Полевая практика для студентов начальное образование. Инструкция по технике безопасности при прохождении учебно-полевой практики. По разделу «Ботаника»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Учебно-полевая практика по предмету

«Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»

(для студентов факультета подготовки учителей начальных

классов)

Составитель: Осолодкова Е.В.

Челябинск 2012 г.

Учебно-полевая практика по предмету «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических университетов факультетов подготовки учителей начальных классов. – Челябинск; Издательство «Цицеро», 2012. – 76 с.

В учебно-методическом пособии изложены технологии проведения занятий с растениями непосредственно в природных условиях по шести темам; описана техника, способы сбора и наблюдений над растениями. Приведены формы описания растений и растительных сообществ. Приводятся методические рекомендации к проведению экскурсий, фенологических наблюдений.

Рецензенты:

В.И.Павлова, доктор биологических наук, профессор;

А.И.Семкина, кандидат биологических наук, доцент

ISBN 978-5-91283-206-2

© Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2011

Введение

Полевая практика по естествознанию в вузах и других учебных заведениях имеет целью улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов по естествознанию. Она направлена на то, чтобы углубить и расширить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов, приобщению студентов к общественно - полезному труду. Она способствует формированию экологического мировоззрения и эстетическому воспитанию учащихся. В процессе полевой практики особое внимание уделяется вопросам охраны природы. Их значение особенно возрастает в ХХІ веке, когда исключительную важность приобретает деятельность по спасению природы от разрушительного воздействия человека. В период проведения полевой практики по естествознанию у студентов вырабатываются умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природу.

Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

Основные формы работы на полевой практике:

а) экскурсии с преподавателем;

б) обработка собранного материала;

в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

Полевая практика является одним из наиболее важных видов учебной работы студентов. Экскурсии в природу не могут быть заменены никакой другой формой обучения: они всегда методически индивидуальны и практически почти неповторимы. Успех любой экскурсии зависит от подготовки к ней. Подготовить экскурсию – это значит определить тему, разработать маршрут, запастись необходимым оборудованием. Порядок проведения экскурсий может быть выбран преподавателем произвольно: в зависимости от расписания практики, местных природных условий он может меняться. Хорошие результаты дает предварительное ознакомление по книгам (определителям растений) с основными видами растений, которые могут оказаться на выбранном маршруте. Основное внимание уделяется правилам поведения в природе. Главное из них - не причинять вреда природе. На экскурсии нельзя ничего срывать, ломать, нельзя шуметь, пугать зверей и птиц. При работе в природе студенты должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений.

Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также с планами обработки материала экскурсии, для того чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы; его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают им возможность самостоятельно и правильно ответить на контрольные вопросы преподавателя. К объяснению отдельных вопросов темы могут быть привлечены студенты, заранее подготовившие материал с помощью преподавателя. Такой прием способствует развитию компетенций у будущих учителей.

На экскурсиях студенты знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой) и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Программа по полевой практике содержит в основном материал по летним экскурсиям, но только в сочетании с сезонными экскурсиями – осенью, зимой, весной – можно изучить основные природные комплексы, особенности их растительного и животного мира.

Необходимым условием успешной работы является ведение записей и зарисовок в полевом дневнике. Проводить записи необходимо на месте работы, во время экскурсии и самостоятельных наблюдений. Для этого нужна записная книжка с гнездом для простого карандаша, которым делаются все записи и зарисовки. Затем все записи из полевой книжки переносятся в специальную тетрадь - чистовой дневник, где полевые наблюдения дополняются данными из литературных источников.

Обработка собранного на экскурсиях материала включает записи и зарисовки, а также фотографирование объектов во время наблюдения на экскурсии.

Индивидуальное самостоятельное задание студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.).

Для выполнения самостоятельного задания требуется работа с литературой, изготовление рисунков, ведение записей. При выполнении самостоятельной работы студент может использовать литературу по описанию природы района полевой практики, выпускаемую местными издательствами.

Полевая практика по ботанике рассчитана на четыре учебных дня для студентов дневного отделения и на один день для студентов заочного отделения.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А.Букетова

Биолого-географический факультет

Кафедра ботаники

ОТЧЁТ

Об учебно-полевой практике по ботанике

студентки биолого-географического факультета

группы УЗБО-12в

Костичану Татьяны

Место прохождения практики:

Карагандинская область

Осакаровский район

с. Батпак.

Руководитель практики: _______________________________________

________________________________________________

Время прохождения практики:

с ____ по ____ ___________2005 года

1. Цель и задачи практики ……………………………………………………..…….3

2. Природные особенности района практики…………………………….……..…..3

3. Климат района практики……………………………………………………………3

4. Рельеф. Почвы………………………………………………………………………4.

5. Растительность района практики ……………………………………………….…4.

5.1 Степная растительность, растительность лугов и лесов……………….……..5

5.1.1. Типчак, или овсяница бороздчатая ((Festuca sulcata Reck.)…………….6.

5.1.2. Пырей ползучий (Agropyron repens Р. В.)…………………………….….7

5.1.3. Вика, мышиный горошек. (Vicia сгасеа L.)……………………………..9

5.1.4. Ковыль перистый. (Spira piñata L.)………………………………………10

5.1.5. Земляника лесная(Fragaria vesca)…………………………………….…11.

6. аключение………………………………………………………………..…………13

7. Используемая литература………………………………………………………….15.

1.Цель и задачи практики:

Закрепление знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса.

Изучение отдельных растений, их групп и получение конкретных представлений об основных жизненных формах, онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях морфоанатомической структуры растений, способах размножения и расселения растений, о распределении их в зависимости от экологических условий;

Подготовка к работе по систематике растений;

Гербаризация собранного материала;

Определение растений и изготовление влажных препаратов.

2.ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА ПРАКТИКИ.

Район практики расположен в Карагандинской области. Здесь расположен Центрально-Казахстанский мелкосопочник, представляющий собой остатки древней горной страны, разрушенной процессами денудации. Его современные геокомплексы относятся к разряду аридных, поскольку регион расположен вдали от океанских побережий. Глубокое внутриматериковое положение определяет не только климатический режим данной территории, но и особенности её ландшафтной структуры, гидрографии, почвенного покрова, флоры и фауны.

Для данной территории характерна преимущественно равнинно- мелкосопочная орографическая структура. В районе практики имеется два небольших водоема. (питание – преимущественно дождево–снеговое, в одном незначительно – подземное, вода пресная).

3.КЛИМАТ РАЙОНА ПРАКТИКИ.

