Для чего нужны обособленные обстоятельства. Предложения, осложненные обособленными членами

Структура простого распространенного предложения, содержащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или нескольких) из них. Понятие сущности обособления, характеристика средств и условий обособления и описание различных типов обособленных членов имеют большую теоретическую и практическую ценность при изучении синтаксиса русского языка.

Обособление - это принадлежность простого предложения, несмотря на некоторое сходство обособленных членов с предикативными частями сложного предложения. А. М. Пешковский, который первым подробно описал обособление, находил в обособленных членах предложения сходство (подобие) с придаточными частями сложного предложения в отношении мелодии и ритма, а также связей с окружающими членами. Например, в предложении В скалах , заросших оранжевыми лилиями , гнездились дикие голуби (Пауст.) обособленный распространенный член содержит добавочное высказывание, которое могло бы быть оформлено и в виде придаточной части (ср.: В скалах , которые заросли оранжевыми лилиями...) Однако обособленные члены предложения, какими бы распространенными по составу и развернутыми по содержанию они ни были, не имеют собственного грамматического ядра, не обладают предикативностью.

Сущность обособления

Обособление - это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения слова или группы слов. Обособляемый член к тому же имеет и ослабленную синтаксическую связь с другими членами. Ср.: Внизу , в прихожей , часы пробили шесть (Пауст.). - Часы в прихожей пробили шесть Закусок было много , и разных (Перм.). - Было много разных закусок.

Цель обособления - выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

Средствами обособления являются изменения высоты гона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположения членов, в частности вынесение обособляемого второстепенного члена в абсолютное начало или конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

  • 1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль , затянутый вечерним дымом (Пауст.); Крупные капли дождя разбивались о землю , превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Сол.);
  • 2) пояснение, уточнение: Но тут была ещё и другая , своя маленькая тайна - тайна безымённого озерка (Сол.); Вдали налево , в углу садового вала , чернел ельник (Б.);
  • 3) выделение, ограничение: На пристани никого не было , кроме сторожа с фонарём (Пауст.);
  • 4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку - от счастья (Ст.);
  • 5) сравнение, уподобление: Скажу по правде , никогда мне не было так весело , как в этот вечер (Купр.); Больше недели шли холодные , как в октябре , дожди (Шишк.); Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.).

Условия обособления

Обособленные второстепенные члены предложения очень разнообразны по значению, функции, по способу связи с определяемым словом, по объему и местоположению. Также весьма неоднородны и многочисленны условия обособления второстепенных членов в конкретных предложениях. По эти условия можно систематизировать, выделив в первую очередь общие условия, существенные для обособления любых членов предложения, а наряду с ними - частные и дополнительные условия.

Наиболее существенными для обособления различных членов предложения являются три общих условия: а) возможность смыслового выделения, отделения от поясняемого слова; б) объем члена предложения - более одного знаменательного слова; в) необычное местоположение относительно определяемого слова.

1. Возможность смыслового выделения, отделения от определяемого слова предполагает отсутствие тесных семантических связей обособляемого члена предложения с поясняемым словом. Это условие, бесспорно, немыслимо по отношению к неполнозначным словам. Его лишены компоненты фразеологических единиц, неделимых

оборотов (вроде дать согласие, иметь вид независимый, произвести впечатление ), синтаксически неделимых словосочетаний (два бойца, любой из нас, одни из мальчиков и т.п.), а также слова с большой степенью зависимости, обусловленности (сильноуправляемые). Так, в предложении Во всех этих людях , несмотря на их внешнее различие, Самгин почувствовал нечто единое и раздражающее (М. Г.) возможностью смыслового выделения не располагают слова нечто (тесная зависимость от глагола почувствовал , сильное управление), а также единое и раздражающее , которые тесно спаяны с неопределенным местоимением в силу его неполнозначности; в то же время возможностью смыслового выделения обладает распространенное обстоятельство уступки несмотря на их внешнее различие.

