Когда болеют дети: Душеполезное чтение. О послушании и смирении. О мудрости суетной

На вопросы телезрителей отвечает митрофорный протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 16 апреля 2014 г.

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня в студии настоятель храма Рождества Христова на «Уралмаше» в г. Екатеринбурге митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

Отец Владимир, здравствуйте, благословите наших телезрителей.

Здравствуйте. Бог благословит всех нас.

- Тема нашей сегодняшней беседы «Душеполезное чтение».

Если ты читаешь книгу, слушаешь песню или исполняешь, и тебе хочется стать лучше, чище, быть ближе к Богу, тогда это душеполезно для тебя. Скорее всего, слова «душеполезное чтение» для большинства наших телезрителей, прежде всего, ассоциируются с такими книгами, как Евангелие, Ветхий завет, Псалтирь, святоотеческая литература. Конечно, это так. Но я считаю, что такие классики, как Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Державин, такие писатели, как Короленко, Фейхтвангер - очень глубокие писатели, которые достойно творили. И это тоже душеполезное чтение. Читать нужно, и нужно читать много.

Моя мама была литератором, она научила меня читать в четыре года, и с тех пор я читаю. Момент, который упущен в наше время, это чтение семейное. Помню, как мы занимались чем-то, а мама читала нам, и я явно замечал у нее на глазах слезы. Как замечательны были эти вечера. Здесь важно и умение читать, но и умение слушать. Когда ты слушаешь, у тебя еще остается время для мыслей. Как жаль, что это теперь потеряно: семья занимается рукоделием, а кто-то один читает. Так же читали и Евангелие, и святоотеческую литературу.

Второе: хочется, чтобы у каждого дома была пусть не большая библиотека, но хоть 20, 50, 100 любимых книг. У человека должны быть любимые книги. Кроме того, когда книга лично твоя, очень хорошо делать какие-то пометки, выписки, это очень помогает сосредоточиться на той мысли, которая пришлась тебе по сердцу. Наверное, нет более высшего занятия, чем следить за мыслью, сердечными чаяниями великого человека: Достоевского, Толстого. Есть и более близкие авторы, например А.С. Пушкин. По сию пору я перечитываю его сказки. Как они очищают сердце и приближают к Богу. Например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», это стихотворение глубоко осознанного христианина. А стихотворение Пушкина «Пророк»? Такие произведения можно перечитывать раз за разом.

Если же говорить о таких великих книгах, как Евангелие, Ветхий Завет, Псалтирь, здесь надо раз и навсегда поставить себе задачу пусть по несколько строчек, страничек или даже по одной страничке, по одной строчке, но сознательно, в раздумье прочитывать каждый день. Без этого мы утратим очень и очень много.

Современный человек уже утратил много человеческого, именно человеческого. Посмотрите, мы читаем «Евгения Онегина», ведь это личность - отрицательная, но найдите сейчас такую отрицательную личность? А Печорин в «Герое нашего времени». Нам нельзя оставлять литературу, а уж тем более святоотеческую.

Современная молодежь, по мнению многих, либо читает очень мало, либо читает книги, которые отнюдь не являются душеполезными.

Так и есть, если не говорить о тех немногих, что читают. Если мы проведем опрос, кто что читал, то будет просто страшно. Если даже мы насчитаем из сотни два-три, которые читают, то это вовсе не говорит о чтении большинства.

Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: Завтра Великий четверг, с чем связано такое название? Традиция купаться в этот день на рассвете приемлема для православного христианина или это языческая традиция?

Название Великого четверга «чистым» никак не связано с купанием. Великим он назван потому, что связан с теми великими событиями, которые мы вспоминаем в это время.

Обрядом будет то, что мы сами считаем обрядом. Если ты не нашел времени помыться раньше, то, конечно, можно мыться. Но это не потому, что это связано с рекомендациями Православной Церкви. Если мыться нужно, но мойтесь, но придавайте этому какого-то особенного значения.

- Что делать, если молодой человек не читает?

Мы уже делаем тем, что говорим об этом. Нужно себя к этому приучать, заставлять, потому что это доброе дело. Но что читать, надо посоветоваться со своим духовником или знакомым интеллигентным человеком.

Сейчас молодежь читает в основном детективы. Выбор литературы для чтения молодежью сейчас очень затруднен: преимущественно это либо яркая обложка, либо наличие таких моментов, как убийство. Что будешь в душу вливать, то в ней и будет.

Достоевский сказал: Бог борется с дьяволом, и поле битвы - сердце человеческое. Одного старца спросили, кто же победит? На что тот ответил: победит тот, кому ты больше помогаешь. Если ты читаешь современную «литературку», то кормишь этого дьявола, чтобы он побеждал Бога. Но если ты читаешь Евангелие, святоотеческую литературу, классику, ты помогаешь Богу, и Бог будет побеждать в твоем сердце.

Надо обязательно советоваться по выбору чтения. Дети должны советоваться с взрослыми, но если взрослые выросли на детективах, то с такими взрослыми советоваться не надо.

Наш телезритель спросил о том, какую книгу Вы бы посоветовали прочитать, чтобы понимать язык Псалтири, который труден ему для восприятия?

Есть рассказ о том, как один молодой человек пришел к писателю и спросил, что ему делать, чтобы стать писателем? На что писатель ответил ему: читайте Пушкина, Гоголя, Достоевского. Он пришел во второй раз и сказал: я прочитал, что делать дальше? И тогда писатель ответил: Читайте дальше, пока не станете писателем.

Так и здесь. Читайте саму Псалтирь. Раньше было такое издание: столбик слева на славянском, справа на русском языке. Сейчас, к сожалению, такого нет. Для себя я решил так: читать сначала на церковнославянском языке, а затем на русском.

