В диалектико материалистической философии человек определяется как. Основные принципы современного материализма

марксизм диалектический материализм фейербах

Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали основоположниками марксизма, философией которого стал диалектический материализм. Как у любого философского направления, у диалектического материализма есть свои основные положения.

Диалектический материализм - это мировоззрение, метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления являются диалектическим, антиметафизическим, а его представление о мире, его философская теория является последовательной научно - материалистической. Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений.

Диалектический материализм возник как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения.

Два философа смогли соединить диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально - экономической области общества. Материализм - самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

С другой стороны такой материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития - это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

Энгельс писал, что задача диалектического материализма заключалась в том, чтобы свести науку об обществе с «материалистическим основанием». В роли такого «материалистического основания» должна стать практика как общественная преобразующая деятельность людей. Главным образом, речь идет именно об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно - экономических отношениях между самими людьми. Данные факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их жизни в обществе. Маркс высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой тогда, когда она начинает овладевать массами людей. А это будет происходить только тогда, когда эта теория будет выражать интересы масс.

Карл Маркс полагал, что сторонники атеизма на самом деле - пророки новой религии. Для философа такой религией была «религия Коммунистического общества» при этом он критиковал капиталистический строй общества. В связи с этим в философии диалектического материализма было много противоречий. Материалист Маркс, с одной стороны, верил в идеалы, в светлое коммунистическое будущее, с другой стороны оставлял место и идеализму.

Диалектический материализм понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких позиций. Возникает необходимость создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим характером и сознанием. Как подчинить общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в нем - человек. Поэтому Маркс рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению к внешнему миру.

Основные достижения диалектико - материалистического способа мышления можно обозначить следующими позициями:

  • -критика недостатков капитализма;
  • -разработка проблемы практики;
  • -уяснение природы общественного.

Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески - индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты признавали материальность мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание - вторично.

Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы - от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека - представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма.

Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение бытия и мышления, природы и духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную роль именно сознанию. Марксизм опирается на успехи естествознания и общественных наук; и утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем остается - проблема общества и социума.

То есть дополняет материализм идеями, выработанными в ходе длительного развития преимущественно идеалистической философии, естествознания и самой истории, но при этом сохранив его непреходящую основу - первенство материального бытия. С точки зрения Энгельса тем самым «современный» материализм перестал быть философией и стал мировоззрением:

  1. Не нуждающимся в особой философской науке наук, подобной гегельянству.
  2. Преодолевающим философию по форме - как стоящую над науками философию, но сохраняющим её по полезному содержанию - как метод познания.
  3. Подтверждающим свое превосходство перед другими мировоззрениями в достижениях частных наук.

С точки зрения современного исследователя Пола Томаса, главная роль в создании понятия диалектического материализма принадлежит Энгельсу, который пытался соединить философию и науку и совместить взгляды Маркса и теорию эволюции Дарвина . Согласно Томасу, Энгельсу, как и многим в викторианскую эпоху, было трудно принять случайный и нетеологический характер принципа естественного отбора по Дарвину. Энгельс считал социальную или историческую эволюцию одним из аспектов биологической эволюции, поэтому и социально-исторические, и биологические изменения подчинялись в его понимании одним и тем же «диалектическим законам» .

В русскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл Г. В. Плеханов . Активно использовал термин В. И. Ленин , называя диалектический материализм «философией марксизма» и приписывая термин Энгельсу .

Основные положения

Согласно диалектическому материализму:

Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

Энгельс Ф. Диалектика природы.

Вечность во времени, бесконечность в пространстве, - как это ясно с первого же взгляда и соответствует прямому смыслу этих слов, - состоят в том, что тут нет конца ни в какую сторону, - ни вперед, ни назад, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. Эта бесконечность совершенно иная, чем та, которая присуща бесконечному ряду, ибо последний всегда начинается прямо с единицы, с первого члена ряда.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 49

Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС, т. 18, с. 278.

  • движение это мысленная абстракция , обозначающая общее качество телесно существующих видов движения;

Нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение! Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто ещё не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаём последние, постольку мы познаём также и материю и движение как таковые.

Энгельс Ф. Диалектика природы

Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuitat) и «пунктуальность» (=отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 231.

  • характер движения диалектический , то есть обусловлен материальным, реальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон этого движения;

Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению.

Маркс К. Нищета философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 4, с. 136.

Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, - и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия. И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 232-233.