  • 2. Объем обособляемого члена более одного слова не только означает увеличение смысловой емкости члена предложения и, следовательно, его семантической самостоятельности, но также способствует ослаблению связи обособляемого члена с господствующим по отношению к нему элементом предложения. Ср.: Ветер, всё ещё сильный , дул теперь с востока (А. Т.). - Ветер сильный дул теперь с востока.
  • 3. Положение обособляемого члена относительно определяемого слова - это перемещение члена предложения с обычного, соответствующего норме, места по отношению к определяемому слову на необычное (из препозиции в постпозицию или наоборот), а в некоторых случаях - отрыв от определяемого слова (дистантное расположение). Ср.: Изредка в этом дыму мёртво блестело море, похожее на ртуть (Пауст.). - ...Блестело похожее на ртуть море ; Отец приехал к вечеру, чёрный от пыли . с налитыми кровью глазами (Гл.). - Чёрный от пыли отец..:, За кормою, вся в пене , быстро мчится река (М. Г.). - ...Быстро мчится река вся в пене.

Частными условиями обособления являются такие лексикограмматические свойства определяемого или зависимого члена предложения, наличие которых само по себе достаточно для обособления, если даже отсутствуют общие условия (конечно, кроме первого). Примерами частных условий являются:

  • 1) присутствие деепричастия, при наличии которого второстепенный член предложения обособляется в любом объеме и при любом расположении (если оно не утрачивает значения действия): Трамвай летел, позванивая, к самому морю (А. Т.);
  • 2) принадлежность определяемого слова к разряду личных местоимений (любой относящийся к нему второстепенный член обособляется при любом положении): Лёгкий, быстрый на ногу, очень весёлый, о н был на два года моложе Татьяны (М. Г.).

Общие условия обособления (кроме случаев наличия частных условий) должны быть представлены в полном наборе: при отсутствии хотя бы одного из них член предложения не обособляется [например, в случае препозиции причастного оборота: Неяркое пламя со свистом и хлопаньем горевших в печке сырых дров освещало нежилую , наверное уже давно брошенную хозяевами избу (Сим.).

Однако отсутствующее общее условие может быть возмещено условием дополнительным. Такие условия весьма различны и многочисленны, они применимы только для определенных видов второстепенных членов предложения.

Дополнительным условием обособления обстоятельств является уточняющий характер значения обособляемого члена относительно другого: 3 д е с ь, в спальне , царил мёртвый покой (Ч.).

Дополнительным условием обособления распространенного препозитивного определения может быть оттенок причинного, условного или другого значения, придаваемый этому члену в конкретном предложении: Над нами кружилось облако комаров , но , закрытые сетками , наши головы были неуязвимы (Шишк.).

В конкретном предложении, с учетом определенной ситуации, тот или иной член может иметь значение "расширенное", т.е. большего объема, чем можно было бы судить по семантике наличных слов, причем "избыточное" значение заимствуется из ситуации, из предшествующего контекста. Такой второстепенный член предложения, заключающий добавочное высказывание, может быть обособлен при неполном наборе общих условий. Например:

Папаша Рубахин , со своими почками , сидел неподалёку в кресле и с любовью и страхом глядел на дочь (Л. Т.) - обособленный член выражает добавочное сообщение о больных почках Рубакина (что известно из предыдущего контекста) и имеет уступительный оттенок, воспринимающийся на фойе последующего сообщения о чувстве, с которым Рубакин смотрел на дочь. При отсутствии "избыточного" содержания и добавочного оттенка член предложения в этих грамматических условиях не был бы обособлен (ср.: Папаша Рубакин с седыми усами сидел в кресле ...);

К дому нужно было идти по узким деревянным мосточкам проложенным, ради грязи , между двумя рядами широких столетних лип (Купр.) - обособление вызвано аналогичным дополнительным условием (предшествующее знание о грязи, добавочный оттенок причины).

Подобного рода дополнительные условия, которые реализуются в конкретных предложениях, в конкретной ситуации, служат объяснением случаев так называемого индивидуально- авторского обособления.

