Значение слова орхоно-енисейский в словаре русского языка лопатина. Орхоно-енисейские надписи Сообщение о органе енисейской письменности

  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ЕНИСЕЙСКИЙ
    ЕНИС́ЕЙСКИЙ КРЯЖ, приподнятый юго-зап. край Среднесибирского плоскогорья. Дл. ок. 700 км, выс. до 1104 м. Темнохвойная тайга. М-ния золота, жел. …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕНИС́ЕЙСКИЙ ЗАЛИВ Карского м., между Гыданским п-овом и п-овом Таймыр. Дл. ок. 225 км, шир. у входа ок. 150 км, …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    енис`ейский (от Енис`ей и …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    енисейский (от Енисей и …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
    енис`ейский (от енис`ей и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ
    тюркоязычные надписи 7-11 вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по находкам в …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ КАРСКОГО М в Большом энциклопедическом словаре:
    между Гыданским п-овом и п-овом Таймыр. Длина ок. 225 км, ширина у входа ок. 150 км, глубина 6-20 м. В …
  • ЮЖНО-ЕНИСЕЙСКИЙ
    посёлок городского типа в Мотыгинском районе Красноярского края РСФСР. Расположен на восточном склоне Енисейского кряжа, в 527 км к С.-В. …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    надписи, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении …
  • ОБСКО-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ
    с входящими в его систему речками — находится в пределах Енисейской и Томской губерний, в Енисейском и Томском округах, и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРХ́ОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, тюркоязычные надписи 7-11 вв. на скалах, кам. плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по …
  • ОБСКО-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    с входящими в его систему речками? находится в пределах Енисейской и Томской губерний, в Енисейском и Томском округах, и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЁЙСКИХ НАДПИСЕЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —условное название для нескольких древних литературных тюркских языков, зафиксированных в памятниках древнетюркского рунического письма и близких в структурно-генетическом отношении к …
  • НИКОДИМ (КАЗАНЦЕВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Казанцев) (1803 - 1874), епископ б. Енисейский и Красноярский. В миру Казанцев …
  • КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Красноярская и Енисейская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 660049, Красноярский край, г. …
  • ЕВФИМИЙ (СЧАСТНЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евфимий (Счастнев) (1839 - 1913), епископ Енисейский и Красноярский. В миру Счастнев Феодор …
  • АНТОНИЙ (ЧЕРЕМИСОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Черемисов) (род. 1939), архиепископ Красноярский и Енисейский. В миру Черемисов Иван Иванович. Родился …
  • АМФИЛОХИЙ (СКВОРЦОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Амфилохий (Скворцов) (1885 - 1937), священномученик, епископ Енисейский и Красноярский. Знавшие его и …
  • ТОМСЕН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Thomsen) Вильгельм Людвиг (1842-1927) датский языковед, президент Датского королевского научного общества (с 1909), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1894). Труды по …
  • РАДЛОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Radloff) Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) (1837-1918) российский востоковед-тюрколог, этнограф, переводчик, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1884). Родился в …
  • ЯЗЫКИ МИРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мира, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. - от 2500 до 5000 (точную цифру …
  • ЭПИГРАФИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в …
  • ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (хакасск. - камень войны), название могильников и археологической культуры 6-9 вв. в Минусинской котловине (бассейны рр. Абакана, Енисея главным образом …
  • УЙБАТСКИЙ ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    чаатас, могильник в 6 км к Ю.-В. от станции Уйбат в Хакасской АО. Погребения датируются временем от 3 в. до …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • ТЮРКОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    комплекс гуманитарных наук, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру народов, говорящих на тюркских языках. Первоначально Т. развивалась преимущественно как …
  • ТОМСЕН ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЮДВИГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Thomsen) Вильгельм Людвиг (25.1.1842, Копенгаген, - 12.3.1927, там же), датский языковед. Профессор Копенгагенского университета (1887-1913), президент Датского королевского научного общества …
  • ТАРДУШИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    термин, встречающийся в орхоно-енисейских надписях и обозначающий одно из двух подразделений Тюркского каганата. В политическую структуру каганата наряду с …
  • СССР. РЕЛЬЕФ СУШИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    суши Орография. По преобладающему характеру рельефа поверхность суши СССР подразделяется на большую по площади (66%), относительно пониженную, открытую к С. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • РИФЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. Riphaei montes - Рифейские горы; так иногда античные географы называли Уральские горы), крупное стратиграфическое подразделение, отвечающее позднему докембрию …
  • РАДЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Radloff) Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм)(5.1.1837, Берлин, - 12.5.1918, Петроград), русский востоковед-тюрколог, этнограф и археолог; академик Петербургской АН (1884). Окончил Берлинский …
  • ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    тюрки, конфедерация тюркоязычных племён Центральной Азии 5-8 вв. во главе с племенем ашина. В 265-460 племя ашина входило в состав …
  • КЮЛЬ-ТЕГИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    памятник тюркского рунического письма 8 в. Найден в 1889 русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. …
  • КЫРГЫЗЫ (КИРГИЗЫ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (киргизы) енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на …
  • КУРУМЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, археологическая культура, распространённая в Восточной Сибири (Прибайкалье, верховья рр. Лены и Ангары) в 6-10 вв. Памятники: стоянки, городища, …
  • КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    край в составе РСФСР. Образован 7 декабря 1934. Расположен главным образом в пределах Восточной Сибири, в бассейне Енисея. Площадь 2401,6 …
  • КОПЁНСКИЙ ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    чаатас, могильник 7-8 вв. на левом берегу Енисея, у с. Копёны Хакасской АО. В больших каменных курганах в 1939-40 Л. …
  • КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы), Киргизия (Кыргызстан). I. Общие сведения 14 октября 1924 была образована Кара-Киргизская (с мая …
  • ЕНИСЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (по-эвенкийски Иоанес и, буквально - большая вода, река), одна из величайших рек СССР и земного шара. Берёт начало двумя истоками: …
  • ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык древних тюркских народов Азии. Представлен различными памятниками 5-11 вв.: надписями на надгробиях - Тоньюкука, Бильге-Кагана, Кюльтегина, Гудулу-Кагана (выполненными …
  • ДАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Danmark), Королевство Дания (Kongeriget Danmark). I. Общие сведения Д. - государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия, Датском архипелаге, …
  • БЕРНШТАМ АЛЕКСАНДР НАТАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Натанович , советский археолог, доктор исторических наук (1942), профессор Ленинградского университета (1946-52). Член КПСС с …
  • КРИВОШАПКИН МИХАИЛ ФОМИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    врач и этнограф. Окончив в 1855 г. курс в медико-хирургической акд., служил сначала в Енисейском округе, потом в Казани; поместил …
  • КРАСНОЯРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Красноярский округ - Енисейской губ., наименьший по пространству;Площадь его равняется 375 кв. милям или 18115 кв. В., 1944755 д.Поверхность округа …
  • КРАСНОЯРСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - губ. и окружной г. Енисейской губ., на возвышенном (513 фт. над ур. моря) полуо-ве, обмываемом с одной стороны р. …
  • КЕТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    река Енисейской и Томской губерний, правый приток реки Оби, вытекает двумя вершинами из болота и подземных ключей, расположенных на северо-западной …
  • ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I одна из обширнейших в России, занимающая, по исчислению Швейцера, площадь в 2211590 кв. верст и уступающая по величине только …

