Процедура проведения аттестации персонала. Организация проведения аттестации работников

Практика и теория управления персоналом рассматривает аттестацию кадрового резерва и оценку персонала как механизмы, позволяющей повысить производительность труда и личную эффективность сотрудников. Это также позволяет сформировать сильную команду и улучшить организацию труда. Эффективная оценка и аттестация персонала, как правило, проводится комплексно и максимально учитывает все нюансы деятельности сотрудников.

Понятие и цели оценки и аттестации персонала

Специалист кадрового отдела должен четко различать понятия оценки и аттестации персонала. Первая процедура имеет неформальный характер и определяется политиками и процедурами компании, а вторая - регламентируется трудовым законодательством.

В процессе оценки руководитель видит, насколько сотрудник соответствует профессиональным ожиданиям и имеет потенциал к развитию. Многие компании используют процедуру оценки персонала в качестве метода развития работника, механизма формирования кадрового резерва и предоставления сотруднику обратной связи по вопросам его карьерного продвижения. На некоторые предприятия результаты оценки персонал могут быть напрямую связаны с системой материальной мотивации.

Деловая оценка персонала выявляет квалификацию, знания, компетенцию и результативность труда. Оценку выполняют на всех этапах управления коллективом с различной целью:

  • выбор кандидата на вакантную должность;
  • дополнительная проверка соответствия работника должности, степени адаптации в коллективе во время испытательного срока;
  • установление текущих знаний сотрудника о продукте компании, необходимости в его дальнейшем обучении, премировании за результаты труда;
  • готовность работника к переводу и выполнению других должностных обязанностей;
  • личностный потенциал персонала при создании резерва кадров;
  • увольнение - процедура определяет некомпетентность работника.

Сбалансированный результат оценки персонала во многом достигается за счет комплексного использования качественных и количественных методов оценивания при аттестационной процедуре.

Бесплатный каталог политик и процедур по оценки и аттестанции персонала

Аттестация как метод оценки персонала

Аттестация персонала - это структурированное кадровое мероприятие, в ходе которого руководство оценивает уровень развития трудовых, личностных и должностных соответствий работников. Формальные процедуры аттестации сотрудников преследуют следующие цели:

  • административные - для повышения, перевода, понижения или расторжения трудового договора;
  • информационные - определение качественного состава компании, загруженности работников, оценка качества методов управления руководства;
  • мотивационные - используются экономические поощрения и социальные гарантии, стимулируется динамика развития деятельности предприятия.

Основной критерий, по которому проводятся аттестационные процедуры - объективность оценки работника. Это позволяет привести трудовые ресурсы в соответствие со штатным расписанием и системой грейдов и разрядов, существующих на предприятии.

Цели аттестации

Аттестация кадров определяет готовность сотрудников выполнять должностные требования согласно трудовому договору, инструкции, квалификационному справочнику, тарифным разрядам отрасли. Главные цели аттестационных действий:

  • оценивание соответствия работника текущей должности, распределение по грейдам для пересмотра оплаты труда;
  • контроль уровня целей, которых достиг персонал по прошлой аттестации;
  • выбор методов, направленных на развитие сотрудника;
  • необходимость кадровых изменений - оклада, перевода, понижения или повышения.

Периодичность проведения аттестации устанавливается законом в соответствии со сферой деятельности лица. Процедура носит регулярный и внеочередной характер. Регулярная аттестация и оценка персонала проводится 1 раз в 3–5 лет, а внеочередная - как мера проверки качества деятельности госслужащих.

Процедура оценки и аттестации персонала

Аттестация персонала обязательна для государственных, производственных предприятий, образовательных учреждений. Процедура проводится поэтапно и включает следующие шаги:

  1. Подготовка. Разрабатывается проект и критерии оценки при аттестации персонала. Сотрудник отдела кадров подготавливает презентацию руководителю с подробным обоснованием необходимости аттестационных действий.
  2. Приведение методов и правил в единый формат. Подготавливается пакет сопроводительной документации. Он позволяет руководителю использовать эффективные методы оценивания работников.
  3. Локализация нормативов. Каждая компания разрабатывает внутрикорпоративные положения об аттестации. В них обозначаются периодичность, технологии, порядок и подразделения. Формализация позволяет учитывать все нюансы проведения аттестаций.
  4. Тестирование предложенной процедуры. Проверяются и дорабатываются разделы выбранных методов.
  5. Консультационная работа. Ее выполняют компетентные специалисты отдела управления за 14 дней до процедуры. Сотрудникам озвучиваются критерии оценивания, необходимые вопросы для подготовки.
  6. Аттестация. Процесс проведения аттестации предусматривает использование выбранных правил и методик оценивания.
  7. Итоговые работы. Руководителем компании выносятся на обсуждение результаты, предоставленные аттестационной комиссией.
  8. В конце аттестации результаты оценки доводятся до сведения сотрудников.

Эффективность организации аттестации зависит от информированности сотрудников, упорядоченности процедуры, квалификации аттестационной комиссии, задействованных в ней принципов и кадровых политик.