Читайте Евангелие, Псалтирь, но читайте и Ветхий Завет, потому что все они перекликаются, тогда будет полная гармония. Главное читайте глубоко. Раньше в некоторых монастырях была такая традиция: монах прочитывает несколько строчек из Псалтири и потом долго над ними размышляет. Потом снова прочитает несколько строк. Может быть, не каждому это по силам, но размышлять надо. Ведь это такая глубина, какая дивная книга. Когда-то Ломоносова спросили, какой псалом надо читать в такой-то ситуации? На что он ответил примерно так: «Псалмы сей дивной книги мне все известны наизусть». Но для этого надо долго трудиться.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Как правильно относиться к болезни: можно ли молиться о выздоровлении или просто смиряться и ждать, ведь Бог смиряет нас через болезни?

Молиться об избавлении от болезни, несомненно, нужно, но надо и добавлять такие слова: Господи, да будет на все воля Твоя. Кроме того, надо призывать врачей и молиться за них, чтобы Господь дал им ясный ум и твердую руку во время операции.

Не надо принимать болезнь как наказание, но как вразумление и Божию любовь. Тогда будет все достойно. О здравии же мы молимся всей Церковью.

Вопрос телезрительницы из Новосибирской области: Многое хочется прочитать, и я читаю сразу пять книг: и Псалтирь, и Евангелие, и Ветхий Завет, и другие духовные книги, хочется почитать и классику, но у меня трое детей, работа. Хочется объять многое. Вот и приходится порой читать по страничке из одной, из другой книги. Как читать правильно?

Я не великий специалист в этом деле, но, наверное, у человека в жизни должны быть основные книги. Правда, Ветхий Завет может читать не каждый. Вы сказали «хочется объять многое», а Вы найдите в мире человека, который смог бы объять все. Никто, как Христос, Богочеловек.

Моя личная библиотека до последнего времени составляла восемь с половиной тысяч томов, но когда я понял, что все прочитать не смогу, то большую часть их раздал. Много достойных авторов, но выберите тех, кто Вам более близок, и читайте и перечитывайте именно их.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: Зачем читать постоянно Евангелие и Псалтирь, если уже знаешь наизусть?

- Мы знаем наизусть утренние и вечерние молитвы, но почему-то продолжаем их читать каждый день. Отвечу несколько шутя: «Вода не утоляет жажды: я как-то пил ее однажды». Книга, особенно священная книга, если она осознанно входит в душу, очищает ее. Как пища нужна для физического тела, так духовная пища нужна для души, иначе она ослабеет, не сможет бороться, и дьявол будет побеждать.

Чем питается душа? Святым словом: словом евангельским, словом апостольским, словом Псалтири. Молитвой питается душа. И мы должны ее кормить. Сейчас мы видим многих молодых людей, которые ослабели до того, что не могут бороться даже с маленькими проблемами, идет туда, куда его толкает ветер. Так и здесь. «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день, и ночь, и день и ночь /…/ Держи плутовку в черном теле и не снимай с нее узды!» и так далее.

Кроме того, я читаю Евангелие много лет, стараюсь каждый день. Может быть, все Евангелие я прочитал триста-четыреста раз, и все равно каждый раз получаю что-то новое. Псалтирь тоже удивительно много открывает.

Святые отцы говорят о том, что даже если ты наизусть знаешь молитвы, все равно бери книгу. Когда читаешь про себя, на секунду мысль оторвалась, и ты уже не вспомнишь, где был. Надо, чтобы читали и глаза, читали и уста, читал и дух.

- Вопрос телезрительницы из г. Омска: Какого автора Толкования на Евангелие Вы бы посоветовали читать?

На самом деле, очень много Толкований на Евангелие, трудно советовать что-то одно. Евангелие надо читать обязательно, а Толкование Вам надо подобрать по своему сердцу и расположению души.

- Есть что-то особенное в том, с каким настроем и ожиданиями мы подходим к чтению. Важно ли это?

Один мой знакомый, теперь уже священник, на мой вопрос, как он пришел к вере, рассказывал, что бабушка подарила ему Евангелие. Он долго возил книгу в чемодане, и вот однажды достал, лег на раскладушку в саду, закурил (тогда он еще курил) - страшно нам представить такое чтение, да? - и прочитал все четыре евангелия от корки и до корки. Если бы кто-то одернул его: «да как ты смеешь?», он, может быть, отложил и не дочитал. А так он прочитал до конца. В скором времени прочитал еще раз, но уже почувствовав, что надо читать как-то иначе, и читал сидя. Потом бросил курить. А теперь читает Евангелие ежедневно, уже будучи священником.

Не надо придавать этому «настрою» какое-то окончательное значение. Важно не как ты это будешь делать, а с каким духом. Если будешь это делать с искренним духом и чистой душой, что даже если что-то пока не знаешь и делаешь не так, Господь со временем тебя научит и вразумит.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Читаю Псалтирь Божией Матери. Как Вы к этому относитесь?

- Главное, как Вы к этому относитесь. Если Вы действительно читаете с желанием прославить Божию Матерь, умолить Ее, то это достойно. Но надо помнить, что Псалтирь у нас одна, это Псалтирь Давида. Псалтирь Божией Матери - это уже более позднее, относитесь к нему как к молитве. Относитесь так, как относится Ваше сердце, Вам хочется стать лучше, чище, выше, угодить Божией Матери - это, несомненно, хорошо.

Сейчас появилось много информации в электронном виде, и можно держать в руках не печатную книгу, а сидеть перед монитором компьютера или держать в руках планшет. Имеет ли для Вас значение, как именно читать?

