Русский язык ударение в существительных. Трудности ударения в русском языке. а) Существительные с неподвижным ударением на основе

Наиболее часто ошибки в ударении встречаются именно у существительных, особенно состоящих из двух-трех слогов. При этом если ошибки в заимствованных словах можно хоть как-то объяснить незнанием иностранного языка или затемненным значением слова, то причины неправильной постановки ударения в исконно русских словах интерпретируются хуже.

Неправильного ударения помогает избежать возможное установление аналогии с однокоренным словам того же способа образования.

Например, место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспечить - обеспечение; сосредоточить - сосредото-чение; упрочить - упрочение; упорядочить - упорядочение.

Немало споров вызывают слова договор и приговор, которые многими произносятся как договор и приговор. Однако обращение к отглагольным существительным того же корня наговор, оговор, разговор, уговор и отговорка, поговорка, скороговорка убедительно доказывает, что традиционными являются формы договор и приговор.

Аналогичным способом легко объясняется и запоминается правильное ударение в слове мусоропровод (а не мусоропровод, как говорят в просторечии). Никто не ошибется с правильной постановкой ударения в слове водопровод , который проводит воду, так почему же вместо правильных нефтепровод, газопровод, воздухопровод, бензопровод иногда можно услышать какие-то проводы ?

Часто неверно говорят километр, но при этом никто не говорит килограмм, киловатт или килокалории, хотя в речевой разговорной практике и встречается сокращение кило. Но в последнем слове «французская» манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как это слово пришло в русский язык через немецкий из Франции - родины метрической системы.

Тем же влиянием объясняется постановка ударения у заимствованных в разное время, но из одного, французского языка таких слов, как ампер, апостроф, атлет, жалюзи, квартал, коклюш, партер, партнёр. Во всех этих словах иное, нежели на последнем слоге, ударение считается ошибочным. Аналогично заимствования из романских языков на -ал сохраняют ударение на последнем слоге: вандал, капитал, овал, оригинал, потенциал, провинциал и др. Исключения - заимствованные через немецкий маршал и фельдмаршал.

Многие недавно заимствованные из английского языка слова также сохраняют исконное ударение: в этом языке есть тенденция (но не закон!) ставить ударение на первый слог: маркетинг, менеджмент, сиквел.

Однако ошибочное ударение встречается не только в заимствованных словах, но и в исконно русских словах. Так, нередко говорят: свекла (вместо свёкла ), средства (вместо средства), столяр (вместо столяр), танцовщица (вместо танцовщица ), хозяева (вместо хозяева), щавель (вместо щавель). Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует запомнить, что по месту ударения некоторые существительные можно распределить по трем группам.

1. Слова с неподвижным ударением на гласном в основе. Иными словами, во всех падежных формах таких существительных ударение ставится на определенном слоге и не меняет своего места.

Например, если в именительном падеже единственного числа звучит госпиталь , то на первый слог будет падать ударение и во всех остальных формах данного слова: го-спиталя, -лю, -ль, -ем, -ле, мн. ч.: госпитали, -ей, -ями, -ях. Неправильное произношение: госпиталей, госпиталями, госпиталях.

К этой группе существительных относятся и слова, в которых чаще остальных ставят неправильное ударение: договор, квартал, созыв, средство. Однако неправильные формы договора, договоры, созыв, средства неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.

Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах в словах: балкой, блюдо, грунт, досуг, клад, сват, торт, шарф, шофёр, шрифт, ясли и др.

2. Слова с неподвижным ударением на окончании. В этих всегда одно- или двусложных словах ударение во всех падежах ставится на окончании. Если в именительном и винительном падежах окончание нулевое {стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют лишь формы косвенных падежей стола, столов, рубля, рублей, языка, языков.

К этой группе слов относятся: бинт, блин, боб, горб, графа, жезл, зонт, кайма, кирпич, кит, клык, ломоть, плод, ревень, серп, статья, фитиль, щавель и др.

Следовательно: ни ломтя хлеба, компот из ревеня, суп из щавеля.

3. Слова, в которых место ударения в формах единственного и множественного числа различно, но фиксировано. В таких существительных ударение в единственном числе ставится на основе, а во множественном числе перемещается на окончание:

округ - округа, мн. округа - округов ;

новость - новости, мн. новости - новостей",

доктор - доктора, ми. доктора - докторов.

Поскольку приведенные закономерности не покрывают все случаи постановки неверного ударения в существительных, то приведем слова, в которых часто допускаются ошибки: агент, агрономия, алкоголь, алфавит, арахис, аргумент, аристократия, асимметрия, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря, гастрономия, генезис, диалог, диоптрия, диспансер, догмат, документ, дремота, евангелие, еретик, заголовок, засуха, знамение, изобретение, иконопись, искра, инструмент, инсульт, каталог, каучук, колосс, корысть, кремень, кредитор, медикаменты, недуг, некролог, обеспечение, овен, опошление, пасквиль, пиала, плато, побасенка, приданое, приобретение, процент, ревень, рефери, рефлексия, сантиметр, свёкла, созыв, сосредоточение, столяр, танцовщик, тотем, толика, узаконение, фетиш, цемент, шофёр.

