Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения. Языковое и неязыковое общение

Знаем ли мы родной язык? Разумеется, все ответят утвердительно, ведь язык – основное наше средство общения! Но, оказывается, грамматика – лишь составляющая языка, и суть не только в ней. Суть в том, что язык, как средство общения – главная составляющая речи.

Язык – это исторически сформировавшаяся система содержательных форм, с ее помощью люди могут превращать свои мысли в некое общественное достояние и даже в духовное богатство общества.

Все мы считаем, что умеем общаться, но чаще всего наше – лишь банальный обмен информацией. Однако всем известно, что понятие «общение» может быть намного обширнее, глубже. Это становится ясно, если заглянуть в прошлое. Образованные люди, начиная с шестнадцатого века, общались на столь высоком уровне, на котором нам общаться просто не дано. Язык служил средством общения, но не только – он был средством познания, настоящим искусством. Сейчас мы утешаем себя, оправдываясь дефицитом времени, и продолжаем общаться, увы, на достаточно низком, ограниченном уровне.

Природа языка, как средства общения

Такое средство общения, как язык, сформировалось исторически, по мере развития человеческого общества и его потребностей. Природа языка знаковая, это означает, что каждое слово, являющееся знаком, имеет четкую связь с предметами и явлениями внешнего мира. За каждым словом, как знаком, исторически, в течение нескольких тысячелетий закреплялось определенное значение, понятное лишь той группе людей, которая знает и применяет этот язык.

Природа языка выделяется в его двойственной функции: он является и орудием мышления и способом общения для людей. Язык еще и хранит духовные ценности общества, работает как механизм социальной, культурной наследственности.

По мере развития технического и социального прогресса человечество медленно, но уверенно расширяло круг своих потребностей, из-за этого язык тоже совершенствовался и развивался, увеличивался его словарный запас, грамматическая сущность его становилась более совершенной. Все это сегодня позволяет обществу передавать не только абсолютно любую информацию, но и множество деталей объекта информации, любые его оттенки.

Язык – средство общения и познания, но не только. Он еще является и средством накопления, передачи общественного опыта. Благодаря общению с применением языка отображение действительности в сознании одной личности дополняется тем, что было в сознании других людей, из-за этого процесса растут возможности для обмена информацией.

Язык и другие средства общения

Коммуникация с помощью слов (вербальная) – главная, наиболее совершенная форма общения. Уровень владения языком, культура и богатство речи определяют возможности общения, его эффективность. Но, помимо языка, есть и другие средства общения, это: жесты, паузы, интонации, манеры и даже внешность человека. Общение, являясь живой коммуникацией субъектов, вполне закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, при этом оно создает невербальный аспект обмена сведениями, информацией.

Невербальная коммуникация – это особенный язык чувств, продукт развития людей. Она имеет свойство значительно усиливать содержательный эффект коммуникации вербальной. Иногда, при определенных обстоятельствах, невербальная коммуникация способна заменять вербальную. К примеру, молчание изредка может быть красноречивее слов, а взгляды позволяют передать больше чувств, нежели предложения.

А еще средствами общения могут быть музыкальные звуки, поступки и действия, образы, рисунки, чертежи, символы, знаки и даже математические формулы! Язык жестов глухонемых – также средство общения. Главное, о чем должны помнить люди, применяя средства общения – важно сохранять ясность мысли, и тогда языка общения будет понятен всегда.

Найти сотрудников для выполнения той или иной работы в компании можно двумя способами: обратитьс.

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджм.

Что можно написать в резюме и для чего этот документ вообще составляется? Специалисты отмечают, .

Язык общения - это система слов и выражений, правил их соотнесения с предметами и явлениями действительности и пра­вил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слово или выражение, общее для всех говорящих на данном языке, связанное для них с одним и тем же предметом, явлением, событием (или совокупностью, классом предметов или явлений), отражающее одно и то же отношение к этому предмету или явлению, одинаковое представление о его роли в деятельно­сти людей, называется знаком. Все знаки связаны между собой в систему. В профессиональном и деловом общении с помощью зна­ков передаются значение и смысл.

