Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях Известные люди 60 х годов

50-е годы

Увлечение рок-н-роллом.
Из интервью с Миком Джеггером (1996 год):
Рок-н-ролл настоян на злости, одолевавшей молодежь от скуки, от установки на бунт… Черная музыка привнесла в рок-н-ролл сексуальность. Насилие свойственно рок-н-роллу с самых его первых дней.
Из этого признания деятеля рок-музыки становятся понятными разрушительные социальные последствия внедрения рок-музыки в общество. Сразу после того, как в середине 50-х годов началась передача рок-музыки по радио в Америке, последовал взрыв разводов.

Отошел ко Господу преподобный Лаврентий Черниговский (Проскура) (1868-1950).
- (1950-1953) война США в Корее.
- Упрощено великое древнее письмо в Китае. Древний пиктографический китайский стал мертвым языком.

Открыта структура молекулы ДНК, случайное возникновение которой полностью исключено. Бурное развитие молекулярной биологии не оставило поля деятельности для теории эволюции. Трудно представить, что современные компьютеры с современными операционными системами создались сами, без целенаправленного замысла. Устроение же молекул с миллиардами атомов и сверхточными взаимодействиями много сложнее компьютера. Критику теории эволюции специалистом по молекулярной биологии см. в книге: Michael Denton. Evolution - A Theory In Crisis; Burnett Books, 1985, pp. 368). «Сейчас твердо установлено, что картина разнообразия на молекулярном уровне образует высокоорганизованную иерархическую систему. На молекулярном уровне каждый класс уникален, изолирован от других и не связан промежуточными звеньями. Таким образом, молекулы, подобно окаменелостям, не подтверждают наличия мифических «промежуточных звеньев», которые ищут и все никак не могут найти биологи-эволюционисты. Опять-таки, единственные отношения, определяемые с помощью современных методов, - горизонтальные. На молекулярном уровне ни один организм не может быть назван «предковым», «примитивным» или «продвинутым» по отношению к «родственным организмам» (с. 290).

К.С.Льюис: Хроники Нарнии (1950–1956). Э.Ионеско: «Лысая певица» (The Bald Soprano) (антидрама): «Да, кстати, как поживает лысая певица? - Спасибо, хорошо, сменила прическу… »

Умер Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950).
- «Сказ о каменном цветке» Прокофьева.
- Шнеерсон, «Музыка на службе реакции».

Cтатья М. Борна «Состояние идей в физике и перспективы их дальнейшего развития».

- † поэт С.С.Бехтеев, офицер Белой Армии, автор стихов Царского цикла.

Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.
Стихотворение "Молитва" было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их Императорским Высочествам в г. Тобольск, после расстрела его текст был обнаружен в дневнике Великой княжны Ольги.

Дж. Р.Р.Толкин роман в 3 книгах «Властелин Колец» (1954–1955) Невероятная популярность этой книги. Названа самой популярной книгой ХХ века.

Н. Н. Носов (1908–1976): Трилогия - Приключения Незнайки и его друзей (1954), Незнайка в Солнечном городе (1958) и Незнайка на Луне (1971)

С 1954 года правительство принимает ряд постановлений и решений о смене архитектурной направленности. В 1959 году запрещено строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР. Так началась борьба с «архитектурными излишествами»: строительство «хрущоб», блочных «черемушек» по всей стране - осуществление пророчества св. Космы Этолоса (1714-1779): «города будут как бараки». Обратим внимание на коварную ложь в названии кампании: превращение домов в стандартные коробки есть борьба не с излишествами в архитектуре, а с самой архитектурой, с самой идеей красоты, которая должна вдохновлять человека, вливать в него творческие силы подъемной радости жизни.

Термин «плацебо-эффект» введен американским врачом Генри Бичером.
- 6 ноября в СССР произведено первое в мире испытание водородной бомбы.
- «Кукуруза - это тот конь, который нам нужен» (Хрущев): начало продвижения любимого генсеком растения в несвойственные ему широты.

В НАТО вошла ФРГ

Хрущев вернулся к политике депопуляции страны: принят Указ Президиума ВС СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», приведший к резкому сокращению рождаемости. Уже в 1959 г. число абортов в России составило в среднем 4 на одну женщину репродуктивного возраста. Стремительный рост абортов продолжится до снятия Хрущева в 1964 г., когда будет зафиксирован их максимальный уровень за всю предшествующую историю России - около 5,6 млн, или 169 абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста. А в 1965 году соотношение родов и абортов составит 100 к 278.

† блаженный старец Николай Тотемский

В Москве открылся Первый международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского.

