Львовская трагедия на авиашоу. Трагедии на авиашоу разных лет. Любовь и секс

15 лет назад под Львовом Су-27 врезался в толпу зрителей, что стало крупнейшей катастрофой в истории мировых авиашоу. Пять крупнейших подобных трагедий - в подборке «Газеты.Ru».

27 июля 2002 года на аэродроме «Скнилов» неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14 авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома «Озерное» под Житомиром и направился с Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот - полковник Юрий Егоров . Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа - «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» - спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой - самолет резко потерял высоту. После того, как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты - в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них - 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы», и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившего незапланированный маневр. Кроме того вина была возложена на организаторах шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.

Трагедия

Катастрофа произошла в 12:45 по местному времени. «Су-27», под управлением пилотов Владимира Топоноря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Пилотам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения, он задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. После этого он задел стоящий на аэродроме , и начал кувыркаться. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. Пилоты после того как самолёт первый раз ударился о землю и успели его покинуть до того, как он разрушился и загорелся. Оба пилота спаслись.

К месту падения были немедленно стянуты пожарные расчеты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие пилоты «Су-27», были направлены в пять больниц Львова.

Расследование и последствия

В первые часы было выдвинуто несколько версий причин случившегося, в их числе:

  • ошибка пилотов;
  • отказ двигателей самолета;
  • ошибка в организации полётов, ошибка в организации размещения зрителей на аэродроме;
  • слишком большое количество топлива, залитое в самолет.

Вечером на место катастрофы прибыл Президент Украины : «Ужасная трагедия. Никакими словами описать невозможно. И в страшном сне» .

Был подписан указ об освобождении от должности главнокомандующего военно-воздушными силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура арестовала Виктора Стрельникова и еще трёх высокопоставленных украинских военных.

Данные, полученные на первых этапах расследования причин катастрофы самолета Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полётов в Военно-воздушных силах и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове. 28 июля 2002 года, пресс-служба Генпрокуратуры Украины

В этот же день министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке.

На месте катастрофы были найдены бортовые самописцы «Су-27», которые были переданы на расшифровку.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основных причин трагедии были названы «отклонение экипажа от пилотного задания и ошибка в пилотировании „Су-27“». Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Запись бортового самописца Су-27

12.43.31. Сигнал бортового сигнализатора (на протяжении 5,5 секунды) о снижении по маршруту на высоту, заданную радиовысотомеру. 12.43.33. Егоров: "У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?" 12.43.37. Егоров: "6 тонн. Понимаешь?" 12.43.43. Топонарь: "Где зрители...?" 12.43.48 Егоров: "Не знаю, где они...". 12.43.49 Топонарь: "А, вон, вижу". Егоров: "...С правой стороны нет!" 12.43.54. Топонарь (земле): "Пилотаж влево выполняю". Егоров: "Ну что, пошли?". 12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: "Влево, влево". 12.44.14. Егоров: "Включай". 12.44.34. Егоров: "Пошли". 12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту. 12.44.39. Егоров: "Бочка". 12.44.44. Егоров: "Хватит - угол". 12.44.51. Голосовой информатор: "Борт 42, скорость предельная". 12.44.58. Егоров: "Поворачивай". Голосовой информатор: "Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.01. (команда с земли) Яцюк: "Поворот". 12.45.02. Егоров: "Выворачивай..." 12.45.05. (команда с земли) Яцюк: "Выводи". 12.45.07. (команда с земли) Третьяков: "Выводи, добавь обороты". 12.45.10. (команда с земли) Яцюк: "Форсаж". Голосовой информатор: "Предельный угол атаки, предельная перегрузка". 12.45.11. (команда с земли) Третьяков: "Добавь обороты". 12.45.18. Остановка магнитофона.

Приговор суда

  • Владимир Топонарь , управлявший самолетом «Су-27», приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов).
  • Юрий Егоров , второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).
  • Анатолий Третьяков , командующий 14-го авиакорпуса, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Юрий Яцюк , заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен (около 130 тысяч долларов).
  • Анатолий Лукиных , начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов).
  • Олег Дюбецкий , ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых экс-командующий ВВС Украины генерал Стрельников, Генпрокуратура Украины выделила в отдельное производство.

27 июля 2002 года в крупнейшем аэропорту Украины Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины потерпел крушение истребитель Су-27.

