Ленин библиография. От чего и когда умер ленин

Ленин -
жил,
Ленин -
жив.
Ленин -
будет жить.

/В.Маяковский/

Ленин Владимир Ильич (1870-1924) - теоретик марксизма, творчески развивший его в новых исторических условиях, организатор и вождь Коммунистической партии Советского Союза и международного коммунистического движения, основатель Советского государства.

Формированию и развитию эстетических взглядов Ленина способствовали его богатейшая эрудиция, глубокое знание и изучение явлений отечественной и мировой культуры, революционно-демократической эстетики, а также его неизменный интерес к различным видам искусства, особенно к худож. литературе и музыке, и основательное знакомство с ними, непосредственное общение с видными деятелями культуры и искусства (например, тесные контакты многие годы поддерживал Ленин с Горьким).

Разработанная Лениным диалектико-материалистическая теория отражения стала методологической основой современной марксистской эстетики и искусствознания. Рассматривая процесс познания как отражение внешнего мира в сознании человека, Ленин обосновал диалектически-противоречивый характер отражения, показал, что оно не простой, зеркально-мертвый акт, а сложный процесс, для которого характерно активное, творческое отношение субъекта познания к отображаемой действительности.
Ленин раскрыл исторический характер явлений духовной культуры общества, доказал необходимость выявления их гносеологических и социально-классовых корней. Ленинская теория отражения позволила выявить несостоятельность идеалистических концепций искусства, разрывающих его связи с действительностью. Правдивое отражение закономерностей последней в ее ведущих тенденциях (Отражение художественное, Реализм), отражение существенного, типического, выступает, в свете ленинской теории, важнейшим критерием ценности искусства.

Серия статей Ленина о Толстом является образцом конкретного применения принципов диалектики, теории отражения к анализу художественного творчества, выявлению его идейно-эстетического своеобразия. Называя Толстого «зеркалом русской революции», Ленин подчеркивал социально-классовую обусловленность процесса отражения действительности в искусстве: «Толстовские идеи, это - зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни... » (т. 17, с. 212 ). Выступая как против бесстрастного объективизма, так и против вульгарного социологизма в понимании художественного творчества, Ленин показал, что отражение действительности в произведениях искусства («Толстой поразительно рельефно воплотил... черты исторического своеобразия всей первой русской революции... » - т. 20, с. 20 ) неотделимо от субъективного отношения к ней художника, дающего эстетическую оценку изображаемому с позиций определенных социальных идеалов. По логике ленинской мысли «горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест» Толстого против полицейско-казенного государства и церкви, «обличение капитализма» (т. 20, с. 20-21 ) - необходимое условие художественной ценности и социальной значимости его произв. Художественное обобщение существенного, закономерного в действительности осуществляется, по Ленину, через индивидуальное, единичное: «...весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов » (т. 49, с. 57 ). Таким образом, процесс художественного творчества рассматривался Лениным как диалектическое единство объективного и субъективного, познания и оценки, единичного и общего, социального и индивидуального.

Положение о связи искусства с социальной действительностью получило углубленное толкование в разработанном Лениным учении о партийности искусства. В работе «Партийная организация и партийная литература » (1905) ложным идеям о «незаинтересованности» искусства, «барскому анархизму», замаскированной зависимости буржуазного художника от денежного мешка Ленин противопоставил лозунг пролетарской, коммунистической партийности искусства, открытой его связи с идеями социализма, жизнью и борьбой революционного пролетариата. Считая социалистическое искусство «частью общепролетарского дела» (т. 12, с. 100-101 ), Ленин был далек от игнорирования специфики художественной деятельности, диалектически связывая принцип партийности с вопросом свободы творчества. Указывая на социальные предпосылки формирования художественного таланта, Ленин критиковал субъективно-идеалистический лозунг абсолютной свободы творчества. Столь же резко выступал он против принижения специфики творческой индивидуальности художника (Индивидуальность в искусстве), постоянно напоминал о необходимости бережного отношения к таланту. В искусстве, писал Ленин, «безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (т. 12, с. 101 ). Но подлинную свободу творчества, подчеркивал Ленин, художник обретает лишь в сознательном служении народу, революции, социализму: «Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды » (т. 12, с. 104 ).

Теоретические вопросы худож. творчества рассматривались Лениным в органической связи с задачами революционного преобразования общества. Ленин определил осн. идейную направленность социалистической культуры, в т. Ленин культуры художественной, конкретные пути ее становления и развития. Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др. Культурная революция предполагает, по Ленину, самое широкое народное образование и воспитание, открывающее доступ народным массам к культурным ценностям, воспитание новой, подлинно народной интеллигенции, переустройство быта на социалистических началах. Ленин прозорливо предвидел, что в результате культурной революции родится новое, многонациональное искусство, способное воспринять и творчески переработать лучшие достижения мировой художественной культуры.
Это будет «действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создаст формы соответственно своему содержанию». Указывая на необходимость освоения культурных богатств, накопленных в процессе исторического развития общества, Ленин в то же время выступал против некритического отношения к культуре буржуазного общества, внутри которой нужно различать реакционную культуру господствующих классов и «элементы демократической и социалистической культуры» (т. 24, с. 120 ). Процесс освоения, переработки и развития худож. культуры прошлого должен происходить «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (т. 41, с. 462 ).

Ленин подверг резкой критике нигилистическое отрицание всей прошлой культуры теоретиками Пролеткульта. Пролетарская культура не является «выскочившей неизвестно откуда», говорил Ленин на III съезде РКСМ. «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества... » (т. 41, с. 304 ). Попытки «лабораторного» создания нового искусства, обоснования «чистой» пролетарской культуры Ленин считал теоретически неверными и практически вредными, заключающими в себе угрозу отрыва культурного авангарда от масс (т. 44, с. 348- 349 ). Подлинная социалистическая худож. культура должна быть не только итогом культурного развития человечества, но и «уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс ».

Народность является, по Ленину, не только неотъемлемой чертой нового, социалистического искусства, но и одним из принципов освоения культурного богатства. Оценка художественного наследия сквозь призму художественно-эстетических идеалов народных масс не означает, однако, упрощенного отбрасывания всего сложного в истории художественной культуры. Освоение художественного наследия должно способствовать формированию у трудящихся эстетического вкуса, пробуждению в них «художников». Сформулированные Лениным принципы партийности и народности искусства, бережного отношения к художественному таланту и культурному наследию и др. легли в основу политики Коммунистической партии в области развития советской литературы и искусства.

Ленин Владимир Ильич (1870-1924), революционер, политический деятель советской России, лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924). Настоящая фамилия - Ульянов. Родился 10 (22) апреля 1870 в Симбирске (ныне Ульяновск). Отец, Илья Николаевич, проделал путь от учителя средней школы до директора народных училищ Самарской губернии, получил дворянское звание (умер в 1886). Мать, Мария Александровна Бланк, дочь врача, получила лишь домашнее образование, но могла говорить на нескольких иностранных языках, играла на рояле, много читала. Владимир был третьим из шести детей. В семье царила дружелюбная атмосфера; родители поощряли любознательность детей и относились к ним с уважением.

Вероятно, уже в школьные годы у Владимира Ульянова начали складываться первые, еще смутные представления о несправедливости общественного устройства. Во всяком случае, уже в одном из школьных сочинений он упоминал об «угнетенных классах». Его старший брат, Александр, участвовал в народническом движении, в мае 1887 он был казнен за подготовку покушения на царя. Смерть брата потрясла Владимира, и с тех пор он стал врагом режима. В Казанском университете, куда он поступил в 1887 на юридический факультет, он примкнул к студенческому революционному кружку, принял участие в студенческих сходках и был задержан полицией. В декабре того же года власти исключили его из университета и сослали под надзор полиции в имение матери, где он продолжил самообразование. Осенью 1888 он получил возможность вернуться в Казань, познакомился с трудами К.Маркса и примкнул к марксистскому кружку. С увлечением народничеством и преклонением перед «народовольцами» было покончено, отныне Ульянов стал убежденным приверженцем марксизма.

Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.

Ленин Владимир Ильич

В последующие годы он жил в Самаре под надзором полиции, зарабатывал частными уроками и в 1891 сумел сдать экстерном государственные экзамены за полный курс юридического факультета Петербургского университета. В 1892-1893 работал помощником присяжного поверенного в Самаре, где одновременно создал марксистский кружок, перевел Манифест Коммунистической партии Карла Маркса и начал писать сам, полемизируя с народниками.

Переехав в августе 1893 в Петербург, он работал юристом и постепенно стал одним из лидеров петербургских марксистов. Посланный за границу, познакомился с признанным вождем российских марксистов Георгием Плехановым. После возвращения в Россию, Ульянов в 1895 объединил петербургские марксистские кружки в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре того же года его арестовала полиция. Провел более года в тюрьме и был выслан на три года в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции. Там, в селе Шушенском, в июле 1898 обвенчался с Надеждой Крупской, которую знал еще по петербургскому революционному подполью.

Находясь в ссылке, продолжал теоретическую и организационную революционную деятельность. В 1897 издал работу Развитие капитализма в России, где пытался оспорить взгляды народников на социально-экономические отношения в стране и доказать тем самым, что в России назревает буржуазная революция. Познакомился с работами ведущего теоретика немецкой социал-демократии Карла Каутского, и они произвели на него большое впечатление. У Каутского он заимствовал идею организации русского марксистского движения в виде централизованной партии «нового типа», вносящей сознание в «темную» и «незрелую» рабочую массу. Полемика с теми социал-демократами, которые, с его точки зрения, недооценивали роль партии, стала постоянной темой в статьях Ульянова. Он вел также жесткую полемику с «экономистами» — течением, которое утверждало, что социал-демократам следует сделать основной упор на экономическую, а не политическую борьбу.

После окончания срока ссылки выехал за границу в январе 1900 (последующие пять лет он жил в Мюнхене, Лондоне и Женеве).Там, вместе с Плехановым, его соратниками Верой Засулич и Павлом Аксельродом, а также своим другом Юлием Мартовым, Ульянов начал издавать социал-демократическую газету «Искра». С 1901 он стал использовать псевдоним «Ленин» и с тех пор был известен в партии под этим именем. В 1902 он изложил свои организационные взгляды в брошюре Что делать? Предложил перестроить образованную в 1898 Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) по типу осажденной крепости, превратив ее в жесткую и централизованную организацию, возглавляемую профессиональными революционерами — вождями, чьи решения были бы обязательны для рядовых членов. Такой подход встретил возражения значительного числа партийных активистов, включая Юлия Мартова. На втором съезде РСДРП в Брюсселе и Лондоне 1903 партия распалась на два течения: «большевиков» (сторонников организационных принципов Ленина) и «меньшевиков» (их противников). Ленин стал признанным лидером большевистской фракции партии.

В период русской революции 1905-1907 Ленину удалось на некоторое время вернуться в Россию. Он ориентировал своих сторонников на активное участие в буржуазно-демократической революции, чтобы попытаться завоевать гегемонию в ней и добиться установления «революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства». В этом вопросе, подробно освещенном в работе Ленина Две тактики социал-демократии в демократической революции, он резко разошелся с большей частью меньшевиков, которые ориентировались на союз под руководством буржуазно-либеральных кругов.

Поражение революции вынудило Ленина вновь эмигрировать. Из-за границы он продолжал возглавлять деятельность большевистского течения, настаивая на сочетании нелегальной деятельности с легальной, участии в выборах в Государственную Думу и в работе этого органа. На этой основе произошел разрыв Ленина с группой большевиков во главе с Александром Богдановым, которая призывала к бойкоту Думы. Против своих новых противников Ленин выпустил полемическую работу Материализм и эмпириокритицизм (1909), обвинив их в ревизии марксистской философии. В начале 1910-х годов разногласия внутри РСДРП крайне обострились. В противовес «отзовистам» (сторонникам бойкота Думы), меньшевикам — «ликвидаторам» (приверженцами легальной работы) и группе Льва Троцкого, выступавшей за сохранение единства партийных рядов, Ленин форсировал превращение своего течения в 1912 в самостоятельную политическую партию, РСДРП(б), с собственным печатным органом — газетой «Правда».

Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.

Ленин Владимир Ильич

Краткая биография Владимира Ленина

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) – советский политический деятель мирового масштаба, революционер, создатель социал-демократической партии и большевизма, один из организаторов Октябрьской революции и председатель СНК. Ленин также считается создателем первого в истории социалистического государства. Помимо этого, он заложил фундамент марксизма-ленинизма. Владимир Ильич родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирск (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ.

Детство будущего революционера прошло в Симбирске. Там же он обучался в гимназии, директором которой являлся Ф. М. Керенский. После окончания гимназии с золотой медалью, Ленин поступил в Казанский университет на юридический факультет, где он проучился недолго и ­был исключен из-за регулярного содействия нелегальному студенческому движению «Народная воля». В мае 1887 года был казнен его старший брат Александр по причине участия в народовольческом заговоре с целью покушения на жизнь императора. Это стало большой трагедией в семье Ульяновых. В 1888 году Ленин возвращается в Казань и присоединяется к марксистскому кружку. Он всерьез увлекается социал-демократическими и политэкономическими вопросами. В результате в 1897 году его на 3 года отправляют в ссылку в Енисейскую область. Именно во время этой ссылки он написал большую часть своих работ. В 1898 году он регистрирует брак со своей гражданской женой Н. К. Крупской для того, чтобы она могла последовать за ним в ссылку.

В начале XX века Ленин стал усиленно работать над созданием нового общества путем социалистической революции. В период проведения революции сам организатор находится в Швейцарии, а многие участник арестованы. В результате руководство партией переходит к Ленину. Несмотря на то, что попытки не раз восстания пресекались, Ленин продолжает писать новые труды и организовывать антиправительственную революцию. Вскоре он становится главой Совета Народных Комиссаров, основывает Красную Армию и Третий Коммунистический Интернационал. Целью Ленина было создание новой экономической политики, направленной на рост народного хозяйства и образование социалистического государства.

Умер Ленин 21 января 1924 года в усадьбе Горки в результате резкого ухудшения здоровья. Через два дня тело вождя было перевезено в Москву и установлено в Колонном зале. 27 января гроб с забальзамированным телом Ленина был помещен в Мавзолей на Красной Площади, где и ныне хранится. После смерти культ личности этого неординарного правителя ещё больше усилился. Многие объекты в городах переименовывались в его честь, открывались музеи и библиотеки имени Ленина, а также возводились памятники.

Как дети крепостных становились потомственными дворянами, почему советская власть засекретила информацию о предках вождя по материнской линии и как в начале 1900-х Владимир Ульянов превратился в Николая Ленина?

Семья Ульяновых. Слева направо: стоят – Ольга, Александр, Анна; сидят – Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Биографическая хроника В.И. Ленина» начинается с записи: «Апрель, 10 (22). Родился Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Отец Владимира Ильича – Илья Николаевич Ульянов был в то время инспектором, а затем – директором народных училищ Симбирской губернии. Он происходил из бедных мещан города Астрахани. Его отец ранее был крепостным крестьянином. Мать Ленина Мария Александровна была дочерью врача А.Д. Бланка».

Любопытно, что сам Ленин многих деталей своей родословной не знал. В их семье, как и в семьях других разночинцев, было как-то не принято копаться в своих «генеалогических корнях». Это уж потом, после смерти Владимира Ильича, когда интерес к подобного рода проблемам стал расти, этими изысканиями занялись его сестры. Поэтому, когда в 1922 году Ленин получил подробную анкету партийной переписи, на вопрос о роде занятий деда с отцовской стороны он искренне ответил: «Не знаю».