К сожалению, я не владею электроникой. Но могу сказать так: когда-то были рукописные книги, а потом их стали печатать. Есть ли разница читать рукописную или печатную книгу? Если электронные средства несут добрую информацию, разве это плохо? Как сказал апостол: верующая жена освящает неверующего мужа и наоборот. Так и священные слова освящают электронику. Важно ли, из какой посуды ты будешь принимать пищу: золотой, серебряной или деревянной? Помню, что по своей немощи я не могу пойти в храм, и я до слез грустил об этом. И какая же отрада была на сердце, когда я включит телеканал «Союз», а там транслировали архиерейскую службу.

Вопрос телезрителя из г. Белгорода: Может ли Церковь помочь в формировании мировоззрения и одновременно приучить читать? Ведь это уже возможно только через православный взгляд.

Формировать любовь к чтению в детях можем только мы, родители. Это формируется в детстве, и сколько есть прекрасной детской литературы: стихов, сказок. Мы же не приучали детей. Пришло время юношества, а юноша считает себя уже всезнающим и всемогущим, и там формировать навык гораздо сложнее. Есть детские стихи и книги, прочитанные мне мамой, которые я помню до сих пор. Помню уроки нашего школьного учителя литературы, который прививал любовь к чтению.

Может быть, надо начинать с того, чтобы всей семьей читать Псалтирь и Евангелие, пусть по страничке. И когда ребенок вырастет, и наступят тяжелые времена, он может вспомнить это чтение, и поймет, что только Бог может ему помочь.

Телезритель так же говорил, что классические произведения, такие, например, книги Достоевского, понять через призму православия гораздо легче, чем об этом говорят обыкновенные, светские учителя в общеобразовательных школах, зачастую выдвигая на первый план второстепенное.

Разница между Вашим и моим поколением в том, что для нас учитель всегда был необыкновенным. Во-вторых, Достоевский тяжел для понимания, поэтому надо начинать с более легкого. Возьмите Пушкина, Лермонтова, Тургенева.

Возьмите сейчас «Братьев Карамазовых». Ведь это четыре брата, которые присутствуют в одном человеке. Когда-то мне это объяснила мама, а сейчас думаю, наши учителя это вряд ли могут объяснить ученикам.

- Наша передача подходит к концу, давайте подведем некий итог нашему разговору.

- Итог мы сейчас подводим все, ведь идет Страстная седмица. Давайте еще хоть чуть-чуть попостуем, добавим поста и молитвы. Давайте примиримся с ближними, погладим ребенка по голове, утешим старушку. Вот тогда мы хоть чуть-чуть распнемся с Господом. А если распнемся, тогда и воскреснем. Это надежда великая и непреложная. Сегодня среда Страстной седмицы, еще можно успеть так много сделать. Давайте попытаемся это сделать, и нам будет радостнее встречать Пасху.

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга был о том, как убедить ребенка не читать «Гарри Поттера»?

Надо не убеждать, а разъяснять, показывая и хорошую, и плохую сторону. Запретный плод всегда слаще. Надо объяснять, и это будет гораздо лучше. Чем мудрее воспитатель, тем меньше запретов он налагает, потому что он много разъясняет. Начинайте читать вместе, и насколько ближе будут члены семьи друг к другу: муж к жене, дети к родителям. Совместное чтение поможет хоть немного остановить эту бешеную спешку современного мира. Давайте остановимся: кто-то один будет читать, другие заниматься рукоделием. Какая это будет светлая страничка в нашей жизни - это семейное чтение.

Спасибо большое, что пригласили. Храни всех Господь. И дай Бог всем нам встретить Пасху.

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ»

ж., издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде. В 1860-1865 гг. выходил с подзаголовком «Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания», в 1866-1914 гг.- «Ежемесячное издание духовного содержания». Инициатором издания был свящ. Алексий Ключарёв (впосл. архиеп. Харьковский ), ставший соредактором-издателем вместе со свящ. Василием Нечаевым (впосл. еп. Костромской ) и свящ. Василием Лебедевым. Митр. Московский св. Филарет (Дроздов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении издания. После смерти свящ. В. Лебедева и выхода из состава редакции свящ. А. Ключарёва с окт. 1865 по дек. 1889 г. журнал редактировал свящ. (впосл. протоиерей) В. Нечаев. В 1890 г. он передал редактирование своему зятю, проф. МДА прот. Димитрию Касицыну, оставшись постоянным автором журнала. После смерти прот. Д. Касицына редакторами были в 1902-1907 гг. проф. МДА А. И. Введенский, в 1908-1911 гг. свящ. Михаил Фивейский, в 1912-1913 гг. прот. Иоанн Соловьёв, в янв.-мае 1914 г. Можайский еп. Василий (Преображенский), в июне-дек. 1914 г. ген.-майор Н. П. Касаткин, в 1915-1917 гг. Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) и епархиальный миссионер И. Г. Айвазов. Издателями до 1902 г. были редакторы, в 1902-1913 гг.- вдова прот. Димитрия О. В. Касицына, в янв. 1914 г.- еп. Василий, в февр.-дек. 1914 г.- Касаткин, в 1915-1917 гг. журнал издавался Чудовым в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рем. В 1860-1914 гг. 12 книжек за каждый год составляли 3 части, в 1915-1917 гг. выходило по 6 номеров в год, последние 2 выпуска 1917 г. были сдвоенными.

В круг сотрудников и авторов в основном входили представители московского духовенства, профессора МДА. Перед журналом была поставлена задача «служить духовно-нравственному наставлению христиан», поэтому печатались назидательные и доступно изложенные научные статьи. В нач. XX в. журнал стал иллюстрированным и еще более популярным.