Тысячи зрителей собрались на военном аэродроме, чтобы увидеть чудеса пилотирования. Открыл авиашоу кукурузник Ан-2. Далее фигуры высшего пилотажа продемонстрировали два спортивных самолёта Як-52, за ними в небе появился боевой истребитель Су-27.

Самолётом управляли опытные пилоты — лётчики-испытатели первого класса Владимир Топонарь и Юрий Егоров. В 12:52 по киевскому времени во время выполнения фигуры высшего пилотажа «полупетля» боевой истребитель начал стремительно терять высоту. Вывести самолёт из пике пилоты не смогли. Воздушное судно, задев стабилизатором дерево, ударилось крылом о бетонное покрытие рулёжной дорожки, правым крылом задело стоящий на аэродроме Ил-76, несколько раз перевернулось и упало на толпу зрителей. Истребитель загорелся и взорвался.

В результате катастрофы на Скниловском аэродроме погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Кроме того, около 300 человек получили травмы различной степени тяжести. По числу погибших трагедия под Львовом считается крупнейшей катастрофой в мировой истории авиашоу.

Несмотря на разрушительные последствия трагедии, пилотам удалось выжить. Они успели катапультироваться после первого контакта с землёй до момента взрыва.

  • REUTERS/InterTV

Сразу после катастрофы президент Украины Леонид Кучма обвинил в случившемся военных, сняв с должностей главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом Сергея Онищенко.

В сентябре после расследования комиссии Министерства обороны Украины были выдвинуты основные версии причин трагедии под Львовом: техническая неисправность самолёта, неправильное планирование полётов, недочёты, допущенные при организации авиашоу и размещении зрителей, а также отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27.

Егоров и Топонарь свою вину не признали, обвинив организаторов шоу в несоответствии выданных полётных карт местности, где проводились манёвры. Также пилоты отметили, что организаторы не предусмотрели безопасное расстояние между истребителем, выполнявшим манёвр, и зрителями.

Кроме того, перед тем как выполнять фигуры высшего пилотажа, у лётчиков не было возможности потренироваться на этом самолёте. Дело в том, что МиГ-29, на котором должны были выступать пилоты, не смог вылететь во Львов, и его заменили на Су-27.

Ответственность за катастрофу понесли десять человек. Топонаря лишили свободы на 14 лет, Егорова — на восемь лет. Позже сроки их тюремного заключения были сокращены.

Чёрные страницы истории

К сожалению, в истории авиашоу немало чёрных страниц.

До Скниловской трагедии крупнейшей катастрофой считалось столкновение самолётов над авиабазой Рамштайн в Германии в 1988 году. Тогда во время выступления итальянской эскадрильи Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») в рамках ежегодного авиашоу Flugtag"88 в воздухе столкнулись три из десяти лёгких штурмовиков Aermacchi MB-339. В результате один из самолётов упал прямо в толпу зрителей. Погибли 70 человек, в том числе 16 детей, около 300 человек получили ранения.

17 сентября 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времён Второй мировой войны на трибуну со зрителями в американском штате Невада. Пилот не справился с управлением.

Однако в некоторых случаях пилотам удавалось увести машину от зрителей, иногда ценой собственной жизни.

В 2003 году на авиасалоне в Айдахо истребитель Thunderbird во время выступления упал и взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. Пилот Крис Стриклин увёл самолет в сторону и катапультировался за несколько секунд до удара истребителя о землю. В авиакатастрофе никто не пострадал.

В 2009 году на авиашоу в польском городе Радоме белорусские пилоты истребителя Су-27 ценой своей жизни предотвратили гибель людей. Самолёт стал падать во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Су-27 перевернулся в воздухе и рухнул на землю в 100 м от жилых домов. Очевидцы трагедии рассказали, что если бы пилоты решили катапультироваться, то самолёт упал бы на населённый пункт и жертв было бы не избежать. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна. По версии следствия, крушение истребителя могло произойти из-за неправильной работы авиационного бортового оборудования.

В том же году похожая авиакатастрофа произошла и в России. В небе над подмосковным Жуковским при проведении тренировочных полётов к открытию международного авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Одна из машин упала на дачный дом в садовом товариществе. В результате катастрофы погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко, ещё два лётчика с травмами были доставлены в больницу. Также были госпитализированы три жителя дачных домов, одна женщина позже скончалась.

