Планирование урока по технологии. Планирование уроков технологии "как составить план-конспект урока по технологии". Организованное начало урока

\ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Материал разработала и прислала: Байдакова Елена Борисовна, учитель технологии, ГОУ СОШ № 1955 г.Москвы

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения.

Цели урока:

  • Обучающие: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон;
  • Развивающие: развить пространственное представление, логическое мышление, исполнительские умения;
  • Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности;

Оборудование: таблица "Волокна", коллекция образцов тканей, ножницы, клей, нитки, игла, учебник, инструкционные карты для учеников, рабочая тетрадь

Ход урока:

I.Организация урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

II.Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по темам "Общие правила техники безопасности", "Натуральные ткани растительного происхождения"(5класс)

Вопросы для повторения:

  • 1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Технология"?
  • 2.Что надо помнить учащимся во время работы?
  • 3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?
  • 4.С какими натуральными волокнами мы познакомились в прошлом году?

III.Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких икоротких волосков-волокон. Из волокон получают нити, а из нитей и пряжи - ткань.

В 5 классе мы с вами познакомились с волокнами натуральными растительного происхождения.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения-шерстяные и шелковые. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

Шерсть - издавна известна людям. Это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти(95%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 500мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

В 9-10 тысячелетие до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличии от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру.

Овцеводство было широко развито в Др. Египте-там из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, котрые носили поверх льняной одежды. В Индии, наравне с х/б одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в IIIв. до н.э.

Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии-верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а и грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными. Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти. Например, в Спарте самой распространенной одеждой был шерстяной гиматий-прямоугольный кусок ткани размером 1,7*4м., который драпировался прямо на голом теле. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в нее зашивали груз-кусочки свинца. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона: куска ткани, свисающего вдоль туловища и скрепленного на плечах пряжкой с булавкой-фибулой. Военачальники носили одежду пурпурного цвета.

Главными центрамисредневекового суконного производства в Европе были Флоренция и Брюгге. Известно, что во Флоренции производством шерстяных тканейзанимались 30 тысяч человек. Главным центром по продаже тканей из шерсти были ярмарки в Шампани. Кроме того, европейское сукно шло в порты Египта, Сирии, Малой Азии, Крыма, далее-в Персию, на Кавказ, на Волгу, в среднюю Азию и даже в Китай.

На Руси кустарное производство тканей из шерсти существовало издавна-во всяком случае, в Киеве и Новгороде оно было уже с Хв. В древних летописях неоднократно упоминается о выработке на Руси шерстяных тканей. Из сукна шили сермяги (кафтан из грубого неокрашенного сукна), епанчи (длинный и широкий плащ), сарафаны, шапки. Из пуха коз делалось легкое сукно для женской одежды.

Грубые шерстяные ткани ткали дома, но уже с XIв. их производили мастера шерстоткачества в монастырях и при княжеских дворах. Тонкие сукна поступали из-за границы; они стоили очень дорого и доставались в основном князьям в виде награды.

В1630г. В Москве была создана первая мануфактура по изготовлению тонкого сукна, но выдержать конкуренцию с привозными товарами она не смогла и вскоре закрылась. Петр I, заботясь о снабжении армии, поддерживал создание суконных фабрик. Первая фабрика армейского сукна была создана в 1698г., а в 20-х гг. XVIIIв. В России насчитывалось уже около 18 шерстоткацких предприятий.

Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, т.е. подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее на текстильных фабриках-ткань. В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашенными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др.

Шелк , а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).

Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).

В138-126 гг. до н. э. сановник императора У-ди во время соей поездки в Ср. Азию увидел красивых породистых лошадей. Он же доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и надоумил императора вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино и др. В 121 г. до н. э. был отправлен первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами. Шелковый путь - это система караванных путей, связывавших на протяжении более тысячи лет культурные центры огромного пространства материка между Китаем и Средиземноморьем. Со II в. н.э. шелк стал главным товаром, который везли китайские купцы в дальние страны. Легкий, компактный и поэтому особенно удобный при транспортировке он привлекал внимание покупателей по всему маршруту следования караванов, несмотря на очевидную дороговизну. Шелковые ткани давали необычное ощущение мягкости, изысканности, красоты и экзотики. Им стремились обладать и любоваться. Он высоко котировался в Восточном Туркестане и Средней Азии, Индии и Парфии, Риме и Александрии. Так, египетская царица Клеопатра любила роскошные одеяния из этого материала.

