История изучения лекарственных растений. Учёные древности о лекарственных травах. Основные этапы развития фармакогнозии

Из истории применения лекарственных растений

С незапамятных времен человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма X века “Одо из Мена” описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: “Три оружия есть у врача: слово, растение, нож”.

К сожалению, археологические раскопки не смогли открыть нам лекарственные растения древности, истлевшие без следа в течение многих тысячелетий. Однако дошедшие до нас скульптурные изображения и первые памятники письменности Индии и Китая, а также давно исчезнувших цивилизаций Ближнего Востока и Египта свидетельствуют о применении растений с лечебными целями.

Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры-санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской. Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом,- “Книги приготовления лекарств для всех частей тела”. В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели довольно сложный состав. В Египте были широко распространены душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника, клещевины и многих других растений.

В древнейшей библиотеке мира - библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (около 660 г. до н. э.) на глиняных табличках, написанных клинописью, также содержатся обширные сведения о лекарственных растениях. Наряду с их описанием указаны заболевания, при которых лекарственные растения используются, и в каком виде их нужно применять.

В медицине Древнего Китая можно найти упоминания о многих заболеваниях человека. Широко известен сборник лекарственных растений и различных средств Ли Ши-чженя (1522-1596) “Основы фармакогнозии”, в котором дана подробная характеристика многочисленных лечебных средств из лекарственных растений.

Врачи Древней Индии считали, что большинство заболеваний происходит от порчи “соков организма”, поэтому для лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства, в том числе использовалась большая группа лекарств растительного происхождения. Многие индийские растения (особенно пряности) ввозили в Римскую империю. Некоторые из индийских растений давно вошли в европейскую медицинскую практику-чилибуха, раувольфия и др. “Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...”,-гласит одна из заповедей древне-буддийской медицины.

Выдающийся представитель арабской медицинской школы Авиценна, тысячелетие со дня рождения которого в 1980 г. отметил весь прогрессивный мир, написал “Канон врачебной науки” в пяти томах. Он переведен на многие языки мира и в средние века был настольной книгой для арабских и европейских врачей. В своей книге Авиценна описал около 900 видов лекарственных растений.

Научная медицина начинает свое развитие со времен знаменитого врача Древней Греции Гиппократа (460-377 гг. до н. э.). В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты. Ряд из них был, по-видимому, заимствован из египетской медицины. Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств.

Первое издание медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I века до н. э.-начало Г века н. э.). В восьми книгах “О медицине” он обобщил всю медицинскую литературу своего времени от “Яджурведы” древнеиндийского врача Сушрута до работ Аск-лепиада. В этом труде много места отводится лекарственным растениям. В нем описаны методы, применявшиеся для лечения различных заболеваний; даны рекомендации по использованию некоторых растений. В трудах Цельса можно найти не только ботанические описания подорожника, мака, тмина, винных ягод, камеди растений, но и практические способы их врачебного использования.

В половине первого столетия нашей эры врач римской армии в Азии Диоскорид составил обширнейший травник, включающий в себя большинство известных к тому времени лекарственных растений,- около 500 видов. Эта книга явилась не только травником, но и своеобразным сводом сведений по фармации и фармакологии того времени.

Автором нового учения о лекарственных растениях был знаменитый врач и фармацевт в Древнем Риме Клавдий Гален (129-201 н. э.). Им написано около 200 трудов по медицине. Наибольшее значение имеют два его травника, которые сыграли большую роль в медицине. Они неоднократно переводились на арабский, сирийский, персидский и древнееврейский языки. Автор был одним из инициаторов получения препаратов из растительного сырья - настоек, экстрактов и других лекарственных форм. И теперь они называются галеновыми препаратами и до сих пор не потеряли своего большого практического значения в медицине.

В IV веке появился наиболее известный из латинских травников, составленный Апулеем. Травник был настолько популярен, что, когда изобрели книгопечатание, первым среди медицинских книг был напечатан именно он. В IX и X веках появляются первые переводы травников Диоскорида, Талена и Апулея на европейские языки - итальянский, французский, английский, немецкий. Оригинальные европейские травники появляются позднее - в XV и XVI веках, причем приводимые в них сведения в значительной степени заимствованы из греческих и латинских травников.

Нынешнее Черноморское побережье славилось своими лекарственными травами. Гиппократ, побывав в этих местах, писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревеня), понтийской абсинтии (полыни), ирного корня (аира) и др. Древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст (372- 287 гг. до н. э.) неоднократно в своих трудах упоминает скифскую траву, которая широко применялась для лечения ран.

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры “Изборнике Святослава” (1073. г.). В этой рукописи много места уделяется описанию растений, которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.

С принятием христианства, распространением письменности и грамотности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника “Мази”, составителем которого была внучка Владимира Мономаха - Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению “наружных” болезней.

Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и многими другими веществами.

Кроме травников и лечебников, получили распространение так называемые “вертограды” с многочисленными описаниями растений и их лекарственных препаратов. “Сия книга глаголемая прохладный вертоград или лечебник Николая чудотворца” (“Прохладный Вертоград”) - один из довольно распространенных древнерусских лечебников. Она является переводом весьма популярной западноевропейской медицинской энциклопедии XV - XVI веков. Текст вертоградов с течением времени изменялся. В них описывались рациональные эмпирические лечебные средства из трав, деревьев и минералов.

Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав. По его приказу были созданы казенные аптеки и так называемые “аптекарские огороды” (1713 г.). Один из них “Санкт-Петербургский аптекарский огород” превратился впоследствии в ботанический сад, ныне преобразованный в Ботанический институт Академии наук.

Сбором и применением лекарственных трав занимались по всей России, в том числе в Сибири, на Украине, в Белоруссии. Но о каком-либо планомерном исследовании лекарственной флоры России, конечно, не могло быть в то время и речи. Были организованы единичные фармакохимические лаборатории и плантации лекарственных растений.

Только намного позже получает развитие изучение флоры и растительных ресурсов России. Видный русский ученый академик П. С. Паллас писал: “Многие домашние лекарства, простым народом или дикими непросвещенными людьми случаем открытые, в руках врача со временем становятся спасительными средствами”. С углублением врачебных познаний расширяются представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Проводится ряд научных экспедиций в различные уголки России, выходят в свет книги с описанием большого количества лекарственных растений, произрастающих в различных регионах страны.

С открытием в Петербурге медико-хирургической академии (1798 г.) она стала центром по изучению лекарственных растений. Хотя конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, растительные лекарственные препараты не утратили своего значения. Тем не менее XIX столетие знаменуется уже некоторым упадком интереса к лекарственным растениям отечественной флоры.

После победы Октябрьской социалистической революции произошли коренные преобразования во всех сторонах жизни нашего народа. Они коснулись и использования лекарственных растений. Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта.

В 1919 г. была начата работа по объединению заготовок лекарственного сырья и передаче их в ведение государства. В последующие годы были приняты специальные законодательные акты о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений (в Лубнах, Могилеве, Ольгине, Битце, Сухуми и др.). С 1931 г. все они перешли в ведение вновь организованного Всесоюзного научно-исследовательского института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР, с 1969 г.-ВИЛР), в котором была сконцентрирована вся исследовательская и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства. Институт стал также центром ботанико-ресурсных и химических исследований.

Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придается большое значение. Кроме ВИЛ Ра, этим и поиском новых лечебных препаратов из растений занимается ряд других научно-исследовательских институтов, кафедр медицинских и фармацевтических вузов, университетов и педагогических институтов. Успешное изучение лекарственных растений как источника биологически активных веществ позволило получить и широко внедрить в медицинскую практику целый ряд новых высокоэффективных лечебных препаратов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.uroweb.ru/


Изучают лекарственные растения в природных условиях, выявляют места массового их произраста­ния, устанавливают размеры зарослей, потенциальные и эксплуатационные запасы используемых частей растений. На основании данных ресурсоведческих исследований разрабатывают научно обоснованные ежегодные и перспективные планы заготовок лекарственного растительного сырья. Зна­ние динамики накопления фармакологически активных веществ дает возможность регламентировать сроки и способы сбора, сушки и хранения лекарственного сырья;

Нормирование и стандартизация лекарственного сырья.

С этой целью ученые - специалисты в области фармакогнозии - разрабатывают проекты нормативной документации (проекты государственных стандартов, фарма­копейных статей, фармакопейные статьи предприятий, инструкции по за­готовке, хранению и сушке и т.д.). В процессе этой работы совершенству­ются методы определения подлинности и доброкачественности сырья;

- изыскание новых лекарственных средств растительного происхожде­ния с целью пополнения и обновления ассортимента лекарственных средств, создания более эффективных лекарственных препаратов.

Основные понятия и термины фармакогнозии

Основными объектами изучения в курсе фармакогнозии являются лекарственные растения (ЛР). Лекарственные растения служат источником получения лекарственного растительного сырья (ЛРС).

Растения называют лекарственными (Planthae medicinales), если они содержат биологически активные вещества (БАВ) и в определенном, установленном порядке разрешены к использованию в научной медицине. Наиболее ценные лекарственные растения, изученные экспериментально химически и фармакологически и проверенные в клинике, вошли в научную медицину. Все эти растения прошли тщательное всестороннее изучение. Таких растений в России около 300. Все они включены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, изданный Министерством здравоохранения РФ (1996 год).

Государственный реестр ежегодно пересматривают: исключают растения малоэффективные и не имеющие обеспеченной сырьевой базы. И включают новые, изученные растения. В 1996 году впервые был издан Государственный регистр лекарственных средств России. В него вошли, среди прочих лекарственных средств, растительное сырье и фитопрепараты. Ежегодно издают новые выпуски Государственного Регистра. Это справочное издание, в него включены среди прочих лекарственных средств растительное сырье и фитопрепараты, дана их краткая характеристика.

Растения, разрешенные к применению с целью лечения уполномоченными на то органами соответствующих стран, получили название официнальных (от латинского officina – аптека). Главнейшие из официнальных растений, как правило, включаются в Государственные фармакопеи. Такие растения называются фармакопейными.

Лекарственное растительное сырье (ЛРС) - это высушенные или свежесобранные целые лекарственные растения или их части, которые используют в качестве лекарственных средств или как сырьевые источники для их изготовления.

Лекарственное средство (ЛС) растительного происхождения - это средство, обладающее определенным фармакологическим эффектом, разрешенное в установленном порядке к применению в лечебных, профилактических или диагностических целях (для фитотерапии и фитопрофилактики).

Непосредственно в качестве лекарственных средств применяется лишь часть официнальных видов растений. Значительно большая часть их используется для переработки с целью выделения индивидуальных веществ и получения фитопрепаратов.

Действующие или фармакологически активные вещества биологически активные вещества, обеспечивающие терапевтическую ценность лекарственного растительного сырья. Они могут изменять состояние и функции организма, проявлять профилактическое, диагностическое или лечебное действие. Могут использоваться в виде субстанции в производстве готовых лекарственных средств.

Сопутствующие вещества - условное название продуктов метаболизма, которые присутствуют в ЛРС совместно с БАВ. Они могут действовать на живой организм позитивно или негативно, влиять на экстрактивность, фармакокинетику действующих веществ.

Все вещества растительного происхождения с точки зрения терапевтической активности можно условно подразделить на 4 группы:

1. Фармакологически активные вещества – вещества с одинаковой терапевтической активностью в чистом виде и в виде экстракта.

Например, Антрахиноны – экстракт сенны, сеннозиды;

Алкалоиды - экстракт красавки, гиосциамин;

Сердечные гликозиды – экстракт ландыша, конваллатоксин.

2. Вещества, частично влияющие на активность – вещества, у которых в чистом виде терапевтическая активность ниже, чем в составе экстракта.

Например, Флавоноиды – экстракт боярышника;

Арбутин – экстракт толокнянки;

Гиперицин – экстракт зверобоя;

Алкалоиды - экстракт чистотела.

3. Вещества – маркеры. Вещества, которые являются специфическими для определенных видов, родов или семейств и позволяют их идентифицировать.

Например, Панаксозиды – экстракт женьшеня;

Валепотриаты – экстракт валерианы;

Эхинаксозид - экстракт эхинацеи;

Розмариновая кислота – экстракт шалфея.

4. Широко распространенные вещества (вещества космополиты). Вещества, которые присутствуют почти во всех растениях.

Например, Кумарины – умбеллиферон;

Фенолокислоты – хлорогеновая и кофейная кислоты;

Стероиды – фитостерол;

Витамины – аскорбиновая кислота;

Крахмал

Лекарственный препара т – лекарственное средство в определенной лекарственной форме.

Фитопрепарат – лекарственное средство растительного происхождения в определенной лекарственной форме.

Галеновый препарат – лекарственное средство растительного происхождения в форме настойки или экстракта.

Новогаленовые препараты – максимально очищенные от балластных веществ извлечения из ЛРС, содержащие в своем составе весь комплекс биологически активных веществ.

Настойки – спиртовые или водно-спиртовые извлечения из ЛРС, полученные различными способами настаивания сырья с растворителями без нагревания и удаления растворителя.

Экстракт ы – концентрированные извлечения из растительного сырья. По консистенции различают жидкие и густые экстракты – вязкие массы с содержанием не более 25 % влаги, а также сухие экстракты – сыпучие массы с содержанием влаги не более 5 %. Растворителями для для приготовления экстрактов служат вода, спирт различной концентрации, эфир, жирные масла и другие растворители.

Сборы - смесь нескольких видов измельченного (реже цельного) растительного сырья, иногда с примесью минеральных солей, эфирного масла. Из сборов в домашних условиях готовят настои и отвары.

Настои и отвар ы – водные извлечения из ЛРС, которые отличаются по времени настаивания на кипящей водяной бане: 15 минут (настои) и 30 минут (отвары). Из цветков, листьев и трав готовят настои, из кожистых листьев, кор, плодов, семян и подземных органов – отвары. Настои и отвары относятся к экстемпоральным лекарственным средствам (лат. ex tempore – по мере надобности).

Стандартизация ЛРС – установление подлинности, качества и иных показателей в соответствии с требованиями стандарта.

Нормативный документ – это документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики деятельности человека или результатов этой деятельности. Термин охватывает такие понятия, как стандарт (международный, Государственный и региональный), кодекс установленной практики (свод правил) и технические условия.