Для климата свойственны обилие солнечного света и тепла, ярко выраженная континентальность, засушливость. В классификационной таблице Б.К.Алисова (1952) данный регион отнесён к степному континентальному типу климата термического пояса умеренных широт, в пределах которого господствующим типом погоды является антициклональный. Режим погоды на этой территории определяется в основном сибирским антициклоном. Весьма обычны здесь засухи, повторяющиеся раз в 3-4 года. Годовое количество атмосферных осадков колеблется в пределах 150-400 мм, максимум приходится на летние месяцы. Испаряемость за летний период превышает осадки в 3-7 раз. Средняя температура января составляет -17-180С, при антициклональном режиме погоды опускается до -35-450С. Средняя температура июля равна +19-200С. В отдельные годы воздух летом прогревается до +350С. Амплитуда крайних летних и зимних температур колеблется от -40 до +450С, то есть 85 градусов. Средняя продолжительность солнечного сияния 2300-2400 часов в год, максимум его приходится на июль. Наибольшее количество осадков также приходится на этот месяц. Первый снег выпадает обычно в конце сентября, залегает неравномерно. Его средняя толщина в защищенных от ветра местах достигает 30-40 см. на открытых равнинных пространствах снега может и не быть. Снежный покров сохраняется 140-180 дней.

Обычны в регионе сильные ветры, которые летом способствуют образованию пыльных бурь.

4. РЕЛЬЕФ.ПОЧВЫ.

Рельеф: мелкосопочник, присутствуют прогрессирующие овраги.

Почвы. Для района практики характерны светло – каштановые почвы, реже черноземы. Также характерны интрозанальные типы почв: солончаки, которые в виде небольших однородных массивов беспорядочно разбросаны среди других почв.большая часть занята пахотными землями и сенокосными угодьями.

5. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РАЙОНА ПРАКТИКИ.

Для района практики характерна в основном степная растительность, также встречается луговая растительность и совсем незначительно растительность лесной зоны.

5. Растительность степей, лугов и лесов.

В районе практики преобладает растительность степи, но также встречается растительность характерная для лугов и лесной зоны.

Степь- травянистый тип растительности ксерофильной структуры (с более или менее сомкнутым травостоем), произрастающей на черноземах или каштановых по­чвах, периодически испытывающей недостаток влаги и зани­мающей водораздельные территории.

Степная растительность в той или иной мере встречает­ся на всех континентах, за исключением Антарктиды. Степные травостои образованы растениями, принадлежащими к разным жизненным формам: дерновинными и корневищными злаками, стержнекорневыми или кистекорневыми многолетниками, луковичными и однолетниками. Такое пестрое сочетание их на одном место обитания выработалось, в течение всей истории формирования степных экосистем. Это помогает растениям лучше использовать все условия среды, приспособиться к ним и к совместному обитанию, выжить в борьбе за существование.

Морфологические особенности растений степей обусловле­ны континентальностью климата.

Основным лимитирующим фактором для растений в ус­ловиях степей является недостаток влаги. Однако для расте­ний губительны не столько низкие значения суммы годовых осадков, сколько резко наступающие засухи, сопровождаемые суховеями. Поэтому степные растения-ксерофиты (их облик и организация) приспособлены переносить перегрев и обез­воживание. Достигается это благодаря образованию у них раз­личных приспособлений.

Растения в условиях степей, приспосабливаясь к недо­статку влаги (уменьшение поверхности испарения), развива­ют мелкие листья (подмаренник, качим, песчанка, смолевка, солянка и др.), расчленяют листовую пластинку на мелкие дольки или сегменты (жабрица, горицвет, пион, полынь и др.), недоразвивают листья и функцию фотосинтеза у них вы­полняют плотные стебли (эфедра, спаржа и др); другие (груд­ница, василек, вероника, колокольчик, шалфей, астрагал и др.) _ уменьшают поверхность испарения благодаря обиль­ному опушению побегов и листьев (которое отражает часть падающих на них солнечных лучей и замедляет движение воз­духа над поверхностью листьев) или восковому налету (моло­чай, василек и др.); некоторые - уменьшают поверхность испарения и избегают перегрева, размещая свои листья вер­тикально, ребром к солнцу (наголоватка, серпуха, хондрилла и др.) или накапливают воду в мясистых листьях или теле во влаж­ный период (очиток, заячья капуста и др.). В условиях степей необходимое количество влаги многие растения получают с по­мощью глубоко проникающих корней и не имеют каких-либо ограничивающих испарение ксерофильных признаков (бобовые и сложноцветные) или имеют мощные и сильно разветвленные корневые системы (в 10-20 раз превышающие по массе надзем­ные органы) и влагу получают с большой площади верхних сло­ев почвы. Ряд степных растений обладает высоким осмотическим давлением, позволяющим сохранить жизнеспособность при потере до 50 и даже 80 % водного запаса.

5.1.1. Типчак, или овсяница бороздчатая ((Festuca sulcata Reck.)

Род овсяница (Festuca)

Типчак, или овсяница бороздчатая (Festuca sulcata Reck.),- многолетний плотнокустовой низовой злак высотой 30- 50 см, с большим количеством вегетативных побегов и прикорневых листьев. Листья узкие, длинные, серовато-зеленого цвета, шершавые. Одно из самых распространенных степных растений. Обладает хорошими кормовыми достоинствами, содержит большое количество питательных веществ и отличается хорошей переваримостью. На естественных кормовых угодьях типчак дает урожай 2,5- 4 ц сена с 1 га, на пастбищах- 10-15 ц зеленой пастбищной травы с 1 га. Очень засухоустойчив, зимостоек, неприхотлив к почвенным условиям, способен выносить засоленность почвы. Считается наиболее долголетним среди других степных трав (десятки лет). Наилучшее пастбищное растение степей и полупустынь нашей страны, хорошо поедается всеми видами животных, образует плотную дернину. С весны дает хороший корм, после цветения быстро начинает засыхать и грубеть, в результате чего поедаемость его скотом резко снижается. Осенью после дождей у него снова отрастает много молодых прикорневых листьев, и до самой поздней осени его можно с успехом использовать под выпас. Ценное растение для зимних пастбищ, так как сохраняет зеленую массу и зимой. Типчак пастьбовынослив, хорошо отрастает после стравливания. Правильный, умеренный выпас приводит даже к преобладанию его в травостое за счет других трав, и только при очень сильном стравливании он начинает выпадать из травостоя. В пастбищных травостоях длительного пользования типчак можно считать одним из основных компонентов среди злаковых трав в степных условиях.

5.1.2. Пырей ползучий (Agropyron repens Р. В.)

Род пырей (Agropyron)

Подсемейство мятликовые (Poaeoideae)

Семейство злаковые, или мятликовые (Gramineae(Poaceae)

Группа порядков чашуецветных(Glumiflorae)

Класс однодольные или лилиопсиды (Monocotyedoneae, Liliopsidae)

Отдел покрытосеменные, или магнолиевые (Angiospermatophyta, Magnoliophyta)

Подцарство побеговые пестичные (Cormobionta gynoeciatae)

Пырей ползучий (Agropyron repens Р. В.) - верховой корневой многолетний злак с длинным горизонтальным или коротким корневищем, плотнокустовой. Соцветие в виде прямого сложного колоса с одиночными 3-13-цветковыми сидячими колосками, прижатыми к оси колоса широкой стороной. Колоски имеют 2 колосовые чешуйки. Листья с плёнчатым язычком и равномерно распределённой (диффузной) хлорофиллоносной паренхимой.На суходольных лугах достигает высоты 50-80 см, а на пойменных- 100-120 см и выше. На пастбище хорошо поедается крупным рогатым скотом и лошадьми, менее охотно - овцами, козами и верблюдами, но после цветения стебли его становятся грубыми и поедаются плохо.

