ступней или частичных повторов с огромным весом обычно дорого обходятся коленям.

5 Упорно тренируйте икроножные мышцы. Мышцы ног нужно развивать пропорционально и гармонично. Это условие хорошего «самочувствия» ваших коленей.

6 Мало кто знает, но прочность коленей предопределяют сильные бицепсы бедер. Лучшие упражнения для этих мышц - становая тяга (в том числе на прямых ногах).

7 Регулярно делайте растяжку квадрицепсов и бицепсов бедер. Закрепощение этих мышц - это самая частая причина травм калена у культуристов.

8 Обязательно разминайте колени перед тренировкой. Разминка способствует поступлению в коленные суставы «смазывающей» жидкости. Экономить время за счет разминки недопустимо; лучше перегреть, чем -недогреть.

9 Если у вас постоянно болят коленные суставы, пусть и не сильно, покажитесь врачу-ортопеду. Мелкая, но не вылеченная травма обязательно о себе напомнит в будущем.

10 Запомните главное правило тренинга: если чувствуешь боль, значит, что-то делаешь не так. Установите ошибки собственной техники, и это станет лучшей гарантией от травмы. M&F