Особое внимание в «Д. ч.» уделялось изложению Свящ. истории и толкованию Свящ. Писания. Были опубликованы статьи прот. Димитрия Разумовского «Обозрение растений, упоминаемых в Свящ. Писании» (1865. № 9, 11-12; 1866. № 1, 11; 1867. № 12; 1869. № 10; 1870. № 11; 1871. № 3, 9), архим. Михаила (Лузина; впосл. епископ Курский) о беседах Спасителя (1869. № 1-4, 6, 8; 1873. № 5, 9-12), В. Д. Кудрявцева-Платонова «Значение страстей и смерти Христа Спасителя» (1870. № 4. С. 249-256), лекции по Свящ. истории ВЗ свящ. Иоанна Побединского-Платонова (1872-1874), толкования на Послания ап. Павла (1873-1882, 1895-1896) и статьи о синодальном переводе книг ВЗ, напр. «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе» (1875. № 11. С. 342-352) свт. Феофана Затворника, «Родословие Христа» (1902. Ч. 3. С. 573-593; 1903. Ч. 1. С. 71-87; Ч. 2. С. 272-280; Ч. 3. С. 242-253) и «Бог-Слово и воскресение Христово» (1903. Ч. 1. С. 646-673) М. Д. Муретова, «Послание св. ап. Павла к Ефесянам» (1903. Ч. 2. С. 430-440) Д. И. Богдашевского (впосл. архиеп. Каневский ), «Братья Господни» (1904. Ч. 1. С. 38-52; Ч. 2. С. 214-228; Ч. 3. С. 235-245) и мн. др. А. П. Лебедева, «Воскресные утренние Евангелия» (1913) прот. И. Соловьёва, объяснения псалмов (1913-1914) прот. Петра Шумова, «Ангелы» (1915. № 1/2. С. 36-44; № 3/4. С. 46-52; № 11/12. С. 32-53) сщмч. архим. Серафима (Звездинского; впосл. архиеп. Дмитровский). В «Д. ч.» были опубликованы «Беседы на Евангелие от Иоанна» К-польского патриарха Анфима VII в переводе прот. Александра Смирнопуло (1895. Ч. 2. С. 3-10; 1896. Ч. 1. С. 205-209, 395-400; Ч. 2. С. 36-41; Ч. 3. С. 3-8; 1897. Ч. 1. С. 60-65; Ч. 2. С. 240-246; Ч. 3. С. 25-30; 1898. Ч. 1. С. 579-584; Ч. 2. С. 32-36; Ч. 3. С. 34-38, 671-676; 1899. Ч. 1. С. 70-73, 257-263, 425-430; Ч. 2. С. 35-40; Ч. 3. С. 39-44; 1900. Ч. 1. С. 48-53, 266-271, 642-647; Ч. 2. С. 73-76; Ч. 3. С. 47-52; 1901. Ч. 1. С. 35-39, 460-464, 473-477, 524-536; Ч. 2. С. 27-38, 392-403, 538-549; Ч. 3. С. 18-23; 1902. Ч. 1. С. 221-227, 394-398; Ч. 2. С. 4-8; Ч. 3. С. 23-29; 1903. Ч. 2. С. 182-186; 1904. Ч. 1. С. 553-557; Ч. 2. С. 22-30; Ч. 3. С. 86-91; 1905. Ч. 1. С. 503-507; Ч. 2. С. 3-9). Из святоотеческих творений в «Д. ч.» были изданы «Слова» прп. Симеона Нового Богослова (1877-1881), «Невидимая брань» Никодима Святогорца (1886. № 5. С. 4-41; № 6. С. 129-170) в переводе свт. Феофана, переводы из творений блж. Августина (1876. № 8. С. 484-493; № 9. С. 61-73), Иоанна Кассиана Римлянина (1876. № 9. С. 90-100), прп. Иоанна Дамаскина (1877. № 10. С. 240-243) и др. Постоянно печатались жития святых и жизнеописания подвижников благочестия в изложении прот. Виктора Гурьева, А. Ф. Ковалевского, Владимирского архиеп. Сергия (Спасского), еп. Василия (Преображенского) и др. Объяснению богослужебного устава и гимнографии были посвящены статьи свящ. В. Нечаева («Ектении» -1865. № 2. С. 121-145; № 3. С. 175-191, «Антифоны» - 1868. № 3. С. 188-196; № 4. С. 304-316; № 7. С. 267-284; № 9. С. 27-52 и мн. др.), Д. Ф. Голубинского («О времени празднования Пасхи» - 1865. № 3. С. 165-174), Н. Ф. Одинцова («Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.» - 1877. № 2-12; 1878. № 1), а также объяснения и переводы отдельных богослужебных текстов свящ. Николая Воинова (1861-1874), свящ. Михаила Боголюбского (1869-1874), диак. Сергия Борзецовского (впосл. иером. Серафим) (1871-1874), новые переводы канонов на церковнослав. язык Костромского еп. Августина (Гуляницкого) (1882-1889).

