Михаил III Федорович. Михаил никитич романов и ныробские святыни

Михаил Никитич Романов и ныробские святыни

К XVII веку Ныроб насчитывал уже многие века своей истории. Возле него открыто селище XIII века. Жители занимались охотой, рыбной ловлей, на отвоеванных у леса клочках земли выращивали хлеб. Возможно, и дальше их жизнь протекала бы размеренно и спокойно, если бы ее не коснулась Смута.

В 1598 году Земский Собор избирал на царство Бориса Годунова. Сразу же после его воцарения образовалась оппозиция из бояр, мечтавших ограничить царскую власть. Как только Годунову стали известны тайные действия бояр, в опале оказались многие знатные люди. Среди прочих Годунов расправился с родом Романовых. Пятерых сыновей Никиты Романова, имевшего близкое отношение к царскому роду (сестра Никиты, Анастасия, была женой Ивана Грозного), вместе с женами, детьми и племянниками он сослал в разные места Русского государства.

Младшего сына Михаила заковали в почти трехпудовые кандалы (они охватывали ноги, руки, шею) и в сентябре 1601 года под присмотром стражи доставили в Ныроб. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили Романова в сруб, опущенный в земляную яму. Доведенный до изнеможения, к весне 1602 года (по некоторым источникам, к августу) он скончался.

Однако, как сообщается в преданиях, местные жители пытались облегчить участь узника и тайно бросали в яму "съестные припасы". Но как только об этом узнала стража, их поймали и увезли на пытки в Казань (позднее оставшихся в живых по царскому указу возвратили в родные места). Похоронили Михаила Никитича на пригорке, метрах в трехстах от той ямы. После смерти Годунова, в марте 1606 года, тело Романова было перевезено в Москву и погребено в усыпальнице Романовых в Новоспасском (Новодевичьем) монастыре.

Все, что произошло в начале XVII века в чердынской деревне - из шести дворов, не прошли для нее бесследно. О Ныробе вспомнили сразу, как только в 1613 году Земский Собор избрал на царство племянника Михаила Никитича - Михаила Федоровича Романова, а в 1619-м Освященный Собор русских иерархов поставил патриархом Московским и всея Руси старшего брата Михаила Никитича - Филарета (Федора Никитича). По жалованной в 1621 году грамоте царя Михаила Федоровича ныробские крестьяне освобождались от налогов и пользовались льготами до середины XIX века.

Жители Ныроба своими челобитными стали напоминать царям о заслугах в спасении рода Романовых. Они просили сохранить данные им льготы и оказывать помощь в содержании храмов. Так, в 1682 году они писали: "В прошлом де во 1680 году в Ныробском погосте церковь Николая Чудотворца со всею утварью и их дворы погорели без остатку, и в прошлом же во 1681 году на том церковном погорелом месте они церковь вновь строити почели, а достроить им той церкви нечем, и великий государь пожаловал бы их для вечного поминовения боярина Михаила Никитича Романова и для их пожарного разорения и хлебного недороду тех стрелецких денег на прошлые 1680 и на 1681 году и на 1682 году и впредь с них не имати, чтоб ево царскому богомолию не запустети и им бы попам и достальным крестьянам врозни не разбрести". Царь распорядился и указал воеводе в Чердынь "податей никаких имать не велено, а вместо руги устроить их с землями, а буди земли нет и им велено давати по-прежнему руги по 20 рублев на соборе". По сведениям Посольского приказа, в Ныробском погосте в то время насчитывалось "церковных, и причетниковых, и крестьянских, и бобыльских 40 дворов да 2 избы".

В первой половине XVIII века на северной окраине Ныроба сформировался редкий по красоте каменный ансамбль: два церковных строения, объединенные ярусной восьмигранной колокольней на низком четверике. Подобные ансамбли возводились на Русском Севере, но в Чердынском крае он единственный. Сначала в январе 1705 года освятили летнюю пятиглавую Никольскую церковь. Пышное убранство фасадов, лемеховое покрытие глав, многоступенчатые карнизы и закомары, жучковый орнамент, полуколонны с капителями оказывали глубокое воздействие на человека. Много интересного создавалось и в интерьере - роспись стен по сухой затирке, многоярусный иконостас, обновленный в конце XIX века мастерами иконописной мастерской А. В. Федосеева из села Покча, "голосники" для лучшего резонанса, пол из чугунных плит…

Вторую церковь - Богоявленскую - возвели в 1736 году как зимнюю. Выступом у северной стены храмовой части отметили место захоронения Михаила Романова. Внутри церкви находилась гробница, здесь же хранились железные оковы царского родственника. Профессор Санкт-Петербургского университета Н. Г. Вагнер, побывавший в Ныробе в 1857 году, отметил, что "цепям Михаила Никитича приписывается даже целебное свойство, и во время церковных служб многие болящие надевают на себя части цепей (смотря по тому, сколько могут вытерпеть) и в таком виде простаивают целые обедни. Простой народ горячо верит в целебную силу цепей даже и по отношению к животным, ввиду этого многие ныробские обитатели возлагают цепи и на болящий домашний скот". Прикладывались к цепям и новобрачные по окончании венчания.

Над ямой, в которой сидел Михаил Никитич, возвышалась часовня во имя св. Архангела Михаила. В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу. С четырех сторон под карнизом часовни помещался текст, из которого следовало, что к сооружению часовни причастна Екатерины II: "На том месте построена была деревянная часовня, ныне вместо этой деревянной по указу Ея Императорского величества в 1793 году построена сия каменная часовня единственно в память бывшего на том месте в заточении боярина Михаила Никитича Романова тщанием и коштом здешней волости крестьян, а усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева".

Из маленькой деревни Ныроб вырос в большое село на севере Пермской губернии. За год здесь бывало до 6 тысяч паломников, более всего в Великий пост - до 1200 человек. Ежегодно 6 сентября (в этот день православная церковь вспоминает чудо св. Архистратига Михаила в Хонех. - Г. Ч.) в часовне совершалась панихида по Михаилу Никитичу, а в праздник Святой Троицы на площади у часовни служился молебен св. Архангелу Михаилу.

В середине XIX века пермский историк В. Н. Шишонко высказал сомнение в подлинности цепей Михаила Никитича. Виновником слухов был уездный судья С. Я. Коновалов, изготовивший копию цепей для своей коллекции древностей. В 1910 году цепи обследовала специальная комиссия Пермской епархии, заключение которой публиковалось в печати. Подлинные цепи с 1928 года хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А. С. Пушкина.

Георгий ЧАГИН
Журнал «Родина», № 11, 2001 г.

Мемориальный центр М.Н. Романова - архитектурный комплекс на месте ссылки и убийства Михаил Никитич Романов - дяди первого царя новой династии России.

Включает в себя сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка. Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки и остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году.