Оценка результатов аттестации персонала

Результат оценивания - аттестационный лист, который выдается на руки работнику по завершении процедуры. В документе указывается по каким критериям проводилась оценка труда, результаты аттестации и последующие за мероприятием шаги.

Критерии оценивания

Решение выбора критериев остается на усмотрение компании или определяется нормативами, разработанных для данной отрасли. Чаще всего отдел управления персоналом останавливается на следующих факторах:

  • количество труда - объем, интенсивность, результативность, использование рабочего времени;
  • качество труда - определяется количество ошибок в данной сфере, проверяется соответствие продукции и услуг принятым международным и государственным стандартам качества;
  • отношение к работе - сотрудника оценивают по показателям инициативности, устойчивости к стрессовым ситуациям и скорости адаптации;
  • тщательность организации трудового процесса - проверяется рабочее место, расход материалов, контролируется уровень материальных затрат;
  • готовность к трудовому взаимодействию - рассматривает участие сотрудника в совместной деятельности, его место в коллективе и реакцию на замечания относительно трудового процесса.

Оценка предусматривает локальное составление шкалы по критериям количества, качества труда, отношения к должностным обязанностям.

Принципы оценивания

Методы оценивания качества работы персонала не имеют должной эффективности без соблюдения 6 ключевых принципов.

  1. Объективность. Кадровая служба принимает во внимание достоверную информацию и документальные показатели деятельности работника. Ориентируются на стаж труда, должность, динамику результатов.
  2. Гласность. Персонал в обязательном порядке ознакамливается с методами оценки и результатами аттестации.
  3. Оперативность. Аттестационные работы проводятся своевременно, в оговоренные сроки.
  4. Демократичность. В состав аттестационной комисси должны входить представители различный подразделений компании. Решения по результатам аттестации должны приниматься коллегиально с учетом всех позиций и мнений.
  5. Единство критериев оценивания для одинаковых групп персонала.
  6. Результативности. Корреляционным мерам по результатам аттестации должны приниматься оперативно.

Возможности результатов оценивания

Результаты профессиональной аттестации позволяют руководителю оценить уровень компетенции своих человеческих ресурсов. Итоги аттестации могут помочь менеджменту:

  • усовершенствовать расстановку кадров путем выбора сотрудников, подходящих для конкретной должности;
  • улучшить служебно-квалификационное движение персонала;
  • определить направления повышения квалификации работников;
  • стимулировать организацию труда за счет обеспечения привязки заработной платы к результатам;
  • сформировать систему мотивации труда.

Оценка эффективности аттестации персонала

Эффективность аттестации как метода оценки персонала может отслеживаться по нескольким показателям:

  • процент сотрудников, которые соответствует квалификационным требования
  • количество должностных передвижений, которое было инициировано по результатом оценки персонала
  • процент сотрудников с низкими результатами аттестации, в отношении которых приняты корректирующие меры
  • обратная связь от работников по вопросу того, как была организован процесс аттестации и коммуникации результатов оценки.
  • количество нареканий и жалоб со стороны сотрудников на нарушения законодательства или объективности в ходе организации аттестации.

Уровни оценивания

Аттестационная оценка работника предоставляется по объему исследования, имеет несколько уровней.

  1. Профессиональная оценка деятельности персонала. Основной метод проведения - анкетирование 1 раз в 7 дней или обсуждение с руководителем результатов труда. Принимается решение о сильных и слабовыраженных профессиональных качествах.
  2. Периодическое оценивание выполнения должностных обязанностей. Оценка методом анкетирования, обсуждения, интервью проводится 1 раз в 6 месяцев или 1 раз в год. Результат - выбор перспективы деятельности и совместное планирование корпоративных целей.
  3. Оценка потенциала работника. Разовое или перманентное тестирование необходимо для кадрового прогнозирования, управления карьерным ростом.

Комплексная аттестация и оценивание сотрудников должны в первую очередь служить задачам развитие персонала в соответствии с целями компании.

Совершенствование оценки и аттестации персонала

Совершенствование управления оценкой и аттестационными процессами заключается в использовании новых методов оценки:

  • автоматизация процесса аттестации, когда большую часть работы сотрудник, руководитель и аттестационная комиссия может сделать он -лайн, без заполнения огромного количество форм и документов;
  • широкое внедрение методов самооценки и оценки сотрудников на уровне коллег ;
  • использование возможностей искусственного интеллекта и Большых данных (Big Data) для повышения точности и объективности результатов оценки.

Интересные материалы на эту тему оценки персонала:

Владимир Старков Пока компании изобретают новые способы удержания ценных кадров, технологический прогресс меняет мышление самих соискателей. В результате традиционные принципы трудовых отношений - иерархия, постоянство, регламенты, вовлеченность - размываются Развитие...

Виталий Несис Есть такое устойчивое выражение: «Необходимость - мать всех изобретений». Оно вполне применимо и к нашему бизнесу. Polymetal создал в 1998 году мой брат Александр Несис. Компания задумывалась как технократическая, то есть к решению проблем мы подходим,...

Очередное десятилетие подходит к концу. Каких изменений нам ожидать в методиках управления эффективностью и оценках результатов деятельности персонала? Одной из основных современных тенденций в сфере управления производительностью становится смещение центра внимания...