По церковной истории публиковались как общие работы и учебные курсы («Рассказы из истории Русской Церкви» гр. М. В. Толстого, «Очерки истории Восточной Церкви со времени взятия Константинополя турками» И. И. Розова, «Очерки из истории новейшего (Синодального) периода Русской Церкви» А. П. Доброклонского, ряд статей, составивших впосл. кн. «Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: Из давних времен Христианской Церкви» (М., 1900) А. Лебедева), так и статьи и очерки на частные темы («Поучительные пути промысла в исторических судьбах Православия на Волыни» свящ. Андрея Хойнацкого (1872. № 3. С. 309-333; № 4. С. 353-372), «Важнейшие русские церковные книгохранилища» Н. А. Колосова (впосл. священник) (1893. № 9. С. 146-157), «Главнейшие деятели грузинской церковной истории» свящ. Илии Протопопова (1900. Ч. 3. С. 512-527; 1901. Ч. 1. С. 117-127, 371-377) и др.). Из источников по истории Русской Церкви издавались дневник Ярославского архиеп. Евгения (Казанцева) в переводе с лат. языка (1868), воспоминания А. М. Бухарева о Казанском архиеп. Афанасии (Соколове) (1868. Ч. 3), автобиография иером. Парфения (Агеева) (1898-1901), «Из студенческих воспоминаний» прот. Николая Флоринского (1900-1901), «Записки» Ярославского архиеп. Леонида (Краснопевкова) (1905-1907), письма архиеп. Японского св. Николая (Касаткина) (1912-1915). После кончины свт. Филарета почти в каждом номере появлялись публикации его слов, писем, резолюций, мнений, суждений, наставлений, а также воспоминания о нем (напр., прот. Константина Богоявленского (1913. № 4. С. 568-569)) и статьи. Печатались и статьи о др. Московских митрополитах XIX в.: А. А. Беляева об Иннокентии (Вениаминове) (1889. Ч. 2) и Платоне (Левшине) (1897. Ч. 1. С. 149-160; Ч. 2. С. 43-50; Ч. 3. С. 408-421; 1898. Ч. 3. С. 449-462; 1899. Ч. 3. С. 140-142), И. Н. Корсунского о Сергии (Ляпидевском) (1898. № 4. С. 707-718; № 5. С. 153-154; № 6. С. 260-280; № 7. С. 468-488; № 8. С. 666-674; № 9. С. 173-183; № 10. С. 324-346; № 12. С. 646-652; 1899). После кончины свт. Феофана постоянно публиковались его письма, поучения и др. тексты (напр., «Завещание» - 1894. № 2. С. 367-370), а также статьи о нем (напр., Колосова «Библиотека преосвященного Феофана» - 1895. № 4. С. 553-566, И. А. Крутикова «Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни» - 1898. № 1. С. 56-68; № 2. С. 245-252; № 3. С. 335-341; № 4. С. 616-624; 1899). Из наследия старцев и насельников Оптиной пуст. публиковались письма преподобных иеросхим. Макария (Иванова) (1874. Ч. 1; 1908), иеросхим. Амвросия (Гренкова) (1894. Ч. 1. С. 590-598; Ч. 2. С. 83-85; 1895. Ч. 2. С. 210-221, 405-410; Ч. 3. С. 109-114; 1896. Ч. 1. С. 142-147; Ч. 2. С. 148-155; Ч. 3. С. 149-156; 1897. Ч. 1. С. 501-509, 645-651; Ч. 2. С. 253-261; Ч. 3. С. 562-569; 1898. Ч. 1. С. 170-174; Ч. 3. С. 157-162, 381-384; 1899. Ч. 1. С. 171-177; Ч. 2. С. 322-327; Ч. 3. С. 138-142; 1900. Ч. 1. С. 355-360; Ч. 2. С. 139-146; Ч. 3. С. 113-118; 1901. Ч. 1. С. 110-116; Ч. 2. С. 103-108; Ч. 3. С. 118-120; 1902. Ч. 1. С. 133-136; Ч. 2. С. 74-76; Ч. 3. С. 151-158, 282-289), иеросхим. Анатолия (Зерцалова) (1906-1911), заметки и письма иером. Климента (Зедергольма) (1877. Ч. 2. С. 339-365; 1903), отрывки из дневника иером. Даниила (Болотова) (1913), вышли статья архим. Григория (Борисоглебского) «Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия» (1892. Ч. 1. С. 19-32, 176-192, 664-683; Ч. 2. С. 41-52; Ч. 3. С. 157-169; 1893. Ч. 2. С. 126-133; Ч. 3. С. 103-107; 1894. Ч. 1. С. 111-126), очерк о прп. схиархим. Исаакии (Антимонове) (1898. № 12. С. 621-635; 1899. № 1. С. 165-170; № 2. С. 223-231; № 3. С. 452-466; № 4. С. 639-647; № 5. С. 4-19), статья Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова) «Шамординская Казанская Амвросиева пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий» (1912), по письмам прп. Анатолия был составлен очерк свящ. Сергия Четверикова «На службе Богу - на службе ближним» (1903. Ч. 1. С. 56-67).

Публиковались описания Св. земли, напр. «Великий пост во святом граде Иерусалиме» (1863) и «Старый Иерусалим и его окрестности» (1870-1873) архим. Леонида (Кавелина), «Вифлеем» К. П. Победоносцева (1864. № 12. С. 319-335), «Описание Святой Земли» П. И. Горского-Платонова (1866. № 12. С. 319-332; 1867. № 1. С. 43-69; 1869. № 6. С. 97-112). Палестинским и сир. мон-рям и подвижникам посвящены исследования П. М. Сладкопевцева (1882-1884), о рус. мон-рях писали И. В. Шевелкин (1864-1866), Ковалевский (1867-1869) и Толстой (1867-1872). Был опубликован ряд источников по истории внутренних миссий, в частности алтайской (записки прот. Стефана Ландышева, свящ. Василия Вербицкого, иером. Макария (Невского; впосл. святитель Московский) (1860-1869), воспоминания и путевые заметки прот. Михаила Путинцева (1884. № 2. С. 210-235; № 3. С. 257-297)). Ряд публикаций был посвящен старообрядчеству: многочисленные сочинения архим. Павла Прусского, в т. ч. «Замечания на беспоповские сочинения» (1870) и описания путешествий к старообрядцам (1870-1878), соч. Н. И. Субботина «Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II» (1900. Ч. 1. С. 587-602; Ч. 2. С. 3-20, 205-215, 325-336; Ч. 3. С. 31-41; 1901. Ч. 1. С. 77-86).