Стандарт – это нормативный документ для общего и многоразового использования, в котором установлены правила, требования, общие принципы или характеристики для достижения оптимального уровня упорядочения в определенной области.

Фармакопейная статья (ФС) - составная часть аналитической нормативной документации, которая устанавливает требования к лекарственному растительному средству, его упаковке, условиям и срокам хранения и методам контроля качества лекарственного средства.

Све­дения об использовании человеком целебных свойств растений были об­наружены в самых древних письмен­ных памятниках человеческой куль­туры, которые принадлежали госу­дарству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Несом­ненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появ­ления письменности. Первоначаль­ные познания в области лечения тра­вами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поко­ление устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сос­редоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем по­чти у всех народов целебные свой­ства трав считались сверхъесте­ственными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.

В древнейших памятниках пись­менности встречается немало сведе­ний об использовании растений в ле­чебных целях. Лекари Шумера, на­пример, приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду, а также вино и пиво. Вавило­няне, пришедшие на смену шумерий­цам вXX веке до нашей эры, унасле­довали их знания и культуру и тоже широко применяли в лечебных це­лях растения - корень солодки, дур­ман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целеб­ные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в те­ни, а такие травы, как белену, бел­ладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарствен­ные растения, обязательно выхо­дили на север (в современных руко­водствах по сбору и сушке лекар­ственных растений учитывается это обстоятельство). Ассирийцы, поко­рившие Вавилон, сохранили все луч­шие научные и культурные ценности побежденного народа, в том чи­сле и сведения по фитотерапии, ко­торые были обнаружены в знамени­той библиотеке Ашурбанипала при раскопках его дворца в Ниневии: из 22 тыс. глиняных табличек различ­ного содержания 33 были посвя­щены врачеванию, рецептуре и ле­карственным средствам; известно также, что в Ниневии был сад ле­карственных растений. У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.

Очень много информации о ле­карственных растениях дает нам греческая литература: у греков сло­жилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались неко­торыми лекарственными средства­ми, заимствованными у других наро­дов. Примечательно, что свое зна­комство с лекарственными растени­ями греки связывали с Кавказом - с легендарной Колхидой, где, якобы, под покровительством богини Арте­миды находился волшебный сад ядо­витых и лекарственных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно, некоторые лекар­ственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие другие народы, греки связывали це­лебное действие растений с различ­ными магическими представлени­ями. Недаром корень слова «фармакон», обозначавшего в древнегре­ческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в боль­шинстве современных языков в сло­вах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея» . В религиозных представлениях древ­них греков фигурировало множе­ство богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными тра­вами, - Асклепий, латинизирован­ное имя которого Эскулап. По пре­данию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эс­кулап», которым иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам зна­комо как символ средства от любых болезней.



Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гип­пократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, кото­рые тогда применялись в медицине. Гиппократ считал, что ле­карственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффек­тивны. Это его убеждение, став до­стоянием и других народов, сохраня­лось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и поныне .

Выдающийся труд по лекарствен­ным растениям оставил «отец фар­макогнозии» (науки о лекарствен­ном растительном сырье), знамени­тый врач римской армии грек Диоскорид (I в. н. э.). В своем сочинении «О лекарственных средствах» он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав при­менение. Его книга много раз пере­издавалась и служила авторитетным руководством вплоть до XVI в. И в современных руководствах по фар­макогнозии довольно часто встреча­ются ссылки на Диоскорида .

Особый вклад в древнюю меди­цину внес крупнейший врач и естест­воиспытатель Клавдий Гален (II в. н. э.) - автор многих сочинений по медицине и фармации, слывший бес­спорным авторитетом практической медицины вплоть до XIXв. Он создал свое учение о методах и сред­ствах лечения болезней, придержи­ваясь мнения, что в лекарственных растениях есть два начала - одно из них полезное, или действующее, другое - бесполезное, или даже вредное для организма . Гален пред­ложил отделять в растениях полез­ное начало от бесполезного жидко­стью - водой или вином. В совре­менной медицине все препараты, полученные путем экстракции лекар­ственных веществ из растений, до сих пор носят название «галеновых» и широко применяются в повседне­вной практике, особенно в домашних условиях: настои, отва­ры, водные вытяжки из цветков ро­машки, из зверобоя или корней ва­лерианы - галеновые препараты .

Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основ­ную часть которой составляли опи­сания лекарственных растений и способових употребления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневе­ковья, насчитывал около 1000 ви­дов, достаточно хорошо проверен­ных и действительно обладавших ценными терапевтическими свой­ствами . Европейская аптека была создана по арабскому образцу.

Арабская фармакопея широко ис­пользовала сложные рецепты, в со­став которых входило много различ­ных трав. Эти рецепты стали попу­лярны и в медицине Западной Евро­пы. Именно усложнение рецептуры и привело к появлению профессии аптекарей .

До нашего времени дошло значи­тельное количество сочинений (ру­кописных и печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их применения. Например, в русском переводном рукописном травнике 1614 г. о корне валерианы сказано следующее: «Корень тое травы в зелия полагаем. Сама та трава и корень вельми дух тяжел имеет. Кошки трутся около тое тра­вы... Врачеве глаголют что тое травы корение высушено, соблю­даем его на три годы без умаления силы его. Тот корень собираем в ме­сяце августе». Такие сочинения обычно назывались гербариями или травниками и всегда сопровожда­лись рисунками растений. Травники известны на латинском языке и язы­ках народов Европы -старонемец­ком, старофранцузском, польском и др. Они действительно содержат много данных, но, как правило, это компиляции сочинений Диоскорида, Галена, Авиценны и других гречес­ких, латинских и арабских авторов, дополненные сведениями и рисун­ками переписчиков о своих, местных видах растений. Эти дополнитель­ные сведения оригинальны и само­бытны, а рисунки, в отличие от ри­сунков чужеземных видов, очень точны и натуралистичны . Таким об­разом, в эти книги проникал народ­ный опыт сопредельных стран, пользовавшихся сочинениями знаме­нитых врачевателей, в результате чего в европейскую медицинскую практику оказались включены по­чти все лекарственные растения Ев­ропы, Северной Африки, Западной Азии и отчасти Индии.

У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия хри­стианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Особенно об­ширная информация поступила из Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине господствовало вплоть до XVI в. Использование лекарствен­ных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайлови­чем был создан специальный «Апте­карский приказ», ведавший снабже­нием лекарственными травами не только царского двора, но и армии . В 1654 г. в Москве была организо­вана первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекарственных растений, были созданы «аптекарские огороды» - сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было не­сколько - у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слобо­де. По приказу Петра I «аптекар­ские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных го­спиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербур­ге, на Аптекарском острове .

С углублением врачебных знаний расширялись представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Академией наук был организован ряд научных экспедиций в различные уголки России.

Открытая в Петербурге медико-хирургическая академия в 1798г. стала центром по изучению лекарственных растений. Выдающиеся отечественные ученые Г.А.Захарьин, С.П.Боткин и другие настаивали на изучении действующих веществ и проверке в клиниках средств народной медицины. Конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, в связи с чем применение растительных лекарственных препаратов сократилось.

