Пещерные города крыма

Пещерные города Крыма считаются настоящей загадкой для археологов, и порой манят туристов намного сильнее, чем солнечные пляжи полуострова. Пожалуй, вам будет интересно узнать, как первобытные люди отбивали себе жилье у пещерных медведей, чтобы получить место, где можно расположить семью для дальнейшей жизни.

В такие экспедиции лучше всего отправляться вместе с компанией - экскурсии зададут немало загадок, которые намного приятнее решать дружным коллективом. По каждому городу в скале собрана небольшая информация, чтобы вам было легче определиться, куда отправиться на исследования в первую очередь.

Столица княжества Феодоро – Крымский Мангуп (Мангуп-Кале)

Пещерный город Мангуп-Кале. ССЫЛКУ

На постоянной основе плато было заселено в I тысячелетии до н.э. Его первыми жителями стали таврские племена, которые и придумали сохранившееся впоследствии название - Мангуп. Далее здесь приживались скифы, сарматы, а также племена восточных германцев - готы. Полноценно Мангуп начал обживаться с V века, когда город стал укрепляться, а в его пещеры стекалось все больше людей. Начиная с VII в., поселение получило защиту от возможных набегов - крепостную стену.

Временной промежуток с XIII по XV ст. - считается настоящим расцветом Мангупа, когда город официально стал столицей княжества Феодоро. Защитные укрепления серьезно были проверены на прочность в 1475 году. Увы, но с атакой осман жители Мангуп-Кале ничего не смогли поделать - город был начисто сожжен. В дальнейшем, предпринималось несколько попыток восстановить разрушенную столицу, но вернуть ей былую славу и красоту так и не удалось - в 1790 году последние жители покинули плато в поисках новой жизни.

Эски ́ -Керме ́ н

Пещерный город Эски-Кермен. Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Город в скале был построен еще в конце VI века - исполнял роль одного из византийских укреплений, и просуществовал семь столетий. Располагается на 14 км южнее от Бахчисарая (в чей историко-культурный заповедник он и входит), либо до него можно добраться, пройдя 5 км в северо-западном направлении от ныне разрушенного Мангуп-Кале. Город имел хорошую естественную защиту - обрывы с высотой до 30 м. Входит в тройку самых посещаемых пещерных городов Крымского полуострова.

Эски-Кермен начал расцветать с Х века - численность города начала существенно расти, превысив отметку в 2000 человек в XIII веке. Подобное разрастание привлекло внимание золотоордынского беклярбека Ногая - в 1299 году «город-крепость» первый раз пал под натиском монголов. Впоследствии, полученный ущерб удалось частично устранить, но ровно через сто лет Эски-Кермен и его защитные укрепления ничего не смогли противопоставить Золотой Орде - город был разорен, и более, ни у кого не возникло желания браться за его восстановление.

Тепе-кермен

Пещерный город Тепе-кермен. Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

По своей форме, гора напоминает вулкан. Местность часто называют одиноким «Крымским Везувием». Даже сейчас у историков и археологов имеется масса пробелов, касательно заселения городища. Досконально известно, что Тепе-Кермен начал существовать с VI века - период, когда начала строиться крепость, как элемент пограничья византийских владений. Расцвет поселения пришелся на XII–XIV столетия. Возможно, город существовал бы и дальше, но нашествие войск Тамерлана свело на нет его дальнейшие перспективы по развитию.

В жилых пещерах города в скале наблюдались деревянные двери и окна, была продумана система перегородок - пространство делилось на небольшие «квартирки». В некоторых случаях, все было наоборот - маленькие пещерки через сеть коммуникаций (лестницы, коридорные переходы) составляли единое жилое помещение. По такой системе было видно, что люди эффективно использовали каждую часть имеющейся жилой площади.

Бакла

Пещерный город Бакла.

Географически древний город в горах Крыма располагается недалеко от Бахчисарая в районе села Скалистое. Установлено, что в пещерах древнего города в Крыму проживали сармато-аланы и племена готов. Исходя из нескольких источников, византийцы уделяли Бакле особое внимание - именно здесь жителям прививали христианство, а также размещались гарнизоны с войсками. В округе были хорошие условия для ведения животноводства и сельского хозяйства - наличие источников пропитания послужило тому, что постепенно росла численность населения.

Если жителям грозила военная опасность, то они находили временное пристанище за стенами более надежно укрепленного Чуфут-Кале, расположенного невдалеке. По мнению некоторых исследователей, название городища вытекает из формы гротов и пещер, напоминающих фасолины (с тюркского «бакла» переводится именно как фасоль). Поселение имело немаловажное значение для византийцев - город использовался как своеобразная торговая развязка, служащая узлом между побережьем моря и степью. Закат Баклы припал на конец XIII столетия - татаро-монгольское вторжение стирало почти все крепости на своем пути. Не стали исключением и знаменитые «фасолины».

Пещерный монастырь

Пещерный город Качи-Кальон.

Для стороннего наблюдателя скальный массив возле Бахчисарая, расположенный в долине реки Кача, напоминает корабль. В передней его части хорошо заметны природные трещины, похожие на крест, что и дало соответствующее название пещерному городу, которое переводится как «Крестовая скала».

Часть исследователей считает, что в Крыму монастырь Качи-Кальон появился в VI веке - на полуостров устремились византийские монахи, выступавшие против политики иконоборчества, которые и облюбовали местные пещеры. С другой стороны, в результате раскопок была обнаружена прочая утварь, дающая все основания думать, что местность была заселена несколько ранее. Люди, проживающие в окрестностях монастыря, занимались гончарством и виноделием. Жилые дома в основном размещались непосредственно в долине - к укрепленным скальным гротам население перебиралось, если им грозила реальная опасность.