Любовь древних к шелку вызвана его исключительными природными и техническими особенностями. При помощи шелка покупали мир, заключали союзы, шелк посылали с посольствами правителям далеких стран.

Таким образом, шелк играл очень важную роль, как в древности, так и в средневековье.

В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны.

Цена шелковой нити была равна весу золота, поэтому шелк был доступен очень богатым вельможам. Более 3тыс. летКитаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопряда.

В 555 году двум монахам удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Благодаря этим личинкам, а также, знаниям, приобретённым монахами в Китае о разведении шелкопрядов, производство шёлка стало возможным и вне Китая.

С XIIв. шелк. нити начинают производить в Италии (Генуе, Флоренции, Венеции). К XVIII веку шёлковое дело получило распространение по всей Западной Европе.В России производство шелка началось еще при Петре1.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку.

Шелк прекрасно "холодит" в жару. Как ни странно, это свойство вытекает из его способности держать тепло. Не менее ценно и то, что шелковое волокно, не становясь влажным на ощупь, способно впитывать влагу до 50% от собственного веса! Катышков, основных врагов прочих видов пряжи, на шелковой ткани практически не образуется. Шелковая нить очень крепка, но в некоторых случаях требует особо бережного обращения: изделия из шелка можно стирать только мягкими моющими средствами и нельзя сушить на солнце. Существует много сортов шелка (штоф, муслин, газ и т.д.)

IV.Закрепление изученного материала.

Практическая работа: Распознавание волокон шерсти и натурального шелка"

Практическая работа выполняется в рабочей тетради. (Каждая группа получает карточку-задание и набор образцов тканей. Сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в рабочую тетрадь)

Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие места, контролирует технику безопасности, правильно ли организованно рабочее место, комментирует встречающиеся ошибки, пути их исправления.

V.Анализ и оценка работы.

Фронтальная беседа с учащимися:

Что нового узнали на уроке?

Что научились делать на уроке?

Что мы узнали о свойствах шелковых тканях?

Что узнали о свойствах шерстяных тканей?

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, выставить оценки.

Любовь Мохова
План-конспект теоретического занятия по технологии

План-конспект теоретического занятия

Дисциплина Технология

Класс/группа 5а

Тема занятия Перевод рисунка на ткань

Цель занятия

– Обучающая

– Развивающая

– Воспитывающая Проверить и способствовать развитию знаний, умений и навыков, научить уч-ся выполнять простейшие швы в вышивке

Развить воображение, мышление,творческие способности каждого ребенка,развить интерес к предмету.

Воспитывать у уч-ся кач-во выполнения,аккуратность и собранность при выполнении работы,трудолюбие

Тип занятия комбинированный

Методы проведения занятия Объяснительно-иллюстративный (объяснение,демонстрация.

Межпредметные связи История вышивки,черчение

Внутрипредметные связи

Оборудование и учебные наглядные пособия Материальнотехническая база :1)кабинет трудового обучения;2)материалы,инструменты и приспособления : ткань,нитки мулине,иглы,ножницы.

Ход занятия:

1. Организационный момент (2мин.)

Приветствие,проверка уч-ся на уроке,проверка готовности к занятию ,выдача инструментов и заготовок.

2. Повторение прошедшего материала (5мин.)

На предыдущем уроке вы познакомились с интересным видом исскуства «Вышивка» .Я предлагаю вам ответить на несколько вопрсов по предыдущему материалу :1)Какие швы были изучены на прошедшем уроке? (тамбурный,стебельчатый) ;2)Какие инструменты. материалы и приспособления необходимы для вышивания (нитки мулине,игла. ткань. ножницы,рисунок)

3. Объяснение нового материала (10мин.)

Тема нашего урока «Перевод рисунка на ткань» .Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригенала сначало переводят на кальку хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.

1. Перевод рисунка на «просвет» .На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести спомощью подсвечивания. На стекло,под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх нее хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют по ткани,который виден сквозь ткань.

2. Перевод рисунка спомощью папиросной бумаги. На сукно,бархат и на блестящие ткани узор переводят прометкой через папиросную бумагу. для этого рисунок переводят на папиросную бумагу, приметывают ее к ткани и контуру прошивают мелкими частами стежками швом вперед иголку по всему. Затем бумагу срывают. после выполнения вышивки прометку выдергивают.