Так возникает субъективная сторона значений: для любого че­ловека общее значение знака преломляется через призму его соб­ственной деятельности и входит в состав личностного смысла. Смысл - это значение в его «субъективной» форме, т. е. как бы пропущенное через систему собственных мотивов и целей дея­тельности данного человека или группы людей. Опираясь на то общее, что дано нам в значении, мы способны путем сочетания слов в высказывании, их переносного употребления выражать новую мысль, не совпадающую с содержанием, закрепленным в знаке (мысль, как правило, никогда не равна прямому значению слов).

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Но он не единственное такое средство. Помимо языка для общения мо­гут использоваться другие знаковые системы. Некоторые из них, как и язык, первичны: знаки, входящие в эти системы, использу­ются не только как орудие общения, но и как орудие обобщения. Таков мимический язык глухонемых.

Другие знаковые системы вторичны: мы как бы «переводим» на них свою речь, не изменяя ее содержания, а иногда даже зву­кового строения, и лишь используя другие (неречевые) средства выражения (телеграфная азбука Морзе; огни светофора на пере­крестке улиц; математические, физические и химические симво­лы и т.д.). С их помощью осуществляется общение людей, занима­ющихся специализированной деятельностью.

Особняком в обширной совокупности знаковых систем стоят так называемые машинные языки - искусственные образования, созданные для общения человека с электронно-вычислительной машиной.

Особенности конкретных знаковых систем не исключают воз­можности их использования в сочетании друг с другом. В общении специалисты отнюдь не ограничиваются языком символов и фор­мул, когда они обсуждают очередную свою проблему. Они приме­няют и звуковой язык, могут воспользоваться графиками или зна­ками еще каких-либо систем.

В профессиональном и деловом общении наряду со словесными знаками широко используются жесты. Они, в свою очередь, могут быть условными, т.е. иметь закрепленное за ними значение (кивок головой, пожатие плечами), или экспрессивными, т.е. служить боль­шей выразительности речи, нести смысловую информацию, на­пример, о состоянии работника, его отношении к чему-либо и т.д.

Следует отметить, что слушающий может по-разному воспри­нимать содержание общения. Он может понимать, что ему гово­рят, осознавать объективное содержание общения, но при этом в системе его отношений к окружающему миру ничего не будет меняться. В этом случае принято говорить о языке дефиниций (оп­ределений); они характерны для знакового общения.

Он может ставить себя на место собеседника. В этом случае лич­ность слушающего претерпевает некоторое изменение: принимая на себя «роль» другого человека, он усваивает, хотя и частично, систему его отношений к другим людям, явлениям или событи­ям, новую для него систему ценностей. Это - идентификация, она осуществляется, например, когда новый работник впервые входит в данную организацию как ее равноправный член. Иденти­фикация связана с процессом принятия социальной роли и по­этому является в конечном счете актом вхождения в социальную группу, отнесения себя к ней, социализации.

Наконец, сопереживание, или эмпатия, - это такой случай, когда один сотрудник организации живет, действует и пережива­ет вместе с другим сотрудником организации. Сопереживание может привести к дальнейшей идентификации, но не обязатель­но. Сопереживание имеет место и в обычном смысловом обще­нии, когда работник, необязательно разделяя чувства своего со­беседника, тем не менее способен их понять.

К факторам, влияющим на возрастание роли профессиональ­ного и делового общения в современных условиях, относятся:

  • усиливающаяся специализация, требующая соответствующей кооперации;
  • увеличение объема информации, требующей своего распрост­ранения;
  • усложнение производственных задач и увеличение в связи с этим доли времени, отводимого на общение между работни­ками.

Источник:
Психологическое общение в туризме
Язык общения - это система слов и выражений, правил их соотнесения с предметами и явлениями действительности и пра­вил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения
http://insociety.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3:2011-04-18-10-32-25&catid=1:2011-04-18-10-28-27&Itemid=2

Язык как средство общения

Знаем ли мы родной язык? Разумеется, все ответят утвердительно, ведь язык – основное наше средство общения! Но, оказывается, грамматика – лишь составляющая языка, и суть не только в ней. Суть в том, что язык, как средство общения – главная составляющая речи.