За шесть лет, с 2009 по 2015 год, в мире произошло около 26 катастроф во время показательных выступлений на различных авиационных шоу.

  • Авиашоу в Мадриде
  • Кадр: видео YouTube

Техника безопасности

После трагедий в небе во время авиашоу во многих странах были введены жёсткие правила безопасности, запрещающие выполнять манёвры над зрителями. Все показательные выступления выполняются вдали от трибун над специальной зоной.

  • Авиашоу, Мальта

Дистанция от зрительских трибун до места, над которым выполняются авиатрюки, в разных странах колеблется от 200 до 400 м.

Как рассказал RT заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный лётчик России Владимир Попов, в России около пяти лет назад организаторы авиашоу тоже начали давать лётчикам методические указания.

«Согласно этим указаниям лётчикам на авиационных шоу запрещено выполнять элементы над людьми. Также больше не производится десантирование грузов, людей. Методические указания разрабатываются каждым аэродромом индивидуально. В них прописано, как выполнять полёт на показательных выступлениях, на какое минимальное расстояние можно подлетать к трибунам», — констатировал эксперт.

Важную роль в системе безопасности авиационных шоу играет тот факт, что трюки в воздухе в день выступления должны выполняться на том летательном аппарате, на котором производилась тренировка.

«Лётчик должен привыкнуть к машине, знать её нюансы, выработать навык взаимоотношения с ней. Для нас, лётчиков, самолёты живые, они продолжение нашего тела и души. Им доверяется слишком много, в том числе и жизнь», — резюмировал Попов.

Он также отметил, что в мире не существует единого документа, содержащего требования безопасности при проведении авиашоу.

Не место мальчишеству

Особое внимание при подготовке авиационных мероприятий уделяется подбору пилотов.

«Лётчики проходят строгий отбор. Не каждого лётчика-испытателя могут пригласить на показательные полёты, потому что это верх мастерства. На авиашоу пилотам приходится выполнять трюки в небе не только двойками или четвёрками, но и целыми эскадрильями. Подготовка может занимать от одного года до нескольких лет. Группы должны слетаться, научится понимать друг друга не только с полуслова, но и с полудвижения самолёта», — пояснил Попов.

Он также рассказал, как отработал программу на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском.

  • МАКС-2017 в Жуковском
  • Агентство городских новостей «Москва»

«На показ выбирается боевая техника, пожалуй, самая хорошая и надёжная в мире. Управляют ею одни из лучших лётчиков-испытателей — именно те, кто сможет вовремя среагировать, остановиться и предотвратить любые нештатные ситуации. На МАКСе показывали выполнение очень сложных фигур, которые рядовым лётчикам не под силу», — рассказал эксперт.

«Лейтенанта эту задачу выполнять не пошлют. Фигуры высшего пилотажа делают майоры, подполковники, полковники. Они с чувством ответственности выполняют полёт, люди понимают, на что они идут и что следует делать в нештатной ситуации», — подчеркнул Попов.

15 лет назад в Украине произошла одна из крупнейших трагедий - авиакатастрофа в Скнилове Львовской области. 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на толпу зрителей.

По количеству погибших Скниловская трагедия считается крупнейшей катастрофой в истории авиационных праздников.

Как это было

В тот день осмотреть на шоу пришло более 10 000 человек. Команду военных пилотов на мероприятии представляла пилотажная группа "Украинские Соколы", созданная в 1995 году, которая специализировалась на выполнении фигур высшего пилотажа на боевых самолетах.

Су-27УБ борт 42 под управлением двух пилотов — 45-летнего командира В. А. Топонаря и 49-летнего второго пилота Ю. М. Егорова — выполнял фигуру высшего пилотажа. Самолёт вошёл в нисходящий вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из виража вверх истребитель слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через лётное поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоявший на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар.

Погибли 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признаны 543 человека.

Расследование и суд

Президент Украины Леонид Кучма всю вину за случившуюся трагедию возложил на военных, освободив от должности главнокомандующего ВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура Украины арестовала Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных. Одновременно с этим министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка не была принята.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основной причины трагедии было названо "отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27". Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Как показало расследование, незадолго до авиашоу подготовлен к нему "МиГ-29УБ" был заменен на "Су-27УБ", заправленный на три тонны большим количеством горючего, в результате чего командир самолета Владимир Топонарь неправильно оценил вес самолета и допустил его опасном сближении с землей, недостаточное для набора высоты в критический момент. Кроме того, были нарушены правила проведения подобных мероприятий, которые запрещали полеты над территорией, где находились зрители.