Введение
Изменение лингвистической карты Казахстана. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы. Уже в V в. они делились на две большие ветви - западную и восточную. На языках первой группы говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Группа делилась на ряд локальных языков - кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский. Часть гуннов в V-VI вв. продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке, близком к кан-гарскому, говорили усуни Тянь-Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы и степи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркских языках. Это теле, кыргызы, остатки хунну.
Начавшиеся в VI в. бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв. ира-ноязычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уй-гурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кан-гарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.
К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцёв и кумыков.
Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культуры продолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же среде имелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском и арабском.
Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью.
Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских рунических надписей. В 1889 г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км западнее Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными, организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавил известный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Рад-лов. В результате этой большой работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласам изданы шесть сборников трудов экспедиций. После издания рунических надписей материала оказалось достаточно, для того, чтобы приступить к дешифровке загадочных надписей. 15 декабря 1893 г. датский ученый, историк, лингвист, скандинавист по своей основной специальности, Вильгельм Томсен (1842-. 1927 гг.) на заседании Датской королевской Академии наук и словесности прочитал доклад о своем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с ним над чтением тюркской надписи работал В. Радлов. Им опубликовано большое количество трудов, посвященных древнетюркской письменности. Традицию изучения рунических тюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н. Айдаров и др.
Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V в. н.э. существовало два варианта рунического письма - гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков.
Основным материалом для письма у тюркоязычных народов были деревянные дощечки. Об этом говорят кыпчакские пословицы "писал, писал, пять деревьев исписал". Эти поговорки свидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков и других тюркоязычных народов. Например, загадку "Салып козiм, сансыз окимын" - "Подняв глаза, без конца читаю", означавшую небо и звезды, мог придумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка была широко распространена у кыпчаков.
Наряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственной речи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название "уйгурского", так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв.

Орхоно-енисейская письменность
Тип : консонантно-вокалическое
Языки : древнетюркский язык
Период: VIII-X вв. н. э.
Направление письма: справа налево, горизонтально
Знаков: 38 (классический период)
Происхождение: Финикийское письмо
    Согдийское письмо
Развилось в: венгерские руны , болгарские руны
Диапазон Юникода : U+10C00 ... U+10C4F
См. также: Проект:Лингвистика


Слово Тенгри , написанное орхонским письмом
Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) тур. Orhun Yaz?tlar? , кит. ????? , пиньинь E"erhun Wenzi - письменность , применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII-X вв.
Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне ) того времени, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей . Выделяются 7 групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская . Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату , Восточно-тюркскому каганату , Западно-тюркскому каганату , Уйгурскому каганату в Монголии , Уйгурскому государству в Восточном Туркестане , булгарам , хазарам и печенегам .
Названия даны: 1) по форме знаков, напоминающих германские руны ; 2) по местам находок (в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат )).
Язык памятников и область распространения
Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане ) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири , в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей , древних уйгуров , енисейских кыргызов , карлуков и др. Хотя они к тому времени уже говорили на разных языках или точнее различных диалектах, надписи тюркским руническим письмом Последний существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские , таласские , алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.
Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Ро ссия , Казахстан , Киргизия , Китай и Монголия . Один из редких рукописных рунических памятников - Книга гаданий .
Система письма
Алфавит классического периода (VIII в. н. э. ) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.
Древнетюркское руническое письмо - буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма - наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев - все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.
Имеет только капительное написание.
Фонетика
Языковые особенности пам. характеризуют форма винительного падежа на -ыг/-иг, звук «д» в сер. и кон. слова вместо более поздних «з» и «й», диссимилятивное сочетание согласных «лт», «рт», «нт» вместо совр. ассимилятивных «лд», «рд», «нд», не до конца оформленный исходный падеж, систему гласных и прошедшее время на -мыш, будущее время на -тачи/-тэчи, усл. наклонение на -сар/-сэр, в осн. общую для тюрк. яз. лексику.
Таблица символов
Орхоно-Енисейский алфавит (классический период)
Использование Символы Транслитерация и транскрипция
гласные A /a/ , /e/
I / ? / , /i/ , /j/
O /u/ , /o/ , /w/
U /o/ , /y/ , /w/
согласные сочетающиеся с гласными:
(?) - заднего,
(?) - переднего
рядов
B? /b/ B? /b/
D? /d/ D? /d/
G? /g/ G? /g/
L? /l/ L? /l/
N? /n/ N? /n/
R? /r/ R? /r/
S? /s/ S? /s/
T? /t/ T? /t/
Y? /j/ Y? /j/
только с (?) - Q
только с (?) - K
Q /q/ K /k/
с любыми
гласными
-C / ? /
-M /m/
-P /p/
-S / ? /
-Z /z/
-NG /?/
сочетания + гласный IC, CI, C /i ? / , / ? i/ , / ? /
IQ, QI, Q / ? q/ , /q ? / , /q/
OQ, UQ,
QO, QU, Q
/oq/ , /uq/ ,
/qo/ , /qu/ , /q/
OK, UK,
KO, KU, K
/ok/ , /yk/ ,
/ko/ , /ky/ , /k/
+ согласный -NC /n ? /
-NY / ? /
-LT /lt/ , /ld/
-NT /nt/ , /nd/
словоразделительный знак нет
(-) - встречаются только в конце слова
Пример чтения
- отрисовка (направление письма справа налево)
T?NGR?I - транслитерация (эпиграфическая)
tenri - транслитерация (современная тюркская латиница)
/te?ri/ - транскрипция
МФА
История письма
Близкие к древнетюркскому письму надписи V - III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане - (Иссык - см. иссыкское письмо ) и Киргизии - Талас , Балыкчи и др.


