Какие организации возникли в 1816 1818. Эволюция декабристского движения в начале XIX века. Декабрист Никита Муравьев

В начале ХIХ в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния наполеоновской Франции и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено. В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. Вопрос о гражданских свободах для России звучал несколько диковато, ведь в России всегда интересы общества и государства стояли выше интересов отдельного человека. Эти взгляды проникают в Россию еще во времена «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно во время заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Случилось так, что и правительство, и передовые круги общества втайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.

Тайные общества. Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям.

В 1816 г. возникло первое тайное общество в России - «Союз спасения». «Союз спасения» (1816-1818 гг.) Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров, почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, Сергею Петровичу Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Они были убежденными монархистами. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их. Основателем «Союза спасения» был молодой полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, а членами - С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, П.

И. Пестель, И. И. Пущин и др. (всего 30 человек).

Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818-1821 гг.) Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица.

Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди - придворные и чиновники. «Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества. В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям. Двое из них, настроенные наиболее революционно, - С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.

По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем. В 1821-1822 гг. были созданы два новых общества - Южное и Северное. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например, Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др.

Южное общество. Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южного общества был П. И. Пестель. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавлял Пестель. Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем.

Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в 1822 г. был заслушан доклад Пестеля об основах разработанного им конституционного проекта.

Павел Иванович Пестель. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 гг. учился в Дрездене. В 1810 г. вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении; был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В кампаниях 1813-1814 гг. участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 степени с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом «За заслуги».

В 1822 г. он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 г., выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли. Пестель участвовал с 1816 г. в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 г. стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 г., после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 г. и петербургское общество действовать в духе Южного. Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовку к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой.

Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, - Народному вечу. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом. Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли.

Северное общество. Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. М. Муравьева.

Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.) родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны 1812 г. он ушел добровольцем в армию. Отличился в заграничном походе 1813-1814 гг., оказавшем на него большое влияние. В 1816 г. Муравьев написал свои первые статьи в журналы. Он был одним из организаторов и руководителей «Союза спасения». В 1818-1821 гг. Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г. стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества. Россия должна была, согласно программе Н. М. Муравьева, стать конституционной монархией. Верховная власть в федерации принадлежала двухпалатному парламенту (Верховная дума и Палата народных представителей) - Народному вечу. Круг избирателей этих органов был небольшим из-за высокого имущественного ценза. Ограничивались права главы государства - императора. Он должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Табель о рангах уничтожался, а все должности становились выборными. Вводились гражданские права и свободы. «Конституция» Н. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Крестьянам предполагалось дать по 2 десятины земли на душу «для оседлости их». Работать на помещика они могли по найму.

Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Их итогом стало решение о вооруженном выступлении.

Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Среди приверженцев идей «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты. Когда через одного из них Александру I стало известно о создании тайного общества в России, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать». - Сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды он и сам исповедовал в молодости. Но в 1822 г. был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож. А с 1823 г. началось их преследование. Летом – осенью 1825 г., когда подготовка к выступлению шла полным ходом, Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания.

Общественное движение в начале XIX в. под влиянием противоречивой внутренней политики Александра I прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения.

«Союз спасения » — первая организация будущих декабристов . В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель» : в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения» . Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В числе основателей были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро участвовали в Отечественной войне и заграничных походах. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия ». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Такие реформы сделали бы бессмысленной существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

Союз благоденствия и спасения

«Союз благоденствия ». В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия» . Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». В число главных своих целей «Союз» включал развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов.

Жизнь крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза» . Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены «Союза» , имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью искать мирные пути к разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия» . Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза» . Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности, расширению торговли.
Члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось издавать собственный журнал. Существовала вторая часть «Зеленой книги» , известная лишь самым надежным членам общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и отмена крепостного права.

Всего три года просуществовал «Союз благоденствия » . Его члены успели сделать очень немногое из того, что было намечено. Иван Якушкин открыл школу для крестьян в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, старался облегчить жизнь солдата, очеловечить отношения в казарме. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Муравьев-Апостолском полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны. Все остальные солдаты были разосланы по отдаленным гарнизонам.