Объективная оценка офисного персонала является важным инструментом в руках руководства коллективом и для стимулирования сотрудников и тем самым для развития бизнеса. Данная статья приводит различные способы и дает анализ эффективности методов оценки персонала....

Любое предприятие стремится развивать не только свой бизнес, связи, партнёрские отношения, но и осуществлять соответствующий контроль сотрудников. Ведь они являются, зачастую, лицом компании. Поэтому проходят специальные проверки, так называемые « аттестацией сотрудников на соответствие занимаемой должности » . Это необходимо для того, чтобы поощрить лучших и мотивировать менее успешных работников. А в некоторых случаях, совершить рациональные кадровые перестановки.

Как же к проверке готовиться, кто должен её проходить, эти вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Что это такое?

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности – необходимая и обязательная процедура, согласно Трудовому законодательству. Однако в государственных учреждениях она является обязательной, а в частных – осуществляется по желанию самих работодателей, в зависимости от того, какие преследуются цели и задачи. Это очень важное мероприятие в рамках работы с кадрами. Оно показывает: пригоден ли работник профессионально, соответствует ли он должности, которую занимает.

Кто должен пройти аттестацию?

Эта проверка предусмотрена для работников научной сферы деятельности, работников образовательной отрасли – например, для педагогов. Те, кто работает в науке проходят эту процедуру минимум один раз за несколько лет. В то же время не больше, чем раз в два года. Педагоги проходят аттестацию один раз в 5 лет. Кроме этого, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности необходима для упорядочения деятельность организации. Непосредственно касается именно той, которая является небезопасной. Итак, проверку проходят следующие категории :

  • сотрудники, обеспечивающие безопасность транспортной системы
  • госслужащие
  • те, кто несёт ответственность за расположение, крепление грузов на железнодорожном транспорте, а также их погрузку и выгрузку. Те работники, чья деятельность связана с движением поездов на ж/д путях
  • люди, которые трудятся в промышленности, отвечающие за промышленную безопасность
  • люди, которые руководят унитарными учреждениями. Аттестация для данных лиц проходит один раз каждые три года
  • а также категории лиц определенные законодательными актами. К ним относятся такие специальности как пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы.

Проверку проходят также лица, работающие в экономике. В том числе диспетчера, работающие в электроэнергетике; ответственные за безопасное судоходство; работники вредного производства; те, кто осуществляет свою деятельность в местах хранения и уничтожения химического оружия; авиаперсонал; работники, связанные с источником ионизирующего излучения; сотрудники библиотек; персонал космической среды.

Это основные группы людей, которые подлежат для проверки аттестацией. Для остальных строгого порядка нет.

Правовое регулирование процедуры

В современном прогрессивном обществе отношения между сотрудниками и руководителем стали более холодными и жёсткими. В большинстве случаев, работодатели стараются максимально использовать потенциал персонала. Поэтому аттестация необходима. Она позволяет выявить навыки работников , которые возможно , скрываются . Или наоборот, показать несоответствие своей должности . Ведь зачастую, именно от сотрудников, зависит успешность и прибыльность фирмы. Аттестация – юридический вид проверки. Оценка происходит специально назначенной комиссией.

Раньше говорили о том, что начальникам и их подчинённым не хватает компетентности, культуры и стрессоустойчивости. Поэтому, это стало неким тормозом экономической сферы. В наше время требования возросли. Поэтому аттестация перешла совершенно на иной этап. Законодательством расширен круг лиц, которые подлежат такому контролю.

В оценочной комиссии обязательно должен находиться представитель Первичной профсоюзной организации.

Присутствие комиссии говорит о демократии в трудовом праве . Предварительно всех участников этой процедуры ставят в известность, а также знакомят со сроками и правилами её проведения. Объективность обеспечивается составом комиссии, которые компетентны в той или иной сфере. Не допускается дискриминация.

В свою очередь, не проходят обязательную аттестацию :

  • лица, которые недавно устроились на свою должность, и срок их работы составляет до года
  • беременные. Поскольку даже если женщины не пройдут аттестацию, их нельзя увольнять, согласно Трудовому Кодексу РФ (ТК)
  • женщины с детьми до трёх лет, либо те, кто в декрете. В таком случае аттестацию проводят не раньше, чем через год после окончания действия ограничений.
  • сотрудники, работающие по совместительству;
  • оформленные по срочному трудовому договору;
  • те, кто прошёл переквалификацию;
  • назначенные на конкурсной основе в течение года;
  • молодые специалисты

Поэтому перед тем, как начать подготовку к аттестации сотрудников необходимо разделить – кто подлежит, а кто нет для неё. Обязательно нужно определить подходы и собрать материалы, обрисовать правила и принципы проведения аттестации. Такая правовая основа обеспечит правовые гарантии сотрудников с работодателями.

Этапы проведения оценки персонала

Как нужно проводить аттестацию указано в ведомственных и нормативных актах. Обычным работодателям можно составлять порядок индивидуально.