Орхонская надпись на камне в городе Кызыл
Происхождение письма неясно. Отмечают совпадения многих знаков с тамгами , с возможным акронимическим происхождением звуковых значений. Сходство некоторых знаков (а также общий угловатый стиль, направление письма, совпадение фонетических значений), позволило предположить родство с ранними видами семитской письменности: библейской и финикийской .
По предположению ряда учёных, тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма , возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма , либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).
Ко временам монгольского нашествия (XIII век ) алфавит был вытеснен арабицей под мощным арабо-мусульманским давлением и другими видами письма тюркских народов.
Связи с другими письменностями
С азиатской тюркской руникой связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (гл. обр. из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркской руникой их также рассматривают как особое письмо
и т.д.................


Исследование Орхона - енисейских памятников. Орх о но-енис е йские памятники, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются VII - XI вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому. Известны 7 групп Орх о но-енис е йские памятники: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, хазарам и печенегам. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии; эпитафийная лирика текстов Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге) из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах. Наибольшее историческое значение имеют надписи Монголии, излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов. На языке скандинавских народов слово «рунь» или «руна» при переводе русский язык означает «не раскрытый, зашифрованный» или «загадка». Иоганн Страленберг эти надписи на найденных им камнях назвал «руническими» по аналогии со скандинавским руническим письмом, т. е. надписи на неизвестном языке. Таким образом, этот лингвистический термин и закрепился в науке. Ещё долгое время оставался не раскрытой тайна рунического письма. Никто не мог расшифровать эти тексты. Учёными выдвигались различного рода гипотезы и предложения: одни искали корни происхождения этих надписей в древнегреческой культуре, другие - выдвигали версии о древнемонгольском происхождении, финском, скифо-славянском, но никому не удавалось приподнять завесу тайны над древними письменами. Наконец, 25 ноября 1893 г. На заседании Академии наук Датского королевства Вильгельмом Томсеном было сделано сенсационное заявление, потрясшее научный мир. Учёный сообщил, что им найден ключ к разгадке древних текстов. Он заявил также, что язык, на котором они выполнены – язык тюркских народов! Самыми первыми словами, которые удалось расшифровать исследователю, были общеизвестные слова «тэн ipi –тенгри» и «тур ik – тюрк». Почти одновременно с этим академик В. Радлов самостоятельно расшифровывает около 15 букв рунического письма и затем за короткое время полностью прочитывает и переводит тексты каменных стел. ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ ЯЗЫК (язык древнетюркских рунических памятников), лит. яз. Древнетюркских племен, представленный письменными памятником эпохи Древнетюркского каганата (6-8 вв.) и надписями, выполненными на надгробных камнях императоров и отд. биев, в катакомбах, на скалах, предметах быта и бумаге. Развиваясь в течение нескольких веков, орхоно-енисейских памятников язык в VI веке имел стандартизованную систему образно - стилистических средств и наддиалектный характер. Языковые особенности памятников характеризуют форма винительного падежа на - ыг/- иг, звук "д" в сер. и кон. слова вместо более поздних "з" и "й", диссимилятивное сочетание согласных "лт", "рт", "нт" вместо совр. ассимилятивных "лд", "рд", "нд", чередование звуков "с" и "ш", не до конца оформленный исходный падеж, систему гласных и прошедшее время на - мыш, характерные огузской группе тюркских языков, будущее время на – тачи /- тэчи, усл. наклонение на - сар/- сэр, звук "б" в начале слов вместо "м", частично специфичную, но в основном общую для тюркского языка лексику (95% глагольной лексики памятников сохранилось в современном башкирском языке). Енисейская надпись (р-н Минусинской котловины)