Много ошибок возникает в произнесении имен су­ществительных при их склонении, т.е. изменении по па­дежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в данном слове, а если перемеща­ется, то на какой слог.

В связи с этим рассмотрим различ­ные группы существительных в зависимости от устойчи­вости места ударения в них.

Существительные с неподвижным ударением на основе (я). В перечисленных ниже существительных ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на оконча­ние при изменении по числам и падежам.

Ед. ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте

Мн. ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах

Примеры подобных слов:

досУг, кАпля, кармАн, мИнус, пейзАж, пЕсня, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, фОнд, шофЕр, шрИфт, штОрм, штрАф и др.

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила в предложном падеже единственного числа, если эта форма употреблена с предлогом «в» («во») и име­ет окончание -у (-ю). В этом случае ударение передвига­ется на это окончание: на видУ, в пленУ, во хмелЮ.

Существительные с неподвижным ударением на окон­чании (о). Если существительные мужского рода в имени­тельном (или винительном) падеже единственного числа не имеют окончания (так называемое нулевое оконча­ние), то ударение вынуждено перемещаться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родитель­ного падежа множественного числа.

Ед. ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ

Мн. ч. багажИ, багаж Ей, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх

Примеры подобных слов:

гарАж, графА, жарА, жгУт, жЕзл, каймА, крЮк, ли­шАй, ломОть, лыжнЯ, миндАль, мОрж, пОлк, ремЕнь, ру­бЕж, рУбль, скамьЯ, стопА, ступнЯ, тирАж, утЮг, хОлм, хрустАль, шИп, шУт, юлА, язЫк, янтАрь и др.

Существительные с подвижным ударением. В русском языке существуют группы существительных с подвиж­ным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания - на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в име­нах существительных.

Тип 1. Ударение с основы существительного единс­твенного числа перемещается на окончание существитель­ного множественного числа.

Ед. ч. Орден - Ордена - Ордену - Орден - Орденом - об Ордене

Мн. ч. орде нА - орденОв - орденАм - орде нА -

орденАми - об орденАх

Примеры подобных слов:

бАл, бОрт, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, лАгерь, Округ, Ордер, пАрус, сОболь, стрОй, сУп, тОн, тОполь, тОрг, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб и др.

Если какое-либо из существительных этого типа ис­пользуется в предложном падеже с окончанием -у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, в годУ, в хорУ, в шкафУ.

Тип 2. Ударение с основы существительного единс­твенного числа и в именительном падеже (а также в вини­тельном, если существительное неодушевленное) множес­твенного числа перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа.

Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением ударения в именительном падеже множес­твенного числа.

Примеры подобных слов:

вЕдомость, вОлк, должность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, мЕлочь, нОвость, Обруч, пАрень, пОвесть, прО- поведь, скАтерть, скОрость, тЕнь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль и др.

Тип 3. Ударение с окончания существительного един­ственного числа перемещается на основу существительно­го множественного числа.

Ед. ч. козА - козЫ - козЕ - козУ - козОй - о козЕ

Мн. ч. кОзы - кОз - кОзам - кОз - кОзами - о кОзах

Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу.

Примеры подобных слов:

вдовА, грозА, змеЯ, иглА, избА, кольцО, лунА, окнО, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, скалА, сов А, соснА, стеклО, стре­козА, строфА, тюрьмА, уздА и др.

Тип 4. Ударение с окончания существительного един­ственного числа перемещается на основу существительно­го в трех падежах множественного числа именительном, родительном и винительном. В остальных падежах сущест - вительного множественного числа (дательный, твори­тельный и предложный) сохраняется ударение на оконча­нии.

Ед. ч. волн А - волнЫ - волнЕ - волнУ-

волнОй - о волнЕ

Мн. ч. вОлны - вОлн - волнАм - вОлн - волнАми - о волн Ах

Этот тип имен существительных характеризуется колебаниями в ударении под влиянием предшествующе­го типа.

Примеры подобных слов:

блохА, бороздА, губА, железА, межА, полосА, серьгА, сковород А, слобод А, ст рок А, троп А.

Допустимы колебания ударения в существительном в винительном падеже единственного и множественного числа. В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта; бОрозду и бороздУ; жЕлезу и железУ; пОлосу и полосУ; скОвороду и сковородУ; слОбоду и слободУ; стрОку и строкУ. Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами - волнАми, бОроздами - бороздАми, жЕлезами - железАми.

Тип 5. Ударение в существительном единственного числа с окончания перемещается на основу существитель­ного в винительном падеже. Во множественном числе схе­ма перемещения ударения неустойчива: в одних словах уда­рение перемещается, как в четвертом типе, в других - ос­тается на основе.