Язык – это исторически сформировавшаяся система содержательных форм, с ее помощью люди могут превращать свои мысли в некое общественное достояние и даже в духовное богатство общества.

Все мы считаем, что умеем общаться, но чаще всего наше общение – лишь банальный обмен информацией. Однако всем известно, что понятие «общение» может быть намного обширнее, глубже. Это становится ясно, если заглянуть в прошлое. Образованные люди, начиная с шестнадцатого века, общались на столь высоком уровне, на котором нам общаться просто не дано. Язык служил средством общения, но не только – он был средством познания, настоящим искусством. Сейчас мы утешаем себя, оправдываясь дефицитом времени, и продолжаем общаться, увы, на достаточно низком, ограниченном уровне.

Такое средство общения, как язык, сформировалось исторически, по мере развития человеческого общества и его потребностей. Природа языка знаковая, это означает, что каждое слово, являющееся знаком, имеет четкую связь с предметами и явлениями внешнего мира. За каждым словом, как знаком, исторически, в течение нескольких тысячелетий закреплялось определенное значение, понятное лишь той группе людей, которая знает и применяет этот язык.

Природа языка выделяется в его двойственной функции: он является и орудием мышления и способом общения для людей. Язык еще и хранит духовные ценности общества, работает как механизм социальной, культурной наследственности.

По мере развития технического и социального прогресса человечество медленно, но уверенно расширяло круг своих потребностей, из-за этого язык тоже совершенствовался и развивался, увеличивался его словарный запас, грамматическая сущность его становилась более совершенной. Все это сегодня позволяет обществу передавать не только абсолютно любую информацию, но и множество деталей объекта информации, любые его оттенки.

Язык – средство общения и познания, но не только. Он еще является и средством накопления, передачи общественного опыта. Благодаря общению с применением языка отображение действительности в сознании одной личности дополняется тем, что было в сознании других людей, из-за этого процесса растут возможности для обмена информацией.

Коммуникация с помощью слов (вербальная) – главная, наиболее совершенная форма общения. Уровень владения языком, культура и богатство речи определяют возможности общения, его эффективность. Но, помимо языка, есть и другие средства общения, это: жесты, мимика, паузы, интонации, манеры и даже внешность человека. Общение, являясь живой коммуникацией субъектов, вполне закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, при этом оно создает невербальный аспект обмена сведениями, информацией.

Невербальная коммуникация – это особенный язык чувств, продукт развития людей. Она имеет свойство значительно усиливать содержательный эффект коммуникации вербальной. Иногда, при определенных обстоятельствах, невербальная коммуникация способна заменять вербальную. К примеру, молчание изредка может быть красноречивее слов, а взгляды позволяют передать больше чувств, нежели предложения.

А еще средствами общения могут быть музыкальные звуки, поступки и действия, образы, рисунки, чертежи, символы, знаки и даже математические формулы! Язык жестов глухонемых – также средство общения. Главное, о чем должны помнить люди, применяя средства общения – важно сохранять ясность мысли, и тогда языка общения будет понятен всегда.

Источник:
Язык как средство общения
Знаем ли мы родной язык? Разумеется, все ответят утвердительно, ведь язык – основное наше средство общения! Но, оказывается, грамматика – лишь составляющая языка, и суть не только в ней. Суть в
http://kak-bog.ru/yazyk-kak-sredstvo-obshcheniya

Язык общения

— в РФ язык, используемый в сферах общения, подлежащих правовому регулированию в соответствии с Законом РФ «О языках народов Российской Федерации»**. Право выбора и использования Я.о. гражданами РФ определяется законодательством РФ и ее субъектов.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010 .