рис.1

Пырей ползучий – А, мятлик однолетний – Б

1.-общий вид

2-колосок

3-цветок

4-наружная цветковая чешуйка

5- лист

Скошенный до конца цветения, пырей ползучий дает хорошее, нежное, высокопитательное сено. Урожай его составляет 8-12 ц, а на заливных лугах и лиманных-20-25 ц с 1 га. Произрастает на природных кормовых угодьях, встречается во всех климатических зонах и часто в большом количестве. Хорошо переносит засоление почвы и длительное затопление (40-50 дней). Распространен в поймах рек и на умеренно влажных лугах, солонцеватых, солончаковых и осолоделых степных лиманах, на черноземах лесостепи и степи, на темно-каштановых почвах степной зоны. Типичное растение залежей. Может быть использован для создания культурных сенокосов и пастбищ. Ценное растение на солонцеватых и солончаковых почвах при лиманном орошении.

Пырей средний

Пырей средний (Agropyron intermedium (Host P. В.)- верховой рыхлокустовой злак высотой 60-100 см. Произрастает в Средней Азии, на Кавказе и юге европейской части России. Хорошо растет на слабосолонцеватых почвах. Поедаемость удовлетворительная.

5.1.3. Вика, мышиный горошек. (Vicia сгасеа L.)

Род вика, или горошек (Vicia)

Семейство бобовые, или мотыльковые (Fabaceae, Papilionaceae)

Группа порядков розаннородные раздельнолепестные (Melophyta choripetalae)

Отдел покрытосеменные, или магнолиевые (Angiospermatophyta, Magnoliophyta)

Подцарство побеговые пестичные (Cormobionta gynoeciatae)

Вика (Vicia). Насчитывается около 72 вида вики, они представлены многолетними и однолетними растениями. Из однолетних введены в культуру вика посевная и вика озимая. Они получили широкое распространение в лесной, лесостепной зонах и в северных районах степной зоны, особенно при создании зеленого конвейера. Произрастают на естественных кормовых угодьях и многолетние виды вики. Они приурочены к разнообразным условиям местообитаний: растут на пойменных лугах, суходолах, в степях, лесах, на склонах гор и как сорняки на полях. Почти все виды вики- хорошие кормовые травы, дающие питательный корм с большим содержанием белковых веществ. Хорошо поедаются животными как в виде сена, так и на пастбищах.

Вика, мышиный горошек. (Vicia сгасеа L.)-корневищное многолетнее растение с тонкими длинными, хорошо облиственными, цепляющимися стеблями от 30 до 100 см высотой. Корневая система проникает в почву на глубину 2-2,5 м. Листья парноперистые, с узкими нежными листочками. Благодаря хорошей облиственности (количество листьев составляет по весу 60-70% урожая) обладает высокими кормовыми достоинствами. Животными хорошо поедается как в виде сена, так и на пастбищах. При пастбищном использовании обычно исчезает из травостоя, поэтому целесообразнее использовать ее на сено. К климату нетребовательна, засухоустойчива и зимостойка. Широко распространена на лесных и пойменных лугах, на умеренно влажных почвах, переносит кратковременное затопление. Хорошо растет в травосмесях с костром безостым, тимофеевкой.

5.1.4. Ковыль перистый. ( Spira piñ ata L.)

Род ковыли (Spira)

Класс однодольные или лилиопсиды (Monocotyedoneae, Liliopsidae)

Отдел покрытосеменные, или магнолиевые (Angiospermatophyta, Magnoliophyta)

Подцарство побеговые пестичные (Cormobionta gynoeciatae)

Ковыль перистый (Spira piñata L.) и ковыль волосатик (Spira capillata L.) – ксерофильные, плотнодерновидные травянистые многолетники. У ковыля перистого молодые листья на конце с кисточками волосков и стебли под узлами опущены, а у ковыля волосатика – голые; ости у них дважды коленчатосогнутые и в нижней части винтообразно закрученные. При этом у ковыля перистого ости в верхней части перистые и с волосками, у ковыля-волосатика – голые и шершавые.

Рис. 2 Ковыль перистый: 1-основание растения; 2-общее соцветие; 3-нижняя цветковая чешуя с остью; 4-она же без ости; 5-цветок.

Ковыль волосатик, или тырса: 6-общее соцветие; 7-нижняя цветковая чешуя с остью. Белоус торчащий: 8-общий вид; 9-часть колоса с 3 колосками; 10-цветок

Оба вида ланшафтообразующие (в сочетании с другими растениями образуют многочисленные ассоциации) и кормовые растения. Зелёная масса и сено, заготовленные до цветения, охотно поедаются почти всеми видами животных. После цветения выпас скота и заготовка сена на ковыльных пастбищах и сенокосах опасны для животных. Зерновки их с твердым каллусом, винтообразными остями – гигроскопичны, хорошо цепляются за шерсть животных, легко проникают через кожу в мускулатуру, а затем –во внутренние органы, и животные погибают; устойчивы к вытаптыванию, но при систематическом и длительном выпасе выпадают из травостоя, уступая место более устойчивой к вытаптыванию овсянице. Растут в степях, на травянистых и каменистых южных склонах гор.етения, охотно поедаются почти всеми видами животных. ые ассоциации) и кормовые растения. а у ковыля волосатика - голые; о

5.1.5. Земляника лесная (Fragaria vesca)

Род земляника, клубника (Fragaria)

Подсемейство шиповниковые(Rosoideae)

Группа порядков розанородные раздельнолепестные(Melophyta choripetalae)

Класс двудольные, или магнолиопсиды(Dicotyledoneae, Magnoliopsida)

Отдел покрытосеменные, или магнолиевые (Angiospermatophyta, Magnoliophyta)

Подцарство побеговые пестичные (Cormobionta gynoeciatae)

Многолетнее травянистое растение с розеткой длинночерешковых листьев. Чашечка с подчашием. Пестики расположены на выпуклом мясистом цветоложе. Плод- сборная семянка.

Земляника лесная – двудомное растение, произрастает среди кустарников и на лугах.

Рис. 3 Земляника лесная:

А – общий вид,

Б-цветок (продольный разрез),

В- пестик (продольный разрез),

Г- диаграмма цветка,

Д- плод – сборная семянка (общий вид и продольный разрез)

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время прохождения практики была изучена соответствующая литература:

Изучены климат, рельеф и природные особенности района практики.

Рассмотрено влияние климата и природных особенностей на растения, приспособление растений к среде обитания.