Аттестация проходит по одной системе . А выглядит она таким образом

Первый этап . На основании приказа или распоряжения директора создается комиссия. Состав должен быть согласован с Профсоюзом.

Важно помнить, что если на предприятии действует Профсоюзная организация, то в комиссию должен войти как минимум один ее представитель.

На втором этапе руководитель должен издать приказ о проведении аттестации и уведомить о ней сотрудников.

Дальше необходимо определить методы и способы проведения аттестации . Должны быть продуманы критерии оценки, задания для проверки уровня подготовки сотрудников. А также определить в какой последовательности пройдет оценка, что будет входить в перечень заданий. Перед началом необходимо сообщить об этом сотрудникам, чтобы снять стресс и сделать процедуру для них понятной и максимально открытой.

На предпоследнем этапе подводятся итоги . Результаты заносятся в протокол, оценочная комиссия должна подписать протокол. После этого документ представляется сотрудникам для ознакомления, они могут выразить не согласие и оспорить итоги. Когда все готово, комиссия зафиксировала, что нарушения не было выявлено, документ подается на подпись директора.

Заключительный этап принятие решений по итогам аттестации о : назначении нового руководства, увольнении, повышении зарплаты, переквалификации и так далее. Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами и принятыми решениями

Необходимые документы

Обязательно необходимо составить Положение о проведении аттестации . Обязательно в Положении должны быть указаны сроки аттестации. Лучше всего назначить проверку периодом от трёх месяцев до полугода . Также для этой процедуры понадобятся следующие документы :

  • График проведения аттестации персонала
  • Аттестационные листы, заполняемые сотрудником
  • Аттестационный лист для руководителя
  • Отзыв непосредственного руководителя
  • Отчет работника о проделанной работе в между аттестационный период
  • Решение комиссии
  • Протокол

Практически на каждом документе сотрудник должен поставить свою подпись о том, что он ознакомлен и согласен.

После процедуры, комиссия должна представить отчёт об этом. Там должна идти речь о том, какое количество сотрудников соответствует своей должности, а какое нет.

На основании этого документа, решении комиссии, составляется протокол, где сообщается об итогах аттестации

После этого, для сотрудников пишется заключение и принимается решение о дальнейшей судьбе.

Повышает шанс пройти аттестацию хорошо посещение специализированных тренингов , лекций , семинаров . Это актуально для тех предприятий, где на работниках экономят. Например, один специалист выполняет разную, по направленности работу при этом получая только одну зарплату. Безусловно, специализированные семинары помогут специалистам справиться с аттестацией лучше.

Кроме того, можно заняться самообразованием. Изучить те стороны профессии, которые ранее не замечали. Если сотрудник готов, для него аттестация произойдёт быстро. Процедура длится примерно , около часа . Чтобы аттестация принесла максимальную пользу, руководствуйтесь советами психологов:

  • не волнуйтесь . Специально «заваливать» вас никто не будет. Возможно, благодаря этой аттестации вам повысят зарплату;
  • вас могут отметить среди коллег . Вы сможете проявить себя в ходе аттестации;
  • не думайте о плохом , тем более не допускайте мыслей, что вас не ценят;
  • Аттестация проводится, чтобы улучшить работу компании, а не вас уволить
  • настройтесь на эту процедуру . Вспомните о своих положительных качествах, достижениях в работе
  • если аттестацию вы сдали не на тот показатель, который ожидали, не расстраивайтесь . Пусть этот опыт станет для вас полезным в будущем, а аттестация – мотивацией для обучения и переквалификации