Письмена, обнаруженные на берегу реки Орхон в северной Монголии, содержали пространное поэтическое повествование, состоящее из длинных строк и представляющее собой эпитафию, высеченную на камнях в честь семнадцатого кагана Восточнотюркского каганата Бильге - кагана (прежнее имя Могилян) и его младшего брата, наследного принца, доблестного полководца – военачальника Кюль – тегина .( "Кюль-Тегин" , памятник тюркского рунического письма VIII века Найден в 1889 русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон (Монголия). Каменная стела, поставленная в честь тюркского кагана Могиляна (умер 734) и его брата - принца Кюль-Тегина (умер 732). На стеле вырезаны две надписи - большая и малая, каждая на двух языках - китайском и языке орхоно-енисейских тюрок. Малая надпись - славословие кагану, объединившему тюркские роды и племена; в большой надписи сообщены исторические сведения о Тюркском каганате. Надписи дешифрованы в 1893 датским учёным проф. В. Томсеном, первый русский перевод (1897) принадлежит профессору П. М. Мелиоранскому и сделан с немецкого перевода, выполненного академиком В. В. Радловым (1894). Памятник содержит ценные исторические сведения и даёт богатый лингвистический материал). Поэма о Кюль-тегинне повествует о том, что после смерти Капа-ган-кагана старший сын Ильтеришь-кагана встал вопрос о наследовании престола. По законам древних тюрков трон должен был унаследовать старший сын Ильтериша-Бильге. Но Капаган-каган, изменив этот закон, ещё при жизни объявил наследником престола своего старшего сына Бегю и присвоил ему титул младшего кагана. Сыновья Ильтеришь-каган-Могилян и Кюль-тегин – были отстранены от управления государственными делами. Узнав о гибели Капаган-кагана, Кюль-тегин предпринимает нападение на ставку, совершает военный переворот и жестоко расправляется с наследником престола – сыном Капаган-кагана,с членами его семьи, приближенными и советниками.Кюль-тегин не нарушил старый закон и не принял ханский титул, а возвел на престол своего старшего брата с титулом Бильге- каган. Сам же стал военачальником, по сути дела «некоронованным» вождём тюркского народа. В текстах орхонских эпитафийных надписей содержится ряд исторических сведений об образовании и крушении, о периодах расцвета и упадка Тюркского каганата ( Т ю ркский каган а т (552-745), государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть ( Жуж а не, жоужань, жуаньжуань, жужу, жуйжуи, союз кочевых племён, обитавших в степях Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестана в раннем средневековье. Возвышение Жуж а н связано с именем Шелуня (402-410), сплотившего разрозненные племена в сильный военный союз. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, а также не прекращавшиеся внутренние распри постепенно ослабили Жуж а н . В середине 6 в. союз жужаньских племён распался. Часть Жуж а н была ассимилирована тюрками и др. народами, а др. часть (около 30 тыс. шатров) откочевала далеко на З. и осела на среднем Дунае, просуществовав там до 9 в.) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз местных племён, принявший название «тюрк». В 545 тюрки разгромили уйгурские племена, а в 551 - жужан. Вождь Бумын (умер 552) провозгласил себя. К 555 все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон). В 60-х гг. 6 в. тюрки разгромили государство в Средней Азии. В 3-й четверти VI века в зависимость от Тюркского каган а та попали северокитайские государства Чжоу и Ци. Т ю ркский каган а т в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над. В 571, после похода тюрок в Иран, граница была установлена по Амударье, а в 588-589 к Т ю ркскому каган а ту присоединены некоторые области на западном берегу Амударьи. В 576 тюрки взяли Боспор (Керчь), а в 581 осадили Херсонес. К середине VI века у них наряду с остатками военной демократии начинают складываться раннефеодальные отношения. Рост богатств и влияния тюркской аристократии, её стремление к автономному управлению захваченными территориями вызвали острый политический кризис и междоусобицы (582-603), усугубленные активным вмешательством китайской империи (581-618). Т ю ркский каган а т распался на враждебные друг другу восточную (центрально-азиатскую) и западную (среднеазиатскую) части. Восточный Т ю ркский каган а т восстановил своё влияние в Центральной Азии при каганах Шиби (609-619), который в войнах с Суйской империей отстоял независимость государства, и Хели (620-630), предпринявшем 67 походов в Китай. Недовольство масс увеличением податей и восстания ряда подвластных племён привели Восточный Т ю ркский каган а т к поражению в войне (630) и полувековой зависимости от Китая. Антикитайское восстание 681 вновь возродило государство. При Капаган-кагане (691-716) Восточный Т ю ркский каган а т на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи; тюркские отряды дошли до Самарканда, где, однако, потерпели поражение в сражениях с арабами (712-713). Бильге-кагану (716-734) и его брату Кюльтегину (умер в 731) пришлось отстаивать независимость Т ю ркский каган а т в жестоких войнах с империей Тан и её союзниками. Начавшаяся после смерти Бильге-кагана междоусобица и распад Восточного Т ю ркский каган а т на удельные владения привели к гибели государства, на месте которого возник Уйгурский каганат (745-840). Западный Т ю ркский каган а т при каганах Шегуе (610-618) и Тон-ябгу (618-630) восстановил границы на Алтае, в бассейне р. Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. Начавшаяся в 630 борьба за престол переросла в затяжную войну, которую вели друг с другом два главных племенных союза Западного Т ю ркский каган а т - дулу и нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана (634-639), разделившего страну на десять «стрел» - племенных территорий. В 658-659 основные земли Западного Т ю ркский каган а т были оккупированы китайскими войсками. В 704 Западный Т ю ркский каган а т освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с С. и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 740. Т ю ркский каган а т сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюрко-язычных народов. Поэтически строки, посвященные Кюль – тегину, Бильге – кагану и Тоньюкуку, сохранившие традиционные формы ораторского искусства и отработанного веками устного повествования о деяниях война – батыра, являются первыми образцами тюркской поэзии VI VIII вв., её художественными творениями. Таким образом, эти древние письменные памятники являются не летописями – шежире, а литературными образцами своей эпохи.

К а менные б а бы. К а менные б а бы, наименование каменных изваяний (от 1 до 4 м высоты), ставившихся в древности на возвышенностях в степных пространствах от Днестра на З. до Алтая и Монголии на В. Причерноморские К. б. принадлежат различным эпохам - от скифской (5- 4 вв. до н. э.) до позднекочевнической (13-14 вв. н. э.); в Сибири известны также менгирообразные каменные изваяния, относящиеся к эпохе бронзы. Установление К. б., по-видимому, было связано с культом предков.

Каменные бабы.

Памятники древнетюркской письменности.

Тексты и исследования.

// М.-Л.: 1951. 451 с.

Древнетюркская руническая (орхоно-енисейская) письменность.

Ниже:

Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времени Петра I. Из русских любознательных людей первые сведения о памятниках рунической письменности сообщил служивый человек Ремезов. Позже известия о данных памятниках встречаются и в сочинениях пленного шведского офицера Иоганна Страленберга, сообщившего о камнях с неизвестными надписями в бассейне реки Енисея; дает о них сведения и учёный Мессершмидт.

С течением времени материал об этих памятниках с надписями накапливался, но никто не мог их читать; никто не знал народа, ставившего эти памятники, и проч. В первой четверти XIX столетия Григорий Спасский опубликовал в издаваемом им журнале «Сибирский вестник» сведения об этих камнях, которые накопились к этому времени. Эта его статья была переведена на латинский язык и стала доступна учёным других стран.

В 1889 г. финские учёные издали атлас енисейских надписей. Финские учёные до открытия алфавита этих памятников были склонны приписывать памятники енисейской культуры финскому народу.

