Как освятить яйца на пасху. Освящение куличей и яиц на пасху

В Великую субботу в храмах выносят лавки на улицу, потому что, наплыв верующих будет очень большой. В этот день проводится обряд освящения еды, в частности, таких важных пасхальных блюд как крашеные яйца и куличи.

Именно Великая суббота, которая в этому году приходится на 15 апреля - это единственный день, когда освещают яйца и куличи на . В каждом храме время в течение этой субботы, когда проводится освящение еды, будет изменяться и нужно ориентироваться на конкретное расписание. Но, в общем, освящение начинается около 12.00 дня, после окончания утренней литургии, длиться до 19-20 вечера.

В некоторых храмах расписание служб устанавливается так, чтобы освятить продукты можно было дважды в течение одного дня или даже утром в Воскресенье Пасхальное. Лучше заранее поинтересоваться, когда и как будет проходить освящение куличей и яиц в храме, в который вы собираетесь поехать с этой целью. Кстати, сегодня у многих храмов есть свои сайты в интернете, где обновляется расписание богослужений. Поэтому, не обязательно даже предварительно ехать в храм, чтобы ознакомиться с актуальным расписанием.

Правила освящения куличей

Если рассматривать установленные исторически каноны христианской церкви, то освящение куличей должно проходить именно после окончания службы, сопровождаться молитвенными песнопениями. Но сегодня людей, которые принимают участие в этом процессе, слишком много. Храмы не справлялись бы с наплывом верующих, если бы не освящали куличи и яйца беспрерывно в Великую субботу в течение нескольких часов подряд.

Великая суббота наступает вслед за Страстной пятницей. Уже вечером во время службы священники переоденут свои черные одежды в праздничные белые, после Крестного хода в полночь с субботы на воскресенье священник скажет «Христос Воскрес», а это значит, что наступила Пасха и люди должны поздравлять друг друга.

В некоторых небольших деревенских храмах освящение еды, как это положено по церковным канонам, проводится именно в эту ночь. Но в городах наплыв людей очень большой и пришлось бы отложить службу, чтобы всю ночь освящать еду. Поэтому сегодня освящение куличей, крашеных яиц и другой еды проводится именно в день Великой субботы.

Какие продукты освящать

Каждый священник скажет, что не нужно тащить с собой в храм огромную корзину с едой, где будут все запланированные пасхальные яства. Достаточно освятить один кулич и несколько крашеных яиц. Ни в коем случае на освящение не приносят вино или другие алкогольные напитки.

Освящение пищи носит символический характер, эти продукты в праздничное пасхальное утро используются для разговления после Великого поста, правильного выхода из этого периода.

Совет! Не обязательно приносить на освящение куличи, которые только что достали из духовки. Более того, кулич и глазурь уже должны полностью остыть. Крашеные яйца берите разных цветов.

Добрым делом считается угостить других прихожан частью принесенных продуктов, что-то положить в корзинку, которую за священником несут служители церкви в качестве благодарности храму за проведение столь большого и важного обряда. Не забывайте дать милостыню людям, которые стоят у храма с протянутой рукой.

Для освящения лучше всего класть продукты в корзинку с плоским дном, которую легко можно поставить на землю или на лавку. Дополнительно корзину можно украсить лентами, цветами, красивым рушником. Форма и размеры ее должны быть компактные и удобные, чтобы в храме места хватило всем. Продукты прикрыть тканью.

Распространенные вопросы, касательно освящения продуктов и ответы на них:

  1. Когда начинают освящать куличи? Ориентироваться нужно на полдень и идет этот процесс до позднего вечера. Лучше поторопиться, потому что, не во всех храмах повторяют обряд освящение еды в пасхальное утро.
  2. Что важно, кроме освящения еды при подготовке к Пасхе? Обязательно следует посетить службу, помолиться, а также исповедоваться и причаститься.
  3. Во сколько начинается пасхальное богослужение? Именно праздничное богослужение начинается в полночь с Крестного хода, однако сама служба начинается около 11 вечера в Страстную субботу.
  4. Когда заканчивается пост? После божественной Литургии в ночь с субботы на воскресенье и причастия заканчивается пост, это около четырех утра. С этого момента уже можно садиться за праздничный стол и праздновать наступление Пасхи Христовой.