"В Смутные времена, в 1600-ые годы – время безвластия, очень ярой была борьба за царский престол. Лидером, жестоким человеком, который выделялся особой ревностью в этой борьбе, был Борис Годунов. По законам царского престолонаследия он не имел права быть русским царем, потому что был сыном перекрещенца, татарина Мурзы-Четы. И когда его поставили на голосование в боярской думе, в народе появились большие возмущения: что, у русских людей нет достойного человека, который мог бы возглавить государство?..
И тут народ стал кричать: «Романовых, Романовых поставить!» Братья Романовы были выдающимися молодыми людьми своего времени. Считалось, что многие боярские дети не знали даже грамоты, а братья Романовы знали по три иностранных языка. Работая на полях, в лесах, они всегда были вместе с людьми. Не только работали, но и бывали на гуляньях с народом. Романовы пользовались большим авторитетом в народной молве, и люди хотели, чтобы именно они взошли на престол.
После смерти Иоанна Грозного наследниками остались два его сына. Один из них, Федор Иоаннович, был очень набожным, скромным, не проявлявшим ни малейшего рвения в государственных делах. Поэтому были даны ему пять регентов, одним из которых был Борис Годунов, захвативший впоследствии лидерство в этом регентстве. Умный Борис Годунов сумел забрать смиренного царя в свои руки и стать полным правителем России во всё царствование Феодора.
Через некоторое время Федор Иоаннович умирает – для Годунова открылся путь к престолу. Но на пути – малолетний Дмитрий Иоаннович Романов. По приказу Бориса Годунова этого маленького семилетнего мальчика зарезали как бы в припадке падучей болезни. И, вроде бы, теперь путь свободен. Но тут появились братья Романовы. И Годунов, сделав одну подлость – зарезав малолетнего ребенка ради царского престола, не гнушается второй подлостью – убрать всех пятерых братьев Романовых с пути к престолу.
Агенты Бориса Годунова уговорили ключника, чтоб тот подбросил на склад к боярам Романовым ядовитые коренья. И тут, как в современном детективе, внезапная проверка: что у вас в складах хранится? Обнаружили эти коренья, завели уголовное дело о том, что бояре Романовы решили извести и отравить Бориса Годунова. Поэтому всех пятерых братьев Романовых осудили и сослали в самые северные области, в самые необжитые районы, которые существовали в то время. Двоих братьев отправили в Пелым – в монастырь, одного загубили в бане, запарили.
Третий из братьев Романовых, Михаил Никитич, по приговору царского суда был сослан для заточения в деревню Ныробка. Дальше Ныроба уже не было цивилизованных форм поселения, были только дикие племена, недобитые орды татаро-монголов, дикие племена северных народов: вогулы, ханты, манси – их в народе называли югра – люди, которые находились в полудиком состоянии.

Михаила Романова привезли сюда в конце сентября. Уже шел снег. Зачитали указ, что за попытку отравить царя Бориса Годунова он приговаривается к заточению в яме. Прямо при нем выкопали яму – два метра шириной и длиной и полтора метра высотой. А из описаний Михаила Никитича Романова мы знаем, что он был за два метра ростом. Поэтому вкопали столб, и к этому столбу приковали узника цепью, то есть, находясь в яме, он вокруг столба ползал на четвереньках, и не имел даже возможности встать прямо…
Яму забросали бревнами и оставили только маленькое окошечко для того, чтобы подавать ему есть, пить и щепочки-дрова для отопления этой холодной ямы. Воеводе Тушину дан был приказ: чем быстрее Романов в яме умрет, тем быстрее тот вернется в Москву. Поэтому стражи сначала его кормили – из сострадания, чувства жалости, а потом, когда началась зима, они сами стали мерзнуть, живя в ветхих, прогнивших крестьянских избах. От холода не помогали даже крепкие спиртные напитки, которые московский воевода со своими солдатами покупали у крестьян.
Вскоре им надоело здесь жить, поэтому они решили перестать кормить Михаила Никитича. Однажды Тушин, придя к бражнику крестьянину, сетовал: что такое – мы уже не кормим его два месяца, а он все живет и живет. После чего этот бражник предал всех жителей Ныроба. Он сказал, что Михаила Никитича Романова подкармливают крестьянские ребятишки, которые бегают и бросают в яму хлеб, пеканы, налив молока и залепив с одной стороны мякишем. Тушин спрятался за пригорок и, видя, что дети выбегают и направляются к яме, он стал внимательно наблюдать за ними. Дети, играя вокруг ямы, начали бросать в яму кусочки хлеба, пеканы. Он выскочил из своего укрытия, подбежал, схватил ребят за шиворот, привел к родителям и сказал, что их дети помогают государственному преступнику. «Откуда у вас было это повеление? Из Москвы?» – допытывался Тушин. «Нет, это дети сами, просто из чувства сострадания к узнику», ¬¬– отвечали родители. Команда Тушина, не поверив этому, отправила этих коренных жителей Ныроба в Казань на дыбу, чтобы выпытать, кто и откуда приказал им давать пищу Михаилу Романову для продления жизни.
Через три года ныробчане вернулись. Но не все: одного на дыбе забили насмерть, трое остальных пришли нравственными и физическими калеками… Потом, когда Михаил Федорович Романов узнал эту историю о помощи местных жителей Михаилу Никитичу, он издал указ о том, что ныробские крестьяне в знак благодарности за помощь его дяде, Михаилу Никитичу Романову, за поддержание его жизни, освобождаются от земельного налога пожизненно. Но потом пришли другие цари, и Екатерина II отменила этот указ.

Когда ребятишки перестали помогать Михаилу Никитичу, он все-таки продолжал жить: этому способствовал его богатырский организм, молодость. После очередной попойки нерадивые московские воеводы решили: да сколько мы можем здесь находиться?! Они гурьбой подошли к яме, разбросали бревна, и сам Тушин спрыгнул в эту яму. Через несколько минут он вылез из ямы весь раскрасневшийся, запыхавшийся, и объявил, что боярин скончался.
В честь страданий Михаила Никитича Романова эта яма здесь до сих пор существует. Она находится посреди поселка Старый Ныроб.

Когда его задушили, то сразу же похоронили, и воеводы уже к вечеру уехали в Москву. В дальнейшие смутные времена, в период междуцарствия, когда стали появляться Лжедмитрии, каждый старался выделиться среди когорты претендентов на престол, показать свое внимание ко все опальным Романовым. Лжедмитрий Гришка Отрепьев вспомнил о Михаиле Никитиче Романове. В 1605 году по его приказу в Ныроб приехала экспедиция, которая эксгумировала тело Михаила Никитича. Гроб был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.

На месте могилы Михаила Никитича Романова построили храм Николая Чудотворца. Три раза его строили, и все три раза он горел. Потом решили, что Бог подает знак, что строить там деревянный храм уже не нужно. Тогда в 1704 году возвели это величественное здание.

Существует такая легенда, что Свято-Никольский храм построили не люди. Приехали на подряд неизвестно откуда взявшиеся мастера, договорились с подрядчиком построить храм. Ни с кем из местных жителей они не общались, строили очень быстро, добросовестно. То, что построили они за день, на ночь таинственным образом уходило под землю. На следующий день они приходят, видят, что постройка на уровне с землей, и начинают строить снова. Сколько они за день построят – метр, два – на ночь снова уходит под землю. А когда главки, луковицы уже были завершены, храм этот весь «вышел» из-под земли. Наступило время расплаты с подрядчиками, но внезапно строители исчезли, не взяв плату за совершенную работу. Многие говорили, что это работали ангелы…"

Это место называют краем земли. Здесь нет ни океана, ни пропасти, но это край – на многие десятки километров севернее нет ничего, кроме заброшенных деревень и тюремных лагерей. Ныроб словно затерян в этой бушующей суровой тайге, в сугробах выше человеческого роста, в лае дворовых собак… Когда-то здесь было всего 6 дворов. Жили люди в таких же суровых условиях, когда зимние морозы доходили до сорока градусов, и терпели еще большие лишения. Мы можем себе представить, как это было, потому что оказались в этих глухих краях со съемочной группой телеканала «Союз» именно зимой, когда на холоде лопались детали оборудования, когда мороз не просто щипал, а колол лицо, а в доме, где пришлось заночевать, даже после того, как его протопили, в емкостях не растаяла вода…

Поселок на краю земли так и остался бы навсегда затерянным в тайге, если бы не события 1601-го года, печально прославившие Ныроб. О них нам рассказал иеромонах Варсонофий, настоятель Свято-Никольского храма в поселке Ныроб Пермского края.