ВНУК КРЕПОСТНЫХ

Между тем дед, прадед и прапрадед Ленина по отцовской линии действительно были крепостными. Прапрадед – Никита Григорьевич Ульянин – родился в 1711 году. По ревизской сказке 1782 года он с семьей младшего сына Феофана был записан как дворовый человек помещицы села Андросова Сергачской округи Нижегородского наместничества Марфы Семеновны Мякининой.

По той же ревизии его старший сын Василий Никитич Ульянин , 1733 года рождения, с женой Анной Семионовной и детьми Самойлой, Порфирием и Николаем проживали там же, но числились дворовыми корнета Степана Михайловича Брехова . По ревизии 1795 года дед Ленина Николай Васильевич, 25 лет, холостой, жил с матерью и братьями все в том же селе, но значились они уже дворовыми людьми подпрапорщика Михаила Степановича Брехова.

Значиться он, конечно, значился, но в селе его тогда уже не было…

В Астраханском архиве хранится документ «Списки именные ожидаемых к причислению зашедших беглых из разных губерний помещичьих крестьян», где под номером 223 записано: «Николай Васильев сын Ульянин… Нижегородской губернии, Сергачской округи, села Андросова, помещика Степана Михайловича Брехова крестьянин. Отлучился в 1791 году». Беглым он был или отпущенным на оброк и выкупившимся – точно неизвестно, но в 1799-м в Астрахани Николая Васильевича перевели в разряд государственных крестьян, а в 1808 году приняли в мещанское сословие, в цех ремесленников-портных.

Избавившись от крепостной зависимости и став свободным человеком, Николай Васильевич сменил фамилию Ульянин на Ульянинов, а затем Ульянов. Вскоре он женился на дочери астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова – Анне, которая родилась в 1788 году и была моложе мужа на 18 лет.

Исходя из некоторых архивных документов, писательница Мариэтта Шагинян выдвинула версию, согласно которой Анна Алексеевна – не родная дочь Смирнова, а крещеная калмычка, вызволенная им из рабства и удочеренная якобы лишь в марте 1825 года.

Бесспорных доказательств данной версии нет, тем более что уже в 1812 году у них с Николаем Ульяновым родился сын Александр, умерший четырех месяцев от роду, в 1819-м на свет появился сын Василий, в 1821-м – дочь Мария, в 1823-м – Феодосия и, наконец, в июле 1831 года, когда главе семейства было уже за 60, сын Илья – отец будущего вождя мирового пролетариата.

УЧИТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА ОТЦА

После смерти Николая Васильевича заботы о семье и воспитании детей легли на плечи его старшего сына Василия Николаевича. Работая в ту пору приказчиком известной астраханской фирмы «Братья Сапожниковы» и не имея собственной семьи, он сумел обеспечить достаток в доме и даже дал младшему брату Илье образование.

ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ОКОНЧИЛ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» – на этом настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский

В 1850 году Илья Николаевич окончил с серебряной медалью Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, где завершил учебу в 1854-м, получив звание кандидата физико-математических наук и право преподавания в средних учебных заведениях. И хотя ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» (на этом, между прочим, настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский), Илья Николаевич предпочел карьеру учителя.

Памятник Лобачевскому в Казани. Начало XX века. Предоставлено М. Золотарёвым

Первым местом его работы – с 7 мая 1855 года – стал Дворянский институт в Пензе. В июле 1860-го сюда на должность инспектора института приехал Иван Дмитриевич Веретенников. Илья Николаевич подружился с ним и его женой, и в том же году Анна Александровна Веретенникова (урожденная Бланк) познакомила его со своей сестрой Марией Александровной Бланк, которая на зиму приезжала к ней в гости. Илья Николаевич стал помогать Марии в подготовке к экзамену на звание учительницы, а она ему – в разговорном английском. Молодые люди полюбили друг друга, и весной 1863 года состоялась помолвка.

15 июля того же года, после успешной сдачи экстерном экзаменов при Самарской мужской гимназии, «дочь надворного советника девица Мария Бланк» получила звание учительницы начальных классов «с правом преподавания Закона Божьего, русского языка, арифметики, немецкого и французского языков». А в августе уже сыграли свадьбу, и «девица Мария Бланк» стала женой надворного советника Ильи Николаевича Ульянова – чин этот ему пожаловали также в июле 1863 года.

«О ВОЗМОЖНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Родословную семьи Бланк начали изучать сестры Ленина – Анна и Мария. Анна Ильинична рассказывала: «Старшие не могли нам выяснить этого. Фамилия казалась нам французского корня, но никаких данных о таком происхождении не было. У меня лично довольно давно стала являться мысль о возможности еврейского происхождения, на что наталкивало, главным образом, сообщение матери, что дед родился в Житомире – известном еврейском центре. Бабушка – мать матери – родилась в Петербурге и была по происхождению немкой из Риги. Но в то время как с родными по матери у мамы и ее сестер связи поддерживались довольно долго, о родных ее отца, А.Д. Бланк, никто не слышал. Он являлся как бы отрезанным ломтем, что наводило меня также на мысль о его еврейском происхождении. Никаких рассказов деда о его детстве или юношестве у его дочерей не сохранилось в памяти».

О результатах розысков, подтвердивших ее предположение, Анна Ильинична Ульянова сообщила Иосифу Сталину в 1932 и 1934 годах. «Факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, – писала она, – не был известен при его [Ленина] жизни… Я не знаю, какие могут быть у нас, коммунистов, мотивы для замолчания этого факта».

«Молчать о нем абсолютно» – таков был категорический ответ Сталина. Да и вторая сестра Ленина, Мария Ильинична, тоже полагала, что факт этот «пусть будет известен когда-нибудь через сто лет».

Прадед Ленина – Моше Ицкович Бланк – родился, видимо, в 1763 году. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии под номером 394 записан Мойшка Бланк. Откуда появился он в здешних местах – неясно. Впрочем…

Панорама Симбирска со стороны Московского тракта. 1866–1867 годы. Предоставлено М. Золотарёвым

Некоторое время тому назад известный библиограф Майя Дворкина ввела в научный оборот любопытный факт. Где-то в середине 1920-х архивист Юлиан Григорьевич Оксман , занимавшийся по заданию директора Ленинской библиотеки Владимира Ивановича Невского изучением родословной вождя мирового пролетариата, обнаружил прошение одной из еврейских общин Минской губернии, относящееся якобы к началу XIX века, об освобождении от подати некоего мальчика, ибо он является «незаконным сыном крупного минского чиновника», а посему, мол, община платить за него не должна. Фамилия мальчика была – Бланк.

По словам Оксмана, Невский повез его ко Льву Каменеву, а затем втроем они явились к Николаю Бухарину . Показывая документ, Каменев буркнул: «Я всегда так думал». На что Бухарин ему ответил: «Что вы думаете – неважно, а вот что будем делать?» С Оксмана взяли слово, что он никому не скажет о находке. И с тех пор этого документа никто не видел.

Так или иначе, Моше Бланк появился в Староконстантинове, будучи уже взрослым, и в 1793 году женился на местной 29-летней девице Марьям (Марем) Фроимович. Из последующих ревизий следует, что он читал как по-еврейски, так и по-русски, имел собственный дом, занимался торговлей и плюс к тому у местечка Рогачево им было арендовано 5 моргов (около 3 га) земли, которые засевались цикорием.

В 1794-м у него родился сын Аба (Абель), а в 1799-м – сын Сруль (Израиль). Вероятно, с самого начала у Моше Ицковича не сложились отношения с местной еврейской общиной. Он был «человеком, который не хотел или, может быть, не умел находить общий язык со своими соплеменниками». Иными словами, община его просто возненавидела. И после того как в 1808 году от пожара, а возможно и поджога, дом Бланка сгорел, семья переехала в Житомир.