Проведены наблюдения за растительностью характерной для казахского мелкосопочника. При изучении обнаружено, что для данной местности характерна растительность степей (доминирует), также встречаются растения луга (во влажных местах, в поймах рек), редко встречаются растения характерные для лесных зон.

Дана характеристика некоторым растениям, произрастающим в районе практики.

Определены признаки характерные для растений степи:

В составе травостоя этих степей важна роль эфемеров и эфемероидов (гусиные луки, тюльпаны и др.), на солонцева­тых и солонцовых почвах - типчаково-полынных и полын­ных группировок.

Для южных степей характерны растения пере­кати-поле, кермек, качим, рогач, гулявник, синеголовник, гониолимон, зопник колючий, котовник украинский, солян­ка холмовая и др. Их надземная часть представляет собой рыхлый пучок ветвей шарообразной формы, приспособлен­ный для медленного и постепенного рассеивания плодов и семян с помощью часто дующих ветров значительной силы. Эти растения-шары в период вегетации или после нее обла­мываются у корня и носятся по полям, пока не встретят на своем пути препятствия (овраги, лесные полосы и др.), где они образуют завалы.

В целом для растительности степей характерны:

- высокая видовая насыщенность , особенно в северных степях, где на площади квадратного метра встречается до 80-90 видов. Подобную насыщенность видами, обусловленную благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития травянистых расте­ний, в пределах бывшего Союза не имеет ни один дру­гой фитоценоз;

- фенологическая изменчивость в течение вегетационно­го периода, что связано с многочисленностью видов на единицу площади, сезонный ритм которых не со­впадает во времени, поэтому они не могут цвести все одновременно, определяя высокую изменчивость степной растительности по сезонам. Ранней весной (после таяния снега) при невысокой температуре воздуха и почвы, используя обильное весеннее увлажнение, раз­виваются эфемеры (крупка, бурачок, роголистник и др.) и эфемероиды (тюльпан, горицвет, ветреница и др.), заканчивающие вегетацию до наступления летнего жар­кого периода. Летом (в разные сроки) цветут и вегети-руют более засухоустойчивые растения. Например, в на­чале лета вегетируют и цветут первоцвет и прострел, а в конце лета - чемерица и др. В жаркий период (в се­редине лета) наступает перерыв в вегетации многих степных растений, сопровождающийся засыханием к частичным отмиранием надземных их органов. Степь вновь оживает лишь после осенних дождей, когда у многих растений отрастают новые побеги;

- разнообразие жизненных форм и синузии . Здесь произ­растают степные кустарники: бобовник, вишня степ­ная, дрок, терн, каррагана, спирея, шиповник и др.; ку­старнички (эфедра -г. др.); полукустарнички: полынь, астрагал, кохия, чабрец и др.; многолетние (шалфей, дельфиниум, васильки, незабудки и др.), дву- и од­нолетние травы; луковичные и клубневые растения (тюльпан, гусиные луки, крокусы, гиацинт и др.); уз­колистные ксерофильные дерновинные (ковыль, тип­чак, тонконог и др.); рыхлокустовые с более или ме­нее широкими листовыми пластинками (пырей, кос­тер, тимофеевка и др.) и ксерофильные корневищные злаки (волоснец, пырей и др.); мхи, лишайники и во­доросли, образующие в различных типах степей ассо­циации из экологически близких жизненных форм. В составе растительности северных степей преобладает разнотравье (чина клубневая, шалфей луговой, подма­ренник желтый, подорожник степной, ветреница лес­ная, сон-трава и др.), южных степей - злаки (ковыль,

По результатам практики составлен отчет и выполнено индивидуальное задание по теме «Биоморфологические особенности некоторых видов ксерофильных растений».

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.И.М.Анапиев., Учебно-полевая практика по систематике высших растений с основами геоботаники., Караганда,1997.

2. Хржановский В.Г, Понамаренко С.Ф., Ботаника, Агропромиздат, М. -1988.

3. Блукет Н.А, Емцов В.Т., Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии, Колос, М. ,1969.

4. ресурсы Интернета - Паршина Г.Н., География растений, электронный учебник, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби.

ДНЕВНИК

Учебной полевой практики по основам

Природоведения и краеведения

студента (ки)___________________________________

факультет, отделение____________________________

кафедра, цикловая комиссия_______________________

квалификация___________________________________

специальность___________________________________

Рецензенты:

Янко Е.В. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по производственной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Горобец Н.Н. - кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник учебной полевой практики по основам природоведения и краеведения для студентов специальности « Дошкольное образование», квалификационного уровня « Младший специалист»: Т.С. Лихачева,

Т.Н. Алдонова – Стаханов: ОП « Стахановский педагогический колледж Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко»

Дневник содержит разного уровня задания и некоторые положения, которые могут быть использованы студентом в период прохождения практики. Дневник рекомендован для профессиональной направленности студентов специальности « Дошкольное образование».

ВСТУПЛЕНИЕ

Современные проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения всех людей, повышения их экологического образования и культуры. Именно природа является первейшим материалом, на основе которого начинает формироваться многогранная личность.

Необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в педагогическом колледже является естествознание, которое помогает узнать и понять окружающий мир, выработать жизненные ориентиры, сформировать актуальное видение места человека в природе, активизировать потребности в самообразовании и самоусовершенствовании, а также способствует профессиональному росту будущих специалистов, формированию их мировозрения, экологического мышления, целостного отношения к окружающей природе.

Учебная (полевая) практика по природоведению и краеведению в подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений – это одна из составляющих частей системы их образования.

Учитывая небольшую продолжительность практики, студентам для выполнения рекомендуются простейшие задания, которые в целом под силу им для самостоятельного выполнения.

Согласно с учебным планом и учитывая специфику сезонной организации практики содержание предложенных в дневнике заданий связаны с систематическими биофенологическими сезонными наблюдениями. Целью данных наблюдений является регистрация сроков сезонных явлений, характерных для природного окружения как целостного живого организма. Текстовые вопросы дневника различной сложности, что дает возможность определить уровень знаний студентов и способность к самостоятельному выполнению ряда заданий.

Материалы дневника могут быть базовыми для использования в организации учебно-воспитательной работы в детском учебном заведении.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью учебной полевой практики является

Выявление одной из важнейших закономерностей развития природно-сезонной ритмики, знакомство студентов с сезонными природными процессами и явлениями, а также с методикой их изучения;

Углубление теоретических знаний по основам природоведения и краеведения, ботаники и зоологии;

Формирование профессиональных умений будущих воспитателей по вопросам ознакомления дошкольников с природой;

Задачи практики

1. Подготовить специалистов дошкольных учреждений к осуществлению экологического воспитания детей, формирование понимания ими причинно-следственных связей в природе.

2. Познакомиться с основными биогеоценозами (экосистемами) своей местности (парк, луг, степь, водоем).

3. Расширить знания о растительном и животном мире своей местности.