Ед. ч. доек А - доскИ - доскЕ - дОску -

доскОй - о доскЕ

Мн. ч. дОски - досОк - доскАм - дОски - доскАми - о доскАх

Примеры подобных слов:

бородА, боронА, головА, горА, душА, землЯ, зимА, порА, рек А, спин А, сред А, стен А, сторон А, цен А, щек А.

И в этой группе существительных нередки колеба­ния ударений: вОдам - водАм, вОдах - водАх, дУшам - душАм, дУшами - душАми, рЕкам - рекАм, рЕками - ре­кАми, стЕнам - стенАм, стЕнами - стенАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принима­ют на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается без­ударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги.

НА", на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;

ЗА: за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;

ПОД: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

ПО: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

ИЗ: из лесу, из дому, из носу, из виду;

БЕЗ: без вести, без толку, без году;

ОТ: час от часу, год от году;

1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:

визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):

  • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ; сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
  • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
  • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;
  • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление - устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
  • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .

    Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) - греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.

3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

  • -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
  • Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить - мышле́ние, уве́домить - уведомле́ние ).

  • -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. - бедные сиро́ты) ;
  • -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .

    Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

    Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние : первое - при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе - в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).

Обратите внимание на произношение слова знамение : в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).

4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:

  • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение - ана́лог );
  • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
  • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
  • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр .
    Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

    Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:

    горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

    В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

    граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н , мещани́н .

    Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

    Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

    Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

    Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия . Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я . Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я . Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью - кулина́рия . Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

    Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .

  • Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:

    а́рия, ма́ния, ма́фия.

  • Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):

    месси́я, вити́я, стихи́я.

    В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:

    фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

    Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1 , далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.

    При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :

    психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:

    русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.

    Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия - истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния - телефони́я, стереофони́я.

    Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения - симме́трия и симметри́я , но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).

    Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор . Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор - с ударением в начале слова; пригово́р - с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р . Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор , однако употреблять её всё же не следует.

6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.

    Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

    аэропорт - аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак - Бальза́ка, бунт - бу́нта, верблю́д - верблю́да, воз - во́за (но: на возу́ ), воя́ж - воя́жа, ко́готь - ко́гтя, ло́коть - ло́ктя, марш - ма́рша, но́готь - но́гтя, сте́бель - сте́бля, торт - то́рта, фаза́н - фаза́на, фарш - фа́рша, шаг - ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́ ; с предлогом в : в шагу́ ; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф - ша́рфа, шёлк - шёлка.

    В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :

    бинт - бинта́, блин - блина́, герб - герба́, кисель - киселя́, прут - прута́, серп - серпа́, столяр - столяра́.

    В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

    гусь - гу́ся (допустимо - гуся́ ); пруд - пру́да (допустимо - пруда́ ; в предложном падеже - на пруду́ ); мост - обе формы (моста́ и мо́ста ) равноправны.

    Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.

    Ударение передвигается на окончание в словах:

    школьный бал - школьные балы́, бинт - бинты́, воз - возы́, герб - гербы́, маляр - маляры́, мост - мосты́, пруд - пруды́, серп - серпы́, столяр - столяры́, шкаф - шкафы́.

    Ударение не передвигается на окончание :

    арбу́з - арбу́зы, проходной балл - проходные ба́ллы, вор - во́ры, догово́р - догово́ры, ко́зырь - ко́зыри, кран - кра́ны, торт - то́рты, тост - то́сты, шарф - ша́рфы, шприц - шпри́цы (в речи медиков - шприцы́ ).

    Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты - по́рты и порты́ , детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы ; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо - флоты́ ), ходы́ (допустимо - хо́ды ).

    Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.

    Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).

    Обратите внимание

    В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства .

    Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.

    Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви - брове́й, ве́тви - ветве́й, во́лны - по волна́м и по во́лнам, гру́зди - грузде́й, де́ньги - де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски - досо́к (допустимо - до́сок ), дро́жжи - дрожже́й, ки́сти - кисте́й, ко́зыри - козыре́й, ко́льца - коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри - кудре́й, ле́беди - лебеде́й, но́вости - новосте́й, о́бласти - областе́й, о́череди - очереде́й, пло́щади - площаде́й, про́стыни - просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды - родо́в, са́ни - сане́й, ска́терти - скатерте́й, ско́рости - скоросте́й.

    Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:

    бо́ли - бо́лей (у медиков - боле́й ), бу́дни - бу́дней (допустимо - бу́ден ), вёрсты - о вёрстах, воло́кна - воло́кон, ве́рфи - ве́рфей, гра́бли - гра́бель и гра́блей, гу́сли - гу́слей, о́кна - о́кон, ру́жья - ру́жей, стёкла - стёкол, ту́фли - ту́фель, ша́рфы - ша́рфов, я́сли - я́слей.

    Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:

    бу́бны - бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.

План

Б. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).

2. Нормы произношения гласных звуков.

3. Нормы произношения согласных звуков.

4. Особенности произношения иноязычных слов.

1. Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильная постановка ударения и правильное, образцовое произношение – важные показатели общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление имело успех, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается грамотным, четким и ясным произношением, правильной интонацией и ударением. Проанализируем последовательно главные аспекты русской орфоэпии , а именно: нормы ударения, правила произношения ударных и безударных гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм и слов иноязычного происхождения.

Вследствие разноместности и подвижности ударения в русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, илиакцентологические варианты. Некоторые из них являются равноправными . Например: заржáветь и заржавéть, тéфтели и тефтéли, úскристый и искрúстый, пéтля и петля´, блéдны и , вóлнам бледны и волнáм. Однако чаще всего варианты ударения характеризуются как неравноправные , т.е. один из них является основным (предпочтительным), а другой – допустимым (доп.). Например: творóг [доп. твóрог ],дóсыта [доп. та досы ], инáче [доп. úначе ], фенóмен [доп. феномéн ], мéльком [доп. мелькóм ].

Если в словаре приводятся два неравноправных акцентологических варианта без помет, то основной вариант ставится на первое место, а за ним следует допустимый, менее желательный вариант.

Существует также проблема различения так называемых семантических вариантов – пар слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов: мукá и мýка, остротá и острóта, трусúть и трýсить, зáмок и замóк, погрýженный и погруженный и т.п. Такие пары слов называются омографами .

Иногда разноместность ударения несколько видоизменяет окончание слов, являющихся семантическими вариантами. Например: вный призы (клич) – призывнóй (возраст), рáзвитый (о деятельности) – развитóй (ребенок), языкóвый (о колбасе) – языковóй (об ошибке).

Среди неравноправных вариантов следует различать варианты стилистические. Это такие пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных функциональных стилях литературного языка или узких сферах общения либо относятся к профессионализмам. В этих случаях стилистические варианты сопровождаются в словарях соответствующими пометами: «спец.» (специальное употребление), «поэтич.» (поэтическая речь), «техн.» (технический термин), «проф.» (профессионализм) и т.п., в отличие от «общеупотр.» (общеупотребительного варианта). Сравните: прикýс (общеупотр.) – прúкус (спец.), шелковый (общеупотр.) – шелкóвый (поэт.), áтомный (общеупотр.) – атóмный (проф.), кóмпас (общеупотр.) – компáс (у моряков), инсýльт (общеупотр.) – úнсульт (мед.).



К неравноправным вариантам относятся нормативно-хронологические варианты. Это м пары слов, в которых разноместность ударения связана с временны периодом употребления данного слова в речи. Выходящий из употребления, устаревший вариант сопровождается в словарях пометой «устар». Например: индустрúя (совр.) – индýстрия (устар.), украúнский (совр.) – укрáинский (устар.), рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.), дождáлся (совр.) – дождался (устар.), видны (совр.) – вúдны (устар.), нужны (совр.) – нýжны (устар.), апартамéнты (совр.) – апартáменты (устар.).

По данным Л.И. Скворцова, в русском языке исследователи насчитывают более 5 тысяч общеупотребительных слов, в которых зафиксированы колебания ударения.

Много ошибок возникает в произношении имен существительных при их склонении. В связи с этим рассмотрим различные группы в зависимости от устойчивости места ударения в них.

а) Существительные с неподвижным ударением на основе.

В существительных этой группы ударение всегда падает на основу, т.е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам. В некоторых словах допустимы колебания ударения в формах косвенного падежа множественного числа (*). Типовая парадигма: арбýз – арбýза – арбýзу – арбýзом – об арбýзе; арбýзы – арбýзов – арбýзам – арбýзами – об арбýзах. арбуз, блюдо, боль, вентиль, верблюд, вьюга, вяз, диагноз, дизель*, досуг, грунт, зубр, капля, карман, квартал, клад, клуб, кран, минус, местность, модуль, мощность, отрасль*, очерк, пейзаж, песня, план, поршень*, почесть, прибыль, примесь, профиль, смесь, созыв, средство, суффикс, ток, торт, трюм, флаг, фонд, хобот, цель, циркуль, шарж, шарф, шофер, шторм, штраф, ярус, яхта.

б) Существительные с неподвижным ударением на окончании .

В форме именительного падежа единственного числа и/или родительного падежа множественного числа некоторые из них могут иметь нулевое окончание, т.е. ударение на основе. Типовая парадигма: вол – волá – волý – волá – волóм – о волé; волы´ – волóв – волáм – волóв – волáми – о волáх. К этой парадигме относятся слова: багаж, гараж, графа, жара, жгут, жезл, кит, крюк, лыжня, миндаль, морж, плод, плот, полк, ремень, рубеж, рубль, серп, скамья, стопа, ступня, тираж, утюг, ферзь, фитиль, холм, хрусталь, шип, шут, щит, язык, янтарь, ячмень.