Первые декабристы

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев было срочно переведено в обычные армейские корпуса и выслано из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на Юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, расквартированного недалеко от Черниговского. Так повстречались на Юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать (содействовать) правительству» , надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели создать новое общество, способное к более решительным действиям.


Иллюстрация. Реорганизация. Роспуск "Союза благоденствия"

Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев, членами - С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.

Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая - введение в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе - под названием Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия

Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным обществом. Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения, которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке будущего переворота. Организация численно увеличилась до 200 человек.

Был написан устав нового общества, по цвету переплета названный «Зеленой книгой». Его первая часть излагала общие правила и цели общества, она содержала формулировку основных политических целей, известных только руководящим членам. Обществом руководила так называемая «Коренная управа». Согласно уставу в члены Союза могли быть приняты не только дворяне, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне. Члены Союза благоденствия обязывались постоянно развивать и поддерживать повсюду передовые мнения, осуждать крепостное право, деспотизм власти, угнетение народа.

Но, вместе с ростом недовольства угнетенных масс в стране, а также с нарастанием общеевропейской революционной ситуации 1818-1820гг. Союз стал явно «леветь» в политическом отношении. В нем получили преобладание сторонники республики и решительного открытого выступления. В начале 1820г в Петербурге состоялось совещание Коренной управы, где был поставлен доклад Пестеля о наилучшей форме правления. Пестель характеризовал все «за» и «против» конституционной монархии и республики, отдав решительное предпочтение последней. При поименном голосовании все члены общества высказались за республику.

В связи с изменением программы возникла потребность и в новой тактике, которая бы обеспечила быстрое осуществление поставленных политических целей. Около 1820г. декабристы, люди военные, стали обсуждать вопрос о решительном военном натиске на самодержавие. Возмущение Семеновского полка как бы подтвердило правильность решения о новой тактике: солдаты-гвардейцы уже организовал самостоятельное выступление.

В январе 1821г. в Москве собрался съезд Коренной управы Союза Благоденствия. Съезд объявил Союз «распущенным», и под прикрытием этого постановления, которое облегчало отбор ненадежных членов, тайно общество вновь реорганизовалось: возникло Южное и Северное общества, которые и подготовили восстание декабристов в 1825г.

Основание Южного общества

Во 2-й армии, расквартированной на Украине, работала так называемая Южная управа Союза Благоденствия с центром в Тульчине - местопребывании штаба 2-й армии. Руководителем Южной управы был Пестель. Узнав от своих делегатов, присутствовавших на съезде Коренной управы Союза Благоденствия, о закрытии общества, Пестель и его единомышленники - декабристы Юшневский, Крюковы, Вольф, Ивашев, Барятинский и другие - решили постановлению о «закрытии» не подчиняться в «общество продолжать». Новая организация, возникшая в марте 1821г. в тульчине, получила название Южного общества.

Было решено периодически созывать съезды руководящих членов тайного общества. Первый съезд руководителей Южного общества собрался в Киеве в январе 1822г. и заслушал доклад Пестеля об основах его конституционного проекта («Русская Правда»). А год спустя, на втором съезде руководителей в январе 1823г. основы конституции Пестеля были приняты.

«Русская Правда» - первая дошедшая до нас республиканская конституция в истории революционного движения России. В ней объявлялось, что крепостное право («Рабство») должно быть «решительно уничтожено» и «дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Помимо нового устройства органов власти, утверждалась свобода вероисповедования, свобода слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для всех суд.

Основание Северного общества

После ликвидации Союза Благоденствия в 1821г. в Петербурге также образовалось тайное общество. Его основное ядро составили Н.Муравьев, Николай Тургенев, М.Лунин, С.Трубецкой, Е.Оболенский и И.Пущин. В дальнейшем состав значительно расширился. В нем явственно была заметная борьба двух течений - умеренного, конституционно-монархического, и более радикального, отмеченного республиканскими симпатиями. Ряд членов Северного общества вернулся к лозунгу конституционной монархии и менее радикально, чем члены Южного общества, решал крестьянский вопрос. Но общая борьба с крепостным правом и самодержавием все же тесно объединила оба общества, решившие выступить совместно. Северное общество, как и Южное, приняло тактику военного переворота.