  • 1.7. Государственная система управления трудовыми ресурсами
  • Контрольные вопросы к главе 1
  • Глава 2. Методология управления персоналом организации
  • Философия управления персоналом
  • Концепция управления персоналом
  • Закономерности и принципы управления персоналом
  • Методы управления персоналом
  • Методы построения системы управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 2
  • Глава 3. Система управления персоналом организации
  • Организационное проектирование системы управления персоналом
  • 3.1.1. Понятие, стадии и этапы организационного
  • 3.1.2. Характеристика этапов организационного проектирования
  • Цели и функции системы управления персоналом
  • Организационная структура системы управления персоналом
  • 3.4. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
  • 3.4.1. Кадровое обеспечение
  • Квалификационная характеристика менеджера по персоналу
  • 3.4.2. Документационное обеспечение
  • 3.5. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.5.2. Техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6.1. Нормативно-методическое обеспечение
  • 1. Общие положения
  • 2. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих
  • 3. Основные обязанности рабочих и служащих
  • 4. Основные обязанности администрации
  • 5. Рабочее время и его использование
  • 6. Поощрения за успехи в работе
  • 3.6.2. Правовое обеспечение
  • Контрольные вопросы к главе 3
  • Глава 4. Стратегическое управление персоналом организации
  • 4.1.Кадровая политика организации -основа формирования стратегии управления персоналом
  • 4.2.Стратегическое управление организацией, как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
  • 4.3.Система стратегического управления персоналом организации1
  • 4.4.Стратегия управления персоналом организации
  • 4.5.Реализация стратегии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 4
  • Глава 5.
  • 5.1.2. Содержание кадрового планирования
  • 5.1.3. Уровни кадрового планирования
  • 5.1.4. Требования к кадровому планированию
  • 5.1.5. Кадровый контроллинг и кадровое планирование
  • 5.2. Оперативный план работы с персоналом
  • 5.2.1. Структура оперативного плана работы с персоналом
  • 5.2.2. Содержание оперативного плана работы с персоналом
  • 5.3. Маркетинг персонала
  • 5.3.1. Сущность и принципы маркетинга персонала
  • 5.3.2. Информационная функция маркетинга персонала
  • 5.3.3. Коммуникационная функция маркетинга персонала
  • 5.4. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  • 5.5. Планирование и анализ показателей по труду
  • 5.6. Планирование производительности труда
  • 5.7. Нормирование труда и расчет численности персонала
  • Контрольные вопросы к главе 5
  • Глава 6.
  • 6.1.2. Требования к кандидатам на замещение вакантной
  • 1.Объявление
  • 2. Требования к кандидату на замещение должности консультанта
  • 6.1.3. Организация процесса отбора претендентов на
  • 6.2. Подбор и расстановка персонала
  • 6.3. Деловая оценка персонала
  • 6.4. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала
  • 6.4.1. Сущность социализации персонала
  • 6.4.2. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
  • 6.4.3. Организация управления профориентацией и
  • 6.5. Основы организации труда персонала
  • 6.5.1. Сущность и задачи организации труда. Научная
  • 6.5.2. Содержание и принципы научной организации труда
  • 6.5.3. Управленческий труд. Особенности и специфика
  • 6.5.4. Организация управленческого труда
  • 6.6. Высвобождение персонала
  • 6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 6
  • Глава 7. Технология управления развитием персонала организации
  • 7.1. Управление социальным развитием
  • 7.1.1 Социальное развитие организации как объект
  • 7.1.2. Основные факторы социальной среды
  • 7.1.3. Задачи и функции социальной службы
  • 7.2. Организация обучения персонала
  • 7.2.1. Основные понятия и концепции обучения
  • 7.2.2. Виды обучения персонала
  • 7.2.3. Методы обучения персонала
  • 7.2.4. Роль службы управления персоналом в
  • 7.3. Организация проведения аттестации персонала
  • Формы бланков, применяемых при проведении аттестации работников организации
  • 7.4. Управление деловой карьерой персонала
  • 7.4.1. Понятие и этапы карьеры
  • 7.4.2. Управление деловой карьерой
  • 1. Оценка жизненной ситуации
  • 2. Постановка личных конечных целей карьеры
  • 3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры
  • 7.5.Управлениеслужебно-профессиональным продвижением персонала
  • 7.6. Управление кадровым резервом
  • 7.6.1. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
  • 7.6.2. Планирование и организация работы с резервом кадров
  • 7.6.3. Контроль за работой с кадровым резервом
  • 7.7. Управление нововведениями в кадровой работе
  • Контрольные вопросы к главе 7
  • Глава 8. Управление поведением персонала организации
  • 8.1. Теория поведения личности в организации
  • 8.2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
  • 8.3. Оплата труда персонала
  • 8.4. Этика деловых отношений
  • 8.4.2. Внешний облик делового человека
  • 8.4.3. Основы риторики
  • 8.4.4. Ведение деловой беседы
  • 8.4.5. Этика телефонного разговора
  • 8.4.6. Правила критики
  • 8.5. Организационная культура
  • 8.6. Управление конфликтами и стрессами
  • 8.6.1. Организация управления конфликтами и стрессами
  • 8.6.2. Методы управления конфликтами
  • 8.6.3. Методы управления стрессами
  • 8.7. Безопасность организации, труда и здоровья персонала
  • Контрольные вопросы к главе 8
  • Глава 9. Оценка результатов деятельности персонала организации
  • 9.1. Анализ и описание работы и
  • Рабочего места
  • 9.2. Оценка результатов труда персонала организации
  • 9.3. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом
  • 9.3.1. Оценка результатов деятельности подразделений управления организации
  • 9.4. Оценка затрат на персонал организации
  • 9.5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.1. Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.2. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.3. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.4. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом
  • 9.6. Аудит персонала
  • Контрольные вопросы к главе 9
  • Библиография
  • Глава 1. 5
  • Глава 2. 70
  • Глава 3. 104
  • Глава 4. 162
  • Глава 5. 209
  • Глава 6. 283
  • Глава 7. 360
  • Глава 8. 430
  • Глава 9. 504
  • 1277214 Москва, Дмитровское ш., 107
  • 603005, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32
  • 7.3. Организация проведения аттестации персонала

    В российской практике сложились три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно-педагогических работников и аттестация персонала организаций основного звена управления.

    Аттестация государственного служащего - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Аттестация научных и научно-педагогических работников - процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Ученые степени могут присуждаться, а ученые звания - присваиваются лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки. Аттестация осуществляется Высшей аттестационной комиссией РФ (ВАК РФ), Министерством образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии со специальными регламентирующими документами, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

    Аттестация персонала организаций - основного звена управления - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также п6-4ижения в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение сте-тени загрузки работников и использования его по специальнос-ги, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, ^ также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности. Классификация целей аттестации персо-1ала представлена в табл. 7.5.

    Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.

    Различают четыре вида аттестации служащих (руководителей, специалистов и других служащих): очередная аттестация, аттестация по истечении испытательного срока, аттестация при продвижении по службе и аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

    Таблица 7.5

    Цели аттестации персонала

    Наименование целей

    Характеристика целей

    1.Административные:

    повышение

    понижение

    прекращение трудового договора

    Заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности, удовлетворение стремления к успеху

    Приобретение работником нового опыта

    Если руководство считает, что прекращение трудового договора с работником нецелесообразно, учитывая его стаж и заслуги в прошлом

    Сокращение штатов

    2. Информационные

    Информирование работников об относительном уровне их квалификации, качества и результатов труда. Информирование о качественном составе персонала организации, степени загрузки работников и использовании их по специальности, совершенствовании стиля и методов управления персоналом организации

    3. Мотивационные

    Вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением в должности работников. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации.

    Использование экономических стимулов » социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности

    Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих. Аттестация по истечении испытательного срока проводится с целью выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте. Аттестация при продвижении по службе должна выявить потенциальные возможности работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение проводится в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации во всех подразделениях организации.

    Аттестация проходит в четыре этапа: подготовительный этап, этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности, этап проведения аттестации, этап принятия решения по результатам аттестации.

    На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии, разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы-характеристики (оценочные листы) и аттестационные листы на аттестуемых; информируется трудовой коллектив о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.

    Проведение аттестации осуществляется на основе графиков, которые доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации, а документы на аттестуемых представляются в аттестационную комиссию за две недели до начала аттестации.

    Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем организации по представлению начальника службы управления персоналом. Возглавляет аттестационную комиссию председатель (руководитель подразделения или организации). Заместителем председателя комиссии является заместитель руководителя организации по персоналу или начальник службы управления персоналом. Секретарем комиссии является ведущий работник службы управления персоналом. Члены аттестационной комиссии назначаются из числа сотрудников подразделений организации. Аттестационная комиссия работает без отрыва от основных должностных обязанностей по совместительству.

    Подготовкой аттестационных листов занимается секретарь комиссии, а отзывами-характеристиками на аттестуемых - их непосредственные начальники. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых.

    На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности в подразделениях, где работают аттестуемые, создаются экспертные группы. В их состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, вышестоящий руководитель, один-два специалиста этого подразделения, работник (работники) службы управления персоналом. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

    Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников.

    оценки персонала

    Аттестационная комиссия с учетом обсуждений, в отсутствие аттестуемого, открытым голосованием дает одну из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы, выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и повторной аттестации через год; не соответствует занимаемой должности.

    Оценка деятельности сотрудника, прошедшего аттестацию, и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется непосредственным руководителем аттестуемого и представителем службы управление персоналом. Аттестуемый знакомится с содержанием листа не позднее чем за две недели до аттестации.

    При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительным причинам рекомендуется отложить рассмотрение материалов на аттестуемого до его прибытия на заседание комиссии. При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. В этом случае на все вопросы членов комиссии должен отвечать непосредственный руководитель аттестуемого.

    Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования.

    Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Протокол заседания комиссии заполняется на всех аттестуемых, которые были заслушаны в течение одного заседания. Если сотрудники, прошедшие аттестацию, относятся к разным подразделениям, то протоколы оформляются для каждого подразделения отдельно.

    На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом:

    Выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого;

    Оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации;

    Оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места;

    Мнений каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого;

    Сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных;

    Мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей.

    Особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника.

    Аттестационная комиссия дает рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др. Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используются в дальнейшем для формирования кадровой политики администрации организации и службы управления персоналом.

    Для социальной защиты аттестуемых работников от субъективности выводов аттестационной комиссии учитывается вес оценок и заключений, которые выставляются работнику. Например, на основании опыта аттестации сотрудников в газовой промышленности, в других отраслях, а также зарубежного опыта предлагаются следующие значения весов оценок работника, получаемых им при аттестации (табл. 7.6). Предлагаемые значения не могут быть окончательными, а представляют собой результат анализа накопленного опыта и, естественно, подлежат в последующем коррекции и изменениям.

    Таблица 7.6

    Значения весов оценок при аттестации персонала

    Характер оценок

    Вид оценок, их содержание

    Вес оценок, %

    1. Объективный (база - индивидуальные оценки по контролю знаний, тестам и т.п.)

    1.1. Оценка профессионализма (знаний, навыков, умений и т.д.), которая получается с использованием тренажеров, ПЭВМ

    1.2. Оценка личностных качеств (данные психодиагностики)

    2. Объективный (база - обобщенная группа субъективных оценок)

    Оценка и выводы аттестационной комиссии

    3. Субъективный

    3.1. Оценка непосредственного руководителя (результаты, эффективность деятельности, качество труда и т.д.) -

    3.2. Оценка руководителя, имеющего право та заключение (решение) по результатам аттестации

    Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет или наказывает работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с таким работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается. "

    Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о трудовых спорах.

