Библиотека как социально культурный центр. Библиотека – социокультурный центр в малом городе. Основные функции и категории пользователей

Школьная библиотека и общеобразовательное учреждение –единое социокультурное пространство

В «Большом толковом словаре русского языка» приводится следующее толкование термина социокультурный – обусловленное социальными и культурными причинами.

Причина, которая является связуюшим звеном школы и школьной библиотеки – воспитание и образование учащихся.

Деятельность любой библиотеки рассматривается в трёх основных качествах: как информационно-образовательный, культурно- просветительный центр и центр духовного, межличностного общения. Во все времена библиотека относится к учреждению культуры. И сегодня мне хочется остановиться на очень важном моменте, который выделяет школьную библиотеку, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения – это её культурная функция. В Положении «О библиотеке общеобразовательного учреждения» основные функции школьной библиотеки определены так – образовательная, информационная, культурная. Библиотека в школе – это особая среда воспитания, воспитания культуры личности читателя. Как не вспомнить слова Клода Гельвеция: «Ничто так не формирует личность, как среда». Поэтому в школьной библиотеке важнейшей задачей становится воспитание человека, способного творить, создавать культуру. В библиотеке сосредоточены все основные социокультурные богатства в виде печатной продукции: книги, хрестоматии, журналы, газеты. Задача библиотек – познакомить читателя с этой информацией. Немаловажную роль играет интерьер библиотеки, система обслуживания. А теперь обратимся к схеме, на которой представлены основные составляющие культуры личности читателя:

Знание правил поведения в общественном месте; Знание правил общего этикета; Знание правил пользования библиотекой; Умение работать с поисковыми библиотечными системами; Умение правильно и грамотно сформулировать свой запрос; Культура общения; Культура чтения (чтение детей – это из составляющих перспектив духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества..) Бесспорно, что основа воспитания читательской культуры закладывается в школьной библиотеке. Прежде всего для этого необходимо создать информационную среду в библиотеке. И несмотря на такое маленькое и нетиповое помещение, в нашей школьной библиотеке есть то, что должно соответствовать этому понятию: оформленные книжные выставки к знаменательным и памятным датам; новинки литературы, как для детей, так и для взрослых читателей; постоянно действующие выставки «Для Вас, педагоги», по краеведению «Земля, моя, Югория». Оформлены красочно стеллажи открытого доступа по самым различным темам для всех возрастных категорий: начальная школа, среднее звено, старшеклассники, для взрослых читателей. На стеллажах не только книги, но также газеты и журналы. К «Неделе детской и юношеской книги» оформляется выставка «Чудо, имя которому – книга», тематические полки «Сегодня – мы писатели», «Книги пишем сами». Надо отдать должное, что читатели обращают внимание на то, что оформлена очередная новая выставка, что появились новые книги, большой популярностью у детей всех возрастов пользуется подборка «Новые журналы и газеты». Читатели ждут с нетерпением новых поступлений, приходя в библиотеку практически на каждой перемене. Есть такие, кто читает каждый номер определённого издания, например, очень популярны журналы: «Друг» для любителей собак и кошек; «Миша», «Моделист-конструктор»», Итак, какими методами мы воспитываем культуру личности читателя? Ежедневные рекомендательные беседы и беседы о прочитанном с читателями всех возрастов при посещении библиотеки (диалог между читателем и библиотекарем)

Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика, что позволяет читателю раскрепоститься, ведь библиотека – это не только пункт выдачи документа или информации, но и место, куда можно прийти передохнуть, поговорить с библиотекарем (особо хочется выделить 5-е классы, 6- е классы) Функция библиотеки как центра духовного общения, присуща и школьной библиотеке.

«Посвящение в читатели» – для учащихся 1-х классов;

Беседа и экскурсия в школьной библиотеке для учащихся 1-х классов. Это очень важно, ведь это их первая библиотека, куда они идут самостоятельно и выбирают издания. Иногда детям интересен сам процесс посещения библиотеки, выбор книг на стеллажах открытого доступа. Опыт работы показывает, как важно именно в первом классе познакомить ребёнка с правилами пользования библиотекой.

