Укротитель коней. Интересные факты из жизни скульптора Петра Клодта


Знаменитые кони Клодта, украшающие Аничков мост, являются гордостью Петербурга. А автором этих знаменитых шедевров является Петр Карлович Клодт, потративший на их создание около 20 лет. Сейчас кажется, что лучшего места для этих великолепных скульптур не найти. Но на самом деле история их установки началась совсем не с Аничкового моста.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.


Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.


В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.


За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Например, так:


Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Или так:


Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь: на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.


Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.


В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:


Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.


По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга .

Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали.

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста ( и ), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части.

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.


Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня".

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня".

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Кони Клодта в московской городской среде April 18th, 2018

В Москве тоже есть свои кони Клодта! Скульптуры "Диоскуры, укрощающие коней" в начале Беговой аллеи являются точными копиями знаменитых работ Петра Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские "Укротители коней" были выполнены в 1899 году внуком прославленного скульптора (К.А. Клодт, С.М. Волнухин по эскизам П.К. Клодта).

Впервые скульптуры Клодта "Диоскуры, укрощающие коней" появились на питерском Аничковом мосту в 1841 году, причём московские копии на Беговой аллее, копируют первые две скульптуры, смотрящие на Адмиралтейство.

Скульптуры были установлены в начале Беговой аллеи и символизировали центральный въезд к Московскому ипподрому с Петербургского, а ныне Ленинградского, шоссе.

Раньше этот въезд выглядел более торжественно благодаря кованым воротам на пересечении с шоссе. Сами кованые ворота уже давно растворились во времени, а вот скульптуры стоят до сих пор.


Фото: oldmos.ru

Пропали красивые кованые ворота при въезде на Беговую аллею примерно в 1960-е годы, а так выглядел въезд ещё в 1936 году.


Фото: oldmos.ru

Но это не единственное изменение в городском ансамбле этого места. Протесты общественности не помешали снести стадион Юных пионеров и построить многофункциональный жилой комплекс.

И теперь он создаёт свой ритмический фон для правой скульптуры.

Два дома, с которых начинается Беговая аллея и построенные уже в советское время, довольно интересны с архитектурной точки зрения. Справа стоит Дом авиаторов (Беговая улица, 34) - экспериментальный дом на сорока опорах, откуда и другое его название - "дом-сороконожка".

Cамой необычной его деталью является отсутствие первого этажа, вместо которого находятся 40 железобетонных опор. Построен архитектором Андреем Меерсоном в 1978 году как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселен работниками авиационного завода "Знамя Труда".

Строительство дома по первоначальному проекту планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Но к Олимпиаде футуристический дом было приказано поставить на Беговой, главном въезде в Москву. Вместе с расположением дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Идея дома-сороконожки во многом связана с работами архитектора Ле Корбюзье. В 1930 году Корбюзье восхищался домом Наркомфина, а с начала 1950-х весь мир взял за образец дом - "Жилую единицу", которую сам Корбюзье построил в Марселе. В Москве "домов на ножках" несколько, но ближе всех к прототипу - дом Андрея Меерсона.


Фото: fondationlecorbusier.fr

Дом близок марсельскому по пропорциям и точно так же поднят на скошенных опорах, несущих следы грубой деревянной опалубки, что тоже очень любил Ле Корбюзье.

С другой стороны Беговой аллеи стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный", выстроенный в 1940 году из крупных блоков по проекту архитекторов А.К. Бурова и Б.Н. Блохина, инженеров А.И. Кучерова и Г.Б. Карманова. Этот дом один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, тоже ведущей к Московскому ипподрому.

Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания. Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями

Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В.А. Фаворского.

Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали ажурный жилой дом, было здание бывшего ресторана "Яр", перестроенное в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков.

Здание клуба также должно было выходить фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Этого не случилось, но интересный архитектурный ансамбль всё же сложился.

Каменный Аничков мост – самый любимый и посещаемый романтиками в Санкт-Петербурге. Многие до сих пор уверены, что красивое название мост получил от некой «Анечки». Однако, изучив историю, можно узнать, что он назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале далекого XVIII века.

Историческая справка

Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.

За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.

Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.

Интересные факты

Известности и огромному количеству историй, связанных с Аничковым мостом, можно только позавидовать. Самые интересные факты:

  • Когда в 1726 году переправа стала разводной. Ее открывали для прохода судов с высокими мачтами. Но не только для этого. Чтобы волки из ближних лесов не попадали в город, переправу открывали в ночное время.
  • На старых картинах, срисованных с моста. Между пролетами можно увидеть ниши с решетками. Это долговые ямы, в которые попадали злостные неплательщики налогов или картежников. Так было до времен правительства Екатерины II, которая приказала замуровать проемы.
  • Скульптуры коней, которые украшают мост с обеих сторон, во времена войны были закопаны в сквере около Аничкова дворца и только в 1945 году их снова откопали и поставили на прежние места. Таким образом, они сохранили свой вид.

Аничков мост перекинулся через реку Фонтанку по линии Невского проспекта. Из небольших мостов – Аничков мост самый знаменитый в Санкт-Петербурге. Несмотря на вполне заурядную архитектуру самого моста, скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала Аничков мост фактически одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Общая длина моста составляет 54,6 метра, ширина – 37,9 метра.