Лишь после Октябрьской революции отношение к сбору, изучению и использованию лекарственных растений для нужд здравоохранения резко изменилось. Возникла целая система лечебных мероприятий – фитотерапия. Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта .

В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы крупные специализированные опытные станции по выращиванию лекарственных растений. С 1931 г. все они перешли в ведение Научно-исследовательского института лекарственных растений, в котором была сконцентрирована научная и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства .

Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придается большое значение и сегодня.

История применения лекарственных растений

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений. Вначале знания о лечебных свойствах растений накапливались у женщин - хранительниц домашнего очага, но постепенно они становились привилегией старейшин. Уже в первобытном обществе известны болеутоляющие свойства растений семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт, некоторые наркотические средства. Торговля и войны способствовали распространению сведений о лекарственных средствах и приводили к взаимному обогащению медицинскими знаниями народов разных стран. С изобретением письменности эти сведения - как наиболее важные - были записаны. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов - это клинописная табличка, найденная при раскопках шумерского города Ниппура и относящаяся к концу III тысячелетия до н.э. В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в своей практике в основном растительные лекарственные средства: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливы, груши, фиги, иву и др. Кроме растительных продуктов в состав лекарств включались минеральные вещества - нефть, поваренная соль, асфальтовая смола, а также части животных: шерсть, панцирь черепахи, органы водяных змей и др. Текст табличек лаконичен. В нем нет ни слова о богах и демонах, он не содержит ни заклинаний, ни заговоров, которые встречаются в медицинских текстах более позднего периода.
С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не зная причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов, а лекарственные растения наделял таинственной силой, способной влиять на течение болезни и даже делать человека бессмертным. В рабовладельческом обществе появляются профессиональная медицина и врачебные школы со своими приемами воздействия на болезнь и секретными лекарствами. Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству, но нередко в такую семейную школу попадали способные молодые люди и со стороны. Параллельно развивается храмовая медицина. Лечение проводится в священных храмах, где после специальной подготовки больного (соблюдение поста, длительных молитв) оракулы толковали их сновидения, которые являлись; якобы, «откровениями богов» о том, как лечить данного больного. Для обучения искусству медицины при храмах открыва¬лись школы. Есть сведения о существовании таких школ в городах Вавилонии, Египта, Индии. Флора Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, отличавшаяся исключительным богатством, многие тысячелетия служила неисчерпаемым источником лекарств для лечения самых разных заболеваний. Китайская медицина насчитывает несколько тысяч лет. Основоположником ее считается легендарный император Шень-нун, живший 1100 лет назад, автор древнейшей медицинской книги, названной Бень-цао (т. е. травник), так как в нем были описаны в основном растительные средства. Уже в то время китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил. В Индии большую известность получает «Аюр-веда», или «Книга жизни», - оригинальное медицинское сочинение, относящееся к I в. до н. э. Книга содержит восемь глав. Наибольший интерес для медицины представляет седьмая глава «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болезненного организма и возбуждающие». Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время (чилибуха, раувольфия, многие пряности). В III веке н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.
В тесном взаимодействии развивалась медицина народов Междуречья и Древнего Египта. Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности - египетских папирусах. Самый большой древнеегипетский папирус, относящийся к 1570 г. до н. э., назван по имени исследователя Георга Эберса, открывшего в 1872 г. этот папирус и изучившего его. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете, представляет собой медицинский трактат, содержащий выдержки из 40 написанных ранее медицинских сочинений. Трактат назван «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, клещевины, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель), отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, - фармация, фармакопея, фармакогнозия.
Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию.
Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего - Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250 г. до н.э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками и обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла).
Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. С самого начала обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, Асклепий не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим он прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия, Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения и умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.
Потомками Асклепия считали себя многие врачи Древней Греции, в том числе и Гиппократ (460-377 г. до н.э.). Родина этого выдающегося врача и мыслителя - остров Кос, знаменитый своей медицинской школой. Отец его был врач по имени Гераклит, мать - повитуха Фенарета. Род Гиппократа в течение 18 поколений занимался медициной, передавая свое искусство от отца к сыну. Гиппократ был широко образованным человеком, много путешествовал, изучал жизнь, быт и нравы народов Причерноморья и Средиземноморья. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них - белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята, чилибуха и др. Он считал, что лекарственные растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию всех составных частей, и поэтому растения следует употреблять в том виде, в котором их создала природа, т. е. в натуральном или в виде соков. «Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы», - писал знаменитый врач древности.
Отправляясь к больному - знаменитому философу Демокриту, Гиппократ послал письмо своему собирателю трав Крашевасу. В письме содержалась просьба прислать травы и растительные соки, могут пригодиться при лечении: «...все соки, выжатые или е из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы, корни - в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние». При раскопках аптек обнаружено, что именно таким способом хранили лекарственные средства.
Отцом европейской фармакогнозии считается греческий врач Диоскорид, живший в I в. н. э. Им составлено описание всех лекарственных растений, потреблявшихся в античном мире, а его сочинение «Materia medica», снабженное многочисленными рисунками и еще в его время переведенное на.латинский язык, в течение столетий являлось настольной книгой врачей и фармацевтов. Подобно своим соотечественникам и предшественникам, Диоскорид в этом сочинении широко использовал опыт египетской, а следовательно, вавилонской и шумерской медицины. Достижения медицины Древней Греции были унаследованы и развиты учеными Рима. Плиний Старший (I в. н.э.) - римский ученый, погибший при извержении Везувия в 79 г. н. э., используя накопленные его предшественниками знания, составил многотомную энциклопедию по естественным наукам «Historia naturalis», перечитав, по его утверждению, для этой цели более 2000 книг. Медицинским вопросам, в том числе лекарственным растениям, посвящено 12 томов его энциклопедии.
Наибольшую славу среди римских медиков заслужил Клавдий Гален, грек по происхождению, родом из Малой Азии. Он родился и 130 г. н.э. в семье архитектора. Отец хотел, чтобы его сын стал философом, и дал ему блестящее образование. Однако Клавдия более привлекали вопросы естествознания, особенно медицины, изучением которой он начал заниматься с 17 лет. Чтобы усовершенствовать свои медицинские знания, Гален предпринял путешествие по разным городам и странам, после чего стал практикующим врачом среди гладиаторов. В 164 г. он переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом.
В противоположность Гиппократу Гален придерживался мнения о том, что у лекарственных растений есть два начала. Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое - бесполезно или даже вредно. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого лекарственное растение следует настоять или прокипятить с водой, вином, уксусом или другой подходящей жидкостью. Извлечения из лекарственных растений быстро завоевали популярность во всех странах Европы и были названы «галеновыми препаратами». Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Им описано изготовление порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов и других лекарственных форм. В большом количестве приготовлялись косметические средства.