Беседа «Культура читателя». По плану работы библиотеки ежегодно такая беседа проводится для учащихся 5-х классов, на классных часах. В каждом классе мы выбрали ответственного за библиотечную работу, наших помощников. Мы им предлагаем в свободное время по желанию приходить в библиотеку и мы даём самые разные посильные поручения. Помощников у нас огромное количество. Одно из направлений в работе с библиотекарями классов – это проведение обзоров детских журналов и газет в классах. Достичь определённых результатов можно только в сотрудничестве заинтересованных учителей-предметников, классных руководителей и библиотекарей, так как библиотекарям охватить всех сразу просто физически невозможно. Я могу привести положительные примеры приобщения учащихся к библиотеке через учителей –предметников: 5-в, Вершинина А.А. – учитель литературы Романенко Е. В. – учитель физики. параллель 6-ых классов (о них я скажу чуть позже). Классные руководители 9-д (Романова А.А., 9-е (Камалова Ф.П.), 9-г.(Киселёва Е.В.). Наиболее частые посетители – это учащиеся (9-Е и 9-Д) классов). Система библиотечных уроков «Основы информационной культуры». Что они нам дают? Библиотечно-библиографические знания – необходимая часть читательской культуры. Все ученики должны получить необходимый минимум знаний о библиотеке, книге, научиться работать со справочной литературой, периодическими изданиями. Творческие уроки, практические занятия, знакомство с лучшими изданиями для детей – всё это приобщает к библиотеке каждого ребёнка, так как необходимость подготовиться к домашнему заданию, работа на практических занятиях по каждой теме создаёт условия, при которых ребёнок должен посетить библиотеку с определённой целью. Такие темы, как познавательная, художественная, справочная литература, детские журналы и газеты, структура книги, история библиотек визуально знакомят учащихся с конкретными изданиями. В конечном итоге – мы воспитаем грамотного, культурного читателя, умеющего вести себя достойно в любой библиотеке. Ведь сегодня учащийся – читатель школьной библиотеки, а завтра – детской, библиотеки колледжа, вуза, научной, а базой для работы в библиотеке другого уровня будут знания и навыки, полученные в школьной библиотеке.

Концепция, решение, результат

Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

Концепция

Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция.
  • Образовательная функция.
  • Библиотечная функция.
  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
  • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

Способы реализации

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

  1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
  2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
  5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
  6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
  7. Организация школьного киноклуба, театра.
  8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

  • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
  • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
  • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

«Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

Необходимая материально-техническая база (МТБ)

МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

  1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
  2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
  3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
  4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
    • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
    • функции учёта выдачи электронных версий книг;
    • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
    • функции ведения сайта библиотеки.
  5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!

Известный российский литературный критик, обозреватель Константин Мильчин и издатель, публицист Борис Куприянов впервые побывали в Гуманитарном центре-библиотеке имени семьи Полевых. Они приехали в Иркутск по линии Фонда «Вольное дело», который поддерживает программы в области здравоохранения, образования, культуры.

«Константин Мильчин и Борис Куприянов – эксперты первого открытого конкурса грантов по поддержке библиотек «Пространство «Библио», или библиотека как социокультурный центр местного сообщества», который мы провели в этом году, – рассказала директор по коммуникациям и международным проектам Фонда Екатерина Светличная. - Была представлена 581 заявка из 61 региона России, 28 заявок вышли в полуфинал, 22 заявки стали финалистами и получили финансирование на свои проекты. Но, к большому для нас сожалению, ни одна из заявок из Иркутска или Иркутской области не вышла ни в полуфинал, ни в финал. Конкурс был объективный и строгий, каждую заявку рассматривали два эксперта. Победили проекты, которые получили максимальное количество баллов от экспертов. Конкурс был всероссийским, но нам хотелось бы больше ресурсов вкладывать в «свои» регионы, где работает группа компаний «Базовый элемент». Это конкурс станет одной из визитных карточек фонда и станет ежегодным. Поэтому наша задача в Иркутске – познакомиться с библиотеками, нашими аппликантами, которые в будущем подадут заявку на участие. Несмотря на то, что претенденты из Иркутской области не победили в этом конкурсе, мы сами пришли к вам. А эксперты конкурса – эксперты в библиотечном, книжном деле – прочтут в Иркутске те же лекции, что и нашим полуфиналистам, которых мы собрали в Москве».

Разговор Бориса Куприянова с иркутскими читателями, библиотекарями, работниками культуры, издателями в Гуманитарном центре был посвящен теме «Библиотека как социокультурный институт». Участник жюри Национальной литературной премии «Большая книга», соучредитель книжного магазина интеллектуальной литературы «Фаланстер» (Москва), Борис Куприянов стоял у истоков Московского городского Библиотечного Центра. Разработанная им стратегия развития МГЦБ основана на вовлечении районных библиотек в общественную и культурную жизнь города. «Мы изучали, как взаимодействует библиотека и город, как взаимодействует город и библиотека, человек – с книгой, город с – книгой, – рассказывал Б. Куприянов. - Самое интересное, что проблема библиотек существует во всем мире, кроме Китая, Сингапура, Индии, где ценность библиотеки незыблема. Нам был особенно интересен опыт Скандинавии, Великобритании, потому что замечено: чем севернее страна, тем важнее функции библиотек, тем лучше библиотеки».