Язык общения - в РФ язык, используемый в сферах общения, подлежащих правовому регулированию в соответствии с Законом РФ «О языках народов Российской Федерации»**. Право выбора и использования Я.о. гражданами РФ определяется … Энциклопедия права

Язык общения: социально-политические факторы выбора языка - Социально полит. факторы выбора языка О. действуют в обществах и сообществах, в пределах к рых более или менее активно функционирует 2 либо более языков. В опр. социально полит. обстановке разные языки (соответственно, и их носители) могут… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Язык общения кошек - Основной способ общения кошек это язык тела, например, положение ушей. Язык общения кошек это ряд средств, при помощи которых кошки общаются друг с другом, с людьми … Википедия

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ - язык, на к ром осуществляется образоват. процесс в данном образоват. учреждении (т.е. язык общения учителя с учениками на уроке, язык программ и учебников и т. д.). В ряде правовых документов (напр., в Законе «О языках народов РСФСР»)… … Российская педагогическая энциклопедия

Язык - (англ. language) средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Я. является социальным средством хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Я. возник одновременно с возникновением человеческого… … Энциклопедия права

Язык обучения - язык, на котором осуществляется образовательный процесс в данном учебном заведении (т.е. язык общения учителя с учащимися на уроке, язык образовательных программ, учебников и т.п.). В ряде правовых документов употребляется также понятие язык… … Педагогический терминологический словарь

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ - это совокупность набора символов (алфавита) системы, правил образования (синтаксис) и истолкования конструкции из символов (семантика) для задания алгоритмов с использованием символов естественного языка. В самом общем виде формальный язык… … Большая политехническая энциклопедия

Язык в Израиле - Вывеска в Министерстве внутренних дел/Министерстве абсорбции в Хайфе. Сверху вниз: иврит, арабский, английский и русский. Израиль многоязычная страна. Иврит и арабский оба государственные, кроме того, распространены английский, испанский,… … Википедия

Язык - (англ. language) средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Я. является социальным средством хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Я. возник одновременно с возникновением человеческого… … Большой юридический словарь

ЯЗЫК - знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я., помимо словаря, также с и н таксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Я. и их преобразования,… … Философская энциклопедия

Язык есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Общение (коммуникация – лат. сommunicatio – сообщение, связь) есть специфическая форма взаимодействия людей, обусловленная потребностью в обмене информацией и реализации совместной деятельности. Потребность в общении имеет биологическую природу. Общение свойственно всем живым существам, но именно в человеческом обществе, где потребность в общении является одной из главных и играет важную роль, оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным. В человеческом обществе общение выступает как процесс установления контакта между членами того или иного общества, который развивается во всех сферах жизнедеятельности коллектива и его членов.

Общение, по определению А.А. Леонтьева, это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего – язык . Когнитивный аспект языка выступает в трех ситуациях его использования. … Во-первых, язык как орудие общественного познания, как орудие получения обществом новых знаний. Именно языковая природа человеческого мышления в его развитых формах и обеспечивает для человека возможность оперировать образами и понятиями, формировать суждения и совершать умозаключения и в результате всего этого, не обращаясь непосредственно к предметной действительности, получать о ней новое познание. Во-вторых, язык является орудием индивидуального познания, способом решения отдельным человеком познавательной задачи. … В-третьих, язык является средством «распредмечивания» объективной действительности, важнейшим орудием социализации личности.

Как отмечает А.А.Леонтьев, общение является одним из видов деятельности. «Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность; важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. И если понимать общение как деятельность, то очевидно, что аксиомой являются, во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели , самостоятельной или подчиненной другим целям, наличие специфического мотива ); во-вторых, его результативность – мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения».

Язык – это система знаков и символов, которыми обозначены предметы и явления окружающей действительности. Основным элементом языка является слово, которое и есть тот знак или символ, принятый для обозначения определенных реалий окружающего человека мира. Слово связано с сознанием, в котором отражается тот или иной объект, существующий в объективной реальности или в воображении человека. Речь – это деятельность , связанная с мышлением, которая возможна только при наличии языка. Речь есть процесс пользования языком, т.е. язык реализуется через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или что-либо сообщить. Первоначальная функция человеческой речи – коммуникативная. Речь является орудием коммуникативных целей. Речевое общение – процесс установления и поддерживания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка . Основной единицей речевого общения является высказывание как единица смысла . Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.



Речь выполняет определенные функции, каждой из которых соответствует конкретная цель. Основными функциями речи являются следующие:

Ø индикативная (указательная), целью которой является передача другому сообщения с целью указания на некий объект, передача информации или побуждения адресата к действиям;

Ø предикативная, цель которой – высказывание собственных суждений по вопросу;

Ø эмоционально-выразительная , целью которой является выражение собственного отношения к объекту или ситуации;

Ø когнитивная, целью ее является познание, выражение деятельности сознания в параметрах номинации (обозначения), референции (определения), оценки;

Ø регулирующая, цель которой – программирование и контроль поведения и действий;

Ø семантическая (функция обобщения), цель которой – передача смысла, скрытого в мысли, отражающей смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий, отношений между ними во внешнем мире.

Использование языка в многообразии реальных жизненных ситуаций есть речевое поведение , совокупность речевых поступков. Речевое поведение определяется тем или иным видом общения, в которое вступают коммуниканты.

Общение – это сложный процесс взаимодействия людей, который возможен при наличии определенных условий. Одним из условий общения является наличие компонентов или слагаемых общения. Компонентами общения являются: 1) участники – коммуниканты; 2) предмет общения; 3) средства общения (словесные и несловесные, или вербальные и невербальные).

Каждый из компонентов, входящих в сложный процесс общения, выполняет свою функцию. Коммуниканты (в общении должно участвовать не менее двух человек – субъект – тот, кто обращается, и адресат – тот, к кому обращаются) вступают в общение с определенной целью , которая предполагает удовлетворение возникающих потребностей (социальных, познавательных, творческих, эстетических и ряда других). Цели общения могут быть самыми различными: передача конкретной информации, получение новых знаний, установление личностных или деловых взаимоотношений, организация совместной деятельности или игры и др.

Предмет общения , т.е. избранная коммуникантами тема, которая должна представлять интерес для каждого из коммуникантов для более плодотворного общения. Предмет общения отражается в его содержании, представляющим собой информацию, которая передается участниками общения друг другу. Человеческое общение многомерно и богато по своему содержанию, поскольку охватывает все сферы жизнедеятельности людей. В содержании общения отражается информация, связанная с общечеловеческим опытом, мировоззрением человека и общества, нравственными принципами, этическими и эстетическими идеалами, сформированными в конкретной культуре.

Средства общения – вербальные и невербальные. Вербальные средства общения – словесные . В процессе общения для передачи информации наиболее полно используются словесные (или вербальные) средства. Ведь язык и возник как элемент общения, эффективное средство коммуникации, посредством которого люди приходят к взаимопониманию. «Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе».

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Однако передача информации возможна не только посредством вербальной (словесной), но и невербальной коммуникации, в которой используется кинетическая речь. Кинетическая речь невербальные средства общения в виде выразительных движений различных частей человеческого тела. К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас, поскольку все они представляют собой вид сообщения, получивший название «невербальное сообщение». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: 1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.); 2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность); 3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником); 4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, условные знаки).

Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. Особенности эти следующие:

Ø полисенсорная природа невербальной коммуникации, т.е. ее реализация одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);

Ø эволюционно историческая древность по сравнению с вербальной речью;

Ø независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса – другое);

Ø значительная непроизвольность и подсознательность;

Ø независимость от языковых барьеров;

Ø особенности акустических средств кодирования;

Ø особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. В каждой культуре существуют свой язык жестов, язык тела, свои интерпретации конкретных невербальных сообщений. Невербальные средства порою заменяют словесные (экономят их) или дополняют их значение. Выделяются следующие особенности невербальной коммуникации: 1) ситуативность; 2) синтетичность; 3) непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий.