3. Перевод рисунка спомощью копировальной бумаги. Ткань предворительно проглаженную, растилают на гладкой поверхности. Чтобы не было перекоса ткани. Кальку с узором кладут на ткань и прекрепляют булавками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. После того как узор будет переведен,надо вынуть копировальную бумагу,отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять кальку. Переводя рисунок спомощью копировальной бумаги, надо помнить что линии узора не должны жирными. Иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться.

4. Практическая работа учащихся (55мин.)

Тема «Простейшие швы» .

1)Вводный инструктаж. Повторение правил безопасной работы. Прежде чем приступить к практической работе повторить правила ТБ.

При работе с иголками :1)Храните иглы в игольнице;2)Не пользуйтесь ржавой иглой;3)не втыкать иглы в одежду.

При работе с ножниами :1)кладите ножницы справа,сомкнутыми лезвиями направленными от себя;2)передавайте ножницы кольцами вперед с сомкнутым лезвиями.

Задание. Необходимо выполнить швы шнурок,змейка,декоративная цепочка.

2)Объяснение выполнения задания.

1. показать швы (образец швов)

2. показать технику выполнения ,при этом коментируя каждое движение иголки.

3)Самостоятельная работа учащихся.

Уч-ся выполняется работа под контролем учителя.

Текущий инструктаж. С целью предупреждения ошибок учитель : проверяет организованность начала работы уч-ся,проверяет рабочие места уч-ся,следит за соблюдением правил ТБ при выполнении задания.

Целевые обходы :

1)Инструктирование уч-ся по выполнению отдельных операций и задания в целом;2)оказание помощи;

Закючительный инструктаж :

1)анализ выполнения практической работы;2)разбор типичных ошибок уч-ся.

5. Подведение итогов урока (5мин.)

1)Сообщение учителя о достижении целей.

2)Объективная оценка результатов труда уч-ся на уроке.

3)Выставление оценок в классный журнал и в дневник.

4)Сообщение о теме следующего урока.

6. Домашнее задание(2мин.)

Тренировка перевода рисунка дома,принести ткань для будующей салфетки,нитки мулине в соответствии с рисунком,принести иголку.

7. Организация уборки (3мин.)

1. Уборка уч-ся своих рабочих мест.

2. Уборка помещения мастерской дежурными.

Публикации по теме:

Конспект занятия с использованием кейс-технологии «Очистка воды» Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую.

Конспект занятия с использованием технологии АМО и ИКТ «Путешествие в страну Добросветию» Конспект занятия коммуникативно - речевой деятельностью с использованием технологии АМО и ИКТ «Путешествие в страну Добросветию» Рудишина.

Конспект занятия по хореографии для детей 5–6 лет с использованием мультимедийной технологии «Разноцветные колпачки» В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. В условиях модернизации системы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. В старше - подготовительной группе Тема:.

Перспективный план по самообразованию «Современные технологии дошкольного образования» на 2014–2015 учебный год Кугатовой марины михайловны. Тема: "Современные технологии дошкольного образования" «Ребенок воспитывается разными.

Перспективный план совместных физкультурных занятий родителей с детьми по технологии М. Н. Поповой «Навстречу друг другу» Месяц Занятия Задачи Используемые игры и упражнения Сентябрь-октябрь Диагностический этап Определить степень осознания родителями значимости.

    Понятие об уроке технологии.

    Типы и структура урока технологии. В методике преподавания технологии выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок- лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

    Планирование-основа правильной организации воспитательного процесса. Планирование бывает перспективное и текущее.

    Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них.

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ.

    наметить соответствующие формы и методы обучения.

Перспективный план отражает:

    Объект труда

    Практическую работу

    Домашнюю подготовку учащихся

    Технические средства обучения

    Раздаточный материал

    Учебно-наглядные пособия

    Лабораторные работы

    Контрольные работы, зачеты, защиту проектов

    Инструктаж по технике безопасности

Хороший план-конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

4. Алгоритм составления плана – конспекта занятия по “Технологии”.

Раздел 1. Дидактическое обоснование урока.

Раздел.2. Варианты конструирования развивающих целей.

Раздел.3. Варианты конструирования воспитательных целей.