Каламита

Пещерный город Каламита. Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Очередной объект, возведенный византийцами, исполняющий военную и оборонительную роли. Укрепление было построено еще в VI веке на Монастырской горе. Защитная структура поселения включала казематы, шесть башен с крепкими стенами. Внутри исследователям удалось обнаружить церковь, ряд построек и даже местное захоронение. Название «Каламита» город получил от генуэзцев. В случае военной опасности, проживаемое в округе население оперативно пряталось за стенами крепости. Сейчас здесь мало что осталось от некогда былого величия: руины храма, останки некоторых башен и прочие объекты, на которые будет интересно взглянуть.

Челтер-Мармара, пещерный монастырь

Пещерный монастырь Челтер-Мармара. Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Ученым удалось лишь приблизительно определить дату основания древнего храма в скале - 8-9 век нашей эры. Чтобы добраться до монастыря, расположенного в обрывах Челтер-Кая, придется пройтись по очень узкой тропинке. Археологами было обнаружено порядка 50 пещер, которые выполняли различное функциональное предназначение: хозяйственные помещения, трапезные, церкви, отдельные кельи и небольшие подсобки. Присутствовала хорошая система коммуникаций, связывающая между собой все «зоны» монастыря. На стенах пещер до сих пор можно обнаружить следы порядковых номеров, которыми отмечалось жилое пространство.

Внутри можно обнаружить останки многочисленных пифосов и амфор, а на потолках пещер присутствуют следы предварительно закрепленных светильников. Делается вывод, что в свое время поселенцы обосновались здесь надолго и с комфортом. Кто знает, чего могла бы достигнуть местная инфраструктура, если бы не татаро-монгольский набег в XIII столетии, на корню уничтоживший местный быт.

Кыз-Кермен - «Девичья крепость»

Пещерный город Кыз-Кермен фото

Получить точные сведения об основании Кыз-Кермена почти невозможно - местный пещерный город много раз разрушался, после чего его неизменно отстраивали. Плато всегда вызывало интерес у проживающих вблизи народов - сразу было видно, что природа своими силами возвела здесь собственную крепость, а людям требовалось лишь усилить ее. Тем не менее, сказать что-либо определенное о быте проживавшего здесь населения очень затруднительно - историкам и археологам удалось собрать лишь крохи информации за десятилетия исследований, но тем интересней будут экскурсии туристов - возможно, удастся найти что-то необычное.

Достоверно известно, что здешние укрепления были разрушены еще в конце IX века воинственными хазарами, после чего, в течение последующих столетий, жизнь здесь начала вырождаться, чтобы окончательно исчезнуть в XIII веке. В XV столетии на руинах стали заселяться монахи-отшельники, разбредавшиеся по пещерам около города, когда Крым был завоеван османскими войсками.

Бахчисарайская Сюйреньская крепость

Бахчисарайская Сюйреньская крепость. Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Историки до сих пор не прекращают спорить относительно даты основания крепости. Временной разброс, по мнению отдельных исследователей, составляет аж 8 столетий! Точно можно сказать лишь, что местное укрепление, как и многие другие в Крыму, начало возводиться по решению действующей на тот период византийской администрации. Вполне вероятно, что здесь проживал местный феодал, которому подчинялись все в округе.

Расцвет Сюйреня пришелся на XII-XV века - крепость стала важнейшей структурной единицей княжества Феодоро, которая исполняла роль одной из оборонительных застав на маршрутах к Мангупу. Предварительно установлено, что укрепления были сильно разрушены в 1475 году во время атаки осман на Крым. С того момента, Сюйрень более не использовалась в роли защитного объекта. До наших дней, строения пострадали еще более: первый раз во время Крымского землетрясения 1927 года, а затем в 40-е года двадцатого столетия.

Археологи обнаружили, что в местные пещеры ступала нога человека еще времен позднего Палеолита. Кроманьонцы использовали природные убежища в качестве временных стоянок во время охоты - здесь остались следы костров и костей животных. Кроме того, в скальных углублениях можно было с комфортом пережидать природную непогоду.

Стоит отметить, что ежегодно обновляется информация по пещерным городам Крыма - исследования продолжают вестись до сих пор, и регулярно обнаруживается что-то новое, способное на корню перевернуть все предыдущие представления о древнем монастыре или прочих объектах. Поэтому, даже если вы, во второй раз собираетесь на посещаемую ранее экскурсию, всегда есть шанс узнать что-то новое, и с пользой провести собственное время.

Пещерные города Крыма на карте Бахчисарайского района

В бахчисарайском районе Крыма существуют знаменитые города, вырубленные прямо в скалах, являющиеся историческими памятниками. Названием «пещерные» эти города обязаны тому факту, что сохранились только помещения, находящиеся в глубине скал, а надземные постройки были разрушены.

Эти города, являющиеся подобием Средневековых замков в Европе, строились в регионе в 5-6 веке. Это был период, когда кочевники угрожали набегами на поселения, и крепости строились с расчетом на защиту от них. И также строились монастыри и города, основанные последователями иконопочитателей из Византии.

Эски-Кермен

Этот город обнаружили рядом с Мангупой, в 6 километрах от села Залесного. При путешествии на автомобиле можно проехать со стороны села, обозначенного как Красный мак.

Сам город располагается на укрепленном месте, на плато, окруженный неприступными скалами. На поверхности в некоторых местах еще можно разглядеть остатки стен.

Мангуп-Кале

В этот город можно так же попасть со стороны Залесного и Красного мака. Располагается он в 20 километрах от памятника Мангуп. После Залесного необходимо уйти налево по тропе к долине, в которой уже видно сам Мангуп-Кале. Он расположен на плато, которое поднимается на 584 метра над уровнем моря. Удивительно то, что на этом плато обнаружены остатки стоянок людей еще со времен неолита. Возведение города датируется 6 веком, хотя из исторических источников известно, что сарматы селились здесь и раньше, но следов не было обнаружено. Платно окружено с трех сторон скалистыми стенами, высотой около 70 метров, которые служили природной защитой от нападений.