в) Существительные с подвижным ударением .

Различают 5 типов подвижного ударения существительных.

Тип 1. Ед.ч. – ударение на основе, мн. ч.– на окончании. дóктор – дóктора – дóктору – дóктора – дóктором – о дóкторе; докторá – докторóв – докторáм – докторáми – о докторáх, бал, бор, борт, буфер, вал, веер, вензель, гол, директор, круг, лагерь, орден, ордер, округ, плуг, парус, соболь (мех), спирт, суп, тон, тополь, торг, ход, хор, чай, шкаф, штаб, штемпель. Исключение : на балý, в борý, на валý, в кругý, на спиртý, в шкафý.
Тип 2. Ед. ч. и им. п. мн.ч.– ударение на основе, остальные формы – на окончании. х ми – о ведомостя м – ведомостя вéдомость – вéдомости – вéдомостью – о вéдомости; вéдомости – ведомостéй – ведомостя , весть, волк, вор, голубь, должность, доля, дробь, зверь, камень, корень, лебедь, мелочь, новость, обруч, окунь, парень, плоскость, повесть, скатерть, скорость, соболь (животное), соль, степень, тень, треть, трость, церковь, четверть, щель.
Тип 3. Ед.ч. – ударение на окончании, мн. ч. – на основе. вдовá – вдовы´ – вдовé – вдовý – вдовóй – о вдовé; вдóвы – вдов – вдóвам – вдóвами – о вдóвах , гроза, десна, змея, игла, коза, кольцо, коса, овца, окно, орда, оса, семья, сестра, сирота, скала, слуга, смола, сова, сосна, стекло, стрекоза, тропа, тюрьма.
Тип 4. Ед.ч. и дат., тв., пр. п. мн. ч. – ударение на окончании, им., род., вин. мн.ч. –наоснове (схема перемещения ударения неустойчива). волнá – волны´ – волнé – волнý – волнóй – о волнé; вóлны – волн – вóлнам – вóлнами – о вóлнах, борозда, губа, железа, межа, полоса, серьга, сковорода, строка. Колебания : бороздý – бóрозду, полосý – пóлосу, сковородý – скóвороду, волнáм – вóлнам.
Тип 5. Ед. ч.– ударение на окончании (кроме вин.), мн.ч. – ударение на основе или по типу 4(схема перемещения ударения неустойчива). душá – душú – дýшу – душóй – о душé; дýши – душ – дýшам – дýшами – дýшах или гóловы – голóв – головáм – головáми – головáх, борода, борона, голова, гора, доска, душа, земля, зима, река, спина, среда, стена, сторона, цена, щека. Колебания : дóску – доскý, рéку – рекý, доскáм –дóскам, средáм – срéдам, стенáм – стéнам.

Некоторые предлоги принимают ударение на себя, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным:

нá : берег, воду, год, голову, два, день, дом, душу, зиму, ногу, нос, ночь,

руку, спину, стену, сто, сторону, три, угол, ухо, шесть;

зá : волосы, год, голову, город, два, душу, зиму, ногу, нос, ночь руку,

спину, сто, три, ухо, уши, шесть;

пóд : гору, ноги, нос, руку;

пó : два, двое, лесу, морю, носу, полу, полю, сто, три, трое, уху;

úз : виду, дому, лесу, носу;

бéз :вести, году, толку;

óт : год óт году, час óт часу;

дó : дó полу.

Ударение в прилагательных. Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных . Это, как правило, слова с односложными основами без суффиксов (или с простейшими древними суффиксами -к- , -н- , частично «поглощенными» основой).

Существует три закономерности в перемещении ударения в этих прилагательных, которые, однако, не всегда выдерживаются, и поэтому в некоторых случаях допустимы колебания.

1) В краткой форме женского рода – ударение на окончании, в остальных формах – на основе. Допустимы колебания в формах среднего рода и множественного числа (типы 1-3).

2) Во всех формах – ударение на основе . Допустимы колебания в форме женского рода (тип 4).

3) В краткой форме мужского рода ударение на основе , в остальных формах – на окончании (тип 5).

