Лексика танца. Язык танца. танцевальная лексика. &2. Лексика ограниченной сферы употребления
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ХОРЕОГРА́ФИЯ, ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ИСКУ́ССТВО (от др.-греч. χορεία - хороводная пляска, хоровод + γράφω - записывать, писать) - искусство сочинения и сценической постановки танца.
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и других странах.
ЭТНОХОРЕОЛО́ГИЯ, ЭТНОХОРЕОГРА́ФИЯ (др.-греч. ἔθνος «народ» + χορεία «хороводная пляска, хоровод» + λόγος «слово»)- отрасль фольклористики, изучающая народные танцы.
В ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОХОРЕОЛОГИИ ВХОДЯТ:
1. Возникновение, развитие традиционного танца
o генезис танца (происхождение);
o описание танца в контексте календарной и бытовой обрядности;
o взаимовлияние танцевальных традиций (межэтнические контакты);
o исследование культурно-исторической специфики возникновения жанров и форм танца той или иной этнокультурной популяции и др.
2. Теория и методология исследования танцевальной культуры этносов:
o исследование морфологии танца (формы, структуры, элементов танца);
o исследование семантики танца (смысл танца на разных исторических этапах)
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец - это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом - для зрителя (общества, группы).
Характерные особенности общеславянской культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее - жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.
Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связанны с обрядами.
Русский народный танец в зависимости от местностей исполняется по-своему. На Севере - степенно, величаво. В Центральной части - то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге - задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
РИСУНКИ ТАНЦЕВ
Рисунком танца называется последовательное чередование различных положений танцующих,траектория их перемещений. Наряду с хореографическим текстом, пластической выразительностью и мимикой, темпом и ритмом движения, композицией пространственный рисунок является выразительным средством народного танца и подчинен его идее и образу.
Наиболее древним считается круговой рисунок. Он встречается в танцах первых цивилизаций. Круг олицетворяет движение небесных светил, круговорот веществ в природе, являясь важным символом практически всех языческих верований. Чаще всего встречаются следующие рисунки:круг, круг в круге, полукруг, несколько кругов, расположенных рядом.
Каждый последующий шаг в развитии цивилизации отражался в рисунке танца: появление земледелия, развитие воинского искусства, освоение новых ремесел. Кроме круговых рисунков появляются линейные рисунки: линии, колонны, диагонали, квадратные построения.
Освоение человеком пространства сопровождается возникновением новых движений и рисунков в танце: простейшие движения на месте усложняются перемещением вдоль линий; линейные перемещения переходят в рисунок на плоскости, затем появляется построение танца по вертикали и, наконец, объемное перспективное асимметричное построение рисунка танца.
Примером динамичного линейного рисунка, учитывающего перспективу в танце, является рисунок «книжечка»:две горизонтальные линии вращаются вокруг своей оси в разных направлениях, соприкасаясь краями, из центра в это время появляются персонажи.
В рисунках отражается логика построения: они развиваются от простого к сложному. Простым рисунком является круг. Его модификацией можно считать рисунок «восьмерка» - два круга, перетекающих друг в друга. Еще более сложный круговой рисунок «шен»: два круга (один внутри другого) движутся в противоположных направлениях по зигзагообразной траектории.
Другой пример развития простого рисунка: из одной горизонтальной линии образуются две, двигающиеся в направлении друг к другу; затем из двух встречно вращающихся линий образуется крест, который снова преобразуется в одну линию, и т.д.
ЯЗЫК ТАНЦА. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Мимика, жест, взгляд, поза - ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца.
У каждого народа сформировалась своя традиционная пластика, свои приемы соотнесения движений с музыкой. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений головы, рук, ног, корпуса, из приветствий, прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоциональнее, если форма танца соответствует его содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.
Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, его социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности его мышления нашли отражение в языке танца.
Танцевальная лексика возникает на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику.
Логика развития движений от наиболее простых к наиболее сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) подсказывает использование принципа контраста (линейное построение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем).
Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лексики при помощи усложнения ритма с использованием ритмических акцентов, синкоп: дробное выстукивание простое -дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогающий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа используется пластическое многоголосье, когда солистам аккомпанируют движения остальных исполнителей. Здесь важно не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать его вокруг солистов усиливающими восприятие движениями и рисунками.
Танцевальная речь состоит из танцевальных комбинаций - сочетаний нескольких танцевальных движений, раскрывающих характер исполнителя. Танцевальные комбинации выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполнения. Хореографический номер имеет идею, содержание, действие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореографический образ. Хореографическое полотно - это хореографическое произведение крупной формы, поставленное балетмейстером по всем канонам сценического действия.