В каждом номере печатались проповеди, поучения и беседы, среди их авторов были Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский), протоиереи Василий Владиславлев, Родион Путятин, Александр Никольский, Ипполит Богословский-Платонов, Александр Невоструев, Алексий Белоцветов, свящ. Димитрий Кастальский, прот. Михаил Некрасов, свящ. Сергий Садковский («Катехизические беседы» (1890-1902)), прот. Николай (в т. ч. «Советы учащемуся юношеству» (1891-1906)), архим. Никон (Рождественский; впосл. архиепископ Вологодский), Петроградский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), прот. прав. , свт. Макарий, еп. Арсений (Жадановский) («Духовные беседы» (1915)). В 1903-1916 гг. в каждом номере печатался духовный дневник «В объятиях Отчих» архим. Иосифа (Петровых; впосл. митрополит Ленинградский). Выходили апологетические работы, напр. «Современное богоборство и целительная сила христианства» прот. С. Четверикова (1912. Ч. 3).

Христ. осмыслению рус. и зарубежной художественной лит-ры посвящено множество статей свящ. Н. Колосова (в частности, о романах Э. Золя (1898. № 6. С. 294-308; № 12. С. 818-828; 1899. № 5. С. 149-176; № 7. С. 455-459; № 8. С. 619-629; 1900. Ч. 3. С. 624-631; 1901. Ч. 1. С. 133-138; Ч. 2. С. 109-118), «Миросозерцание и герои Максима Горького пред судом православного читателя» (1903. Ч. 3. С. 273-281)). В нач. XX в. в «Д. ч.» издавались назидательные рассказы и очерки И. П. Ювачёва («Монастырские очерки» (1901. Ч. 3. С. 258-261; 1902. Ч. 1. С. 104-109; Ч. 3. С. 614-628), «В затворе» (1903. Ч. 1. С. 134-139), «Мечтатель» (1904. Ч. 3. С. 533-541) и др.), Е. Н. Погожева («На земном небе» (1903. Ч. 1. С. 126-133) и др.), стихотворения В. К. Недзвецкого, прп. схиархим. Варсонофия (Плиханкова) и др. Печатались статьи по естествознанию: «Христианские размышления об устройстве Земли» (1863. № 1. С. 69-89; № 6. С. 115-140; № 9. С. 45-66; № 10. С. 97-108; № 11. С. 191-206; № 12. С. 291-306), «Органы слуха и голоса» (1884. № 3. С. 354-374) Голубинского, «Система Дарвина» М. П. Погодина (1873. № 9. С. 3-24), «Одеяние Земли» (1873. № 11. С. 242-252; № 12. С. 374-387) и «Мир насекомых» (1880. № 5. С. 47-64; № 7. С. 276-278; № 10. С. 198-210; № 11. С. 423-441) свящ. В. Владимирского, «Природа в религиозном восприятии» свящ. сщмч. Иоанна Артоболевского (1913. № 5/6. С. 157-160) и др.

Хроника текущих событий в «Д. ч.» всегда стояла на 2-м плане. В 1863-1871 гг. в журнале выделялся разд. «Известия и заметки», имевший отдельную пагинацию, в 1902 г. появилась рубрика «Отклики на современность», в 1912-1913 гг.- отдел «Библиография», который вел редактор. А. П. Смирнов подготовил серию статей о событиях ветхозаветной истории «с применением к политическим и общественным явлениям нашего времени» (1877-1879). В качестве приложений к журналу были изданы: «Древний патерик, изложенный по главам» (1861-1863, 1871-1874), «75 псалмов (с 76-го до 150-го) в русском переводе» (1868), «История святых Вселенских Соборов» Алеутского еп. Иоанна (Митропольского) (1870-1871), 3 книги свящ. А. Хойнацкого о таинствах исповеди, брака и елеосвящения (1874-1875), 1-й т. «Полного собрания резолюций митр. Московского Филарета» (1899-1902), «Рим и Папа пред судом совести и истории» У. Гладстона (1903) и др.

Лит.: Указ. статей, помещенных в «Душеполезном чтении» в течение 10 лет от начала издания с 1860 до 1869 г. [М., 1870]; Указатель к «Душеполезному чтению» за 2-е его 10-летие, с 1870 до 1879 г. [М., 1880]; Указатель к «Душеполезному чтению» за 3-е 10-летие, с 1880 до 1889 г. [М., 1889]; Рункевич С. Г. «Душеполезное чтение» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 139-141; Жиганов Е. Указ. статей, помещенных в ж. «Душеполезное чтение» за 1890-1905 гг. / МДА. Загорск, 1970. Маш.; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 102-103. № 198.

Прот. Александр Троицкий


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ»" в других словарях:

    Душеполезное Чтение - ежемесячный журнал духовного содержания; издается в Москве с 1860 г.; настоящий ред. изд. Д. Ф. Касицын … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    «Душеполезное чтение» - ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ ежемес. богословский журнал, изд. В 1860 1917 в Москве объемом 10 12 печ. л. Возник по инициативе священника А. И. Ключарева (в монашестве Амвросий, архиеп Харьковский) и при активном содействии Филарета, митр. Моск. Ж.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Душеполезное чтение - – ежемес. журнал, издающийся в Москве с 1860 г. Основан свящ. Ключаревым (впослед. Амвросием, архиепископом Харьк.), свящ. Нечаевым и свящ. Лебедевым. С 1866 г. о. Нечаев принял монашество с именем Виссариона (см. Виссарион Никейский) и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

    Леонид Кавелин - (в миру Лев Александрович) архимандрит и наместник Троице Сергиевой лавры; род. 22 февраля 1822 г., ум. 22 октября 1891 г., происходил из дворян Калужской губернии; в 1835 г. поступил в І Московский кадетский корпус, по окончании курса в котором… … Большая биографическая энциклопедия

    Розанов, Николай Павлович - писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года и погребен на Пятницком кладбище. Образование получил в Московской Духовной Семинарии, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Феофан Говоров - (в миру Георгий Васильевич) епископ владимирский и суздальский, вышенский затворник, замечательный иерарх подвижник XIX века; родился 10 го января 1815 г. Отец его, Василий Тимофеевич Говоров, был священником села Черновска, Орловской губернии,… … Большая биографическая энциклопедия

В тринадцатое лето царствования Романа, греческаго царя, жил некий муж в царственном столичном городе. Был он одним из царских приближенных. Имея благочестивое намерение стать иноком, этот муж оставил царскую службу и нашел покой в монастыре. В святой обители у Райской реки он принял монашество и стал ее игуменом. По прошествии же некоего времени случилось впасть ему в лютую продолжительную болезнь.