28 ноября - Постановление ЦК КПСС «О мерах прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Запрещены организованные паломничества к семистам учтенным властями святым местам. Отняты все монастырские гостиницы, запрещено ночевать в монастырских церквях. Для выполнения постановления подготовлена секретная инструкция, разрешавшая применять любые методы для устрашения и недопущения верующих к святыням.

17 июля Конгресс США принял Закон (Public Law) 86-90 (P.L.86-90) "О порабощённых нациях", нацеленный на расчленении России. К ее народам обращены слова Закона: "Так как эти порабощённые нации видят в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения и обретения независимости и в деле восстановления религиозных свобод христианского, иудейского, мусульманского, буддистского и других вероисповеданий, а также личных свобод и так как для национальной безопасности Соединенных Штатов жизненно необходима поддержка стремления к свободе и независимости, проявляемому народами покорённых наций… именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким Народам тот исторический факт, что Народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость". На протяжении последующих после принятия этого закона 50 лет каждый из президентов США давал клятву о его исполнении. По оценкам экспертов, его реализация обошлась американским налогоплательщикам на сумму более 4 млрд долларов. Советский Союз распался, однако Закон Public Law 86-90 никто не отменял, он продолжает действовать по сей день.

Созданное Кристоферо Кокерелем судно на воздушной подушке совершило первое демонстрационное плавание.

Михаил Светлов. «Все выше»:
Мы поднимаемся все выше, выше,
Не на деревню дедушке мы пишем,
Летят к созвездьям наши голоса
И всех планет мы знаем адреса.

- «Жизнь взаймы» Ремарка.

Конец 50-х - начало 60-х:

Громкая поэзия шестидесятников.

Апрель - попытка американского вторжения на Кубу в районе Плайя-Хирон с целью свержения правительства во главе с Фиделем Кастро.

Вселенский патриарх Афинагор предложил Папе римскому Павлу VI встречу в Иерусалиме, на которой была отменена взаимная анафема (однако снятие анафемы возможно только при публичном отречении еретиков от заблуждений, чего Католическая церковь делать не собирается).

Кульминация антирелигиозной истерии в СССР. Постановление ЦК КПСС от 2 января «Мероприятия по усилению антирелигиозного воспитания населения» ставит задачу: полная ликвидация Церкви. Но вместо того ликвидируется гонитель. Снятие Хрущева со всех постов в праздник Покрова Божией Матери. Провалился проект чудовищной орфографической реформы, направленной на разрушение общества (предлагалось писать: заец, доч, мыш, намаж, соцыализм, огурци, щоки)

- (1964-1973) - вооруженная операция США против фронта Патет-Лао в Лаосе.
- Создание Театра на Таганке .
- Создание ансамбля «Мадригал».
- Денисов, «Солнце инков».
- Свиридов, «Курские песни», «Деревянная Русь».

Фильм «Фантомас» (показ фильма в СССР приведет к росту подростковой преступности).

- (1965-1973) война США во Вьетнаме.
- II Ватиканский собор (1962-1965): месса сокращена в два раза, доведена до 45 минут, до одного часа сокращено время поста перед причастием, богослужение переведено с латинского на национальные языки. Последствия реформы, пытавшейся пойти навстречу миру, оказались катастрофичными: отказ от латинского языка резко сократил посещаемость богослужений, за период с 1964 по 1972 год отреклись от сана 13 440 священников…
- Открытие реликтового излучения, еще раз подтвердившего откровение Библии о том, что создание света предшествовало появлению светил.

Умер У.Черчилль. «Политичекие деятели думают о будущих выборах, государтвенные деятели думают о будущих поколениях».

Суровейшая зима 65/66 года (Замерзло Балтийское море).

Поверхности Луны коснулся первый безпилотный космический зонд «Луна-9».
- Франция вышла из военной структуры НАТО.


Преподобный Севастиан Карагандинский

Отошел ко Господу преподобный Севастиан Карагандинский (Стефан Васильевич Фомин, 1884-1966).

Фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Вышел на экраны спустя три года, в 1969 году.

- «Свадебные песни» Ю. Буцко.
- «Шесть пьес для арфы и струнного квартета» Леденева.
- Вторая симфония Пярта.
- Второй скрипичный концерт Шнитке.
- Второй фортепианный концерт Щедрина.

Шестидневная война Израиля с арабскими странами. Нефть подорожала на 20 процентов.

Космическое законодательство ООН: государства не имеют прав на небесные тела, о частных владениях не сказано, потому лунная поверхность активно распродается с 1980 года.