Соотношение общих и дополнительных условий различается в обособленных конструкциях разных типов второстепенных членов.

Обособленные определения

Благодаря обособлению выражаемый определением признак актуализируется, а все содержание обособленного члена приобретает характер дополнительного "микровысказывания" о предмете, который обозначен определяемым существительным. Обособление определений является продуктивным приемом осложнения структуры простого предложения.

В соответствии с общими условиями обособляются определения, представленные прилагательными (а также порядковыми числительными) или причастиями с пояснительными словами и стоящие в постпозиции к определяемому, а также несогласованные распространенные определения, вынесенные в препозицию или отделенные от определяемого слова другими членами предложения: Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны (Пауст.); По обеим сторонам камина стоят фикусы , нищенски бедные листьями (М. Г.); Дом, довольно большой , когда-то белёный , с блестящей мокрой крышей , стоял на совершенно голом месте (Б.).

При отсутствии одного (или двух) из общих условий обособление определений может быть вызвано дополнительными условиями или частными:

  • 1) обособляются любые формы (и в любом положении) определений при личном местоимении: Ничем не управляемый изнутри, я был бессилен перед большими трагическими задачами , стоявшими перед моим творческим чувством (Ст.);
  • 2) обособляются одиночные согласованные постпозитивные определения, а также несогласованные постпозитивные (обычное положение их), если перед определяемым словом есть другое определение: Из спальни вела куда-то ещё одна дверь , тоже затворенная (Ч.); Эта ко м наша , окнами на запад и на север, занимала чуть ли не половину всего дома (Б.);
  • 3) обособляются препозитивные распространенные определения при наличии добавочного обстоятельственного оттенка (причины, условия, уступки): Весь захваченный почтительным восхищением перед этой великолепной живой постройкой, профессор комкает в кулаке рыжий утюг своей бороды (Купр.);
  • 4) обособляются постпозитивные согласованные одиночные определения, если они представляют ряд однородных членов предложения: А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен - золотых , синих , зелёных и радужных (Пауст.);
  • 5) на обособление определений при отсутствии общих условий может оказывать влияние соседство других обособленных определений: Прошёл Макаров, в чёрном строгом костюме, стройный, седой, с нахмуренными бровями (М. Г.).

Обособленные приложения

В соответствии с общими условиями обособляются распространенные постпозитивные приложения: Особенно пронзительно, настойчиво и особенно не в лад хору пел городской голова Воропонов, сын тележника (М. Г.). Обособляются приложения в любой позиции, если они поясняют личные местоимения: О н даже снился мне иногда, этот рояль (Пауст.).

Если общие условия представлены неполно, обособление приложения может происходить при наличии дополнительных условий, аналогичных отмеченным для определений: присутствие другого определения перед определяемым словом, добавочный обстоятельственный оттенок значения и пр.

Обособляется также одиночное постпозитивное приложение, если оно имеет уточняющее значение: Один из сыновей, Миша , заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом (Пауст.).

Обособленные обстоятельства

В первую очередь обособление обстоятельств определяется общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обстоятельств: деепричастия, распространенные обстоятельства, уточняющие обстоятельства.

  • 1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия. Различные взаимоотношения деепричастий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функцию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является условием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте: Мать остановилась, задыхаясь, приложила руки к груди (М. Г.); Вернувшись в гостиницу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день
  • (Сим.); Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.).

Единственной причиной необособления деепричастия служит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застывшую форму деепричастного оборота, но обозначающих признак действия: Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С.); Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А. С.). Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со значением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падежным формам существительного. Ср.: Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопливо ; Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки ; Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно , без движения. Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в наречия.