Обсуждаем

    Люблю блины на сыворотке — и делать, и есть! Рецептом тонких, аж...


  • Вы делали когда-нибудь чахохбили? Если нет — приготовьте обязате...


  • «Овсянка, сэр!» — судя по выражению лица главного геро...


  • Приготовить картофель с курицей, запеченный со сметаной в духовке очен...


  • Представляю вашему вниманию один из любимых салатов моего мужа —...

Лучше выбрать храм, где нет очередей

Последний день Страстной седмицы - Великая Суббота: в этот день вспоминают о погребении Иисуса Христа. В этот день нужно успеть всё, что должно быть сделано к Пасхе - испечь куличи, покрасить яйца и освятить их в храме, чтобы подать к столу после литургии. Освящение пищи в храмах начинается около полудня в субботу и длится до вечера - шести-семи часов, в зависимости от храма.

Освящение яиц, куличей и другой пищи проводится не только в Великую субботу — оно продолжается и в воскресенье, после ночной литургии, а также в понедельник и вторник.

День Великой Субботы православным рекомендуют провести на службах в храме: богослужения проходят очень плотно. Если нет возможности отправиться в храм, нужно обязательно зажечь свечу перед домашней иконой Иисуса Христа и оставить её гореть на ночь.

Те, кто не успел испечь куличи и покрасить яйца заранее, в Чистый четверг, могут воспользоваться последней возможностью это сделать — и сразу же освятить пасхальную трапезу в храме. Как рассказал «МК» протоиерей Всеволод Чаплин, традиция святить куличи и яйца в Великую субботу связана с необходимостью успеть вовремя подать их к пасхальному столу и не спровоцировать преждевременного разговления.

Пасхальная трапеза должна начинаться после пасхальной литургии. То есть не в субботу, не ночью, не после крёстного хода, а лишь под утро — около трёх ночи. Люди, которые начинают «праздновать» Пасху едва ли не в пятницу вечером, а потом приходят на крёстный ход пьяные и сытые, никак не приобщатся к вере. Поэтому освятить пасхальную трапезу стоит непосредственно перед тем, как её есть — в субботу. Тогда читается молитва на освящение яиц, огустевшего млека (то есть творожной пасхи), куличей, мяса и иных непостных яств. Лучше выбрать храм, где немного народу — например, на городских окраинах в Великую субботу почти наверняка будут очереди. Удобнее поехать в один из храмов, где поменьше людей, в середине дня.

- Некрещёные могут принести святить яйца?

Вообще празднование Пасхи касается только крещеных, православных людей — то есть членов церкви. Если человек не крещён, не верует в Бога и не понимает смысла Пасхи, всё его участие в этом процессе лишается смысла.

В этом году Великая Суббота совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. Какие нюансы это влечёт за собой?

В любом случае, Великая Суббота — более важный богослужебный день, нежели Благовещение. Поэтому из служб Благовещения будут использоваться только некоторые песнопения, причём часть отслужат в пятницу вечером. Обычно в Благовещение православным положено есть рыбу, однако в этом году будет нельзя — как раз из-за Великой Субботы. Она значимее...

Веселиться нельзя: кто смеется в Страстную Субботу, тот весь следующий год будет плакать.

Нельзя ни с кем ссориться.

Нельзя охотиться и рыбачить.

Следует отказаться от интимной близости между супругами.

Нежелательно заниматься хозяйственными делами.

Можно убирать могилы на кладбище, но не поминать усопших.

Нельзя ничего отдавать из дома — с вещами уйдёт удача и здоровье.

Можно сделать приворот: для этого нужно субботним вечером поставить опару, сделать тесто и съесть три кусочка сырого, говоря: «Как это тесто ложится на свое место, так бы и мысли обо мне ложились у ретивого сердца раба Божьего (имя). Аминь». Из остатков теста нужно испечь булочки и накормить троих мужчин.