Монастырь Качи-кальон

Это поселение было обнаружено в полукилометре от села Башатновка, на берегу Качи. Его возникновение датируется 6 веком, а монастырь появился уже в 8-9 веке. В Каминском ущелье, на склоне, существовало поселение, разрушенное в 13 веке. Остались сооружения в скалах, расположившиесяв четырех гротах. В гроте, названным Большим, располагаются трехъярусные пещерные постройки, а в гроте, называемом церковным,был обнаружен ключ с резервуаром для воды. Этот источник до сих пор считают священным. Еще обнаружена сохранившаяся церковь, вырубленная в отдельном осколке скалы, а пещеры вокруг были приспособлены под кельи и хозяйственные постройки.

Сильнее всего в этом городе поражает Большой грот, с куполом, многочисленными пещерами, которые соединены мостами и лестницами. Осмотреть также можно остатки стен на поверхности, церковь Анастасии, храм святой Софии из глыбы известняка и разнообразные подсобные постройки.

Тепе-Кермен

Это старинная крепость, расположившаяся в 14 километрах от Бахчисарая, около горы Бешик-Тау. Один склон горы покрыт лесом, а с юга в ней вырублено множество многоярусных пещер.

Крепость возникла в 5-6 веке и принадлежала частному лицу. Город располагается на отдельном скальном плато, да и при переводе «Тепе-Кермен» получается «крепость на вершине». В склоне есть примерно 250 пещер, распложенных группами. На плато же их значительно меньше.

Попасть к крепости можно на северо-западе плато, и осмотреть хозяйственные постройки, храм Константина и Елены, и церковь с баптистерием в пещере.

Город Кыз-Кермен

Этот город располагается в 2,5 километрах от села Кудрино, разделенный Тепе-Керменом только глубокой балкой. Это крупный город, который мог стать центром торговли и ремесла, но был разрушен хазарами в 9 веке. Поселение после этого так и не восстановили. Сам город расположился на мысе, и пещерных построек здесь немного. Но можно прогулять и осмотреть то, что осталось, и полюбоваться видом на соседний Теме-Кермен.

Бакла

Город располагается в стороне от популярных туристическихтроп, и поэтому мало посещается людьми. Находится он между реками Альма и Бодрак, в двух километрах от села Скалистое.

Основан он был в 5-6 веке, и позднее к нему пристроилась цитадель, которую расположили на самом краю обрыва. За стенами крепости располагалось селение. С юга город защищен обрывом, а с северо-запада была построена крепостная стена с башнями. Пещер, приспособленных под помещения, насчитывают около 100 штук. Город просуществовал до 13 века, но после набега татаро-монголов подвергся разрушению и так и не восстановился.

Город Чуфут-Кале

Начало существования этого города определяют 6 веком. Основателями считаются сарматы, после им владели хазары и христиане.

Среди многочисленных достопримечательностей Крыма невозможно не заметить пещерные города и пещерные монастыри. Эти, сосредоточенные в юго-западной части Крыма уникальные архитектурно-исторические памятники, можно сравнить по своей исторической значимости и ценности со средневековыми замками Европы. Повидавшие немало на своём веку, они молчаливо хранят многочисленные тайны и привлекают своей загадочностью тысячи путешественников.

Определение «пещерные города» является условным, ведь жили люди в наземных постройках, возведённых на неприступных скальных массивах. Возникло оно из-за ошибочного предположения, что люди здесь жили в вырубленных в скалах пещерах. Этому первоначальному представлению способствовало и то, что именно пещерная часть былых городов-крепостей сохранилась наилучшим образом, в отличие от почти разрушенных врагами и временем наземных построек. Хотя, такая теория была отвергнута в ходе дальнейших исследований пещерных городов, это наименование так и закрепилось за опустевшими поселениями на гигантских отвесных скалах.

Пещерные города Крыма можно назвать своеобразным аналогом средневековых европейских замков. Это самые настоящие города-крепости, которые специально возводились на труднодоступных или и вовсе неприступных скалах, ведь жить в долинах было опасно из-за постоянных набегов кочевников. Можно сказать, что сама природа успешно позаботилась о защите и укрытии от врагов жителей таких укреплений.

Пещерные монастыри в Крыму возникли в средние века почти по той же причине, что и города-крепости, - для укрытия от врагов. Бежавшие от преследователей, не желающие подчиняться иноверцам, и стремящиеся уберечь православные традиции, монахи возводили свои пещерные храмы в известняковых скалах, которые легко поддавались обработке.

Местом возникновения пещерных городов и монастырей Крыма стали массивные столовые горы Внутренней гряды Крымских гор , протянувшиеся от Симферополя до Севастополя, но всё же большая часть таких скальных сооружений сосредоточена в Бахчисарайском районе. Именно из Бахчисарая удобно начинать экскурсии по Крыму с целью посещения наиболее известных пещерных городов, в которых неплохо сохранились вырубленные в скалах жилые и хозяйственные постройки, а также руины наземных построек, и пещерных монастырей, многие из которых до сих пор являются действующими храмами.

Наиболее посещаемый в силу своего удобного расположения, пещерный город Чуфут-Кале раскинулся прямо за околицей старой части города Бахчисарай . Здесь можно не только посетить многочисленные искусственные пещеры Крыма , но и осмотреть сохранившиеся постройки разных веков, включая караимские кенасы и мавзолей Джаныке-ханым. Экскурсия по Чуфут-Кале - это погружение в прошлое Крыма. Основанное ещё в VI веке укрепление, за годы своего существования успело послужить жилищем для многих народов, и даже одно время было столицей Крымского ханства . Чуфут-Кале представляет особую историческую ценность, ведь здесь пересекались пути разных народов, а сам пещерный город можно назвать перекрёстком 3-х религий.