КОМПОЗИЦИЯ ТАНЦА
Произведения народной хореографии, как правило, не имеют конкретного автора, а являются продуктом коллективного творчества и тщательно оттачиваются впоследствии многими поколениями. Простота, лаконичность произведения малой формы, созданного в процессе совместного творчества несколькими народными умельцами, позволяют раскрыть красоту, широту, эмоциональность, лиричность русского танца.
Русские народные танцы
Свои самобытные, веками сложившиеся особенности имеют танцы русского народа, до сих пор бытующие в различных регионах России. «Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный...», - отмечал Н.В.Гоголь в «Петербургских записках 1836 года». В свою очередь, русская танцевальная культура оказывает влияние на танец соседних народов. Именно через взаимодействие и взаимовлияние танцевальных культур особенно ярко проявляется самобытность, уникальность, неповторимость каждой из них.
Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью, ведь их танцевал народ на свадьбах, семейных праздниках, народные гуляниях.
Русский народный танец богат многообразием специфических рисунков: корзиночки, воротца, книжечки, шторки, змейки, плетень, ручейки, гребенки, капустки, стенки, столбы и др.
Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному. На Севере - величаво, степенно, горделиво. В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво. На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая. Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа: поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Одним из непременных условий бытования русского танца является импровизационность. Следующая исполнительская особенность - необыкновенная выразительность рук танцующего. Кисти, пальцы рук, плечи, а также лицо и голова являются средствами выразительности, позволяющими раскрыть индивидуальность исполнителя. Наконец, манера, «выходка» каждого участника танцевального действа отличается своеобразием, неповторимостью, непременно отражая личностные качества, настроение танцующего, и всегда является носителем местного колорита танца.
В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется. Например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соответствии с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»;
по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отраженные в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Толкуша», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображенного в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок». Известный хореограф, фольклорист и создатель необыкновенных сценических интерпретаций народных плясок в хоре имени Пятницкого, народная артистка России Т.А.Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследователь русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского народного танца, народный артист России, профессор А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход представляется нам наиболее целесообразным.
Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев - ланце и польку); пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой).
ХОРОВОД
Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод. Пластическое выражение песни, иллюстрация текста песни, действенность, зрелищность, выражение образа песни, передача характера, настроения - вот далеко не полный перечень основных задач хоровода.
Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами . Особенностью орнаментальных хороводов, поставленных народом, отличающей их от постановок профессиональных балетмейстеров, является:
Небольшое количество рисунков;
Строгое соблюдение формы: жанр хоровода выдержан как музыкально (количество куплетов и повторов может быть не ограничено), так и пластически (движения танцующих незамысловатые, учитывающие привлечение в хоровод непосвященных исполнителей; фигуры хоровода вытекают одна из другой, подчинены логике традиционных видов деятельности народа - ткацкого производства, земледелия, обустройства быта.
- исполнение под хороводные песни, описывающие красоту русской природы, изображающие трудовые процессы, быт народа.
Песни, под которые исполняются орнаментальные хороводы, называются хороводными песнями. Они выполняют роль музыкального сопровождения.
Хороводы, выражающие драматическое действие, называются игровыми. Песни для игрового хоровода отличаются более ярко выраженным ритмическим характером и действенным началом. Такие песни разыгрываются исполнителями. Не случайно хороводы называли народной игрой: «Хоровод - народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца».
Выразительность игрового хоровода достигается не только за счет актерского мастерства ведущих исполнителей разыгрываемого действа, но и за счет применения реквизита, зачастую весьма условного (платок - подушка, постель; венок - брачные узы; палка - лошадь, меч, костыль; плетка - покорность), а также благодаря игре на различных музыкальных инструментах, ряжению.
Отличительные особенности игрового хоровода:
В игровом хороводе используется ограниченное количество рисунков танца, перестроения гораздо проще и легче для запоминания;
- основными фигурами являются круги или линии (в центре круга разыгрывается действие, в линейном построении две противоположные линии ведут диалог);
Изменяется роль заводилы хоровода, от которого требуется не умение изобретать фигуры, а актерское мастерство и хорошие вокальные данные.
При всем сходстве хороводы в каждом районе России исполняются по-своему, в своей манере, в разном темпе, с различным составом участников.