Влиятельным членом Северного общества, особенно в первые годы его существования, был один из инициаторов движения декабристов - Никита Муравьев. Он разработал конституционный проект, который весьма оживленно обсуждался среди декабристов.

Проект конституции Никиты Муравьева характеризовался высоким имущественным цензом. Уничтожались сословия, и устанавливалось равенство всех перед законом. Россия объявлялась федерацией, которая делилась на 15 «держав» со своей столицей. В каждой державе высшим органом власти было особое представительское учреждение, делившееся на две палата: Верхнюю палату - Державную думу и Нижнюю - палату выборных депутатов державы. Императору принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона, вернув его в парламент и, поставив на вторичное обсуждение, но совсем отклонить его не мог. Табель о рангах уничтожалась, должности в государстве становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений, провозглашалась свобода вероисповедования, свобода слова, печати, собраний, передвижений.

Общество соединенных славян

Общество соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело сложную первоначальную историю. В том же 1818г., когда в Москве оформился Союз Благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823г. молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти страны, которые общество считало славянскими: Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация. Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря - в соответствии с четырьмя морями - символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.

Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», - сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского.

Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов

Осенью 1825г., накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в Южное общество и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом», - убеждал славян Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

В 1816 г. в Петербурге возникло первое декабристское общество, получившее название "Союз спасения". Его учредителями стали А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, чуть позже к ним присоединился П.И. Пестель. "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества", насчитывал до 30 членов, среди которых были только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. По "Статуту" (уставу) члены общества делились на "боляр", "мужей" и "братьев" (влияние масонства), дававших при вступлении клятву на кресте и Евангелии.

"Союз спасения" с самого начала определил главные задачи движения - отмена крепостного права и введение конституции, однако долго сомневался в отношении методов достижения этих целей. Сначала декабристы возлагали надежды на либеральную политику Александра I, готовясь стать верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили не присягать новому монарху в момент междуцарствия, пока он не удовлетворит их требований. Однако в 1817 г. до них дошли слухи о том, что Александр I готовится дать независимость Польше, присоединив к ней некоторые территории Украины и Белоруссии. Именно тогда у декабристов впервые возникает мысль о цареубийстве (проекты его осуществления предложили И.Д. Якушкин и М.С. Лунин). Технически убийство монарха не представляло для гвардейских офицеров большой сложности, однако они понимали, что для успеха переворота им необходима широкая общественная поддержка, которой декабристы не располагали. Необходимость действия и ограниченность методов достижения целей заставили дворянских революционеров искать совета у французских просветителей.

Одной из основополагающих идей философии Просвещения являлась мысль о том, что миром правит мнение. Иными словами, образ правления и строй жизни в том или ином государстве зависят от общественного мнения, господствующего в нем. Таким образом, задача для декабристов менялась кардинально: вместо подготовки революционного переворота следовало заняться воспитанием соответствующего общественного мнения. Поскольку "Союз спасения" совершенно не отвечал решению этой задачи, в январе 1818 г. в Москве вместо него был создан "Союз благоденствия". Чтобы расширить число членов организации, в ее уставе ("Зеленой книге") были записаны явная и тайная цели нового общества.

Явной целью называлось распространение просвещения и занятие гражданских должностей членами "Союза". Тайная же цель оставалась прежней - "введение конституции" и "уничтожение рабства". Со второй частью устава знакомили далеко не всех, вступавших в общество. Декабристы считали, что на формирование цивилизованного общественного мнения потребуется около 20 лет. Для этого они предусматривали создание управ "Союза" в большинстве губернских городов России, а также легальных и полулегальных обществ: просветительских, литературных, благотворительных. В 1818-19 гг. начался массовый выход в отставку офицеров - членов "Союза благоденствия", спешивших занять различные гражданские должности для более широкого охвата общества гуманными идеями. Декабристы создавали ланкастерские школы взаимного обучения, спасали население голодающей Смоленской губернии, выкупали талантливых крепостных, агитировали в салонах против "рабства и деспотизма".