ПИСЬМО К ИМПЕРАТОРУ

Много лет спустя, в сентябре 1846 года, Моше Бланк написал письмо императору Николаю I, из которого видно, что уже «40 лет назад» он «отрекся от Евреев», но из-за «чрезмерно набожной жены», скончавшейся в 1834-м, принял христианство и получил имя Дмитрия лишь 1 января 1835 года.

Но поводом для письма стало иное: сохраняя неприязнь к своим соплеменникам, Дмитрий (Моше) Бланк предлагал – в целях ассимиляции евреев – запретить им ношение национальной одежды, а главное, обязать их молиться в синагогах за российского императора и императорскую фамилию.

Любопытно, что в октябре того года о письме было доложено Николаю I и он полностью согласился с предложениями «крещеного еврея Бланка», в результате чего в 1850-м евреям запретили ношение национальной одежды, а в 1854-м ввели соответствующий текст молитвы. Исследователь Михаил Штейн, собравший и тщательно проанализировавший наиболее полные данные о родословной Бланк, справедливо заметил, что по неприязни к своему народу Моше Ицковича «можно сравнить, пожалуй, только с другим крещеным евреем – одним из основателей и руководителей Московского Союза русского народа В.А. Грингмутом»…

Александр Дмитриевич Бланк (1799–1870). Предоставлено М. Золотарёвым

О том, что Бланк решил порвать с еврейской общиной задолго до своего крещения, свидетельствовало и другое. Оба его сына, Абель и Израиль, как и отец, тоже умели читать по-русски, и, когда в 1816 году в Житомире открылось уездное (поветовое) училище, они были зачислены туда и успешно его окончили. С точки зрения верующих евреев, это было кощунство. И все-таки принадлежность к иудейскому вероисповеданию обрекала их на прозябание в границах черты оседлости. И лишь событие, случившееся весной 1820 года, круто изменило судьбы молодых людей…

В апреле в Житомир прибыл в служебную командировку «высокий чин» – правитель дел так называемого Еврейского комитета, сенатор и поэт Дмитрий Осипович Баранов. Каким-то образом Бланку удалось встретиться с ним, и он попросил сенатора оказать содействие его сыновьям при поступлении в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Баранов евреям отнюдь не симпатизировал, но довольно редкое в то время обращение двух «заблудших душ» в христианство, по его мнению, было делом благим, и он согласился.

Братья сразу же отправились в столицу и подали прошение на имя митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Михаила. «Поселясь ныне на жительство в С.-Петербурге, – писали они, – и имея всегдашнее обращение с христианами, Греко-российскую религию исповедающими, мы желаем ныне принять оную».

Ходатайство удовлетворили, и уже 25 мая 1820 года священник церкви Преподобного Сампсония Странноприимца в Санкт-Петербурге Федор Барсов обоих братьев «крещением просветил». Абель стал Дмитрием Дмитриевичем, а Израиль – Александром Дмитриевичем. Младший сын Моше Бланка новое имя получил в честь своего восприемника (крестного отца) графа Александра Ивановича Апраксина, а отчество – в честь восприемника Абеля сенатора Дмитрия Осиповича Баранова. А 31 июля того же года, по указанию министра просвещения князя Александра Николаевича Голицына, братьев определили «воспитанниками Медико-хирургической академии», которую они и окончили в 1824-м, удостоившись ученого звания лекарей 2-го отделения и презента в виде карманного набора хирургических инструментов.

ЖЕНИТЬБА ШТАБ-ЛЕКАРЯ

Дмитрий Бланк остался в столице полицейским врачом, а Александр в августе 1824 года начал службу в городе Поречье Смоленской губернии в должности уездного врача. Правда, уже в октябре 1825-го он вернулся в Петербург и был зачислен, как и его брат, врачом в штат полиции города. В 1828 году его произвели в штаб-лекари. Пора было подумать и о женитьбе…

Его крестный отец граф Александр Апраксин был в то время чиновником особых поручений при Министерстве финансов. Так что Александр Дмитриевич, несмотря на происхождение, вполне мог рассчитывать на приличную партию. Видимо, у другого своего благодетеля – сенатора Дмитрия Баранова, увлекавшегося поэзией и шахматами, у которого бывал Александр Пушкин и собирался чуть ли не весь «просвещенный Петербург», младший Бланк и познакомился с братьями Грошопфами и был принят в их доме.

Илья Николаевич Ульянов (1831–1886) и Мария Александровна Ульянова (1835–1916)

Глава этой весьма солидной семьи Иван Федорович (Иоганн Готлиб) Грошопф был из прибалтийских немцев, состоял консулентом Государственной юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел и дослужился до чина губернского секретаря. Его супруга Анна Карловна, в девичестве Эстедт, была шведкой, лютеранкой. Детей в семье было восемь: трое сыновей – Иоганн, служивший в русской армии, Карл, вице-директор в департаменте внешней торговли Министерства финансов, и Густав, заведовавший рижской таможней, и пять дочерей – Александра, Анна, Екатерина (в замужестве фон Эссен), Каролина (в замужестве Биуберг) и младшая Амалия. Познакомившись с этой семьей, штаб-лекарь сделал предложение Анне Ивановне.

МАШЕНЬКА БЛАНК

Дела у Александра Дмитриевича поначалу складывались неплохо. Как полицейский врач, он получал 1 тыс. рублей в год. За «расторопность и усердие» не раз удостаивался благодарностей.

Но в июне 1831-го, во время холерных беспорядков в столице, взбунтовавшейся толпой был зверски убит его брат Дмитрий, дежуривший в центральной холерной больнице. Эта смерть настолько потрясла Александра Бланка, что он уволился из полиции и более года не работал. Лишь в апреле 1833-го он вновь поступил на службу – ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных из заречных районов Петербурга. Между прочим, именно здесь у него в 1838 году лечился Тарас Шевченко. Одновременно (с мая 1833-го по апрель 1837 года) Бланк работал в Морском ведомстве. В 1837-м, после сдачи экзаменов, он был признан инспектором врачебной управы, а в 1838-м – медико-хирургом.

В 1874 ГОДУ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ПОЛУЧИЛ ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ.
А в 1877-м ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство

Расширялась и частная практика Александра Дмитриевича. Среди его пациентов были представители высшей знати. Это позволило ему переехать в приличную квартиру во флигеле одного из роскошных особняков на Английской набережной, который принадлежал лейб-медику императора и президенту Медико-хирургической академии баронету Якову Васильевичу Виллие. Тут в 1835 году и родилась Мария Бланк. Крестным отцом Машеньки стал их сосед – в прошлом адъютант великого князя Михаила Павловича, а с 1833 года – шталмейстер Императорского двора Иван Дмитриевич Чертков.

В 1840-м Анна Ивановна тяжело заболела, умерла и была похоронена в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище. Тогда заботу о детях целиком взяла на себя ее сестра Екатерина фон Эссен, овдовевшая в том же году. Александр Дмитриевич, видимо, и прежде симпатизировал ей. Не случайно родившуюся в 1833 году дочь он назвал Екатериной. После смерти Анны Ивановны они сближаются еще больше, и в апреле 1841 года Бланк решает вступить с Екатериной Ивановной в законный брак. Однако подобные браки – с крестной матерью дочерей и родной сестрой покойной супруги – закон не разрешал. И Екатерина фон Эссен становится его гражданской женой.

В том же апреле они все покидают столицу и переезжают в Пермь, где Александр Дмитриевич получил должность инспектора Пермской врачебной управы и врача Пермской гимназии. Благодаря последнему обстоятельству Бланк и познакомился с учителем латыни Иваном Дмитриевичем Веретенниковым, ставшим в 1850 году мужем его старшей дочери Анны, и преподавателем математики Андреем Александровичем Залежским, взявшим в жены другую дочь – Екатерину.

