Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Буква Ф. НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки.(подготовительная группа) Обучение чтению. Слова

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс.

2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.

5. Расширить объем слухо-речевой памяти.

6. Развивать интонационную выразительность речи.

7. Учить анализировать короткий текст, выделять заглавие, подсчитывать количество предложений.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Кто это?» (развитие слухового внимания).

В игре принимают участие несколько детей. Взрослый предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произнесет «АУ».

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Скажи звук [А] по-разному» (изменение тембра голоса).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука

«А», — плачет девочка;

«А», — показывают горло врачу;

«А», — поет певица;

«А», — качаем малыша;

«А», — девочка укололась иголкой.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Ф].

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку:

«Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф ).

Просит назвать последний звук в слове шкаф.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ф]:

Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха;

Верхние зубки слегка видны;

Горлышко «молчит».

Символ звука: воздух выходит из большого воздушного шарика: ФФФФФ....

Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду для свободного прохождения воздуха), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Кот фыркает: ф-ф-ф... (произносить отрывисто вслед за взрослым).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...; флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка...

Задание 6. Повторить вслед за взрослым серию слогов:

фта-фто-фту-фты...; афта-афто-афту-афты...

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку прослушать и затем воспроизвести ряд слов (3—5) со звуком [Ф].

Задание 8 . Работа с картинками:

выбрать нарисованные предметы, в названии которых есть звук [Ф];

разложить их на три стопки: звук [Ф] стоит в начале, в середине и в конце слова;

разделить эти слова на слоги (назвать самое длинное и самое короткое слово).

Задание 9. Ребенку предлагается придумать предложения с использованием предметных картинок из предыдущего задания, по возможности употребляя предлоги В и У.

Задание 10. Взрослый читает ребенку пары предложений и просит править ошибки.

Нашла я в вишне кофточку. Надела Маша косточку.

На клене зеленеет лифт. Наверх нас поднимает лист.

Созрел на дереве кафтан. Зимой надену я каштан.

На дерево уселся граф. Живет в красивом доме грач.

Задание 11 . Знакомство со звуком [Ф"].

Символ звука: воздух выходит из мяча: фьфьфь....

Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 12 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если дышишь звук [Ф"]»:

фь, мь, пь, фь...; фя, пя, пи, фи...; Фима, Фекла, клад, стул, Федя, Филя, Дима.

Задание 13 . Повторить вслед за взрослым серию слогов:

фтя-фте-фтю-фти; афтя-афте-афтю-афти...

Задание 14 . Дидактическое упражнение «Составь слово».

Фе-до-ра, фи-ал-ка, бу-фет, фи-лин, фев-раль, физ-куль-ту-ра, физ-куль-тур-ни-ца.

Задание 15 . Дифференциация звуков [Ф] — [Ф"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»:

ф, фь, ф, фь; фа, фя, аф, афь...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

фа-фя,...; фу-фю,...

Повторить за взрослым серию слогов:

фа-фа-фя, фя-фя-фа, фа-фя-фа, фя-фа-фя, фя-фа-фа, фа-фя-фя.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф"]).

Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф; Филя, Фома, Федя, Федора.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин )

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ф] и [Ф"], составить с этими словами предложения.

Вспомнить слова со звуками [Ф] и [Ф"].

Придумать вместе с ребенком короткие рассказы про Филю, Фому и Федору.

Задание 16 . Выучить скороговорки:

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ф.

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф — большая щеголиха.

О. Гофман

На что похожа буква Ф?

Буква Ф: ребенок стоит в позе — «руки в боки».

Игры с буквой.

Задание 18 . Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы из кружков, подсчет количества слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами. Фима, Пиф.

Чтение и анализ короткого текста, выделение заглавия, границ предложения, нахождение предложения с предлогом у.ФИМА Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.

Взрослый знакомит ребенка с коротким текстом, показывает заглавие; совместно с ребенком подсчитывает количество предложений, находит предложение с предлогом, читает текст.

Шиманская Елена Михайловна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф»

Конспект НОД по обучению грамоте

«Звуки [ф , ф"]. Буква Ф »

для детей группы общеразвивающей направленности

от 6-х до 8-ти лет

Цель : Познакомить со звуком и буквой Ф .

Задачи :

Образовательные : Закрепить правильное произношение звуков [ф , ф"].