  • взаимосвязь предметов и явлений всеобщая - каждый предмет и явление имеет взаимную связь с каждым из всех остальных;

…любой, самый незначительный и «ничтожный» предмет обладает в реальности актуально бесконечным количеством сторон, связей и опосредствований со всем окружающим его миром. В каждой капле воды отражается все богатство вселенной. Даже бузина в огороде через миллиарды опосредствующих звеньев связана с дядькой в Киеве, даже насморк Наполеона был-таки «фактором» Бородинского сражения…

  • высшая форма движения это мышление ( , а не психический процесс мышления , присущий и животным);

Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, то есть понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением;

Энгельс Ф. Диалектика природы, – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 391

  • противоположность материи и мышления существует только в пределах умозрения отвлеченного человеческого мышления;

…противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.

В. Ленин, "Материализм и эмпириокритицизм", цитата по ПСС т.18, с. 151

  • материя неотделима от мышления ;

Но движение материи - это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это - теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание. Говорить, будто материя за все время своего бесконечного существования имела только один-единственный раз - и то на одно лишь мгновение по сравнению с вечностью её существования - возможность дифференцировать свое движение и тем самым развернуть все богатство этого движения и что до этого и после этого она навеки ограничена одним простым перемещением, - говорить это значит утверждать, что материя смертна и движение преходяще. Неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 360

* мышление существовало всегда ; в этом вопросе марксизм прямо наследует традиции Гегеля и Спинозы, в которых мыслит сама Вселенная. [ ]

  • отражение это свойство материи , материальный, естественный и объективный процесс, в котором материя сама отражает себя .

Рассуждения Богданова в 1899 году о «неизменной сущности вещей», рассуждения Валентинова и Юшкевича о «субстанции» и т. д. - все это такие же плоды незнания диалектики. Неизменно, с точки зрения Энгельса, только одно: это - отражение человеческим сознанием (когда существует человеческое сознание) независимо от него существующего и развивающегося внешнего мира. Никакой другой «неизменности», никакой другой «сущности», никакой «абсолютной субстанции» в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия, для Маркса и Энгельса не существует.

Ленин В. И., ПСС, 5 изд., т. 18, с. 277

…логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения.

Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 91

  • сознание , познание и самосознание есть высокоразвитые формы отражения материей самой себя мыслящим органом - мозгом.

«Материалистическая теория познания, - писал И. Дицген, - сводится к признанию того, что человеческий орган познания не испускает никакого метафизического света, а есть кусок природы, отражающий другие куски природы».

Ленин В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. – Полн. собр. соч., т. 23, с. 119

  • высшая форма отражения это мышление отдельной личности (отвлеченное человеческое мышление , а не психический процесс мышления , присущий и животным). Каждая человеческая мысль о материальной действительности это всегда и только в виде мысли выраженное отношения материальной действительности к самой себе;

…не человек отражает действительность, а сама действительность отражается в человеке.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс К., К критике политической экономии

  • всеобщие формы сознания: движение, пространство и время - присущи самой материи и не являются присущими лишь только человеческому сознанию;

Идея, будто познание может «создавать» всеобщие формы, заменять первичный хаос порядком и т. п., есть идея идеалистической философии. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 174

  • свобода как таковая есть знание необходимости ;
  • свобода как таковая есть мышление необходимости;
  • свобода как таковая есть отражения необходимости мышлением;

В этом диалектический материализм наследует классической линии философии: Гегелю, Канту, Спинозе и пр. [ ]

Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

  • свобода воли есть способность применять знания ;
  • свобода воли есть способность лично осуществлять в действительность мышление необходимости;
  • свобода воли есть способность осуществлять в действительность личное отражение мира мышлением;

Классическим примером диалектического понимания свободы воли является кантовский пример с цирковой и дикой лошадью. [ ] Дикая лошадь несвободна, потому что её поступки полностью определяет внешняя и внутренняя стихия. Эта лошадь не способна ни на что, кроме подчинения окружающей природе. Цирковая лошадь свободнее её именно потому, что её выдрессировали, и теперь она способна, умеет сделать больше, чем подчинение стихийному порыву.

Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определённому вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчинённость тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

  • свобода отдельной личности это её возможности применять свои знания ;
  • свобода отдельной личности это её возможности лично осуществлять в действительность мышление необходимости;
  • свобода отдельной личности это её возможности осуществлять в действительность личное отражение мира мышлением;

Классическим примером личной несвободы в диалектическом материализме является пример безработного, который не может найти никакой возможности применить свои способности, и потому полностью зависим от случайностей окружающего мира. [ ]

Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека, - два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем представлении, отнюдь не в действительности.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

Человек… свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…

Маркс К. Святое семейство

Свобода настолько присуща человеку, что даже её противники осуществляют её, борясь против её осуществления…

Маркс К. Дебаты шестого Рейнского Ландтага.

Ни один человек не борется против свободы, - борется человек, самое большее, против свободы других.