Раздел 4. Варианты конструирования профориентационных целей.

5. Ход урока.

6. План-конспект урока технологии.

Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Главные требования к уроку технологии:

    Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения занятия.

    Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащихся и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики.

    Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого урока. При этом учитывается специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.

    Организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.

    Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функции урока.

Типы и структура урока технологии

В методике преподавания технологии для квалификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретический урок занимает, как правило, не более 1 акад.ч., поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия. На этих занятиях учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии.

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии.

Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.

Урок-лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов, исследованием их механических, технологических и других свойств. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение целей и темы занятия; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача задания на лабораторную работу; выполнение ее учащимися; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт.

Примерная структура урока решения технических задач такова: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала.

Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу, выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Учебно-дидактическое обеспечение уроков.

Выдающийся психолог П.П. Блонский считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, – это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому – слабое дидактическое обеспечение.

Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые полиэтиленовой пленкой, служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе.

Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятия обеспечен.

Перспективное планирование уроков технологии обслуживающего труда

Планирование – основа правильной организации воспитательного процесса.

Цели:

    определить логическую последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них;

    наметить соотношение между объемами теоретических сведений и практических работ;

    наметить соответствующие формы и методы обучения;

    обеспечить преемственность в обучении.

Перспективный план определяет деятельность

Учителя

Ученика

подготовка технической документации

освоение технологических знаний

определение потребности

овладение рабочими приемами

создание средств наглядности
– изготовление таблиц, плакатов, схем

работа над проектами

приобретение дополнительной литературы

профессиональная ориентация

пополнение видеотеки

изучение экономических вопросов

выполнение технологической и трудовой дисциплины

Хороший план – конспект урока – условие высокого уровня учебной работы педагога и ученика.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока (Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев), а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Часто в методической литературе вводный инструктаж выносится за ее рамки, что развивает суть этого этапа урока. Кроме того, заключительный инструктаж нередко завершает занятия, что опять-таки, на наш взгляд, методически неверно. Он завершает практическую работу (которых, кстати, может быть две-три на уроке и соответственно столько же заключительных инструктажей). Урок же должен завершаться другим структурным элементом, а именно – подведением итогов.

Составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Алгоритм составления плана-конспекта занятия по “Технологии”

Тема : модуль

Раздел I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока : I. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)…
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представления о …
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия причинно-следственных связей:

    Раскрыть причины…

    Выяснить последствия…

1.8. Способствовать пониманию закономерности…

    Создать условия для выявления взаимосвязи между..

    Способствовать пониманию зависимости между…

II. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы)
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

III. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

IV. Варианты конструирования профориентационных целей:

4.1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

    кабинет (мастерская) трудового обучения;

    станки, машины;

    инструменты, приспособления;

    материалы.

2. Дидактическое обеспечение:

    учебник (учебное пособие);

    рабочая тетрадь;

    сборник заданий;

    дополнительная литература (словари, справочники);

    плакаты;

    таблицы;

учебно-техническая документация (УТД):

    Технологические карты (ТК);

    Инструкционные карты (ИК);

    Инструкционно-технологические карты (ИТК);

образцы объктов труда;
– образцы поузловой обработки изделий;
– материалы для контроля знаний учащихся;

    Карточки-задания,

    Тесты,

    Кроссворды.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Словарная работа:

Тип урока:

II. Ход урока

1. Организационный момент:

– приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изложение учителем нового материала.

5. Закрепление знаний учащихся.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

7.1. Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с объектом труда (образцом);

ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктаж по технике безопасности.

7.2 Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем:

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимися на подготовку к следующему уроку.

Урок технологии.

Цели:

Оборудование: Ножницы

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Все готовы.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Отгадайте загадки.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Мягкие пушинки

Белые …. (снежинки).

    Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем вырезать, как вы уже, наверное, догадались - снежинку. Не простую, а вот такую вот красивую и ажурную (показ образца).

    Открытие новых знаний.

Новый год - это зимний праздник. Наверное, это самый любимый праздник всех взрослых и детей. У всех он ассоциируется с ёлкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и конечно со снегом. Все стараются украсить свой дом. Сейчас в магазинах продаётся много украшений. Но самые лучшие - это те, что сделаны своими руками. И одним из таких украшений является вырезанная из бумаги снежинка.