- Отец Борис, почему принято освящать праздничную пасхальную снедь - куличи, пасхи, крашеные яйца?

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, - виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это - хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба - Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли - это не принципиально. Вопрос в другом. Смотрите, хлеб символичен - это тот продукт, без которого человек не мог существовать: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь…" В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А кулич - это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички - понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха - сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же - это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа - вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы - это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости - радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

- А почему символом праздника Пасхи является и яйцо?

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения - как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

- Каким образом может происходить освящение куличей, пасхи и яиц в разных храмах?

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

- Есть ли смысл брать с собой детей на освящение куличей?

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.



Великая суббота у православных в 2018 году будет 7 апреля. А значит, это именно та дата, когда освещают куличи и яйца в 2018 году. Поэтому, чтобы успеть сделать все, запланированное на этот большой день подготовки, необходимо будет составить для себя четкий график.

В зависимости от того, живете вы в городе или деревни, график может быть разным. Тут все дело в том, что городские храмы имеют постоянных работников. Поэтому, они могут позволить себе освещать еду в течение целого дня Великой субботы. В сельских храмах часто один священник работает на несколько церквей. Поэтому, накануне Великой субботы нужно сходить к храму и прочитать объявление о том, во сколько часов именно будет проходить освещение еды.

Зачем освещать еду

Итак, время, когда освещают куличи и яйца в 2018 году (во сколько) зависит от города или деревни. В городе, обычно, действо проходит с 10.00 утра до 18.00 часов вечера. Что касается деревень, то часто священник заезжать только на пару часов, так что, нужно заранее ознакомиться с объявлением. Но, зачем накануне Пасхи светят пищу?




Тут традиция связана именно с Великим постом. Он длится в течение 48 дней до наступления Пасхи. В 2018 году Великий пост начнется еще 19 февраля. С того дня и вплоть до 7 апреля нельзя кушать совершенно никаких продуктов животного происхождения. Есть всего несколько дней, когда исключением является рыба.

Что касается освещения еды, то светим мы , куличи, мясо – все те продукты, которые находились под запретом. Освещая продукты мы, как бы, получаем благословение на то, чтобы снова их кушать. Конечно, это особенно важный ритуал для тех людей, которые постились. Но для каждого верующего человека освещение еды накануне Пасхи – важный обряд, который многие стараются соблюдать.

Как проходит освещение еды

Мы точно выяснили, когда освещают куличи и яйца в 2018 году в церкви. Теперь нужно разобраться, как именно происходит действо. Если вы уже бывали на освещение, то, в принципе, знаете основные правила. Священник движется с церковными служителями по кругу и брызгает на людей и выставленные продукты святой водой. Также в этом шествии принимают участие церковные служители, которые собирают пожертвования: еду и деньги.




Пасхальные корзинки можно ставить прямо на землю, но часто для этих целей во дворе церкви выставляют лавки. Стоит ли напоминают, что верующие люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу. Не нужно толкаться, чтобы занять лучшее место. Вы пришли в храм и должны вести себя кротко и смиренно. Места и воды хватит всем.

Также важно купить или принести с собой церковную свечку. Еще до того, как к вам подойдет священник, свечку нужно зажечь. Лучше всего поставить ее в праздничный кулич. Потом эту церковную свечу нужно так и оставить в куличе и зажечь пасхальным утром. Трапеза в утром Пасхи начинается с зажжения свечи и произношения молитвы. Потом можно кушать по минимуму от каждого освещенного продукта, а затем уже приступать к трапезе и к празднованию светлого праздника Воскресения Христова.

Куличи и яйца, творожную пасху и другие продукты из пасхальной корзинки освещают именно в Великую субботу. Во многих церквях этот процесс начинается с раннего утра и продолжается до самого вечера без перерыва. Сам процесс освещения одной корзинке отнимает менее минуты, но это важное таинство, которое многие стараются соблюдать перед Пасхой. Кстати, по этому рецепту можно приготовить очень вкусный

Самое подробное описание: молитва освящение куличей и яиц - для наших читателей и подписчиков.