Наш северный край обладает тремя святынями. Первая – это место мученического заточения Михаила Никитича Романова – яма, в которой он пробыл почти год. Из истории мы знаем, что в Смутные времена, в 1600-ые годы – время безвластия, очень ярой была борьба за царский престол. Лидером, жестоким человеком, который выделялся особой ревностью в этой борьбе, был Борис Годунов. По законам царского престолонаследия он не имел права быть русским царем, потому что был сыном перекрещенца, татарина Мурзы-Четы. И когда его поставили на голосование в боярской думе, в народе появились большие возмущения: что, у русских людей нет достойного человека, который мог бы возглавить государство?..

И тут народ стал кричать: «Романовых, Романовых поставить!» Братья Романовы были выдающимися молодыми людьми своего времени. Считалось, что многие боярские дети не знали даже грамоты, а братья Романовы знали по три иностранных языка. Работая на полях, в лесах, они всегда были вместе с людьми. Не только работали, но и бывали на гуляньях с народом. Романовы пользовались большим авторитетом в народной молве, и люди хотели, чтобы именно они взошли на престол.

Мы знаем, что после смерти Иоанна Грозного наследниками остались два его сына. Один из них, Федор Иоаннович, был очень набожным, скромным, не проявлявшим ни малейшего рвения в государственных делах. Поэтому были даны ему пять регентов, одним из которых был Борис Годунов, захвативший впоследствии лидерство в этом регентстве. Умный Борис Годунов сумел забрать смиренного царя в свои руки и стать полным правителем России во всё царствование Феодора.

Через некоторое время Федор Иоаннович умирает – для Годунова открылся путь к престолу. Но на пути – малолетний Дмитрий Иоаннович Романов. По приказу Бориса Годунова этого маленького семилетнего мальчика зарезали как бы в припадке падучей болезни. И, вроде бы, теперь путь свободен. Но тут появились братья Романовы. И Годунов, сделав одну подлость – зарезав малолетнего ребенка ради царского престола, не гнушается второй подлостью – убрать всех пятерых братьев Романовых с пути к престолу.

Агенты Бориса Годунова уговорили ключника, чтоб тот подбросил на склад к боярам Романовым ядовитые коренья. И тут, как в современном детективе, внезапная проверка: что у вас в складах хранится? Обнаружили эти коренья, завели уголовное дело о том, что бояре Романовы решили извести и отравить Бориса Годунова. Поэтому всех пятерых братьев Романовых осудили и сослали в самые северные области, в самые необжитые районы, которые существовали в то время. Двоих братьев отправили в Пелым – в монастырь, одного загубили в бане, запарили.

Третий из братьев Романовых, Михаил Никитич, по приговору царского суда был сослан для заточения в деревню Ныробка. Дальше Ныроба уже не было цивилизованных форм поселения, были только дикие племена, недобитые орды татаро-монголов, дикие племена северных народов: вогулы, ханты, манси – их в народе называли югра – люди, которые находились в полудиком состоянии.

Михаила Романова привезли сюда в конце сентября. Уже шел снег. Зачитали указ, что за попытку отравить царя Бориса Годунова он приговаривается к заточению в яме. Прямо при нем выкопали яму – два метра шириной и длиной и полтора метра высотой. А из описаний Михаила Никитича Романова мы знаем, что он был за два метра ростом. Поэтому вкопали столб, и к этому столбу приковали узника цепью, то есть, находясь в яме, он вокруг столба ползал на четвереньках, и не имел даже возможности встать прямо…

Яму забросали бревнами и оставили только маленькое окошечко для того, чтобы подавать ему есть, пить и щепочки-дрова для отопления этой холодной ямы. Воеводе Тушину дан был приказ: чем быстрее Романов в яме умрет, тем быстрее тот вернется в Москву. Поэтому стражи сначала его кормили – из сострадания, чувства жалости, а потом, когда началась зима, они сами стали мерзнуть, живя в ветхих, прогнивших крестьянских избах. От холода не помогали даже крепкие спиртные напитки, которые московский воевода со своими солдатами покупали у крестьян.

Вскоре им надоело здесь жить, поэтому они решили перестать кормить Михаила Никитича. Однажды Тушин, придя к бражнику крестьянину, сетовал: что такое – мы уже не кормим его два месяца, а он все живет и живет. После чего этот бражник предал всех жителей Ныроба. Он сказал, что Михаила Никитича Романова подкармливают крестьянские ребятишки, которые бегают и бросают в яму хлеб, пеканы, налив молока и залепив с одной стороны мякишем. Тушин спрятался за пригорок и, видя, что дети выбегают и направляются к яме, он стал внимательно наблюдать за ними. Дети, играя вокруг ямы, начали бросать в яму кусочки хлеба, пеканы. Он выскочил из своего укрытия, подбежал, схватил ребят за шиворот, привел к родителям и сказал, что их дети помогают государственному преступнику. «Откуда у вас было это повеление? Из Москвы?» – допытывался Тушин. «Нет, это дети сами, просто из чувства сострадания к узнику», ¬¬– отвечали родители. Команда Тушина, не поверив этому, отправила этих коренных жителей Ныроба в Казань на дыбу, чтобы выпытать, кто и откуда приказал им давать пищу Михаилу Романову для продления жизни.

Через три года ныробчане вернулись. Но не все: одного на дыбе забили насмерть, трое остальных пришли нравственными и физическими калеками… Потом, когда Михаил Федорович Романов узнал эту историю о помощи местных жителей Михаилу Никитичу, он издал указ о том, что ныробские крестьяне в знак благодарности за помощь его дяде, Михаилу Никитичу Романову, за поддержание его жизни, освобождаются от земельного налога пожизненно. Но потом пришли другие цари, и Екатерина II отменила этот указ.

Когда ребятишки перестали помогать Михаилу Никитичу, он все-таки продолжал жить: этому способствовал его богатырский организм, молодость. После очередной попойки нерадивые московские воеводы решили: да сколько мы можем здесь находиться?! Они гурьбой подошли к яме, разбросали бревна, и сам Тушин спрыгнул в эту яму. Через несколько минут он вылез из ямы весь раскрасневшийся, запыхавшийся, и объявил, что боярин скончался.

В честь страданий Михаила Никитича Романова эта яма здесь до сих пор существует. Она находится посреди поселка Старый Ныроб.

Никольская церковь в Ныробе. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1913 г. Редкий по красоте ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной восьмигранной колокольней на низком четверике. Колокольня была разобрана в 1934 г.

Вторая наша святыня – это место упокоения Михаила Никитича Романова, которое находится в Богоявленском храме. Когда его задушили, то сразу же похоронили, и воеводы уже к вечеру уехали в Москву. В дальнейшие смутные времена, в период междуцарствия, когда стали появляться Лжедмитрии, каждый старался выделиться среди когорты претендентов на престол, показать свое внимание ко все опальным Романовым. Лжедмитрий Гришка Отрепьев вспомнил о Михаиле Никитиче Романове. В 1605 году по его приказу в Ныроб приехала экспедиция, которая эксгумировала тело Михаила Никитича. Гроб был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Самое главное, что открылось тогда – тело боярина, пролежавшее в земле 5 лет, оставалось абсолютно нетленным, что говорит о святости человека, ведь мы знаем, что от обыкновенного человека через три года остается только один скелет.