Как впоследствии оказалось, это их мнение было ошибочно в отношении наших памятников. В том же 1889 г. русский исследователь Н.М. Ядринцев далеко от мест прежних находок памятников с загадочными письменами - в Монголии, в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон (впадает в р. Селенгу, а Селенга - в Байкал), - нашёл громадные сравнительно с енисейскими памятники, причём надписи были двуязычные. Кроме неизвестных знаков были на этих памятниках и китайские надписи. Из этих китайских текстов узнали, что, например, один (двуязычный) памятник поставлен в честь тюркского хана и его брата в 732 г.

Если раньше эти памятники с неизвестными письменами, найденные в бассейне р. Енисея, назывались енисейскими, то теперь, после находок Н.М. Ядринцева, они стали называться орхонскими или орхоно-енисей-

скими. Но так как с течением времени, как увидим ниже, места находок всё увеличивались и территория распространения этих памятников далеко вышла за пределы Монголии и бассейна реки Енисея, то стали называть эту письменность, по сходству её с европейскими рунами, руноподобной или тюркско-рунической письменностью. Да и первые лица, нашедшие эти памятники в Сибири, называли их руническими.

По следам Н.М. Ядринцева в 1890 г. была снаряжена на р. Орхон в Монголию археологическая экспедиция финнов, а в 1891 г. туда же - экспедиция академика В.В. Радлова от Академии Наук из С.-Петербурга.

В 1892 г. опубликованы результаты этих двух экспедиций в виде двух больших атласов со снимками с неизвестных надписей, планами развалин, географическими картами и проч. Теперь для учёных явилась полная возможность пытаться прочитать так или иначе эти неизвестные надписи. Прочитать эти памятники посчастливилось датскому учёному проф. Вильгельму Томсену в 1893 г. Наш академик В.В. Радлов тоже занимался расшифровкой этих надписей, и ему удалось ко времени открытия В. Томсена определить из большого числа неизвестных алфавитных знаков до полутора десятка букв. Если до В. Томсена учёные пытались читать эти неизвестные надписи с берегов Енисея и Орхона при помощи существующих и существовавших, им известных, алфавитных знаков, то проф. В. Томсен пошёл совсем по другому пути. В. Томсен как бы отстранил от себя все алфавиты. Он пытался самым детальным образом сначала изучить соотношения одних букв с другими. Для В. Томсена при этом выяснилось, что некоторые буквы могут быть в близком соседстве с рядом других букв, другие же нет. Это привело В. Томсена к мысли о делении букв на два класса по числу звуков переднего и заднего ряда. А все это вело мысль к строю тюркских языков. Углубляя свое изучение неизвестных букв, В. Томсену удалось выделить из больших «орхонских» надписей слова: тюрк, Тенгри и другие, - и, наконец, 25 ноября 1893 г. ему удалось уже найти полный ключ ко всему алфавиту этих до того неизвестных надписей с берегов Енисея и Орхона.

В.В. Радлов, пользуясь открытием В. Томсена, первый дал перевод этих больших надписей. Памятник на берегу Орхона, открытый Н.М. Ядринцевым, оказался поставленным в честь тюркского кагана Могиляна (ум. в 734 г.) и его брата принца Кюль-Тегина (ум. в 732 г.).

Так был найден новый источник для истории кочевых государств, о которых раньше черпали сведения только из китайских летописей; но главным образом они ценны для нас со стороны своего языкового материала.

Много можно получить из этих памятников материала и этнографического характера. Прежде всего - о погребальных обычаях. Над могилой тюркских ханов ставились обелиски с подробным некрологом умершего хана, около обелиска ставились в ряд балбалы , т.е. каменные статуи людей, которые принято у нас в археологической литературе называть «каменными бабами». Ставились они у могилы хана по числу убитых им

его главных врагов. Этим закреплялась служебная связь в загробном мире этих убитых со своим победителем. По тексту памятников можно познакомиться со всем государственным строем тюрков VIII в., их религией и пр.

Интересно, что на памятниках встречаются такие выражения, как «смотря на него (т.е. на памятник), знайте вы (т.е. учитесь), славные тюркские начальники и народ...», «Помните, смотря на него...» и т.п. Значит, составители памятника рассчитывали на читателей-тюрков, к которым они обращались в своих памятниках.

В 1891 г. на берегу р. Онгин Н.М. Ядринцевым был открыт большой памятник, который и называется «Онгинским».

В 1897 г. Д.А. и Е. Клеменцы на берегу р. Селенга у почтовой станции Налайха нашли большой памятник в честь Тоньюкука, советника трех тюркских ханов: Эльтериша (ум. в 692 г.), Капагана (ум. в 716 г.) и Могиляна (ум. в 734 г.).

В 1896-1897 гг. в бассейне р. Талас (Казахская республика), около г. Аулие-ата, теперь г. Джамбул, В.А. Каллауром и финляндским археологом Гейкелем (вместе с Мунком и Доннером) было найдено пять камней с рунами (V-VI вв.). Переведены и изданы В.В. Радловым, П.М. Мелиоранским, А. Гейкелем, Ю. Неметом и С.Е. Маловым.

Из южнорусских степей имеются в Государственном Эрмитаже отдельные камни с руноподобными буквами-знаками и глиняный сосуд. Находки с рунами в виде блюд, сосудов, пряжек и прочего встречаются на Алтае, в Хакасии и Туве.

В Бурятии найдено пряслице (два камня) с небольшой надписью. Надпись читали М. Резанен и С.Е. Малов.

В Венгрии в 1799 г. в селении Святого Николая был найден большой клад золотых сосудов с руническими надписями. Буквы надписей в некотором отношении были сходны с буквами таласских памятников. Надписи на золотых сосудах прочитал проф. Ю. Немет. Он отнёс эту письменность к началу X в. и приписал её печенегам.

В Государственном Эрмитаже имеется деревянная палочка с руническими знаками из селения Ачик-таш (Александровский, теперь Киргизский, горный хребет). Казалось бы, что самым подходящим материалом для такого рода письма, каким является тюркско-руническая письменность, будет дерево, но время, надо думать, уничтожило и не сохранило нам эти «резы» на таком несовершенном материале, как дерево. Палочка пока является единственной. Надпись на палочке прочитана С.Е. Маловым.