  • 2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или конце предложения, а также в случае дистантного (разъединенного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени: Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот, добрались до скудного приюта , состоявшего из двух саклей (Л.); Пароход стал двигаться осторожнее , из боязни наткнуться на мель (Купр.); Ольга Николаевна, при всём своём уме, искренне верила в то , что после объяснения они станут друзьями (Ш.). Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существительных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты , боязнь , ум). Показателями соответствующих обстоятельственных значений служат предлоги (причинные от. из, за, из-за, ввиду, благодаря ; условные - при. в случае, уступительные - вопреки, несмотря на, невзирая на ; временные - по, после, перед, во время и др.).
  • 3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем характерные для рассмотренных членов предложения. При наличии двух обстоятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них непосредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточняет его значение. Например: Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в десятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вечером ; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое приехал (приехал вечером , приехал в десятом часу). Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, заключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчеркнуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинакового разряда нс предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление. Например: На другой день , часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы составлять единую обстоятельственную группу без отношений уточнения (на другой день часу в первом).

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное обстоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначенного уточняемым членом: Там , в вышине, уже светило летнее солнце (Пауст.); Направо, прямо из-под колёс тележки, бежал вниз обрыв (В.); Не особенно давно , весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу (Купр.). Как правило, обособленные уточняющие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

"Обособленные дополнения"

Дополнение по своей сущности является второстепенным членом предложения, семантически очень тесно связанным с поясняемым глаголом, т.е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выделения). Те конструкции, которые в грамматике принято называть обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными значениями - объектным, субъектным или даже обстоятельственным: Я купил всё , кроме тетради ; Вернулись все, кроме Пети, Бываю здесь всегда , кроме субботы : Не бывал нигде , кроме Москвы. С дополнением эти конструкции сходны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выделительное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания; ср.: Прибежали все, включая соседа. Прибежали все , в том числе прибежал сосед. Указанное значение выражается с помощью предлогов кроме, помимо, вместо, включая , исключая, наряду с и др.: Русские литераторы-дворяне , за исключением всёведавшего Александра Пушкина, не обратили внимания на фольклор , крайне богатый драматическим материалом (М. Г.); Кроме рек, с Мещорском крае много каналов (Пауст.).

Цель : углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н - и -нн - в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1 . Обособить: (запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст .

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы :

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и , не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова - глагола-сказуемого

а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

б) выраженные существительными с предлогом

в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении

а) представляющие собой устойчивые обороты

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

б) тесно связанные со сказуемым

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

Различайте!

однородные члены - обособленные обстоятельства

однородные члены - сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
    насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.

7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант - (в)следствии...
  2. вариант - благодаря.

9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).

11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12. Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом - серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня почти все цветы.

14 . Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19. Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20 . Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.

Обстоятельство - второстепенный член, который в предложении отвечает на наречные вопросы и при этом выражается деепричастием, деепричастным оборотом, предложно-падежными конструкциями. Обстоятельства характеризуют действие, признак, способ совершения действия (Как? Каким образом? ), место (Откуда? Где? Куда? ), причину (Почему? ), условие (Вопреки чему? При каком условии? ), цель (Зачем? ). По этим вопросам определяется разряд обстоятельства, его значение. Обстоятельства могут быть выражены предложно-падежными группами, фразеологизмами, инфинитивом.

Обособленное обстоятельство - это обстоятельство, которое может иметь разные значения и которое выделяется при помощи интонации (при произношении) и пунктуации (на письме).

(Споткнувшись , она едва не упала на колени. Родион, подпрыгивая от нетерпения, старался идти в ногу с отцом. От удара он начал скользить по льду, словно шайба.Несмотря на слезы и волнения , день был удачным.)

1. Обособленное обстоятельство может быть выражено одиночным деепричастием или деепричастием с зависимыми словами Такой вид обстоятельства выделяется запятыми, независимо от своего места в предложении. (Лежа на полке , он бессмысленно смотрел в потолок вагона. Он сидел на подоконнике, лениво махая ногами . Он, напевая себе под нос , медленно пошел в сторону переулка).

2. Обособление обстоятельств, которые выражены предложно-падежными формами существительного, носит факультативный характер. Их обособление зависит от смысловой нагрузки (соединения двух или более обстоятельственных значений), слабой синтаксической связи со сказуемым, выраженным глаголом, или от поставленных автором стилистических задач.

