Презентация по русскому языку "грамматическая основа предложения". Что необходимо знать

(10)Только её слёзы лёгкие были.

B 4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(7)Вы знаете, - заговорила начальница, - мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, - спросила, обращаясь к Коле, - метрика1, это ясно, а ещё что?

- (9)Ничего, - сказал он в смятении.

- (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

- (12)Не очень...

B 6 Укажите количество

грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой

(27)Хотелось, чтобы появился друг.

B 8 Среди предложений 22-28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки...

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину

Готовимся к ОГЭ. Задание№7.Тестирование .

1.Из предложения 18 выпишите грамматическую основу

2.Из предложений 44-48 выпишите составное именное сказуемое . (44)Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. (45)Надо было всё начинать сначала. (46)И снова гремело зубило, и снова бензин обжигал руки, и снова мыльная полоса наращивалась на разбитые края шва. (47)Бензин перестал течь. (48)Дорога была бесконечной.

3.Из предложения 28 выпишите грамматическую основу . (28)Отстань ты от меня, стриженый чёрт!

4.Выпишите грамматическую основу предложения 22. (22)Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».

5.Выпишите грамматическую основу предложения 20 . (20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 35. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 8. (8)Не чеканят больше солдатский шаг.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 15 . (15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней.

9.Выпишите грамматическую основу предложения 9 . (9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.

10.Выпишите грамматическую основу предложения 50. (50)И так хорош этот неоглядный зелёный мир моей родины!

11.Выпишите грамматическую основу предложения 10. (10)У нас неплохая тётя.

12.Выпишите грамматическую основу предложения 23. (23)Он был мастером этого бумажного искусства.

13.Выпишите грамматическую основу предложения 13. (12)Гости с огорчением поглядывали на хозяина.

14.Выпишите грамматическую основу предложения 41. (41)Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо. . . .

15.Выпишите грамматическую основу предложения 84. (84) Мишка и Борька подбежали к нам и тоже стали перед грибом на коленки.

16.Из предложения 18 выпишите грамматическую основу . (18)Но Левитан был беден, почти нищ.

17.Выпишите грамматическую основу предложения 16. (16) Совсем нельзя было жить в комнатах тёти Ксении и Зойкиной.

18.Выпишите грамматическую основу предложения 4.

19.Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)На грубой серой бумаге был отпечатан текст.

20.Выпишите грамматическую основу предложения 19 . (19)Встретил солдата он в третий раз и снова с вопросом:

21 . Выпишите грамматическую основу предложения 96. (96)Ему вдруг стало очень грустно.

22.Выпишите грамматическую основу предложения 15 . (15) - Будет врать, ребята.

23.Выпишите грамматическую основу предложения 9. (9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.

24.Выпишите грамматическую основу предложения 4. (4)Учителя были заводилами в деревенском клубе.

25. Выпишите грамматическую основу предложения 22 . (22)Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».

26. Выпишите грамматическую основу предложения 4. (4)Нет у русских достаточных сил.

27.Выпишите грамматическую основу предложения 10. (10)У нас неплохая тётя.

28. Выпишите грамматическую основу из предложения 13. (13)Туда берут ужей и золотых рыбок.

29. Выпишите грамматическую основу предложения 12. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город.

30. Из предложений 19-22 выпишите из предложений 19-22 выпишите составное глагольное сказуемое. (19)Этот мальчишка смотрел на меня из ведра с водой. (20)Я держал в руках свою давнюю жизнь. (21)Она была нелёгкой. (22)Руки начали слегка дрожать, и по воде пошли морщинки: мой маленький двойник корчил рожи и подсмеивался надо мной - солидным, взрослым, городским.

Русский язык

5 - 9 классы

Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите грамматические основы.

1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
Ответ ________3__________________

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
Ответ:_________4______________

8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

Найдите сложные предложения, выделите грамматические основы.
Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
- Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения(напишите в скобках рядом). Начертите схемы 1-го и 3-го предложений(после предложений).
1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)

Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Выделите грамматическую основу предложений.
Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, - она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел - и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)
срочно, Пожалуйста Выделите Грам.основы

1. Внимательно изучите предложение. Помните, что в любом предложении есть грамматическая основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них.

2. Найдите существительное в им.п., убедитесь, что это не обращение и не дополнение. Помните, что подлежащее может состоять из нескольких слов. Если подлежащего нет - предложение односоставное.

3. Найдите сказуемое. Помните, что чаще всего сказуемое выражается глаголом, но могут быть использованы другие части речи.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (В ТЕТРАДИ ПОДПИСАТЬ: ЗАДАНИЕ 8. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ)

1.В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин)

2.Из предложения выпишите грамматическую основу: После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

3.Из предложения выпишите грамматическую основу: Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)

4.Из предложения выпишите грамматическую основу: Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев)

5.Из предложения выпишите грамматическую основу: Вскоре отец с матерью ушли на работу. (А.Мусатов)

6.Из предложения выпишите грамматическую основу: Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К.Паустовский)

7.Из предложения выпишите грамматическую основу: Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (А.Беляев)

8.Из предложения выпишите грамматическую основу: После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

9.Из предложения выпишите грамматическую основу: Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (И.Соколов-Микитов)

10.Из предложения выпишите грамматическую основу: Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (В.Свинцов)

11.Выпишите грамматическую основу предложения 22.

(22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.

12.Выпишите грамматическую основу предложения 12.

(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

13.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.

(11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.

15.Выпишите грамматическую основу предложения 19.

(19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...

(31)В прощании собак было что-то трогательное...

17. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

(10)Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.

18.Выпишите грамматическую основу предложения 11.

(11)Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...

19.Выпишите грамматическую основу предложения 31.

(31)Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.

20.Выпишите грамматическую основу предложения 23.

(23)Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.

18. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

1) шерстяным 2) водосточную 3) деревянную 4) длинную

19. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?

1) свойственны 2) родственники 3) разгневанный 4) самонадеянностью

20. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?

1) нарушено 2) буквально 3) ненужно 4) стыдно

9 В английский

Упр. 13, 14, 15, стр. 47-48

Немецкий язык

9 «А», «Б», «В», «Г» классы.

03.02 – стр.108 упр.7(текст А, задания после текста а,в,d, с- письменно ответить на вопросы).

05.02 - стр.109 – 110 упр. 7(текст В, прочитать текст с пониман. основного сод-ия,

g,h.i – задания после текста письменно в тетрадь.

Математика

Геометрия 01.02 – 02.02.2016

П. 120, з. 43 (а,б), 44(а,б), 46 (а,б).49

Алгебра 03.02 – 05.02.2016

Решить из сборника по подготовке к ОГЭ вариант № 6, №7 (I часть обязательно всем, II часть по желанию (на 4 и 5)

География

9В, 9Г – п. 39 в рабочей тетради, п 40 стр 103 – 109.

Физкультура

Решить задачи: упр. 31, 32 (1, 2)

Решить задачи: упр. 32 (3, 4)

Обществознание

История ВО

01 – 05. 02 – подготовка сообщений по Великой Отечественной войне на выбор:

Герои – земляки,

Помощь фронту,

Память о героях - земляках в семье.

Истоки

Искусство

Сообщение « Развитие дизайна и его значение в жизни общества» (письменно в тетради)

Создайте иллюстрацию к любимому литературному произведению из школьной программы. Указать автора и название литературного произведения.