Б. Куприянов рассказал, что теперь в столичных муниципальных библиотеках от выхода книги в свет до появления на полке проходит чуть меньше месяца: «Раньше библиотеки покупали сами книги на торгах, а не в издательстве. И между выходом издания и появлением в библиотеке проходило 11 месяцев. Сейчас – месяц, для этого вводится единая система обработки, высылается универсальная запись, сейчас это самая быстрая система в России».

Имя редактора отдела культуры журнала «Русский репортер» Константина Мильчина знакомо читателям еженедельника «Книжное обозрение», журналов «Иностранная литература», «Time Out», слушателям утренней программы на «НТВ». Литературный критик К. Мильчин поделился, как в сегодняшнем потоке новостей не пропустить информацию о книжных новинках.

«Мне кажется, библиотека – это такое место, где можно поговорить о книгах. Парадокс в том, что читателям не с кем это обсуждать: чтение только на первый взгляд кажется индивидуальным процессом. А библиотекарь – такой уникальный человек, с которым ты можешь поговорить о книгах, если ты остался один в своем традиционном социуме, и в этом смысле информация о новинках, трендах – очень важная часть вашей работы. И даже если вы не можете сейчас получить новинки, вы должны о них знать».

Константин Мильчин рассказал, какие источники сегодня могут подсказать, что читать.

Прощаясь, Борис Куприянов и Константин Мильчин сказали следующее: «Будьте верными своему служению. То, что вы делаете – это служение. Такого служения в России осталось очень мало, вы каждый день совершаете литургию, каждый день, приходя на работу, привлекая детей и взрослых к чтению. Спасибо вам огромное!».

03.04.2017

Уникальность проекта

Большую значимость в среде тихвинского сообщества приобрела деятель­ность вагоностроительного завода по развитию инфраструктуры города. После запуска АО «ТВСЗ» одним из социальных проектов, реализуемых предприятием в 2013 году в Тихвине, стало создание современной библиотеки — социокуль­турного центра. Основу проекта, по приглашению АО «ТВСЗ», разрабатывала команда Российской государственной библиотеки для молодежи (г. Москва), в дальнейшем в проекте принимали участие специалисты крупнейших библио­тек Санкт-Петербурга (Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Городская публичная библиотека им. Маяковского).

В преддверии открытия в городе был проведен онлайн- конкурс «Название для новой библиотеки», по итогам которого у библиотеки появилось имя - «Тэффи», литературный псевдоним известнейшей русской писательницы прошлого века Надежды Александровны Лохвицкой, чье детство и юность были связана с Тихвином.

Главным событием библиотечной жизни Тихвинского района в 2015 году стало открытие новой Библиотеки - со­циокультурного центра «Тэффи» на базе МУ «Тихвинская Централизованная библиотечная система». Проект полу­чил поддержку администрации Тихвинского района и пра­вительства Ленинградской области и стал примером частно-государственного партнерства: муниципалитет предоставил помещение под библиотеку; областное и районное руководство совместно приобрели новые издания и провели ремонт фасада и кровли, обновили инфраструктуру около библиотеки. Общая площадь БСЦ «Тэффи» составляет около 800 квадратных метров.

Вновь созданная Библиотека - социокультурный центр «Тэффи» отвечает всем современным требованиям: помещения, оснащенные мебелью и оборудова­нием, соответствующим эстетическим и эргономическим нормам, комплексная автоматизация и компьютеризация всех информационных и библиотечно-би-блиографических процессов, новейшее компьютерное оборудование, высокоско­ростной Интернет, бесплатный доступ к фонду электронных ресурсов.

Приблизительный объем инвестиций АО «ТВСЗ» в проект составил около 40 миллионов рублей. Срок выполнения проекта - 2 года.

В фонде библиотеки в настоящее время около 15 тысяч экземпляров книг, подавляющая часть которых закуплена в 2015 году, подборка газет и журналов. Читателям доступна электронная библиотека ЛитРес, заключено соглашение по предоставлению доступа пользователей к фондам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Библиотека оснащена современным RFID -оборудованием. Выдача книг осу­ществляется с использованием электронных средств учета и контроля. Читатели получили электронные читательские билеты. Каждая книга открытого фонда по­лучила специальную RFID -метку (чип), содержащую всю информацию о книге, что позволило сделать книговыдачу автоматизированной. Данная технология по­зволяет не только быстро обслуживать пользователей, но и дает оперативные от­веты на самые разнообразные вопросы: выдана или нет конкретная книга, кому была выдана, срок возврата. От выноса незарегистрированных книг оберегают противокражные ворота на выходе. По всей территории библиотеки работает бесплатный WiFi.