Если обстоятельство имеет сравнительное значение и выражено существительным с предлогами (как, как будто, будто, словно, точно), то это - обособленное обстоятельство. (Он подпрыгивал на батуте, как мячик . Словно буря, раздосадованный Виктор пронесся по комнате. Наталья, как будто сонная, непонимающе щурила глаза.)

3. Обстоятельство, имеющее значение уступки, считается обособленным, если начинается с союза несмотря на . (Несмотря на утренний прилив сил , сейчас она чувствовала легкое головокружение).

Примечание

Обособленное обстоятельство может иногда выражаться группой слов, предшествующих сказуемому и начинающихся с предлогов (по причине, при наличии, при отсутствии, благодаря, ввиду, согласно, вопреки, вследствие ). (Примеры. Благодаря своему сильному характеру, Елена преодолела внезапные трудности. Но: Елена преодолела внезапные трудности благодаря своему сильному характеру . Вопреки Уставу и требованиям начальства, Сергей пришел на сбор в синей рубахе. Но: Сергей пришел на сбор в синей рубахе вопреки требованиям Устава.)

4. Если в предложении присутствует однородное обособленное обстоятельство, то ставтся так же, при обычных однородных членах. (Размахивая руками, неуклюже подпрыгивая , громко крича от радости , он помчался по дороге. Он помчался по дороге, размахивая руками , высоко подпрыгивая. Размахивая руками и гомко крича, он бежал по дороге. )

Предложения с обособленными обстоятельствами по своей структуре похожи на другие синтаксические конструкции, не требующие знаков препинания.

Запомните! Запятые не ставятся, если обстоятельства

  • Выражены (Он подошел к подготовке проекта спустя рукава ).
  • Выражены нераспространенными одиночными деепричастиями. Считается, что эти слова (сидя, лежа, нехотя, не глядя и пр.) субстантивированы, т.е. образованы путем перехода одной части речи (наречия в данном случае) в другую (деепричастие). (Мы беседовали сидя . Но: Мы беседовали, сидя в креслах.

*Примечание. Если обстоятельство выражено обычным деепричастием, образованным от глагола, оно обязательно обособляется. (Отвернувшись , она вытерла слезы).

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Обособленные члены предложения содержат элемент добавочного сообщения. Добавочный характер сообщения оформляется через полупредикативные отношения, то есть отношения обособленного компонента со всей грамматической основой. Обособленный компонент выражает самостоятельное событие. Это в целом полипропозитивное предложение.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

    Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.

    Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.

    Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно.

Обособленные определения делятся на:

    Согласованные

    несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

    причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.

    двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово – местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом. Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

    одиночное определение: взволнованная девочка;

    два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;

    распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением: Она, взволнованная, не могла заснуть. (одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением) Взволнованная, она не могла заснуть. (одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом: Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть. (обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него: Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть. (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным). Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова: Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть. Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения. Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя . Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словомбудучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например: Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу. (добавочное значение причины) Даже заболевшая, мать ходила на работу. (добавочное значение уступки).

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово, 2) какова структура определения, 3) чем выражено определение, 4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

Обособленные приложения

Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

    Он, отличный врач, очень помог мне.

    Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово – существительное с пояснительными словами: Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного: Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения: А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом – именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение. Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год – любимый праздник детворы.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Первый случай

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

    наречием, например: Дворник встает рано;

    деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;

    инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;

Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

Второй и третий случаи

По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

    обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;

    обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;

    обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;

    обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;

    обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;

    обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;

    обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

    обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

    если они выражены деепричастным оборотом,

    если они представляют собой сравнительный оборот,

    если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.

Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

Это правило имеет несколько важных примечаний:

От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Упражнение

    Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.

    Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.

    Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.

    Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.

    Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.

    Ради победы_ они готовы на все.

    Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед.

    Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра.

    Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов).

    – Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.

    На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков).

    Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов).

    Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов).

    В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков).

    На вопросы следователя он отвечал_ нехотя.

    Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов).

    Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов).

    Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый.

    Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев).

    А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут).

    Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков).

    Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин).