Сказки про байкал. Сказка про байкал Сказка: Человек на красном олене — Байкальские сказки

Сказка «Как рачки спасли Байкал»


*****
Жили-были в Байкале рачки Эпишура.
Они приносили большую пользу Байкалу, очищая воду, пропуская ее через себя. Вода в Байкале была чистая и прозрачная.
Но вдруг пришла беда. В озере появились водоросли Cпирогиры.


Рачки стали болеть, меньше очищать воду. Вода у берегов позеленела, начала умирать рыба.
Собрались рачки на совет и стали думать, как избавиться от Спирогиры. Она длинная, вниз растет до сорока метров. Решили рачки обрезать длинные водоросли и закапывать их в ямку. Долго рачки работали и много закопали водорослей. Вода стала светлее и чище. Прошло немного времени, и Спирогиры стало еще больше.
Снова собрались рачки на совет. Решили позвать на помощь других животных Байкала. Придумали они сделать сетку из железа и выловить все водоросли. Изготовили сеть и собрали у берегов всю Спирогиру.


Прошло время, и снова затянули водоросли берега Байкала. Совсем отчаялись рачки. Решили они обратиться к человеку. Пусть человек поможет им.
Написали они письмо и попросили:
«Люди очистите от мусора берега Байкала, потому что, чем больше мусора, тем быстрее растут водоросли;
Постройте пароход, который ходит по Байкалу и собирает Спирогиру; Придумайте лекарство, чтобы водоросли погибли, а жители Байкала выздоровели».
Запечатали письмо в бутылку и отправили на берег Байкала. Получили письмо люди и стали думать, как помочь.
Рачки теперь ждут и надеются, что скоро придет им помощь. Байкал снова, станет как прежде, самым чистым озером в мире.

В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна, она была величиной с большого осетра. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу — скала разлетается.
Люди боялись той птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали.
Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам. Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся. Пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь. Из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась.

Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко. Народ разошелся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.
Когда земля и тайга горели, народ все кричал: «Байкал, Байкал!» Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, а может, это слово означало «много воды»… Только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.

ГОРЫ-БЫКИ

Пониже села Гужиры есть местность Далхай. В этой местности есть гора, которая называется Бычьей. Дело было так.
Из Монголии вышли два огромных быка. В Монголии они выпили все реки и озера. Их замотала жажда. Они пошли в поисках воды. Долго шли они, но найти воды не могли. Быки шли по течению реки Зун-Мурино. Они все смяли на своем пути, смяли так, что деревья своими верхушками уходили в землю. Один бык, умирая от жажды, уткнулся в утес — так и окаменел. Вид горы Далхай напоминает сейчас быка. Особенно выделяются рога. Раньше на этих рогах стояли русская и бурятская часовни.
Другой бык дошел до Ангары. Он выпил пол Ангары, уснул. Но ночью Байкал вновь наполнил реку водой. Спящий бык утонул в этой воде. Этот бык сейчас виден из Ангары, виден его только один рог, напоминающий остроконечную скалу. Эта скала называется Шаманский камень.

ХОБОТ-СКАЛА

В далекие-предалекие времена на берегах Славного моря — Байкала — было очень тепло. Росли здесь большие невиданные деревья и водились огромные звери: гигантские носороги, саблезубые тигры, пещерные медведи и косматые великаны — мамонты.
Протяжные трубные звуки мамонтов сотрясали горы.
Мамонты считались самыми большими и могучими среди всех зверей на земле, но по натуре своей они были скромными, миролюбивыми.
И только один из прибайкальских мамонтов отличался крутым нравом, непомерным бахвальством и заносчивостью. Ходил он всегда в одиночку, важный и горделивый, и горе было тому, кто встречался на его пути. Зверей поменьше он хватал своим длинным хоботом и закидывал в кусты, а тех, кто был покрупнее, он поддевал толстыми бивнями и бросал оземь.

Ради потехи хвастливый мамонт вырывал с корнем гигантские деревья, выворачивал огромные валуны и загромождал речки, бегущие в Байкал.
Не раз вожак мамонтов пытался урезонить хвастуна:
«Опомнись, строптивый, не обижай слабых зверей, не губи зазря деревья, не мути речки, иначе тебе несдобровать». Выслушивал зазнайка старого мамонта, а сам продолжал делать по-своему. А однажды и вовсе разошелся. «Да что ты меня все учишь! — заревел он на вожака, — что ты меня пугаешь! Да я здесь самый сильный, да я, если хочешь, не только реки, я весь Байкал закидаю камнями, словно лужу!»
Ужаснулся вожак, замахали на хвастуна хоботами остальные мамонты. Ворохнулся и Байкал, окатив берег волной и схоронив в седых усах недобрую улыбку.
Но ничего уже не видел мамонт. Разбежался он, вонзил свои бивни в скалу, приподнял ее, чтобы бросить далеко в море, да вдруг скала сделалась тяжелой-тяжелой. Надломились от непомерной тяжести бивни и вместе со скалой рухнули в воду. Взревел тут от горя мамонт, протянул длинный хобот к воде, чтобы достать свои бивни, да так и застыл, окаменев навеки.
С тех пор стоит на берегу Байкала огромная скала, нависла над водой, словно хобот. И теперь люди так и называют ее — скала Хобот.

ЕНИСЕЙ И ШАМАН

Было это давным-давно. В Саянских горах жил один страшный и злой шаман. Все было ему подвластно. Птицы и звери ему подчинялись, лес не шумел, когда он молился, кукушка переставала куковать, когда он спать ложился. Властвовал он над всей природой. Каждое его повеление было для всех законом. В подчинении было у него несколько прислужников, которых шаман никогда не видел, но которые всегда его слушались, где бы они ни были. Шаман тот так был богат и жаден, что не хотел выпустить из своих владений ни одной птички, даже самой маленькой сороки.
Плохо жилось всем в царстве злого шамана. Вот как-то раз взмолились птицы и звери, стали просить шамана, чтобы он их отпустил на Байкал воды попить. Осердился шаман на своих птиц и зверей и сказал своим прислужникам, чтобы они на границе его царства горы воздвигли, да такие, чтобы ни зверь их не перешел и птица не перелетала. Так и сделали прислужники.

С тех пор здесь Саяны стоят, почти самое небо подпирают. Посмотрел шаман на горы и обрадовался: «Летите, мол, птички, бегите звери на Байкал, попробуйте попейте студеной воды». Затосковали звери, приуныли птицы, загорюнился лес. Из-за гор высоких и солнца не стало видно. А злой шаман тем временем нарадоваться не может и силой своей волшебной похваляется, что сильнее его силы на свете не сыщешь.
Прошло много времени. Царство злого шамана стало вымирать. Видит шаман, что скоро он останется один, призвал к себе прислужников и сказал, чтобы они ручей открыли. Свернули они камень большой, и полилась вода. Ожили птицы, забегали звери, лес запел. Скоро около большого камня озеро стало, а вода все прибавлялась и прибавлялась. Назвали это озеро Енисеем.
Прошло несколько лет. Тесно стало Енисею, и начал он себе выход искать. Искал, искал и нашел. Полилась вода по пади. Узнал об этом злой шаман и сказал:
— Закройте Енисей так, чтобы он от меня не ушел.
Начали прислужники по дороге Енисею скалы ставить, горы сдвигать. Остановился Енисей, призадумался. В это время подлетела к нему птичка-воркунья и шепчет: «Не печалься, Енисей, скоро мы тебя вызволим. Недалеко от тебя братья растут, дорогу мы покажем к тебе, они помогут».
Ничего не ответил Енисей, только посмотрел на птичку-воркунью и зашевелился. От этого ветер поднялся и придал силу Енисею. Заходил он из стороны в сторону и налег на скалы, а они стоят — не шелохнутся, не наклонятся. «Нет, видно, силы у меня», — сказал про себя Енисей и успокоился.

Долго он так стоял, долго думал про себя, пока не пробился к нему младший брат, без имени, без фамилии. Вот злой шаман и подумал: «Как богатства сами к нему стекать стали». А младший брат тем временем начал помогать Енисею силы накапливать. Помогал. И решили они вместе прорваться и уйти от злого шамана.
Приподнялся Енисей, принатужился и начал разваливать скалы и размывать горы. Сколько он ни бился со скалами, а свалить их не мог. Снова запечалился Енисей, больно сдавили ему грудь камни, и нет выхода его богатырской силе. Злой шаман смотрит, как бьется, волнуется Енисей, сжатый со всех сторон огромными скалами.
— Не уйти тебе от меня, — говорит шаман, — на вечную муку обрек я тебя, смирись и останься в моем царстве, а посмеешь прорваться, я тебя по капле изведу, всю воду твою схороню под землю.
— Не уймешь ты меня, — ответил ему Енисей, — уйду я от тебя, злой шаман, сколько бы ты ни грозился, не боюсь я твоей страшной силы.
Услышали эту ссору младшие братья, и начали они пробиваться к Енисею. Выше, могучее стал Енисей. Распрямил он свою богатырскую грудь и напал на скалы с такой силой, что они начали разваливаться, а от грохота и шума оглох шаман и все его прислужники. Когда они спохватились, Енисей уже был далеко от царства шамана. Побежали прислужники и сам шаман за Енисеем, чтобы преградить ему путь, но было уже поздно.
Десятки братьев пришли на подмогу Енисею, и они рушили вместе с ним все преграды, которые воздвигались на его пути злым шаманом. Вместе с Енисеем ушли из Саян звери и птицы. Царство злого шамана начало покрываться льдом и вечными снегами.

Сказка о Байкале

В некотором царстве, в некотором государстве, с древних пор в Сибири живёт великое озеро Байкал. Жил он со своей дочерью рекой Ангарой. Они были очень счастливы, ведь они славились как самые чистые и самые красивые на всей планете. Но был у них не совсем чистый сосед - Енисей. Отец Байкал делал всё, чтобы Ангара знать не знала о нём, но ему это не удалось. Ангара влюбилась в Енисея и сбежала к нему. С того момента она перестала быть самой чистой и красивой.

Шли времена. Ангара так и не вернулась обратно к отцу, а люди трепетно к природе уже не относились. Река всё больше засорялась, и вот очередь дошла до Байкала. Люди понастроили разных заводов, и Байкал стал довольно быстро терять свою чистоту и красоту. Люди считали, что это сама природа засоряет великое озеро, но ведь это было не так!

Решил Байкал сделать собрание всех обитателей его вод. Стали они думать, что делать с этими людьми, ведь из-за их беззаботности Байкалу становилось всё хуже и хуже, он погибал.

На этом собрании Байкал сказал:

- Нужно быстрее что-то предпринимать! Иначе мы все погибнем.

Одна нерпа предложила:

- Давайте шторм устроим! Их всех смоет, и никто не сможет больше убивать нас!

Тут в разговор вмешалась голомянка:

- Слушай, нерпа, я с тобой не согласна. Если мы устроим шторм, то в наших водах станет ещё больше мусора!

- Нужно делать всё, чтобы люди сбежали с нашей территории!

Тут подлетела чайка и вмешалась в их разговор:

- Я летаю и всё вижу свысока, и могу сказать, что не все люди плохие. Некоторые из них, наоборот, пытаются нас сохранить, а некоторые создают свои волонтёрские группы и очищают воды Байкала и Ангары.

И тут Байкал подумал и молвил:

- Раз ты, чайка, всё видишь свысока, так найди тех людей и помоги им расширить свои группы. Если таких людей станет много, то, возможно, мы вернём себе прежнюю чистоту и красоту.

