Протестанты: во что они верят и как в них разобраться? Кто такие протестанты? Тезисы и символы веры

Само слово "протестантизм" происходит от латинского "protestans", что переводится как "публично доказывающий". Данное христианское вероучение славится своей либеральностью . По мнению его идеологов, человек должен искать смысл своего существования не только в молитвах, но и в служении миру вокруг — и делать это таким образом, как он считает нужным.

История раскола

Движение протестантизма пустило ростки ещё в XVI веке в ходе реформации католической церкви . Первые идеологи протестантизма посчитали, что католицизм слишком много внимания уделяет соблюдению догм, одновременно забывая о живом самобытном духе христианства. В 1517 году Мартин Лютер прибил к дверям церкви бумаги с тезисами , в которых осуждал торговлю индульгенциями и призывал реформировать церковный устав . Это дало толчок к становлению протестантского движения в Европе.

На сегодняшний день внутри протестантизма существует множество самостоятельных течений — начиная от лютеранства, и заканчивая кальвинизмом. Некоторые из данных течений отошли достаточно далеко от классического библейского наследия . Ввиду разнообразия существующих ветвей на сегодняшний день протестантизм играет масштабную роль в движении экуменизма . В настоящее время основное распространение протестантизм получил в скандинавских странах, Англии, Германии, США .

Не делайте из религии культа

На сегодняшний день внутри протестантской организации не существует единого центрального органа управления . По мнению протестантов, сложная бюрократическая система служит не религиозным целям, а мирским. Поэтому следует по мере возможностей пытаться "возделывать свой сад" и избегать построения сложной внутрисистемной иерархии .

В рамках протестантизма богослужение значительно упрощено по сравнению с тем же католицизмом: его характеризует нарочитая простота служб . В молитвенных домах протестантов отсутствует какой-либо декор , там нет статуй или украшений . Такого рода домом может считаться любое строение, в которое приходят паства и священник, чтобы помолиться. Богослужение строится вокруг проповеди, молитвы, и пения гимнов . Молебны, как правило, читаются на местных национальных языках .

Просто верить

Протестанты так же, как и католики, верят в триединство Отца, Сына, и Святого Духа . Правда, количество священных таинств в протестантизме ограничивается всего двумя — крещением и причащением . Важно, что таинство крещения совершается в отношении протестанта по достижении им сознательного возраста — чтобы он смог осознавать шаг, на который он идёт. Главным источником вероучения считается Священное Писание , которое каждый верующий может трактовать так, как считает нужным .

В протестантизме отсутствует культ Богородицы , и нет выраженного поклонения иконам и святым. В то же время святые считаются мудрыми учителями , примеру которых не мешало бы следовать каждому добропорядочному протестанту. Духовенство и миряне не так сильно отделены друг от друга — вероятно, именно с этим связано у протестантов отрицание монашества. Различные ритуалы, будь то брак или исповедь, протестанты считают просто обрядом — ведь, прежде всего, важен тот смысл, который в них вкладывает каждый отдельно взятый верующий.

Человеку не нужен посредник между ним и Богом — такова основополагающая идея протестантизма. Мартин Лютер писал в своё время: "Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому , разве только самому себе". Возможно, поэтому протестантизм получил такое распространение — ведь каждому из нас хочется, чтобы наши думы и молитвы из наших уст лились сразу Богу в уши .

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке. Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura — «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Это одно из трёх главных направлений в христианстве (два других – православие и католичество). У протестантов главный авторитет – Библия, каждый может сам понимать, трактовать её и напрямую общаться с богом. Для спасения души, уверены протестанты, нужны не столько добрые дела, сколько .

У них нет духовенства (только проповедники) и монашества. Ритуал богослужения упрощён до проповедей и совместного пения. Число церковных праздников сведено к минимуму. Протестанты отказались от почитания икон, святых, мощей, от молитвы за покойных и отпущения грехов. Они отрицают (или признают лишь крещение и причастие), обходятся без внешних атрибутов службы – свечей, колоколов, особого убранства храма.

Отчего протестанты не хотят, чтобы их называли сектантами?

