Верные суждения об обществе и социальных институтах. Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011. Социальные институты и их функции
1) Гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.
2) В качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.
3) Универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.
4) Одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.
5) Основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.
В философии до сих пор не угасает спор о том, что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии прогресса вам известны? Укажите не менее трех критериев.
ОТВЕТ: Критерии прогресса: развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей , прогресс науки и техники.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
2)В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.
4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.
5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.
ОТВЕТ: 2345
Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами, которые эти потребности удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр в своем ответе.
ПОТРЕБНОСТИ
A) потребность в первичной социализации подрастающего поколения
Б) потребность в безопасности и социальном порядке
B) потребность в обеспечении управления
Г) потребность в координировании общественных процессов
Д) потребность в воспроизводстве населения
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1) институт семьи и брака
2) институт государства
ОТВЕТ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова из предложенного вам списка.
«Характеристика общества как ________(А) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются ________(Б) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(В) общества. ________(Г) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________(Д), а также управление совместной ________(Е) людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) целостность
2) система
3) общество
4) социальные блага
6) производство
7) культура
8) социальные институты
9) деятельность
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 8 | 1 | 3 | 4 | 9 |
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
ОТВЕТ: а) Школа дает знания, б) семья формирует мировоззрение, воспитывает человека в) армия способствует дисциплине духа
10 класс Практикум № 1 по темам: Что такое общество? Общество как сложная система
Запишите определения общества в широком смысле.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.
Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»
Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.
4. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является
широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офисов
специализация чернозёмных районов на производстве зерновых
поклонение некоторых народов природным силам
необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озёрах
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют (А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа - синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный _____(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных______ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным (Д) между природой, с одной стороны, и обществом - с другой. Природа и культура неразрывны. Природа - древнейший и наиболее постоянный_______(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) деятельность 4) преобразование 7) естественная среда
2) условие 5) человек 8) общественные отношения
3) сущность 6) объект 9) посредник
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Перепишите таблицу тетрадь и запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Проводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерий материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считают проявлениями материальной культуры.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Перепишите таблицу тетрадь и запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями социальных наук.
физика, 2) социология, 3) политология, 4) геометрия, 5) юриспреденция,
6) экономика.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Приведите по три примера материальной и духовной культуры
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.
Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.
Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.
Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества.
Семья
Государство
Партии
Банки
Профессиональные союзы
Церковь
Данный тест предназначен для проведения проверки знаний изучающих обществознание по разделу "Человек и общество ".
Данный тест составлен на основе заданий из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию.
Тест предназначен как для учителей, так и для самостоятельно готовящихся к сдаче ЕГЭ учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по обществознанию 10 класс раздел «Человек и общество»
01. Примерами народной культуры принято считать пословицы и поговорки, сказки и легенды. Какие признаки позволяют отнести их к данному типу (виду, форме) культуры? Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками 2) учёт запросов самых широких слоёв современного общества 3) анонимность создателей 4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений 5) коммерческий характер произведений 6) необходимость специальной подготовки для восприятия произведений
02. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) характеризует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под __________(Б) существование социального мира. Сложная совокупность социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех __________(Г). Основными типами социальных связей выступают __________(Д) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и отдельными __________(Е) (семья и брак, производство, религия и др.). Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) функциональный 2) социальный институт 3) сфера общественной жизни 4) норма 5) система 6) социум 7) угроза 8) горизонтальный 9) взаимодействие
03. Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры
04. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .
05. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) В узком смысле общество – это весь окружающий человека материальный мир. 2) В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3) Общество является самоорганизующейся системой. 4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы. 5) Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
06. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
07. Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) регулирование общественных отношений 2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла» 3) опора, прежде всего, на общественное мнение 4) установление норм государством 5) усвоение норм в процессе социализации 6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил
08. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Ответы на вопрос | % опрошенных |
Помощь людям, оказавшимся в беде | |
Дела, сделанные от души | |
Заботу о пожилых людях | |
Любую бескорыстную помощь | |
Заботу о детях | |
Борьбу за мир |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде. 2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях. 3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях. 4) Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир. 5) Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.
09. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано. 1) взгляды ; 2) идеалы ; 3) представления ; 4) мировоззрение ; 5) ценностные установки .
11. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. 1) образность ; 2) пробуждение фантазии и воображения ; 3) достоверность и проверяемость результатов ; 4) нацеленность на получение объективной истины ; 5) эмоциональность восприятия ; 6) наглядность . Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
12. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
13. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово . Социология , история , математика , наука , политология .
14. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Общество и природа не связаны между собой. 2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. 3) Структурные компоненты общества однотипны. 4) Динамика общества проявляется в его развитии. 5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
15. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность ; 2) темперамент ; 3) самостоятельность в принятии решения ; 4) ответственность ; 5) цвет глаз ; 6) дисциплинированность . Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение – это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) отношения 2) деятельность 3) действия 4) конфликт 5) поведение 6) взаимопонимание 7) монолог 8) культура 9) труд
17. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) инстинктивные реакции на воздействие среды 2) поиск смысла жизни 3) генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях 4) осознанная постановка цели 5) стремление понять закономерности развития природы и общества 6) использование предметов, данных природой
18. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера. 2) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах. 3) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения. 4) Целенаправленная деятельность свойственна как человеку, так и животным. 5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.
19. Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Зинаида добрая и отзывчивая. 2) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух. 3) У Зинаиды, как и у её родителей, русые волосы и голубые глаза. 4) Зинаида – ответственный работник. 5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям. 6) Рост Зинаиды –158 см.
20. В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних жителей страны Z им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди 25-летних выше, чем среди 55-летних. 2) Среди 55-летних тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы это делать. 3) Равные доли 25-летних считают, что скорее всего стали бы сортировать мусор и скорее всего не стали бы это делать. 4) Среди 25-летних наименее популярен ответ: «Обязательно стал бы сортировать мусор». 5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.
21. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Обществом, в широком смысле, называют
1)всех жителей государства
2)группу людей, объединившихся для совместной деятельности
3)окружающий мир в целом
4)все способы взаимодействия людей и формы их объединения
2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи
1)общества и природы
2)техники и технологии
3)цивилизации и культуры
4)экологии и морали
3. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?
А. Природа является одной из подсистем общества.
Б. Общество вынуждено компенсировать ограниченность природных ресурсов.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?
А. Все сферы общественной жизни подвержены изменениям.
Б. Общество является статичной системой.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
6. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1)отношения людей в процессе материального производства
2)подсечно-огневое земледелие восточных славян
3)проповедническая деятельность религиозных организаций
4)этнографические исследования
7. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется
1)народом
2)культурой
3)обществом
4)государством
8. Динамизм общества как системы отражается в
1)наличии связи с природной средой
2)совокупности институтов и подсистем
3)способности к прогрессу
4)наличии общественных отношений
9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
10. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природы на общество?
1)преодоление феодальной раздробленности
2)изменение даты празднования Нового года
3)гибель Помпеи из-за извержения вулкана Везувий
4)деятельность государства по сбору налогов
11. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?
1)экономической
2)социальной
3)политической
4)духовной
12. Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
1)наличие общественных отношений
2)поддержание связи с природой
3)наличие социальных институтов
4)самоорганизация и саморазвитие
13. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1)прекращение расовой дискриминации
2)международные научные исследования удаленных галактик
3)массовое проведение прививок малолетним детям
4)разработка законов по защите исчезающих видов животных
14. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
1)разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
2)формирование кастовой системы в Древней Индии
3)строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
4)издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника
15. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
1)экономическую
2)социальную
3)политическую
4)духовную
17. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
18. Запишите слово, пропущенное в схеме.
19. Установите соответствие между примерами и подсистемами (сферами) общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)организация предпраздничной торговли
Б)проведение референдума о доверии президенту
В)принятие закона об общественных организациях
Г)написание приключенческого романа
Д)производство товаров массового спроса
Е)проведение научного исследования
ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВА
1)экономическая
2)политическая
3)духовная
20. Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)совокупность всех народов, населяющих нашу планету
2)группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения
3)результаты материально-преобразующей деятельности людей
4)определённый этап исторического развития человечества
5)весь материальный мир в целом
6)устойчивые стереотипы человеческого поведения
21. Запишите слово, пропущенное в таблице.
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
23. Запишите слово, пропущенное в схеме:
24. Запишите слово, пропущенное в схеме.
25. Запишите слово, пропущенное в схеме.
26. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
27. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
28. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
29. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
30. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
31. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
32. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) социальная реформа; 2) модернизация; 3) стагнация; 4) рост продолжительности жизни; 5) падение уровня образования; 6) рост уровня благосостояния населения.
33. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение государства
2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3) проявления наследственности
4) формирование наций
5) чувственное восприятие мира
6) развитие рынка
34. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
35. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
36. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является частью природы.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
3) Современному обществу свойственно сословное строение.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.
37. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
2) Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие - появляться.
3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.
4) Социальные институты - это определенные стереотипы человеческого поведения.
5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.
38. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
39. Выберите верные суждения о процессе глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
2) Глобализация сопровождается ростом уровня жизни во всех регионах мира, непосредственно вовлечённых в этот процесс.
3) Важнейшими проводниками глобализации являются транснациональные корпорации.
4) Процесс глобализации сопровождается ослаблением этнических, религиозных и культурных противоречий в большинстве регионов мира.
5) Одним из проявлений глобализации является вестернизация.
40. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
41. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Характеристика общества как (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую (3) общества. (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов (5), а также управление совместной (6) людей».
1)целостность
2)система
3)общество
4)социальные блага
6)производство
7)культура
8)социальные институты
9)деятельность
Образ революции
Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, - изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
44. Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? Проиллюстрируйте свой последний вывод примером.
46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса..
48. Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами
49. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
50. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.
51. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
52. В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.)
53. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
54. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
55. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
56. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Социальная психология: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)
Философия: «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)
В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.
Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).
По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.
В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».
Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
Примеры заданий
1. Общество - это
1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней
Ответ: 2
2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием
1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация
Ответ: 2
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1
5. К характеристике общества как системы относится
1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом
Ответы: 2
6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер
Ответ: 134
7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) в узком значении
Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать - успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.
Примеры заданий
1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Ответ: 1
2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Ответ: 2
Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.
3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
Ответ: 3
4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
Ответ: 1
Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.
Остановимся на наиболее сложных заданиях.
Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости
Ответ: 145
Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.
Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.
Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны
Ответы: 3
2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты
Ответ: 125
3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
Б | А | В | В | Б |
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
(http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)