Благодаря АО «ТВСЗ» в Библиотеке созданы все условия для проведения кон­цертов, спектаклей, встреч с интересными людьми, мастер-классов, организации кружков и объединений по интересам, учебных занятий, конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятий численностью от 2-3 до нескольких де­сятков человек. Работают: конференц-зал, оснащенная современной медиасистемой с проектором, и два зала для более камерного посещения - учебный зал и зал для мастер-классов, оснащенные проекторами и учебными досками. В молодеж­ном зале созданы комфортные условия для неформального общения, настольных игр, проведения небольших концертов. В литературной гостиной можно выпить кофе и провести время с друзьями, или деловую встречу. На первом этаже выде­лен детский зал с играми, детскими книгами и телевизором. Пока ребенок играет, родители могут почитать газету или журнал в соседнем зале периодики.

Особое внимание инвестор уделил безбарьерной среде. Для пользователей с ограниченными физическими возможностями в библиотеке созданы все необ­ходимые условия. Для колясочников оборудованы пандус, специальный туалет, межлестничный подъемник. К услугам слабовидящих - специализированная лупа, аудиокниги. Удобно расположены стеллажи с книгами.

Однако, несмотря на привлекательность помещения, в библиотеке необхо­димо было создать определенный микроклимат доверия, идейности, професси­онализма и креативности. Эта задача стояла перед заместителями заведующей библиотеки и специалистами, призванными помочь в этом, безусловно, необхо­димом деле. Коллектив библиотеки продолжает складываться уже более года: ве­дется работа с соискателями должности директора центра, психологов, тренинги с коллективом в целом. Именно грамотная кадровая политика и демократический стиль управления помогает достичь разноплановых целей.

Через полгода после открытия БСЦ «Тэффи» проводит несколько десят­ков разнообразных мероприятий в месяц. Каждый день библиотеку посещает в среднем 200 человек, и число пользователей растет по мере роста популярности Центра. БСЦ интересен горожанам всех возрастов, но сегодня он особенно по­пулярен у подростков и молодежи.


Миссия библиотеки

Миссией БСЦ «Тэффи», ставшей центром интеллектуального досуга, решения социальных проблем населения, связанных с карьерой и образованием, поддерж­ки самореализации разных групп населения, при этом безопасным и комфортным, является объединение локального общества горожан Важнейшей составляющей миссии является приобщение жителей города к чтению, привлечение к книге.

Все сотрудники Центра стремятся к образованию некоего «комьюнити» - общества читателей и посетителей с активной жизненной позицией, широким кругозором, способностью помогать друг другу в решении важных социальных, карьерных, образовательных и других задач. Например, в настоящее время в би­блиотеке создается сообщество педагогов, стремящихся актуализировать социа­лизацию наиболее уязвимых слоев населения: дети из семей в трудной жизненной ситуации обучаются английскому языку бесплатно в форме факультатива, глу­хонемые взрослые и подростки общаются и учатся работать на компьютере. На­деемся, будут и другие. Сотрудниками Центра разрабатывают специальные про­граммы для уже существующих партнёров библиотеки, например, проводились познавательные «уроки добра» для Реабилитационного центра для детей и под­ростков с ограниченными возможностями «Трэди», Тихвинским детским домом.

Однако, у нас проводятся и коммерческие мероприятия. Речь идет не об аренде помещений и оборудования. А именно о платных, специально подготовленных ме­роприятиях. Дело в том, что специфика малого города сообщает жителям не всегда верные установки на отдых, досуговые привычки. Мы даем возможность классным коллективам, семьям и другим общностям людей узнать, что интеллектуальное, культурное, социально адекватное времяпрепровождение есть и в небольших го­родах (при этом привлекаем посетителей конкурентоспособной ценой и доступно­стью услуг, широким выбором форм по сравнению с другими учреждениями горо­да). Примером таких мероприятий стали подготовленные и проведенные нашими специалистами детский праздник «Интеллектуальный день рождения» и «Вечер поэзии ко Дню учителя», инициаторами которого стали благодарные ученики.

По каждому из направлений деятельности библиотеки комплексно работают следующие залы:

  • Зона лобби - универсальный зал, хранилище, зал периодики, детский и мо­лодежный залы, залы краеведения и страноведения, компьютерная библиотека;
  • Учебный класс - конференц-зал, компьютерная библиотека, зал литерату­ры на иностранных языках и страноведения;
  • Кабинет психолога (в БСЦ «Тэффи» работает штатный психолог) - моло­дежный и детский залы, зал периодики, «литературное кафе»;
  • Конференц-зал, учебный класс, детский и молодежный залы, «литературное кафе»;
  • Зал для мастер-классов, конференц-зал, учебный зал; кабинет психолога.

Привлечение специалистов разных сфер деятельности к работе в библиотеке

В настоящее время в библиотеке работают более половины специалистов без профильного библиотечного образования: режиссер, менеджер социальной сферы, педагоги, IT -специалист. По должностной инструкции - библиотекари, по сути - каждый из них выполняет функции, соответствующие образованию и опыту предыдущей работы. Однако специалисты разных сфер пришли в библиотеку не по причине невостребованности в своей профессиональной среде. Мотивацией трудоустройства послужили следующие причины:

  • Материальные - стабильная заработная плата, премии из средств коммер­ческой деятельности библиотеки, оплачиваемые командировки;
  • Нематериальные - творческая атмосфера, комфортные условия труда, дружный коллектив, возможности обучения и личностного роста, лояль­ный и демократичный менеджмент, уважение к индивидуальности, работа в уникальном учреждении, приобретение опыта социокультурной деятель­ности, социализация на новом месте жительства и многое другое.

При проектировании и введении в работу центра была проделана большая ра­бота по привлечению и отбору кадров. Менеджеры старались выбрать наиболее подходящих соискателей. Критериями отбора стали:

  • нацеленность на результат;
  • опыт работы;
  • инициативность;
  • креативность;
  • уникальность специалиста на рынке труда;
  • умение и желание работать в группе;
  • оптимизм.

Приёму на работу предшествовали несколько собеседований, включаю­щие общение с психологом и представителями инвесторов, творческие задания и пробные мероприятия.

После открытия центра началась непосредственная деятельность, в ходе ко­торой проявилась потребность в супервизии. Функцию налаживания контакта между агентами рабочих процессов взяла на себя психолог «Тэффи». В реалиях повседневной трудовой деятельности и многозадачности каждого сотрудника (постоянная обработка новой литературы, создание новых записей в электрон­ном каталоге, работа с фондом, с документацией и отчетностью, налаживание внутрибиблиотечных процессов, проведение переговоров различного уровня, подготовка и проведение мероприятий) невозможно переоценить значимость компетентного супервизора - связующего звена между сотрудниками и руково­дителем. Наличие подобного специалиста делает учреждение продуктивнее.

Особенно хотелось бы отметить позицию руководства, поддерживающего атмосферу доверия и понимания в коллективе. Кроме того, создатели библиоте­ки позаботились о единых отличительных знаках для сотрудников: фирменные платки, бэйджи, которые не только помогают выделить их среди посетителей, но и создают ощущение причастности к общему делу, коллективизм, способствуют появлению «чувства локтя», взаимовыручке. Недаром наш Центр постепенно становится местом притяжения молодых специалистов.

Продвижение библиотеки в молодежной среде

Специалисты библиотеки находят доступные средства продвижения би­блиотеки в среде молодых (до 35 лет) и продвинутых потенциальных читате­лей. БСЦ «Тэффи» налаживает взаимодействие с пользователями посредством Интернета. Мы активно сотрудничаем с теми, кто приходит к нам за помощью, и благодарны за неравнодушие и ответственное отношение к работе, к пропаган­де чтения и культурного досуга.

На данный момент библиотека-социокультурный центр «Тэффи» активно ис­пользует для общения с реальными и потенциальными читателями и посетителя­ми следующие каналы:

Дети среднего и старшего школьного возраста быстрее всего улавливают новые веяния и именно их привлекает все яркое, креативное, необычное, поэтому именно они всегда первыми реагируют на изменения и первыми приходят. Однако, целевой аудиторией для нас является работающая молодежь, которая не уедет учиться в дру­гой город и в будущем приведёт в библиотеку своих детей. У этого слоя населения меньше всего времени, свободного от работы и домашних забот, меньше времени на развлечения, поэтому они заинтересованы тратить его с умом. Мы предлагаем для них настольные игры: «Манчкин», «Каркассон», «Колонизаторы», «Мафия», «Клуэдо» и другие. Молодым мамам не хватает времени на чтение в библиотеке, и не всегда удобно приходить, чтобы взять или сдать книги - им мы поможем зареги­стрироваться в приложении «ЛитРес». Оно дает возможность держать книгу всегда под рукой, при этом не загружая себя дополнительными обязанностями и получая доступ к ней с любого электронного устройства. Молодые мамы часто имеют инте­ресные хобби - им мы помогаем в оформлении творческих выставок.


Малый город обладает своей спецификой: тут нет большой конкуренции, но жителям тяжело перестраивать привычный уклад жизни; сложно найти личное пространство, укромное место, без посторонних любопытствующих глаз, зато «сарафанное радио» работает на пользу эффективных учреждений. Все эти осо­бенности специалисты библиотеки «Тэффи» стараются учитывать и применять для оптимизации работы с читателем.

Один из наиболее удачных способов привлечения новых читателей и повышения лояльности уже имеющихся - присоединение библиотеки к мировым, международ­ным, всероссийским и другим проектам, например, в 2016 году БСЦ «Тэффи» стала площадкой проектов, не реализованных ранее в Тихвине. Жители города и района в этом году смогли стать участниками «Тотального диктанта» и «Библионочи». Ко­манда «Тэффи» планирует расширять проектную деятельность, развивая свои идеи.

Работа со спонсорами: партнёрские отношения

Ранее уже говорилось о том, что проект был финансирован отчасти инвесто­рами, после запуска мы продолжаем совместную работу. Группа компаний «ИСТ» в лице АО «ТВСЗ» и по сей день продолжает нас поддерживать, ведь уже сделано не мало:

  • разработка пакета проектной документации;
  • финансирование капитального ремонта внутренних помещений здания, выделенного под библиотеку;
  • косметический ремонт помещений в соответствии с дизайн-проектом;
  • закупка мебели: стандартной и специализированной библиотечной;
  • приобретение специализированного библиотечного оборудования и про­граммного обеспечения;
  • закупка компьютерного и медиа оборудования;
  • благоустройство и освещение прилегающей территории;
  • приглашение специалистов для обучения сотрудников библиотеки навы­кам продвижения учреждения в читательской и общественной среде, таких как А. Пурник (РГБМ, г. Москва), Л.Г. Пасхина (бывший директор «Дома книги», г. Санкт-Петербург), тимбилдингом коллектива занимался В. Сазо­нов (ООО «Ти Ай Джи», г. Санкт-Петербург).

Администрация АО «Тихвинский вагоностроительный завод» проявляет интерес к текущей жизни и проблемам «Тэффи», оказывая постоянную помощь и поддержку в решении возникающих вопросов.

Руководство и сотрудники «Тэффи» не останавливаются на достигнутых со­глашениях и постоянно находятся в поиске заинтересованных компаний и ин­дивидуальных предпринимателей. Обычно в рамках договоров мы взаимодей­ствуем на взаимовыгодных условиях. Например, мы рассказываем о спонсоре в группе в социальной сети в течение месяца, а он предоставляет подарки победи­телям викторины - ещё один «плюс» работы в соцсетях. Таким образом, можно рассчитывать не только на «плюшки» для активных читателей (сертификаты на товары и услуги, фирменные украшения ручной работы), но и на приобретение необходимого «софта», материалов для мастер-классов (дорогие расходные мате­риалы: например, полимерная глина). Ещё хотелось бы рассказать о дружеских отношениях: мы никогда не стесняемся их завязывать, выходить на контакт пер­выми. Что мы получаем взамен: интересные гости на «круглых столах», позитив­ные примеры для ребят, проходящих профориентацию и т.д.

Центр «Тэффи» на данный момент работает со школами и детскими садами, налажен контакт со средними учебными заведениями города, промышленными предприятиями, средним и малым бизнесом. Внедряем рекламу как платную ин­формационную услугу, находим организации заинтересованные в проведении мероприятий на нашей территории, и организуем тимбилдинги на договорной основе, ищем поводы и способы сотрудничества с коммерческими организация­ми сферы досуга.

В условиях рыночной конкуренции мы вынуждены работать, не уступая ком­мерческим структурам. Опорой в нашей деятельности служит работа «по люб­ви», по призванию и на результат. Совместными усилиями мы сможем решить проблему недостаточного внимания к книге: привлекая в библиотеки людей са­мыми разными способами, мы прокладываем тропу к читательскому интересу, грамотности и, наконец, к культуре.

Проект

«Школа как социокультурный центр развития»

Год создания проекта: 2016

Аннотация проекта

Сельская школа может стать социокультурным центром и решающим образом влиять на уклад села, его культурное развитие.

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы в формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему.

Все эти замыслы можно реализовать при создании программы развития школы «Школа как социокультурный центр развития».

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:

формирование гармонически развитой личности:

нравственное, эстетическое и физическое совершенствование детей;

удовлетворение духовных запросов и развитие их творческих способностей

Центр развития

Цель:

создать наиболее благоприятные условия развития для всех обучающихся школы, с учетом различий их склонностей и способностей, используя возможности образовательного пространства школы, развития дополнительного образования, привлечение социальных партнеров;

Задачи:

организация деятельности педагогического коллектива по формированию «единого организма», постоянное взаимодействие и нахождение новых сфер сотрудничества всех структур, входящих в социокультурный центр развития;

    организовать и проводить постоянную диагностику влияния социокультурного пространства на воспитание и качество обучения учащихся.

Сроки реализации: 2 года.

    адаптационный период (3 месяца):

На начальном этапе адаптационного периода провести диагностическое исследование, анкетирование родителей, учащихся школы для определения запроса социума.

Разработать Программы сотрудничества с социальными партнерами по месту жительства: сельской библиотекой, сельским Домом культуры (СДК), ДШИ.

Создать творческую группу, как коллективный орган управления жизнедеятельностью социокультурного центра.

    Переход намеченной программы из адаптационного периода в режим функционирования;

Представить проект на методическом объединении, организовать семинары для педагогов, родителей и односельчан по изучению и применению данной программы.

сентябрь 2013 (методический совет) «Проектирование и прогнозирование развития школы. Школа как социокультурный центр».

Декабрь 2013 (педсовет) «Совершенствование системы воспитания в рамках личностно-ориентированного образования»

Апрель 2013(семинар по воспитательной работе) «Школа как социокультурный центр»

    реализации программы развития школы

Сельский дом культуры (в дальнейшем СДК) – на базе СДК организоватьтворческие коллективы для детей:

ИЗО-студия «Куколка» (изготовление кукол), театрально-музыкальный кружок;

    Изучение истории костюма, народной игрушки;

СДК поддерживает инициативу школы, и совместно проводят мероприятия, организованные центром развития;

ДШИ участвует во всех программах, проводимых по проекту «Школа, как социокультурный центр развития» и обеспечивает профессиональную поддержку всем мероприятиям села и всего поселения;

Сельская библиотека– организован для школьников постоянно действующий кружок «Юный библиотекарь», проводятся тематические выставки, викторины, научно-познавательные игры, проходит ежегодный конкурс на лучшего читателя по различным номинациям.

Заведующая библиотеки организует свою деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных принципов подрастающего поколения и взрослого населения села и всячески содействует работе центра;

определение перспектив дальнейшего развития

Принимать участие в районных, областных конкурсах;

Организация сотрудничества с другими детскими организациями, театром кукол;

Ожидаемые результаты

· создать социокультурный центр, где дети учатся жить активно, развивают и реализуют свои способности;

· предоставление равных возможностей с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности;

· создать школу, конкурентно способную на рынке образовательных услуг.

Афиширование проекта:СМИ

Ресурсы:

Руководитель (ответственный исполнитель) проекта;

Творческая группа;

Материалы для изготовления кукол, декораций, костюмов; для строительства площадки;

Техническое оснащение (Швейные машины: 2шт., оверлок, компьютер, музыкальный центр)

Инструменты для ручного шитья.

Заключение

Значение культурного развития чрезвычайно важно для современного общества. Культура села находится на очень низком уровне, но это можно исправить. Начать нужно с малого, постепенно усложняя задачу. Тесное сотрудничество семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы необходимое условие для реализации проекта.

Приложение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Составитель: преподаватель

первой квалификационной категории

Хоменко Мария Владимировна

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не каким-то наитием. Оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. Я стремился к тому, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками; проявлял и развивал свою любознательность не только вопросами, но и трудом».

В.А.Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В этих замечательных, проникновенных словах выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Он был убежден: чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности в том, что из него вырастит умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука – то, что порождает человеческие пороки.

Настоящая рабочая программа по предмету «Тряпичные куклы» рассчитана на 4 года обучения для всех желающих без предварительного отбора учащихся средних общеобразовательных школ, начиная с первого класса.

Из словаря русского языка С.И.Ожегова «Кукла» это детская игрушка в виде фигурки человека, знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фиксирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

Кукла для человека в детстве не обязательно, она - партнёр в общении во всех его проявлениях. Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Являясь частью образовательного процесса ДШИ, рабочая программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного творчества, народных праздников и обрядов, знакомство с которыми обеспечивает органичность усвоения материала и понимания народной культуры.

1.1. Причины введения программы, обоснование актуальности, значимости преподаваемого предмета

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общего эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности её развития.

