Что означает имя сава. Имя Савва и Савелий: разные имена или нет? Чем отличается имя Савва и Савелий? Савва и Савелий: как правильно называть полное имя

Для ребенка, стоит задуматься, как это имя повлияет на его судьбу. Простой способ выбора имени – довериться церковным святкам. Считается, человек, названный в честь святого, будет под его покровительством всю жизнь.

Имена Савва и Савелий носили святые преподобный Савва Сторожевский, Савва Сербский, Савва Стратилат, святой Савелий и др. Имена Савва и Савелий, разные по звучанию и происхождению, часто отождествляются. Так, уменьшительное имя Савелий может быть Сава и Савва. Однако это разные имена. А какое значение у имени Савва?

Происхождение, значение в православии

Этимология полного имени Савва неоднозначна. Корни его в одном из вариантов древнеарамейские и значит старый, мудрый. Другой вариант возникновения – это имя древнееврейское, определяется как повиновение, полон (плен).

Имя Савелий тоже имеет два варианта происхождения. В древнееврейском варианте оно означает «вымоленный у Бога, долгожданный», а в латинском — «немудреный, неприхотливый».

Характер и судьба

Савва

Савва выглядит старше своих сверстников. Застенчивость и робость сочетаются в нем с трудоспособностью и целеустремленностью . Спокойный и послушный, мальчик растет здоровым, крепким ребенком, не доставляя хлопот своим родителям.

Значение имени «мудрец» предопределяет его успехи в школе . Медлительный, но упорный, заслуживает одобрения учителей. В детстве стесняется своего редкого имени, но с возрастом начинает гордиться. Цельная натура, Савва с годами не меняется.

Савва — человек спокойный, жизнерадостный, уравновешенный, не склонен к интригам. Способен принимать волевые решения, но, боясь ошибиться, склонен к сомнениям. Умело скрывает бушующие страсти и самолюбие под внешним безразличием. Савва не любит шумных компаний, предпочитая одиночество, но вместе с тем открыт для мира, сосуществуя с ним в гармонии.

Настоящих друзей у Саввы немного, так как он чрезмерно требователен в их выборе. Благодаря своей бескомпромиссности и прямолинейности, не достигает высот в карьерном росте. Обладает чувством превосходства и снисходительность к окружающему миру, порой обжигаясь и теряя свою самоуверенность, но это случается не часто.

Мечтает о славе, но редко делает шаги, которые помогли бы ему добиться известности, так как предпочитает во всем следовать установленному порядку. Хорошо понимает людей, может увлечь их своими идеями , но требует от них самостоятельности и дисциплинированности.

Разногласия, возникающие с окружающими, Савва может быстро разрешить благодаря великолепному чувству юмора. Не имея склонности к мимолетным интрижкам, строит серьезные отношения со своей избранницей . Стремление к материальному благополучию, покладистый характер, уважение к своей «половинке» позволяет ему создать крепкую семью.

Савелий

В детстве Савелию кажется, что его особенное имя привлекает к нему внимание, тогда как ему этого совсем не хочется . Савелий настороженно относится к чужим людям, не питая доверия к ним. Это заставляет его замыкаться, выглядеть этаким бирюком.

Доброта и отзывчивость проявляется в его любви к животным . Испытывает трудности в учебе в школе, но учится хорошо. Обладая от рождения хорошим здоровьем, любит закаляться. Такие черты характера, как присущая с детства скромность и нежелание выделяться из толпы, Савелий переносит и во взрослую . Друзьями Савелия становятся люди, похожие на него по характеру.

Савелий, несколько замкнутый и нелюдимый, редко бывает лидером, он скорее «ведомый». Обладающий магнетизмом, умеет притянуть к себе любого человека. Испытывая неуверенность в своих силах, Савелий часто производит на окружающих впечатление человека решительного и несколько черствого. Однако это впечатление ошибочно.

Он нуждается в поддержке и признании общества . Благодаря своей скромности, с детства не любит выделяться из толпы. У Савелия хорошо развита . Умение выслушать собеседника и обсудить его проблемы привлекает к нему окружающих. Прежде чем открыть свою душу, долго оценивает человека, редко доверяя кому-либо полностью и пряча свои переживания внутри.