Другие птицы решили помочь чайке в её поисках, и они все вместе отправились в путь.

Прошло три часа. Птицы летали, но так и не могли никого найти. Но вот, одна из птиц, заметила детей, которые о чём-то яростно спорили со взрослыми. Все птицы затаились и прислушались, им стало очень интересно, из-за чего они спорят.

«Это не ваше дело, что нам делать!» - первое, что они услышали.

«Как это не наше? Вы губите нашу природу! Она ведь страдает от ваших отходов», - это был явно голос детей. Птицы поняли, что они нашли тех, кого искали. После того как спор закончился, они подлетели к ребятам и сказали, что им нужна помощь. Чайки спросили детей, не знают ли они ещё таких же хороших людей, как они. Один из мальчиков ответил, что они состоят в волонтёрском клубе, а в их клубе больше пяти тысяч человек. Птицы были очень счастливы, ведь они нашли своих спасителей! Пернатые полетели и рассказали эту превосходную новость Байкалу, всем его обитателям и Ангаре, которая хоть и любила Енисея, но по-прежнему жалела отца.

Раньше волонтёры не могли привлечь людей на помощь, и число пять тысяч держалось несколько лет. Но птицы разносили информацию о загрязнении всем регионам. И вскоре клуб волонтёров стал насчитывать десять тысяч людей, и они все вместе с каждым днём улучшали экологию. Байкал и Ангара стали снова красивыми и чистыми! Животные и обитатели водного мира были счастливы, ведь у них появилась чистая вода.

Хотя волонтёров стало больше, но они не могли вычистить всё то, что загрязнили другие люди. Они очень старались помочь природе сохранить свой первозданный вид. Птицы и животные продолжали разносить информацию по всему миру…

«Байкала-озера сказки» — сборник самобытного сибирского фольклора. Основу сборника составляют бурятские, эвенкийские и тофаларские сказки - народов, живущих в непосредственной близости к Байкалу. Сказки выразительные, с ярким национальным колоритом, житейской мудростью. Часть легенд и преданий связана с самим «сибирским морем», как называют Байкал сибиряки.
Рисунки к сборнику создали выдающиеся художники Г.А.В. Траугот.

Составитель Н. Есипёнок

Текст печатается по изданию: Байкала-озера сказки. Сборник:
в 2 кн. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.

Н. Есипёнок. Наследство сибирских народов……

ВОЛШЕБНЫЕ СНЫ ПОДЛЕМОРЬЯ
Ангарские бусы (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….
Омулёвая бочка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………….
Жена Хордея (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……………
Волшебные рога Огайло (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов).....
Чайка-необычайка (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)………
Хозяин Ольхона (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)……….

ВЕЧНЫЕ ЛЮДИ И ЖИВАЯ ВОДА
Меткая стрела (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Агды-гром. (Эвенкийская сказка. Литературная обработка Г. Кунгурова)
Силачи и красавицы (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)
Хиктэнэй (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Кто ты? (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Вечные люди и живая вода (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)
Про злого хана Улузана (Тофаларская сказка. Литературная запись А. Коптелова)

ТАК РОЖДАЛИСЬ РЕКИ И ГОРЫ
Про Байкал (Из русского фольклора Прибайкалья. Запись Л. Элиасова)
Горы-быки (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Хобот-скала (По мотивам бурятского фольклора. Автор В. Стародумов)
Легенда об Иркуте (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Батор (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Аморгол (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Богатырь Хоридой (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)
Как буряты с тунгусами породнились (Бурятские легенды и предания. Запись Л. Элиасова)

СЧАСТЬЕ И ГОРЕ
Глупый богач (А. Тороев. Перевод с бурятского И. Кима)
Как пастух Тархас проучил хана-бездельника (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Анютка (Русская сказка. Литературная запись Н. Есипёнка)
Как внук деда спас (Русская сказка. Запись В. Зиновьева)
Умный кучер (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Мудрая дочь (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Две сумки (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Батрак (Бурятская сказка. Запись А. Шадаева, перевод Н. Шаракшиновой)