И, когда проболел он уже пять месяцев, в третий час дня, немного придя в себя, приподнялся он молча на своем одре, придерживаемый своими келейниками под руки. И когда сел, то с третьего до девятого часа впал в некое изнеможение, имея очи зрящими в сторону церкви, неразборчиво шепча что-то одними губами. После этого длительного времени пришел немного в себя и стал просить у своих келейников две краюшки хлеба: "Подайте мне те обе части хлеба, которые я принял от честнаго старца". И, сказав, положил руки на грудь и стал за пазухой нащупывать, пытаясь найти что-то. Некоторые из иноков, пришедших проведать игумена, догадались, что это было чудесное видение, и стали просить, чтобы старец открыл им это великое таинство: "Расскажи нам, отче, не скрой от нас пользы духовной: где в эти часы был, когда устами с кем-то беседовал, а мы здесь плакали о тебе?" Он же ответил тихо: "Помолчите, чада, Господа ради; когда в себя приду, то прошение ваше исполню".

На следующий день вся братия собралась около одра игумена, и он начал повесть:

"Сколько вспомню, отцы и братия, то вам и постараюсь поведать. Как сможет только ум человеческий понять и язык передать, так вам и расскажу. Вчера, как только при помощи братьев приподнялся я на одре, вдруг увидел я слева от нас множество людей, лица которых были чернее смолы: у одних очень черные, а у других менее. Вдруг у всех лица стали разгневанными: у одних глаза налились как у убийц, а другие стали смотреть на меня как дикие звери; у некоторых щеки надулись и посинели, у некоторых губы тянулись вверх, у других вниз; такие страшные люди собрались у одра моего, намереваясь отнять меня от вас, братия. Сначала я стал смотреть вокруг, не устрашится ли кто из вас. И не знаю как, но, разъярившись, схватили они меня свирепо и повлекли от вас: одни, обвязав, потащили за шею, иные сзади толкая, другие пиная с разных сторон; кто-то сильно тянул вперед. И наконец притащили они меня к очень высокому обрыву шириной с каменное вержение (бросок камня), глубиной же до самого преисподнего тартара - к таковому обрыву насильственно меня притащили. На самом краю я увидел очень узкую тропинку, настолько тесную, что, казалось, и одна стопа на ней не могла уместиться. По такой узкой и страшной тропе был я насильно влачим ими к правому краю. Я прижимался в страхе отделиться от них и сорваться в эту страшную пропасть. В глубине этой пропасти была видна бурная река, страшно гремящая и своим потоком производящая сильный шум. Со многим трепетом тесный тот путь пройдя, уже минуя левую сторону к верху этого высокого обрыва и его реки, увидел я отворенные врата, у которых сидел безумного вида муж огромного вида со страшным лицом. Глаза его были сильно выпучены, и огромный пламень огненный исходил из его уст, а из ноздрей выпускал он смердящий дым. Изо рта его на целый локоть висел мерзкий язык. Сильно вытянув правую руку, сухую как ствол дерева, он хватал виновных во грехах людей и швырял в страшную пропасть, в которой отчаянно взывали осужденные на муки: "Увы! Горе нам!" Когда же мы приблизились к этому мрачному и чудовищному мужу, он громко воскликнул, глядя на меня: "О! Вот мой любимец!" И, как только протянул ко мне огромную свою руку, чтобы схватить меня, грешного, я в ужасе сжался и попытался спрятаться. Но совершенно внезапно, словно посланные кем, явились два священнолепных и седых мужа, в которых я узнал славных священных апостолов Андрея и Иоанна, как пишут их на святых иконах. И, как только этот злодей их увидел, тут же, обернувшись, скрылся. И, так доблестно меня приняв, оба старца прошли в малые те врата. Пройдя внутрь, вышли мы на некое прекрасное, залитое светом место, где стало радостно и хорошо. Пройдя немного, обрели некоторое место, неописуемую красоту, доброту и благодать которого словами передать совершенно невозможно! Посреди же того места сидят некоторый почтенный старец и вокруг него огромное множество детей, которых больше песка морского. Тогда, осмелев немного, я спросил молча меня ведущих: "Кто есть сей старец и кто эти бесчисленные вокруг него дети?" Они ответили мне: "Сей есть праведный Авраам и лоно авраамово", - и повелели поклониться ему. Я сразу же усердно поклонился и поцеловал Авраама. И мы пошли дальше. Когда же мы миновали это чудесное и злачное место, увидели великую гору: на ней дубрава и древес больше звезд небесных, и на каждом дереве сень стоит, и под каждой сенью расположен одр, и на каждом одре возлежит человек, из них же многих узнал: и воспитавшихся в доме царском, и многих горожан, некоторых селян. Узнал некоторых из нашей святой обители. Все, кого я узнавал, были давно умершими. И только помыслил я спросить, что это за дивный сад, как старцы опередили меня, говоря: "Что мыслишь, говоря "что за прекрасный сад и что всё то, что в нем?" То, что ты слышал: "Многие обители у Тебя, Спаситель наш, и по достоянию всем разделяемы они в меру добродетелей". И, минувши тот сад, увидели град неописуемой красоты, его же красота и доброе, складное устроение невозможно описать. Стены города того опоясаны двенадцатью разными лентами по количеству разных сияющих драгоценных камней. А в стенах устроены разные врата, золотые и серебряные. За вратами внутри дома златые, и златые устроены седалища, а у них златые подножия, и златые к ним восходят ступени. И тот чудесный град весь исполнен света неизглаголанного и наполнен благоухания и благодати. Обойдя весь град тот, и ни человека, ни скота, ни птицы, ни иного чего ни по земле, ни по воздуху движущееся не увидели. А на краю града дивные строения царские увидели устроенные. В царском же дворе чертог протяженностью с каменное вержение. От края же чертога даже и до края его простерта трапеза из разных мраморных каменьев, возвышающаяся над землей, и наполнена многими возлежавшими там. Неизреченным же светом, и благоуханием, и благодатью был наполнен весь тот дом. В конце же чертога была небольшая чаша, сиявшая сильнее солнца и стоявшая на той же трапезе. У нее же были два служителя световидных, наполненные радостью лица которых блистали сильнее молнии. Они сказали бывшим со мною старцам: "Пусть он сядет за трапезу", - и, говоря, указали мне место, а старцы подвели меня туда и посадили, сами же сели на отдельное место. И, пока служители долгое время задерживались на трапезе, я рассмотрел присутствующих. Я узнал многих из возлежавших за трапезой и из обители нашей святой, и мирян. Спустя продолжительное время служители вернулись и, обратившись к святым старцам, сказали: "Возвратите его, потому что много жалеют о нем и о его к Богу отшествии, и царь утешается, зная, что он монашествует. Итак, того тем же путем возвратите и возьмите вместо него Афанасия из Траянова монастыря". Тут же подхватили меня старцы и вывели из чертога и града чудесного тем же путем. И, когда шли, увидели озера, наполненные муками ужасными: одно мрачное, одно огненное, иное наполненное смердящей мглы, а другое отвратительных червей. И одна за одной мука, и мучений наполненная река, и общего человеческого множества без числа исполнена, и унылого плача и горького всем рыдания. Все же озера миновав, снова в неком месте того старца увидели, которого назвали Авраамом. Я снова, подойдя, поцеловал его. Праведный Авраам подал мне златую чашу, полную сладчайшего паче меда вина, и три хлеба. Один хлеб, смочив, я съел и всё то чудесное вино испил. Другие же два хлеба положил за пазуху - их-то я вчера и просил у вас. Так потихоньку и дошли мы в то место, где сидел страшный злосмрадный муж. Увидев меня, он люто заскрежетал зубами и с яростью и гневом произнес: "Сейчас ты ускользнул от меня, но теперь я глаз не сомкну, восставая против тебя и твоего монастыря!"