В историю российской медицины Александр Бланк вошел как один из пионеров бальнеологии – лечения минеральными водами. Выйдя на пенсию в конце 1847 года с должности доктора Златоустовской оружейной фабрики, он уехал в Казанскую губернию, где в 1848-м в Лаишевском уезде было куплено имение Кокушкино с 462 десятинами (503,6 га) земли, водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами. 4 августа 1859 года Сенат утвердил Александра Дмитриевича Бланка и его детей в потомственном дворянстве, и они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания.

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ

Вот так Мария Александровна Бланк оказалась в Казани, а затем в Пензе, где познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым…

Их свадьбу 25 августа 1863 года, как до этого и свадьбы других сестер Бланк, сыграли в Кокушкине. 22 сентября молодожены уехали в Нижний Новгород, где Илья Николаевич получил назначение на должность старшего учителя математики и физики мужской гимназии. 14 августа 1864-го родилась дочь Анна. Спустя полтора года – 31 марта 1866-го – сын Александр… Но вскоре – горестная утрата: появившаяся на свет в 1868-м дочь Ольга, не прожив и года, заболела и 18 июля в том же Кокушкине умерла…

6 сентября 1869 года Илья Николаевич был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии. Семья переезжает в Симбирск (ныне Ульяновск), который в то время был тихим провинциальным городком, насчитывавшим чуть более 40 тыс. жителей, из которых 57,5% значились мещанами, 17% – военными, 11% – крестьянами, 8,8% – дворянами, 3,2% – купцами и почетными гражданами, а 1,8% – людьми духовного звания, лицами прочих сословий и иностранцами. Соответственно, город делился на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. В дворянской были керосиновые фонари и дощатые тротуары, а в мещанской держали по дворам всякую скотину, и живность эта, вопреки запретам, разгуливала по улицам.
Здесь у Ульяновых 10 (22) апреля 1870 года родился сын Владимир. 16 апреля священник Василий Умов и дьячок Владимир Знаменский крестили новорожденного. Крестным стал управляющий удельной конторой в Симбирске действительный статский советник Арсений Федорович Белокрысенко, а крестной – мать сослуживца Ильи Николаевича, коллежская асессорша Наталия Ивановна Ауновская.

Илья Николаевич Ульянов (сидит третий справа) среди преподавателей Симбирской мужской классической гимназии. 1874 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Семья продолжала расти. 4 ноября 1871 года родился четвертый ребенок – дочь Ольга. Сын Николай умер, не прожив и месяца, а 4 августа 1874 года на свет появился сын Дмитрий, 6 февраля 1878-го – дочь Мария. Шестеро детей.
11 июля 1874 года Илья Николаевич получил должность директора народных училищ Симбирской губернии. А в декабре 1877 года ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство.

Повышение жалованья позволило реализовать давнюю мечту. Сменив с 1870 года шесть наемных квартир и скопив необходимые средства, Ульяновы 2 августа 1878 года за 4 тыс. серебром купили наконец собственный дом на Московской улице – у вдовы титулярного советника Екатерины Петровны Молчановой. Был он деревянным, в один этаж с фасада и с антресолями под крышей со стороны двора. А позади двора, заросшего травой и ромашкой, раскинулся прекрасный сад с серебристыми тополями, толстыми вязами, желтой акацией и сиренью вдоль забора…
Илья Николаевич умер в Симбирске в январе 1886 года, Мария Александровна – в Петрограде в июле 1916-го, пережив мужа на 30 лет.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ «ЛЕНИН»?

Вопрос о том, как и откуда весной 1901 года у Владимира Ульянова появился псевдоним Николай Ленин, всегда вызывал интерес исследователей, существовало множество версий. Среди них и топонимические: фигурируют как река Лена (аналогия: Плеханов – Волгин), так и деревушка Ленин под Берлином. Во времена становления «лениноедства» как профессии искали «амурные» источники. Так родилось утверждение, что во всем якобы повинна казанская красавица Елена Ленина, в другом варианте – хористка Мариинского театра Елена Зарецкая и т. д. Но ни одна из указанных версий не выдерживала мало-мальски серьезной проверки.

Впрочем, еще в 1950–1960-е в Центральный партийный архив поступали письма родственников некоего Николая Егоровича Ленина, в которых излагалась достаточно убедительная житейская история. Заместитель заведующего архивом Ростислав Александрович Лавров пересылал эти письма в ЦК КПСС, и, естественно, они не стали достоянием широкого круга исследователей.

Между тем, род Лениных ведет начало от казака Посника, которому в XVII веке за заслуги, связанные с завоеванием Сибири и созданием зимовий на реке Лене, пожаловали дворянство, фамилию Ленин и поместье в Вологодской губернии. Многочисленные потомки его не раз отличались и на военной, и на чиновной службе. Один из них – Николай Егорович Ленин – приболел и вышел в отставку, дослужившись до чина статского советника, в 80-х годах XIX столетия и поселился в Ярославской губернии.

Володя Ульянов с сестрой Ольгой. Симбирск. 1874 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Дочь же его Ольга Николаевна, окончив в 1883 году историко-филологический факультет Бестужевских курсов, пошла работать в Смоленскую вечернюю рабочую школу в Петербурге, где и встретилась с Надеждой Крупской. И когда возникло опасение, что власти могут отказать Владимиру Ульянову в выдаче заграничного паспорта, и друзья стали подыскивать контрабандные варианты перехода границы, Крупская обратилась к Лениной за помощью. Ольга Николаевна тогда передала эту просьбу брату – видному чиновнику Министерства земледелия агроному Сергею Николаевичу Ленину. Кроме того, аналогичная просьба к нему поступила, видимо, и от его друга – статистика Александра Дмитриевича Цюрупы, в 1900 году познакомившегося с будущим вождем пролетариата.

Знал Владимира Ильича и сам Сергей Николаевич – по встречам в Вольном экономическом обществе в 1895 году, а также по его трудам. В свою очередь, и Ульянов знал Ленина: так, он трижды ссылается на его статьи в монографии «Развитие капитализма в России». Посоветовавшись, брат и сестра решили передать Ульянову паспорт отца – Николая Егоровича, который к тому времени был уже совсем плох (он умер 6 апреля 1902 года).

Согласно семейному преданию, в 1900 году Сергей Николаевич по служебным делам отправился в Псков. Там по поручению Министерства земледелия он принимал прибывавшие в Россию из Германии сакковские плуги и другие сельскохозяйственные машины. В одной из псковских гостиниц Ленин и передал паспорт своего отца с переделанной датой рождения Владимиру Ильичу, проживавшему тогда в Пскове. Вероятно, именно так и объясняется происхождение главного псевдонима Ульянова – Н. Ленин.

Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб., 1997
Логинов В.Т. Владимир Ленин: как стать вождем. М., 2011

Русская революция

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске, небольшом волжском городе. Отец его, Илья Николаевич Ульянов, был инспектором, а позднее попечителем народных училищ губернии. Он придерживался либерально-консервативных взглядов. За заслуги получил чин действительного статского советника (1874) и звание потомственного дворянина.
В 1863 году, будучи преподавателем математики и физики в пензенской гимназии,

Илья Николаевич женился на Марии Александровне Бланк, имевшей, по-видимому, еврейские и немецкие корни. Отец ее, Александр Дмитриевич, был врачом. Мать Владимира кроме русского и немецкого, также владела английским и французским языками, неплохо музицировала.
В рукописных воспоминаниях его старшей сестры Анны рассказывается, что Володя в детстве был низкорослым, у него были слабые ноги и огромная голова, вследствие чего он часто падал. Володя научился ходить только в три года. Упав в очередной раз, он от досады бился головой об пол. Родители опасались, что ребенок может оказаться умственно отсталым. К счастью, они ошиблись.
В то же время он мог быть и резвым, немного проказничал. Володя отличался желанием разрушать, что расстраивало его интеллигентных родственников. В возрасте трех лет он растоптал коллекцию театральных афиш своего брата. Позже старший брат Александр станет примером для Володи. Александр поступил в Петербургский университет, где увлекся революционными идеями. Ульянов вошел в группу, готовившую покушение на царя Александра III. Но заговор был раскрыт. Старания матери спасти сына - отец умер годом раньше - оказались напрасными: Александр взял лею вину на себя и 8 мая 1887 года вместе с четырьмя своими товарищами был повешен.
Смерть отца, смерть брата... Володя испытал сильнейшее психологическое потрясение. Он потерял веру не только в государство, но и в Бога. К тому же от семьи Ульяновых отвернулись многие из тех, кого считали прежде друзьями. Понимание проявил лишь директор гимназии Владимир Керенский, который был одновременно и опекуном Володи. Он порекомендовал юноше, окончившему гимназию с золотой медалью, поступать на юридический факультет не в Петербурге, а в Казани.
Ульянов последовал этому совету. Но уже в декабре был исключен из университета за участие в демократическом движении студенчества. Официальная легенда утверждает, что на вопрос: почему вы бунтуете, молодой человек, ведь перед вами каменная стена, - он ответил: да, стена, но прогнившая, толкни ногой, и упадет.
Владимир с матерью, братьями и сестрами уехал в Кукушкино, имение деда, расположенное в 45 километрах от Казани. Владимир Ульянов провел здесь период с декабря 1887 по ноябрь 1888 года. Он много читал. Увлекался революционным радикализмом Чернышевского. Позже обратился к произведениям К. Маркса, чей "Капитал", наряду с трудами Плеханова, основательно проработал. Начиная с января 1889 года, он, по собственному свидетельству, стал сторонником марксизма.

Начало революционной деятельности.

В 1890 году Владимир Ульянов получил разрешение на сдачу экзаменов экстерном за полный курс юридического факультета при Петербургском университете, где в свое время учился его старший брат Александр. В следующем году он выдержал экзамен на звание кандидата и был допущен к работе адвоката в самарском суде.
В 1892-1893 годах Ульянов работал помощником присяжного поверенного в Самаре. В конце 1893 года он решил отправиться в Петербург. Увлеченный идеями марксизма, чрезвычайно популярными в среде интеллигенции, Ульянов ведет просветительскую работу в народе - руководит рабочими кружками.

Рабочие были захвачены "чрезвычайной силой духа" своего наставника; очень скоро в этом кругу он, несмотря на свои 24 года, стал носить кличку "Старик".
В 1894-1895 годах он написал первые крупные работы - "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", в которых он применяет марксизм к анализу современной российской действительности.
Здесь впервые проявился основной принцип политической полемики Ленина. На протяжении всей жизни он никогда не удовлетворялся высказыванием по предмету дискуссии, а в ходе критики быстро переходил к оскорблениям личного характера, добиваясь полного морального уничтожения оппонента.
В 1894 году на вечеринке в честь масленицы, "где марксисты ели блины, рассуждая о будущем России", Ульянов познакомился с курсисткой Надеждой Крупской, полностью разделявшей его взгляды и убеждения. Через четыре года, после недолгих и не слишком романтических встреч, она стала его женой.
В апреле 1895 года Ульянов выехал за границу для установления связей с группой "Освобождение труда", созданной в Женеве русскими социал-демократами во главе с Г.В. Плехановым.
После того как Ульянов вернулся в Россию, доставив в чемодане с двойным дном нелегальную литературу, царская полиция неусыпно следила за ним. Несмотря на это, ему удалось установить в Вильне, Петербурге и Москве связи с женевской группой "Освобождение труда" и наладить регулярное поступление корреспонденции в Швейцарию.
В сентябре 1895 года талантливый юрист стал одним из организаторов "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" - прообраза будущей коммунистической партии. В декабре было подготовлено издание давно задуманной газеты "Дело рабочего"; тайная типография народников готова была приступить к набору. Ульянов уже правил пробные оттиски первого номера, когда в ночь на 20 декабря нагрянула полиция. Почти все члены петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" были арестованы. Среди них - Ульянов и Надежда Крупская. За антиправительственную деятельность Ленин был сослан в Сибирь. Три года пребывания в Шушенском оказались весьма плодотворными. В. Ульянов успел написать более 30 работ, посвященных анализу социально-экономической и политической ситуации в России, разработал план дальнейшей революционной борьбы.
В 1898 Ленин, Плеханов и другие марксисты организовали Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) для координации революционной деятельности. В 1901-1902 годах народники создали соперничавшую с ней партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии вошли в состав Международной федерации, известной как Социалистический, или Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. На страницах газеты "Искра" Ленин, Плеханов и Юлий Мартов критиковали так называемых экономистов, которые утверждали, что достойны внимания лишь экономические требования рабочих, политическая же борьба - не их дело. Ленин и другие "искровцы" выступали за создание централизованной партии, которая должна была мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал такого рода идеи в работе "Что делать?" (1902 год).
Когда закончился срок ссылки Ульянов, несмотря на то, что пребывание в Петербурге было ему запрещено, отправился туда вместе с Мартовым. Арест последовал немедленно. Однако уже через несколько недель его освободили. По меньшей мере, история российской социал-демократии пошла бы другим путем, если бы Ленина в тот момент вновь сослали. 29 июля 1900 года он пересек австрийскую границу и направился в Швейцарию.

Жизнь и деятельность Ленина в эмиграции до 1905 года.

В Женеве Ульянов начал выпускать первую общерусскую марксистскую газету "Искра", которая нелегально переправлялась в Россию. Первый номер "Искры" вышел в Лейпциге 21 декабря 1900 года. Девизом газеты стали слова Пушкина; посвященные декабристам: "Из искры возгорится пламя". Экземпляры, напечатанные на тонкой бумаге, были подготовлены к отправке в подвалах "Форвертс" в Берлине и тайно перевезены через границу. В России газета силами пропагандистов "рассеивалась" повсеместно: на улицах и на предприятиях, в казармах и в театрах, на почтамтах и т. д.
В январе 1901 года Ульянов впервые подписал одно из своих писем Плеханову псевдонимом Ленин. Использовавшийся для маскировки инициал "Н" позднее уступил место буквам "В. И.", соответствующим действительности.