НЕБЕСНЫЕ ОЛЕНИ
Змея и муравей (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Девочка Чуткость (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Медведь и бурундук (Из фольклора эвенков Бурятии. Запись М. Воскобойникова)
Волк (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Лисица и птичка (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Мышь и верблюд (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Заяц-врун (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Изюбр и сохатый (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Лесной воробей и серая мышь (Эвенкийская сказка. Литературная запись А. Ольхона.
Ленивый филин (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Как перевелись чёрные гуси (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Как журавли стали небесными оленями (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Будэнэ и журавль (Запись А. Шадаева, перевод И. Луговского)
Дятел-труженик (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Глухарь и тетерев (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Сорока-воровка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Медведь и Чалбача (Эвенкийская народная сказка. Запись М. Воскобойникова)
Хартагай и куры
Волк и старик (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)
Хвастливая собачонка (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Спасённый огонь (Литературная запись Р. Шерхунаева)
Как перевелись барсы в Сибири (А. Тороев. Перевод с бурятского Г. Кунгурова)
Собаки и человек (Эвенкийская сказка. Литературная запись Г. Кунгурова)

Наследство сибирских народов
Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал - славное сибирское море.
Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студёная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей - буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.
Нелёгкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищённость от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнёт мелких князей, купцов и шаманов - всё это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство сибирских народов. Передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнёта, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.
Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям.
В сборнике представлены различные жанры устного творчества народов, заселяющих берега Байкала и долины окружающих рек: волшебные сказки, легенды, предания и устные рассказы; сказки социально-бытовые и о животных. Тексты представленных произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие - созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи - печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками. Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства. Большая часть сказок этого сборника - бурятские, эвенкийские и тофаларские - творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.
Русские появились в Сибири более четырёхсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.
Вместе с поселенцами в Сибири приживались и русские народные сказки.
Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. В сказках волшебных - это и сама сибирская природа, озёра и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие нацио­нальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом, борющиеся с чудовищными или злыми богатырями за свободу народа, за правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделённые человеческими качествами. Персонажи социально-бытовых сказок обыкновенные люди, жители тайги, занимающиеся охотой и рыбной ловлей, скотоводством, борющиеся с нуждой и со своими извечными врагами - богатеями.
Цель этого издания не состояла в том, чтобы собрать все сказки сибирских народов. Они составили бы многотомное издание. Сделать это со временем необходимо: сказочное творчество народов Сибири - бесценное сокровище, которое должно быть всеобщим достоянием. Задача данного сборника - показать наиболее яркие, характерные образцы творчества народов центральной Сибири.
В книгу вошли сказки и предания, непосредственно связанные с Байкалом, героические сказки, воспевающие смелость, мужество и доброту народных героев - богатырей, а также топонимические легенды о чудесном происхождении географических природных объектов: рек, озёр, гор, распадков?.
В раздел «Счастье и горе» включены социальные сказки. Они отражают непосредственные людские взаимоотношения, а на более позднем этапе - и общественные, более острые и сложные.
В раздел «Небесные олени» помещены сказки о животных. Удивительна способность творческого воображения народа вкладывать живую человеческую душу в образы зверей, деревьев, вещей и предметов. Это говорит о близости людей давних времён к природе, об их неотделимости от неё и огромном к ней уважении. В сказках о животных превозносятся лучшие человеческие качества: доброта, справедливость, честность, трудолюбие, смелость и осуждаются жестокость, лень, трусость, хвастливость. Эти сказки наглядно передают представления народа о человеческой морали: каким должен быть человек, чтобы иметь право называться человеком. В этом огромная воспитательная сила сказок.
Николай Есипёнок,
Иркутск