Одним из результатов археологических изысканий в Китайском Туркестане перед первой империалистической войной (1914-1918 гг.) явилась находка редчайших бумажных фрагментов с тюркскими рунами.

Это прежде всего небольшая книжечка (до 100 страниц), найденная в Дун-хуане археологом А. Стейном и изданная и переведённая Томсеном. Сочинение это - шаманского содержания: приметы и поверья. Там же найдено несколько фрагментов юридического содержания в плохой сохранности.

Академиком С.Ф. Ольденбургом вывезен тоже один юридический документ из Турфанского оазиса, писанный тюркскими рунами. Памятник издан и переведён академиком В.В. Радловым.

Несколько бумажных фрагментов с рунами из Турфанского же оазиса добыты (из сел. Туюк и Идикут-шегри) Прусской археологической экспедицией. Фрагменты - манихейского содержания, один листок содержит описание магических свойств камней (магическая минералогия) - опубликованы В. Томсеном, А. Лекоком и Ф.В.К. Мюллером.

Труды общего характера.

Адрианов А.В. Обследование писаниц в Минусинском крае в 1907 г. Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии, № 8, СПб., 1908, стр. 37-46.

Кроме писаниц, здесь на стр. 42: о памятнике с 91 руноподобным знаком; стр. 43: о памятнике с 166 руноподобными знаками.

Андреев А.И. Труды Семёна Ремезова по географии и этнографии Сибири XVII-XVIII вв. Проблемы источниковедения. Труды Института истории АН СССР, Сборник третий, 1940, стр. 85-126.

Андреев А.И. Из жизни Отделения истории географических знаний. - О докладе А.И. Андреева «Труды С.У. Ремезова по географии Сибири XVII в.» см.: Изв. Всесоюзн. Географ, общ., т. 72, вып. 1, 1940, стр. 94.

Ремезов сообщил о камнях с рунами ученым шведам:

[Бартольд] Barthold W. Die historische Bedeutung der alttürkischen Inschriften der Mongolei. См.: Radloff W. Die alttürk. Inschriften. Neue Folge, 1897.

[Бартольд] Barthold W. Die alttürkischen Inschriften und die arabischen Quellen. См.: Radloff W. Die altt. Inschr. Zweite Folge, 1899, Прилож., стр. 1-29.

Бартольд В.В. Новые исследования об орхонских надписях. ЖМНП, т. 325, 1901, стр. 231-250.

Бартольд В.В. Томсен и история Средней Азии. Сб. «Памяти В. Томсена», стр. 1-13.

Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. Издание второе, Л., 1925, стр. 270-271.

Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII веков. М.-Л., 1946, 207 стр.+2 карты.

Веселовский Н.И. Орхонские открытия. ЖМНП, т. 292, 1894, Совр. летоп., стр. 59-72.

Вильгельм Томсен как турколог. Труды Троицкосавско-кяхт. отдел. Русск. географ. общ., XV, вып. 1, 1912, СПб., 1914, стр. 16-22.

Гульбин Г.Г. К статье «Григорий Иванович Спасский». Изв. Всесоюзн. Географ. общ., т. 72, 1940, вып. 3, стр. 447-448.

Ср.: Шидловский А.Ф.

Иакинф [Бичурин]. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. СПб., 1851.

Катанов Н.Ф. Швед Филипп-Иоганн Страленберг и труды его по России и Сибири (начала XVIII века). Изв. Общ. археол., ист. и этногр., т. XIX, Казань, 1903, стр. 170-174.

Клеменц Д. Археологический дневник поездки в Среднюю Монголию в 1891 г. Сборник трудов Орхонской экспедиции, II, СПб., 1895.

Стр. 75-76: извлечение из письма В.А. Обручева: список древних могил, замеченных на пути из Кяхты в Ургу и Калган.

Мелиоранский П.М. Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями. ЖМНП, ч. 317, 1898, июнь, отд. 2, стр. 263-292.

Рец.: Н.Ф. Катанов, Изв. Общ. археол., ист. и этногр. при Казанском унив., XIV, стр. 699-700.

Ольденбург С.Ф. Василий Васильевич Радлов. 5/1 1837 - 1918 29/IV 12/V. Некролог [с портретом]. Изв. Росс. Академии Наук, 1918, Пгр., стр. 1233-1236.

Памяти П.М. Мелиоранского. Зап. Вост. отд. Русск. археол. общ., т. XVIII, СПб., 1907, стр. 01-024; то же, ЖМНП, 1907, апрель.

Радлов В.В. Предварительный отчёт о результатах экспедиции для археологических исследований бассейна реки Орхона. Сборник трудов Орхонской экспедиции, I, 1892.

Перевод О. Галлера этой статьи на немецкий язык см. ниже.

[Радлов] Radloff W. Vorläufiger Bericht über die Resultate der ausgerüsteten Expedition zur archäologischen Erforschung des Orchon - Beckens. Bull, de l’Acad. NS III (XXXV, 1892), стр. 353-398 = Mél. Asiat., X, 2 (1892), стр. 392-436.

[Радлов] Radloff W. Alttürk. Studien, V. Изв. Акад. Наук, 1911, стр. 427-452. Древнетюркские диалекты (на немецком языке).

Радлов как турколог. Труды Троицкосавско-кяхт. отдел. Русск. географ. общ., XV, 1912, вып. 1. СПб., 1914, стр. 23-33, с портретом.

Старейшие упоминания арабов в турецкой литературе. Доклады Академии Наук, В, 1927, стр. 155-156.

Упоминания арабов в рунической письменности. Ср.: W. Radloff. Die altt. Inschr. Zweite Folge, стр. 121.

I. В.В. Радлов. Предварительный отчёт... В приложениях: Отчётное письмо Д.А. Клеменца (стр. 13-23). Отчеты: С.М. Дудина (стр. 24-27), Н.М. Ядринцева (стр. 27-40), Н.П. Левина (стр. 41-50), Н.М. Ядринцева (стр. 51-115).

Сборник трудов Орхонской экспедиции.

III. В.П. Васильев. Китайские надписи на орхонских памятниках.

Толстов С.П. Древний Хорезм. Изд. МГУ, М., 1948.

[Томсен В.] Сб. «Памяти В. Томсена». Очерки по ист. знан., IV, изд. АН СССР, Л., 1928.

Шидловский А.Ф. Григорий Иванович Спасский. Изв. Гос. Географ. общ., т. 71, 1939. вып. 8, стр. 1238-1241.

Ср.: Г.Г. Гульбин.

Ядринцев Н.М. Отчёт и дневник о путешествии по Орхону и в Южный Хангай в 1891 г. Сб. трудов Орхонской экспедиции, V, СПб., 1901.

Вröndal V. L’oeuvre de Vilhelm Thomsen. Acta Philologica Scandinavica, 1927, стр. 289-318.

Chavannes E. Documents sur les Toukiue (Turks) occidentaux Recueillies et commentés. Сборник трудов Орхонской экспедиции, VI, СПб., 1903.

Orkun H.N. Eski türk yazıtları. Istanbul, 1940, III, стр. 1-45.

Общие сведения о памятниках со многими снимками.

Атласы

Радлов В.В. Труды Орхонской экспедиции. Атлас древностей Монголии. Atlas d. Alterthümer der Mongolei, СПб., 1892 и сл.

Спасский Г. Древности Сибири (с приложением альбома). Сибирский вестник, 1818.

Inscriptions de l’Iénisséi recueillies et publiées par la Société finlandaise d’Archéologie. Helsingîors, 1889.

Inscriptions de l’Orkhon recueillies par l’expédition finnoise 1890, et publiées par la Société Finno-Ougrienne. Helsingîors, 1892. С 69 таблицами и 1 картой.

Указатели

Материалы для указателя литературы по енисейско-орхонской письменности. СПб., 1914. Труды Троицкосавско-кяхт. отдел. Приамурского отдела Русск. географ. общ., т. XV, 1912, вып. 1, стр. 55-80.

Donner O. Wörterverzeichniss zu den Inscriptions de l’Ienissei. Mémoires de la Soc. Finno-Ougr., IV, Helsingfors, 1892.

[Томсен В.] Festschrift für V. Thomsen. Leipzig, 1912, стр. 222 и сл.

Библиография трудов проф. В. Томсена по тюркологии и рецензий на них.

Новые находки

Ардов И. В стране голубой реки. Вокруг света, № 5, май, 1948, стр. 48-52.

Археологическая экспедиция проф. С.В. Киселёва и Л.А. Евтюховой. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан, 1948.

Евтюхова Л.А. и Киселёв С.В. Десятый сезон раскопок Саяно-алтайской экспедиции ИИМК и ГИМ. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, III, 1940, стр. 39-42.

О находке 2 золотых кувшинов с руническими надписями; здесь и снимки с этих кувшинов. Эти же сосуды изображены в газете «Moscow News» от 11 декабря 1939 г. Сведения о находке см. в «Известиях Советов депутатов трудящихся» от 11 января 1940 г. в заметке «Материалы по истории народов СССР».

Евтюхова Л. и Киселёв С. Открытия Саяно-алтайской археологической экспедиции в 1939 г. Вестник древней истории, № 4 (9), стр. 159-168.

Приводится текст рунами с 2 золотых сосудов (стр. 162) и дается их перевод.

Евтюхова Л. и Киселёв С. Чаа-тас у села Копёны. Труды Гос. Истор. музея, вып. XI, М., 1940, стр. 21 и сл.

Стр. 43. Надписи на «золотой бутылочке» и «золотом кувшине». Текст, транскрипция и перевод. Табл. II и III с надписью на дне сосуда.

Евтюхова Л.А. Каменные изваяния северного Алтая. Труды Гос. Истор. музея, вып. XVI, М., 1941, стр. 119 и дал.

Рисунки каменных баб. Стр. 128: о надписях на сосудах.

Евтюхова Л.А. и Киселёв С.В. Отчёт о работах Саянско-алтайской археологической экспедиции в 1935 г. Труды Гос. Истор. музея, вып. XVI, Работа Археологических экспедиций, М., 1941.

Стр. 92 и сл. Памятники эпохи рунического письма. Здесь рисунки ручной зернотерки, конской упряжи, китайского зеркала, рисунки расположения покойника в могиле. Табл. I - дно кувшина с рунической надписью; табл. II, рис. 1 - бляха от пояса с рунической надписью, рис. 3 - дно сосуда с рунической надписью; стр. 103: текст и перевод рунической надписи; стр. 104: снимок (перечертеж) с поясной.бляхи; стр. 105: перевод текста бляхи; стр. 113: текст и перевод рунической надписи.

Киселёв С.В. Саяно-алтайская археологическая экспедиция 1935 г. Советская археология, № 1, 1936, стр. 282-284.

Здесь (стр. 284) две рунических надписи на двух серебряных сосудах и небольшая надпись на поясной бляхе.

Монгайт А. Обзор полевых археологических исследований ИИМК в 1947 г. Вестник древней истории, № 2 (24), 1948.

Стр. 158: «Что касается надписей (в Тувинской автономной области), то удалось собрать также неизвестные орхоно-енисейские и несколько тибетских и монгольских». (Экспедиция проф. С.В. Киселёва).

Древнетюркский рунический алфавит.

(Открыть таблицу в новом окне)


Маллицкий Н.Г. О связи тюркских тамг с орхонскими письменами (с таблицей). Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год III, 1897-1898, стр. 43-47.

Мелиоранский П.М. Памятник в честь Кюль-Тегина. ЗВО, СПб., 1899.

Мещанинов И.И. Загадочные знаки Причерноморья, Известия ГАИМК, вып. 62, Л., 1933.

Поливанов Е.Д. Идеографический мотив в формации орхонского алфавита. Бюллетень САГУ, 1925, № 9.

Розен В.P. Suum cuique. По поводу дешифровки орхонских и енисейских надписей. Зап. Вост. отд., VIII, стр. 323-325.

Соколов Д. О башкирских тамгах. Труды Оренбургской учен. архивной комиссии, т. XIII.

Tyrk eski çasavlarь. Sьrttan oqьtatьn mugalim körisi. 9-10 Kitap. Казиздат, Кзыл-орда, 1930-1931.

Стр. 74-79: о происхождении орхонских букв (из тамг).