Молитвы на освящение пищи во святую и великую неделю Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Молитва на освящение сыра и яиц

Владыко Господи Боже наш, Зиждителю и Содетелю всех, благослови млеко огустевшее, с нимже и яйца, и нас соблюди во благости Твоей, яко да причащающеся их, Твоих независтно подательных даров исполнимся, и неизглаголанныя Твоея благости: яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на освящение мясных блюд (совершается только после ночной пасхальной службы)

Призри Господи Иисусе Христе, Боже наш, на брашна мяс, и освяти я, якоже освятил еси овна, егоже Тебе приведе верный Авраам, и агнца, егоже Тебе Авель во всеплодие принесе: подобне и тельца упитанного, егоже повелел еси сынови Твоему заблудшему, и паки к Тебе возвращшемуся: да якоже той сподобися Твоея благости насладитися, сице и освященных от Тебе, и благословенных насладимся в пищу всех нас. Ты бо еси истинная пища, и податель благих, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Как видно из молитв выше на Пасху освящают: яйца, мясо и творожную пасху. Специально о куличах в требнике ничего не говорится. Кулич – это просто праздничный хлеб, который всегда был украшением стола.

Творог – 0,5кг, яичный желток – 2шт., сахар – 1 стакан, масло – 100гр. Ванилин, грецкие орехи, изюм – по вкусу.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТВА ТВОРОГА.

Пасхальный кулич – разновидность праздничного сладкого хлеба.

Брашно мясо – мясные продукты. Освящаются только после пасхальной службы при пении тропаря “Христос воскресе. “

«БЕДНЫЙ РЫЦАРЬ», ОН ЖЕ «ФРАНЦУЗСКИЙ ТОСТ» (ЗАВТРАК НА СКОРУЮ РУКУ)

Рецепт творожной пасхи “Пальчики оближешь” » Рецепты с фотографиями НА ПАСХУ 2014. Рецепты на праздники! Вкусные рецепты салатов и закусок, рецепты выпечки и десертов, первых и вторых блюд для Вас!

Яичный желток – 2шт.

Сахар – 1 стакан

Ванилин, грецкие орехи, изюм – по вкусу

Желтки смешать с сахарам, добавить размягчённое масло – все хорошо растереть. Добавить творог и тщательно размешать (по возможности протереть через сито). Добавить орехи, изюм, все перемешать и поставить на медленный огонь, непрерывно помешивая. Довести до кипения (появятся пузыри) и сразу снять с огня, добавить ванилин. Массу сложить в марлю и дать стечь лишней жидкости, примерно 10-12 часов, выложить в вазочку и украсить сухофруктами по вкусу. Если имеется специальная форма для пасхи – выложить в специальную форму для пасхи, что бы стекала лишняя жидкость и через 10-12 часов выложить на тарелку.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ КАЧЕСТА ТВОРОГА. УДАЧИ!

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками».

Чтобы блин не был комом - секреты хозяйки

Иранский праздничный плов “Семь Красавиц”. Посвящение Низами)

http://stalic.livejournal.com/522392.html

Греческая кухня – Сутзукакья из Смирни в духовке кухня

Рецепты греческой кухни на все случаи жизни. Статьи о средиземноморском питании

Рождественский гусь: пошаговый рецепт

На Рождество предлагаем читателям порадовать гостей запеченным гусем с разными начинками

Освящение куличей в церкви на Пасху

По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного Пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.

Для того, чтобы освятить куличи, пасхи и яйца, следует прийти в храм днем в Великую Субботу (как правило, в городских церквях освящение куличей совершается в течение всего субботнего дня после утреннего богослужения).

Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней.

Начинается праздник, все происходит в возвышенном настроении и предвкушении завтрашнего дня - Христова Воскресения.

Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях.

После возгласа «Благословен Бог наш!» перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,

тогда ад умертвил еси блистанием Божества:

егда же и умершия от преисподних воскресил еси,

вся силы небесныя взываху:

Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Обычно этот же тропарь поется в то время, пока священник обходит столы с куличами и крашенками, окропляя их святой водой.