По версии Топонаря, причиной аварии стал неожиданный недобор мощности левым двигателем самолета, в результате чего он не вышел из пике и наклонился на один бок.

Владимир Топонарь, командир Су-27, был приговорён к 14 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 11 лет. Юрий Егоров, второй пилот Су-27, был приговорён к 8 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 2,5 года. Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом, был приговорён к 6 годам заключения. Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения. Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно. Также им всем были присуждены штрафы. Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые были признаны невиновными.

В память о погибших на территории Скниловского аэропорта возвели часовню, а на месте падения самолета - памятник. Ежегодно львовяне приходят сюда с цветами, священники проводят поминальный молебен.

Украинцы вспоминают об этой трагедии в сети и делятся своими воспоминаниями.

Анастасия Апасова: "15 лет назад, Львов, 9:00. Мне 9,5 лет. Бабушка будит меня "вставай, мы сегодня идем смотреть на самолеты. Говорят, они там будут хорошо летать, там будет целое шоу". Я проснулась с ангиной, она возникла на ровном месте. И мы не пошли из-за меня.

Через несколько часов прибегает соседка: "Включите телевизор, там в Скнилове что-то произошло, я по "брехунцю" услышала". В толпу упал истребитель. Погибло 77 человек, из них -28 детей...

В следующие несколько часов Львов разделился на 2 категории. Первые поехали на аэродром и помогали пострадавшим кто чем мог: вывозили пострадавших, забирали детей, потерявшихся в панической толпе. Другие - не отходили от радио и телевизоров, чтобы услышать информацию о своих знакомых, которые были там, и обрывали все возможные телефоны. Это был очень страшный период для Львова. Светлая память…"

Елена Шворак: "Скнилов. 15 лет трагедии, а болит и сейчас. Люди пришли на праздник, на шоу... 77 погибших, триста килограммов неопознанных похороненных биологических останков... Этого мальчика ценой собственной жизни спасла мама - заслонила от обломков. Еще одна мама отошла купить детям водичку, а через несколько минут рыдала над телами трех своих детей и мужа... Представить, что пережили эти люди, невозможно. На самом деле пострадавших от этой катастрофы больше чем тех, кто был там физически. Психологически это был тяжелый удар. Вечная память!"

Четырнадцать лет тому назад произошло одно из самых страшных происшествий в истории современной Украины - Скниловская трагедия. 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнилов", который находится недалеко от Львова, проходило авиашоу, устроенное в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Тогда в толпу зрителей врезался истребитель "Су-27УБ" и взорвался. До сих пор ведутся споры, кто же действительно виноват в гибели 77 человек.

Истребитель

"Су-27" разработали к концу 70-х годов, и уже с середины 80-х он активно эксплуатировался в авиационных частях Данный самолет отличается великолепной маневренностью. Используя "Су-27", лётчик-испытатель Евгений Пугачёв в Ле-Бурже продемонстрировал новую - кобру Пугачёва. Она заключается в следующем: самолет вверх, не меняя направления полета, летит некоторое время хвостом вперед, а затем возвращается в исходное положение. Конечно, для переподготовки летчиков была разработана учебно-боевая модификация "Су-27УБ". Данный самолет является двухместным, и летчики в нем сидят друг за другом. Именно "Су-27УБ" взлетел около полудня с аэродрома "Озерное", который находится под Житомиром, и направился в сторону аэродрома "Скнилов", где должен был стать одним из элементов программы авиашоу.

Командующим экипажа являлся полковник Владимир Анатольевич Топонарь, а вторым пилотом - полковник Юрий Михайлович Егоров. Оба имели солидный налет: у Топонаря - около 1900 часов, а у Егорова - 2000. К тому же командир экипажа с 1996 года представлял пилотажную группу "Украинские Соколы", и сомнений в профессиональности летчиков ни у кого не возникает.