О подлинном происхождении псевдонима "Ленин" остается только догадываться. По крайней мере сам Ульянов об этом предпочитал не говорить.
Чувствуя организационную слабость Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), созданной в 1898 году, Ленин предложил план ее реорганизации на основе жесткого централизма и подчинения меньшинства большинству. I! съезд РСДРП (1903) в Лондоне принял новый устав и программу партии. На съезде произошел знаменательный раскол на большевиков- сторонников радикальных изменений в обществе, и меньшевиков, занимавших умеренно-либеральные позиции. Причины этого раскола и дальнейшие задачи большевиков были проанализированы Лениным в работе "Шаг вперед - два шага назад" (1904 год). Большевики под руководством Ленина настаивали на строжайшей партийной дисциплине, меньшевики, которых поддерживали Мартов и Плеханов, выступали за более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики выступали в поддержку союза рабочих и крупной буржуазии с целью свержения царизма, в то время как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде "Две тактики социал-демократии в демократической революции") утверждал, что для успеха подлинно демократической революции в России необходимы союз рабочих и крестьян и создание в дальнейшем "демократической диктатуры пролетариата и крестьянства".
После неудавшихся попыток найти примирительный компромисс между разделившимися внутрипартийными группировками Ленин решился на обособление большевистской фракции. Он выдвигает требование централизованного, иерархического построения партийной организации, которая должна быть подчинена "пролетарской дисциплине" и обучена не хуже полиции.
В работе "Шаг вперед, два шага назад" Ленин окончательно останавливается на централистском принципе построения партийной иерархии. "Демократизм ведет к анархии, - заявляет Ленин, - и этим отказывает рабочим массам в праве на участие в решении политических вопросов. Социал-демократ должен быть якобинцем; без чистки и насилия не бывает революции и пролетарской диктатуры".
Когда до Женевы дошла весть о жестокой расправе над рабочими в "Кровавое воскресенье", которая произошла в январе 1905 года в Петербурге, русские эмигранты пришли в сильное возбуждение.
III съезд партии большевиков в Лондоне, состоявшийся весной 1905 года - меньшевики одновременно проводили съезд в Женеве - постановил, что восстание является "одной из наиболее настоятельных задач партии", и поручил местным партийным организациям немедленно Приступить к агитации за восстание, вооружению рабочих и формированию боевых групп. Ленин самостоятельно разработал тактику деятельности этих боевых групп, построенную в известной степени на партизанских методах с применением беспощадного насилия. Дало свои плоды чтение работ Энгельса, который считался военным экспертом марксизма. Его принцип: восстание, как и война - искусство и подчинено определенным правилам, стал для Ленина решающим.
Когда же должно начаться восстание? Ленин придерживался мнения, что следует дождаться возвращения войск с театра русско-японской войны, а также роста крестьянских волнений и нанести удар весной 1906 года. Однако, как сообщает Крупская, он был вынужден признать, что движение проходило в значительной степени спонтанно и "в нас так или иначе нет нужды". Тем не менее подъем волны забастовок в сентябре 1905 года убедил Ленина в необходимости вернуться в Россию.
Ленин ориентировал большевиков на вооруженное восстание против царизма, на установление демократической республики. Он теоретически обосновал возможность перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую: "...От революции демократической мы сейчас же начнем переходить... к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути".

Ленин в период революции 1905-1907 гг. в России.

В ноябре 1905 года Ленин нелегально возвратился в Россию и возглавил революционную борьбу. Ленин сначала выступал против участия большевиков в работе Думы, но в 1906 году изменил свою позицию. Он поддержал также работу в Советах рабочих депутатов, которые руководили революционной деятельностью. Ленин активно поддерживал открытую (легальную) деятельность РСДРП, особенно ее большевистского крыла, в ходе массового наплыва рабочих в партию. В этот период разрыв между большевиками и меньшевиками уменьшился, а количество членов РСДРП увеличилось. Левый меньшевик Лев Троцкий возглавил Петербургский совет, выступив (в статьях 1904-1906 годов) с идеей "перманентной революции" - концепции, согласно которой демократическая революция должна "перерасти" в социалистическую, а русская революция - пробудить революционную активность пролетариата в развитых промышленных странах. Весной 1906 года, в связи с возросшей опасностью нового ареста, он вынужден был переехать в Финляндию, а в декабре 1907 года перебраться в Стокгольм. Когда правительство арестовало исполнительный комитет петербургского совета, в том числе и Троцкого, революционная ситуация в Москве, где большевики имели сильные позиции в рабочей среде, обострилась. Призыв к новой всеобщей забастовке нашел горячий отклик среди трудящихся. Без какого-либо четкого плана сооружались баррикады. 9 декабря начались уличные бои. По истечении недели ожесточенных сражений московское восстание потерпело поражение. Вопреки предположению Ленина, войска, в особенности недавно подтянутые из Петербурга, проявили верность правительству.
Ленин считал революцию 1905 - 1907 годов генеральной репетицией грядущей неизбежной победы революции. В одной из работ он охарактеризовал "уроки московского восстания", которые сводились к тому, что управлять восстанием нужно еще более искусно и в будущем наносить удар еще решительнее.
В 1906-1907 годах обозначился спад революции. Революционеры вынуждены были уйти в подполье или эмигрировать, а многие левые интеллектуалы оказались деморализованными. Обострились и отношения между большевиками и меньшевиками. Ленин вступил в конфликт даже с группой большевиков, возглавляемой А.А.Богдановым, которые избегали работы в профессиональных союзах и другой "приспособленческой" активности, а также ставили под вопрос целесообразность участия большевиков в выборах и представительство в Думе. Ленин настаивал на том, что работа в Думе даст революционерам мощное средство легальной агитации и политического образования и что борьба за реформы будет способствовать росту опыта и политической сознательности рабочего класса. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1909 год) он доказывал наличие серьезной ревизии марксизма, предпринятой Богдановым и другими теоретиками социал-демократической партии. В то же время Ленин развернул борьбу против "ликвидаторов" - меньшевистского течения, стремившегося заменить все формы революционной подпольной работы легальной реформистской деятельностью. Ленин остро критиковал "примиренцев", подобных Троцкому, пытавшихся сохранить единство РСДРП и не допустить раскола партии.

Ленин в годы нового революционного подъема.

В Швеции Ленин не задержался. Он вновь обосновался в Женеве и в течение двух лет издавал здесь журнал "Пролетарий".
После поражения революции Ленин пытался спасти партию и намечавшегося внутреннего кризиса. В январе 1912 года на конференции РСДРП, состоявшейся в Праге, он был избран членом Центрального Комитета. Отношения с меньшевиками становились все более напряженными. На пражской конференции произошел окончательный разрыв между большевиками и меньшевиками, последние были исключены из партии. С этого момента друг другу противостояли две отдельные партии; лишь в Думе все еще осуществлялось сотрудничество в рамках объединенной социалистической фракции. В 1912 году Ленин с единомышленниками организовали отдельную партию - большевистскую. Ее члены имели не только согласованную стратегию действий, но и четкую политическую программу: 8-часовой рабочий день; земельная реформа, демократическое учредительное собрание. Эти три требования подкрепляли призывы о необходимости усиления союза рабочих и крестьян. Большевики имели мощную и дисциплинированную организационную структуру, которая сочетала курс на поддержку реформ с подпольной революционной работой.

По инициативе Ленина создается центральный печатный орган большевиков - газета "Правда", первый номер которой вышел 22 апреля 1912 года. Тираж этой газеты вскоре достиг 40 000 экземпляров.
Ленин переселился поближе к России, в Краков, на территорию Польши, в то время принадлежавшей Австрии. За ним последовали Зиновьев и Каменев, некоторое время они жили в одной квартире. В Кракове часто происходили партийные совещания, на которые приезжали эмиссары со всех концов России. В декабре 1912 года было решено сформировать на фабриках тайные комитеты и в рамках подготовки забастовок организовывать уличные демонстрации. В тот период, начиная с весны 1912 года, наблюдался мощный рост забастовочного движения, толчок которому дала забастовка на ленских золотых приисках, где при столкновении с войсками были убиты 250 человек. Это кровопролитие вызвало бурную реакцию общественного мнения. Во многих городах европейской части России прошли забастовки протеста, в которых приняли участие почти полмиллиона рабочих.
Забастовочное движение больше не ослабевало, и в августе 1914 года, незадолго до начала войны, число участников его достигло полутора миллионов. На заседании большевистского центрального комитета в Закопане в августе 1913 года Ленин добился окончательного разрыва с меньшевиками в рамках думской фракции, так что теперь в ней семь меньшевиков противостояли шести большевикам.

Первая Мировая война.