    В табл. 7.7 приведен пример разделения труда при проведении аттестации между участниками этого процесса в одной из российских организаций.

    Таблица 7.7

    Схема функциональных взаимосвязей проведения

    аттестации персонала

    Наименование функций

    ИСПОЛНИТЕЛИ

    Генеральный директор

    Менеджер по персоналу

    Руководитель структурного подразделения

    Аттестационная комиссия

    1. Определение целей аттестации

    2. Подготовка приказа о проведении аттестации

    3. Издание приказа о проведении аттестации

    4. Подбор работников для проведения аттестации

    5. Подготовка тестов, технических средств тестирования и необходимых бланков

    6. Формирование аттестационной комиссии

    7. Проведение тестирования и оценки

    8. Анализ результатов тестирования и оценки

    9. Проведение собеседования с аттестуемым работником

    11. Подготовка приказа в соответствии с результатами аттестации

    12. Издание приказа по результатам аттестации

    Условные обозначения:

    Р - принимает решение, издает приказ;

    О - организует работу аттестации и отвечает за ее осуществление;

    Цель аттестации персонала - повышение эффективности использования кадрового потенциала организации; по ее результатам принимается решение о сохранении или изме­нении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки.

    Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени.

    Аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности.

    Существуют специальные требования к аттестации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Основная задача аттестации персонала - это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.

    Аттестация персонала может быть нацелена на:

    1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:

    Изменение заработной платы;

    Изменение системы поощрения (наказания);

    2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):

    Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;

    Развитие карьеры;

    Личное развитие;

    3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:

    Достижение результатов;

    Потребность в обучении;

    Улучшение деятельности.

    Подготовка и проведение аттестации.

    Аттестация должна проводится планомерно. Различают:

    Регулярная основная, развернутая (раз в 3-5 лет);

    Регулярная промежуточная, ориентированная на оценку итогов текущей работы (для руководителей и специалистов 1 раз в год, а для некоторых категорий 2 раза в год и чаще);

    Нерегулярная, вызванная чрезвычайными обстоятельствами (неожиданная вакансия, при введении новых условий оплаты труда).

    После того как определена цель проведения аттестации и принято решение о ее проведении необходимо:

    Подготовить Положение об аттестации.

    Ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом аттестации. Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ результатов).

    Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:

    1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудо­вого коллектива о сроках и особенностях аттестации.

    2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель), начальник отдела кадров (зам.председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация (член), юристконсульт (член), социальный психолог (член).

    3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.

    4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.

    От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др.

    График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика.

    Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д.

    Отзыв-характеристика отражает обобщенные результаты оценки деятельности работника, анкетного опроса о поведении работника в коллективе, оценка работника руководителем. Аттестационная комиссия рассматривает представленные ей документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок.

    Работника знакомят с решением комиссии, указывая на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профессиональном росте) или о необходимости повышения квалификации.

    Заседание аттестационной комиссии протоколируется. Материалы аттестации передаются руководителю предприятия для принятия решения.

    Эффективность аттестации возрастает, если с ней связаны определенные последствия: поощрение, перевод на более высокую должность, увольнение и др. Поэтому по итогам аттестации издается приказ, которым утверждаются ее результаты, решения об изменениях в расстановке кадров, о должностных окладах, зачислении перспективных работников в резерв на повышение, поощряются положительно аттестованные работники и т.д.

    Результаты аттестации обсуждаются на производственных собраниях, совещаниях совместно с профсоюзной организацией, анализируются итоги аттестации, соблюдение порядка и условий ее проведения, принимаются решения по устранению выявленных недостатков.

    Все чаще работодатели стали практиковать такую процедуру, как аттестация на соответствие занимаемой должности. Давайте разберем, что это такое, для чего она нужна, и как проводится.

    Аттестация работника – это проверка на соответствие его занимаемой должности. Как показывает практика, в организациях, где введена процедура аттестации персонала, производительность труда намного выше, чем в тех, где эту процедуру считают пустой тратой времени.

    Проведение проверки соответствия сотрудников выполняемым обязательствам является обязательным для государственных служащих и отдельных сфер бюджетных организаций. Трудовой Кодекс Российской Федерации не вменяет в обязанности руководителей остальных организаций проводить на своем предприятии аттестацию сотрудников. Руководитель предприятия сам определяет целесообразность мероприятия. Соответствующие правовые акты носят рекомендательный характер.

    Цель аттестации персонала организации

    Проведение проверки сотрудников на соответствие занимаемой должности является серьезным мероприятием, преследующим определенные цели, и не является данью моде:

    1. Данная проверка оценивает результаты трудовой деятельности сотрудника, показывает уровень профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности. В соответствии с выявленными результатами, составляется дальнейшая перспектива его работы.
    2. Определяется коммуникабельность работника и способы его мотивации.
    3. Улучшается работа кадровой службы в части управления персоналом.
    4. Определяются работники, которых необходимо понизить в должности или вообще уволить. Улучшается микроклимат организации.