Под «коммуникацией» понимается процесс передачи речевой информации, предполагающий однустороннюю информационную связь субъекта и объекта, которая является монологичной. Под «общением» понимается процесс взаимодействия между субъектами, являющийся двусторонним и диалогичным (по М.С.Канану). В настоящее время понятия «общение» и «коммуникация» в научной литературе используются как синонимичные, поскольку и в коммуникации, и в общении используется речь.

Многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

Ø информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

Ø интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

Ø гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

Ø аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

Ø нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

Ø семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

Ø практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Речевая коммуникация, являющаяся единством информационной и коммуникативной сторон речевой деятельности, осуществляется при прохождении информации от субъекта (отправителя), кодирующего сообщение посредством знаков или сигналов, к адресату (получателю), которому предстоит декодировать данное сообщение. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Обязательным структурным элементом речевой коммуникации является обратная связь, предполагающая реакцию слушающих на высказывание говорящего, отсутствие которой приводит к разрушению коммуникации.

В процессе речевой коммуникации важную роль играют социально-ролевые и психологические компоненты. К психологическим структурным моментам акта речевой коммуникации относят коммуникативное намерение, замысел и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, т.е. когнитивную составляющую. Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим. Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания. Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения.

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы. Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание, как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики . Под стратегией речевого общения понимается процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержание от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него. Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику.

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

ТЕМА I

CУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ЕГО ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

1. Общение языковое и неязыковое

2. Функции языка

3. Язык и речь

4. Взаимоотношение языка и мышления.

5. Язык и общество

6. Стилистические особенности языка

Общение языковое и неязыковое

Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире, а в наши дни мы должны также учитывать общение человека с машиной. Во всех случаях общение есть передача некоторой информации, преднамеренно или же непроизвольно посылаемой отправителем и воспринимаемой получателем. Анализируя факты или процессы общения, следует различать в нем два плана: выражение, точнее, способ, или форму выражения (например, движение кончика хвоста у кошки) и стоящее за этим выражением содержание передаваемой информации (возбужденность животного).

У животных общение основывается главным образом на врожденных, передаваемых по наследству (в меньшей мере на выработавшихся у данных особей) реакциях на определенные стимулы.

Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка (а также с помощью письма и в других - производных по отношению к языку - формах. Заметную роль в общении людей играют и невербальные (неязыковые) формы, в своих истоках общие у человека и животного.

Языковое общение составляет, по И. П. Павлову, «вторую сигнальную систему действительности», надстраивающуюся над первой, общей у человека с животными. Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретенном знании. Содержание информации, передаваемой языком безгранично, как безгранично само человеческое познание.

Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией - не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

Иной характер носит невербальное общение людей, представленное прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее - уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными (и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией. Сюда же относятся явления, реализуемые в процессе речи, но обусловленные физическим или эмоциональным состоянием говорящего и от его воли, как правило, не зависящие,- изменения тембра голоса, темпа и плавности речи, дрожь в голосе.

Неязыковые формы общения генетически старше, чем звуковой язык, и у ребенка они также появляются в более раннем возрасте, чем пользование языком. Мимика и жест порой ярче и, достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение.


Письмо в своих истоках второй формой языка, особой разновидностью языкового общения, преодолевающей пространство и время. Специфическими «отпочкованиями» языка (и письма) являются также построенные человеком искусственные системы общения, применяемые в отдельных областях жизни и производственной деятельности,- разного рода сигнализация (дорожная, железнодорожная и т. д.), специальные коды и шифры, далее - символические «языки» науки (системы символов, применяемых для записи химических реакций, математических операций и т. д.), «языки программирования» (системы знаков, служащие для ввода и обработки информации в электронно-вычислительных машинах). Использование всех этих специальных систем предполагает предварительное усвоение «правил игры» участниками общения, причем это усвоение происходит на базе общения языкового. Сюда же относятся и «ручные языки» для глухонемых. Хотя план выражения в этих «языках» строится из движений рук, пальцев, мускулатуры лица, по существу это лишь «перевод в другую материю» единиц звукового (и письменного) языка.

Особое место в ряду форм человеческого общения занимает искусство.