2. Допустимы колебания в форме множественного числа (в некоторых случаях ударение только на окончании*). *, видны, вéрны, вáжны стры, бы зки, бли, блéдны бéдны, зны, гря, грéшны, гóлодны, гóдны, глýпы, врéдны вкýсны * , длинны гýсты (длиннее, чем нужно) , дрýжны, дóбры, *, пýсты, просты, нужны, нóвы зки, ни лы, ми жáдны, *, скрóмны сильны, трýдны, тóчны, тóлсты – твёрды, тéсны, тверды, стáры скýчны. сты – чёрствы, чи, черствы, хóлодны ýзки
3. Допустимы колебания в формах среднего рода и множественного числа. ; тры трó – хи; хи (далёки); кóрóткó – кóрóтки; далекó (далёко) – далеки; глубóкó – глубóки высóкó – высóки. ширóкó – ширóки
4. Ударение на основе во всех формах (в некоторых случаях допустимы колебания ударения в форме женского рода*). брéнна, -о, -ы; бýрнá*, -о, -ы; вéчна, -о, -ы; влáстнá*, -о, -ы; тна, вня -о, -ы ла, ; вя -о, -ы; гнéвнá*, -о, -ы; дéльна, -о, ы; вна, ди -о, -ы; дрóбнá*, -о, -ы; злóбна, -о, -ы; знóйна, -о, -ы; бкá*, зы -о, -и; крáтна, -о, -ы; лóжна, -о, -ы; днá*, лю -о, -ы; мóднá*, -о, -ы; пáдка, -о, -и; зна, свя -о, -ы; тна, скры -о, -ы; срóчна, -о, -ы; льна, сти -о,-ы; стóйкá*, -о, -и; стрáстнá*,-о,-ы; тлéнна, -о,-ы; щна, хи -о, -ы; цéнна, -о, -ы; чётка, -о, -и; чýдна, -о, -ы (прекрасный); вна, я -о, -ы.
5.Ударение на окончании, кроме форм мужского рода. легкá, -ó, -ú; малá, ; -ó, -ы острá, (остроумный); -ó, -ы полнá, ; -ó, -ы равнá, ; -ó, -ы темнá, ; -ó, -ы теплá, ; -ó, -ы тяжелá, ; -ó, -ы умнá, ; -ó, -ы хмельнá, ; -ó, -ы чернá, ; -ó, -ы широкá, -ó, -ú (шире, чем нужно ).

У некоторых имен существительных ударение всегда пада­ет на основу, т.е. не перемещается на окончание при измене­нии по числам и падежам: арбу́з - арбу́за - арбу́зу - об арбу́зе, арбу́зы - арбу́зов - арбу́зами - об арбу́зах; су́ффикс – су́ффикса – о су́ффиксе, су́ффиксы – су́ффиксами – о су́ффиксах.

У большинства существительных ударение подвижное, оно перемещается основы на окончание и с окончания на основу (в единственном и множественном числе): до́ктор – до́ктора - до́ктору – докторо́в - о доктора́х; волна́ – волны́ – волно́й – во́лны – на волна́х.

В винительном падеже единственном числе у существительных женского рода ударение падает то на окончание, то на основу: весну́, страну́, золу́, нору́, смолу́; зи́му, це́ну, щёку, бо́роду .

В косвенных падежах имена существительные могут иметь при себе предлоги. Некоторые из этих предлогов принимают на себя ударение, тогда следующее за ними слово оказывается безударным: по́д гору, бе́з вести, за́ волосы, на́ ночь, час о́т часу .

Ударение в именах прилагательных

Наименее устойчиво ударение в кратких формах прилагательных. Это, как правило, слова с односложными основами без суффиксов или с суффиксами –к-, -н-, часто «поглощенными» основами.

Существует три закономерности в перемещении ударе­ния в этих прилагательных, которые, однако, не всегда вы­держиваются, и поэтому в некоторых случаях допустимы ко­лебания.

1) В краткой форме женского рода - ударение на оконча­нии, в остальных формах - на основе. Допустимы коле­бания в формах среднего рода и множественного числа: молода́ – мо́лод - мо́лодо – мо́лоды; юна́ – юн - ю́но – ю́ны; узка́ – у́зок - у́зко – у́зки́; глубока́ – глубо́ко́ – глубо́ки́ .

2) Во всех формах - ударение на основе. Допустимы коле­бания в форме женского рода: це́нна – це́нен - це́нно – це́нны; ве́чна – ве́чен - ве́чно – ве́чны.

3) В краткой форме мужского рода ударение на основе, в остальных формах - на окончании: легка́ – лёгок – легко́ – легки́; умна́ – умён – умно́ – умны́.

Ударение в сравнительной степени прилагательных падает на –ее, если в краткой форме женского рода оно на окончании: длинна́ – длинне́е, умна́ – умне́е . Если ударение в краткой форме женского рода ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени оно на основе: краси́ва – краси́вее, ужа́сна – ужа́снее, сро́чна – сро́чнее . Исключение: де́льна – де́льнее, дре́вня – древне́е, здоро́ва – здорове́е (не больна), ро́зова – розове́е, хи́щна – хищне́е.

Ударение в глаголах

В глаголах на –ировать более продуктивный вариант с ударением И. В словах, вошедших в русский язык в прошлом веке ударение часто падает на последний слог: блоки́ровать, деформи́ровать, трансформи́ровать; бомбардирова́ть, формирова́ть, гофрирова́ть.