    Проведение аттестации выгодно как одной, так и другой стороне. Работодатель разберется с , что позволит увеличить производительность труда, а наемный работник откроет начальству свои лучшие профессиональные качества, что поспособствует его продвижению по службе.

    Задачи аттестации:

    • Выявить профессиональный уровень сотрудников.
    • Поощрить выдающихся работников.
    • Мотивировать на более качественное выполнение трудовых обязательств.
    • Выявить круг лиц, нуждающихся в повышении или понижении в должности.
    • Определить уровень заработной платы работников.

    Методы аттестации персонала

    Аттестация существует двух видов – разовая и регулярная.

    • Разовая. Проводится перед началом трудовой деятельности на предприятии. Обычно ее проводят по окончании испытательного срока, чтобы определить уровень готовности работника. С той же целью проверяют работника при переходе его в другое подразделение или при продвижении по службе. Это своеобразный допуск к работе.
    • Регулярная. Проходит не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в четыре года. На этот счет составляется график проведения аттестации работников.

    Хочется отметить, что регулярной аттестации не могут быть подвержены:

    1. Сотрудники, занимающие должность менее одного года.
    2. Работники после шестидесятилетнего рубежа.
    3. Беременные женщины.
    4. Сотрудницы, находящиеся в .

    Существуют несколько методов проведения профессиональных проверок, зарекомендовавших себя как наиболее эффективные:

    • Ранжирование. Подчиненных расставляют по способностям выполнять ту или иную работу, т.е. по рангу.
    • Классификация. Работников классифицируют по заранее определенным категориям достижений (заслуг).
    • Шкала оценок . Создается определенная таблица, куда вносятся личные и профессиональные качества сотрудника. Напротив каждого из качеств выставляется оценка по определенной, как правило, пятибалльной, шкале.
    • Метод открытой аттестации . Это новый, набирающий популярность метод оценки. Вместо галочек, как в предыдущем случае, происходит живое оценивание работника методом устной или письменной характеристики.

    Как провести аттестацию сотрудников

    Проведению мероприятия предшествует большая подготовительная работа. Вначале руководство предприятия разрабатывает и принимает Положение о порядке проведения аттестации работников. Этот документ перекликается с трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и соответствующими нормативными актами.

    В нем отражены порядок, форма и срок проведения мероприятия, состав аттестационной комиссии, категории аттестуемых и неаттестуемых работников, критерии оценок и виды решений. С положением знакомится весь штат предприятия и подтверждает это собственноручной подписью.

    Руководителем предприятия издается приказ о проведении аттестации работников с указанием сроков мероприятия. С данным документом знакомятся все члены трудового коллектива под роспись.

    Создается аттестационная комиссия. В ее состав входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. Численный состав определяется от трех человек. Обязательным участником комиссии должен быть член профсоюза. Комиссия определяет функциональные обязанности каждого члена и график работы.

    Следующим этапом подготовительной работы мероприятия по проверке профессионального уровня является подготовка материалов аттестации. Это анкеты, характеристики, сводные таблицы, тесты и т.п. Данная работа включена в функциональные обязанности аттестационной комиссии.

    Проверка профессионального уровня персонала проходит в соответствии с заранее выбранной формой. Она может проходить единоразово, а может включать в себя несколько этапов. Сюда входит заполнение тестов, составление характеристик, анкетирование, индивидуальное или комиссионное собеседование и т.п. В любом случае, заключительным этапом является заседание аттестационной комиссии.

    Комиссия не имеет права проводить проверку профпринадлежности отсутствующего работника. Если сотрудник был должным образом извещен о проведении аттестации, поставил подпись на соответствующих ознакомительных документах, а сам не явился на комиссию, то в этом случае оставляется акт, и работник считается не прошедшим аттестацию.

    Назначенная комиссия по результатам своей работы составляет отчет, в котором дает оценку профессиональному уровню членов трудового коллектива, вносит свои предложения относительно кадровой политики и высказывает рекомендации по работе с персоналом.

    Как итог работы комиссии, проводится систематизация результатов. Составляются сводные таблицы, в которых отражено положение работников в настоящее время и рекомендательная схема кадровых перестановок. Все документы, вышедшие из-под пера комиссии, должны быть подписаны ее членами.

    На основе полученных аттестационных данных руководитель предприятия составляет план кадровых преобразований, определяется с кругом лиц, которым необходимо пройти курсы повышения квалификации, а также тех, кого повысить в должности, а кого понизить, или вообще уволить. Эти результаты могут явиться основанием для изменения уровня заработной платы отдельных работников.

    Результаты аттестации должны быть донесены до сведения аттестуемых. Обязательное условие – сообщение результатов не должно быть смешано с критикой.

    С сотрудниками, чье положение по результатам аттестации должно будет измениться в лучшую или худшую сторону, а также с теми, кому необходимо повышение квалификации, руководитель предприятия проводит индивидуальную беседу.

    Информация о результатах аттестации хранится в отделе кадров предприятия, что дает возможность воспользоваться ей при решении текущих кадровых вопросов.

    Проведение проверки членов трудового коллектива на соответствие занимаемой должности не является карательной мерой, а призвано улучшить работу каждого сотрудника и, как следствие, работу всего предприятия.