Однако за 2 года существования новой организации декабристам удалось открыть лишь 5-6 ее управ. Результаты воспитания гуманного общественного мнения, если и были, то оставались мало заметными. Во внутренней политике России все явственнее звучали реакционные, крепостнические нотки. К тому же в 1820 г. на помощь дворянским революционерам подоспела своевременная подсказка истории в виде военных революций в Испании и Италии, а также возмущение в Семеновском гвардейском полку. Эти события показали им, что при определенной организации дела возможна успешная революция силами только армии (что было им, как офицерам, особенно близко). Другими словами, жизнь вновь потребовала от декабристов организационной перестройки.

В январе 1820 г. в Петербурге состоялось собрание Коренной управы - руководящего органа "Союза благоденствия". На нем было принято решение бороться за введение в России республиканского строя. Кроме того, Пестелю и Никите Муравьеву было поручено разработать программные документы тайного общества. Спустя год в Москве состоялся съезд представителей управ (отделений) "Союза", на котором было решено его распустить. Умеренное крыло надеялось тем самым отсечь от движения Пестеля и его радикальных единомышленников. Однако у убежденных революционеров имелись свои взгляды на будущее тайного общества.

Весной - летом 1821 г. на Украине и в Петербурге начинается строительство Южного и Северного обществ декабристов - более конспиративных, чем "Союз благоденствия", и разрабатывавших более радикальную тактику действий. Обдумывая планы военной революции, заговорщики надеялись, что она будет бескровной и быстрой. К тому же эта тактика позволяла обойтись без помощи народных масс, которых декабристы считали, с одной стороны, контрреволюционной силой из-за традиционного наивного монархизма крестьян, с другой - силой неуправляемой, способной к бунту, анархии, слепому разрушению, но не к созиданию. Таким образом, известный тезис, что революционеры были "страшно далеки от народа", объясняется как их социальной осторожностью, так и политической неразвитостью российского крестьянства.

В 1821-23 гг. происходит окончательное организационное оформление Северного и Южного обществ. Южное общество управлялось Коренной думой (Директорией), в которую, помимо П.И. Пестеля и А.П. Юшневского, был избран и Н.М. Муравьев. "Южане" понимали, что судьба революции будет решаться в столице, поэтому выбрани в Директорию "северянина" Муравьева. Фактически же в Южном обществе главенствовал Пестель, выступавший за строго дисциплинированную организацию, члены которой безоговорочно подчиняются руководству. Северное общество управлялось Думой, в которую входили Н.М. Муравьев, С. П. Трубецкой и Е.П. Оболенский. Однако у "северян" не было такого ярко выраженного лидера, как Пестель. Выделившаяся же в отдельную организацию Кишиневская управа во главе с М.Ф. Орловым и В.Ф. Раевским в 1823 г. была разгромлена правительством.

В Северном и Южном обществах были созданы две программы: "Русская правда" П. Пестеля и "Конституция" Н. Муравьева - вершины политической мысли декабризма. Пестель считал, что для становления новой России необходим 10-летний переходный период, во время которого власть передавалась Верховному революционному правительству. В его состав предполагалось включить А.П. Ермолова, М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Н.С. Мордвинова и Г.С. Батенькова - людей, известных в обществе своими либеральными взглядами. Именно они, обладая диктаторскими полномочиями, должны были провести в жизнь положения "Русской правды".

В своей программе Пестель предлагал уничтожить крепостное право и установить в России унитарное государство с республиканской формой правления. Высшая законодательная власть в нем принадлежат Народному вечу, а исполнительная - Державной думе, состоявшей из 5 человек. Контрольные функции выполнял Верховный собор, а на местах власть осуществлялась уездными и волостными собраниями и правлениями. Старые сословия в России уничтожались. Граждане нового государства были равны перед законом, с 20 лет могли избирать и быть избранными, наделялись имущественными и политическими правами, за исключением права союзов и собраний с целью подрыва устоев государства. Пестель вводил в стране жесткую цензуру и мощную тайную полицию, поощрял доносительство на политически неблагонадежных граждан. Идея 10-летней диктатуры и непопулярные политические меры, предлагавшиеся им, вызвали недоверие декабристов к Пестелю. Они подозревав, что он хочет стать российским Наполеоном, диктатором от революции.