И третья наша святыня – это явленная икона Николая Чудотворца. Казалось бы, разнородные события: Михаил Никитич Романов, место его страдальческого подвига, место упокоения и икона Николая Чудотворца – что может между ними быть общего? Но вспомним, в каком году эта икона явилась. Икона святителя явилась в 1613 году – в год воцарения династии Романовых. Так что наш северный край является своего рода памятником становления нашей русской государственности.

А история явления иконы Николая Чудотворца такая. Дорога, по которой едут из Чердыни в Ныроб, раньше называлась Бухонин волок, она шла на Печоры. На этой дороге проходил товарообмен между югом и севером: с юга везли на север овощи, фрукты, сладости, пряности, а с севера – пушнину, рыбу, дичь. Поэтому Чердынь процветала, как большой купеческий центр.

Однажды чердынские купцы, возвращаясь с Печор с богатым товаром, проезжая мимо Ныроба, возле кладбища, увидели, что рядом с дорогой стоит пень. А от дороги до пня лежит снег, абсолютно не тронутый, девственный снег. На пне стоит икона, а перед иконой горит свеча. Купцы стоят и думают, как же можно было дойти до пня по снегу и поставить свечу, не оставив следов? Долго думали и решили увезти икону в чердынский монастырь к монахам. Взяли икону, увезли в монастырь. Братия с молитвой приняли икону Николая Чудотворца, поставили ее в храме. Утром просыпаются, приходят на службу – иконы нет. А потом через некоторое время слышат весть из Ныроба, что какая-то икона появилась, стоит на пне. Они думают, поедем, посмотрим, что за икона. Приехали и изумились, узнав свою пропавшую икону. Снова взяли ее с собой в чердынский монастырь. Так три раза ее возили, и три раза икона возвращалась на свое место – на пенечек. Потому решили, если она постоянно является здесь, значит, нужно построить для нее храм.

На месте могилы Михаила Никитича Романова построили храм Николая Чудотворца. Три раза его строили, и все три раза он горел. Потом решили, что Бог подает знак, что строить там деревянный храм уже не нужно. Тогда в 1705 году возвели это величественное здание.

Существует такая легенда, что Свято-Никольский храм построили не люди. Приехали на подряд неизвестно откуда взявшиеся мастера, договорились с подрядчиком построить храм. Ни с кем из местных жителей они не общались, строили очень быстро, добросовестно. То, что построили они за день, на ночь таинственным образом уходило под землю. На следующий день они приходят, видят, что постройка на уровне с землей, и начинают строить снова. Сколько они за день построят – метр, два – на ночь снова уходит под землю. А когда главки, луковицы уже были завершены, храм этот весь «вышел» из-под земли. Наступило время расплаты с подрядчиками, но внезапно строители исчезли, не взяв плату за совершенную работу. Многие говорили, что это работали ангелы…

Никольская церковь в Ныробе в наши дни

Удивительны святыни на краю земли. Их история уходит вглубь веков, переплетается с легендами и в то же время с самыми страшными событиями в истории России, свидетелями которой были эти святые места – глухая деревня Ныробка и окружающая её безмолвная тайга.

Рассказ иеромонаха Варсонофия записала Елена Рысева

От редакции: Вполне возможно, что не со всеми приведенными в рассказе сведениями согласятся профессиональные историки. И, тем не менее, мы постарались донести до читателя речь нашего собеседника со всей ее самобытностью. Иеромонах Варсонофий говорит не только об истории – он говорит и о выборе, перед которым может оказаться каждый человек: о выборе между милосердием и жестокостью, равнодушием и состраданием, жертвенностью и своекорыстием, подлостью и благородством. Эти вопросы показались нам главными в рассказе священника – на них мы и хотим обратить внимание читателя.

Память о династии Романовых – «романовская тема» - особенно близка жителям Перми. Пермская земля стала голгофой для нескольких представителей этого славного боярского, а затем и царского рода, с которым связано становление православно-монархической государственности в России, ее блистательный расцвет и трагический закат.

В 1918 году на территории Пермской губернии были расстреляны или иным образом замучены император Николай II c cупругой и детьми, его младший брат великий князь Михаил Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна, великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови братья Константиновичи.

Вглядываясь в печальные страницы нашей истории, мы можем сказать, что страдания и кончина Ныробского узника - Михаила Никитича Романова прообразовали собой предстоящий мученический подвиг последних представителей династии Романовых, совершившийся на Пермской земле. В этих событиях видится трагическая связь времен и особый Промысл Божий.

Далекий северный поселок Ныроб на протяжении четырех столетий остается святым почитаемым местом, куда устремляются многочисленные паломники со всей православной России. С давних пор на Пермской земле существует устойчивое убеждение, что за безропотное перенесение страданий получил Ныробский узник особую благодать и милость от Бога. В сознании народа неизменным сохраняется светлый образ мужественного русского богатыря, с христианской кротостью и смирением принявшего крест страстотерпца.

Страстотерпчество – духовный подвиг, известный на Руси со времен установления христианства. Слово Божие учит нас, что промыслительно посылаемые христианину страдания благотворны для его души и содействуют достижению вечной жизни со Христом: «Многими скорбями надлежит нам пойти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). «В богослужебной практике и житийной литературе слово «страстотерпец» стало употребляться в применении к некоторым российским святым, которые не были мучениками за Христа в строгом и прямом смысле слова, но окончили свою жизнь насильственной смертью от руки «противников», попавших в «сети диавола, который уловил их в свою волю» (Тим., 25-26).Таковыми «противниками могут быть жестокие, одержимые страстью гнева или гордыни люди: мятежники и убийцы, борющиеся за овладение властью или за удержание ее…» .

Первыми русскими святыми - страстотерпцами стали прославленные в 1078 году благоверные князья Борис и Глеб. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» подчеркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от своих единоверцев и даже от близких себе людей в силу их зависти и ненависти, боязливости и неверности, лживости и лицемерия, жажды власти, богатства и славы человеческой, и действия прочих греховных страстей. Становится очевидным особый характер их подвига – смиренная покорность воле Божией, утверждаемая на глубокой вере в слово Божие и будущую жизнь, соединенная с даром благодатной жертвенной любви, простирающейся даже до врагов своих и проявляющейся в кротком терпении зла от них.

За многовековой период существования Православия на Руси благодать Божия возрастила в Церкви Русской целый сонм святых страстотерпцев. Среди них наиболее известны благоверные князья: Ярополк Владимиро-Волынский, Игорь Черниговский, Андрей Боголюбский, Георгий Владимирский, Василий Ростовский, Михаил Черниговский, Роман Рязанский, Михаил Тверской, Константин Ярославский, царевич Димитрий Угличский. Замыкают эту чреду святых страстотерпцев последний государь из Дома Романовых - император Николай Александрович с супругой и детьми, в 2000 году прославленные Русской Православной Церковью в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.

Известно, что царственные страстотерпцы глубоко почитали своего далекого предка – Михаила Никитича Романова. В тяжелый период ареста и заточения кроткий образ ныробского страдальца находился перед их внутренним взором, укрепляя в горькие минуты, вселяя в их души терпение и мужество.

Михаил Никитич - третий сын Никиты Романовича Юрьева - родился предположительно около 1560 года. По воспоминаниям современников он отличался красивой внешностью и добродушным нравом – статный, ясноглазый, с русой бородой. Обладая незаурядной, поистине богатырской физической силой, любил участвовать в кулачных боях на Москве реке. Михаил Никитич, так же как и его братья, получил старинное московское воспитание. Кроме того, для своего времени он был весьма образованным человеком, занимался изучением латыни и английского языка.