Маркс К. Капитал, т.1

Диалектический материализм продолжает традицию спинозизма и гегельянства, в которых противоположность свободы - подчинение насилию , в том числе насилию со стороны природной необходимости, но не сама природная необходимость. Природная необходимость, познанная мышлением, это свобода. [ ]

Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо.

Барух Спиноза

Раз общество возьмёт во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь - в известном смысле окончательно - выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие. Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного объединения в общество. Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству. То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей . И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всё возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы .

Совершить этот освобождающий мир подвиг - таково историческое призвание современного пролетариата . Исследовать исторические условия, а вместе с тем и самоё природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетённому классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела - такова задача научного социализма , являющегося теоретическим выражением пролетарского движения.

Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 2

Научный метод и диалектический материализм

Основой мировоззрения диалектического материализма является научный метод, который появился из материалистического понимания отчуждения и соответствующего понимания логического метода Гегеля.

Гегель называет Абсолютной идеей универсальную схему творческой деятельности «мирового духа», а научно-теоретическое «самосознание» этой абсолютной идеи называет логикой и «Наукой логики» . Итогом оказывается то, что метод «Феноменологии духа » является частным случаем логики Абсолютной Идеи, которую Гегель далее исследует в «Науке логики».

В «Науке логики» Гегель осуществляет критическое преобразование современной ему логики, а «Абсолютная идея» раскрывается по содержанию как система категорий. Гегель объявляет это всеобщее мышление «субъектом», творцом всего развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, сближая понятие идеи с понятием бога, но в отличии от бога идея не имеет сознания, воли и личности кроме как в человеке и существует как внутренне закономерная необходимость.

Гегель вновь поставил вопрос о необходимости преодоления разрыва субстанции и субъекта, полагая, что при развитии сознания до уровня науки субстанция должна быть понята равным образом и как субъект . Но в отличие от средневековой философии субъект выступает здесь в объективированной форме абсолютного духа, а субстанция обладает способностью саморазвертывания и саморефлексии (понятие субстанции-субъекта).

На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: "Наука", 1992

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как внутренний импульс развития .

Согласно Гегелю логика Абсолютной Идеи лежит в основании материального мира, предшествует его появлению во времени и с необходимостью воплощается в любом материальном предмете, в том числе в человеческом научно-теоретическом мышлении. В гегельянстве логика Абсолютной Идеи изначально является и субстанцией, и субъектом всемирного исторического процесса, и познает саму себя посредством субъективной диалектики человеческого мышления, которая находит свое полное завершение в методе Гегеля. Гегель считал, что истинной сутью любого действительно научного исследования должно становиться выявление и показ Абсолютной Идеи и формы её воплощения в данном конкретном предмете исследования.

В мировоззрении диалектического материализма субстанция материальной природы становится субъектом исторического процесса в виде практики (труда) , тем самым являясь причиной появления разумного мышления, мышления с необходимостью. Диалектический материализм прямо наследует спинозизму и гегельянству .

Единственное «тело», которое мыслит с необходимостью , заключенной в его особой «природе» (то есть в его специфическом устройстве), - это вовсе не отдельный мозг и даже не целый человек с мозгом, с сердцем и с руками, со всеми анатомическими врожденными ему особенностями. С необходимостью мышлением обладает, по Спинозе, лишь субстанция. Мышление имеет своей необходимой предпосылкой и непременным условием (sine qua non) всю природу в целом .

Но и этого мало, добавил Маркс. По Марксу, с необходимостью мыслит только природа, достигшая стадии общественно производящего свою жизнь человека, природа, изменяющая и осознающая сама себя в лице человека или другого, подобного ему в указанном отношении (а не в форме носа или черепной коробки) существа…

Труд - процесс изменения природы действием общественного человека - и есть «субъект», коему принадлежит «мышление» в качестве «предиката». А природа - всеобщая материя природы - и есть его субстанция. Субстанция, ставшая в человеке субъектом всех своих изменений (causa sui), причиной самой себя.

Разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме.

Маркс К. Письмо к Руге. Крейцнах, сентябрь 1843 г..

В связи с этим и возникает различие методов научного исследования Маркса и Гегеля, и их различное отношение к объективной диалектике действительности (диалектике Абсолютной Идеи у Гегеля).

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

…законы Логики представляют собой не что иное, как отраженные в человеческой голове (и проверенные тысячелетиями человеческой практики) всеобщие законы развития естественно-природного и общественно-исторического развития.

Согласно материалистическому пониманию этого основания всей философской системы Гегеля, логика Абсолютной Идеи это мистификация. В логике Гегель обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логических форм и законов, прорисовывающихся через совокупный исторический процесс . Мистифицируется и мистическим образом обретает самостоятельное существование то, что присуще самой материальной действительности.

Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно

Маркс К. Послесловие ко второму немецкому изданию 1–го тома “Капитала”

Диалектика объективной материальной действительности находит свое отражение в том числе и в форме субъективной диалектики мыслей мозга трудящейся гоминиды.

Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp.1 в более высокие формы.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 526

Диалектический материализм становится «философией», отрицающей философию. В диалектическом материализме цель настоящего научного исследования состоит в том, чтобы предъявить диалектику материальной действительности в её деталях, в её детальном историческом развертывании от простого к сложному. Прежний предмет философии (научно-теоретическое мышление) становится предметом одной из многих частных конкретных наук - диалектической логики.

За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, ещё только царство чистой мысли, поскольку оно ещё остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика .

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 316.

Маркс откровенно высмеивал философов, чей научный интерес ограничивался исключительно философией.

Нужно «оставить философию в стороне», нужно выпрыгнуть из неё и в качестве обыкновенного человека взяться за изучение действительности. Для этого и в литературе имеется огромный материал, не известный, конечно, философам. Когда после этого снова очутишься лицом к лицу с людьми вроде Круммахера или «Штирнера», то находишь, что они давным-давно остались «позади», на низшей ступени. Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь .

Маркс К., Немецкая идеология

Диалектический материализм как отрицание философии

Согласно Энгельсу, диалектический материализм является не философией, отдельной от частных наук и стоящей над ними, а мировоззрением . Это мировоззрение состоит в упразднении любой философии, стоящей над конкретными науками о чём-либо.

…из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет ещё учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

Эвальд Ильенков подчеркивал это положение следующим образом.

Классики марксизма-ленинизма никогда и нигде не возлагали на философию обязанность строить из результатов «положительных наук» некую обобщенную картину-систему «мира в целом». Ещё меньше оснований приписывать им взгляд, согласно которому такая «философия» - и только она - должна вооружить людей «мировоззрением»… Любую попытку воздвигать над (или «рядом» с) положительными науками ещё и особую науку о «всеобщей» связи вещей Ф. Энгельс безоговорочно расценивает как затею в лучшем случае излишнюю и бесполезную…

Диалектический материализм есть мировоззрение, притом научное мировоззрение, то есть совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении; как таковое оно ни в коем случае не может быть построено силами одной лишь «философии», а только дружными усилиями всех «реальных» наук, включая, разумеется, и научную философию. Мировоззрение, именуемое диалектическим материализмом, не есть философия в старом смысле этого слова, которая взвалила на свои плечи задачу, посильную только всему научному познанию, и то в перспективе. Если «прежняя философия» ставила перед собою эту утопическую задачу, то единственным оправданием её претензии была историческая неразвитость других наук. Но «как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней» 6, неустанно повторяет Ф. Энгельс, прямо связывая это понимание с самой сутью материализма.

Ф. Энгельс отвергал создание философской картины мира, но не идею создания обобщенно-схематизированной картины мира исходя из всей изменяющейся совокупности «реальных», положительных наук.

Если схематику мира выводить не из головы, а только при помощи головы из действительного мира, если принципы бытия выводить из того, что есть, - то для этого нам нужна не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; то, что получается в результате такой работы, также не есть философия, а положительная наука.

Ф. Энгельс, Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 35.

Создания философской картины мира также не принимал В. Ленин.

Так. Так. «Всеобщая теория бытия» вновь открыта С. Суворовым после того, как её много раз открывали в самых различных формах многочисленные представители философской схоластики. Поздравляем русских махистов с новой «всеобщей теорией бытия»! Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!

См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 355

Мировоззрение диалектического материализма непрерывно развивается и уточняется с каждым новым конкретным исследованием и открытием в любой области природы и истории .

История диалектического материализма

Появившись в порядке отмежевания от философского материализма и первого позитивизма (Анти-Дюринг) в дальнейшем диалектический материализм прошёл в своём развитии несколько этапов .

Критика второго позитивизма

В начале XX столетия некоторые русские марксисты попытались совместить марксистское учение с гносеологией неокантианцев , Э. Маха , Р. Авенариуса . Эти попытки были жёстко раскритикованы В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм » как отступление от метода. Пол Томас полагает, что Ленин считал подходы Энгельса и Плеханова дополнением к собственной теории отражения . Как писал историк советского марксизма Джордж Лихтайм , ленинская теория отражения

…расходилась с подходом Энгельса, поскольку для последнего материализм не был тождественным эпистемологическому реализму…его смесь из метафизического материализма и гегелевской диалектики…сохранилась у Ленина, но ленинская теория познания - единственное, что имело значение для Ленина - в строгом смысле не зависела от Энгельса. Доктрина, которая просто постулировала, что мышление способно делать всеобщие истинные выводы о чувственно данном внешнем мире, не нуждалась в материи как абсолютной субстанции или конститутивном элементе вселенной.

Полемика «деборинцев» и «механицистов»

В 1920-е годы возникло острое соперничество «диалектиков» и «механицистов» в СССР, завершившееся победой «диалектиков» во главе с A. M. Дебориным в 1929 году.

Новое философское руководство

По мнению [где? ] таких исследователей, как П. Тиллих , К. С. Льюис , В. В. Шмидт , В. М. Сторчак, на основе диалектического материализма была создана догматически -начётническая , квазирелигиозная парадигма мышления, даже имевшая своё «священное писание» - труды «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были универсальными и неопровержимыми аргументами в любой научной дискуссии, а практически каждая серьёзная научная публикация (диссертация , монография и т. п.) в предисловии содержала отсылки на труды «классиков» и/или решения очередных съездов либо пленумов правящей партии. Эта тенденция усилилась в маоистском Китае и в КНДР .

В 1950-е годы начался распад диалектического материализма. Это происходило вследствие сопротивления советских учёных, боровшихся против идеологического вмешательства в науку , а также благодаря усилиям ряда советских философов (Э. В. Ильенкова , А. А. Зиновьева , М. К. Мамардашвили и др.), решивших заняться возрождением «подлинного марксизма».

Полемика с третьим позитивизмом

Однако, действующая «Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки…» от 8 октября 2007 года требует от аспирантов знание основ философии марксизма, в частности, диалектического материализма , а научные работы о диалектическом материализме по-прежнему публикуются .

См. также

Примечания

  1. Диалектический материализм в Британнике (неопр.) .
  2. Filosofskiĭ slovarʹ . - Izd. 7., perer. i dop. - Moskva: Izd-vo "Respublika", 2001. - 719 pages с. - ISBN 5250027423 , 9785250027427.
  3. Фридрих Энгельс "Анти-Дюринг" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 142
  4. Филатов, В. П. Диалектический Материализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин . - Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - С. 188-189. - 1248 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-88373-089-3 .
  5. Thomas, Paul. Dialectical Materialism // William A. Darity, Jr., editor in chief. International encyclopedia of the social sciences. 2nd edition. - Detroit,etc.: Macmillan Reference USA, 2008. - Vol. 5. - P. 21-23. - ISBN 978-0-02-866117-9 .
  6. Грицанов A. A. Диалектический материализм // Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов . История философии: Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - С. 315-316 . - ISBN 985-6656-20-6 .
  7. Tony Burns. Joseph Dietzgen and the History of Marxism // Science & Society. - 2002. - Vol. 66, № 2 . - P. 202-227.
  8. Rob Beamish. Dialectical Materialism // The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Edited by George Ritzer. - Malden, MA: Blackwell Pub., 2007. - ISBN 9781405124331 .
  9. В. Ленин «Десять вопросов референту», 1908 г.

    1. Признает ли референт, что философия марксизма есть диалектический материализм?

    Если нет, то почему не разобрал он ни разу бесчисленных заявлений Энгельса об этом?

  10. , т. 18, с. 149..
  11. , с. 100.
  12. , с. 274–276.
  13. , т. 20, с. 631-632.
  14. , т. 20, с. 560-561..
  15. Гегель (Философский энциклопедический словарь) (рус.) . caute.ru. Проверено 18 ноября 2018.
  16. Э. В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика» , Алма-Ата, 1979, c. 103-113
  17. Лукач История и классовое сознание (неопр.) . Архивировано 10 ноября 2008 года.
  18. Корш К. Марксизм и философия
  19. Graham L. R. Science in Russia and the Soviet Union. A Short History. Series: Cambridge Studies in the History of Science. Cambridge University Press , 2004 ISBN 978-0-521-28789-0
  20. Александров В. Я. Трудные годы советской биологии
  21. Карл Р. Поппер . Что такое диалектика? // Вопросы философии : Журнал. - М. , 1995. - Вып. 1 . - С. 118-138 . - ISSN 0042-8744 . Архивировано 22 июня 2012 года.
  22. Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, утвержденные приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274 (неопр.) . Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации (8 октября 2007).
  23. Лобовиков В.О. Диалектический материализм в «цифровом формате» // Социум и власть. - М. , 2014. - С. 127-138 . - ISSN 1996-0522 .

Вконтакте

Одноклассники

Диалектический материализм — мировоззрение марксистской партии, учение Маркса и Энгельса, развитое в последствие Лениным и Сталиным. Философия Маркса и Энгельса характеризуется тем, что ее метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а представления о мире и сама философская теория является последовательной научно-материалистической.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг в друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составлял теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии .

Диалектический материализм возник в 40-х годах XIX столетия как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Это был революционный скачок в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому, научному мировоззрению.

Эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Поэтому, вырабатывая свое философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли. Все лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектический материализм продуктом развития наук, в том числе философии за предыдущий период. Из диалектики Гегеля они взяли лишь ее «рациональное зерно». Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии.

После Маркса и Энгельса величайший теоретик марксизма В. И. Ленин, а после И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперед марксизм. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» , отстоял огромное теоретическое богатство марксистской философии. Ленин не только защитил диалектический материализм, но и развил его дальше. Он обобщил новейшие достижения наук за период после смерти Энгельса и указал естествознанию путь из тупика, в который его завела идеалистическая философия. Большой вклад в дальнейшее развитие марксистской философии внесли произведения И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма в СССР» и другие его труды.

Составными, неразрывными частями диалектического материализма являются марксистский диалектический метод и марксистский философский материализм . Диалектика дает научный метод познания, позволяющий объективно подходить к явлениям, видеть наиболее общие законы, которые управляют их развитием. Марксистская диалектика учит, что правильно подходить к явлениям и процессам природы и общества значит брать их в их связи и взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; понимать развитие не как простой количественный рост, а как процесс, в котором количественные изменения на определенной ступени закономерно превращаются в коренные качественные изменения; исходить из того, что внутренним содержанием развития и перехода от старого качества к новому является борьба противоположностей, борьба между новым и старым. Диалектику Ленин и Сталин называли «душой марксизма» .

Марксистская диалектика органически связана с марксистским философским материализмом. Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своей природе материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из одной формы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождение высокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения, представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческого сознания внешнего мира. Диалектический материализм впервые создал научную теорию познания , имеющую неоценимое значение для понимания процесса познания объективной истины.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Диалектический материализм базировался на достижениях передовой практики и теории. Это учение о наиболее общих положениях развития и движения сознания, природы и общества непрерывно развивалось и обогащалось вместе с прогрессом науки и техники. Эта философия рассматривает сознание в качестве социальной, высокоорганизованной формы. Диалектический материализм Маркса и Энгельса считает материю единственной основой всего мира, признавая при этом наличие всеобщей взаимосвязи явлений и предметов в мире. Это учение являет собой высшую итог всей предыдущей истории формирования

Диалектический материализм Маркса возник в ХІХ-м столетии, в сороковых годах. В то время для ведения борьбы пролетариата за социальное освобождение себя как класса были необходимы познания законов общественного развития. Изучение этих законов не представлялось возможным без философии, объясняющей исторические события. Основоположники учения - Маркс и Энгельс - подвергли глубокой переработке учение Гегеля. Проанализировав все то, что было сформировано до них в философии, общественной действительности, усвоив все положительные выводы, мыслители создали качественно новое мировоззрение. Именно оно стало философской базой в учении о научном коммунизме и в практике революционного движения пролетариата. Диалектический материализм разрабатывался в остром идейном противостоянии различным взглядам, имеющим буржуазный характер.

На характер формировавшегося мировоззрения Маркса и Энгельса большое влияние оказали идеи последователей буржуазного направления (Рикардо, Смита и прочих), работы социалистов-утопистов (Оуэна, Сен-Симона, Фурье и других), а также французских историков Минье, Гизо, Тьерри и прочих. Диалектический материализм развивался и под воздействием достижений естествознания.

Учение распространилось на понимание общественной истории, обоснование значения общественной практики при развитии человечества, его сознания.

Диалектический материализм позволил прояснить основополагающую мира и общественном бытие, материалистически решить вопрос активного влияния сознания. Учение способствовало рассмотрению общественной действительности не только в качестве противостоящего человеку объекта, но и в виде его определенной исторической деятельности. Таким образом, материалистическая диалектика преодолела абстрактность в созерцании, которая была свойственна предшествующим учениям.

Новое учение смогло теоретически обосновать и практически воплотить сознательный комплекс практики и диалектика, выводя из практики теорию, подчиняла ее революционным идеям о преобразовании мира. Характерными чертами философского учения являются ориентация человека на достижение будущего и исключительно научное предвидение предстоящих событий.

Принципиальным отличием учения о диалектическом материализме являлась способность этого мировоззрения проникать в народные массы и реализоваться ими же. Сама идея при этом развивается в соответствии с исторической практикой народа. Таким образом, философия направила пролетариат на преобразование имеющегося общества и формирование нового, коммунистического.

Теоретическая деятельность Ленина считается новой, высшей ступенью в развитии диалектического материализма. Разработка теории о социальной революции, идеи о союзе рабочих и крестьян была самым тесным образом связана с защитой философии от натиска буржуазной идеологии.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

Основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение самого себя;

Развитие происходит по законам диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количества в качество, закона отрицания. Очевидной слабостью марксизма является попытка объяснить сложное из простого, более высокий уровень организации жизни Космоса из более низких, а также воинствующий атеизм и метариализм. Как показало дальнейшее развитие философии, односторонний материализм также ограничен, как и идеализм, а объяснить историю действием экономических законов невозможно.