Первая международная телепередача (25.06.1967 г...
- «Дело Денисова» (попытка исключения из Союза композиторов, лишения работы в Московской консерватории).
- Волконский, «Странствующий концерт» (1964- 67).
- Со второй половины 60-х годов - реакция на авангард (бороться больше не с чем). А. Караманов поворачивается от авангардного языка к тональному в связи с поворотом к религиозной тематике.
- Опера «Виринея» С. Слонимского.

Начало раскручивания сконструированной взрослыми мировой «молодежной» сексуальной революции, самой зловещей и кровавой в истории. Взрывоподобный рост детоубийств (абортов) через четыре десятилетия приведет к вымиранию коренного населения США, Европы, Христианских стран СНГ и России, к замене его выходцами из стран ислама и иных стран мира - в осуществление пророчеств Сивилл. Сивиллы, девственницы-пророчицы в народах языческих, почитались христианскими писателями - Евсевием, Иустином, Климентом Александрийским, Иеронимом, Августином и другими.

161 … Увы, несчастные люди
162 Рода последнего в мире, злодеи ужасные, как же
163 Не понимают, глупцы, что, если жены не станут
164 Больше рождать детей, людское племя угаснет?
165 Время жатвы приспело, коль некие, словно пророки,
166 Будут вещать по земле и много обмана измыслят.
167 Тут придет Велиал и немало знамений явит.
Книги Сивилл, песнь 2.

По справке С.С. Аверинцева, Велиал - «центральный антагонист дела Иисуса Христа». В Книге Сивилл трактуется как антихрист.

Пандемия гриппа 1968-69 годов как знамение - предупреждение Божие в ответ на безумное озлобление жизни (ср. с пандемией 1918-1919 годов, унесшей 40-50 миллионов жизней).

Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
- По инициативе Д. Рокфеллера создан Римский клуб: образы глобальных проблем человечества.
- «В круге первом» и «Раковый корпус» Солженицына.
- «Плотницкие рассказы Василия Ивановича Белова.
- «Атомная сказка» Юрия Кузнецова :

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Сказка подвела итог нелепой дискуссии «физиков» и «лириков».

Кризис в жизни и творчестве Штокхаузена: «В 1968 году я был очень близок к смерти, к самоубийству… Но затем я нашел для себя сверхрелигиозный путь». Его музыка становится проводником оккультизма.

Credo Пярта.
- Концерт-рапсодия для фортепиано и оркестра Хачатуряна.
- «Звоны» Щедрина.
- Поп-культура: начало арт-рока («Дженезис»).
- «Театр и симфония» В. Конен.

Смерть Юрия Гагарина

Американскими военными создан прообраз интернета.
- Первый астронавт Нил Армстронг на Луне . (Существует гипотеза о фальсификации лунной эпопеи американцами)

- «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс, сумевшей разговорить умирающих - первое научное исследование психологии умирания. За этой пионерской работой последовал ряд других: у той же исследовательницы - «Смерть не существует» (1977). Чтобы жизнь наша была правильной и смерть тоже, нам надлежит помнить о страшных фазах умирания (№ 2 - безумной ярости, № 4 - безпредельного ужаса), научно подтвердивших Библейское предостережение: «смерть грешников люта».

- «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева (1938-1990). Постмодернизм.
- «Полифонический концерт» (На древнерусские церковные темы) Ю. Буцко.

60-е годы

- Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), бард (поэт-композитор-исполнитель), становится кумиром. Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно сказал ей: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». Она была совершенно поражена и только спросила: «Как же я сама окрещу?» - «А вот так и окрестишь!» - «А как же назову его? Булат ведь имя неправославное». - «А назовешь, как меня, - Иваном», - ответил отец Иоанн и заторопился по своим делам.
И вот перед смертью, в Париже, Булат Шалвович позвал жену Ольгу и сказал, что хочет креститься. Он уже отходил, было поздно звать священника, но Ольга знала, что в таких случаях можно крестить и без батюшки. Она лишь спросила его: «Как тебя назвать?» Он ответил: «Иваном». И она сама крестила его с именем Иоанн. И только потом вдруг вспомнила, что лет пятнадцать назад ей обо всем этом говорил старец Псково-Печерского монастыря.
Иное суд Божий, иное суд человеческий. И Господь, правосудный и милосердный, безконечно любящий каждого человека, дает каждому все для спасения души. Только бы мы сами по неразумию своему не сопротивлялись Его благой и премудрой воле.

Расцвет социологии поп-культуры.

С середины 60-х - переход к экстернализму (социальный, социально-психологический, экономический контекст) - политизация искусства, эстетики, музыки.
- Популяционная биология, учение о популяции. Эволюционная единица не вид, не особь, а популяция.
- Академизация исполнительства, сужение репертуара.
- Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина.
- В Россию приходит волна эзотеризма в конце 60-х. Комиссия Мейлаха.
- Качественный рывок в развитии информационно-коммуникационных технологий в США.

«Свингующие шестидесятые» были самым важным десятилетием 20 века. Доказательством служит тот факт, что об этой эпохе до сих пор не сложилось единого мнения. Одни считают ее золотым веком новых свобод, а другие - мрачным десятилетием, которое принесло с собой крушение морали, авторитета и дисциплины.

Период 1960-х гг. связан с надеждой на большие перемены в советском обществе, обуслоленные хрущевской оттепелью. Технический прогресс в стране, ее постоянная конкуренция с США характерна для этой эпохи. Первые полеты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой в космос изменяют представления о возможности человека. Но дальнейшие изменения в мировой политике, карибский кризис, а так же строительство берлинской стены и усиление холодной войны становятся новыми вехами в этой напряженной эпохе шпиономании.

Все, что пришло в движение в 60-е годы, до сих пор оказывает общественное, политическое и культурное влияние на нашу жизнь.

Исходный импульс всему этому дала молодежь, которая всегда была главным носителем надежды в обществе. В результате послевоенного «бэби-бума» процент молодежи среди населения резко возрос, молодежное влияние было сильно как никогда. Тинэйджеры, ставшие в 50-х годах потребителями благосклонность которых стремились снискать производители превратились в двадцатилетних бунтовщиков, подвергавших сомнению все святыни своих родителей. Одной из причин этого явления было экономическое чудо. Хотя оно свершилось уже в 50-х во всей полноте его плоды можно было пожинать лишь теперь, спустя десять лет, когда они стали доступны практически каждому. Однако многие молодые люди не хотели платить за это положенную цену - приспосабливаться, подчиняться, отказываться от себя. Они восставали против авторитета родителей, церкви и государства, начали поиск новых ценностей, развенчали общепринятую двойную мораль, которая заставляла людей делать одно, публично проповедуя совсем другое.

Подобные конфликты между поколениями происходили всегда. Новым было то, что молодежь не только протестовала, но и создала собственную культуру, вынеся ее на рынок в таких масштабах, что эта культура уже не бурлила где-то в подполье, а стала воистину вездесущей. Некоторое время казалось, что представления о лучшем мире, в котором будет больше честности и человечности, даже удастся претворить в жизнь. Так или иначе, это желание объединяло всех молодых людей: и тех, кто мыслил в политических категориях, и тех, кто занимался поп-культурой, и тех, кто просто наивно мечтал о мирной жизни, полной радости.

Послевоенного поколения, создавших экономическое чудо. За фразой «... ты должен чего-то достичь в жизни» обычно следовала угроза: «Пока ты садишься за мой стол, будешь делать то, что я скажу». Нередко это приводило к отказу от любых достижений и отторжению семьи и всего, что с ней связано: брака, верности, традиционного распределения ролей между мужем и женой. Принуждение представлялось корнем всех зол. А что, если не позволять собой командовать, если выбирать сексуальных партнеров так же свободно и спонтанно, как одежду, в которой больше не хочется видеть символ социального статуса? Сказано - сделано, и молодежь радостно предалась райской свободе. Уши Обермайер описывает это так: «Все было абсолютно новым: мода, музыка, философия, образ жизни. Живя в коммуне, мы находились в семье, которую сами себе выбрали. В жизни мы следовали принципу удовольствия, старались все перепробовать».

В этих экспериментах молодежи помогло изобретение противозачаточных таблеток. Появившись на рынке в 1961 году, они впервые позволили надежно и легко предохраняться от беременности. Без этих маленьких круглых пилюль сексуальная революция была бы невозможна. Насколько они помогли эмансипации женщины - это еще вопрос. Появление «пилюли» привело в первую очередь к тому, что мужчины полностью освободились от чувства ответственности. А женщины вскоре ощутили принуждение иного рода - необходимость постоянной готовности к сексу. Лишь немногие могли сказать о себе, как Уши Обермайер: «Я всегда делала только то, что хотела, и никогда не рассматривала себя как феминистку». На баррикады феминизма в конце 60-х многих женщин привели именно неожиданные последствия приема противозачаточных таблеток и сексуальной революции.

Условием свободы такой женщины, как Уши Обермайер, была в том числе и финансовая независимость. Как топ-модель Уши могла позволить себе все. Она была не единственной, кто с неожиданной быстротой нажил состояние в молодые годы. Экономическое чудо все еще было в расцвете; бум приносил прибыли молодым предпринимателям, которые обрели самостоятельность, занимаясь клубами, дискотеками, порнографией, андеграундными журналами и бутиками, и прежде всего - музыкальной индустрией. Молодежный рынок сбыта обслуживали в первую очередь молодые люди, которые разбогатели, продавая то, что нравилось им самим. А молодые вовсе не были противниками идеи потребления. Молодежь тратила деньги на индивидуальную моду, путешествия, наркотики, рок-н-ролл.

Музыка была стихией, которая объединял всю западную молодежь, невзирая на государственные границы, классовые, расовые и половые различия. Предтечами были Билл Хэйли и Элвис Пресли, потом возник спрос на «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Ху», «Кинкс», Джими Хендрикса и Эрика Бердона. Их музыка выражала все, что не вмещалось в слова, и люди следовали ей, как могли. В качестве шикарных девушек-«групи», которые повсюду ездили за буйными музыкантами, выступали в основном модели и красивые дочери богачей. Они немало способствовали тому, что 60-е остались в памяти как время «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Этому имиджу не вредило даже то, что некоторые рокеры вполне по-мещански вели своих избранниц к алтарю, как Мик Джаггер - Бьянку. Главное, что распутная жизнь продолжалась.

В отличие от «Роллинг Стоунз» «Битлз» не остановились на «личном удовлетворении». Помимо этого они стремились обрести и внутреннее просветление. В 1967 году, избрав своим гуру Махариши Махеш Йоги, они стали застрельщиками движения, которое в поисках смысла бытия ориентировалось главным образом на далекий Восток. А ультрасовременные «стиляги» с прическами в форме гриба, которые следовали в моде вполне определенным, хотя и новым, законам, очень быстро превратились в хиппи (по крайней мере, по мнению средств массовой информации, для которых все «патлатые» были мазаны одним миром).

В искусстве десятилетия царствовали такие направления, как поп-арт и оп-арт.

Поп-арт. В других странах эпоха шестидесятых прошла под знаком других имен, одним из которых стал культовый (уже тогда) авангардный художник Энди Уорхол (настоящее имя - Андрей Вархола, 1928-1987). В 1960-е будущая звезда поп-арта «только начал рисовать свои полотна». О том, как все начиналось, Уорхол в соавторстве со своим личным секретарем Пэт Хэкетт поведал в книге "ПОПизм", без ложной скромности сопроводив ее подзаголовком "уорхоловские 60-е": "Когда к 1960 году в Нью-Йорке появился поп-арт, все им так прониклись, что даже занудным европейским умникам пришлось признать его частью мировой культуры… Поп-арт работал с образами, которые любой прохожий с Бродвея узнавал на раз - комиксы, столики для пикника, мужские брюки, знаменитости, занавески для ванной, холодильники, бутылки колы - в общем, со всеми теми классными современными вещами, которых так усердно не хотело замечать современное искусство" (Рис. 1-4).

Однако тех, кто уже приготовился к подробным, хронологически последовательным воспоминаниям на тему "моя жизнь в искусстве", предупредим сразу: такого "кина" не будет. Будет другое - обрывочный, случайный, поверхностный даже взгляд в прошлое. Субъективность и непоследовательность присущи большинству мемуаристов, претендующим, однако, как раз на объективность и последовательность. У Энди Уорхола все иначе: обрывочность и несостыковки - не досадная оплошность, а принцип. Как подмечено в предисловии переводчика книги Людмилы Речной, «это просто еще одно проявление ПОПизма - заполнять поверхность деталями, но не концентрироваться на них. Собирать пазл, не интересуясь каждой отдельной составляющей"...

В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе -- знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в «кислотной» манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговаривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное произведение. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.

Во второй половине 1960-х Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисси, -- первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу -- The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones.

Оп-арт прочно связан с абстракционизмом, здесь создается особая эстетическая среда калей-доскопических эффектов, особые изобразительные формы, далекие от воспроизведения действи-тельности. Опираясь на определенные психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта успешно использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности в оп-арте фигурирует цвет, декоративный, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде спиралевидных, извивающихся линий, однообразных геометрических очертаний, усложненных наложением или совмещением разных планов узора. Творчество оп-арта можно было бы рассматривать как разновидность декоративно-прикладного искусства. Известно, что художники-модельеры широко используют оптические мотивы в росписи тканей, создавая монохромные или цветовые композиции, переливающиеся при всяком движении костюма или платья.

Оп-арт стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. Эстетическая специфика Оп-арта заключается в замене классической перспективы многофокусным видением виртуального оптического пространства. Движение в нем всегда виртуально, а не реально: визуализируется сама его идея. Создается иллюзия «ожившего пространства», плоскостное восприятие картины разрушается.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимого.

60-е годы 20 века в СССР ознаменовались индустриализацией, периодом многих новостроек, а также значительным «потеплением» режима. Какова же была столица огромной страны в эти годы? Чем жили обычные люди, представляющие население Москвы?

Пожалуй самым запоминающимся и заметным явлением в жизни Москвы в 60-х годах было возведение целых микрорайонов, состоящих из знаменитых домов-«хрущевок». Стартовала данная программа еще в 50-х годах с постройки поселка Черемушки. Далее с учетом ее успеха было продолжение - возведение Новых Черемушек, жилых массивов на Кузьминке, Измайлове, а также в Юго-Западной части города.

Хрущевки имели стандартные планировки и минимальные площади.

К примеру, кухня зачастую была 4,5-5 кв. м, а жилая площадь однокомнатной квартиры – всего 16 кв. м. Обязательно была кладовая или встроенный шкаф. Также практиковался санузел, совмещенный с ванной. Интересным явлением был так называемый «хрущевский холодильник» - характерный кирпичный чулан под окном кухни, выложенный в пол кирпича. Зимой он заменял холодильник.

Наверное, одним из самых известных архитектурных объектов данной эпохи является дворец съездов, возведенный в 1961 году. Он использовался для проведения съездов КПСС, а также различных общественно-политических мероприятий. Кроме того, здесь москвичи посещали концерты и театральные постановки. В 60-х годах начался расцвет Театра на Таганке, который возглавил Ю.Любимов. В отличие от предыдущих лет, заведение стало очень популярным среди столичных жителей.

В Москве первой в стране начали танцевать знаменитый твист. Появились целые клубы любителей танца. Знаменитый и известнейший Москвоский ГУМ стал настоящим торговым центром, самым большим в СССР. Сюда съезжались жители со всех районов Москвы. Самыми известными и модными магазинами стали «Лейпциг», «Хрусталь» и др.

С середины десятилетия началось повальное внедрение автоматов в сфере торговли. Это знаменитые автоматы газводы, пирожков и пр.

Если говорить о моде, то именно в Москве впервые появились первые туфли на шпильках. Также в середине десятилетия наметилась мода на мини-юбки. Кроме прочего, во второй половине десятилетия наметилась мода на мохеровые изделия, а также одежду из кримплена. Для походов в баню или на пляж появились специфические шлепанцы с перегородкой между пальцами – вьетнамки.

Цели урока: в ходе урока помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, жилищно - бытовой повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР.

Опережающее задание:

  • Взять интервью у своих родственников, живших в 60-х годах, в домашних архивах найти фотографии, журналы мод, магнитофонные записи, виниловые пластинки тех лет.
  • Разбивка учащихся на группы.

Оборудование: презентация, таблица, СМИ, фотографии, фрагменты фильмов, магнитафонных записей, журналы, денежные банкноты образца 1961 года.

Ход урока

Во время ответа учащиеся используют фотографии, журналы, записи воспоминаний своих родственников.

I группа: Дома.

Проблемные вопросы: Как была обустроена жизнь людей в коммунальной квартире? В чем состояла жилищная проблема в конце 50-х годов? Кто стал инициатором решения жилищной проблемы? Почему был выбран именно такой вариант застройки? В чем были недостатки такого жилья? Какие изменения произошли в жизни людей с началом осуществления жилищной программы?

Вариант ответа учащихся: Коммунальная квартира. В ней живут несколько семей. Коридор это ничейная территория, и поэтому из недр девяти комнат исторгнуто все то, что может мешать и действительно мешает в квартире. К потолку подвешен велосипед. На стене старый абажур и проволочная клетка, над головой детская ванночка и жестяное корыто для стирки белья, а на полу два сундука и старая детская кроватка. Вся остальная площадь занята индивидуальными семейными вешалками с тряпичным старьем. Тусклые засиженные мухами лампочки в недосягаемой высоте. И еще моль - царица коммунальной квартиры. Новые веяния Величественная программа строительства коммунизма предусматривает ускоренное развитие народного хозяйства в СССР. Миллионы советских граждан получают квартиры во вновь отстраиваемых домах.

II группа: Быт.

Проблемные вопросы: Какие новые предметы появились в быту в 60-е годы? Какие выводы о жизни людей можно сделать? Почему советским гражданам приходилось испытывать постоянный дефицит товаров народного потребления? Какие изменения произошли в психологии людей в связи с постепенным ростом уровня жизни?

Вариант ответа учащихся: Бытовых приборов и машин промышленность выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. В СССР создана и постоянно расширяется индустрия бытовых приборов и машин. Налажено массовое производство швейных машин, различного рода электроприборов. С середины 60-х гг. создаются специализированные предприятия домашних холодильников, стиральных машин и других бытовых приборов. Их производством заняты также цехи крупных машиностроительных и приборостроительных заводов.

III группа: Мода.

Проблемные вопросы: В 60-е годы велись жаркие споры о моде, что для предыдущего времени было нехарактерно. Почему модная тема стала актуальной? Какие новые силуэты появляются в одежде 60-х годов? Какое влияние на советскую моду оказывала мода на Западе? Какой образ советской женщины предстает перед нами? Почему использование косметики породило такие споры? Каково было отношение общества к женщинам, использующим яркий макияж?

Вариант ответа учащихся: Актуальные модные направления можно было найти в журналах "Работница" и "Крестьянка" на последней странице обложки. Здесь необходимо уточнить: "моды с самого начала оказались вовлечены в два совершенно разных пространства - в пространство домашнего хозяйства и семейной жизни и в пространство светское. В первом - моды соседствуют с шитьем, вышиванием, рукоделием и даже мебелью.

Советский канон моды как минимум до середины 60-х базировался на двух основных понятиях: "просто" и "скромно", которые вместе составляли базу советского канона красоты.

Большое внимание уделяли прическам. К середине 60-х в некоторых парикмахерских существовал столик с надписью "Консультант", где можно было получить совет по выбору прически, с учетом особенностей лица, формы головы, а также рекомендации по уходу за волосами.

В большинстве случаев обладательница длинных волос - девочка или совсем молодая девушка. Поскольку девочка-школьница ещё не являлась совершеннолетней, чтобы самостоятельно выбирать прическу, в основном носила косу по старинке, по настоянию матери. Короткие волосы являлись окном во взрослый мир, воплощали собой самостоятельность, решительность и жизненную активность в противовес длинным волосам, которые олицетворяют зависимость от близких, привязанность к матери, подчиненность в семейных отношениях, некая патриархальность. Короткая стрижка всегда молодит женщину. Журнал "Работница" начала 60-х предлагает всевозможные варианты модных коротких причесок, укладки и ухода за волосами.

Тенденции советской моды. Резко подведенные глаза, накрашенные брови и ресницы, резкий яркий цвет помады - все это создает вульгарное лицо, строгое черное платье с ниткой жемчуга свидетельствует о большом вкусе их обладательницы. Женщины после тридцати пяти лучше не надевать пышные и короткие юбки и не обтягивать талию. Женщинам не рекомендуется надевать брюки на работу, улицу или в кино. Платья без рукавов лучше не надевать, должен быть хотя бы короткий рукав, "осиная талия" - не критерий красоты. Не следует сильно затягиваться, в театр летом полагается надевать "пыльник" - легкий плащ: Как относиться к западной моде? Разумная оценка и понимание течений зарубежной моды помогут избежать двух прямо противоположных, но одинаково ошибочных тенденций: полного отрицания зарубежного опыта и слепого копирования буржуазной моды.

IV группа: Досуг.

Проблемные вопросы: На экранах страны в это время вышли фильмы "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука". Чем отличалось кино 60-х от фильмов более раннего периода? Устарели эти фильмы для нашего времени? Что нового появилось в литературной жизни страны? Как это было связано с политическими процессами, происходящими в нашей стране? Модными танцами были "рок-н-ролл" и "твист". Видели ли вы когда-нибудь их исполнение? Почему их называют скандальными? Какие увлечения были характерны для того времени? Кому пытались подражать ваши бабушки? Какие темы звучат в популярных песнях тех лет? Какое настроение они вызывают?

Вариант ответа учащихся: После тяжелого трудового дня, бесконечно текущих серых будней, каждый человек стремится заполнить разнообразными занятиями свое свободное время. Каждый находит их себе по душе.

Кино. Этот вид досуга пользовался большой популярностью. В начале 60-х годов появляются молодежные кафе . Там нет тяжелых бархатных занавесок и там можно послушать музыку, потанцевать, а в иных и посмотреть картины молодых художников.