Продолжать учить выделять звуки [ф , ф"] на фоне слова.

Закреплять умение определять место звука в слове .

Учить писать букву Ф .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятие : умение выделять звуки [ф , ф"] в ряду звуков , слогов, слов.

Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

Воспитывающие :

Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

Повышать речевую активность.

Материалы и оборудование : Две игрушки : Фома (в синей одежде) и Филя (в зеленой одежде, фотоаппарат. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф , ф"]; фотоаппараты с вкладышами; звуковые линейки и фишки ; картинки с изображением буквы Ф ; простые карандаши.

Методы и приёмы : Словесный (вопросы, объяснение, наглядный (показ картинок, игровой, практический (звуковой анализ , составление предложений) .

Предварительная работа :

Звуковой анализ слов .

Составление схем предложений.

Д. и. «Поймай звук »

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли два друга : Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Выделение первого звука в словах , характеристика звуков

Воспитатель : Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье) .

Какой он, звук [ф] ? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук (фь) . Расскажите о звуке [ф"] . (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф , ф"] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие ?

3. Сообщение темы

Воспитатель : Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф , ф"].

4. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слогов

Воспитатель : Ребята, я буду называть звуки , а потом слоги. Вы, если услышите в звук [ф] , хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , топните ногой.

Называю слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ) .

5. Дифференциация на слух звуков [ф , ф"] в ряду слов

Воспитатель : А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф"] , подпрыгните.

Называю слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе) .

6. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Воспитатель : Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука . А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги .

Воспитатель бросает мяч, называя пару звуков , а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т. д.)

Затем воспитатель предлагает придумать слова с этими слогами : Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова : фата, фотография, фикус, фуражка)

7. Дифференциация звуков [ф , ф"] на слух

Воспитатель : Сейчас я буду произносить звуки . А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф"] – поднимите зеленый кружок.

Произношу звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф, а дети поднимают соответствующие кружки.

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Воспитатель : Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф] , а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф"] .

Воспитатель раскладывает «фотографии» , а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф , ф"] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Воспитатель : Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку :

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф , ф"] в слове

Воспитатель : А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок» . Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф , ф"] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек .)

11. Звуковой анализ слова Фома

Воспитатель : Я рассказала Фоме и Филе, что вы можете в их именах обозначить каждый звук цветной фишкой . И Фома попросил, чтобы вы на звуковой линейке выложили его имя.

12. Составление предложений по схеме

Воспитатель : Фоме и Филе прислали фотографии схем предложений. Но они сами не могут составить по ним предложения. Давайте поможем им.

13. Знакомство с буквой Ф

Воспитатель : Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф , фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф . Показываю картинку с изображением буквы Ф .

Воспитатель : На что похожа буква Ф ?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, показываю картинки-символы и читаю стихи :

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу .

– Всем известно без подсказки :

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

Воспитатель : Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф .

13. Печатание буквы Ф

Воспитатель : Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф .

Показываю письмо буквы на доске . Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

Воспитатель : Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились ?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’] и буква Ф» Тема: Звуки Ф, Фь и буква Ф. Цель: Познакомить детей с глухими согласными звуками ф, ф’, буква Ф, ф. выделение заданного согласного звука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Задания для подготовки детей к школьной программе: обучение чтению и составление слов, составление предложений и буква Ф, развитие мышления и решение простейших задач по математике.


Обучение чтение. Звук и буква "Ш"

Цель : знакомство с новой буквой, развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы.

Материал

Педагог загадывает детям загадку.

Легкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда - не знает. (Шар)

- Сколько слогов в слове-отгадке?
- Как изменить слово, чтобы стало два слога?
- Назовите первый слог в слове ШАРЫ.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Как вам кажется звук Ш гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук ш не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, мешают зубки).
- Звук Ш звонкий или глухой? Закроем ручками уши и произнесем ш-ш-ш-ш-ш. Уши не звенят. Звук Ш – глухой.
- Назовите слова со звуком Ш.
- Шишки, шлем, шапка, шест, каша, широкий и т.д.
- Теперь давайте подумаем, он может быть твёрдым и мягким?
- Мы с вами подобрали слова и выяснили, что звук Ш может быть только твердым, мягким он не бывает.
- Какой мы можем сделать вывод?

Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый.

Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ш. Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ш).
- Раскрасьте букву Ш.
- На что похожа буква Ш?