Михаил Никитич не был женат. В старинных родословных списках он значится бездетным, жил в отдельной усадьбе на Никольской улице, неподалеку от Варварки. Из родовых владений Михаилу Никитичу принадлежало Измайлово. Согласно своему статусу Михаил имел свиту и боевую дружину. В течение 14-летнего царствования Федора Иоанновича жизнь братьев Никитичей протекала вполне благополучно. Царь Федор уважал своего дядю Никиту и любил своих двоюродных братьев. В этот период Михаил Никитич служил при дворе стольником.

В 1598 году по смерти царя Феодора, не оставившего по себе наследника, при дворе началось соперничество двух влиятельных семейных кланов - Романовых и Годуновых. Более сильная партия Годуновых восторжествовала. Братья Романовы, в том числе и Михаил Никитич, в апреле 1598 г. подписались под Соборным определением об избрании царем Бориса Федоровича Годунова.

Надежды Романовых на милостивое отношение к ним Бориса Годунова поначалу оправдывались. В 1598 году царь пожаловал двоих братьев Никитичей высшими думными чинами: Александра – саном боярина, а Михаила – окольничего. Чин окольничего позволял теперь Михаилу заседать вместе со старшими братьями в Боярской думе.

Однако, относительно благополучная жизнь Никитичей при дворе вновь избранного царя продолжалась недолго. Романовы имели перед Годуновым в отношении родства с угасшей династией Калиты весомое преимущество, и поэтому братья неизбежно являлись для Бориса Годунова серьезными политическими соперниками. Начало гонений на Романовых связано с тяжелой болезнью Годунова и появившимися тогда слухами о чудом спасшемся от смерти царевиче Димитрии. Оба эти обстоятельства заставили царя Бориса серьезно обеспокоиться судьбой своего наследника. Начиная преследование Романовых, Борис Годунов «брал грех на душу» ради династических интересов сына царевича Федора Борисовича. Серьезно заболев, Борис Годунов испугался, что он не успеет укрепить свое царство настолько, чтобы власть спокойно перешла к его сыну Феодору.

2 ноября 1600 г. Романовы были арестованы по обвинению в тягчайшем государственном преступлении - колдовстве и полгода томились в заключении. По завершении судебного процесса в июне 1601 г. состоялся боярский приговор. Братья были объявлены государственными преступниками и приговорены к ссылке. Феодора сослали в Антониево - Сийский монастырь, Александра - в Усолье-Луду, к Белому морю, Ивана, - в Пелым, Василия, - в Яренск, Михаила - в Великую Пермь, в Ныроб.

Молодой красавец Михаил Никитич, хотя и жил отдельно от братьев, был также обвинен в заговоре. Михаил Никитич как и его старший брат Федор был очень популярен в народе, его прямой и открытый нрав, мужественная натура, богатырское телосложение вызывали особые опасения у противников. Поэтому для содержания под арестом этого человека были изготовлены особые кандалы, весом более трех пудов (пятидесяти кг).

Глухая деревня Ныробка, куда приказали сослать Михаила Никитича, находилась в 45 верстах от Чердыни и была в начале XVII века самым северным русским поселением Перми Великой. Она была расположена в окружении глухих лесов и топких болот и насчитывала всего шесть крестьянских дворов.

В июле 1601 года братьев Никитичей и их родственников выслали из Москвы. До Ныроба Михаилу Никитичу и охранявшей его конной страже нужно было преодолеть расстояние более 1700 верст. Дорога на Урал продолжалась не менее двух – трех месяцев. Михаила Никитича везли в тяжелом возке, поставленном на сани.

Осенью 1601 г. закованного в тяжелые цепи Михаила Никитича привезли в Ныроб. По приказу начальника стражи пристава Тушина, в пятидесяти шагах от последней избы, стражники вырыли в земле яму размером с кубическую сажень. Дошедшее до нас предание повествует, что Михаил Никитич, увидев приготовленную для него яму, пришел в отчаяние. В порыве нахлынувшего гнева, он схватил стоявший около него возок, который и шесть стрельцов едва могли сдвинуть с места, и отбросил ее от себя в сторону на несколько шагов.

По приказу Тушина стражники столкнули Михаила Никитича в яму, накрыв ее настилом из еловых плах, заваленных земле, дерном и камнями. Сверху было оставлено небольшое отверстие для воздуха и подачи пищи. Оказавшись в сырой яме, на земляном полу, молодой и полный жизненных сил боярин почувствовал себя заживо погребенным.

Для Михаила Никитича потянулись страшные дни. Пища узника состояла только из хлеба и воды. В яме было сыро, холодно, душно и смрадно от нечистот, которые никто не убирал. Потомок славного рода, с детства привыкший к богатству и роскоши, должен был переносить голод, холод, удушье, тяжесть оков, вызывавших на теле раны. Сохранившиеся оковы Михаила Никитича позволяют описать тяжесть причиняемых ими страданий: железный ошейник, «плечные железа или так называемый стул», ручные оковы, длинные цепи на ногах, два десятифунтовых замка. Все цепи были соединены между собой. При таком устройстве, чем дальше узник протягивал руки, чем выше он их поднимал, тем больше тяжести на них ложилось: сопротивление возрастало с напряжением. Возможность передвижения полностью исключалась. Два десятифунтовых замка, достигая земли, при каждом шаге били заключенного по ступням, длинные цепи ударяли по ногам и тащились по земле. Система подавления воли узника была тонко продумана – «от таких надежных сторожей можно было уйти разве только в могилу» . Но, конечно, еще тяжелее были душевные страдания Михаила Никитича, переносившего незаслуженное наказание и крайнее унижение. Оказавшись в заточении, узник черпал силы в молитве. Сохранилось предание о том, что несчастный боярин духовно укреплял себя пением псалмов и церковных песнопений. Он пел так умилительно, что жители Ныроба сходились его послушать» .

Зимой страдания узника еще более усилились. С наступлением сильных холодов в землянке сделали небольшую печь, которую узник сам должен был топить подаваемыми ему в отверстие дровами. Только живая вера и могучее здоровье помогли узнику пережить в земляной темнице суровую северную зиму. К весне его мучения были доведены стражниками до крайности. Одежда на нем истлела. От голода и холода он совершенно изнемог. Желая поскорее вернуться в Москву, стрельцы решили уморить узника голодом и почти перестали давать ему пищу. Тогда потрясенные мужеством и терпением узника ныробцы стали проявлять к нему заботу и сострадание. Они научили своих детей носить ему молоко, масло, квас и другую пищу в трубочках дягиля, заклеенных хлебным мякишем. Играя у ямы, дети незаметно бросали узнику еду. Очевидно, духовный подвиг Михаила Никитича, терпеливое перенесение им страданий помогли ныробцам разглядеть в нем святого страдальца, ниспосланного им Богом для духовного заступничества. Однако Тушин вскоре выследил детей и их родители – пятеро ныробских мужиков были арестованы и отправлены на дознание в Казань, откуда вернулись живыми только четверо.

Обстоятельства смерти Михаила Никитича остаются загадкой для современников и потомков. Местное предание повествует, что однажды спустившись в яму, начальник стражи Тушин задушил узника.

Михаил Никитич был погребен на взгорке, в нескольких саженях от своей ямы.

Через пять лет после его смерти последовал указ Лжедмитрия I о перенесении в Москву тел усопших братьев Романовых. Когда присланные из Москвы люди извлекли тело Михаила Никитича из могилы, то обнаружили, что оно нетленно. Останки боярина увезли в Москву, а его цепи, в которых он принял мученическую смерть, оставили в Ныробе. Послы Лжедмитрия I оставили ныробцам также золотой нательный крест Михаила Никитича, который потом хранился при чудотворной иконе святителя Николая в Ныробе.