Целеустремленность и невероятное трудолюбие Савелия позволяют ему добиться любой цели, при этом он полагается только на собственные силы, так как не слишком доверяет людям. Работа для Савелия – важная составляющая часть его жизни. В рабочем коллективе никогда не вступает в конфликты, пользуется уважением за ответственность, обязательность и пунктуальность.

В трудную минуту всегда придет на помощь без лишних слов и суеты. Вступить в Савелий не спешит, но, решившись на этот шаг, становится хорошим семьянином. Савелий проявляет себя как хозяйственный и домовитый муж и отличный отец, на которого всегда можно положиться. Много внимания уделяет детям, любит заниматься с ними разными поделками.

Именины

Даты именин Саввы: 14 января, 25 января, 27 января, 1 февраля, 21 февраля, 5 марта, 15 марта, 2 апреля, 7 апреля, 10 апреля, 12 апреля, 15 апреля, 24 апреля, 28 апреля, 7 мая, 19 мая, 25 мая, 26 июня, 21 июля, 2 августа, 9 августа, 23 августа, 25 августа, 9 сентября, 10 сентября, 12 сентября, 20 сентября, 1 октября, 11 октября, 14 октября, 23 октября, 13 ноября, 14 ноября, 25 ноября, 5 декабря, 16 декабря, 18 декабря.

Известные люди

Несмотря на скромность, люди, носящие имя Савва, могут стать выдающимися в той области, которая им интересна. Наиболее известные люди, носящие имя Савва — Савва Морозов и Савва Мамонтов – российские предприниматели и меценаты, Савва Рагузинский-Владиславич – российский дипломат, Савва Дерунов – русский поэт, общественный деятель, Савва Тетюшев – русский купец, Савва Ямщиков – русский реставратор, публицист.

Нерешительность, характерная для людей, носящих имя Савелий, не мешает им приобрести известность в тех видах деятельности, к которым они склонны.

Имя Савелий связано с такими известными людьми, как Савелий Гринберг – русский поэт, Савелий Крамаров – знаменитый советский киноактер, Савелий Тартаковер – выдающийся шахматист начала 20 века и сильнейший шахматный теоретик, Савелий Дудаков преуспел в области истории, Савелий Златопольский – русский революционер, народник.

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте.

Каждому православному при крещении дают имя. С ним он идет по жизни, если не захочет кардинально изменить его на каком-то этапе. Желая иноческого жития, человек меняет имя, доказывая свою готовность к полному духовному перерождению. Все народы мира знают, что перемена имени — перемена судьбы. Именно поэтому у языческих народов существовало табу на имя собственное, подменяемое другим именем. Но вот вопрос: что происходит, когда меняется не все имя, а только его часть? Насколько такая перемена влияет на дальнейшую жизнь? И влияет ли вообще? А, может, такая перемена — лишь констатация факта, что жизнь уже изменилась?

Эти вопросы давно не давали мне покоя. С тех самых пор, как прочла в Библии: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » (Быт. 17: 4-5). И еще: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (Быт. 17: 15-16). Правда, в еврейской энциклопедии дана несколько иная трактовка имен: «Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан» . Как бы там ни было, но бездетные доселе праотцы стали основателями рода, которому дан завет: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17:7). Начало новой династии ознаменовано переменой имени — поворотный момент для всей истории человечества.

Поворотным моментом для русской истории стал, безусловно, раскол Русской Церкви XVII века. Всем, кто задался целью изучить раскол, рано или поздно становится ясно, что его нельзя воспринимать только в религиозном ключе. Мозаичные исследования по «книжной справе», деканонизации русских подвижников веры, реформе иерархического устройства Церкви при Петре и т.п. факты складываются в «мастерски» выполненную мозаику. Картина, сложенная из кусочков событий, говорит о том, что на Руси была проведена не просто церковная реформа, а масштабная реформа по дерусификации нашей истории и культуры.