Чтобы удобнее понять его смысл, приводим перевод на современный русский язык:

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,

тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.

Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,

все Силы Небесные взывали:

«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или на длинных столах во дворе храма.

Пришедшие освятить куличи и яйца подходят к столу и ждут, пока отойдут те, кто уже пришел и занял место раньше них.

Когда стол освободится, нужно поставить принесенное, по возможности развязать сумки и пакеты, при желании - зажечь свечи.

В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Для этого нужно взять с собой спички или зажигалку.

Если свечи не хотят загораться, их задувает ветром или заливает дождем - в этом нет ничего страшного.

Зажигание свечей - необязательное действие, добавляющее праздничности и красоты обряду.

Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой, после чего прихожане жертвуют часть пасхальной снеди (обычно яйца) на храм.

Священника сопровождают: алтарник с большой тяжелой чашей святой воды, певчий (или двое), сотрудник с тарелкой для сбора денежных пожертвований и сотрудник с корзиной для яиц и других материальных даров (но не денег).

При приближении священника с процессией нужно отступить от стола на два шага, дав возможность пройти и окропить принесённое. Лучше сделать это заранее.

Окропление касается только освящаемой пищи. Священник может по своему добровольному желанию кропить приносящих. Это необязательно, но все верующие просят окропить водой и их, особенно, маленьких детей. После этого у всех появляется радость в глазах и улыбки на лицах.

В некоторых приходских храмах освящение куличей и пасох происходит непосредственно на пасхальной службе.

После окропления и раздачи милостыни можно свернуть сумки и пакеты и освободить место для следующего захода.

Напоминаем, что благодать, исходящая от святой воды и освящающая яства, беспрепятственно проходит через полиэтилен, а одной попавшей капли святой воды достаточно, чтобы освятить весь кулич целиком.

Пакет, на котором узел никак не поддается, - не повод для огорчения. То, что внутри, всё равно освятится.

Молитва на освящение куличей дома на Пасху 2018 года

Пасху 2018 году отмечают 8 апреля. К этому празднику красят яйца, готовят творожную пасху и пасхальные куличи. Можно ли самому освятить куличи на Пасху? Как это правильно сделать дома и какую молитву для этого нужно прочесть, подробно расскажем здесь.

Чтобы освятить куличи, пасхи и яйца накануне этого праздника, верующие приходят в храмы в Великую Субботу. Обычно в городских церквах освящение куличей совершается начиная с утреннего богослужения в течение дня.

В некоторых приходских храмах этот обряд совершается рано утром в воскресенье. Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы.

Однако не все верующие могут побывать в этот день в храмах. Некоторые не могут сделать этого по состоянию здоровья.

Если освящение происходит в субботу, а люди не смогли прийти – ничего страшного, – утверждают священнослужители. То, что человек ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

И все-таки для многих верующих освящение пищи имеет большое значение. Когда приближается Пасха после семи недель поста, вполне естественно, что людям хочется подать к столу освященную еду.

Обычай приносить в церкви плоды на благословение был установлен еще в Ветхом Завете («Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». Исх. 23, 19) и сохранился в последующие годы в христианстве.

Молитва на освящение куличей на Пасху в церкви в Великую Субботу звучит так. После возгласа: «Благословен Бог наш!» перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».

Как самому освятить пасхальный кулич дома?

Повседневный вид освящения – это осенение крестным знамением. Православные верующие ежедневно осеняют таким образом еду перед тем, как ее вкушать.

Как самому освятить куличи на Пасху? Освящение продуктов мирянами совершается троекратным окроплением святой водой с произнесением молитвы:

«Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Как видите, молитва на освящение пасхальных куличей – такая же, как и в другие дни. Какой-то особой молитвы для этого случая не существует.

Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Многие из тех, кто приносит пищу на освящение, в храм вообще-то не ходят. Как к этому относиться? Обязательно ли освящать куличи и крашеные яйца?

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – нетрадиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, - это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, - это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.