В страдательных причастиях, образованных от этих глаголов, ударение падает на И, если причастие образовано от глагола на-и́ровать, ударение падает на О, если причастие образовано от гла­гола на -ирова́ть: копи́ровать - копи́рованный, костю­ми́ровать - костюми́рованный, формули́ровать - формули­́рованный; пломбирова́ть - пломбиро́ванный, премиро­ва́ть - премиро́ванный, экипирова́ть - экипиро́ванный.

В глаголах звонить, включить, растить, вручить ударение всегда падает на окончание во всех личных формах настоящего и будущего времени: звони́ть – звони́шь, звони́м, звони́т; вручи́ть – вручи́т, вручи́м, вруча́т; расти́ть – расти́м, расти́т, расти́шь; включи́ть – включи́т, включи́м, включи́те. Данные глаголы, соединяясь с приставками (кроме приставки вы-, которая, как правило, принимает ударение на себя) и суффиксом -ся, обычно не меняют места ударения: позвони́шь, зазвони́т, созвони́мся, перезвонят; переклю­чишь(ся), отключи́т(ся), заключи́м и т.д.

В формах прошедшего времени ударение обычно падает на тот же звук, что и в инфинитиве: ходи́ть – ходи́л, ходи́ла, ходи́ли. Если глагол оканчивается на –сти и -чь, то ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание (кроме глаголов с приставкой вы-): нести́ – несла́, несло́, несли́; вы́грести – вы́гребла, вы́гребло, вы́гребли.

Колебания в ударении наблюдаются примерно у 280 глаголов. Наиболее частотными по употреблению являются: брать, быть, взять, внять, врать, гнать, дать, жить, звать, задать, занять, красть, лить, пить, плыть, поднять, рвать, сиять, спать и др. и приставочные образования от них. Ударение в таких глаголах в форме прошедшего времени ставится по схеме: брать – брал, брала́, бра́ло, бра́ли; поня́ть – по́нял, поняла́, по́няло, по́няли.

В возвратных глаголах в формах среднего рода и множественного числа прошедшего времени ударение, как правило, перемещается на последний слог, т.е. на окончание (в отличие от соответствующих им невозвратных глаголов): разли́ться – разли́лся, разлил́ась, разлило́сь, разлили́сь ср. разли́ть – разлила́, разли́ло, разли́ли.

Однако большинство возвратных глаголов допускают колебания ударения в формах среднего рода и множественного числа, причем предпочтительным является ударение на окончании: бра́ться – бра́ло́сь, бра́ли́сь; разда́ться – разда́ла́сь, разда́ли́сь; нали́ться – нали́ло́сь, нали́ли́сь.

Ударение в причастиях

Наименее устойчивым является ударение в страдатель­ных причастиях, особенно в их кратких формах.

В страдательных причастиях с суффиксами -т-, -нн-, образованных от инфинитивов на -нуть, -оть, -ать, -ять, ударение перемещается на один слог вперед: прополо́ть - пропо́лотый; зачерпну́ть - заче́рпнутый; приткну́ть – при́ткнутый.

В страдательных причастиях с суффиксом -енн-(-ённ-) ударение подчиняется правилу: если в личных формах про­стого будущего времени ударение падает на окончание, то в причастиях оно, как правило, падает на суффикс -ённ- :вве­дёшь - введённый; включи́шь - включённый; засори́шь - за­сорённый. При безударном личном окончании глагола суффикс страдательного причастия -енн- тоже безударный: вско́р­мишь - вско́рмленный; зада́ришь - зада́ренный; озву́чишь - озву́ченный; предвосхи́тишь - предвосхи́щенный; пресы́тишь – пресы́щенный. Однако не во всех причастиях уда­рение подчиняется данному правилу: изме́нишь - изменённый; накло́нишь – наклонённый, пройдёт - про́йденный.

Если ударение в личных формах будущего простого времени колеблется, то в страдательных причастиях ударе­ние также будет колебаться: нагрузи́ть - нагру́зит (нагрузи́т) - нагру́женный (нагружённый); перчи́ть - пе́рчит (перчи́т) - пе́рченый (перчёный).

В причастиях краткой формы, образованных от страда­тельных причастий с ударным суффиксом -енн-, ударение падает на суффикс в форме мужского рода, а в остальных формах перемещается на окончание: влюблённый - влюблён, влюблена́, влюблены́; включённый - включён, включена́, включено́, включены́.

Причастия с безударным суффиксом -енн- в кратких формах имеют такое же ударение, как и в полных: захва́ленный - захва́лен, захва́лена, захва́лено, захва́лены; захоро́ненный - захоро́нен, захоро́нена, захоро́нено, захоро́нены.