Народное почитание Михаила Никитича как местного святого началось сразу после его кончины. В 1613 г. на престол русских царей Земским Собором был избран родной племянник Ныробского узника – Михаил Федорович Романов. С тех пор село Ныроб навсегда стало святым местом для богомольцев и предметом особенных забот и попечений со стороны Царствующего Дома.

В 1614 г. Михаил Федорович повелел воздвигнуть в Ныробе деревянный храм «на вечное поминовение» своего дяди. На рубеже XVI - XVII вв. был сооружен каменный храм во имя святителя Николая.

В 1736 г. над местом прежнего погребения Михаила Никитича построили церковь, освященную в честь Богоявления Господня. Позади левого клироса, в нише у северной стены было устроено символическое надгробье Михаила Никитича с сенью и горящей лампадой. Рядом с гробницей в особом ящике хранились железные оковы Михаила Никитича - главная святыня и ценнейшая вещественная реликвия Ныроба, которая благоговейно почитается верующими до сих пор. Богомольцы старались надеть на себя оковы Михаила Никитича и простаивали в них обедни и панихиды, совершаемые над гробницей страдальца. Существовала также традиция просить благословения у ныробского узника на крепкий и счастливый брак: «по окончании венчания к цепям прикладывались новобрачные» .

Местом поклонения в Ныробе также издавна считалась яма-темница Михаила Никитича. В 1793 г. по указу императрицы Екатерины II - над ямой была построена каменная часовня во имя Архангела Михаила. Справа от входа в часовню на южной стороне была начертана летопись печальных событий. В углу часовни находилось отверстие для спуска в яму. Многие богомольцы увозили с собой горстку песка из темницы узника, полагая, что он имеет силу исцелять от болезней.

Днем кончины Михаила Никитича было принято считать 6 сентября по старому стилю – день, когда Церковь вспоминает Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Ежегодно в этот день в Ныроб стекалось до 6000 паломников. В 1913 г. в связи с празднованием 300-летия дома Романовых вокруг часовни узника был устроен сквер и металлическая ограда, украшенная двуглавыми орлами.

3 мая 1915 г. в Ныробе состоялось открытие мемориального комплекса, освящение отреставрированной часовни и вновь построенной Романовской богадельни – странноприимного дома или приюта для пожилых. В торжествах принимал участие будущий священномученик епископ Пермский Андроник.

Очевидно, что во время юбилейных Романовских торжеств в кругах пермской общественности возникла идея прославить в лике святых Ныробского узника Михаила Никитича. Одним из активных сторонников канонизации стал управляющий Пермской казенной палатой Николай Александрович Ордовский – Танаевский. В своих воспоминаниях он утверждает, что в 1913 году ему довелось обсуждать этот вопрос с императором Николаем Вторым во время Высочайших аудиенций.

Желание пермяков канонизировать ныробского узника и видеть на торжествах прославления царскую чету было столь сильным, что даже Первая мировая война не помешала делать шаги на пути его осуществления. В 1916 г. епископ Пермский Андроник вместе с общественной депутацией отправился на фронт, чтобы преподнести воинам 101-го Пермского пехотного полка древнюю знамя - хоругвь, исторически связанную с именем пострадавших братьев Романовых. Эта хоругвь происходила из храма села Верх-Яйва, построенного Иваном Никитичем Романовым на старинной Бабиновской дороге, по которой везли ссыльных братьев Михаила, Василия и Иоанна.

19-го августа 1916 года в Царской Ставке представители Перми были милостиво приняты государем Императором Николаем Александровичем, который высказал намерение посетить Пермский край в благоприятное время. 17 апреля 1916 г. Ордовский - Танаевский, тогда уже Тобольский губернатор, вновь обсуждал вопрос о канонизации Михаила Никитича с Императрицей Александрой Феодоровной в Царском Селе.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна были намерены содействовать канонизации боярина Михаила Никитича Романова. Желание принять участие в торжествах прославления Ныробского узника было высказано царской четой вполне определенно, однако осуществить задуманное не удалось из-за трагических событий революции и убийства царской семьи.

Сегодня все окрестности Ныроба являются режимной территорией. В 1990-е годы началось духовное возрождение романовских мест. Церкви возвращен Никольский храм, в котором с 1995 года регулярно совершаются богослужения. Символично, что ремонт храма был произведен силами заключенных, ими же был изготовлен резной иконостас. Большинство населения, теперь проживающего в Ныробе, так или иначе, связано с функционированием колонии, поэтому, как и в старину, жители Ныроба считают Михаила Никитича своим небесным покровителем. В июле 1998 года место страданий знаменитого узника посетили представители династии Романовых ныне покойная великая княгиня Леонида Георгиевна с дочерью и внуком. Ежегодно 19 сентября в Ныроб стекается множество паломников со всей России и зарубежья, чтобы отслужить панихиду на месте страданий боярина Михаила Никитича Романова. Совместными усилиями Чердынской администрации, Пермской епархии и культурной общественности Пермского края в Ныробе постепенно воссоздается мемориальный комплекс, отреставрирована и освящена часовня над ямой-темницей Ныробского узника, идет сбор исторических материалов и свидетельств его благодатной помощи, регулярно проводятся научно-практические конференции.

Михаил Романов

Прозвучавшее предложение было неожиданным: «Поехали с нами в Чердынь? А оттуда и в Ныроб заедем - это совсем неподалеку, - улыбнулся Георгий Николаевич, - Составите нам с Машей компанию?» Известный уральский историк Георгий Николаевич Чагин, весьма уважаемый мною за свое неустанное подвижничество, собирался показать своей любимой внучке, приехавшей из Москвы, родные места. «Ведь там мой родной дом до сих пор стоит, с черемухой под окном. Ну так что? Принимается? »

На следующий день ранним утром мы уже двигались на устало ползущем автобусе из Перми в направлении Чердыни. Впереди была многочасовая дорога, наполненная общением с Георгием Николаевичем. Вот тогда я впервые и услышал эту пронзительную историю, связанную с Ныробом. Уже потом, по возвращении в Москву, я просмотрел многие известные исторические источники, чтобы подробно изучить исторические детали.

В год 400-летия начала царствования в России династии Романовых я вспоминаю об этом уральском путешествии…

Ныроб

… Это место освящено страданиями первого мученика царственного Дома Романовых- боярина Михаила Никитича Романова. Уже 400 лет отделяют нас от этой трагедии, разыгравшейся во времена правления царя Бориса Годунова. Напомним, что после смерти Иоанна Грозного он стал опекуном его старшего сына Феодора, в период его царствования. После смерти единственного наследника Феодора Иоанновича, последовавшей в 1598 году, на Руси прервалась династия Рюриковичей, правивших более 700 лет. Московское государство погрузилось в смутное время междуцарствия…

Годунов и Романовы

Известно, что родился Михаил Никитович около 1560 года в Москве третьим по счету сыном в семье боярина Никиты Романовича Романова - Юрьева и второй жены его, Евдокии Александровой, урожденной княжны Горбатой. Доводился Никита Романович родным братом Анастасии Романовой, первой жене царя Иоанна Васильевича Грозного.

Детские годы Михаила Никитича прошли в усадьбе на Варварке, что в Китай-городе, где впоследствии проживал родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов. Именно здесь подрастал молодой боярин и укреплялся в вере. С детских лет выделялся он добродетельным нравом и богатырским телосложением. По традиции своего рода Михаил Никитич поступил на службу к государю. В 1598 году был ему пожалован чин стольника, а через год - окольничего.