В аграрном вопросе Пестель пытался примирить два взаимоисключающих принципа: общественное достояние земли и право частной собственности на пашню тех, кто обрабатывает и окультуривает землю. Для этого он разделил весь фонд государственных, крестьянских, церковных и большей части помещичьих земель на общественную и частную составляющие. Каждый желающий мог получить участок общественной земли для пропитания семьи, этот участок был неотчуждаем, то есть не мог быть продан, сдан в аренду, заложен или подарен. Тем самым Пестель надеялся спасти крестьян от пролетаризации, а Россию - от ужасов капитализма. Крестьяне, которые могли обрабатывать больше земли, чем им положено из общественного фонда, могли взять участок частной земли, предназначавшейся для "процветания хозяйства", развития частного предпринимательства. С этим участком его владелец мог делать все, что могло принести ему дополнительную прибыль.

"Конституция" Муравьева предусматривала превращение России в федеративное государство, состоящее из 14 держав и 2 областей (державы делились на уезды, а уезды - на волости). Высшим законодательным органом должно было стать Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты представителей, избираемых на 6 лет. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие 21 года, имевшие недвижимую или движимую собственность в размере 500 и 1000 руб. соответственно. Для желающих быть избранными имущественный ценз был еще выше.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который являлся верховным главнокомандующим и мог с согласия Верховной думы назначать министров и судей. Ему выдавалось жалованье до 10 млн руб. в год, чтобы он имел возможность содержать двор. Монарх мог отклонять решения Народного веча, но если вече в третий раз подтверждало свое решение, то оно автоматически становилось законом. Высшим судебным органом должно было стать Верховное судилище, руководившее судами в губерниях и городах.

Конституция отменяла крепостное право и прежнее сословное деление общества. Она провозглашала равенство граждан и предоставляла им права и свободы без всяких ограничений. Решая аграрный вопрос, Муравьев наделял бывших крепостных крестьян усадьбой и двумя десятинами пашенной земли, сохраняя при этом помещичье землевладение. Такое решение вопроса заставило бы крестьян идти в наемные рабочие к бывшим хозяевам, так как две десятины земли не могли обеспечить сносное существование крестьянской семье.

Главное отличие между "Русской правдой" и "Конституцией" заключалось не в том, что первая делала Россию унитарной республикой, а вторая - федеративной конституционной монархией. Дело было даже не в том, что Пестель предполагал введение 10-летнего переходного периода под диктатом Временного правления, а Муравьев - введение конституционного правления сразу после совершения переворота. Основное отличие двух подходов к будущему России состояло в том, что Пестель и Муравьев рассчитывали на разные движущие силы будущих преобразований, видели сторонников перемен в разных слоях населения страны. Пестель надеялся на поддержку революционеров крестьянством, которое в благодарность за освобождение от крепостного права и наделение его землей поддержит новое правительство. Муравьев же считал, что реальную помощь декабристам может оказать только наиболее образованный, организованный и независимый слой россиян - среднее дворянство.

Споры о том, какой из двух вариантов был более реалистичен, продолжаются и в современной историографии. Однако сейчас большинство исследователей сходится на том, что мы имеем дело с двумя утопиями, поскольку ни "Русская правда", ни "Конституция" не учитывали в полной мере социально-политическую ситуацию в империи. Россия первой четверти XIX в. не была готова к столь радикальным переменам, и замыслы декабристов скорее всего были обречены на неудачу.

В 1824 г. Северному и Южному обществам удалось договориться о сроках совместного выступления. Летом 1826 г. на базе 2-й армии, расквартированной на Украине, намечалось провести большие маневры с участием императора и его братьев. Восстание планировалось начать одновременно на Украине и в Петербурге. Царская фамилия должна была быть выслана за границу, а сам монарх - арестован до решения вопроса о форме правления. Декабристы постепенно наращивали свои силы: в 1825 г. в состав Южного общества вошло Общество соединенных славян; в Петербурге активно действовала "Рылеевская отрасль" (группа офицеров под руководством К.Ф. Рылеева). Однако жизнь внесла свои коррективы в планы дворянских революционеров - 19 ноября 1825 г. в Таганроге неожиданно скончался император Александр I.