Одним из мозаичных аспектов реформы является сфера ономастики — науки об именах собственных. Ранее нам приходилось писать о культурологическом отличии имен Николы и Николая, о различении русскими людьми этих имен. Однако проблема различного написания и произношения имен собственных куда глубже, чем кажется на первый взгляд. В Деяниях святых апостолов есть четкая фраза, указывающая христианам на важность и значение имени Спасителя: «…и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:11-12). Это апостольское изречение стало отправной точкой для горячей полемики, которая развернулась вокруг имени Христа. Напомним уже цитированного нами в другом материале (« ») протопопа Аввакума. В главе «О изменении благолепоты церковныя и о развращении книг» он пишет: «Не токмо святыя книги изменили, но вся речи, силы и имена преложив на странныя пословицы. Глаголют бо Ісуса Христа — “Іисусом”, Николу чюдот[ворца] — “Николаем”, великомученицы Парасковии — “Параскева”. Да многим святым имена преложили и пременили, да терпит им Христос свет и Никола чюд[отворец] до суднаго дне, тогда им весь указ будет».

Удвоение «и» в имени Спасителя — буквальное калькирование греческого имени. При транскрипции справщики ориентировались не на устную традицию греческого языка, не на произношение, а только на написание, которое не учитывало также нормы и русского языка. Не говоря уже о том, что изменение имени Христа влекло искусительное толкование слов молитвы. Некоторые сторонники старой веры считали, что никониане молятся «Господу и Ісусу Христу», намекая на то, что их «господом» стал антихрист. Против этого выступил Ксенос в «Окружном послании», написанном против «богохульных мудрований».

Не обожествляя имя Спасителя, чуткое ухо наших духовных предков уловило лживую политику книжных справщиков, безоглядно нарушающих основные законы родного языка. А вот для контраста позитивный пример. В поэме Александра Блока «Двенадцать», соблюдая ритмику и нормы языка, поэт пишет:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

У Сергея Есенина есть стихотворение, которое так и называется «Исус-младенец». Думаю, подобные примеры можно еще привести.

Ассимиляция новых имен, пришедших из неславянских языков, началась сразу после принятия Русью Крещения. В древнерусской письменности встречались варианты одного и того же имени, его разночтения. Нет оснований утверждать, что в средневековой Руси были обязательные списки имен, «канонические» святцы, т.к. они постоянно редактировались и дополнялись. Исследователи А. В. Суслова и А. В. Суперанская считают, что история так называемых календарных имен отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Этот процесс проявился в преобразовании личных имен, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды .

Рубежом в русской антропонимии явился XIV век, когда началось складывание централизованного государства. Тогда же возросло влияние церкви на все сферы жизни, что не могло не отразиться и на именах. Так постепенно исчезали «вторые» имена, имевшие языческое происхождение. Андрей Кобыла и Федор Кошка канули в прошлое. Постепенно возникла оппозиция народной и литературной формы имен: Авдотья — Евдокия, Настасья — Анастасия, Ефимья — Евфимия и т.п.

И. И. Срезневский в середине XIX века опубликовал месячные Минеи XI-XIII веков. Они доказывают, что древнерусские переписчики богослужебных книг были хорошо образованными людьми, которые зафиксировали наиболее приемлемые варианты имен в той именно орфографии, которая соответствовала их живому звучанию: Катерина, Нестер, Демьян, Куприян , а не те, которые зафиксированы в более поздних церковных книгах: Екатерина, Нестор, Дамиан, Киприан и т.д. Освоение новых имен древнерусским языком шло посредством перестановки гласных и согласных звуков, замены некоторых звуковых сочетаний на более привычные для русского уха, которые соответствовали особенностям нашего языка, а также образованием уменьшительных и ласкательных форм. Например, еврейское имя Иоанн (Iōḥānān — Йоханан) получает русскую форму Иван, а в просторечии сокращается до Вани.