Сам же Борис Федорович Годунов, вступивший в это же время на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича. Помнил, что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о детях своих и тогда Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Сохранилось свидетельство о том, что при венчании на царство Борис Федорович во всеуслышание заявил в соборе: «Бог свидетель - в моём царстве не будет нищих и бедных. Я разделю с ними последнюю рубашку». Как свидетельствуют историки, первые два года правления Годунов был весьма милостивым и справедливым царём. Но всему свое время… Постепенно стало меняться его отношение к роду Романовых, поскольку он увидел в их лице опасных соперников. Так у него возникла мысль, а может кто-то из его близкого окружения посоветовал, что следует полностью избавиться от рода Романовых.

Страшный перст судьбы

И вот летом 1600 года Борис Федорович решился. По его приказу устраивается боярский суд над семьей Романовых. Братьев Романовых, коих было пятеро, обвинили в колдовстве. Одна из версий гласит, что для этого царский родственник Семен Годунов подкупил некоего Бартенева, служившего вторым казначеем Романовых и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями - «колдовскими травами», используемыми для приготовления ядов и зелий. Все пять братьев Романовых сразу стали считаться государственными изменниками. Совершенно очевидно, что по своей родовитости имели они больше прав на престол по сравнению с Борисом Годуновым, поскольку приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Иоанновичу.

Прозвучал страшный приговор. Старшего Фёдора Никитича, будущего Патриарха, приказал царь постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета. Мало этого, так он еще приставил к нему соглядатая со строгим наказом следить за каждым шагом и словом опального, чтобы подробно доносить обо всем происходящем. Борису Годунову всюду мерещились заговоры. Жену Фёдора Никитича сослали в Заозерье и постригли в монахини под именем Марфы. Разлучили родителей с детьми.

С остальными братьями Годунов расправился еще суровее: Василия и Ивана приказано было сослать в Пелым, Александра - на берега Белого моря, а Михаила- отправить в деревеньку Ныробку. Была она в то время крайним северным русским поселением Перми Великой и состояла всего из шести деревянных крестьянских изб. Имущество Романовых, вотчины и дома, как и следовало ожидать, отошли в царскую казну.

Об этом событии в архивных источниках говорится следующим образом: "Из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб был прислан в заточение… боярин Михаил Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету брат родной".

Лютой зимой доставили Михаила Никитича в легкой кибитке под конвоем из шести человек в заснеженную деревеньку, что располагалась в небольшой ложбине маленькой речки Ныробки. Наскоро вырыли яму, Приковали двухметрового красавца-богатыря Романова к столбу трехпудовыми цепями. В таких оковах страдалец мог лишь сидеть или лежать. Потом накрыли яму бревнами, а для воздуха и подачи пищи оставили малое отверстие.

Оковы Романова М.Н.

О том, кого закрыли в яме, жителям знать было не положено.

Стражники, угнетаемые деревенским безлюдьем и скукой, надеялись на быструю смерть узника. Однако оказался он выносливым. И тогда они начали паек, состоящий из хлеба и воды, постепенно урезать, а иногда и вообще «забывали» приносить пищу. Ныробских крестьян, прознавших о жестоком обращении с бывшим боярином и пытавшихся украдкой приносить еду, жестоко наказывали. Сострадательные ныробцы научили своих детей подбрасывать узнику трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебным мякишем. Но охранники, узнав об этом, схватили детей и их родителей, пытали их и отправили в Казань, откуда они вернулись в Ныроб уже в царствование Василия Шуйского, но…уже не все.

Проведя около года в тесноте затхлой ямы, скончался Михаил Никитич. Было ему всего сорок лет от роду. По одной из сохранившихся версий, начальник стражи Роман Тушин, спустившись однажды августовским днем в яму и поднявшись вскоре наверх, объявил о кончине узника. Неизвестно, сам ли умер страдалец или поспособствовал тому Тушин, поскольку ранее Михаила Никитича никто не навещал. Вскоре за усердную службу отблагодарил Борис Годунов расторопного слугу, назначив его воеводой в город Туринск.

Упокоение

В позднем Ныробском письменном сказании есть запись: «...и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтаря на северной стороне, и где тело его лежало - построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит».

В 1606 году останки Михаила Никитича были перевезены в Москву и с почетом погребены в Новоспасском монастыре. Причем при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла».

Через год после того как в Москву увезли останки Михаила Никитича, в Ныробку вернулись местные мужики. Покалеченные, исхудавшие, но исполненные веры в собственную избранность. В Ныробе были уверены, что возвращение их - дело святого мученика. И вера продолжала творить чудеса.

В Новоспасском монастыре

Вскоре рядом с телом Михаила Никитича в Новоспасском монастыре нашли последнее место упокоения и три его брата - Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей молодой царь Михаил Федорович распорядился поставить храм в честь Знамения Божией Матери, родовой святыни Романовых. На месте же первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.

Храм Николая Чудотворца

Дорога, по которой едут из Чердыни в Ныроб, раньше называлась Бухонин Волок и шла она на Печоры. На этой дороге проходил товарообмен между югом и севером: с юга везли на север овощи, фрукты, сладости, пряности, а с севера - пушнину, рыбу, дичь. Поэтому Чердынь процветала как большой купеческий центр.

Предание гласит, что однажды чердынские купцы, возвращаясь с Печор с богатым товаром, проезжали мимо Ныроба. И возле кладбища увидели, что рядом с дорогой стоит пень. А от дороги до пня лежит абсолютно нетронутый, девственно-чистый снег. На пне стоит икона, а перед иконой горит свеча. Купцы стоят и думают, как же можно было дойти до пня по снегу и поставить свечу, не оставив следов? Долго думали и решили увезти икону в чердынский монастырь к монахам. Взяли икону, увезли в монастырь. Братия с молитвой приняли икону Николая Чудотворца, поставили ее в храме. Утром просыпаются, приходят на службу - иконы нет. А потом через некоторое время слышат весть из Ныроба, что какая-то икона появилась, стоит на пне. Они думают, поедем, посмотрим, что за икона. Приехали и изумились, узнав свою пропавшую икону. Снова взяли ее с собой в чердынский монастырь. Так три раза ее возили и три раза икона возвращалась на свое место, на пенечек. Икону оставили на месте, построили для нее часовню, а позднее весть о чудесном ее явлении и о том, что от нее «бывает многим людям прощение и цельба» достигла царя. И в 1619 году царь всея Руси Михаил Федорович Романов повелел построить в Ныробе деревянную церковь в честь явленной иконы свт. Николая Чудотворца, где ежегодно следовало отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу. Дата эта приходилась на 6 сентября по старому летосчислению.

На месте могилы Михаила Никитича Романова построили деревянный храм свт. Николая Чудотворца. Но вскоре он сгорает. И так повторяется еще дважды. При Петре I в 1705 году наконец был поставлен каменный благолепный пятиглавый Свято- Никольский храм. Это, бесспорно, выдающийся памятник архитектуры, выполненный в стиле нарышкинского барокко. В 1736 году рядом с ним была поставлена красивая многоярусная колокольня и зимняя Богоявленская церковь. В ней была расположена гробница с надписью: "СМИРИША ВО ОКОВАХ НОЗЕ ЕГО, ЖЕЛЕЗО ПРОЙДЕ ДУША ЕГО". Скромная внешне, она поражала внутренним величием и, в отличие от неотапливаемого Свято- Никольского храма, считалась зимней.