4. Формировать эстетическое восприятие природы у будущих воспитателей дошкольных учреждений.

В результате полевой практики студенты должны научиться

1. Проводить фенологические наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы (растениями, животными, птицами, насекомыми).

2. Фиксировать и оформлять результаты фенологических наблюдений.

3. Знать представителей растительного и животного мира своей местности.

4. Выбирать на местности район для организации фенологических наблюдений и фенологические объекты в его пределах.

5. Соблюдать правила техники безопасности во время полевых работ.

Месяц Содержание практики Задания студентам
Сентябрь Вступительный инструктаж. Общая характеристика флоры и фауны родного края. Особенности сезонных изменений в природе Выполните задание№1.
Сентябрь Ранняя осень. Осенние явления в жизни растений и животных. Наблюдение за погодой. Использование народных примет для определения состояния погоды. Выполните задание№2.
Октябрь Экскурсия в парк. Распределение садово-парковых композиций по характеру проектирования и размещения растений, сооружений, площадок. Выполните задание №3
Октябрь Наблюдение за птицами. Определение птиц по внешнему виду, голосу. Выполните задание №3
Ноябрь Знакомство с происхождением названия последнего месяца осени. Определение эстетического вида осенней растительности. Выполните задание №3
Ноябрь Наблюдения за изменениями в состоянии живой и неживой природы, листопадом. Выполните задание №3.
Декабрь Знакомство с происхождением названий зимних месяцев. Зимние явления в жизни растений и животных. Выполните задание №4.
Декабрь Наблюдение за явлениями живой и неживой природы зимой. Выполните задание №4.
Февраль Уроки любования зимней природой. Наблюдение за зимующими птицами Выполните задание №4
Февраль Наблюдение за погодой. Неблагоприятные метеорологические явления Выполните задание №4.
Март Знакомство с происхождением названия первого месяца весны. Наблюдения за приметами весенней природы. Выполните задание №5.
Март Весенние явления в жизни растений и животных. Наблюдения за мать и мачехой, пролесками. Определение особенностей строения растений. Выполните задание №5
Апрель Опре6деление продолжительности дня. Прогнозирование погоды по местным признакам. Выполнение задание №5
Апрель Работа на участке педагогического колледжа. Уход за дерево-кустарниковой растительностью, прополка бурьяна. Выполните задание №5
Май Уроки любования весенней природой. Экскурсия на луг, в степь. Растительность степи. Выполните задание №5
Май Биоценоз водоема. Животный мир Выполните задание №5
Июнь Летние явления в жизни растений и животных. Разнообразие цветов, форм, звуков, которые предлагает летняя природа. Выполните задание №6
Июнь Оформление отчетной документации о прохождении учебной полевой практики. Проведение отчетной конференции

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Кафедра математических, естественно-научных дисциплин, продуктивных видов деятельности

Рабочая программа полевой практики

по естествознанию.

Направление подготовки 050146 «Преподавание в начальных классах».

Форма обучения: очное.

Курс 1. Семестр 2

Рабочая программа составлена: преподаватель Константинова С.М.

      Цель учебно-полевой практики.

Целью учебно-полевой практики является закрепление и углубление теоретических знаний, умений и навыков по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания естествознания в начальных класса».

    Задачи учебно-полевой практики.

Задачами учебно-полевой практики являются:

Формировать знания об основных видах местной флоры и фауны, поверхности родного края;

Научиться правильно определять растения и животных;

Вести фенологические наблюдения в природе;

Закрепить навыки ориентирования в пространстве и глазомерной съемки местности;

Познакомиться с разнообразием жизненных форм и экологическими группами растений и животных в районе проведения практики;

Формулировать навыки проведения исследований в полевых условиях.

3. Место и время проведения учебно-полевой практики.

Учебная практика по естествознанию проводится на 1 курсе во 2-м семестре в соответствии с учебным планом.

Группы формируются в составе 8-12 человек на 1 руководителя.

Экскурсии проводятся в окрестностях г.Опочки.

При организации экскурсий необходимо руководствоваться следующими критериями:

Наличие всех изучаемых фитоценозов;

Наличие необходимого инвентаря и оборудования.

4. Компетенции обучающегося, формулируемые в ходе прохождения учебно-полевой практики.

Процесс прохождения учебно-полевой практики по естествознанию направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретической и экспериментального исследования;

Готов к работе в коллективе.

Профессиональные компетенции.

Обще-профессиональные:

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

Владеет основами речевой профессиональной культуры;

В области педагогической деятельности:

Готов применять современные методики и технологии на конкретной образовательной ступени;

Способен использовать возможности образовательной среды;

Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Специальные компетенции:

Способен оперировать основными биологическими понятиями, знаниями биологических явлений, закономерностей, законов, теорий и гипотез;

Способен оперировать знаниями об особенностях морфологии, экологии, растений, животных, понимать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека;

Способен к анализу экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

5. Структура и содержание учебно-полевой практики.

5.1 Структура и трудоемкость учебно-полевой практики.

Темы полевой практики

текущего

контроля

Цели и задачи практики. Техника безопасности в природе.

Ориентирование в пространстве и глазомер-ная съемка местности.

Цели и задачи изучения рельефа местности.

Исследования рельефа местности.

Работа по индивидуальному заданию.

Цели и задачи фенологических наблюдений за погодой.

Фенологические наблюдения за погодой на метеостанции и по месту проведения практики.

Деревья, кустарники и цветочные растения района практики.

Работа по индивидуальному заданию.

Растительный и животный мир водоема и болота.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Растительный и животный мир луга.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Растительный и животный мир леса.

Наблюдения за погодой.

Работа по группам.

Оформление записей и зарисовок в дневник полевой практики.

Оформление календаря наблюдений.

Оформление материалов в дневник полевой практики.

Оформление материалов в дневник полевой практики Монтировка гербария.

Оформление материалов в дневник полевой практики Монтировка гербария.

Итого:

5.2. Виды деятельности студентов на учебно-полевой практике:

Инструктаж по технике безопасности во время проведения практики;

Консультации по правилам поведения в природе;

Консультации по сбору тематического материала и его обработки;

Экскурсии в соответствии с изучаемой темой;

Самостоятельный сбор материала;

Проведение фонологических наблюдений за погодой, оформление календаря погоды.

Исследовательская работа;

Монтировка гербария;

Ведение дневника практики;

Сдача зачета по итогам учебно-полевой практи5ки.

5.3 Результаты учебно-полевой практики.

В результате прохождения учебно-полевой практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования.

Жизненные формы растений и животных;

Систематические группы растений и животных.

Проводить наблюдения за погодой;

Ориентироваться в пространстве и выполнять глазомерную схему местности;

Определять рельеф поверхности;

Характеризовать почвенный разрез;

Описывать растения и животных местного края.

3.Владеть:

Основными биологическими и экологическими терминами;

Обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;

Навыками проведения экскурсий в природу со школьниками;

Методами определения растений и животных.