Литература. К 1965 году в каждой семье есть своя, пускай небольшая, но библиотека, поскольку любой человек должен был идти в ногу с современностью, много знать и уметь поддержать беседу о прочитанном. Тысячи людей, и, прежде всего молодежь, были захвачены этой новой поэтической волной.

В 60-х годах мало ещё кто мог позволить себе иметь собственный автомобиль . Он пока является знаком определенного статуса, а не средством передвижения. Рядовой работник получал к концу 60-х годов 130-150 рублей, элита, партийная номенклатура до 1000 рублей, низшие слои населения от 70 рублей в месяц. Сделайте выводы об уровни их жизни. Средняя стоимость продуктов и промтоваров. Хлеб - 13-28 коп., молоко (0,5 л) 16-25 коп., картошка (1 кг) - 10 коп., мясо (1 кг) - от 1 руб. 80 коп. до 2 руб. 20 коп., рыба (1 кг) - от 50 коп. до 1 руб. колбаса, сыр (1кг) - от 1 руб. 70 коп. до 3 руб., колготки - 3 руб., обувь - 10-30 руб.

Человек 60-х-годов: Будучи нарциссом, человек 60-х - прекрасен прежде всего для самого себя. Но он желает быть прекрасным и для других. Поэтому человек 60-х - личность, он - творец, демиург, он - титан Возрождения. Это в 70-е появятся и расцветут шестерки, люди иерархии, заполнявшие многочисленные артистические кружки со строгой вертикалью власти. Здесь стоит указать на разницу между теми, кто действительно были людьми 60-х, и неточно поименованными в "шестидесятники" деятелями 50-х - этими евтушенками-ахмадулиными - избранниками первой поры молодежности - детьми ХХ съезда; хотя в "шестидесятники", действительно, попадают все, кто в этом десятилетии реализовался или сформировался. Он мог родиться и в 1933-м, и в 1943-м.

Шестидесятнику - все по плечу, за что бы он ни взялся - во всем гениален: в живописи, скульптуре, литературе, философии. В то время как восьмидесятнику все не по плечу; этого он не умеет, того не умеет, за это боится браться, а к этому малоспособен: он не умеет рисовать и писать, вообще неодарен визуально и пластически. Шестидесятник - белая ворона, он дерзко высовывается из толпы, куда уютно встроился, спрятался человек следующей формации.

Заключительное слово учителя.

В ходе структурированной дискуссии сделать вывод о периоде "оттепели" опираясь на информацию учащихся.

(заслушиваются варианты ответов учеников.)

Вывод: Итак, за период "оттепели" было сделано многое. Выделим самое главное.

Во-первых, был остановлен чудовищный маховик репрессий, созданный сталинизмом и перемоловший несколько миллионов советских людей. Миллионы людей вышли из тюрем, вернулись из лагерей. Точных данных о количестве жертв сталинизма до сих пор нет.

Во-вторых, под влиянием "оттепели" советское общество существенно изменилось. Наметилась общественно-политическая дифференциация, которая способствовала оформлению нескольких направлений, хотя они не были еще четко определенными и разграниченными. Глотнув глоток свободы, общество "разродилось" "самиздатом" и диссидентством.

В-третьих, внешняя политика СССР стала менее конфронтационной, хотя некоторые агрессивные элементы все еще сохранялись, в целом был сделан шаг к мирному сосуществованию СССР и других государств.

Хотя политика властей в период "оттепели" и не была достаточно продуманной, была во многом волюнтаристской, основанной на субъективном убеждении в правильности принимаемых решений, в целом, тоталитарная система пошатнулась.

С другой стороны, все преобразования, сделанные в период "оттепели" вроде и были закономерны и, вроде, не всегда инициатива принимаемых решений исходила непосредственно от Хрущева, но его роль как исторической личности не стоит принижать. Хрущев останется в истории как человек, сделавший первый шаг к слому коммунистической административно- командной системы в СССР.

Выставление оценок всем учащимся в зависимости от проделанной работы (презентация, доклады, сообщения, выступления).

Домашнее задание: Напишите эссе о советской семье в 60-е годы XX века.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • у меня получилось:
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
  • мне захотелось:

Список литературы:

  1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе (1988). //Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. Тула: Пересвет, 1995.
  2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е изд. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  3. Журнал "Крестьянка" № 28 12 1965 год, № 29 1 1966 год, № 30 2 1966 год.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории 20 века. Москва. ЦГО,2000 г.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва. Владос-пресс, 2003 г.
  6. Луцкий Е.А.. История СССР (1861-1917). М.: Учпедгиз, 1956.
  7. Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. Москва 1999 г.

Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.