Aspelin J.R. Введение к «Inscriptions de l’Iénissei», 1889.

Donner О. Sur l’origine de l’alphabet turc du Nord de l’Asie. Journ. de la Soc. Finno-Ougr., XIV, 1, 1896, стр. 1-71.

Donner O. Wörterverzeichniss zu den «Inscriptions de l’Iénissei». Mémoires de la Soc. Fin.-Ougr., IV, Helsingîors, 1892.

Mesut Mahmut. Orhon Alifbesinin Anadoludaki izleri. Konya, 1933. О тамгах на камнях.

древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7-11 вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому. Известны 7 групп О.-е. н.: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, хазарам и печенегам. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии; эпитафийная лирика текстов Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге) из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах. Наибольшее историческое значение имеют надписи Монголии, излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов.

Лит.: Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. - Л., 1951; его же, Енисейская письменность тюрков, М. - Л., 1952; его же, Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М. - Л., 1959; Кляшторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источники по истории Средней Азии, М., 1964.

С. Г. Кляшторный.

  • - см. в ст. Эпиграфика...

    Советская историческая энциклопедия

  • - небольшая община, возникшая из служилых Казаков, поселявшихся в верховьях реки Енисея...

    Казачий словарь-справочник

  • - Это непосредств., не рассчитанные на лит. воздействие подлинные памятники. Именно поэтому античные Н. являются исключительно ценными историч. источниками...

    Словарь античности

  • - выходят в Красноярске еженедельно с 1857...
  • - издаются при красноярском духовном училище с 1883 г. два раза в месяц...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - В Енисейской губернии золотопромышленность производится в двух районах: в северном одно окружное ревизорство и два горных исправничества; в южном два окружных ревизорства и два горных исправничества...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - вернее, "написи" - тексты, начертанные на твердом материале...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - устаревшее наименование кетов...
  • - группа родственных языков, распространённых вдоль Енисея. К Е. я. принадлежат кетский, сымский и вымершие языки - коттский, ассанский, аринский, пумпокольский...

    Большая Советская энциклопедия

  • - древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении Енисея...

    Большая Советская энциклопедия

  • - енисейцы, устаревшее название кетов...
  • - см. Палеоазиатские языки...

    Большой энциклопедический словарь

  • - древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с нач. 2 в. до н. э. до 18 в. В нач. 18 в. большая часть енисейских кыргызов откочевала за пределы Минусинской котловины...

    Большой энциклопедический словарь

  • - тюркоязычные надписи 7-11 вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - орх"оно-енис"...

    Русский орфографический словарь

"Орхоно-енисейские надписи" в книгах

Надписи на стенах

Из книги Записки из рукава автора Вознесенская Юлия

Надписи на стенах Меня считают особо опасной преступницей и при всяких выездах держат не в «собачнике», а в так называемых «стаканчиках». Это узкий железный шкаф с крохотной скамеечкой. Даже мне (рост 156 см, 40 кг веса до голодовки) в нем тесно и душно. От скуки читаю надписи

Надписи

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1 автора Постников Михаил Михайлович

Надписи В установлении подлинности антиков мало помогают и имеющиеся иногда на них надписи. Скажем, в книге приведена фотография бюста, на котором вырезано «АРХIМНDНS». Где гарантия, что эта надпись была сделана в момент изготовления бюста, а не вырезана значительно

5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И. Г. Спасский сообщает нам: На одной стороне первых денег Московского княжества написано по-русски имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится татарская

Из книги автора

6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее: «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится

6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее. «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится ТАТАРСКАЯ

Глава IV. Енисейские киргизы после X века.

автора

Глава IV. Енисейские киргизы после X века. После утраты своего кратковременного могущества киргизы в течение более пяти веков упоминаются только на своей первоначальной родине - на Енисее, к северу от Саянского хребта. За исключением известий о событиях, связанных с

Глава VI. Енисейские киргизы в XVII веке.

Из книги Киргизы. (Исторический очерк) автора Бартольд Василий Владимирович

Глава VI. Енисейские киргизы в XVII веке. Истории завоевания русскими Сибири, в том числе и страны енисейских киргиз, посвящено довольно значительное число изданий документов, извлеченных из центральных и сибирских архивов, и написанных по таким документам исследований. На

Енисейские остяки

БСЭ

Енисейские языки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕН) автора БСЭ

Орхоно-енисейские надписи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Надписи

Из книги Краткий русско-немецкий разговорник (самоучитель немецкого языка для начинающих) автора Шевчук Денис Александрович

Надписи Eingang ВходAusgang ВыходZimmer frei Есть свободные номераVoll/Besetzt Нет свободных местOffen / Geschlossen Открыто / ЗакрытоVerboten ЗапрещаетсяPolizei ПолицияToiletten ТуалетHerren/Damen Для мужчин/Для женщинAuskunft/Information ИнформацияGeldwechsel Обмен валютыRefund tax-free Возврат НДС (такс-фри)Frei БесплатноFrei/Besetzt

Надписи

Из книги Краткий русско-французский разговорник (самоучитель французского языка для начинающих) автора Шевчук Денис Александрович

Надписи Entr?e антрэ ВходSortie сорти ВыходChambres libres Есть свободные номераComplet Нет свободных местOuvert/Ferme Открыто/ЗакрытоInterdit интэрди ЗапрещаетсяPolice ПолицияToilettes, WC ТуалетHommes/Femmes (Messieurs/Dames) Для мужчин/Для женщинRenseignements ИнформацияGratuit БесплатноLibre/Occupe Свободно/ЗанятоNe pas toucher! Не

11. Надписи

Из книги Руководство Proshow Producer Version 4.5 автора Corporation Photodex

11. Надписи Создание и работа с текстом

6.5. Надписи

Из книги Word 2007.Популярный самоучитель автора Краинский И

6.5. Надписи Надписи – это объекты векторной графики, в которые вставлен текст. Они помогают оформить текст документа, сделать его более наглядным. Надписи также пригодятся при создании плакатов, объявлений, пояснений и др. В Word 2007 есть большое количество заготовок этих

8.2.3.9 Надписи

Из книги Информационная технология ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА автора Автор неизвестен