В кратких причастиях, образованных от полных, кото­рые оканчиваются на -витый, -данный, -житый, -литый, -нятый, -пертый, -питый, -чатый, -ятый, ударение сохра­няется на том же слоге, что и в полной форме, кроме формы женского рода с ударением на окончании, в которой некото­рые глаголы допускают колебания ударения: воспри́нятый - воспри́нят, воспринята́, воспри́нято, воспри́няты; заданный - за́дан, за́дана́, за́дано, за́даны; за́нятый - за́нят, занята́, занято, за́няты.

В причастиях от глаголов жить, лить, пить ударение подвижное и неустойчивое. Если ударение колеблется в пол­ной форме страдательного причастия, то в кратком причас­тии в формах мужского, среднего рода и множественного числа оно также будет колебаться: на́ли́тый – на́ли́т, налита́, на́ли́то, на́ли́ты; о́бжи́тый – о́бжи́т, обжита́, о́бжи́то, о́бжи́ты.

В страдательных причастиях образованных от глаголов бить, быть, брать, врать, гнать, драть, ждать, звать, лгать, рвать, слать, спать, ткать ударение сохраняется на основе в полных и кратких формах: и́збранный – и́збран, и́збрана, и́збрано, и́збраны, ото́званный – ото́зван, ото́звана, ото́звано, ото́званы.

Как видно, твёрдых норм ударения в большинстве случаев нет. Ударение усваивается вместе со словом, его надо запомнить и перевести в речевой навык. В случае затруднений обращаться к орфоэпическому словарю русского языка.

Иногда для лучшего запоминания ударения в некоторых словах можно опираться на аналогию: моноло́г – диало́г – катало́г – некроло́г; филантро́п – филантро́пия; ветерина́р – ветерина́рия; рефле́кс – рефле́ксия; сосредото́чить – сосредото́чение; обеспе́чить – обеспе́чение; све́дения – осве́домиться; краси́вый – краси́вее; ку́хня – ку́хонный; ге́н – ге́незис; Украи́на – украи́нский.

2. Снижает культуру устной речи не только неправильная постановка ударения, но и неправильное произношение слов. Приведем основные правила произношения.

Произношение гласных звуков

Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением. В безударном положении гласные редуцируются (подвергаются качественным и количественным изменениям). Качественная редукция - это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, например, произношение [вада] вместо [вода]. Количественная редукция - это уменьшение длительности и силы безударного гласного. В меньшей степени ре­дуцируются гласные, находящиеся в первом предударном слоге, в абсолютном начале и конце слова, в большей степе­ни - гласные остальных безударных слогов.

1. Под ударением гласный [а] звучит на месте букв а и я (п[а]лец, тʼ[а]нешь ); гласный [о] звучит на месте букв о и ё (пл[о]тик, весʼ[о]лый ); гласный [э] звучит на месте букв э и е ([э]то, врʼ[э]мя ); гласный [у] звучит на месте букв у и ю (п[у]сто, лʼ[у]тый ); гласный [и] звучит на месте буквы и (ч[и]б[и]с, тʼ[и]пʼ[и]чный ); гласный [ы] звучит на месте буквы ы (в[ы]стирать, на ц[ы]почках ).

2. В 1-м предударном слоге, а также в начале слова на месте букв о и а произносится звук, похожий на [а] под ударением, но отличающийся краткостью и меньшим раствором рта (з[а]крыть, к[а]роль, [а]ткрыть, [а]писание ). В остальных безударных слогах на месте о и а произносится звук [ъ] средний между [ы] и [а] (т[ъ]ракан, выкр[ъ]сил ).

3. После ч и щ на месте буквы а в 1-м предударном слоге произносится звук [и э ] средний между [и] и [э] (ч[и э ]щоба, щ[и э ]вель ). В остальных слогах произносится [ь], похожий на краткий ослабленный [и] (ч[ь]совой, щ[ь]веля ).

4. После твёрдых шипящих ж, ш, ц в 1-м предударном слоге на месте буквы а произносится короткий [а] (ц[а]ри, ш[а]ры ); звук средний между [ы] и [э] произносится на месте букв а и е (ж[ы э ]леть, ш[ы э ]птать ).

5. Гласный [ы] произносится на месте буквы и после ж, ш, ц (ж[ы]знь, ш[ы]роко, ц[ы]рк ); после предлогов, оканчивающихся на твёрдый согласный (на[д-ы]збой, и[з-ы]ндии ); в середине сложных слов на стыке согласного и гласного (пед[ы]нститут ).

6. В некоторых словах гласный звук [о], обозначаемый на письме буквой ё, ошибочно подменяют ударным гласным [э], и наоборот (белёсый, манёвр, жёлчь; афера, местоименный, опека ). Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е . Произношение таких слов определяется в словарном порядке.

В отдельных случаях буквы е и ё используются для раз­личения слов по смыслу: истекший год - истёкший кровью; кричит как оглашенный - приказ, оглашённый вчера; крест­ный ход - крёстный отец .