Определение адаптация. Понятие «адаптация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Люди живут и функционируют во внешней среде, изменяя некоторые аспекты в ней. Мир своими объектами и явлениями, в свою очередь, тоже имеет влияние на каждый организм и их психику далеко не всегда положительное и полезное. Изоляция от среды неминуемо приведёт к смерти.

Животный мир и человеческий проходят жёсткий естественный отбор: скачки температур, атмосферного давления, влажности, освещённости и других физических и физиологических параметров. Имея различные приспособления, технические возможности, мы остаёмся по своей природе чувствительными и достаточно ранимыми существами.

Особенно это ощущается при резких изменениях окружающей среды. Например, понижение температуры нашего тела лишь на пять или шесть градусов может привести к гибели.

На физическом уровне люди от рождения до смерти пользуются массой природных механизмов, которые изменяя свои показатели в зависимости от условий вокруг, позволяют оставаться ему в нормальном состоянии функционирования.

Трансформация параметров происходит не только на физическом уровне, но и на психическом. Мир, за последние несколько лет, ускорился в развитии, не все успевают осознать происходящее и безболезненно перестроится. Эксперты, врачи и психологи утверждают, что каждый третий сегодня нуждается в помощи или лечении, чтобы активировать адекватные адаптивные механизмы внутреннего мира.

Учёные, внёсшие существенный вклад в изучение этой проблемы и давшие свои определения: французский физиолог К. Бернар, американский физиолог У. Кэннон, российский биолог А. Н. Северцов, канадский физиолог Г. Селе.

Определение и понятие адаптации

Все научные изыскания организма в связке «человек-среда» приходят рано или поздно к пониманию механизмов, которые позволили пройти человечеству всю эволюцию, несмотря на явные и скрытые обновляющиеся аспекты .

Явления внешнего и внутреннего мира проходят постоянно точку баланса, приспосабливаются друг к другу. Человек, саморегулируясь, сохраняет благоприятные параметры в своём теле и принимает новые, даже неидеальные условия жизни. Например, неблагоприятные решения – хронические заболевания, бегство в болезнь. Называют эти механизмы гомеостатическими. Они стремятся уравновесить, стабилизировать работу всех систем жизнеобеспечения, чтобы избежать гибели.

Приспособление, адаптация – процесс, в котором происходит оптимизация взаимодействия и взаимообмена внешних и внутренних сред с целью сохранения жизни. Само определение возникло в XIX веке в биологии. Позже его применяли не только к жизни организма, но и к развитию личности и даже к коллективному поведению.

Рассмотрим некоторые научные формулировки , определяющие «Что такое адаптация»:

  • динамическое соответствие равновесия живой системы и внешней среды;
  • приспособление строения и функций организма и органов к среде;
  • приспособление органов чувств к особенностям стимулов, предохранение рецепторов и организма от перегрузки;
  • биологическое и психологическое приспособление организма к внешним и внутренним условиям;
  • способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды механизмами саморегуляции.

Какое бы определение мы ни взяли, изменения в обыденной жизни идут непрерывным потоком . Успешное приспособление и саморегуляция и приведут к нормальному развитию индивидуума, к его физическому и психическому здоровью.

Успешность адаптации могут обеспечить тренировки, специальные упражнения, разработанные как для тела, так и для души.

Огромное количество разнонаправленных научных дисциплин занималось проблемой адаптации с разных углов зрения формулировали её определение: биология, психофизиология, медицина и медицинская психология, эргономика и другие. Из новейших: экстремальная психология, генетическая психология.

Адаптивные процессы затрагивают своими изменениями все уровни существования человека от молекулярно-биологического до психолого-социального .

Психологи рассматривают адаптацию как свойство личности приспосабливаться, её параметр активности в мире людей. Если организм обладает биологическими реакциями саморегуляции, то личность владеет различными средствами для прохождения интеграции в единую систему: усвоение норм, ценностей, норм общества через призму своих потребностей, мотивов, установок. В психологии это обозначено как социальная адаптация.