В 1715 году по распоряжению Петра I в месте пересечения Невского проспекта и р. Фонтанки началось строительство деревянного моста со шлагбаумом, которое и было успешно завершено в 1716 году. Здесь стоит отметить, возведение переправы через реку осуществлялось строительным батальоном под командованием подполковника инженера М.О.Аничкова .


Отсюда и название – Аничков мост. А старая финская деревня на Фонтанке, где был расквартирован батальон, с тех пор стала именоваться «Аничковой слободой» . Народные предания, трактующие происхождение названий моста и слободы, связывая их с именем некой Анны (или Анечки), так же как и ударение на первый слог в корне неправильны. Верным считается ударение на второй слог – Ани́чков мост и Ани́чкова слобода.


В 1721 году была проведена реконструкция по расширению Аничкова моста. Для прохождения по Фонтанке мачтовых судовых, в 1726 году мост был переделан в разводной. Следующий капитальный ремонт Аничкова моста состоялся в 1741 году – старые сваи заменили новыми. В 1749 году по проекту архитектора Волкова через Фонтанку была возведена фактически новая переправа.


В 1780 – 1789 годах были проведены работы по благоустройству Фонтанки. Под началом генерала Ф.В.Бауэра были отстроены гранитные набережные с комфортными спусками к воде. По проекту архитектора Ж.-Р.Перроне было возведено семь каменных однотипных мостов. Одним из них стал реконструированный в 1783-1787 годах Аничков мост . Перестроенный мост состоял из трех пролетов. Два пролета были гранитными, средний разводной пролет – деревянный, а на устоях моста находились башни с разводными агрегатами. Стоит отметить, что до конца XVIII столетия река Фонтанка являлась границей города и Аничков мост выполнял функции пограничного моста города.


К 1840 году Аничков мост оказался значительно уже, расширенной к тому времени проезжей части Невского проспекта. К тому же деревянный пролет переправы пришел в негодность. И в 1841-1842 годах мост был полностью перестроен по инженерным проектам И.Ф. Бутаца. Три пролета выложили из кирпича, устои моста облицевали мрамором и установили чугунную ограду с парными фрагментами русалок и морских коньков по эскизам германского архитектора Карла Шинкеля. Также мост был оборудован гранитными пьедесталами, на которые были установлены скульптуры серии «Покорение коня человеком», выполненные выдающимся русским скульптором П.К. Клодтом . По оценке финансового министерства на строительство моста ушло почти 200 тысяч рублей серебром.


Любопытна история возведения статуй «Укрощение коня» . Первоначально конные группы были заказаны Клодту для установки на пристани Адмиралтейской набережной напротив Академии художеств. Однако там установили сфинксов, привезенных из Египта, а пару коней Клодта по предложению самого скульптура было решено установить на западной стороне Аничкового моста. На восточной же стороне временно установили их гипсовые копии, на замену которым вскоре были отлиты бронзовые статуи коней. Однако по приказу Николая I прямо с литейного двора они отправились в Германию в подарок королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Клодт снова начал работу над скульпутрами и в 1844 году взамен гипсовых статуй водрузились новые бронзовые статуи, но и им было суждено простоять недолго. Этих коней Николай I подарил сицилийскому королю Фердинанду II и снова на Аничковом мосту поставили гипсовые копии. В это время Клодт решает создать абсолютно новые скульптуры, продолжив сюжетную линию «Покорение коня человеком» , и отказаться от копирования коней западной стороны моста. Наконец, в 1850 на пьедесталы восточной стороны были установлены две новые бронзовые скульптуры, а Аничков мост приобрел свой нынешний облик.


Интересно, что кони, «смотрящие» в сторону Дворцовой площади подкованы, а кони, которые «смотрят» в сторону Литейного проспекта – нет. Вокруг данного факта бытует версия, что поскольку в царские времена на Литейном проспекте находились кузницы и литейные мастерские, то неподкованные кони «идут» в сторону кузниц, а подкованные лошади, наоборот – от Литейного проспекта. Еще одним любопытным фактом является то, что у скульптур коней был самый настоящий прототип – арабский рысак Амалатбек.
В создании рисунков для статуй Клодту помогала дочь, которая, оседлав скакуна, ставила его на дыбы, а скульптор делал эскизы.


Дальнейшая история Аничкова моста продолжена в 1902 году, когда его состояние признали аварийным, и в 1906-1908 годах были проведены ремонтные работы. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда скульптуры Клодта закопали под землю во дворе нынешнего Дворца Пионеров. Однако еще до завершения войны кони Клодта были возвращены на свое место. В 2000 году бронзовые статуи коней были отреставрированы под руководством скульптора В.Г.Сорина, а в 2008 году прошел плановый капитальный ремонт моста.


С Аничковым мостом связаны многие легенды и предания Петербурга. Что в них является вымыслом, а что правдой судить сложно. Например, говорят, что у одного из коней Клодта, расположенного на стороне Гостиного Двора и ближнего к нему, вместо отличительного полового признака изображен профиль Наполеона. Досадил же французский император Клодту тем, что омрачил скульптору медовый месяц настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой. Как бы там ни было на самом деле, а безусловно по праву считаются одним из ярчайших символов Санкт-Петербурга.