Раскол Русской Церкви стал очередным этапом реформы языка. Наряду с «правкой» богослужебных текстов изменению подверглись календарные имена. В результате произношение и написание многих личных имен оказалось максимально приближенным не к греческим, а к юго-западным церковным традициям. К тому же из-за скорости «книжной справы» никоновские издания имели опечатки. «Таким образом, сложившаяся в русском языке традиция произношения и написания календарных имен была в XVII веке разрушена в законодательном порядке» . В церковный обиход насильственно вернули те имена, от которых отказалась русская устная традиция.

Правды ради надо сказать, что в то время в языковых формах имен еще ощущался некоторый «колебательный процесс», связанный с освоением новых земель. Ранее в деловой переписке неправильное или в унизительной форме написанное имя могло повлечь обвинение в нанесении бесчестья. Поэтому 25 марта 1675 года был издан указ, которым предписывалось: «будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о а , или вместо а о , или вместо ь ъ , или вместо iь е , или вместо и i , или вместо о у , или вместо у о , и иные в письмах наречения, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился, и по обыклостям своим говорить и писать извык, того в безчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать» . Однако кардинального значения на утверждение новых языковых норм в именах собственных данный указ не имел.

По мнению вышеупомянутых исследователей, нормы русского произношения имен, сложившиеся к XIV веку, сохранились преимущественно в староверческой среде. В этих нормах отсустствовали удвоенные гласные и согласные, а также двоегласные сочетания: Филип, Исак, Аврамий, Иван, Федор . В результате исправлений XVII века, господствующая церковь, напротив, стала пользоваться формами Филипп, Исаак, Авраамий, Иоанн, Феодор , не соответствовавшими нормам живого русского языка. Так что обвинения староверов в приверженности «букве», а не духу закона, при взгляде на развитие отечественной ономастики, выглядят более чем одиозными.

В XVIII-XIX веках, под влиянием заимствований из западноевропейских языков слов с удвоенными согласными (напр., нем. Offizier ), начался обратный процесс. Согласные стали удваиваться в тех именах, в которых удвоения не было изначально: Иларион — Илларион, Сава — Савва и т.д. Поворотным моментом в деле унификации имен стало издание святцев Санкт-Петербургской синодальной типографией в 1891 году. По епархиям Российской Империи был разослан указ. В нем строго предписывалось давать имена крещаемым только по данному месяцеслову. В статье «Журнала Московской Патриархии» №12 за 2006 г. отмечается, что в конце XIX — начале XX века Церковь издавала только месяцесловы, но не календари: «До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903» . Обращаю ваше внимание на слово «узаконенные».

Говорить о западном влиянии на синодальную церковь банально. Ономастика дает интересные примеры такого влияния. В «Современном словаре личных имен» приводятся краткие характеристики каждого имени. Например:

Сава рус. 1) орф. в-т им. Савва; 2) сокр. к Савватий, Савелий и др.

Савва * рус. [из греч. Sabba(s) усечение им. Sabbation см. Савватий; до XVII в. писалось с одним в ] .

Очевидно, что имя Савва — калька с греческого, без учета норм русского языка, сократившего имя до удобного в произношении имени Сава. Или: Иларион * рус. [из греч. Hilarion < hilaros весёлый]; орф. в-т Илларион; разг. Ларион; ит. Ilarione Иларионе; рус. сокр. Лара, Ларик; ср. Иларий. Илёр фр. см. Иларий . Заметьте, что удвоение согласной в имени — лишь орфографический вариант. Изначально даже в греческом языке двойной согласной не было!

В середине ХХ века сформировалась акустическая теория речеобразования. Одним из родоначальников ее стал шведский инженер-акустик и фонетист Гуннар Фант. Теория использует технические характеристики частоты основного тона человеческой речи и другие малопонятные гуманитариям вещи. При знакомстве с этой теорией мне врезалось в память понятие об «акустическом теле» слова. Справедливо заключить, что свое акустическое тело имеет имя человека. Логично также сделать вывод, что сложившаяся к XVII веку система русских имен полностью соответствовала акустическим характеристикам именно русской речи. И нет никакого здравого смысла в том, чтобы писать и произносить церковные имена на иностранный манер. И если в языке — душа народа, то ломка языка — это попытка трансформировать наши души. Можно перекроить русское платье на немецкий манер, но русский язык на «немецкий» — нельзя. Да и само слово «немцы» недаром произошло от понятия «немота». Протопоп Аввакум предупреждал: «Не подобает бо своего языка уничижати, а странными языки украшати рещи».

С - отличаются упрямством, непредсказуемостью и лидерскими качествами. В своих поступках привыкли опираться на логику и здравый смысл. Бывают чрезмерно эмоциональными, а порой даже капризными. Они постоянно желают выделиться из серой массы. К партнеру могут предъявлять завышенные требования.

А - с нее начинается алфавит, и она символизирует начало, желание достигать успехов. Если у человека в имени есть эта буква, то он постоянно будет стремиться к физическому и духовному равновесию. Люди, чье имя начинается на "А", достаточно трудолюбивы. Они любят проявлять во всем инициативу и не любят рутину.

В - общительность, оптимизм, любовь к природе и искусству. Люди с именами, которые начинаются на "В", выбирают профессии, связанные с творчеством. Они отличные музыканты, художники, модельеры и писатели. Несмотря на страстность, к выбору партнера подходят чрезвычайно ответственно и способны прожить всю жизнь с одним человеком.

Савва. Значение имени имеет три версии происхождения. Каковы же они? Согласно первой, имя происходит от древнеарамейского “саба” или “сава”, что переводится как “старец, мудрец, старик”. По второй - переводится с греческого как “из народа собой”. Третья версия дает древнееврейский вариант - “шаббат”, переводится как “суббота”.

Формы имени Савва

Уменьшительно-ласкательная форма имени - Савушка. Краткая - Савко, Савка, Савва. Полное имя - Савелий - в переводе означает «желанный», «испрошенный у Бога». Есть мужское имя, которое пишется с одной буквой «в», - Сава. Имя Савва является также сокращенной формой мужских имен Саверий, Савиан, Савватий и женских Савватия, Савелла, Варсава, Савина.

Савва: значение имени в детстве

Мальчик с этим именем растет крепким, здоровым малышом, не доставляющим своим родителям больших хлопот. Савушка - веселый и добродушный ребенок, он прекрасный друг, обладающий огромный сердцем, в котором найдется место каждому.

Савва: значение имени в формировании характера

Мужчина с этим именем - яркий пример целостной, честной личности. Он принципиален, иногда это ему сильно вредит. В общении с людьми не всегда хватает Савве гибкости. У него очень богатый и многоцветный внутренний мир, он постоянно ищет новые знания, самосовершенствуется.

Много времени проводит в чтении, отдавая предпочтение глубокой, дающей пищу для ума литературе, любит классику. Савва - духовно чистый человек, далекий от мелочности, склок и интриг. Имя Савва - мягкое и теплое, как и его носитель, который щедр и богат душевностью. Он одаривает собой не только родных и близких, но даже незнакомых людей, если они нуждаются в его покровительстве и заботе. Получив хорошее образование, Савва не всегда удачно его реализует. Бескомпромиссность, верность принципам очень часто мешает Савве делать успешную карьеру. Савва стоит во весь рост там, где нужно пригнуться и подождать, пока гроза пройдет мимо. Среди мужчин с именем Савва много врачей, переводчиков, архитекторов, актеров. Они живут в гармонии с собой и окружающим их миром. Савва - изобретательный мудрец, широко мыслящий и способный на неординарные поступки. Он расположен к дисциплине и повиновению. Перед принятием решения все тщательно продумывает и взвешивает, чтоб не допустить ошибку. Справедливость и ответственность являются его отличительными чертами. Он честолюбив, мечтает о почестях и наградах, ценит постоянство, любит установленный порядок и подчиняется ему. Особенностью характера Саввы является стремление к одиночеству.