Обучение чтению. Звуковой анализ слогов

Цель : развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ слов.

На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их.

Составьте звуковые схемы к данным слогам.

Что вы может сказать о звуке Ш? (Это согласный, он всегда твердый).

Обучение чтению. Слова

Цель : развитие внимания, обучение чтению, закрепление образа букв, увеличение скорости чтения.

Материал : рабочий лист.

- Вы знаете, что звук Ш всегда твердый, значит, если после буквы Ш вы увидели букву И, то Ш не смягчается и произносится твердо ШИ.
- На рабочих листах написаны слова. Прочитайте их сначала столбиками, затем построчно.
- Найдите и обведите в кружочек слог ШИ.
- В словах первого столбика подчеркните гласные буквы.
- Сколько слогов в словах третьего столбика? (Один).
- Поделите на слоги слова второго и первого столбика.
- Сколько слогов в словах второго столбика? (Два).
- Сколько слогов в слове КАМЫШИ? (Три слога).
- Проставьте ударение в словах второго и первого столбиков.
- Чем похожи и отличаются слова КОШКИ - МОШКИ?
- Чем похожи и отличаются слова МЫШИ - КАМЫШИ?
- Чем похожи и отличаются слова ШАГ - ШАР?

Обучение чтению. Составление слов

Цель : закрепление образа букв, формирование умения составлять слова из предложенных букв, звукобуквенный анализ и синтез.

Материал : пройденные буквы, (обязательно гласные: А,О,У,Ы,И,Е,Я,Ю) - 15 шт, миска, в которой сложены буквы.

- Возьмите букву из миски и назовите ее.

Дети по очереди достают буквы из миски и выкладывают на ковер.

После того, как миска стала пустой, педагог предлагает составить из букв слова.

- Составьте слова из букв, которые перед вами.

Обучение чтению. Работа с текстом "Подушка"

Цель : увеличение скорости чтения, формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики

- Прочитайте текст два раза.
- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

1. Кто вышивает подушку?

2. Что вышила Даша на подушке?

3. От кого убегает мышка?

4. Кого догоняет кошка?

5. Кто кого не догонит?

- Перескажите рассказ.
- Как еще можно озаглавить рассказ.

Обучение чтению. Предложения

Цель : формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.

Материал : рабочий лист, звуковые кубики.

Педагог обращает внимание детей к только что прочитанному тексту.

- Сколько предложений в тексте? Обведите точки на конце предложений в круг.
- Составьте схемы второго и пятого предложений с помощью кубиков.
- Сколько слов во втором предложении? Какое первое слово во втором предложении? Какое слово второе? Треть? И т.д.
- Сколько слов в пятом предложении? Какое первое слово во втором предложении? Второе? И т.д.
- Какой знак стоит в последнем предложении?

Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.

Обучение чтению. Звуки "Ф" и "Фь"

Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв.

Материал : мяч, звуковые кубики.

Педагог организует игру на ковре.

Педагог бросает детям мяч и просит назвать первый звук в словах:

  • ФАКЕЛ,
  • ФЛАГ,
  • ФЕСТИВАЛЬ,
  • ФРАК,
  • ФИЛЬМ,
  • ФОРМА,
  • ФЕВРАЛЬ и т.д.
  • - Какие первые звуки в словах? (Звуки Ф и Фь).
    - Звук ф, гласный или согласный? (Согласный).
    - Звук ф звонкий или глухой? (Звук ф – глухой).
    - Звук ф может быть твердым и мягким? (Может быть и твердым, и мягким).
    - Какой мы можем сделать вывод?
    - Звук ф: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

    Педагог выдает детям звуковые кубики.

    - Придумайте слова со звуками Ф и Фь.

    Дети анализирует, какой звук в слове – твердый или мягкий и показывают соответствующие стороны звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – звук мягкий.

    Обучение чтению. Буква Ф

    Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных навыков.

    Материал : карточка с буквой Ф, пуговки, пластилиновые основы.

    Педагог показывает детям карточку с буквой Ф.

    Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Давайте выложим букву Ф пуговками.

    Педагог показывает заранее сделанный образец на пластилиновой основе.

    Дети выкладывают букву по образцу.

    - На что похожа буква Ф?

    Математика. Счет. Игра с мячом "Считай дальше"

    Цель : упражнять в счете в пределах 20.

    Материалы : мяч.

    Дети становятся в ряд. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.

    Можно также и с обратным счетом от 20.

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог диктует:

    - Одну клетку влево. Одну клетку вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вверх. Две клетки вправо. Одну клетку вниз. Одну клетку вправо. Одну клетку вниз. Две клетки вправо.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Развитие мышления. Скажи наоборот

    Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

  • Родина, отчизна – (чужбина).
  • Восход - (закат).
  • Зима – (лето).
  • Грязь – (чистота).
  • Свет – (тьма, темнота).
  • День – (ночь).
  • Жара – (холод).
  • Мир – (война, ссора).
  • Правда – (ложь).
  • Город – (село, деревня).
  • Добро – (зло).
  • Польза – (вред).
  • Богач – (бедняк).
  • Друг – (враг).
  • Радость – (грусть, печаль).
  • Лентяй – (труженик).
  • Математика. Решение задач

    Цель

    Материалы







    Цель

    Математика. Решение задач

    Цель : формирование умения решать простые задачи.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    - Посмотрите на картинку. Что нарисовано?
    - Давайте попробуем составить задачу про яблоки и груши.

    Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.

    - Правильно. В вазе лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало в вазе?
    - Что известно в задаче? Что в вазе лежали яблоки и груши.
    - Сколько яблок лежало в вазе известно? Да. Пять.
    - А сколько груш лежало в вазе известно? Да. Три.
    - Значит, в вазе лежало 5 яблок и три груши.
    - Что спрашивают в задаче? Сколько всего фруктов лежало в вазе.
    - Если в вопросе звучит "Сколько всего?", то каким действием будем решать задачу? Сложением.
    - Кто может сказать решение задачи? – Запишите решение задачи в клеточках в рабочем листе.

    Развитие мышления. Найди лишнее слово

    Цель : развитие умственных действий.

    Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.

    1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).

    2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).

    3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).

    4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).

    Развитие внимания. Гусеницы

    Цель : развитие устойчивости и избирательности внимания.

    Материалы : рабочий лист, цветные карандаши.

    Педагог просит найти всех гусениц на рисунке.

    - Сколько гусениц нашли? Посчитайте.

    Подготовка руки к письму. Горы

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист, цветные карандаши.

    Обведите горы по клеткам.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Тема: Звук и [ф] , [ф’] и буква Ф, ф

    Цель: знакомства с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

    Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

    Оборудование Мультимедийная установка , таблица «Звуки речи», «звуковички» не раскрашенные, карточки для вычеркивания букв, цветная нить, смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый.

    Мы начать урок готовы!

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать.

    Поднимите смайлики (мое настроение)

    Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

    (слайд 2)

    1. Работа над пройденным материалом.

    Игра «Доскажи словечко».

    Наша речь состоит ….(из предложений).

    Звуки бывают … (гласные и согласные).

    При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

    Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

    Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

    Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

    Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда … (твердые).

    Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда … (мягкие).

    Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).

    III. Мобилизующий этап.

    - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

    (слайд3)

    шляпа плащ улыбка фрак волшебная палочка

    чудо

    Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

    Слайд4

    А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

    Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

    IV. Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

    Наш гость - фокусник - не случайно пришел именно в наш класс. Он знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

    Посмотрите, какие картинки нам принес фокусник.

    (слайд5):

    Шарф флаг телефон фонарь конфета

    Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

    Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])

    Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

    Познакомиться с …..

    Учиться отличать ….

    (предположения детей)

    (слайд 6)

    Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

    V. Знакомство со звуками.

    1. Работа по вариантам (исследование звуков).

    1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь ).

    2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику .

    Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова, а потом дают характеристику.

    Звук [ф] – согласный, глухой, твердый.

    Аналогично со звуком [ф’].

    Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

    3. Давайте «оденем» в парах «звуковичка» (раскрашивание). Вспомните все, что говорили ребята.

    Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?

    Выбор из трех звуковичков нужного.

    Вывод. Звуки [ф], [ф’] - согласные, глухие, [ф], - тв., [ф’] - мягк.

    (слайд 7)

    VI. Знакомство с новой буквой.

    1. Упражнения на узнавание буквы.

    - Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

    Работа в группах.

    Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [ф], [ф’]. Обведите ее.

    Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

    Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски, а другие в парах находят на своих алфавитах на местах). Назовите её соседей.

    Напишите на звуковичках эту букву. (Выставляю картинку с изображением букв Ф, ф).

    На что она похожа? Попробуйте из ниток выложить эту букву.

    - Для чего нужна заглавная буква Ф?

    Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

    Послушайте стихотворения про букву Ф.

    (слайды 8, 9)

    Филин – два огромных глаза –

    Букву Ф напомнит сразу,

    Лупоглазый целит взгляд,

    Словно фотоаппарат.

    Федя ходит руки в боки,

    Значит выучил уроки

    Давайте встанем и изобразим эту букву.

    2. Упражнение на концентрацию внимания.

    Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

    Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

    УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)

    Взаимопроверка.

    Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

    Сколько раз она встретилась? (5)

    3. Определение места буквы Ф в городе Букварии.

    Кто догадался, где мы поселим новую букву в городе Букварии? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.

    (Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).

    (слайд10)

    4. ФИЗМИНУТКА.

    Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

    [в] и [ф] , так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».

    Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

    Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

    VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

    1. Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку. Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

    (слайд 11)

    фа аф раф фрак

    фу уф фла фея

    фе еф физ фокус

    фи иф фру шофёр

    фо оф фот финиш

    фё ёф фаб флаг

    фы ыф фри фабрика

    Фокусник

    Чтение слогов 1-го столбика громко.

    2 столбик радостно, вопросительно.

    3 столбик с заданиями.

    Прочитайте слоги, которые подходят к этому слогу-слиянию (с мягкими согласными звуками).

    Прочитайте слова 4-го столбика самостоятельно.

    Чтение хором слов 4-го столбика.

    В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (фея, шофер, финиш).

    Назовите двусложные слова.

    Назовите трехсложные слова.

    Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

    К каким словам подходит схема: (финиш)

    Сколько букв в этом слове? А звуков? Почему? Докажите.

    (на доске схема слова)

    2. Образование слов и предложений.

    Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике. . (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

    (слайд12)

    Фокусы со словами.

    (мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)

    4. Работа с учебником (с. 196)

    Давайте порадуем фокусника своим чтением.

    Прочитайте самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

    Беседа по содержанию.

    Какой фокус он показал? (Факел превратил в букет)

    Кто выскочит из букета?

    Так это фокус или чудо?

    VIII. Проверка знаний.

    Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

    1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?

    2. Звук [ф] – глухой.

    3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

    4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

    5. В слове фуфайка только одна буква «ф».

    IX. Итог урока, рефлексия.

    С какой буквой познакомились?

    Какие звуки она обозначает?

    Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.


    - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

    - Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.

    Сегодня мы начнем наш интернет урок с чего-то очень — очень полезного и очень — очень вкусного! И, конечно же, познакомимся с новыми звуками и буквой. Начнем?…

    Назовите одним словом: груша, яблоко, абрикос, киви, персик,… Верно, это фрукты. Продолжите ряд…..

    Фрукт (лат. fructus - плод ) - сочный съедобный плод дерева или кустарника.

    Фрукты являются необходимой частью здорового питания,так как в них содержатся различные витамины, необходимые для организма.

    А что вы знаете о фруктах?…

    А вы знаете, что….

    В мире существует 7500 сортов яблок . И кожура яблока содержит в себе намного больше полезных веществ, чем в мякоти.

    В киви , его еще называют «китайским крыжовником», в отличии от цитрусовых, самое большое количество витамина С.

    Банан — это плод травянистого растения.

    Такой кислый фрукт как лимон содержит сахара больше, чем сладкая клубника.

    Тыква, дыня и арбуз – это ягоды.

    В Японии научились выращивать арбузы и дыни кубической формы. Такие ягоды удобно перевозить.

    В странах Евросоюза фруктами считаются: морковь, томаты, ревень, огурцы , сладкий картофель , имбирь, тыква . Из них изготавливают даже джемы и варенья.

    Мы привыкли считать, что клубника, черника, ежевика, клюква, малина являются ягодами. Но согласно ботанике (наука о растениях), ягодами НЕ являются.

    Ягода – это фрукт. И виноград, авокадо, баклажан, сладкий перец, помидоры по научному тоже являются ягодами.

    Авокадо иногда называют «идеальным» фруктом, потому что в нем есть практически все требуемые витамины и минералы.

    Узнать о самых необычных фруктах можно .

    А почему решили поговорить сегодня о фруктах? Потому что наш новый звук — это первый звук в слове фрукты. Проговорите звук. Какой он? Есть ли у звука [ф] «мягкий» друг? Докажите.