Авиашоу

По замыслу организаторов авиашоу, помимо выставки авиационной техники, в тот день четыре самолета должны были совершить демонстрационные полеты. Первыми выступали два спортивно-тренировочных "Як-52", которые после имитации боя эффектно пролетели над трибуной, где находились почетные гости. Тогдашний командующий Виктор Стрельников приказал запретить пролеты над людьми. Но было уже поздно что-то менять. Третьим должен был выступать истребитель "МиГ-29", но его вылет отменили, и к аэродрому "Скнилов" уже подлетал "Су-27УБ" Топонаря и Егорова.

Приблизительно в 12:41 заместитель командующего 14-м авиационным корпусом Анатолий Третьяков дал команду "старт". "Су-27УБ" начал снижение и совершил проход над зрительскими трибунами. Затем он начал выполнять первую фигуру высшего пилотажа - "косую петлю". Но высота оказывается опасной, о чем летчиков извещает сигнал бортового компьютера. Согласно записи после этого экипаж не мог определить, где находятся зрители.

Затем Егоров решает выполнить "бочку", которая и станет роковой: истребитель резко потерял высоту. Юрий Яцюк, который являлся заместителем руководителя полетами, командует с земли поворачивать, но из-за этого самолет ещё и теряет скорость. Дальше следует команда "форсаж", но и это уже не помогает: истребитель проседает и сваливается. Зацепив крылом дерево, "С-27УБ" сминает кабину топливозаправщика, крыльями режет стоящие на аэродроме самолеты. В этот момент Топонарь и Егоров катапультируются. Совершенно неуправляемый истребитель врезается в толпу зрителей и взрывается, начинается страшный пожар. Стрелки часов показывали 12:52.

Последствия

К месту катастрофы немедленно выехали машины пожарных и скорой помощи. Но многих лишила жизни Скниловская трагедия. Список погибших насчитывает 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признали 543 человека. Вскоре после катастрофы начала расследование комиссия Министерства обороны Украины, которая определила, что главной причиной является отклонение экипажа от намеченного полетного задания и ошибки в пилотировании самолета.

Президентом был освобожден от занимаемой должности командующий ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, которого чуть позже арестовала Генеральная прокуратура. Суд над выжившими летчиками и их руководителями затянулся до 2005 года. Согласно приговору, следующие 14 лет своей жизни Топонарь должен был провести в тюрьме и выплатить штраф в размере 7,2 миллиона гривен, который позже уменьшили до 150 000. Егорова также приговорили к тюремному заключению на 8 лет и штрафу в 2,5 миллиона гривен. На данный момент оба уже находятся на свободе. Третьякову и Яцюку дали по 6 лет заключения и штраф 700 000 гривен.

Анатолий Лукиных, который руководил службой безопасности полетов, был осужден на 4 года условного лишения свободы. Едиственным из подсудимых, кто был оправдан, стал Олег Дзюбецкий, отвечавший за подготовку экипажа. Никто из них своей вины так и не признал. Под суд попали также четыре бывших генерала, среди которых был и Виктор Стрельников, но в 2008 их оправдали. Скниловская трагедия 2002 года также стала причиной расформирования "Украинских соколов", членом которой был Топонарь. На данный момент на Украине показательные авиашоу не проводятся вообще. Скниловская трагедия продемонстрировала, чем могут обернуться зрелищные выступления самолетов из-за халатности людей.

Память

Потерпевшим и родственникам погибших была выплачена единоразовая компенсация в размере около 55 тысяч гривен. Но после этого о людях попросту забыли. Как утверждает Стефан Козак, глава общественной организации "Скниловская трагедия", пострадавшим не оказывается никакой социальной опеки или реабилитации. По его словам, некоторые чиновники отвечали, что, мол, люди сами виноваты, что пошли на авиашоу. Вспоминают о них лишь когда наступает очередная годовшина трагедии. На аэродроме была возведена небольшая часовня на пожертвования со всего мира и средства организации "Скниловская трагедия". Фото погибших находятся в ней на плакате с названием "77 ангелов". Сюда часто приходят их родственники и близкие. Не осталась без внимания и в медийном пространстве Скниловская трагедия. Документальный фильм "Прощення" телеканала СТБ рассказывает как раз о ней.

Вместо эпилога

Как уже было упомянуто выше, никто из высокопоставленных чиновников Министерства обороны не понес наказания. Скниловская трагедия 2002 года разве что отправила некоторых из них в запас. Иски родственников погибших и пострадавших суд оставил без рассмотрения.