Перу Галена принадлежит около 400 сочинений, половина из них - по медицине. В книге Галена собран богатый материал в виде стандартных прописей и советов для использования практическим врачом. В течение веков сочинения Галена служили авторитетнейшими пособиями для европейской медицины и были переведены на латинский, арабский, сирийский, персидский языки.
С именем Галена связано усовершенствование одного из самых древних и популярных лекарственных средств - териака, считавше¬гося универсальным противоядием, а также средством от всех внутренних болезней. По преданию, териак был составлен понтийским царем Митридатом, опасавшимся быть отравленным. Пользовался он им ежедневно и сделался невосприимчив к ядам. После поражения в битве с римлянами, не желая сдаваться живым в плен, он вынужден был заколоться мечом, так как ни один яд на него не действовал. По мнению древних врачей, териак совмещал в себе качества противоядия от всех растительных и животных ядов. Он излечивал все процессы самоотравления организма, развивающиеся на поч¬ве внутренних заболеваний, а также был всесильным профилактическим средством, обеспечивающим долгую и безболезненную жизнь. Гален получил благодарность от императора Марка Аврелия из ди¬настии Антонинов за введенное им усовершенствование териака - золотую цепь с медалью, на которой было выгравировано: «Антонин - император римлян, Галену - императору врачей». В средние века териак вошел в большинство европейских фармакопей. Временами количество составных частей в нем достигало 100, из них основным было змеиное мясо. Готовился териак на меду и имел вид кашки. В некоторых городах его изготовляли публично с большой торжественностью в присутствии властей и приглашенных. В официальную русскую фармакопею териак вошел в 1798 г. в значительно модернизированном виде, имея в своем составе только 13 компонентов, в том числе корни дягиля, валерианы, касатика, горечавки, плоды бузины, можжевельника. Но к началу XX в. териак постепенно исключается из фармакопеи и сейчас представляет собой исключительно достояние истории.
Большая заслуга в истории медицины принадлежит арабским ученым. Они первыми ввели правила для изготовления лекарств, издали первые фармакопеи («карабадини») - предшественники европейских фармакопеи, создали учение о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека.
Выдающийся представитель арабской медицины - Абу Али Ибн Сина, таджик по происхождению, известный в Европе под именем Авиценны. Родился он в селении Аршана вблизи Бухары в 980 г. В Бухаре получил образование. Известно более 40 его трудов по астрономии и естествознанию, 185 - по философии, 3 - по музыковедению, множество стихов, 40 трудов по медицине. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей и оказало большое влияние на развитие европейской медицины. В своей книге Ибн-Сина описал около 800 лекарственных средств и способов их хранения. Два тома огромного шеститомного сочинения полностью посвящены фармации, в них дано описание более 900 видов лекарственных растений. Среди трех основных орудий врача, признаваемых Авиценной,- слова, травы и ножа - лечение растительными средствами считалось предпочтительнее. С изобретением книгопечатания до 1800 г. в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки», основного руководства для преподавания в университетах XVIII в. Начиная с XII в., арабская медицина через Испанию и Сицилию стала проникать в Европу. Больницы и аптеки устраивали по арабскому образцу. Первые европейские аптеки были открыты в VIII-Х вв. в городах Салерно, Толедо, Кордова. Переводили арабские медицинские книги на латинский язык, в том числе и арабские переводы сочинений древних греков и римлян. Много завозили сырья восточно-арабского ассортимента. Однако средневековая «охота на ведьм» надолго задержала развитие большинства наук, в том числе фармации. Для непосвященных лекарства оставались волшебными снадобьями, а их названия усиливали приписываемую им чудодейственную силу. С тех пор живут легенды о девяти волшебных травах. Большую роль в истории медицины и фармации сыграла медицинская школа в Салерно, возникшая в IX в. Это была первая светская медицинская школа в Европе. В середине XII в. в Салернской школе была составлена первая фармакопея.
В XI-XII вв. центрами средневековой медицины в Европе были университеты в Салерно, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде и др. С изобретением книгопечатания одними из первых издаются медицинские сочинения. В 1456 г. в Майнце был издан «Ежемесячный календарь кровопусканий и слабительных». Он предназначался для врачей, но стал необычайно популярен среди населения. Около 1480 г. появилось первое издание «Салернского кодекса здоровья» Арнольда из Виллановы. П. Шеффер выпустил первые «Гербарии» (книги по лекарственной ботанике), а также «Сад здоровья» на немецком и латинском языках.
С началом эпохи Возрождения в числе других наук начинает развиваться и наука о растениях, в связи с чем труды античных авторов - Теофраста, Диоскорида, Плиния - переводят и издают большими тиражами. При этом убеждаются в том, что многие растения у древних авторов не упоминаются. Изучаются и описываются новые растения, количество которых растет с каждым днем. В XVI в. основываются первые университетские ботанические сады, сначала в Италии, затем в Западной Европе, несколько позже (в 1706 г.) в России. Разрабатывается номенклатура, закладываются основы систематики. В течение XVI-XVII вв. появляется ряд сочинений, в которых описывались и давались изображения отдельных растений: в Германии И. Боком (1498-1544), Л. Фуксом (1501 - 1566), в Италии - П. А. Матиолли (1501 -1577), в Швейцарии - К. Геснером (1516-н 1565).
В период позднего средневековья на развитие науки о лекарственных растениях оказало влияние учение знаменитого врача Теофраста фон Гогенгейма - Парацельса (1493-1541). Парацельс родился в семье врача в г. Эйзнидельне (Швейцария), получил образование в Северной Италии. Под влиянием просветительского движения своего времени он решительно порывает со старыми традициями, средневековыми авторитетами.
Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание, по его мнению, наступает при отсутствии необходимых веществ, поэтому сущность лечения состоит во введении в организм недостающих химических веществ. Если природа, говорил он, произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни, которое надо только разыскать. Поэтому он выступал против применения иноземных растений. Парацельс указывал, что действует не все растение, а лишь заключенное в нем особое вещество. Цель врача - получение этого вещества в возможно более чистом виде. Он усовершенствовал методы извлечения из растений действующих веществ, но в чистом виде получить их Парацельсу и его ученикам не удалось. В выборе лекарственных растений Парацельс придерживался возникшего еще в древности учения о сигнатурах. Согласно этому учению, признаки внешнего вида растения (цвет, форма, запах, вкус, колючки) указывают на заболевание, при котором его следует применять. Так, если какой-либо орган растения имел форму округлую, либо завитка (полынь, кровохлебка), то они считались средством от головной боли; растения с узкими нитевидными листьями (спаржа и укроп) - средством, укрепляющим волосы; цветки розы, маргаритки, напоминающие по форме глаз, - средством от глазных заболеваний; крапиву же употребляли как прекрасное снадобье от колотий. Учение Парацельса о действующих «началах» растений в дальнейшем послужило стимулом к изучению химического состава растений, где выдающаяся заслуга принадлежит фармацевтам. XVIII-XX вв. - время расцвета фитохимии, когда были открыты основные группы действующих веществ в растениях. Особые заслуги имеет здесь шведский аптекарь К. В. Шееле (1742-1786). В те времена аптеки являлись не только торгово-производственными учреждениями, но и настоящими исследовательскими лабораториями. 44 из 48 важнейших работ были выполнены Шееле на базе аптеки. Много внимания он уделял извлечению органических кислот из растений. Им были открыты лимонная, яблочная, щавелевая, галловая кислоты, а также глицерин. В XIX в. были выделены и начато изучение основных групп действующих веществ из растений - алкалоидов, гликозидов, дубильных веществ, начато изучение растительных пигментов и витаминов. На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т. е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. С введением христианства характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вносит новые элементы - молитву и Пост. Медициной начинают заниматься духовные лица. Древнейшим памятником русской медицинской литературы являются статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в X в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов, о котором сказано: «никтоже ум имый, не зобле» (не ест). В «Физиологе» и «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, переведенных на русский язык в конце XI в., наряду с богословскими сведениями дается краткое изложение анатомии человека в том виде, в каком она представлялась древним грекам, дается описание лечебного действия аконита, болиголова, белены.
В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовав¬шиеся средствами народной медицины, - Демьян Целебник и Агапит - «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе - выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении. Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелеймон (III в. н. э.) родился в г. Никодимии (на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекаем на родине в Никомидии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему и его помощи как святого приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении - это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями.
Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053-1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе - «Мази»), написанному около 1130 г. внучкой Владимира Мономаха - Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что и получила в народе имя Добродеи.
Трактат «Мази» состоит из пяти частей, включающих 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние - описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В частности, в качестве ранозаживляющего рекомендуется печеный лук. В пятой части две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».
В трактате не только систематизированы разрозненные медицинские сведения того времени, в значительной степени это оригинальное сочинение. Заслуга автора в том, что в отличие от других средневековых медицинских сочинений сюда не включены существовавшие тогда нелепые средства лечения. Название «Мази» здесь использовано в значении «лекарственные средства». Медицинские произведения XII-XV вв. до нас не дошли, хотя, по-видимому, они были. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Иппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека».
К XV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий».
В XVI-XVIII вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Часть из них русского происхождения, а часть - переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства.
Старинные лечебники не являются цельными произведениями. Обычно переписчики включали в одну тетрадь разные попадавшиеся им трактаты, и каждый из них вносил туда что-нибудь свое. Они добавляли, сокращали лечебники, поэтому их следует считать сборниками. Сборник под названием «Прохладный вертоград», переведенный на русский язык в 1672 г. подъячим Андреем Микифоровым, был самым распространенным на Руси в XVII-XVIII вв. Слово «вертоград» обозначает «сад», здесь - сад лекарственных трав. Этот лечебник - перевод популярной в XV-XVI вв. в Западной Европе медицинской книги с обширными дополнениями, включенными русскими переписчиками.
В первом разделе лечебника даны сведения о лекарственных средствах различного происхождения: «о хлебе ржаном», «о птицах всяких, к лекарству угодных», «о пчеле», «о заморских и русских зельях», «о водах из трав перепущенных» и др. Второй отдел вертограда составлен из вопросов и ответов, где доказывается, что лечение болезней-богоугодное дело. В десятом разделе даются наставления по фельдшерскому и аптекарскому искусству. В конце лечебника выписывались иногда не только отдельные рецепты, но и целые статьи и медицинские трактаты.
Кроме переводных лечебников известно большое количество русских народных травников. В них различным травам нередко приписывается чудодейственная сила.
Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву, коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания.
В XVI в. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Организуется заготовка дикорастущих трав не только в центре России, но и в Сибири. Сформировалась и особая система сбора и заготовки лечебных трав. Учрежденный в середине XVII в. Аптекарский приказ подбирал травников - «помяс», инструктировал их, что и где собирать и как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский, который в 1663 г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а в Нижний Новгород он ездил на сбор трав и кореньев. Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Отдельные заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области или даже за границу. Согласно указу от 13 июня 1663 г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда «хины и дерева сасафрасу и коры святого дерева». Ф. Я. Милославскому дано поручение купить 20 пудов хинной коры в Персии.
Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешне и осенне», из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны - чемерицу, из Казани - почечуйную траву. «Кошкину траву» - ва¬лериану - копали в Рязани, везли травы и из Сибири.
Контроль за ягодной повинностью осуществлял Аптекарский приказ, за невыполнение повинности полагался денежный оброк или даже тюремное заключение. Значительное количество сырья получали с аптекарских огородов, созданных по распоряжению Ивана Грозного на территории Кремля между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого полка. Позднее были созданы аптекарские огороды в других местах. Особенной известностью при Алексее Михайловиче пользовался царев огород в селе Измайловском.
Огромное влияние на развитие науки о лекарственных растениях России оказало создание в 1724 г. Академии наук, одной из основных задач которой было планомерное изучение флоры Российского государства от берегов Балтийского моря до Камчатки. Организуется ряд исследовательских экспедиций под руководством ученых Г. Гмелина, П. С. Палласа, И. И. Лепёхина, Н. М. Максимовича-Амбодика, С. П. Крашенинникова. В России, как и в других европейских странах, фармакогнозия, наука о лекарственных растениях, до 1815 г. была составной частью фармации. К середине XIX в. в России появились первые учебники по фармакогнозии, вначале переводные, затем оригинальные, проф. Московского университета В. А. Тихомирова.
В XIX в. в связи с развитием капитализма в России заготовка лекарственного сырья переходит в частные руки, главным образом владельцев крупных аптекарских фирм. В Полтавской губернии заготовку вела фирма провизора Ф. Деля, в Смоленской, Калужской, Московской, Владимирской губерниях - фирма московского аптекаря Феррейна и др. В Воронежской области культивировались эфирно-масличные виды - анис, тмин, мята. Отечественная фармацевтическая промышленность была неразвита, поэтому основная масса сырья вывозилась за границу. В части обеспечения лекарственными препаратами Россия была поставлена в полную зависимость от Западной Европы. С началом первой мировой войны и прекращением ввоза лекарств не только население, но и армия оказались перед угрозой «лекарственного голода». Были предприняты срочные меры по исправлению создавшегося положения.
В период 1914-1917 гг. активизируются работы по выявлению ресурсов отечественных растений и поискам отечественных заменителей импортного сырья, были восстановлены объем и номенклатура заготавливаемых растений. Широко развернулись фитохимические и ресурсоведческие исследования.
Стоит особо остановиться на роли, которую сыграли лекарственные растения во время Великой Отечественной войны. В 1941 г., а особенно к середине 1942 г., огромная территория европейской части страны, на которой традиционно велись заготовки лекарственного сырья, была оккупирована врагом. Возникла необходимость срочно организовать заготовку на Урале, в восточных районах страны, в Средней Азии и Закавказье, тем более что фронт и население тыла остро нуждались в перевязочных средствах и антисептиках, витаминных и тонизирующих препаратах. Для всего населения сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения. В результате номенклатура заготовленного сырья возросла с 25 наименований в 1941 г. до 105 видов в 1945 г.
Наука была на переднем крае в деле обеспечения страны лекарствами. В годы войны в ряде научных центров Сибири были созданы комитеты ученых. В Томске был организован комитет, куда входили специалисты разного профиля - ботаники, химики, врачи. Проблема была одна - изыскание и использование местного лекарственного сырья для нужд госпиталей и больниц. Параллельно изучался химический состав лекарственного сырья, возможности получения из него препаратов, действие этих препаратов в организме больного. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений, большинство из которых относились к «забытым» научной медициной, но активно использовались в народной: в 1947 г. профессорам Н. В. Вершинину, Д. Д. Яблокову, В. В. Ревердатто была присуждена Государственная премия.
В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока. Для этих же целей были предложены препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. И здесь решить проблему помог сфагнум - торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. Использовался также обезжиренный тополевый пух, заготовка которого была организована населением.
В 1941 г. впервые в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки, володушки. Впервые было организовано производство синтетической камфоры, витаминных препаратов из хвои сосны, околоплодников незрелых грецких орехов. Очень показателен пример поисков и производства заменителя лобелина - алкалоида, добываемого из лобелии, произрастающей в Центральной и Северной Америке. В условиях войны получать ее из-за границы было невозможно. В нем остро нуждались раненые, так как он относится к стимуляторам дыхания. Начались поиски заменителя. Проблема была решена учеными Никитского ботанического сада. В плодах произрастающего в Крыму ракитника был обнаружен цитизин, по действию аналогичный лобелину. Не хватало сырья, и на помощь ученым пришло все население Ялты. Было заготовлено 1314 кг сырья, которое затем переработали на заводе в Москве и получили необходимое количество препарата.
В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Публикуется по книге: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. 272 с.