«Диалектика природы» – выдающееся философское произведение Фридриха Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания. «Диалектика природы» – незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи.

Задача, которую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над «Диалектикой природы», сформулирована следующим образом:
«Дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий,... для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее». Таким образом, задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознательное применение диалектических принципов познания.

Центральной идеей «Диалектики природы» является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения – это простое перемещение, высшая – мышление. Основные формы, которые изучаются естественными науками: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектического скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней. Опираясь на эту центральную идею, Ф. Энгельс последовательно рассматривает диалектическое содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности (неопытности) математических абстракций и выясняет их объективное содержание, в физике – философски осмысляет учение о превращении энергии, в химии – целостно разрабатывает проблему атомистики, в биологии – проблему происхождения и сущности жизни.



Человек – часть природы. С этим согласен и Энгельс. Но это особая «часть», которая, как считали неоплатоники и Николай Кузанский, воплощает в себе весь Универсум, весь бесконечный Космос. Поэтому Энгельс по сути воспроизводит ту историческую традицию, в которой человек с его мышлением и сознанием трактуется как Микрокосм. Иначе говоря, человеческий дух Энгельс считает не случайным явлением, а проявлением атрибутивного свойства мировой материи.
«...У нас есть уверенность в том, – пишет он в этой связи, – что материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое
время».

Иррационализм – философское течение, утвердившееся во второй половине XIX в. как реакция философской мысли на вступление человечества в эпоху глобального кризиса. Наиболее яркими представителями иррационализма являются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,
А. Бергсон. Остановимся лишь на первых двух мыслителях.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) считал, что мир иррационален в своих основах. Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая сила, создающая мир и человека. Мир как представление возникает вместе с появлением человека. Так формируются понятия субъекта, объекта, пространства и времени, множества вещей и причинной связи между ними. То есть мир, по Шопенгауэру, –
как и у Канта – создан этими формами рассудка. И хотя человек считает, что мир – реальность, но на самом деле это видимость.

Единая воля дробится на множество индивидов, «объективаций». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, поэтому в мире идет непрекращающаяся война всех против всех. Высшая ступень объективаций – человек, наделенный разумом. Каждый индивид осознает себя как единственную волю к жизни, а все остальные существуют в его представлении как нечто, зависящее от его существа. Это служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация жизни (общество, государство) не уничтожает эгоизма. Преодоление его осуществляется только в сфере искусства и морали. Искусство основано на «незаинтересованном созерцании». Основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего. Шопенгауэр подчеркивал, что источник страданий – в желаниях, а источник желаний –
в самой воле к жизни. Поэтому он считал, что прав буддизм, говорящий об уничтожении желаний и в итоге об уничтожении самого бытия. В противовес Лейбницу он называл этот мир «худшим из возможных».

Если А. Шопенгауэр – явно переходная фигура, а потому его творчество во многом предтеча неклассической традиции в философии, то и в отношении его последователя Фридриха Ницше сомнений быть не может. Ф. Ницше – это наиболее яркий представитель философского иррационализма.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) родился в Лютцене
в Германии. Будучи сыном простого пастора, он, тем не менее, получил классическое филологическое образование в университетах Бонна и Лейпцига. Уже в годы учебы Ницше проявлял такие таланты, что ему стали пророчить карьеру профессора. Так оно и произошло, и уже в 1868 г. Ницше стал профессором классической филологии в Базельском университете. Казалось, все шло по накатанному пути, однако
в 1876 г. Ницше начал страдать страшными головными болями и переехал жить в Италию, а затем путешествовал по Швейцарии и Франции. Именно здесь происходит коренной перелом в его мировоззрении и творчестве. Покончив с преподавательской карьерой, Ницше пишет свои главные произведения, включая «Так говорил Заратустра», которые приносят ему мировую известность. К главным произведениям Ницше принято относить «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки богов», «Антихрист». Третий период в жизни Ницше наступает в 1889 г., когда безумие прерывает его творческую деятельность. Умер Ницше
в 1900 г., не осознавая того успеха, который к этому времени уже имели его произведения.

Творчество Ницше оказалось таким же сложным, как и его биография. Не менее парадоксально сложилась и судьба его творческого наследия в XX в. Долгие годы в нашей стране существовала официальная оценка творчества Ницше как идеолога национал-социализма. Ницше лично не был и не мог быть причастен к нацизму. И тем не менее ницшеанство в какой-то мере готовило идейную почву для рождения этого движения.