6. Материально-техническое обеспечение учебно-полевой практики:

1.Гербарная папка размером 45х35 см, бумага (примерно 60-80 газетных полулистов для каждой экскурсии).

2. Нож для выкапывания растений.

3. Емкость для сбора грибов. Мхов, лишайников.

4. Лупа для более тщательного рассматривания органов растений и животных.

5. Фотоаппарат.

7. Карта местности.

8.Записная книжка. Графитный карандаш.

9. Полиэтиленовые мешочки для сбора цветков, плодов и семян.

10. Рулетка.

11. Определитель растений и животных.

12. Емкость для сбора водных растений и животных. Очки.

13.Термометр для измерения температуры воды и почвы.

14. Дневник.

Результаты индивидуальной работы оформляются в альбомах. Из перечисленного снаряжения на экскурсию следует брать лишь необходимые предметы. Недостаток оборудования усложняет самостоятельную работу студента, что снижает интерес и затрудняет выполнение поставленной задачи.

7. Учебно-методическое обеспечение учебно-полевой практики.

Основная.

    Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР.-М., 1977.

    Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов игор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей.-М., 1981.

    Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель.-М., 1983.

    Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации.-Брянск,2003.

    Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике.-М., 1976.

    Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению.- М.: Просвещение, 1986.

    Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.

Дополнительная

    Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР.- М.: Мысль, 1979.

    Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.

    Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее.-М.: Просвещение, 1976.

    Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной.-М., Наука, 1980.

    Галант Т.Г., ГурвичЕ.И. Практические знания по землеведению и краеведению.- М., Просвещение,1988.

    Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.-М., Просвещение, 1985.

    Жизнь животных.-М., 1968-1971, Т.1-6.

    Жизнь растений//под редакцией И.Ф.Федорова.-М., 1978-1981, Т.1-6.

    Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР.- М., 1969.

    Мельчаков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа,1990.

    Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд.-М.,1975.

    Нехлюдова Н.Н. Общее землеведение. – М.: Просвещение,1976, Т-1 и 2.

    Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений.-М., 1985.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.-М.: Просвещение, 1991.

ОТЧЕТ по полевой практике

Курс: «Научные основы преподавания курса «Окружающий мир»

Время прохождения практики: 07.03.2016 - 03.04.2016 г

Выполнила:

Москва 2016

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ.............................................................................................................4

Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ» ..............................................6

2.1. Дневник метеорических наблюдений и анализ полученных данных........6

2.2. Водоемы исследуемой местности, их использование и состояние............7

2.3. Геоморфологические наблюдения и характерные типы почв для данной местности................................................................................................................8

2.4. Растения и животные природных сообществ своего края (лес, луг, болото, водоем) весной..........................................................................................9

2.5. Хозяйственное использование территории...................................................9

2.6. Комплексная охрана окружающей природной среды. ................................9

2.7. Ориентирование на местности.....................................................................10

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «БОТАНИКА» ......................................................12

3.1. Весенние явления в жизни растений. ..........................................................12

Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗООЛОГИЯ» .......................................................14

ВЫВОДЫ..............................................................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................17

ВВЕДЕНИЕ

Полевая практика проходила в окрестностях района Братеево ЮАО города Москвы , носила индивидуальный, самостоятельный характер.

Время проведения практики : 07.03.2016 - 03.04.2016 г

Задачи, преследуемые во время полевой практики :

1. Закрепление на практике знаний, полученных в результате теоретического освоения курса;

2. Применение на практике основных методик, изученных в процессе теоретического освоения курса;

3. Выработка и усовершенствование навыков по систематизации полученных данных и их анализу.

Глава 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЙОНА ПРАКТИКИ

Район Братеево находится в составе Южного административного округа города Москвы. Расположен на правом берегу Москвы-реки. Район Братеево занимает площадь в 7,63 км2 на которой проживает 94,8 тыс. человек. В районе Братеево насчитывается 9 улиц. Дата образования района Братеево 5 июля 1995 года.

Район граничит на севере с районом Марьино (через Москву-реку), на востоке - с районом Капотня также через Москву-реку, на юге - с сельским поселением Развилковское Ленинского района Московской области, на западе - с районом Москворечье-Сабурово, на юго-западе - с районами Зябликово и Орехово-Борисово Южное, а также с районом Орехово-Борисово Северное в единственной точке. Граница района Братеево проходит по оси русла реки Городни, далее по восточным границам Борисовского пруда и владения № 29 по улице Борисовские Пруды, оси русла реки Москвы, по городской черте Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог) до Бесединского путепровода, далее на северо-запад по оси проезда на Братеевский мост до реки Городни.

Района прохождения практики имеет классический равнинный рельеф.

Климат Москвы и района прохождения практики - умеренно-континентальный. В январе средняя температура около 8 градусов ниже нуля, в июле - +18ºC. Амплитуда температур не велика. Для территории характерна избыточная влажность (от 630 до 730 мм в год). Среднегодовое количество осадком – 150-170 мм.

Вегетационный период от 120 до 150 дней. Положительные среднесуточные температуры держатся более 200 дней в году. Безморозный период насчитывает 125-146 дней.

Гидрология Москвы имеет довольно разветвленную структуру. Основной водной артерией Москвы является Москва-река. Она входит в границы города в районе Тушина и вытекает из столицы в районе Капотни. Главные притоки реки в черте Москвы: Сходня, Химка, Сетунь, Раменка, Яуза с притоками Ичкой, Чермянкой, Лихоборкой, Чурой, Котловкой и Городней. Из рек, заключенных в подземные конструкции, в реку Москву впадают Неглинная, Таракановка, Пресня, Филька, Нищенка, а также притоки реки Яузы: Каменка, Копытовка, Рыбинка, Хапиловка, Синичка, Чурилиха и др.

Основными почвами Москвы являются дерново-подзолистые, занимающие 55,9 % территории. Затем идут болотно-подзолистые (19.2 %), серые лесные (8.2 %). Болотные почвы, в основном низинные и переходные, занимают 5 % территории, пойменные - 4,5 %, черноземные - 0,9 %.

Положение города в подзоне хвойно-широколиственных лесов во многом определило типы естественной растительности. С юга к городу подступали дубравы и липняки, на, северо-запада преобладали елово-широколиственные леса и дубравы, на востоке и северо-востоке - сосняки, на севере - ельники и елово-широколиственные леса.

В Москве встречается более 160 видов птиц, 34 вида млекопитающих, около 15 видов рыб (в реке Москве) и несколько видов земноводных.

К числу антропогенных факторов, которые влияют на окружающую среду города можно отнести токсическое загрязнение предприятиями и транспортом воды, воздуха и почвы; деградацию ландшафтов.

Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»

2.1. Дневник метеорических наблюдений и анализ полученных данных

Наблюдения за температурой воздуха (t, ºС) осуществлялась с помощью термометра в 07:00, 13:00 и 19:00.