В истории фармакогнозии необходимо выделять два резко различных по длительности периода: первый до XIX века, второй - от XIX до настоящего времени. Такое деление будет вполне правомерным, если фармакогнозию рассматривать как часть комплексной науки о лекарствах.

Наука о лекарствах долгое время включала широкий круг знаний, который затем расчленился на ряд самфостоятельных фармацевтический и медицинских дисциплин. Эта дифференциация произошла в XIX веке, когда от фармацевтических дисциплин отделилась фармакология с токсикологией. А до этого рубежа все сведения, касающиеся истории науки о лекарствах,распространились и на фармакогнозию. Более того, фармакогнозия больше, чем какая-либо другая часть науки о лекарстах, имеет право широко освещать историю лекарств, поскольку многие столетия растения являлись основными лекарственными средствами.

Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения и в том числе обладающие целебными или ядовитыми свойствами. Так появились лекарства. Для утоления боли, чувства голода, повышения выносливости население Восточной Азии применяло чай, Африки - кофе и орехи кола. Центральной Америки - какао, Южной Америки - листья матэ, индейцы Амазонки - гуарану. Во всех этих растениях впоследствии было найдено одно общее лекарственное вещество - алкалоид кофеин. Вот отсюда, от народной наблюдательности, проверенной годами, народной мудрости начинаются истоки фармакогнозии. В ее развитии, как это имело место и в других областях человеческих знаний, эмперические наблюдения намного опережали научные исследования.

Уже первые народы Ближнего Востока, жившие задолго до нашей эры, накопили значительные знания о лекарственных растениях, о чем свидетельствуют дошедшие до нас клинописные тексты. Однако большего всего сведений о растениях древности можно почерпнуть из греческой литературы. У греков сложилась самобытная медицина, но они также охотно использовали лекарственные средства египтян и народов Ближнего Востока. Знаменитый врач древности Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) составил медицинское сочинение “ Corpus Hippocraticum”, переведенное ныне на русский язык и несколько европейских языков. Лечил он больше физическими и диетическими методами, однако в его книге насчитывается свыше 230 лекарственных растений.

Очень много внимания уделял растениям древнегреческий естествоиспытатель, философии ботаник Феофраст (372 - 287 гг.н.э.) - автор знаменитого трактата «Исследование о растениях». Отцом фармакогнозии считается греческий ученый Диоскорид,(I век н.э.), знаменитая книга которого «Materia medica», являлась авторитетным руководством в течение многих веков.

Крупнейшим представителем древнеримской фармации и медицины являлся К.Гален (131-201 гг. н.э.) высоко ценивший значение растений как лекарственных средств и положивших начало производство экстракционных препаратов, широко известных как галеновых.

Многочисленные лекарственные растения были известным древним народам Юго-Восточной Азии. Наиболее древней является китайская медицина. Имеются сведения о том, что еще 3000 лет до н.э. в Китае использовались 230 лекарственных и ядовитых растений,65 лекарственных веществ животного происхождения и 48 лечебных минералов. Наиболее обширны травник был составлен Ли ши-чженом и издан в XVI веке. Этот травник и поныне считается в Китае непревзойденным. В нем описано 1892 объекта, в том числе лекарственных растений до 900 видов.

Индийская медицина также самобытна, как и китайская. Она имеет свою оригинальную философию медицинских теорий и ассортимент лекарств, базирующийся на своей флоре. Наиболее известная переработка книги «Аюр-веда» индийским врачом Суршуты (VI век до н.э.),описавшего свыше 700 лекарственных растений.

Тибетская медицина возникла на базе индийской, которая была занесена в Тибет вместе с буддизмом (V - VI века н.э.). Многие санкритские книги приведены на тибетский язык и ими пользуются до сих пор. Наиболее известная книга «Джуд-ши», составленная на основе «Аюр-веды».

В истории медицины и фармации большой след оставили арабские ученые-медики и фармацевты. Арабы оберегали и развивали наследие покоренных древних культурных народов, в том числе и медицину. Медицинские школы Джундишапуре, Александрии и других городах процветали. Однако наибольшую известность получило имя великого сына таджикского народа Абу Али-Ибн Сины (Авиценна) из Бухары, жившего в 980 - 1037 гг. Знаменитая его книга «Канон врачебной науки» пользовалась в Европе продолжительное время таким же авторитетом,как сочинения Диоскорида и Галена. Два тома «Канона» полностью посвящены фармации.

В средневековом Востоке Фармакогнозия рассматривалась как первая ступень врачебного искусства. В «Сайдане» содержится 1116 параграфов, из которых около 800 посвящены описанию лекарственных растений, их отдельных частей и органов. Основное внимание в ней уделено определению описываемого средства, т.е. установлению того, что оно собой представляет, от какого растения или животного добывается, каковы признаки, указывающие на его чистоту и доброкачественность. Описание растений сопровождается рисунками с их изображением.

В Европе в средние века уровень медицинских знаний был невысок. Арабская медицина, начиная с XII века, через Испанию и Сицилию стала проникать и в Европу. Больницы и аптеки устраивали по арабскому образцу. Много завозили лекарственного сырья восточно-арабского ассортимента.

В период позднего средневековья на развитие учения о лекарственных растениях наложила свой отпечаток ятрохимия. Основоположник ее Теофраст фон Гогенгейм больше известен под именем Парацельса (1493 - 1541). От этой эпохи осталось учение о сигнатурах, сущность которого заключалась в назначении растения для лечебных целей по особенностям их внешних признаков. Представления Парацельса о действующих «началах», содержащихся в растениях, способствовали в будущем (XVII - XVIII века) развертыванию исследований по изучению химического состава лекарственных растений. Этим была открыта новая страница в фармакогнозии - страница фитохимии.

Подавляющее большинство первых исследований по извлечению из растений действующих веществ было проведено фармацевтами (Шееле, Воклен, Фуркрау, Сеген,Боме, Киндт). Приоритет открытия первого алкалоида из опия (морфина) принадлежит французскому фармацевту Сертюрнеру. Фармацевтами были открыты алкалоиды вератин, стрихнин, хинин, эметин, кофеин, кодеин и другие.

Зачатками отечественной фармакогностической литературы следует считать старинные рукописные книги - «травники» и «ветрограды», в которых описывались лекарственные растения и другие лекарственные средства. Известностью пользуется «Прохладный ветроград» 1672 г., основной раздел которого называется «О заморских и русских зелиях и о древесах и травах». Значительным толчком к развитию фармакогнозии и фармации вообще послужили мероприятия Петра I по развертыванию аптек на Руси и закладке аптекарских огородов.

Огромное влияние на развитие фармакогнозии оказало создание Академии наук (1724),которая систематизировала все ранее известное о лекарственных растениях, используемых народами России, и далее планомерно стала изучать лекарственные растительные богатства страны. На первом плане деятельность Академии наук особенно ярко проявилась в обдасти ресурсно-экспедиционных исследований. Большой и разнообразный материал по растительности Сибири был собран во время Великой Северной экспедиции Витуса Беринга, продолжавшейся с 1732 по 1743 гг. Ботаническую группу возглавлял И. Г. Гмелин (1709 - 1755), под руководством которого были обследованы области к востоку от озера Байкал и отдельные части бассейна реки Лены. В его четырехтомной «Флоре Сибири» описано много лекарственных растений.

Академик П.А. Паллас (1741 - 1811) обследовал Западную и Восточную Сибирь, Заволжье и ряд других районов. По материалам экспедиции им составлено известное «Описание растений Российского государства с их изображениями».

М.В. Ломоносов активно помогал организации экспедиций, направляя в них своих учеников. Таким ученым-академиком, в частности, стал И.И. Лепехин (1740 - 1802) - автор труда «Дневные записки доктора академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1763 - 1772 гг.». Основными чертами профессиональных русских ученых «разночинного» происхождения явились разносторонность их деятельности, те же кровные связи с потребностями родины, удовлетворение которых всегда лежало в основе науной деятельности М.В. Ломоносова. Не удивительно поэтому, что академические экспедиции второй половины XVIII века носили широкий характер, собрали самые разносторонние сведения, вплоть до этнографических и хозяйственных.

Следует особо отметить выдающуюся роль Лепехина в создании первых русских фармакопей.

Деятельность Академии наук в области разведения лекарственных растений распространялась на медицинские ботанические сады через академиков, работающих в этих учреждениях. Эти сады долгое время находились в ведении Главной аптеки, а затем Медико-хирургической академии. Много сделали директора таких первых ботанических садов: акад. Тереховский, составивший каталог из 1406 растений, произраставших в саду в 1796г., акад. Соболевский - автор «Санкт-Петербургской флоры» и Петров - профессор ботаники и фармакологии Медико-хирургической академии.

Активная деятельность Академии наук по лекарственным растениям способствовала развитию этой области научных знаний и вне стен Академии. Целая плеяда виднейших ученых изучала лекарственные растения: А.Т. Болотов, Н.М. Максимович-Амбодик «Врачебное веществословие или описание целительных растений», И.А. Двигубский «Изображение растений, преимущественно российских, употребляемых в лекарствах и таких, которые наружным видом с ними сходны и часто за них принимаются, но лекарственной силы не имеют», «Московская флора».

В России, так же и в других европейских странах, фармакогнозия до XIX века была составной частью комплексной дисциплины «Materia medica». Так называлась и кафедра, основанная в 1798 г. в Петербургской Медико-хирургической академии. В последствии эта кафедра стала называться кафедрой фармации.

Расширение исследований по изучению химического состава лекарственных растений, а так же появление перед фармацевтами новых прикладных задач по разработке надежных методов определения подлинности сырьевых объектов, выделения примесей и фальсификатов, установления мер доброкачественности побудили приемника А.П. Нелюбина (1814 - 1908) выделить фармакогнозию в самостоятельную дисциплину и составить первое руководство по фармакогнозии (1858). Фундаментальным было второе издание этого руководства, вышедшее в двух частях.

Очень много в развитие отечественной фармакогнозии внес профессор Московского университета В.А. Тихомиров. В 1873 г. он защитил диссертацию о спорынье. Затем он провел серию оригинальных исследований по растениям большей частью тропического происхождения. И в 1885г. был создан «Курс фармакогнозии», в 1888 - 1890 гг. - фундаментальное двухтомное «Руководство к изучению фармакогнозии». Последний его труд - широко известный двухтомный «Учебник фармакогнозии» (1900) не утратил своего значения и по настоящее время.

По химическому анализу лекарственного растительного сырья для второй половины XIX века известны работы профессора фармации Юрьевского университета Г. Драгендорфа. Его экспериментальные исследования относятся к химии березового гриба, клубней салепа, спорыньи, аконита и других растений северной полосы России. Многие исследований он посвятил изучению слабительных средств. Его интересовали филогенетические связи растений с их лекарственным составом. Основным наследием Г. Драгендорфа для отечественной фармации является его справочное руководство «Лекарственные растения разных народов и времен, их примечание, важнейшие химические вещества и история» (1890). Этот справочник по ныне является отправным источником при изучении растений всех стран и народов.

Из видных ученых-фармакогностов начала XX века, учеников Ю.К. Траппа, следует упомянуть о профессоре фармации Харьковского университета А.Д. Чиркове и профессорах фармации Варшавского университета Н.Ф. Ментине и Д,А. Давыдове, по учебникам фармакогнозии которых учились многие поколения фармацевтов.

В этот период в Западной Европе получило мировую известность трехтомное руководство по фармакогнозии выдающегося швейцарского фармакогноста Александра Чирха.

Великая Октябрьская революция поставила большие задачи и перед фармакогнозией. Прежде всего, фармакогнозии нужно было определить свое место в учебном плане открываемых в стране высших фармацевтических учебных заведений.

Становление и развитее фармакогнозии как учебной дисциплины шли одновременно по двум направлениям: определение объема и содержания дисциплины и совершенствование методических форм преподавания.

Советская фармакогнозия должна была способствовать формированию нового, каталога лекарственно-сырьевых объектов на основе широкого использования отечественных лекарственных растений. Из чужеземных растений в фармакопеях могли быть оставлены самые ценные, интродукция которых в условиях нашего государства была невозможна.

Формирование отечественного каталога лекарственных растений, протекавшее одновременно с восстановлением в стране промышленного сбора лекарственного сырья и созданием совхозов лекарственных растений, поставило перед фармакогнозией ряд важнейших вопросов, на которые при преподавании нужно было дать исчерпывающие ответы. Все это, естественно, привело к созданию большого теоретического раздела в курсе фармакогнозии, а в ее практической части, кроме морфолого-анатомического практикума, были введены лабораторные занятия по химическому анализу лекарственного растительного сырья и товароведческий практикум по его стандартизации.

Становление и развитие советской фармакогнозии - это коллективный труд всех фармакогностов страны. Очень много по совершенствованию преподавания фармакогнозии сделали А.Ф. Гаммерман, Д.М. Щербачев, А.Я. Томингас, М.М. Молодожников и другие.

Украинскую школу фармакогностов многие годы представлял проф. Харьковского фарминститута Ю.Г. Борисюк.

В Закавказье - проф. Тбилисского медицинского института Э.Я. Аболь и В.Е. Шотадзе.

В Сибири крупной фармокогностической школой является Томская, возглавляемая проф. Л.Н. Березнеговской.

В настоящее время фармакогнозия представлена 26 кафедрами, на которых работает более 100 ученых, разрабатывающих, помимо научных проблем, вопросы методики преподавания фармакогнозии, созвучные современному этапу ее развития.