Савва: значение имени в отношениях с женщинами

Несмотря на то что он не выделяется яркой внешностью, его харизма притягивает женщин. Савва предпочитает зрелых, умных, мудрых и остроумных женщин. По своей природе он однолюб. Секс не стоит у него на первом месте, иногда он отдаст предпочтение простой, душевной беседе, сидя в обнимку с любимой, или просмотру фильма. Савве, в отличие от большинства мужчин, нет необходимости утверждаться при помощи секса. Он предпочитает такие как культура, преданность, честность, любовь. Если у Саввы рождаются сыновья, они наследуют характер своего отца.

Имена: происхождение и формы

Савва - (от арамейского) старец; (от арабского) неволя.

Производные : Саввушка, Сава, Ава.

Справочник русских имен

Старец (с арамейского). Вино (с древнееврейского).

Рязанский мужик с южным темпераментом. Выпить не дурак, но красиво. Талантливый, разбросанный, идущий задом наперед. Широко мыслящий и неординарно действующий изобретательный мудрец. Все принимает близко к сердцу. К людям относится без предвзятости. Нет сожаления по упущенному.

Тайна имени oculus.ru

Савва - старец (древнееврейское).
В XIX-1 половина XX вв. имя было достаточно известным, сейчас редкое.
Зодиак имени : Козерог.
Планета : Сатурн.
Цвет имени : пепельно-серый.
Камень-талисман : гранит.
Благоприятное растение : граб, эдельвейс.
Покровитель имени : белка.
Счастливый день : суббота.
Счастшвое время года : зима.
Основные черты : эмоциональность, решительность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Савва Венефальский , преподобный, 10 сентября (27 августа).
Савва Вишерский , Новгородский, преподобный, 14 (1) октября.
Савва Готфский , Муссовский (Валахийский), мученик, 28 (15) апреля.
Савва Московский , преподобный, 26 (13) июня.
Савва Новый , иеромонах, 7 апреля (20 марта).
Савва Освященный , Муталаскский, игумен. Восьми лет от роду ушел в Каппадокийский монастырь, основал вблизи Иерусалима лавру, защищал православную веру от еретиков, 18 (5) декабря.
Савва Охридский , равноапостольный, исповедник, 9 августа (27 июля).
Савва Печерский , в Ближних (Антониевых) пещерах, 7 мая (24 апреля), 11 октября (28 сентября).
Савва I Сербский , архиепископ, 25 (12) января, 12 сентября (30 августа).
Савва II Сербский , преподобный мученик, 21 (8) февраля, 12 сентября (30 августа).
Савва Синайский , преподобный мученик, 27 (14) января.
Савва Сторожевский , Звенигородский, игумен, 1 февраля (19 января), 16 (3) декабря.
Савва Крыпецкий , Псковский, преподобный, 9 сентября (27 августа). Преподобный Савва Крыпецкий принял постриг на Афоне, а оттуда прибыл в Псков. После пребывания в двух обителях он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Спустя несколько лет к преподобному стали собираться иноки, был создан монастырь. Особое покровительство святому оказывал псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский. После своей кончины в 1495 году преподобный Савва не оставил обители. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но увидели благолепного старца с жезлом в руке, грозно велевшего им одуматься. Устрашенный видением, предводитель разбойников покаялся и остался жить в монастыре. Мощи святого Саввы были открыты в середине XVI века, причем место их погребения указал в ночном видении одному иноку сам преподобный.
Савва Стратилат , Римский, мученик, 7 мая (24 апреля). Савва Стратилат своей храбростью достиг высокого чина в армии императора Аврелиана (270-275). С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа - помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. Когда император узнал, что Савва христианин, то потребовал от него отречения. Савва сбросил воинский пояс и отказался оставить свою веру. Тогда святого подвергли мучениям. Мужество св. Саввы поразило воинов, наблюдавших за его страданиями - они исповедали себя христианами. Уверовавших было семьдесят человек. По приказу императора их казнили, а Савву бросили в темницу. В полночь святому явился Христос и укрепил Савву. Наутро ободренный мученик перенес новые пытки. Ничего не добившись от воина-христианина, язычники утопили его в реке. Это произошло в 272 г.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

С Саввы весеннего кончается хлеб- начинается голодный май.
Савва, 18 декабря, путь и реки засалит (т.е. покроет снегом).
На Савву нельзя ругаться тому хозяину, у которого есть лошадь.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Маленький Савва выглядит старше своего возраста, застенчив, углублен в себя. Очень любопытен, что ставит его порой в трудное положение. Ему не хватает уверенности в себе, родители должны на это обратить внимание, робость необходимо преодолеть, иначе он будет некоммуникабельным. Мальчик очень работоспособен, ему мешает некоторая медлительность, следует научить его ценить время.