Вот, братья мои, всё, что узнал и видел, исповедал вам, ничего не забыв".

После этой беседы послан был некто в Траянов монастырь и, когда пришел туда, обрел монаха Афанасия умершим. Как раз в тот момент его тело на одре выносили из келии, и спросил он несших усопшего: "Когда почил?". И услышал ответ: "Во вчерашний день к девятому часу", - в тот же час, когда игумен видел чудесное видение. А монастыри эти находились недалеко друг от друга; так же, как и по сей день, стоят рядом и одним наставником духовным руководствуются.

После видения того игумен пробыл еще тридцать долгих лет, в Боге добре жительствуя, управляя и окормляя оба монастыря, живя со своим братством. И так скончал свои дни во славу Божию.

  • Заботами и трудами своей матери я была определена в число воспитанниц Званского Державинского училища 9 с половиной лет, 15 августа 1876 года, где продолжала свое учение три года с половиною, до 18 января 1880 года, в добром здравии. Того же года 18-го числа января я ушибла себе правую ногу повыше ступни и немедленно была помещена в училищную больницу... 13 января 1881 года я была отправлена на излечение в Петербург, в больницу при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, где определена моя болезнь воспалением надкостниц в сочленениях, и здесь я пробыла до 10 июня настоящего года. 11 июня я опять была возвращена в Державинское училище не получившею никакого облегчения и не могущую ходить без костыля и проводника и при этом чувствовала боль во всей правой стороне своего организма. Видя такое свое горькое, тяжелое положение, по внушению своей матушки начальницы, я уразумела, что остается одно - искать помощи у Врача небесного, и я обратилась с усердною молитвою к угоднику Божию, святому великомученику и целителю Пантелеимону (которого икона, с частью его святых мощей, находится в нашем храме), и читала по нескольку раз в день акафист ему.
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    Слово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла. Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя. И не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43 – 45)… Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые несомненно враждебные. А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших и язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет. 1831 года, 9 сентября, батюшка отец Серафим одним словом исцелил меня от всех болезней моих.
  • Вестник, Душеполезное чтение, 2012
    Приступая к повествованию о блаженном Пимене, заметим, что здесь мы познакомимся с великими его страданиями и узнаем о примере безропотного перенесения недугов и научимся, как переносить доблестно, с благодарением, болезни телесные и как в немощи совершается сила Божия.
  • Дмитрий Александрович, скажите, почему один человек склонен к неврозам, а другой – нет?

    С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле - чувства.
  • Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.
о. Валентин Мордасов

ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ

Славянское слово "обряд" само по себе означает "наряд", "одежда" (можно вспомнить, например, глагол "обряжать"). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение , которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАШЕ УЧАСТИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но "как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником" (преподобный Ефрем Сирии). Мы не можем при помощи каких-то магических действий "вынудить" Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: "Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой , тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В ЧЕМ СМЫСЛ ОСВЯЩЕНИЯ

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.