По пути из Бахчисарая к Чуфут-Кале можно посетить Свято-Успенский пещерный монастырь - одну из наиболее известных святынь Крыма. Расположенный в отвесных скалах, православный храм представляет масштабный монастырский комплекс, включающий не только религиозные, но и хозяйственные постройки. Этот пещерный монастырь до сих пор является действующим и относится к числу наиболее популярных среди паломников мест Крыма.

Ещё один известный старинный храм Бахчисарайского района - пещерный мужской монастырь Феодора Стратилата , располагающийся внутри просторного естественного грота в Бельбекской долине. Всего здесь насчитывается 22 пещеры, в некоторых из них есть вырубленные в скалах ниши с усыпальницами. Этот пещерный монастырь - один из наиболее почитаемых, ведь считают, что здесь находились мощи святых. В 2003 г. были начаты работы по восстановлению полуразрушенного монастырского комплекса, и вновь звучит теперь на территории монастыря Феодора Стратилата звон церковных колоколов, и осуществляются богослужения.

К юго-востоку от Бахчисарая располагаются ещё два не менее известных и популярных среди любителей пеших походов и увлекательных экскурсий пещерных города - Качи-Кальон и Тепе-Кермен. Не составит особых затруднений посетить эти достопримечательности Крыма за один день, ведь располагаются они в непосредственной близости друг от друга.

Качи-Кальон интересен как поселение виноделов, а Тепе-Кермен - как пещерный город , точнее, даже - крепость на холме, в которой укрывались от набегов кочевников местные жители-скотоводы.

Поселение Качи-Кальон возникло ещё в VI в., тогда как пещерный монастырь здесь появился лишь в средние века, и напоминают о нём и сохранившиеся фрески, и огромный крест, заметный при приближении к скальному массиву, за что этот пещерный город Крыма и получил своё наименование, означающее «крестовый корабль». Здесь сохранились кельи, вырубленные в скалах, православные церкви и пещерный храм. Если Качи-Кальон сохранил преимущественно храмовые постройки, то на Тепе-Кермен преобладают пещеры хозяйственного назначения.

Скала Качи-Кальон -
общий вид пещерного города

Хотя это вполне возможно, всё же не стоит ограничивать осмотр этих достопримечательностей за один день, ведь в их окрестностях есть не менее любопытные объекты древности. В их число входят Таш-Аир с древними петроглифами и немногочисленные руины древних построек пещерного города X в. Кыз-Кермен, который в средние века был одним из важных торгово-ремесленных центров этого региона.

Одним из наиболее сохранившихся пещерных городов Крыма считается Эски-Кермен . В его окрестностях располагается наибольшее количество уцелевших пещерных монастырей, некоторые из которых хоть и не являются действующими, но всё же привлекают к себе туристов. Это и пещерный монастырь Шулдан, и включающий несколько полуразрушенных храмов Чилтер-Мармара - монастырь, функционировавший в средние века, но сейчас утративший свою значимость, и замок Кыз-Куле (Девичья башня), являющийся одним из важных дозорных пунктов Эски-Кермен. Поэтому для изучения этой богатой на исторические памятники местности можно уделить даже не один день.

Пещерный город Эски-Кермен располагается на отвесных скалах, глядя на которые, прекрасно понимаешь, почему он смог настолько хорошо сохраниться.

С расположенной западнее городища Эски-Кермен дозорной башни Кыз-Куле можно полюбоваться захватывающей дух панорамой, охватывающей почти всё предгорье. Вблизи руин этой старинной крепости располагается ущелье с многочисленными пещерами, одна из которых отличается наличием изумительных наскальных фресок и именуется храмом Донаторов.

Не доезжая до посёлка Терновка, можно заприметить на окружённом лесом скальном обрыве множество высеченных в нём пещер. В них находятся кельи монастыря Шулдан, возникшего здесь в средние века. Этот пещерный храм образуется двумя скальными помещениями, каждое из которых содержит до 20 келий, расположенных в 2 яруса. С 2003 года осуществляется возрождение этого пещерного монастыря, а на его территории ныне располагается центр реабилитации наркозависимых людей.

Хотя большая часть пещерных городов и монастырей Крыма находится в окрестностях Бахчисарая, есть не менее любопытные туристические объекты такого типа . Одним из наиболее зрелищных среди них является находящийся неподалёку от Эски-Кермена пещерный город Мангуп-Кале . Он впечатляет не только руинами древнего поселения, но и неплохо сохранившейся средневековой крепостью, а само плато, на котором располагаются руины крепости Мангуп, было стоянкой древних людей ещё задолго до образования крепостного сооружения.

Неподалёку от Мангуп-Кале располагается Челтер-Коба - пещерный мужской монастырь, представляющий собой масштабный православный комплекс в скалах. Множество келий соединены между собой прорубленными в скалах коридорами и лестницами.

Не менее впечатляет и Инкерманский пещерный монастырь , расположенный в непосредственной близости от Севастополя - пригороде Инкерман. Это старейшая православная обитель на территории Крыма, действующая по сей день. Монастырь отличается наличием множества искусственных пещер и живописными видами, открывающимися из его келий. По соседству располагаются руины старинной крепости Каламита.

Самый северный пещерный город Крыма - Бакла лежит в стороне от большинства туристических маршрутов. Интересен он множеством гротов и древних могильников. Пещерный город Бакла возник примерно в IV-V веках, а на его территории располагались не только жилые и хозяйственные постройки, но и православные скальные храмы. Вот только после опустошительного набега войска Ногая в 13 веке всё это кануло в вечность, оставив на память потомкам лишь немногочисленные следы былой жизни в этих местах.