Правильно воспитанный Савва вырастает творческой личностью, устремленной в будущее. Он эмоционален, излишне чувствителен, но в нем есть твердость, решительность и сила. Самолюбив и уверен в себя, считает, что может быть лидером, и действительно, становится во главе какого-либо предприятия. Он хороший инженер, адвокат, журналист, режиссер. Он умеет организовать дело, не боится ответственности, может увлечь своими идеями. У него живая интуиция, он хорошо понимает людей, объективно оценивает их возможности. В других людях Савва обычно ценит самостоятельность, точность и чувство юмора. Савва может понять человека, посочувствовать ему, помочь. Очень огорчается, когда в трудную для себя минуту не имеет поддержки. Его неприятности обычно возникают из-за эксцентричности характера, неумения держать себя в руках. Обидевшись, не всегда разобравшись в ситуации, он может нагрубить или жестоко осмеять человека, не думая о последствиях. Однако он редко упорствует в конфликте, "выпустив пар", успокаивается и согласен мириться.

Савва - прекрасный семьянин, покладистый, помогает жене дома, переживает за нее, искренне интересуется ее работой. Он нежно любит детей, занимается ими, водит в школу, различные кружки, на праздничные гуляния. Савва тонко чувствует природу, умеет наслаждаться ее красотой, имеет дачу, прекрасный сад, который сам же и вырастил. Не на последнем месте у него и материальное благополучие семьи.

Отчество : Саввич, Саввична.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Савва Иванович Чевакинский (1713- после 1774) - Русский архитектор. С 1741 года возглавил строительство в Петербурге и Кронштадта. Им было создано множество зданий. Среди них особняк известного деятеля русской культуры куратора Московского университета и Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова. Современники высоко ценили архитектуру этого дворца. Они сравнивали его фасады, богато украшенные лепкой с алан-сонскими кружевами. Позже фасады были переработаны в более строгом стиле.

На набережной реки Фонтанки по чертежам Чевакинского был построен особняк графу Шереметьеву, названный "Фонтанным домом". В глубине участка наподобие усадьбы находится здание, позади - просторный сад. Вельможи середины XVIII века предпочитали именно такой тип планировки для своих городских владений.

Исполняя обязанности адмиралтейского архитектора, Савва Чевакинский разработал в 1765 году чертежи складов "Новой Голландии". На небольшом острове возникли корпуса, простые, суровые и величественные. Всего лишь только склады, и, вместе с тем, какая мощь и красота заключены в их архитектуре!

Самое значительное и крупное произведение Саввы Чевакинского - Морской полковой собор был построен в 1762 году. Он занимает видное место в городе, издали, в перспективе улицы, видны сияющие позолотой главы его куполов.

Современники говорили, что "Никола Морской", так называли обычно этот собор, "начат строиться по плану и образцу Астраханского собора", возведенного в конце XVII века. Это было неслучайно для Чевакинского, воспитанного на образцах русского зодчества, и следовавшего его заветам. Пятиглавие здесь - тоже от древнерусской архитектуры. Широко расставленные купола собора неповторимо красивы. В распределении их масс, в силуэте соорут жения много своеобразия. Фасады декорированы колоннами, сочным лепным орнаментом, выделяющимся на общем лазоревом фоне стен.

Внутри собор двухэтажный. Верхняя церковь - просторная, светлая, нарядная с замечательным резным позолоченным иконостасом.

Савва Иванович Чевакинский - крупнейший архитектор середины XVIII века, и сам воспитал талантливых зодчих, среди них были В.И. Баженов и И.Е. Старое.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.