Все данные, получение в результате наблюдения представлены в табл.1 «Презентации к полевой практике».

Результаты, полученные в процессе наблюдения за фактической погодой, проанализированы и отображены в виде таблиц и диаграмм:

1. Среднесуточная температура воздуха представлена в табл. 2 «Презентации к полевой практике». График среднесуточных температур, а также график температур по времени наблюдения (утро, день, вечер) представлены в диаграмме 1 «Презентации к полевой практике».

2. Среднесуточная температура утром составила -3°C, днем 0°C, вечером -1°C. Средняя температура за весь период наблюдения составила -1°C.

3. Минимальная температура в 07:00 утра наблюдалась 21.03.2016 и составила -12°C. Минимальная температура днем в 13:00 наблюдалась 19.0302016 и 20.03.2016 и составила -5°C. Минимальная температура в вечерние часы наблюдалась 21.03.2016 и составила -7°C. Минимальная среднесуточная температура наблюдалась 21.03.2016 и составила -7°C. Максимальная температура в 07:00 утра наблюдалась 01.04.2016 и 03.04.2016 и составила +5°C. Максимальная температура днем в 13:00 наблюдалась 01.04.2016 и составила +9°C. Максимальная температура в вечерние часы наблюдалась 01.04.2016 и 03.04.2016 и составила +7°C. Максимальная среднесуточная температура наблюдалась 01.04.2016 и составила +7°C. Таким образом, среднесуточная амплитуда колебания температур составила -1°C.

4. За 28 дней наблюдений было 4 дня с ветром преимущественно южного направления, 1 день с северо–западным направлением ветра, 3 дня с северными ветрами, 3 дня с западными ветрами, 4 дня с восточными ветрами, 5 дней с юго-восточным направлением ветра и 8 дней с юго-западными ветрами. Таким образов преобладающими направлениями ветров за период наблюдения были юго-западное и юго-восточное направления. Роза ветров представлена на диаграмме 2 «Презентации к полевой практике» .

5. Дней с переменной облачностью наблюдалось всего 10. Дней с ясной погодой – 5, со сплошной облачностью – 13. Диаграмма 3 – «Облачность в период с 07.03.2016 по 03.04.2016 для района Братеево города Москвы представлена в «Презентации к полевой практике».

6. За весь период наблюдений было 3 дождливых дня и 2 дня с осадками в виде снега.

В целом параметры климата, наблюдаемые мною в период полевой практики, соответствуют общему климатическому профилю региона за исключением осадков, которых было необычно мало для данной местности.

2.2. Водоемы исследуемой местности, их использование и состояние.

Граница района Братеево проходит по оси русла реки Городни и оси русла реки Москвы.

Река Городня - правый приток Москвы-реки, протекает по территории города Москвы. Длина реки всего около 16 км. Притоки: Язвенка, Шмелевка, Чертановка. В нижнем течении река загрязнена стоками. Начало Городни находится на пересечении улицы Рокотова и Соловьиного проезда, затем река течет по Битцевскому лесопарку, на севере пересекает район Южного Чертанова. Далее Городня уходит под землю и по коллектору течет к станции Покровская. В районе Царицино на реке находятся запруды, образующие Борисовские и Царицинские пруды. Затем Городня проходит через районы Братеево и Зябликово и у Бесединского моста впадает в Москву- реку.

Река Городня на карте.

В период экскурсии происходил активный подъем воды. Родники, колодцы и пр. не наблюдалось. Долина реки симметрична, с низкими берегами справа и слева. О наличии террас судить трудно из-за высокого уровня воды, но вероятно они имеются с небольшими суглинисто-песчаными пляжами.

Москва́-река́ - средняя река в Центральной России, в Московской области, Москве и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина по старому руслу 502 км, площадь бассейна 17 600 км². Река начинается на склоне Смоленско-Московской возвышенности и впадает в Оку на территории Коломны. Общее падение от истока до устья составляет 155,5 м. В районе исследования Москва-река круто меняет своё направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды.


Река Москва на карте района Братеево.

В период экскурсии был подъем воды из-за таяния снега и льда и открытии шлюзов.

2.3. Геоморфологические наблюдения и характерные типы почв для данной местности.

Москва, а соответственно район исследования находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги, на средней высоте 180 м над уровнем моря. На юго-западе граничит с Калужской областью.

Город стоит на реке Москве, возвышаясь над нею на 30-35 метров. Рельеф столицы Российской Федерации не однороден, он представлен невысокими холмами и низменными песчано-глиняно-известняковыми участками, на которых заметны небольшие моренные поднятия.

Город окружен лесопарковым поясом, причем там ещё отчасти сохранилась естественная растительность. Здесь преобладают сосновые леса, произрастающие на песчаных дерново-подзолистых почвах, встречаются также торфяные болота.

Особенности московского рельефа во много обусловлены активной человеческой деятельностью: на протяжении многих веков местное население вносило изменения в окружающую природу, о чём свидетельствует наличие так называемого культурного слоя, состоящего из переработанного грунта и остатков старых фундаментов и мостовых, и достигающего в центральных районах города 10-20 метров.

2.4. Растения и животные природных сообществ своего края (лес, луг, болото, водоем) весной

Март - апрель – это время, когда природа только просыпается. Еще часты ночные и дневные заморозки.

Из природных сообществ на территории района можно выделить леса, болота, водные сообщества (реки, пруды), культурные растения.

Лес – малая часть территории района. Большая часть – широко- и мелколиственные леса, они отличаются буйной весенней деятельностью. Начинают набухать почки, у березы и осины появляются сережки. В это время начинается активное сокодвижение, чем пользуются любители березового сока. Самая пора для его сбора.

Травянистая растительность еще спит. Из-за этого мало можно рассказать в этот период о флоре, а также о водоемах. Лишь в некоторых местах удалось увидеть появление первоцветов, такие как мать-и-мачеха.

А вот животный мир проявляет себя активно. Особенно это характерно для птиц. Поскольку уже заметны первые насекомые, птицы активно поют. На прогалинах видны скворцы, грачи, на ветках можно увидеть дроздов. Начинают появляться соловьи.

В водоемах просыпается жизнь. Появляются насекомые, первые земноводные. Ближе в середине апреля здесь можно будет увидеть икру лягушек.

2.5. Хозяйственное использование территории

Не используется.

2.6. Комплексная охрана окружающей природной среды.

В целях снижения негативного воздействия антропогенных факторов городской среды на условия труда и отдыха населения, сохранения природных сообществ со свойственной им флорой и фауной Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработан проект целевой программы «Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий города Москвы» природной территории регионального значения Фаунистический заказник «Братеевская пойма».

Экологические проблемы района исследования.

На жилые кварталы Братеево воздействуют крупнейшие загрязнители окружающей среды в масштабах всего города, хотя они и расположены достаточно далеко от района: Московский нефтеперерабатывающий завод (Копотня), Люблинский литейно-механический завод, завод полиметаллов, МИФИ (оснащённый ядерным реактором), ЗИЛ, АЗЛК (Автомобильный Завод Ленинского Комсомола), ТЭЦ – 22 (единственная из московских ТЭЦ, сохранившая уголь в топливном балансе), действующая за пределами МКАД, Московский газоперерабатывающий завод и Московский коксогазовый завод.

2.7. Ориентирование на местности

Для выполнения заданий полевой практики оказались необходимы навыки ориентирования на местности.

Основными инструментами для этого стала карта из атласа города Москвы масштабом 1 см-2 км. Для ориентирования использовался компас. В качестве участка для топографической съемки был выбран участок реки Городни, располагающийся в 400 метрах южнее и 200 метрах западнее крайнего дома на Наташинском проезде. Съемка производилась на левом повороте реки на правом ее берегу. Расстояния измерялись примерно, с помощью шагов с последующим переводов этих данных в метры (путем вычисления средней длины шага).

Для того, чтобы произвести токосъёму местности потребовалось:

1. Планшет;

2. Карандаш, ластик, линейка;

3. Листы бумаги А4;

4. Компас;

5. Транспортир.

Масштаб был выбран 1:100 000 (1 см-100 м). Получившаяся схема и условные обозначения приводятся в презентации к отчету (рис.1).

С помощью компаса были определены стороны света и азимут до основных объектов съемки. Шагами было измерено расстояние до каждого объекта. С помощью линейки, транспортира и карандаша измерения были переведены на схему.

Определение сторон света по компасу – важный, но не единственный метод ориентирования. Сориентироваться возможно и другими способами:

  1. По звездам. В нашем полушарии основным ориентиром является Полярная звезда. Для ориентирования необходимо найти созвездие Большой Медведицы. Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.
  2. Сориентироваться можно и иначе. Так мох и лишайник растет преимущественно на северной стороне поверхности деревьев, пней, камней и других предметах. В жаркую погоду у таких деревьев, как ель и сосна, количество смолы выделяется больше с южной стороны. Грибы появляются на северной стороне деревьев, а южной их почти не бывает. Муравьи как правило строят свои муравейники к югу от ближайших девревьев, пенькой и кустов. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная. Весной перелетные птицы летят на север, а осенью на юг. Летом почва возле больших камней более увлажнена с северной стороны, чем с южной. Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.

Во время практики были попробованы все указанные способы. Все они оказались достаточно эффективными.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «БОТАНИКА»

3.1. Весенние явления в жизни растений.

Наблюдения велись ранней весной в окрестностях района Братеево города Москвы. Он представляет собой равнинную, чуть всхолмленную местность. Ландшафт достаточно сильно изменен, есть дороги, свалки. В этот период начинается сокодвижение у деревьев, набухание почек у растений. Ветроопыляемые деревья и кустарники цветут. Цветут и первые цветы. К первоцветам Москвы можно отнести хохлатку, мать-и-мачеху, ветреницу дубравную, гусиный лук.

Здесь следует разобраться с основными понятиями: Все раннецветущие растения в народе называют первоцветами. Между тем первоцвет – это род из семейства Первоцветные порядка Вересковые. Чаще всего его можно встретить в садах. В лесу довольно редок.

Иногда группу ранних цветов называют подснежниками, что тоже не верно. Подснежник – это конкретный вид семейства Амариллисовые.

Экологическую же группу многолетних растений, которые обладают очень коротким вегетационным периодом (ранней весной или поздней осенью) называют эфемероидами. К ним можно отнести как садовые тюльпаны и примулы, так и дикие растения с ранним периодом цветения и последующим отмиранием.

Аналогичную группу однолетних растений называют эфемерами. Для Москвы не характерны. Чаще обитают в пустынях.


Первоцвет весенний.

Подснежник белоснежный.

Хохлатка плотная.

Мать-и-мачеха.

Все растения, которые отображены на рисунках мне удалось пронаблюдать в природе в разной стадии вегетации. Основными местами их обитания являются перелески, лиственные леса, долины ручьев.

Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ ПО ЗАДАНИЯМ ИЗ РАЗДЕЛА «ЗООЛОГИЯ»

К моменту начала практики снег начал таять и многие следы читались с трудом. Тем ни менее нам удалось найти следы птиц, а также белок (см. рис.).

Следы птиц


Следы птиц

Следы белки

Проще оказалось со следами деятельности отдельных птиц и млекопитающих. Так без проблем удалось обнаружить «кузницу» дятла (см. рис.).

Кузница дятла.

Активная деятельность насекомых еще не началась, муравейники не проснулись, пчелы, осы, комары и прочие насекомые не летали.

Активной жизнью живут птицы, слышно пение пеночек, синичек, есть воробьи, галки, вороны, сороки, появились скворцы. К числу перелетных птиц можно отнести –скворцов, жаворонков, коростеля, озерных чаек, обыкновенную кукушку, черного стрижа, деревенскую ласточку, ласточку береговушку, камышовую овсянку, пеночек.

ВЫВОДЫ

В ходе полевой практики мы изучили и исследовали район Братеево ЮАО города Москвы. В ходе практики был проведен ряд исследований в области землеведения, зоологии и ботаники. Маршруты проходили в районе Братеево. Были встречены различные ландшафты: от низинных болот до широколиственных пролесков. Для каждой местности были характерны свои особенности. На протяжении практики было зафиксирована антропогенное влияние различной степени интенсивности.

Все таблицы, диаграммы и т.д. представлены в презентации к отчету по полевой практике.

В целом практика проходила очень интересно и увлекательно, вынесла для себя много полезной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов Н.А.. Экологическое зонирование. Научно-методические приемы. Астраханская область. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 176 с.

2. Естествознание. Полевая практика: учебно-методическое пособие /Авт.-сост.: М.В.Нехлюдова, Г.Б.Родионова, М.С.Смирнова, Т.М.Смирнова, В.Н.Зубович. Под общ, ред. М.В.Нехлюдовой, М.С.Смирновой. – М.: МГПУ, 2013. – 124 с.

3. Валягина-Малютина Е.Т.. Деревья и кустарники средней полосы европейской части России. – М.: КМК, 2012. – 464 с.

4. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.

5. Москва и Московская область. Топографическая карта (атлас). – 1:200000. – М.: 439 ЦЭВКФ, 2001.

6. Митителло Ксения. Птицы. Водоплавающие и околоводные. – М.: Эксмо, 2012. – 256 с.

7. Учебно-полевая практика по ботанике. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 256 с.

8. Чурилова Е.А., Колосова Н.Н.. Картография с основами топографии. Практикум. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.

9. Филоненко-Алексеева А.Л. Полевая практика по природоведению: экскурсии в природу / А.Л. Филоненко-Алексеева, А.С.Нехлюдова, В.И. Севастьянов. – М.: Владос, 2000. – 384 с.

10. Шанцер И.А.. Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас. – М.: КМК, 2009. – 480 с.