Посещение пещерных городов и монастырей Крыма позволяет тесно соприкоснуться с историей полуострова. Это прекрасная возможность увидеть старинные наскальные рисунки и первые христианские фрески, руины древних пещерных монастырей и крепостей. К тому же, у вас останутся незабываемые впечатления от живописных видов природы и головокружительных высот отвесных скал.

Смотрите фотографии пещерных городов и монастырей Крыма в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Так называемые «пещерные» города и монастыри - самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились.

Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V-VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных» городов участвовала и Византийская империя, в сферу интересов которой входила Таврика.
А укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии, когда там, в период VIII-IX вв., шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями.

Название пещерные города Крыма - не какая-то красивая абстракция, а вполне существующая реальность. Дома, хранилища и святилища, вырубленные в податливыхкрымских скалах, представляют собой наглядный пример, как жили люди много-многовеков назад. Здесь же находятся и действующие монастыри, и скиты.
Попробуем хотя бы вкратце рассказать про это чудо России!

«Пещерный город» Чуфут-Кале

Возникновение укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сарматское племя алан. С VIII в. городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кырк-орского княжества. (Кырк-Ор - Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 г. войска золотоордынского темника Ногая во время очередного набега на Крым раззорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIV в., в период правления золотоордыского хана Джа-нибека. он был окончательно захвачен татарами и стал центром золотоордынского бейлика. Позднее, с образованием Крымского ханства, город был временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.
Чуфут Кале - самый сохранившийся из всех пещерных городов Крыма. Точная дата его возведения до сих пор неизвестна. Примерный период возведения VIII-X в. В постройках явно прослеживается рука Византийского мастера. К тому же печать Византийского мастера была найдена в гидротехническом сооружении, недалеко от южного входа в крепость. Место для возведения пещерного города было выбрано не случайно. Город находится на небольшом плато, окруженном с трех сторон отвесными двухсот метровыми скалами, и только с восточной стороны плато соединялось седловиной с горой Бешик-Тау. В ущелье с северной стороны когда-то пролегал торговый путь. Ловушка при входе Город долгое время был неприступной крепостью. Грамотно были построены и оборонные сооружения крепости. С южной стороны дорога подходит змейкой в три пролета, что позволяло замедлить подход противника и защитникам города без особых помех проредить вражеское войско камнями и стрелковым оружием. Южные ворота были сделаны на ставнях, опять же византийской работы, из мореного дуба, но если же захватчикам и удавалось пройти ворота, то над воротами была ловушка, выступы по обе стороны коридора, по которым скатывали бревна и перерывали вход. Далее после ворот проход в город идет змейкой в четыре пролета, над пролетами были жилые пещеры, из которых при прорыве захватчиков велся обстрел врага. Восточная крепостная стена построена на пьедестале, вырубленном в скале. Пьедестал имеет форму ступеньки, и перед верхней ступенькой с наружной стороны было выложено каменными блоками. Но неприступных крепостей нет и в 1299 году после длительной осады монголо-татарским полчищем Ногая город пал. С этой даты город стал известен как Кырк-Ор (сорок крепостей). До этого времени, по мнению многих ученых, город носил название Фуллы. До начала XVI века в городе находилась резиденция крымских ханов. Очень интересной постройкой того времени является мавзолей Джанике-Ханым, дочери Тотхамыш-хана. Джанике приложила свою руку к отделению Крыма от Золотой Орды, и появлению молодого Крымского ханства. К тому же она помогала Хаджи-Гирею, восседавшему в Солхате, видела в нем опору в борьбе с Тохтамышевичами - Кичи-Мухаммедом и Сеид-Ахметом, которые претендовали на полновластие в Крыму. Хаджи-Гирей победил, и ханский род Гиреев надолго воцарился в Бахчисарае. Мавзолей сохранился до наших дней в хорошем состоянии. В тот же период были построены мечеть и монетный двор, которые до наших дней не сохранились.
Обычно в город попадают по частично сохранившейся на двух последних маршах каменной дороге, которая ведет к потайным южным воротам. Ворота спрятаны в скале, так, что их можно увидеть только подойдя к ним вплотную. После подъема по каменистой тропинке на лево, за развалинами нескольких жилых домов находится остатки стены, отделявшей пустырь Бурунчак. От него ведет улица Бурунчакская к восточным воротам. В случае опасности, на пустыре жители могли укрывать скот и имущество. По середине города проходит Средняя улица, которая была доступна только пешим и вьючным животным. Кенасская улица с расположенными на ней кенассами (молитвенные дома кераимов) проходит по южному краю плато. Табличка о посещении чуфут Кале императором Александром 1 Кенассы расположены в небольшом дворике. Большая кенасса была построена в XIV веке. В ней устраивались торжественные праздничные службы. Вторая, Малая кенасса- предположительно ровесница первой. Она предназначалась для обычных служб и для собраний, где решались различные дела караимской общины. 4 мая 1886 года кенассы посетили Император Александр Александрович и императрица Мария Оедоровна, о чем гласит каменная табличка находящаяся во дворе кенасс.