Главная причина в том, что в России так издавна именовали любые группы, которые откололись от официального православия. Их всячески ущемляли в правах, преследовали, старались опорочить. То же было и в советское время. В итоге слово «секта» приобрело чёткую негативную окраску, стало «чёрной меткой». Кому же после этого захочется называться сектантом?

Многие религиозные организации существуют сто-двести лет, включают десятки тысяч сторонников. Они открыты для общества, активно участвуют в его жизни и в целом позитивно влияют на людей. Ставить на них клеймо «сектанты» вряд ли правильно. На Западе такие группы называют «деноминациями», но у нас этот термин пока не прижился.


Что ж, христианство тоже было опасной сектой в глазах иудеев и римлян. Группка сторонников пророка Мухаммеда от насмешек и преследований сбежала с ним в другой город. А теперь-то это мировые религии!

Почему появился протестантизм?

К концу XV века католическая церковь пришла в полный упадок. Она погрязла в коррупции и морально разложилась сверху донизу. Отпущение любых грехов свободно продавалось. Бывало, высший престол занимали два папы, и каждый доказывал, что он «настоящий». Церковь не отличалась от прочих феодалов: стремилась лишь к богатству, славе, удовольствиям и ради этого интриговала, воевала, убивала и грабила.

А тем временем менялось общество, его структура, экономика, человеческие ценности. Книгопечатание сделало доступной Библию. Европу сотрясали войны и восстания. Новому времени нужна была и новая вера.

Люди, искреннее верующие, видели выход в возвращении к истокам веры, очищении её от искажений и коренном реформировании церкви. Это нашло поддержку: у бесправных крестьян, у правителей, которые добивались укрепления своей власти и независимости от папского престола; у просвещённых людей и нарождающегося слоя буржуа. В итоге от христианства отделилось новое направление – протестантизм.

Кто такие гугеноты?

В XVI-XVII веках так называли французских протестантов. Во Франции, где традиционно были сильны позиции , борьба между этими двумя ветвями христианства превратилась в серию из восьми (!) гражданских войн с огромными жертвами.

Достаточно вспомнить Варфоломеевскую ночь – массовое убийство тысяч гугенотов. (Резню осудил даже Иван Грозный). Религия тогда тесно переплелась с политикой – шла борьба за королевский трон.


Позднéе противостояние стало не столь острым, но притеснения протестантов повторялись вновь и вновь. Равные со всем народом права они получили лишь после Великой французской революции (1789).

Отчего так много разных групп протестантов – адвентисты, харизматы и прочие? Бог-то один…

Бог один, да люди разные. То, что приемлемо для одних, кажется чужим и странным для других. Очень разнятся и народы – у каждого своя история, культура. Лютеранство, возникшее в Германии, прижилось на её почве и в Скандинавии. А вот британцы всегда считали себя во всём отделёнными от остальной Европы. Неудивительно, что и церковь у них своя – англиканская.

В прежних протестантских ветвях не все люди находят основу для своей веры. Одни полагают, что крестить следует только взрослых. Другие не признают бессмертия души. Третьи считают невозможным брать в руки оружие. А поскольку есть талантливые лидеры люди, склонные соглашаться и подчиняться, то неудивительно, что появляются всё новые ответвления протестантства. Сейчас в мире их свыше 30 тысяч.

Были ли протестанты в православии?

Конечно, были и есть. Ведь всюду и всегда хватает людей, которые недовольны жизнью, церковью и жаждут обновления веры. Первыми протестантами, выросшими на российской почве, стали во второй половине XIX века штундисты. Они продолжали ходить в православные храмы, соблюдали традиционные обряды, но собирались для изучения и обсуждения Библии.


Позднее появились другие церковные «диссиденты» – молокане, духоборы, хлысты, духижизники, скопцы, малёванцы, субботники и другие. Большинство искало новые толкования Библии, делало упор на строгое следование её заповедям, не признавало сложных православных ритуалов. Хотя вместо них иногда придумывали другие, попроще.

Например, крестьянин-основатель секты прыгунов по-своему понял слова церковной песни «окропиши мя иссопом» и ввёл обряд… сопения друг на друга для «очищения». А иссоп-то – душистое растение,типа мяты.

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, protestantis - публично доказывающий) - одно из трёх, наряду с и , главных направлений , представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).