В 1912-1914 большевики-ленинцы заняли лидирующие позиции в русском революционном движении. Однако вскоре их влияние было серьезно подорвано. Власти использовали военный подъем в связи с развязыванием Первой мировой войны в качестве предлога для преследования всех инакомыслящих. Кроме того, в социалистическом движении не только России, но и всех вовлеченных в конфликт стран произошел раскол на "патриотическую" и "антивоенную" фракции.
В начале Первой мировой войны Ленин,

находившийся в Поронине на территории Австро-Венгрии, был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России, но вскоре освобожден по ходатайству австрийских и польских социал-демократов. С августа 1914 года Ленин обосновался в Швейцарии, где, разоблачая великодержавный шовинизм и грабительский характер войны, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую, считая, что только так пролетариат сможет "сделать решительные шаги по пути к действительной свободе народов и па пути к социализму".
Ленин считал, что войну следует приветствовать, потому что она представляет собой мост к революции и должна перейти в гражданскую войну. В окопах будут сформированы революционные ячейки. Он уже тогда заявлял, что Россия должна уступить нерусские западные провинции, поскольку великороссы с давних пор угнетали другие народы.
В прессе опубликовали его заявление, содержащее радикальную формулировку: нам, революционерам-марксистам, все равно, кто выиграет войну, однако желательным было бы поражение царского правительства, ибо оно является наиболее варварским и отсталым из всех империалистических правительств. Он требовал от депутатов Думы в Петрограде подписания заявления о том, что рабочие России ожидают поражения царизма. В среде социал-революционеров и меньшевиков произошел раскол на патриотов и интернационалистов.
Во время войны в Швейцарии прошли две международные социалистические конференции. В сентябре 1915 года в Циммервальде Ленин выдвинул предложение о создании нового Интернационала и обращении ко всем рабочим и солдатам воюющих стран с манифестом. Наиболее серьезным оппонентом Ленина был немецкий социалист К. Каутский, который, впрочем, лично при этом не присутствовал; он был противником войны, а также отрицал ее переход в войну гражданскую. Позиция Каутского встретила одобрение большинства. В конце концов, на основании компромиссного предложения приняли совместную резолюцию, объединявшую пролетариат Европы под лозунгами мира без аннексий и контрибуций и самоопределения народов. В результате социалисты, являвшиеся противниками войны, объединились в так называемый Циммервальдский союз.
Со временем у Ленина возникли материальные трудности. Доходы от публицистической деятельности никогда не были значительными; средства, ранее поступавшие из России, в том числе и пожертвования состоятельных людей, иссякли. В 1921 году на страницах газеты "Вперед" Эдуард Бернштейн утверждал, что к концу войны Ленин получил из германской государственной казны свыше 50 миллионов марок золотом на дезорганизующую агитацию в России. Изучение документов Министерства иностранных дел дает неопровержимые доказательства того, что еще в начале войны правительство Германии установило связь с российскими революционерами, находившимися в Швейцарии, ознакомилось в общих чертах с программой Ленина и через посредников передавало значительные денежные средства. Ленин принимал деньги на борьбу с ненавистным царизмом или Временным правительством из любых источников.
В феврале 1916 года Ленин переехал из Берна в Цюрих, где штудировал философские труды Аристотеля, Лейбница, Фейербаха и Гегеля.
На второй социалистической конференции в Кинжале в апреле 1916 года "Циммервальдер Линке" добилась принятия резолюции, выносящей порицание II Интернационалу и его бюро. Ленин, в свойственной ему манере, с энтузиазмом выступал против пацифизма: "Войны будут ликвидированы лишь после победы социализма во всем мире". Затем он взялся за следующую большую работу, которая принадлежит к наиболее значительным произведениям, вышедшим из-под его пера: "Империализм как высшая стадия капитализма". Ленин приходит к выводу, что нет необходимости в том, чтобы пролетарская революция вначале произошла, как считали Маркс и Энгельс, в промышленно развитых странах; она может победить и в отсталых странах, например в России, если только пролетариат достигнет необходимой политической зрелости.
К тому времени им были налажены связи с теми небольшевистскими революционерами, особенно с Розой Люксембург и Львом Троцким, политические взгляды которых были близки его позиции. Отрицая призывы установить немедленный мир и выступая с защитой идеи "социалистических Соединенных Штатов Европы", он выдвинул крайний лозунг: "Превратить империалистическую войну в гражданскую". Данный лозунг, хотя и был воспринят только ближайшими соратниками, в частности Г.Е.Зиновьевым, был очень важен для Ленина: его выдвижение делало невозможным любой компромисс с "центристскими" социал-демократами, которые к 1916 году отказались от поддержки войны, но не могли открыто порвать с милитаристски настроенным большинством своих партий.

Февральская революция в России.

В истощенной и озлобленной военными неудачами России вновь нарастал революционный радикализм. В феврале 1917 года в Петрограде (так с 1914 года назывался Санкт-Петербург) спонтанные волнения переросли в победоносную революцию, в ходе которой армия выступила против царского правительства. Возникло "двоевластие": власть принадлежала, с одной стороны, Советам рабочих и солдатских депутатов, а с другой - Временному правительству, созданному политиками, входившими в Думу. Многие эсеры, меньшевики и даже большевики поддерживали Временное правительство.
Узнав из швейцарских газет о победе Февральской революции 1917 года, Ленин сразу же приступил к разработке стратегии и тактики большевиков. На повестку дня был поставлен один вопрос - перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую.
Сразу после свержения царского режима Ленин активно искал пути возвращения в Россию. Он не получил разрешения на проезд через Великобританию и Францию. В то же время немецкое правительство позволило Ленину и другим российским эмигрантам вернуться на родину через Германию в надежде на нейтрализацию военных действий на восточном фронте. 27 марта 1917 Ленин выехал из Швейцарии в Россию.
И вот наконец настал час прибытия на Финляндский вокзал, Петрограде, где его ожидала толпа, исчислявшаяся тысячами человек. Это было 3 (16) апреля 1917 года. Ленин 10 лет находился вдалеке от России. Вождя внесли на плечах в здание вокзала, где меньшевик Чхеидзе от имени Петроградского совета поздравил его с прибытием. В ночь с 3 на 4 апреля на собрании большевиков в роскошном особняке балерины М.Ф. Кшесинской он выступил со знаменитыми Апрельскими тезисами, определившими первоочередные политические задачи. Были выдвинуты лозунги: "Никакой поддержки Временному правительству!", "Вся власть Советам!". Тезисы, одобренные Всероссийской конференцией РСДРП, легли в основу политики партии на текущий момент. Ленин с ошеломляющей силой и откровенностью раскрыл свои далеко идущие планы. Троцкий позже вспоминал: "Даже самых близких к Ленину людей охватило чувство, похожее на испуг. Все устоявшиеся формулы, которые за месяц до этого беспрестанно повторялись и казались уже нерушимыми, разбивались им вдребезги одна за другой на наших глазах". Несколько дней спустя Ленин опубликовал свои "Апрельские тезисы". Они представляли собой его программу действий и не оставляли сомнений ни в стремлении к разрыву с буржуазной демократией и Временным правительством, ни в приверженности новой непарламентской системе советов. "Если удастся склонить на сторону этой системы большинство в совете, то отпадет необходимость в решающей схватке с применением насилия. В противном случае гражданская война является неизбежной". Этот тезис Ленина вызвал резкое неприятие не только других партий, но и среди его товарищей.
В июле 1917 года, после массовых демонстраций, проходивших под лозунгами: "Долой Временное правительство!", "Вся власть Советам!", Ленин был обвинен в организации беспорядков против законной власти и в шпионаже в пользу Германии. Чтобы спасти вождя, Центральный Комитет принял решение о переходе Ленина на нелегальное положение. 7 июля 1917 года вождь пролетариата покинул Петроград, в течение дня он скрывался в шалаше на станции Разлив, а затем был переправлен в Финляндию.
Находясь в подполье, Ленин написал ряд крупных работ, среди которых выделяется труд "Государство и революция". Если в апреле 1917 он был совершенно искренне убежден, что переход власти к Советам возможен мирным путем, то теперь, исходя из сложившейся политической обстановки в России, призывал партию приступить к подготовке открытого вооруженного восстания.