Неподалеку от кенасс находилась первая караимская типография, основанная в 1731 г. В библиотеке Бахчисарайского музея хранятся книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в этой типографии.
Все три улицы города сходятся на площади, на которой в 1346 г была построена мечеть, к сожалению она не сохранилась до наших дней. Чуть дальше к южному обрыву расположен хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханым.
В нескольких шагах от мавзолея проходит Средняя, самая ранняя оборонительная стена с воротами, пересекавшая плато от одного края обрыва до другого. Большой ров перед стеной не доходил до края северного обрыва - здесь в стене имелась вылазная калитка, перед которой вырубили два малых двенадцатиметровых рва. У северного и южного края стену фланкировали башни. У самого края северного обрыва - лестница, ведущая вниз, в две большие пещеры, по-видимому, хозяйственного назначения.
У Средней стены находился монетный двор. Монета которую здесь чеканили с надписью «Кырк-Ор» ценилась невысоко.
За воротами Средней стены начинается Главная улица. На дороге видны глубоко врезавшиеся колеи, дорога служила очень долгое время, если колеса телег в камне смогли сделать такое. Для пешеходов служили узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа за невысокой стеной - два жилых дома XVIII в. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786 -1875).

«Пещерный город» Эски-Кермен

Эски-Кермен находится недалеко от Мангупа в б км к от села Залесное (если идти пешком). Автомобилистам надо ехать через село Красный Мак.
Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном природой месте. Эски-Кермен переводится как Старая крепость. Плато окружено отвесными скалами. Кое-где сохранились остатки крепостных стен.
Крепость была основана в начале VI века. Основная функция крепости - защита подступов к Херсонесу. Это был крупный торговый и ремесленный центр, который имел на то время очень хорошие оборонительные сооружения. Крепость неоднократно подвергалась нападениям и разрушением. Первое крупное разрушение произошло в VIII веке. Хазары разрушили всю оборонительную систему крепости, после чего город долгое время без крепостных стен. Первые попытки восстановления обороны города были проведены в X веке.

История города-крепости до X века малоизвестна, т.к. город был простым оборонительным сооружением. Окончательно город был разрушен ордами Ногая в 1299 году и прекратил свое существование. До наших дней сохранилось множество пещер (около 350 в крепости и около 50 вне ее) остальные сооружения не сохранились. На юго-востоке от города находится храм Трех всадников. Он вырублен в округлой каменной глыбе, рядом в глыбе меньших размеров вырублена кладовая. На северной стороне храма сохранилась фреска на которой изображены три всадника - святые Феодор Стратилат, Георгий Победоносец и Дмитрий. Вокруг храма располагалось эски-керменское кладбище.
Дорога, ведущая к Эски-Кермен, ответвлялась от главного торгового пути и поднималась зигзагами к узкому коридору, вырубленному в скале. На этом месте когда-то были главные ворота. У третьего марша дороги находилась передовая стена, огибавшая выступ скалы перед главными воротами. Над воротами возвышалась башня, от которой в обе стороны шла крепостная стена. Все эти укрепления не дошли до наших дней, они были разрушены Хазарами. Небольшие пещерные церкви вдоль третьего марша появились уже после разрушения оборонительной системы города. Еще один участок обороны - Дозорный комплекс находится к северу от крепости на мысе, отделенном седловиной. Главная улица начиналась сразу за главными воротами, вдоль которой находится множество пещер, одна из которых вела в башню над воротами. Справа располагался пещерный храм, состоявший из четырех помещений. Улица проходила в направлении к центральной площади с базиликой. От главной дороги шло два ответвления на запад и на восток. Кроме главных городских ворот в городе еще были трое малых ворот, т.е. калитки с хорошо охраняемыми лестницами, вырезанными в скале. С северной части скалы в древности был подъем для пешеходов, вырезанные в скале ступени вели на седловину. От системы защиты входа сохранились многочисленные пазы в стенах прохода
Храм Успения находится на плато над тем местом, где расположен храм Трех всадников. На северной и западной стенах и на потолке храма сохранились фрагменты фресковой росписи. Рядом с храмом находятся остатки усыпальницы и кельи.
Жилые здания строились на предварительно сглаженной скале и часто имели 2 этажа. 1 этаж приспосабливали под хозяйственные нужды, второй этаж использовали для жилья. Кровля была сделана из плоской черепицы, уложенной на деревянном настиле.
Археологи определили, что жилые постройки не являлись первоначальными, а было как минимум строительных периода.
Вырубленные в скале гробницы имеются в разных частях города и его ближайшей округе. В древности гробницы, вырубленные в скале, покрывались каменными плитами. Об этом свидетельствуют так называемые заплечики, вырубки по краям гробниц.


Уникальным сооружением является осадный колодец глубиной около 50м., который был создан одновременно с крепостью. В скале вырублена ведущая вниз лестница в шесть маршей, переходит в галерею (около 10 метров длиной) в которой с потолка сочилась вода, но после того как на внешней стене колодца появился пролом колодец утратил свое оборонное назначение. Так же в разных частях города имеются высеченные в скале мешки для сбора дождевой воды. В городе был водопровод, вода подавалась по глиняным трубам от родников, которые находились за 4 км на соседней возвышенности. На самой вершине плато в 1930 году археологами была раскопана базилика. Ученые установили, что это было прямоугольное в плане здание с тремя выступающими на восток абсидами. Здание разделялось колоннами на 3 нефа. Археологическое исследование 1930 г. показало, что Эски-Керменская базилика в древности пострадала от пожара. Позднее стены базилики были разрушены толчком землетрясения, направленным с юго-востока на северо-запад.
Ученые высказывают теорию, что Эски-Кермен, как крепость, вместе с остальными зданиями был построен сразу, в порядке государственного мероприятия, связанного с защитой северных границ Византийской империи, правительство Византии могло проявить заинтересованность и оказать содействие в сооружении системы обороны и крупных зданий Эски-Кермена.