    1. Повторить слова : «Фая», «Фаина», «фантик», «фамилия», «фонарик», «фонтан», «миф», «телефон», «фыркать», «фазан». 2. «Кто внимательный?»

    • Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
    • Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов: фрукты, ель, дом, яблоко.

    Ответ: Федя. 3. «Узнайте звук»

    Хлопните в ладоши, если услышите звук [ф ] в словах: кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка.

    4. «Твердый – мягкий»

    Показывайте синюю карточку/синий карандаш, если звук [ф ] твердый, зеленую – если звук [ф ’] мягкий.(Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор.)

    5. «Кто больше?»

    Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога фа- (фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия, фанты ); со слога фи- (физик, филин, фирма ).

    6. «Слоговой аукцион» Продолжите слова: фла… (-кон, -жок ), фор… (-ма, -точка ), фи… (-лин, -кус ), бу… (-фет, -фер ), кон… (-фета, -фетти ). 7. «Доскажи словечко» Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я… (фарфор) *** Праздник, праздник у ворот! Кто встречать его пойдет? Я и верный мой дружок – Красный маленький… (флажок) Е. Серова *** Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается, И не погаснут до зари Глаза ночные – … (фонари) 8. Найди слова, которые начинаются на звук [ф] или [ф`]
    Вот она- буква Ф в ф уражке машет нам ф лагами. 1. Найди спрятанные буквы Ф . Обведи их.

    2. Раскрась фонарики только с буквой Ф .

    3. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву Ф по образцу. Найди и раскрась букву Ф с правой стороны рисунка.
    4. Соедини с буквой Ф только те предметы, названия которых начинаются со звуков [ф] , [ф`].
    5. «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы: – абрика, ко – та, шо – ер, – у – айка. 6. «Слово рассыпалось» Из букв т ы ф к у р составьте слово, начинающееся с Ф . О т в е т: фрукты. 7. «Слоговое лото» Составьте слова из слогов фор-, фар-, фла-, -фы, фи-, -тук, -ма,-жок, шар-, -кон, -кус. О т в е т: форма, фартук, флакон, флажок, шарфы, фикус. 8. «Найди слова»

    1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.


    ф – – – ф – –

    ф – – – – ф – –

    ф – – – – – ф – –

    ф – – – – – – ф – –

    ф – – – – – – – ф – –

    ф – – – – – – – – ф – –

    Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

    фи, фея, фара, форма, буфет, кофта, шофер,

    флажок, фуфайка. муфта, кефир, зефир.

    9. «Превращение слов» Измените одну букву в словах: фикус (фокус ), ферма (форма , фирма ). 10. «Занимательные модели» Подберите слова по следующим моделям:

    • ф – – – (Флаг, флот, Федя.)
    • – – – ф (Шарф, шкаф, скиф.)
    • – – ф – – (Кофта, суфле, вафли.)

    11. «Наборщик» Составьте новые слова из букв слова фабрика. О т в е т: фара, факир, риф, бирка, кирка, акр, бак, брак. 12. «Из одного слова несколько » Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово факел. О т в е т: фрукт, абрикос, клубника, ежевика, лимон. 13. Кроссворд

    Как зовут мальчика?

    В пустые клетки впишите буквы так, чтобы по вертикали получились знакомые вам слова. Эти буквы составят имя мальчика.

    О т в е т: Филиппок.

    14.

    Всем известно без подсказки:

    Буква Ф – как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква Ф .
    15. Читаем…
    16. Пишем…
    17.







    Словарь

    • Фабрика — это предприятие, на котором с помощью машин, станков выпускается большое количество изделий, товаров.
    • Фаворит — любимец влиятельного или высокопоставленного лица.
    • Файл — источник или приемник информации.
    • Факир — фокусник.
    • Факт — истина, реальное событие.
    • Фактура — это характер поверхности какого-либо материала.
    • Фальшь — обман, подделка.
    • Фанат — преданный поклонник кого-нибудь или чего-нибудь.
    • Фауна — это животный мир.
    • Феномен — необычный факт, явление.
    • Фиксатор — это прибор, приспособление, закрепляющее что-либо в нужном положении.
    • Финансы — денежные средства.
    • Флюгер — прибор для измерения направления ветра.
    • Фольклор — народное творчество.