Место, где когда-то был похоронен боярин Михаил Романов, находилось за левым клиросом собора. Здесь, в нише Богоявленской церкви, стояла гробница с покрывалом Михаила Никитича, сверху нависал балдахин. Рядом на помосте хранились оковы ныробского мученика. Тысячи и тысячи богомольцев, устремившихся в Ныроб, держали эти оковы во время богослужений, передавали друг другу, а у кого хватало силы, надевали на свои плечи.

Вообще-то в народе до сих пор жива легенда, что Свято-Никольский храм построили не люди, а …. В общем, приехали на подряд неизвестно откуда взявшиеся мастера, договорились с подрядчиком построить храм. Ни с кем из местных жителей они не общались, строили очень быстро, добросовестно. То, что построили они за день, на ночь таинственным образом уходило под землю. На следующий день они приходят, видят, что постройка на уровне с землей, и начинают строить снова. Сколько они за день построят - метр, два - на ночь снова уходит под землю. А когда главки, луковицы уже были завершены, храм этот весь «вышел» из-под земли. Наступило время расплаты с подрядчиками, но внезапно строители исчезли, не взяв плату за совершенную работу. В народе говорили, что это работали ангелы…


Ныроб.Храм свт.Николая Чудотворца

Если сегодня войти в Свято-Никольский храм, то сразу же бросается в глаза уцелевшая возле алтаря, на левой стене храма, настенная роспись 1725 года, изображающая мученика Христофора с собачьей головой. Голова больше похожа на волчью, с оскаленными клыками. Христофор - это один из самых почитаемых в Чердыни святых. Христофору охотники молились перед тем, как на охоту идти- мясо, хлеб ему жертвовали. Об этом древнем святом рассказывают - он был красивый юноша и на него много девушек поглядывало. И тогда он взмолился Господу: ну сделай так, чтобы я спокойно мог молится Богу. И Господь сделал ему собачью голову... Известно, что росписи эти неоднократно смывали и известью затирали. Когда в этом здании почта была, белили каждый год на 1 Мая и 7 ноября. Но, как рассказывают местные жители, стали в храме служить службы - образ опять проявился».

Свято- Никольский родник

А тот родник, где явилась икона Николая Чудотворца и в честь чего в Ныробе построили Свято-Никольский храм называется Свято- Никольский родник и расположен он с правой стороны при въезде в Ныроб. Согласно историческим источникам, еще в 1619 году в этом месте над родником возвели деревянную часовню.

Свет памяти

В 1613 году ныробские места были объявлены святыми, а жители освобождены от государственных налогов. Сам же Ныроб стал местом паломничества, куда из многих уголков России стекались богомольцы, чтобы помолиться на месте страданий мученика Михаила и прикоснуться к его цепям.

На месте заточения Михаила Романова поставили деревянную часовню во имя Архангела Михаила. В 1793 году ее по указу Екатерины II заменили на каменную «тщанием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарёва. Историческое место это позже было обнесено ажурной металлической оградой с великолепными каменными столбами, а вокруг часовни были посажены деревья.

Кстати нельзя не вспомнить и о самом упоминавшимся крестьянине Максиме Денисовиче. Он был уникальной личностью Ныроба. Об этом 105-летнем старце рассказывает в своей книге «Путешествие в города Соликамск и Чердынь» известный уральский исследователь Берх: «…Максим Денисович был хранителем всех ныробских преданий, связанных с именем узника- с явлением иконы и историей храмов. Отец его был священником в ныробских храмах, а сам Максим Денисович все свое свободное время проводил в церкви, помогая священникам. В пользу церкви он жертвовал все излишки своего имущества. Своих детей он не имел, но постоянно воспитывал и пристраивал сирот, которые жили вместе с ним, впоследствии обзаводились семьями, строили с его помощью свои дома. Все сироты, облагодетельствованные им и впоследствии их дети, - величали Максима Денисовича дедушкой. Все бедняки Ныроба и окрестных деревень каждое воскресенье после обедни собирались на его дворе, где Максим Денисович всем раздавал по караваю хлеба. К своим 105 годам он сохранил прекрасное здоровье и живость духа, и когда Берх жил одно время в Искоре, занимаясь раскопками городища, старик частенько приходил к нему за десять верст из Ныроба побеседовать». «Каждый раз, - пишет Берх, - когда я куда-нибудь собирался, он хотел непременно быть со мною ».

При Императоре Николае II была предпринята попытка прославления боярина Михаила Никитича Романова в лике святых, но помешала революция, арест и убийство Царской Семьи.

Многие из царствующих представителей династии Романовых считали своим долгом почтить память Михаила Никитича Романова.

В Ныроб ежегодно продолжали идти многочисленные паломники, особенно на «Николу вешнего» (весенний день памяти свт. Николая Чудотворца). От ключей и цепей Мученика, как утверждают достоверные факты, происходили многочисленные исцеления. Богомольцы стекались сюда и 6-го сентября (праздник воспоминания чуда архистратига Михаила) и служили по Михаилу Никитичу панихиды. В день Пресвятой Троицы к часовне совершался Крестный ход, а также молебен архангелу Михаилу, заканчивавшийся провозглашением многолетия Царствующему Дому Романовых и вечной памяти боярину Михаилу.

Поминальный поклонный крест рядом ямой мученика

В год 300-летия Дома Романовых в Ныробе состоялись праздничные торжества с приездом царствующих особ. Интересно, что инициатива этих торжеств, как и предполагавшегося прославления Ныробского мученика, исходила от управляющего Казенной палатой Пермской губернии Н.А. Ордовского-Танаевского, впоследствии (с 1915 г.) Тобольского губернатора, в доме которого будучи в заключении пребывала Царская Семья. В последствии он принял монашеский постриг.

Спустя годы

Наступившая новая жизнь почти стерла воспоминания о невинном человеке из царского рода Романовых, принявшем мученическую смерть. Там же, на территории Пермской губернии, более чем три века спустя была убита Царская Семья, брат Царя Николая II- Великий Князь Михаил и Алапаевские мученики.

Отрадно, что в последние годы стали регулярно проводиться Романовские дни. Объединяют они сразу несколько печальных событий, поскольку проходят под эгидой: «Урал в судьбе династии Романовых: Ныроб - Пермь - Екатеринбург - Алапаевск».

P.S.

…Переполненный грустными мыслями я стоял вместе со своими спутниками - Георгием Николаевичем Чагиным и его внучкой Машей - рядом с огромным Поклонным крестом, на краю глубокой ямы - месте гибели Михаила Никитича Романова. Потом мы долго гуляли по Ныробу, любовались храмом свт. Николая Чудотворца. С большим волнением Георгий Николаевич подвел нас к своему родному дому, глубоко вросшему в землю и утопающему в зарослях черемухи. И, вдруг, как в далеком детстве, собрал целую горсть и прильнул к спелым плодам…

Через полгода после нашей поездки из Перми позвонил Георгий Николаевич и радостно сообщил: «Представляете, моя внучка Маша со своим рассказом «Черемуха» победила на московском конкурсе, посвященному героям нашего времени!» «В своем рассказе она отметила, что «… любовь к России для каждого из нас должна начинаться с любви к своей малой Родине - тому месту где ты родился и вырос.»» « А делясь впечатлениями о самом ярком событии года, она написала - « это когда вместе с дедушкой приезжаешь в дом его детства, рядом с которым растет черемуха с очень вкусными ягодами….»».

член Международной федерации журналистов и Международной ассоциации «Союз дизайнеров»

Москва- Пермь- Чердынь- Ныроб- Кунгур- Белогорье- Москва