Вырезание узоров из бумаги - очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно по-видимому в Китае, где ещё в105году до нашей эры Цэй Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского дворца. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинами украшали свои лица и причёски.

    Анализ образца.

Физминутка: (текст проектируется на доске)

Покружиласьзвёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

    Практическая работа.

Этапы изготовления снежинки .

    Вырезаем лепестки.

    Разворачиваем заготовку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии»

Урок технологии.

Тема урока: Вырезание из бумаги. «Снежинка»

Цели: Знакомство с новым видом декоративно- прикладного искусства. Освоение технологией вырезания из бумаги, с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем. Совершенствовать умение работать с различными материалами.

Оборудование: Ножницы

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Все готовы.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

    Актуализация и фиксирование знаний.

Отгадайте загадки.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Мягкие пушинки

Белые …. (снежинки).

    Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем вырезать, как вы уже, наверное, догадались – снежинку. Не простую, а вот такую вот красивую и ажурную (показ образца).

    Открытие новых знаний.

Новый год – это зимний праздник. Наверное, это самый любимый праздник всех взрослых и детей. У всех он ассоциируется с ёлкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и конечно со снегом. Все стараются украсить свой дом. Сейчас в магазинах продаётся много украшений. Но самые лучшие – это те, что сделаны своими руками. И одним из таких украшений является вырезанная из бумаги снежинка.

Вырезание узоров из бумаги – очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно по-видимому в Китае, где ещё в105году до нашей эры Цэй Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского дворца. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинами украшали свои лица и причёски.

Позднее в ХIII- ХVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, искусство вырезания распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи».

Одно из направлений «цзяньчжи» называется «си-хуа». Оно заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д..

Китайское искусство вырезания из бумаги распространилось по всей Европе по Шёлковому пути и полюбилось во многих странах. Его стали считать своим исконным ремеслом многие народы.

Искусство вырезания из бумаги не требует большой затраты сил и средств, т.к бумага стала относительно дешёвым материалом. Зато оно прекрасно украшала жилища. Бумажные шторы, салфетки, занавеси особенно были популярны в маленьких городах Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии.

Искусство вырезания из бумаги передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. У каждого народа появились свои собственные традиции и узоры. Инструментами для работы служили ножницы, складные ножи, скальпели или лезвия для бритья.

    Анализ образца.

Сегодня на уроке мы тоже приобщимся к этому древнему искусству и научимся вырезать снежинки. Посмотрите на образцы. Нравятся ли они вам?

Какой материал вам потребуется для работы?

Какие инструменты вам понадобятся? Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами. (Повторение правил безопасности при работе с ножницами).

Снежинка у нас объёмная и при её изготовлении нам потребуется клей ПВА или клей-карандаш.(Повторение правил Т/Б при работе с клеем).

Физминутка: (текст проектируется на доске)

Покружиласьзвёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

    Практическая работа.

Чтобы сделать объёмную снежинку нам понадобится бумага формата А4 или А5, ножницы и клей.

Этапы изготовления снежинки .

    Лист формата А4 складываем пополам и разрезаем, либо берём сразу 2 листа формата А5.

    Каждый лист складываем по диагонали и отрезав лишнее получаем 2 квадрата.

    Получившиеся квадраты не разворачивая, складываем ещё раз по диагонали.

    Вырезаем лепестки.

    В каждом лепестке делаем по 2надреза, немного не доходя до сгиба.

    Разворачиваем заготовку.

    Среднюю часть приклеиваем к серединке.

    Повторяем тоже самое с остальными лепестками.

    Тоже самое проделываем и со второй заготовкой.

    Осталось склеить заготовки между собой задними сторонами крест-накрест. И вот наша двусторонняя, объёмная снежинка готова.

    Включение нового знания в систему знаний.

Удивительно но в природе нет двух одинаковых снежинок. Каждая капелька воды, замерзая принимает свою, уникальную форму. Каждый из бесчисленных цветков, падающих с небес имеет свою душу, свой характер.

Бумажная снежинка - тоже одна из бесчисленного множества вариантов. Измени цвет, размер бумаги, толщину надреза и получится другая, такая же красивая.

    Рефлексия учебной деятельности.

Какую задачу мы ставили на уроке?

Достигли мы поставленной задачи?

Что нового вы сегодня узнали?