В системе адаптации личности специалисты выделяют три уровня:

  • психический (поддержание психического гомеостаза и психического здоровья);
  • социально-психологический (организация адекватного взаимодействия с людьми в группе, коллективе, семье);
  • психофизиологический (сохранение физического здоровья через баланс отношений тела и психики).

Успешность адаптации и её виды

Постановка и возможность достижения задач в своей жизнедеятельности являются показателем успешного прохождения психической адаптации личностью. Критериев два: объективный и субъективный . Немаловажные параметры при этом: образование, воспитание, трудовая деятельность и профессиональная подготовка.

Усложняют социальную адаптацию психические и физические недостатки и нарушения (дефекты различных органов или ограничения тела). В этих случаях на помощь приходит компенсация.

Существует целая концепция раскрывающая суть и определение адаптационного синдрома. Речь идёт о стрессе как естественном явлении в процессе приспособления к неблагоприятным условиям жизни. Полное освобождение от стресса – смерть, поэтому борьба с ним не имеет смысла. Психологи учат пользоваться доступными и адекватными средствами психологических защит .

Специалисты выделяют динамическую и статическую адаптации. При статической – структуры личности не изменяются, приобретаются лишь новые привычки и навыки. В динамической – присутствуют изменения в глубинных слоях личности. Например, невроз, аутизм, алкоголизм – иррациональные приспособления к негативным условиям в жизни.

Нарушения адаптации

Если человек попал в стрессовую ситуацию, то есть все шансы месяца через три наблюдать реакции дезадаптации, которые, в свою очередь, длятся не более шести месяцев. И далеко не всегда: чем сильнее стресс, тем ярче реакции расстройства адаптации. Сила дезадаптации зависит личностной организации и культуры общества, в котором живёт человек.

Отступает стресс , и личность постепенно возвращается к привычным адаптивным механизмам. В случае когда стрессоген не исчезает, человек вынужден перейти на новый уровень адаптации.

Смена школы или трудового коллектива, потеря близких, родителей и другие стрессы, изменившие привычный ход течения жизни, ведут к нарушению психоэмоционального состояния. В любом возрасте на его стабилизацию потребуется время.

Какие расстройства констатируют специалисты у людей, попавших в новые условия существования? Перечислим самые частые из них: депрессия, тревожность, девиантное поведение.

Таким образом, проблема адаптации является междисциплинарной и очень актуальной в современном мире . Многочисленные исследования дают ещё больше новых вопросов и загадок. Процесс адаптации в своей биологической и психической основе непрерывен и служит для сохранения жизни.

АДАПТАЦИЯ - 1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения - например, гештальт психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин (=> синдром адаптационный).
2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки (=> реадаптация). Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - Изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах (> образ последовательный). Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула.
Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают и периферические, и центральные звенья анализатора. Для исследований механизмов адаптации сенсорной и процессов восприятия вообще большое значение имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов (> психофизика).
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - Постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ориентации ценностных индивида и от возможностей их достижения в среде социальной. В результате достигается формирование самосознания и поведения ролевого, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими (=> реадаптация социальная). Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:
1) тип активный - характерен преобладанием активного воздействия на среду социальную;
2) тип пассивный - определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностных группы. Важный аспект адаптации социальной - принятие индивидом роли социальной. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм.
В психологии западной проблема адаптации социальной разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоанализа, связанных с антропологией культурной и медициной психосоматической. Главное внимание уделяется нарушениям адаптации - расстройствам невротическим и психосоматическим, алкоголизму, наркомании и прочему - и способам их коррекции.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический .

Биологический аспект А. - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация ). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А . сенсорная ). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии , медицинской психологии , эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом .

Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной ) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями , мотивами и интересами . Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией .Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе , трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология ).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению , получившие название перцептивной , или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология» ,которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего, в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866-1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.

Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У . Джемс , но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж . Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функцию А. к новой (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни . Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология ). (Б. М.)

АДАПТАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ (англ. visual adaptation ) - приспособление чувствительности глаза (и всей зрительной системы) к различным условиям освещения. Различают А. з. к свету (световая А. з.) и темноте (темновая А. з.). А. з. к свету в норме происходит в течение 1 мин. При нормальном состоянии зрительного анализатора она зависит от интенсивности и яркости воздействующего на глаз света.

А. з. к темноте продолжается значительно дольше. За первые 30-45 мин происходит повышение световой чувствительности в 8-10 тыс. раз. Однако процесс А. з. идет и в течение последующих часов пребывания в темноте, достигая максимума примерно на 2-3-м ч. А. з. к темноте (сумеречному свету) происходит в результате 1) фотохимических реакций в сетчатке (восстановление зрительного пурпура); 2) переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат; 3) увеличения площади рецептивных полей (пространственная суммация); 4) увеличения площади зрачка. А. з. измеряют с помощью специальных приборов, называемых адаптометрами . См. Гемералопия , Зрение , Фоторецепторы . (Г. Н. Ильина.)

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ (англ. sensory adaptation ) - изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие А. с. (или, что не очень точно, А. органов чувств ) объединяет разнообразные явления изменения чувствительности , имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, 3 разновидности А. с.

1. А. - полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия постоянного раздражителя. Напр., легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Человек ощущает прикосновение одежды и обуви лишь в момент их надевания. Давление часов на кожу руки или очков на переносицу также очень быстро перестает ощущаться. Эти изменения чувствительности, по Л. М. Веккеру (1998), связаны с тем, что при установлении стационарного состояния взаимодействия с раздражителем затухание центростремительных импульсов автоматически прекращает весь дальнейший процесс ощущения, хотя процесс раздражения рецепторов продолжается. Отсутствие явления полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя объясняется тем, что в этом случае имеет место компенсация неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

2. А. называют также ухудшение способности ощущать слабые раздражители и, следовательно, повышение нижнего абсолютного порога под влиянием действия сильного светового раздражителя. Явление снижения абсолютной чувствительности зрительной системы под влиянием интенсивного светового раздражения носит название световой А.

Описанные 2 вида А. можно объединить общим термином негативная А.,т. к. их результатом является снижение чувствительности анализаторов.

3. А. называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя; это позитивная А. В зрительном анализаторе позитивная А. называется темновой А., она выражается в увеличении абсолютной чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. А. предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия на них сильных раздражителей. В то же время она не позволяет постоянно действующим раздражителям маскировать новые сигналы или отвлекать внимание от более важных раздражителей. Явление А. объясняется теми периферическими изменениями, которые имеют место в функционировании рецепторов при продолжительном воздействии на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным», запредельным торможением , снижающим чувствительность.

От рассмотренных явлений А. следует отличать др. явления, напр., сенсомоторную А. к инверсии или смещению сетчаточных изображений (см. Смещенное зрение ). Установлено, что испытуемые, носившие инвертирующие призмы, постепенно адаптируются к условиям инверсии и воспринимают окружающие объекты как правильно ориентированные в пространстве. И. Коллер (1964) высказал предположение о возможности в этих условиях 2 видов А.: физиологической А., не зависящей от к.-л. форм активности со стороны субъекта, и А. в результате практической деятельности. (См. также Адаптация , Адаптация зрительная , Зрение , Пороги ощущений , Температурные ощущения .) (Т. П. Зинченко.)

Добавление:

1. Обычно в дефинициях А. указывают не просто на изменение чувствительности, а на приспособительное (полезное, позитивное) изменение, причем подразумевается, что приспособительный эффект проявляется в самой сенсорной сфере. Термин «негативная А.» может создать неверное представление о световой А. как о явлении, для которого характерно лишь ухудшение восприятия, что само по себе тоже может иметь позитивное значение в свете иных «интересов» субъекта (напр. защита от сенсорной перегрузки или от опасных по силе раздражителей, фильтрация информативных сигналов). Однако световую А. нельзя ограничить только отмеченным процессом понижения абсолютной чувствительности, поскольку (в этом как раз и состоит ее приспособительное значение) параллельно с понижением абсолютной чувствительности происходит повышение дифференциальной световой (или контрастной) чувствительности - способности наблюдателя замечать различия, детали, контрасты (любой человек с нормальным зрением знает, что при переходе из темного помещения на светлую улицу требуется некоторое время, чтобы прошло ослепление и стали различаться объекты). 2. Явления сенсорной А. нередко имеют определенную избирательность (селективность): происходящие в сенсорной системе изменения чувствительности специфичны к некоторому диапазону стимульных характеристик, близких к характеристикам адаптирующего стимула (скорости движения, ориентации, цвету, пространственной частоте и др.) (Б. М.)

АДАПТАЦИЯ СЛУХОВАЯ (англ. auditory adaptation ) - изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего А. с. проявляется в падении слуховой чувствительности, хотя при действии звуков могут изменяться и др. показатели слухового восприятия (оценка громкости , высоты звука ). А. с. в виде повышения порогов слуха зависит от интенсивности, частоты и длительности воздействующего тона, а также от времени, прошедшего после начала или прекращения действия звука.

Увеличение времени воздействия раздражающего тона приводит к слуховому утомлению , характеризующемуся временным повышением порогов слуха и значительным периодом восстановления.

Механизмы А. с. недостаточно изучены. Наряду с изменениями в функции внутреннего уха (см. Ухо внутреннее ), выражающимися в уменьшении частоты разрядов клеток, на развитие А. с. оказывают влияние процессы, происходящие в высших отделах ц. н. с. (см. также Слух ).

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social adaptation ) - интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальная дезадаптация может возникать в результате органического заболевания, тяжелого увечья, функционального психического заболевания. Степень дезадаптации и потенциальные возможности социореадаптации определяются как тяжестью и специфическими особенностями заболевания, так и характером внутренней переработки больным социальной ситуации болезни. См. Внутренняя картина болезни . (Ж. М. Глозман.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах. В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

  • Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.
  • Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  • Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.
  • Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.
  • Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.
  • Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.
  • Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.
  • Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.
  • Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

Виды

Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  • Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:
  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.
  • Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

  • Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.
  • Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.
  • Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.
  • Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  1. Средовые включают:
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

Адаптация Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Адаптация

(от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза . А. - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже , трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомео статического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности . Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Адаптация

1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения - например, гештальт-психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин (см. ).

2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Адаптация Этимология.

Происходит от лат. adaptare - приспособлять.

Категория.

Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

Специфика.

Процесс, в котором происходит объединение ассимиляции и аккомодации.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АДАПТАЦИЯ

(от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический .

Биологический аспект А. - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также ). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. А . сенсорная ). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и аккустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии , медицинской психологии , эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом .

Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной ) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями , мотивами и интересами . Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией . Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе , трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. ).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению , получившие название перцептивной , или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология» , которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего, в адаптационной трактовке поведения и психики. С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условиям среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866-1936) в своей небольшой работе «Эволюция и психика» (1922). Эта линия подхвачена теоретиками поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис, 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения для выживания в эволюционном аспекте.

Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существенную роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. н. функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно, У . Джемс , но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж . Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что выполняет функцию А. к новой (для индивида и биологического вида) обстановке, тогда как и служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и этологии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни . Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. ). (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Адаптация

   АДАПТАЦИЯ (с. 25) (от лат. adaptatio - приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVHI в.; в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

В области физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое из которых имеет определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации , то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Полученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или недостаточной освещенности, повышенного уровня шума и т.п.

В рамках другого направления изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды. Начало этим исследованиям положили работы У.Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции - нападение и бегство. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.

Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г.Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома - определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований на животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов, и т.п.), те же самые факторы вызывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям. Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже неважно, являются ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятными или не приятными, существен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.

В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной реакцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.

В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З.Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений , ориентированных на получение непосредственного удовольствия (), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я ( , ), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (). Бессознательные влечения настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оной ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на , стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.

Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями , то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Но поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствуете слабости, незрелости Я.

Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на , с тем чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением к требованиям окружающего мира.

Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе Х.Гартмана и Э.Фромма.

Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде, или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация - это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация - приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».

В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом. Когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, такая адаптация не служит причиной изменений его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.

С точки зрения Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также, по Фромму, демонстрируют динамическую адаптацию к определенным социальным условиям.

В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепций получила генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.

Субъект, по Пиаже, - это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры - структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

Функции - это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже - биолог, психологию никогда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две основные функции - организация и адаптация. Каждый акт поведения организован, или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основ ные функции, составляющие адаптацию, как наследственно закрепленные не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

Наряду с названными существует еще и социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый несколькими школами и направлениями. Социальная адаптация понимается ими как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого процесса). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения (так, проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад, в школу). Основные типы адаптационного процесса - тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду (ребенку, разумеется, почти недоступный), и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, - формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности. Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли; этот аспект детально изучается в рамках особой теории ролей.

Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является .

В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом основное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "адаптация" в других словарях:

    Адаптация - внесение в ИР ЕГКО г. Москвы изменений, осуществляемых исключительно в целях их функционирования на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя, без согласования указанных изменений с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

лат. приспособление) в биологии - совокупность физиологических, поведенческих, популяционных особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды (см. Среда окружающая). Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДАПТАЦИЯ

позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание) - термин первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней среды. А. формируются на протяжении всех стадий жизненного цикла организма. Совокупность выработанных в процессе развития А. придает живым системам целесообразную организацию. Вместе с тем А. есть и определенный результат приспособительного процесса - адаптациогенеза, протекающего при взаимодействии живых систем с окружающей их средой. Материалистическую трактовку природы А. впервые предложил Дарвин, показав, что А. возникают в результате действия естественного отбора. В настоящее время понятие А. вышло за пределы биологии. Оно стало употребляться во многих технических, естественных и гуманитарных науках. Так, в медицине оно используется для характеристики оптимальной жизнедеятельности и нормального социо-биологического развития человека. В технических науках и кибернетике на основе понятия А. разрабатывается понятие "адаптивные системы", которым обозначаются различные самонастраивающиеся технические системы с обратной связью. Во многих социальных науках и психологии говорится о социальной А. личности или социальной группы к социальной среде (микросреде), в процессе которой устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды (микросреды). При этом социальная А. охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека. Общенаучный статус понятия А. предполагает и необходимость его определения в более широком значении, инвариантном для конкретных научных дисциплин: А. есть особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой и развитие данной системы.

Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологич. А. определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, к-рые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутр. природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда - адаптивная и, одновременно, адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм А., складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю. При недооценке фактора социальной и психич. активности (напр., в психоанализе) А. сводится к простому равновесию биологич. желаний человека и социальных требований и запретов, а сама личность - к пассивному результату столкновения того и другого.

На собственно социальном уровне А. в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

Различают след, варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности и группы. Подчинение среде, при к-ром собств. цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-исторически, общеприняты, традиционны, полностью соответствуют социальным нормам. Обновление среды, при к-ром для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа используют нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ритуализм, при к-ром, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристойные, одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. Уход от жизни, при к-ром непринятые, странные с т. зр. среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. Бунт, мятеж, при к-рых, отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с реакц. позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения, что часто выступает как творч. конструктивное преобразование среды.

Важнейшим условием успешной А. является оптим. сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемой в зависимости от конкретных ситуаций, т, е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима А. Основа этого - высокоосознанная творч. деятельность, непрерывный содержат, обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качеств, обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определ. социальных условиях. Так, в бурж. обществе, в к-ром цели личности, как правило, не сочетаются с общественными, успешная А. во мн. случаях в принципе невозможна, в результате чего возникают различные формы отклоняющегося поведения.

Понятие А. используется также при анализе систем «человек-машина», социально-психологич. климата групп и коллективов, асоциального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания. В ряде областей (юриспруденция, медицина) принят термин «реадаптация», означающий А. к прежним социальным условиям после происшедших с личностью или группой изменений.

Отличное определение

Неполное определение ↓