Одна из ключевых идей Ницше – необходимость прихода нового сильного сверхчеловека, который призван проложить дорогу человечеству к более здоровой и творческой жизни и культуре, нежели мы встречаем в современном мире. Образ такого сверхчеловека он рисует в образе зороастрийского пророка Заратустры.

Увлечение натурфилософией и попытка построить свое учение в соответствии с законом борьбы за существование, открытым Ч. Дарвином, были кратковременными и не сказались на творчестве Ницше. А потому анализ его философских воззрений невозможен без интерпретации сложных мифологических образов и сюжетов, из которых состоит его главное произведение «Так говорил Заратустра».

Интерес к древности, а в данном случае к жизни и учению основателя зороастризма, у Ницше неслучаен. Он непосредственно вытекает из его критики европейской культуры, которой он пытается противопоставить естественную жизнь, какой, по мнению Ницше, люди жили в далекие времена. Прообраз естественного существования согласно Ницше – это жизнь Востока и, прежде всего, древних ариев, к которым, как было принято в науке, его времени, он причисляет иранского пророка Заратустру. В Европе естественное бытие он видит в жизни греков досократической эпохи, изучением которой он занимался, работая университете.

Будучи поклонником естественности и стихийности в первобытной жизни, Ницше парадоксальным образом сочетает их с творческой гениальностью, индивидуализмом и субъективизмом. Его диагноз однозначен – культура, которой гордятся европейцы, как и любая культура, является болезнью человеческого рода. Ницше раздражает прежде всего вырождение и упадок европейской культуры. Ставя человека в искусственные рамки, считает Ницше, культура нивелирует индивидуальность, подавляет волю, лишает человека творческого самовыражения.

Если культура ограничивает индивидуальное выражение воли, тогда долой культуру! И да здравствует непосредственное выражение жизненных сил! Таким образом, на смену вселенскому пессимизму Шопенгауэра, учителя Ницше, приходит оптимизм его ученика, основанный на абсолютном нигилизме и волюнтаризме. И в этом состоит суть ницшеанской версии философии жизни.

Ницшеанство эпатировало добропорядочных обывателей рубежа веков. Но не надо забывать, что пафос учения Ницше – это протест против удушающей регламентации человеческого существования и общего упадка культуры во второй половине XIX в. И в этом протесте он чрезвычайно искренен, хотя также безудержно категоричен. Для Ницше неприемлем аскетизм христианства и чужда рассудочность естествознания, упорядочивающего мир так, что в нем не остается места для спонтанных и неповторимых творческих актов и душевных движений. Но более всего возмущает Ницше здравый смысл и приземленность большинства людей, обывателей, которым незнакомы творческие порывы и возвышенные стремления.

Акцент, сделанный на рутинных и косных моментах современной культуры, дает повод Ницше отбросить все – государственность и науку, мораль и религию. «Бог умер!» – произносит Ницше свою знаменитую фразу, а значит, грядет эра Сверхчеловека, существующего по ту сторону Добра и Зла.

Но здесь возникает вопрос: что же находится по ту сторону Добра и Зла в учении Ницше? А это Воля к власти. Однако воля к политическому господству в данном случае является только одним из множества проявлений стремления к жизненному самоутверждению и могуществу. Поэтому сердцевина учения Ницше – это не жажда господства одной воли над другой, как прочитали его философию нацисты, а протест против каких-либо ограничений жизненной активности индивида. Мощь ничем не ограниченного жизненного напора индивида, считает Ницше, как раз и делает его Героем. Но как верно отметил в свое время И.Г. Фихте, такого рода героический характер, не ведающий ни внешних, ни внутренних преград, как правило, оказывается все же деспотическим характером. Тот, кто не знает самоограничения, указывал Фихте, неизбежно впадает в грех ограничения другого,
порождая мир насилия и порабощения.

Именно такой и предстает перед нами эпоха Сверхчеловека в «философии будущего», созданной Ницше на закате его творческой деятельности. Состояние войны всех против всех становится нормой жизни этой эпохи. А на место христианской морали сострадания к слабым приходит так называемая «биологическая мораль» с максимами типа «Будь смел и жесток!», «Падающего подтолкни!».

Таким образом, абстрактный протест против любых ограничений свободы и творческой мощи человека оборачивается у Ницше укорененностью подавляющей силы внутри самого индивида. И в этом заключается глубокое внутреннее противоречие его философии. Ницше писал: «Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, принятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Я не человек, я динамит... Я противоречу, как никто никогда не противоречил, и, несмотря на это, я противоположность отрицающего духа».

Парадоксальный стиль мышления и блестящий литературный стиль произведений Ницше оказал огромное влияние на философию XX в. Его прямой художественной иллюстрацией является роман
Дж. Лондона «Морской волк».