Для исполнения северных хороводов типична горделивая, торжественная манера, медленная, величавая поступь, плавность и сдержанность в движениях. Построение орнаментальных хороводов в основном линейное, шеренгами. Шествие по линиям под протяжные медленные песни (недаром говорят, что на Севере хороводы «поют»). Хороводы исполняются только девушками и называются «ходечи», «ходе-цы», «ходюги», «столбы», «застенок». В основном хороводы водились девушками, иногда приглашались парни. Медленные хороводы «Петровщины» состояли из трех частей: «застенок», «столбы» и «круги». Орнаментальный хоровод «Косой столб» включает в себя поочередное перемещение второй пары в обход первой и наоборот. Скорые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка» изображают названные фигуры, исполняются в более быстром темпе. Игровые хороводы на Севере обычно смешанные. Так, хоровод «Негодяй» (Архангельская область) «повествует» в юмористической манере о взаимоотношениях мужа и жены.
На Юге России хороводы «играют»: разыгрывают содержание песни и украшают пение всевозможными припевками и подголосками. Костюмы исполнителей традиционно ярких расцветок, укороченные, что позволяет более технично двигаться, придает большую свободу движениям корпуса, плеч, рук, ног, головы. Орнаментальные и игровые хороводы на Юге - смешанные, исполняются как женщинами, так и мужчинами. Темп хоровода ускоряется. Однако наряду с быстрыми по темпу исполнения встречаются хороводы средние и медленные. Усложняются движения ног, появляются припляс, дроби, подскоки. Ритмический рисунок украшается синкопами.
Центральная часть России несет отпечаток влияния культурных традиций Севера и Юга. Даже народный костюм средней полосы сочетает в себе теплоту и яркость южной колористики и лаконичность северного силуэта.
Хороводы состоят из двух частей - медленной, переходящей в быструю. В них сочетаются плавность, мелодичность северных хороводов в медленной части и задор, искрометность южных хороводов в быстрой части.
Специфические рисунки орнаментальных хороводов Центральной России: «круг в круге» - «Стоит кузня» (Рязанская область); «разомкнутый круг» - «улитка» или «капустка» - «Змейка» (Рязанская область).
В игровых хороводах встречаются поцелуй, «казенка». Часто действие разыгрывается в центре круга, где изображаются бытовые сценки выбор невесты и ее родни - «Гулял барин» (Тверская область), ухаживания «Селезень» (Московская область), загадывания загадок - «Вдоль по лугу» (Московская область).
Хороводы с «рассуждениями» отличаются своеобразной жестикуляцией ведущих диалог исполнителей, изображающих и «комментирующих» текст хороводной песни - «Как по той, по травке» (Владимирская область).
Самобытностью отличается и танцевальная культура русско-белорусского пограничья. Среди ее особенностей можно выделить следующие:
Переплетение черт русского и белорусского народного творчества;
Женский народный костюм ярких теплых тонов (красный, оранжевый), украшенный вышивкой, короткий (до середины икры), сложный головной убор (кокошник, подзатыльник и повязальник), на ногах белые чулки, лапти, перевязанные крест-накрест оборами;
Песни исполняются на диалекте;
Употребляются хороводные величания;
Хороводы смешанные, включающие участников всех возрастов;
Темп хороводов средний и быстрый;
Корпус исполнителей очень подвижен, встречаются резкие повороты, «танцуют» плечи, руки;
Припляс и пляска являются обязательными для всех участников хоровода.
Распространены орнаментальные хороводы («Около бережка похаживала», «Лука», «Заплетися, плетень»), игровые хороводы («Про попа», «Кострома»).
Для русско-украинского пограничья характерным является то, что хоровод здесь называется «танок». Плясовой танок - наиболее распространенная форма хоровода. Таночные песни украшены своеобразными припевами (Ой-лели,лели; Али-лей-лели). В хороводах участвуют исполнители всех возрастов, в некоторых - одни женщины. Исполняются танки очень темпераментно.
Известны танки двух видов: со сложными рисунками, исполняющиеся на одном месте; с еще более сложными рисунками (круг в круге в продвижении), состоящие из нескольких фигур, исполняющихся в динамике. Например, танок «Петелька», «Танок с поясами» (Курская область).
КАДРИЛЬ
Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попавшая в светские салоны русской аристократии в начале XIX века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам, крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых людей претерпела значительные изменения и обогатилась русской национальной манерой исполнения.
Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа, став неотъемлемой частью народного танца.
Существует ряд отличительных черт русской кадрили, которые позволяют отделить ее от первоисточника - французской кадрили:
Рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»);
В русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5-6 фигур);
В русской кадрили названия фигур четко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи», «казенка»);
Русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»;
Каждая фигура отделяется от последующей (паузой, объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлопком или поклоном всех исполнителей);
В русской кадрили появились новые фигуры: «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах;
Названия фигур происходят от названия места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»).
По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.
Квадратная кадриль иногда носит название угловой, так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными парами.