Рабочая программа «Тряпичные куклы» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и является частью образовательной программы ДШИ. Новизна программы состоят в следующем: это обобщение опыта работы автора в сфере дополнительного образования детей в качестве преподавателя.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Актуальность рабочей программы взаимосвязана с её широкими педагогическими, воспитательными и образующими возможностями, содействует приобщению детей к народному творчеству, фольклору и национальным особенностям культуры, способствует более глубокому пониманию мировой художественной культуры, обеспечивает возможность сохранения и развития традиций народного творчества, а также способствует воспитанию целостной, гармоничной личности ребенка.

1.2. Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса обучения

Программой предусмотрено усвоение теоретического материала по теме «История тряпичной куклы», что способствует грамотному созданию собственных композиций и художественных изделий. Теоретическое и практическое обучение учащихся производится одновременно.

В процессе обучения дети осваивают следующие разделы программы: освоение технологии рукоделия (плетение, вязание, шитьё); изучение культуру и традиций разных народов в изготовлении кукол; моделирование, конструирование, оформление нарядов для кукол разных народов; создание образа куклы; воспитание эстетического вкуса; формирование профессиональных навыков, через комплексное освоение русской традиционной культуры, где творческие задания подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его возрастом, уровнем способностей и психофизическими данными.

1.3. Цель и задачи программы

Художественное творчество учит получать наслаждение не только от результатов своего труда, но и от самого процесса; стимулирует внесение индивидуального, оригинального, личностного. Художественное творчество воспитывает не духовного потребителя, а, человека, творчески относящегося к искусству, к жизни в целом.

Важным моментом в организации творческого процесса обучения является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей школьного возраста. Потребность достижения успехов должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка бы, имеющимся у ребёнка.

Цель настоящей программы заключается в создании условий для развития творческих способностей и задатков учащихся, способствовать формированию основ эстетической культуры чрез освоение исторической памяти Русского народа (рукоделие), его самореализации и социальной адаптации. В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи :

Образовательные: знакомство с новыми технологиями в искусстве рукоделия (изготовления тряпичной куклы)

Развивающие: развитие образного, логического и художественного мышления, зрительной памяти, творческих способностей

Воспитательные: воспитание любознательности, дисциплинированности, организованности

Овладение навыками ручного шитья (плетение, вязание, шитьё) Развитие мелкой моторики через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребёнка Приобщение к труду через освоение народных традиций.

Освоить способы и технические приемы работы с различными материалами Совершенствование эмоциональной сферы. Формирование умений выражать свои переживания, настроения и ощущения с помощью рукоделия. Формирование художественного вкуса Изучение истории возникновения народной игрушки.

Освоение современных народных традиций

Обучение наблюдательности ручного труда. Духовное и нравственное развитие

Сплочение детского коллектива, воспитание лучших человеческих качеств: любовь к труду, традициям.

Условия реализации программы:

Для реализации учебного процесса в ДШИ созданы условия для формирования у ребят мотивации к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению. Формирования мотивации учащихся:

1. развитие интереса к деятельности через осознание её смысла для жизни;

2. обучение операциям, действиям, которые позволяют детям очень быстро использовать их в самостоятельном творческом процессе, (мотив подкрепляется умением);

3. обеспечение каждому ученику эмоционального климата с учётом разноуровневых и разносторонних интересов и возможностей;

4. формирование волевых качеств – умение довести дело до конца, преодолевая трудности;

5. формирование адекватной самооценки, объективный анализ своей деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения и рассчитана на всех желающих без предварительного отбора учащихся средних общеобразовательных школ в возрасте 7(6) – 12 (13) лет, усидчивые, склонные к рукоделию и кропотливой работе. Планируя годовую работу необходимо учитывать условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении игрушек.

На уроках создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, уверенности в своих способностях создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.

В работе на уроках используются необходимые материалы и инструменты: образцы игрушек, сделанные руками учителя; лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы; катушечные нитки №30, №40 разного цвета; карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек; таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним; электрический утюг и рабочую одежду.

1.6. Психолого-педагогические предпосылки младшего возраста

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребёнка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Исследователями физиологии детей установлено, что развитие речи зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. Хорошим материалом для развития пальчиковой моторики служит бумага, различные виды ткани, пластилин, мягкая глина.

Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию творческой активности (при специально организованном обучении, включая творческие задания).

Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли преподавателей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, являются полезными для общего развития ребёнка. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

Важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческих для ребёнка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребёнка к делу, а не только выполненная работа и её конкретный результат.