«Пещерный город» Мангуп-Кале

Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. Дорога туда ведет через село Красный Мак, потом через Залесное; далее проселочная дорога ответвляется влево, в долину, над которой высятся безошибочно узнаваемые издали мощные мысы Мангупа.
Мангуп находится на вершине плато, возвышающегося над уровнем моря на 584 м. Человек присмотрел это плато задолго до появления на нем крепости. На плато найдены следы стоянки человека времен неолита (первая половина I тыс. до н. э.) В III-IV вв. на плато поселяются Скифо-сарматы. Возведение первых укреплений датируется VI веком, но от этих первичных укреплений осталось очень мало следов. По мимо этого город был защищен самой природой. Отвесные скалы высотой до 70 м с трех сторон надежно защищали город. Первоначально город назывался Дорос.
С конца VII в. хазарский каганат распространяет влияние на всю Юго-Западную Таврику, в том числе и на Мангуп. Но прямой захват города-крепости и размещение в ней хазарского гарнизона вызвали в 787 г. восстание местного населения по призыву епископа Иоанна Готского и повстанцам удалось не только изгнать хазар из крепости, но и захватить укрепленные горные проходы. После разрушение города Хазарами город обезлюдел. В IX веке проводится восстановление оборонительной системы города. В X веке появляется упоменание о городе под именем Мангуп - как укрепленное поселение, принадлежавшее Хазарам. В период с XI в. по середину XIV в., когда он появляется в источниках под названием Феодоро, - самый темный в истории Мангупа.

В XV в. княжество занимало заметное место в истории Крыма и соседних с ним областей. Этот период гораздо лучше освещен письменными источниками и археологическими памятниками. Они свидетельствуют о связях Феодоро с Москвой, о соперничестве его князей с генуэзцами за контроль над центрами международной морской торговли.
В начале XV в. княжеством правил выдающийся представитель рода - Алексей, сын выехавшего в Москву С. В. Ховры. Он овладел выходом к морю, где в 1427 г. построил на месте раннесредневековой крепости Каламиты новое укрепление, под защитой которого находился морской порт, ставший конкурентом соседней Чембало (Балаклавы).
Накануне турецкого вторжения, в первой половине 1475 г., развернулась борьба за престол Фесдоро. Однако дни Феодоро были сочтены. Летом того же года турки-османы при поддержке татар высадили войска на крымском побережье. В начале июля турки подошли к Мангупу. Осада продолжалась 5 лет. Уникальные природные условия, превосходные оборонительные сооружения, мужество защитников сыграли здесь свою роль. Турки взяли крепость благодаря обманному маневру, они начали отступление и выманили таким образом за стены защитников крепости. Город был сожжен дотла.
Остатки стен, которые мы можем наблюдать относятся к XIV - XV вв. Стены были воздвигнуты турками. Укрепления создавались в расселинах и на участках пологого склона - от обрыва до обрыва, - дополняя,таким образом, естественные неприступные преграды и носили не сплошной, а узловой характер. Укрепление охватывало территорию площадью 90 га. И могло дать защиту местному населению вместе с имуществом и скотом и обеспечить всех водой на долгое время. В XVI в было возведено ряд сооружений - мечеть, синагога, кенасса и частично была перестроена цитадель.
Если подниматься в город по старой размытой дороге, проходящей по западному оврагу и огибающей мыс Тешкли-Бурун. Можно наблюдать у верхней кромки плато многочисленные пещеры, из которых дозорные вели обзор дорог, подходящих к городу. От главных ворот ведущих в город остались только основание и стена, перегораживающая овраг Капу-Дере. Судя по рисункам конца XVIII в., ворота были перекрыты коробовым сводом, опиравшимся с одной стороны на мощный пилон, а с другой - на скалу. Основанием пилона служили огромные глыбы известняка; здесь кончалась оборонительная стена, которая шла параллельно обрыву, образуя коридор по которому и проходила дорога в крепость.
Из всех построек лучше других сохранилась цитадель на восточном мысу Тешкли-Бурун. Она возведена над местом, где в X в. было кладбище и церковь - об этом говорят могилы, вырубленные в скале, ясно сохранившиеся в камне контуры церкви и примыкавший к ней склеп.
Мыс Тешкли-Бурун - природный бастион: чтобы превратить этот длинный и узкий, со всех сторон ограниченный обрывами утес в крепость, достаточно было пересечь перешеек, соединяющий его с плато, оборонительным сооружением длиной 102 м при толщине 2,8 м. После захвата Мангупа, турки использовали бастион как тюрьму.
В цитадели недавние раскопки выявили кварталы жилой застройки, примыкающие к стене. Ближе к северному обрыву находится колодец, снабжавший ее защитников водой и позднее засыпанный турками. Расчистка колодца в 1966 г. показала, что он вырублен в скале на глубину 23,6 м, где проходит водоносная трещина, из которой вода поступала в естественный грот у подножия обрыва мыса. Неподалеку от ворот привлекает внимание восьмигранник, сложенный из крупных, хорошо отесанных блоков, - это остатки церкви, вероятно, княжеской капеллы, построенной в VIII в. Дозорные пещеры
На краю мыса находилось укрепление - здесь находилась дозорная башня, по сторонам которой размещались пещерные казематы, оборонявшие подступы к главным воротам Мангупа. Под основание «башни» ведет лестница в довольно большую пещеру, передняя стенка которой разрушилась, образовав сквозное отверстие, хорошо видное снизу, отчего и мыс прозван «дырявым». Целая цепь боевых пещер тянется вдоль восточного обрыва. К боевым примыкали подсобные помещения, служившие жильем и кладовыми. Такие же пещерные укрытия имеются и на западной стороне мыса, над участком дороги, неподалеку от ворот.
Самым старым сооружением Мангупа считают храм в честь святых Константина и Елены. В одной из гробниц храма была найдена плита с именем Юстиана I, единственная подобная находка во всем крыму. К боковым стенам храма примыкали галереи: под ними, а также под полом храма обнаружено множество могил.
Пол центрального нефа состоял из больших каменных плит, а в боковых нефах полы были мозаичными. Рядом с северной стеной храма располагалась крещальня, вероятно, возникшая одновременно с базиликой: позднее ее переделали в часовню, и вокруг нее появилось кладбище.
Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в скалах. Естественный грот перед храмом использовался в качестве двора; напротив находились кельи настоятеля и монахов, вырубленные в скале. Сама церковь украшена карнизом, арками, пилястрами, покрыта росписью, от которой уцелели лишь фрагменты. Над ними в конхе абсиды - сильно поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов с алыми крыльями, в центре которой Христос с поднятой для благословения рукой, с евангелием в левой. На плафоне арки в центре находится медальон с изображением богоматери Знамения: по обе стороны два пророка в коронах и пышных облачениях. Дозорные пещеры
Остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-Дере. исследователи считают «единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке». Надпись на плите, некогда вделанной в стену башни и украшенной двуглавым орлом, гласит: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна и ныне, во дни Алексея, владыки Феодоро и Поморья».
Постройка дворцово-замкового комплекса придала завершенность сложившейся к этому времени оборонительной системе Мангупа, состоявшей из трех рубежей. Первый рубеж включал оборону всех наиболее уязвимых мест на мысах, вторым рубежом была линия стен и башен, отсекавшая мысы; третьим рубежом была цитадель. После восстановления дворца князь Алексей пристроил к нему башню, с которой просматривалась вся линия стен второго рубежа с ее часто поставленными башнями. Каждая из них имела открытую тыльную сторону, что облегчало связь с ее защитниками, а в случае захвата башни неприятелем он подвергался прямому обстрелу изнутри крепости.
Значительная часть плато, оставшаяся нераскопанной и живописно поросшая купами деревьев и кустарником, позволяет угадывать направления улиц, площади, кварталы застройки. 500 лет назад пал Мангуп, двести лет назад его покинули последние, немногочисленные уже жители; от княжества не уцелело никаких архивных записей - все или погибло в огне пожарищ, или было увезено за пределы страны, а камни руин, растаскивались для новых построек. Однако будем надеяться, что земля таит еще немало следов его былого величия.