Наиболее распространена угловая кадриль в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили разнообразны:
Движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах;
Пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая пара в них проходит, все кружатся на месте, затем возвращаются на свои места;
Противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, затем все повторяется до возвращения на свои места;
Две пары сходятся в центр, один из исполнителей отдает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на свое место.
В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей - от четырех и более. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу
Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.
Наиболее популярны следующие фигуры:
Перемещение навстречу двух линий одновременно или поочередно;
Пары через одну подходят к противоположным парам, образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвращаются на свое место, пройдя через ворота, образованные парой, с которой кружились; девушки образуют круг в центре, перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пляшут на своем месте;
Обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на свои места.
В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар - как четное, так и нечетное, но не меньше четырех Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часовой стрелки.
Встречается в Московской, Самарской областях, в Сибири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием:
Все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг себя, затем все повторяется в обратном направлении;
Девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, которые пляшут на месте; потом парни повторяют все перемещения девушек;
Девушки двигаются в центр, образуют круг, повернувшись спиной к центру круга, танцуют на месте; затем возвращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с ними вокруг себя; парни пляшут на месте, потом повторяют все движения девушек;
Парни и девушки двигаются в разных направлениях по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на месте;
Пары через одну выходят в центр круга, образуя рисунок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь поочередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже зигзагообразно парами (рисунок «шен»).
ПЕПЛЯС
Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца - первоначально был преимущественно мужским. Смысловое назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).
Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее - проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.
Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.
Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами.
Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов: гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец.
С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполнительницы перепляса - вносят новую струю в исполнение -частушку. Сначала исполняется проходка, затем - частушка, а потом - «коленце». В таком соревновании выигрывает не только сила и виртуозность, но и остроумие. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, переменных шагов с подбивкой, синкоп, вращений.
Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку» и другие известные в народе мелодии. В Архангельской области бытует перепляс «Топтуша», в Рязанской - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «Мотанечка», в Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - «Рассы-пуха».
Терминология танца
Руководитель:
г. Усть-Илимск
ВВЕДЕНИЕ. 3
& 1. История бального танца. 5
& 2. Лексика ограниченной сферы употребления. 6
& 3. Лексика бального танца. 7
& 4. Знаете ли вы танцевальную терминологию?. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной особенностью организации образовательного процесса в «Экспериментальном лицее «Научно-образовательном комплексе» является недельное погружение по предмету с соответствующим расписанием, где предусмотрены дисциплины эмоционально-двигательного и художественно-эстетического циклов. Один из них – курс «Хореография», где мы изучаем историю и теорию танца, танцевальную терминологию, учимся исполнять различные спортивные, бальные, историко-бытовые, народные танцы.
С течением времени эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории порождала своеобразный танцевальный комплекс, на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура.
В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы – вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления – спортивный и socialdance.
&2. Лексика ограниченной сферы употребления
Под лексикой понимают совокупность всех слов, имеющихся в каком-либо языке. Лексика русского языка в зависимости от сферы употребления слова делится на две группы: общенародную, общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.
К общеупотребительной лексике относятся слова, которые употребляют и понимают все носители языка, независимо от их территориальной и социальной принадлежности: платье, здание, береза, думать, красивый, три, я, рано и др.
К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено территорией, профессиональными особенностями и социальными интересами людей. Эти слова делятся на три группы: диалектную лексику (диалектизмы), профессиональную и терминологическую лексику (профессионализмы и термины), жаргонную лексику (жаргонизмы) .
Профессионализмы и термины составляют специальную лексику. Специальную лексику представляют прежде всего термины. Термин – точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства и т. д. Термины, как правило, однозначны. Например, танцевальные термины: балансе (покачивание), пассе (проходящее, скользящее движение).
Кроме терминов к специальной лексике относятся еще профессионализмы - слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии: шапка (в издательско-полиграфическом деле) - заголовок крупным шрифтом; голубец (в хореографии) - легкий подскок; ёлочки (« ») или лапки (" ") - у полиграфистов разновидности кавычек.
Наиболее употребительные термины (как общепонятные, так и узкоспециальные) и профессионализмы даны в толковых словарях с пометкой «спец.» - специальное. Значение же нескольких узкоспециальных терминов и профессионализмов можно найти только в специальных энциклопедических словарях и словарях-справочниках.
Каким образом пополняется словарный состав языка? Одним из главных путей пополнения является заимствование лексики из других языков. В различные эпохи в русскую лексику проникали заимствования из других языков. Например, такие привычные сегодня слова, как компьютер, сайт, блог, менеджер не так давно были заимствованы русским языком из английского; почтамт, рынок, маршрут пришли из немецкого, библиотека, физика, психология - из греческого . Заимствования используются для называния новых реалий и для переименования.
Для заимствования необходимо условие - наличие языковых контактов народов вследствие торговли, войн, культурного взаимодействия.
В XVIII-XIX века заимствовано большое количество слов из французского, итальянского, испанского, польского языков , которые связаны, в первую очередь, со светскими характером культуры, в том числе и хореографии, этого времени: балет, партнер, вуаль (из французского), модерато (из итальянского), болеро, чакона (из испанского), вензель , мазурка (из польского).
&3. Лексика бального танца
Под хореографической терминологией принято понимать систему специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .
В XVII веке была создана система записи элементов классического танца, которые признаны специалистами в области хореографии и в настоящее время.
«Иностранные» названия самих танцев и отдельных танцевальных элементов объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке .
В нынешнем учебном году на занятиях по хореографии нами были разучены такие историко-бытовые танцы, как вальс (медленный, фигурный, миньон), мазурка, полонез.
Таблица 1. Структура танца.
Название элемента | Графический облик | Описание |
Вальс (от нем. walzen «вертеться, поворачиваться») – бальный танец с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, фигурный, вальс-мазурка, вальс-миньон и др. |
||
Закрытая перемена с правой стопы (от натурального поворота к обратному) Закрытая перемена с левой стопы (от обратного поворота в естественный поворот) Натуральный поворот Обратный поворот Обратное корте Перемена хезитейшн Открытый импетус Кросс-хезитейшн Дрэг-хезитейшн Прогрессивное шассе вправо/влево Шаг-глиссад Левый поворот Плетение Правый поворот Правый спин-поворот Телемарк Шассе из променадной позиции |
Natural Spin Turn ChangeHesitation Cross Hesitation Shasse to Right Pas Glissad Natural spin turn | Перенос во время поворота веса тела танцора с одной ноги на другую. При этом поворот может исполняться как на месте, так и с перемещением вперёд, вбок, назад или по диагонали. По направлению вращения различают Правый Поворот (Натуральный Поворот) и Левый Поворот (Обратный Поворот). Спин – вращение, то есть спин-поворот можно перевести как поворот с вращением. Анкетирование показало, что в течение года повысился уровень понимания учащимися терминологии танца, их отношение к занятиям хореографией изменилось в лучшую сторону. Во втором полугодии они могут назвать большее количество танцевальных элементов, поз, фигур, осознать необходимость владения хореографической терминологией. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждается. Практическую значимость работы мы видим в том, что использование подобного рода таблицы, иллюстраций к танцевальным элементам дают возможность упорядочить знания учеников в области хореографической подготовки, свободно владеть терминами хореографии и легко понимать речь педагога. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Ваганова классического танца. - СПб.: Искусство, 19с. 2. Васильева танца. – СПб.: Диамант, 1997. 3. Захаров о танце. - М.: Молодая гвардия, 19с. 4. Касаткина – это жизнь. – СПб.: «Лань», 2006 5. Краснов танцы. – М.: Просвещение, 1999 6. Мессерер А. Уроки классического танца. - СПб.: «Лань», 2004.- 93с. 7. Ожегов русского языка. - М.: «Русский язык», 1989 8. , Теленкова лингвистических терминов // Режим доступа: www. ***** 9. Соболева школьника. 5-11 классы. Русский язык. - М.: АСТ, 2003. 10. , Васильева терминология: Вопросы теории. - М.: Наука, 19с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Aттитюд (аttitude) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута. А ля сгон (а laseconde) - положение enface, а рабочая нога открыта в сторону на 90*. Адажио (аdagio) - медленная часть урока. Аллегро (аllegro) - быстрая часть урока, прыжки. Алянже (аllongee) - удлинить, вытянуть. Взмах кисти. Ан дедан (endedans) - внутрь, в круг. Ан деор (endehors) - наружу, из круга. Ан фас (enface) - прямо, прямое положение корпуса, головы и ног. Антрашакат (entrechat) - прыжок с заноской. Апломб - устойчивое положение занимающегося. Апломб (аplomb) - устойчивость. Арабеск (аrabesque) - поза, в классическом танце существует четыре вида позы "арабеск". Арч - (аrch) - арка, прогиб торса назад. Ассамбле (аssemble) - соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две Балансуа (balancoire) - качели; применяется в grandbattementjene. Балянсе (balance) - покачивание. Батман девлоппе (battementdeveloppe) - медленное поднимание ноги на 90* и више в нужное направление. Батман дубль фраппе (battementdoublefrappe) - движение с двойным ударом. Батман мягкий (battementfondu) - мягкий батман (тающий). Батман ретире - (battementretire) - перенос через скольжение рабочей ноги, через pass? из 5 поз. Вперед в 5 поз. Назад. Батман сутеню (battementsoutenu)- движение в повороте с подтягивание ног в пятую позицию. Батман тандю (battementtendu) - вынос ноги на носок. Батман фраппе (battementfrappe) - удар ноги о щиколотку опорной ноги. Баунс (bounce) - трамплинное покачивание торса, вверх-вниз. Боди ролл (bodyroll) - группа наклонов корпуса, волна. Бризе (brize) - прыжок с заноской. В позиция (v - position)- положение рук (заниженная 2 и 3 поз.) Веер (eventail) - фигура, когда кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные - в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу. Виск (whisk) - быстрый переход из закрытой позиции в положение променада, по рисунку шагов напоминает левую перемену, завершающуюся изящным вензелем в движении ног. Выворотное положение ног - необходимое и обязательное условие техники выполнения элементов классического танца. Глиссад (glissade) - прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола. Голубец (holubiec, coup de talon) - "удар пяткой", "высекание искр". Гран батман (grandbattement) - бросок ноги на 90* и выше вперед, назед или сторону. Гран жете (grandjete) - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение. Гранд плие (grand-plie) - большое приседание. Дегаже (degage) - переход с ноги на ногу. Демиплие (demi-plie) - маленькое приседание. Демиронд (demirond) - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону. Диипбодибенд (deepbodybend) - наклон торсом вперед ниже 90*, сохраняя прямую линию торса и рук. Диипконтракш (deepcontraction) - сильное сжатие в центре тела, в котором участвуют все части тела, руки, ноги и головы. Дроп (drop) - падение расслабленного торса вперед или в сторону. Дрэг-хезитейшн (drag hesitation) - переход от обратной (левой) фигуры к натуральному (правому) продолжению или, наоборот, от натуральной (правой) фигуры к обратному (левому) продолжению. Жете (jete) - бросок ноги на месте или в прыжке. Жете антрелясе (jeteentrelase) - перекидной прыжок. Жете ферме (jeteferme) - закрытый прыжок. Керф - (curve) - изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или в сторону. Контракшн (contraction) - сжатие, уменьшение обьема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе. Корпус - умение зафиксировать позу в прыжке. Корскру повороты (corkscrewturn) - повороты, при которых повышается или понижается уровень вращения. Крест - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад, в сторону или в обратном направлении. Кросс-хезитейшн (crosshesitation) - пересекающий шаг с задержкой. Круазе (croisee) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую. Купе (coupe) - положение ноги на щиколотке. Левый поворот (reverse turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в левую сторону. Другое название: обратный поворот. Легкий бег(pas couru) - стилизованная форма обычного бегового шага. Выполняется в мягкой манере, с носочка, часто в полувыворотной позиции ног. Лок назад (backwardlock) - плотное закрещивание (перекрёстное соединение) ступней в ходе выполнения шагов вперёд, назад или по диагонали. Натуральный поворот (natural spin turn) перенос весa тела танцора с одной ноги на другую. Обратное корте (Сorte) - cвоеобразная пауза в движениях. Открытый импетус (impetus) - импульсный поворот. Па (pas) - шаг, движение, комбинация. Па амбуате (pasemboite) - прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе. Па балене (pasballonee) - сильно вытянуты в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecou-de-pied. Па де бурре (pasdebourree)- танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. Па де ша (pasdechat) - кошачий шаг. Па курю (pascoure) - пробежка по шестой позиции. Па марше (pas march?) - мягкий, но решительный танцевальный шаг, при котором нога ставится полувыворотно на вытянутый носок. При этом сохраняется подтянуто "высокое" положение всего тела. Па сизо (pasciseaux) - ножницы, движение ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздух. Па файи (pasfaille) - это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки к следующему прыжку, одна нога как бы подсекает другую. Па шассе (paschasse) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую. Парадное па (pas gala) - oрдинарный шаг". Пассе (passe) - проходящее, скользящее движение. Перемена хезитейшн (changehesitation) - последовательность шагов, выполняемых с целью перемены свободной ноги, либо с целью перемены направления движения. Пируэт (pirouette) - быстрое вращение на полу. Плетение (weave) - поворот пары, построенный на длинных наружных проходящих шагах. Плие (plie) - приседание. Поворот на месте (Pas boiteux en tournant / tour sur place) - перенос веса тела танцора с одной ноги на другую. Поинт (pointe) - пуант, носок, пальцы. Поперечина, траверсе (la traverse) - построение пар в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры "левой линии" пропускают между своими дамами и собой дам другой "линии", а кавалеры "правой линии" пропускают между собой и своими дамами дам " левой линии". Получается своеобразная "расчёска" или "решётка". В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу. Пор де бра (portdebras) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы. Правый поворот (natural turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает поворот на три четверти в правую сторону. Другое название: натуральный поворот. Правый спин-поворот(nNatural spin turn) - последовательность шагов, в ходе которых танцевальная пара совершает, полный или на три четверти, поворот в правую сторону. Препарасион (preparation) - подготовка к движению. Припорасьон - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом выполнения элемента. Прогрессивное шассе вправо (shasse to right) - последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные позы. Променад (promenade) - движение основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. Пти батман (petitbattement) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги. Ранверсе (renverse) - опрокидывание корпуса назад в сильном перегибе и в повороте. Релеве (peleve) - поднимание на носки или полупальцы. Релеве лян (relevelent) - медленное поднимание ноги на 90*. Рон де жамб пар тер (ronddejambeparterre) - круг ногой в воздухе. Рон же жамб ан лер (ronddejambeenlair) - круг ногой в воздуху. Сисон семпл (sissonnesimple) - простой прыжок с двух ног на одну. Сисон ферме (sissonnefermee) - закрытый прыжок. Сисонтомбе (sissonnetombee) - прыжок с падением. Сисонуверт (sissonneouverte) - прыжок с открыванием ноги. Со де баск (sautdebasque) - прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе. Соте (saute) - прыжок на месте по позициям. Спин (spin) - поворот с вращением. Сюрле ку де пье (surlecou-de-pied) - положение ноги на щиколотке другой, опорной ноги. Там лие (tempslie) - связуещее, плавное, слитное движение рук, ног, головы и корпуса. Телемарк (telemark) - быстрый поворот в левую сторону, в конце которого партнёр и партнёрша на мгновение зависают в "падающем" шаге. Другое название: закрытый телемарк. Тир бушон (tire-bouchon) - движение при котором нога находится в полусогнутом положение впереди. Тур ан лер (tourenlair) - поворот в воздухе. Тур шене (tourchaine) - быстрые повороты, следующие один за одним. Флекс (flex) - сокращенная стопа, кисть или колени. Флет бек (flatback) - наклон торса вперед, в сторону (на 90*), назад с прямой спиной, без изгиба торса. Флет степ (flatstep) - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол. Флик (flik) - мазок стопой по полу к опорной ноге. Фонтан (la fontaine) - построение пар в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся - в том же порядке, что и первая пара. Форс - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов. Фрогпозишн (frog - position) - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны. Фуэте (fouette) - вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается. Фуэтте (fouette) - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноги (на полу или в воздухе). Хромой шаг (pas boiteux) - слегка приседающий танцевальный шаг, при котором нога проскальзывает вперед, слегка ударяя подошвой или каблуком по полу. Шажман де пье (changementdepieds) - прыжок с переменой ног в воздухе. Шассе (chaser) - "шаг - приставка - шаг" - как бы одна нога преследует другую. Шассе из променадной позиции (chasse from pp) - шассе в ритме медленного вальса, которое можно исполнить после любой фигуры, законченной в положении променада. Экарте (ecartee) - поза классического танца, развернутая по диагонале вперед или назад, корпус отклонен от ноги. Элевация - способность спортсмена показать максимальную фазу полета в прыжке. Эпольман (epaulment) - положение исполнителя, повернутого в 3)4 в 8 точку или 2; различается закрытый (epaulementcroise) и открытый (epaulementefface). Эфасе (effacee) - развернутое положение ног и корпуса. Эшаппе (echappe) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую. |
Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!
Adajio [адажио] — Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] — Прыжки.
Aplomb [апломб] — Устойчивость.
Arabesque [арабеск] — Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] — Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] — Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] — Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] — Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] — Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] — Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] — Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] — Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] — Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] — Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] — Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] — Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] — Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] — Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] — Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] — Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] — Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] — Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] — Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] — Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] — Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] — Смена.
Pas chasse [па шассэ] — Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] — Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] — Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] — Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] — Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] — Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] — Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] — Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] — Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] — Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] — Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] — Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] — Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] — Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] — Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] — Внутрь, в круг.
En face [ан фас] — Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] — Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] — Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] — Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] — Закрывать.
Pas faille [па файи] — Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] — Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] — Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] — Большой.
Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] — Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] — Переплетать.
Jete [жэтэ] — Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] — Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] — Проходящий прыжок.
Lever [левэ] — Поднимать.
Pas [па] — Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] — Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] — Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] — Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] — Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] — Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] — Маленький.
Petit battement [пти батман] — Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] — Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] — Приседание.
Demi-plie [деми плие] — Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] — Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] — Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] — Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] — Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] — Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] — Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] — Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] — Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] — Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] — Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] — Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] — Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] — Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] — Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] — Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] — Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] — Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] — Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] — Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] — Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] — Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] — Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] — Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] — Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] — Поворот.
Выворотность — Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация — Соответствие и согласование всего тела.
Язык танца. Танцевальная лексика
Мимика, жест, взгляд, поза - ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца.
У каждого народа сформировалась своя традиционная пластика, свои приемы соотнесения движений с музыкой. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений головы, рук, ног, корпуса, из приветствий, прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоциональнее, в случае если форма танца соответствует ᴇᴦο содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.
Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, ᴇᴦο социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности ᴇᴦο мышления нашли отражение в языке танца.
Танцевальная лексика возникает на базе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику.
Логика развития движений от наиболее простых к наиболее сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) подсказывает использование принципа контраста (линейное построение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем)
Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лексики при помощи усложнения ритма с использованием ритмических акцентов, синкоп˸ дробное выстукивание простое -дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогающий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа используется пластическое многоголосье, когда солистам аккомпанируют движения остальных исполнителей. Здесь важно не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать ᴇᴦο вокруг солистов усиливающими восприятие движениями и рисунками.
Танцевальная речь состоит из танцевальных комбинаций - сочетаний нескольких танцевальных движений, раскрывающих характер исполнителя. Танцевальные комбинации выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполнения. Хореографический номер имеет идею, содержание, действие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореографический образ. Хореографическое полотно - это хореографическое произведение крупной формы, поставленное балетмейстером по всем канонам сценического действия.
Язык танца. Танцевальная лексика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Язык танца. Танцевальная лексика" 2015, 2017-2018.
Хореография: Классический танец
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.
Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.
В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.
Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.
11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.
33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.
ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.
ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.
ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] - противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] - вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] - движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] - движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] - плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
1 При научении словаря необходимо помнить о том, что движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре дается терминология классического балета без изменений (см. Все о балете//С оставитель Е.Я. Суриц. М., 1966, Энциклопедия "Балет". М., 1981 и др.), а изменение положений зависит от контекста урока. Зачастую происходит терминологическое наложение английской и французской терминологии, например, temps leve аналогичен hop, battement tendu аналогичен brack, kick соответствует grand battement developpe и т.д. В этом случае необходимо использовать движение в зависимости от конкретного упражнения.
BATTEMENTRETIRE [батман ретире] - перенос через скольжение "рабочей" ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
BATTEMENT TENDU [батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] - отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
BODY ROLL [боди ролл] - группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним "волна").
BOUNCE [баунс] - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
BRUCH [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CONTRACTION [контракпш] - сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CORKSCREW TURN [корскру повороты] - "штопорные" повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
COUPE [купе] - быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CURVE [кёрф] - изгиб верхней части позвоночника (до "солнечного сплетения") вперед или в сторону.
DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] - наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION [диип контракшн] - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
DE GAGE [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.
DEMI-РЫЁ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEMIROND [деми ронд] - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.
DROP [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону.
ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.
ЕМВО1ТЁ [амбуате] - последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite - поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°.
EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EN DEHORS [ан деор] - направление движения или поворота от себя или наружу.
EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),
FLAT BACK [флэт бэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP [флэт стэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX [флекс] - сокращенная стопа, кисть или колени.
FLIK [флик] - мазок стопой по полу к опорной ноге.
FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).
FROG-POSITION [фрог-позишн] - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны,
GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND BATTEMENT [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.
GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".
GRAND PLIE [гран плие] - полное приседание.
HIGH RELEASE [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HINGE [хинч] - положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,
HIP LIFT [хип лифт] - подъем бедра вверх.
НОР [хоп] - шаг-подскок, "рабочая" нога обычно в положении "у колена".
JACK KNIFE [джэк найф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JELLY ROLL [джелли ролл] - движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк пелвиса.)
JERK-POSITION [джерк-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.
JUMP [джамп] - прыжок на двух ногах.
KICK [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,
LAY OUT [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.
LEAP [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.
WCOMOTOR [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
LOW BACK [лоу бэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.
PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.
PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree, В модерн-джаз танце во время pas de Ьоиггёе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.
PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.
PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.
PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы.
PRANCE [прайс] - движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения "на полулальцах" и point.
PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
PRESS-POSITION [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.
RELEASE [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.
RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.
RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
ROLL DOWN [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.
ROLL UP [ролл an] - обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] - круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.
ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SHIMMI [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево,
SIDE STRETCH [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.
SQUARE [сквэа] - четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.
STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее,
SUNDARI [зундари] - движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.
SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
СВИНГ - раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.
THRUST [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.
TILT [тилт] - угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, "рабочая" нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.
ТОМВЁ [томбе] - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie,
TOUCH - приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.
TOUR CHA^NES [тур шене] - исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.