КАЧИ-КАЛЬОН

Качи-Кальон расположен в 0,5 км к северо-западу от с. Баштановка, на правом берегу реки Кача.
Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь появился позднее - в VIII-IX вв.
На восточных склонах Каминского ущелья вокруг монастыря располагалось средневековое поселение, и XIII в. он был разрушен татаро-монголами, большая часть пещерных сооружений расположена возле четырех больших гротов. У стен сохранилась небольшая каменная скамья, под самым потолком вырублен крест. Внутри Большого грота имеются пещеры, расположенные в тpex ярусах. На верхней площадке Церковного грота есть источник с водоемом. Этот источник почитают целебным и называют по имени святой Анастасии Узоразрешительницы. Позади источника в скале вырублены крест и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея. У входа в Церковный грот находится священная черешни Она имеет обхват ствола у земли 1,6 м, высоту 9 м, возраст 150 лет. О дереве упоминается уже в XIX в.
Сохранились церковь, высеченная в отдельном обломке скалы, многоярусные пещеры - бывшие часовни, кельи, хозяйственные помещения, виноградодавильни-тарапаны (их здесь около 120), вырубленные в скальном массиве. Впечатляет грандиозный куполообразный четвертый грот с пещерами и источником св. Анастасии. Всего здесь было около 150 пещерных помещений, соединенных между собой навесными лестницам-мостиками.
В пещерном монастыре можно увидеть: руины внешнего пояса оборонительных стен (X в.), пещерную церковь святой Анастасии и усыпальницы в отдельных глыбах камня (VIII в.), вырубленный в глыбе известняка храм святой Софии (XIII-XVIII вв.), различные хозяйственные постройки (VIII в.).

ТЕПЕ-КЕРМЕН Пещерные города Крыма

Тепе-Кермен
Византийская крепость VI-II К и в 2 км от села Кудрино. От Бахчисарая надо пройти 14 км на юго-восток, к горе Бешик-Тау. От источника, вытекающего у подножия этой горы, нужно свернуть влево и идти к востоку. Северные и западные склоны покрыты лесом, а на южном склоне находится множество пещер в нескольких ярусах.


Эта крепость-замок возникла в V-VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу.
Городище расположено на отдельно стоящей скале высотой 535 м. Название Тепе-Кермен в переводе означает «крепость на вершине». В обрывах скалы высечено около 250 пещер различного назначения. Располагались пещеры группами в два-четыре ряда по вертикали. На самом плато пещер меньше, и они видны только по кромке обрывов. Войти в крепость можно было на северо-западной оконечности плато, где была вырублена узкая дорога. Оборонительные сооружения состояли из двух линий. Общая площадь городища 1,4 га. С плато Тепе-Кермена хорошо видны купола Крымской обсерватории.
Наиболее интересные объекты для осмотра: культовые и хозяйственные сооружения VIII-XIV вв., пещерный храм во имя святых Константина и Елены XI-XII вв., пещерная церковь с баптистерием V-VI вв.

КЫЗ-КЕРМЕН
Кыз-Кермен - Убежище и укрепленный город X-XIII вв. Находится в 2,5 км к северу от с. Кудрино, рядом с Тепе-Керменом, памятники разделяет глубокая балка.
Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал - в IX в. его разрушили хазары. С тех пор поселение здесь так и не восстановилось.
Укрепление занимает оконечность мыса, вытянувшегося с севера на юг на 700 м, с запада на восток - на 240 м. Площадь городища 12 га. В самом узком месте мыс перегораживает стена длиной 125 м. В 350 м к северо-западу находится источник. Перед оборонительной стеной, метрах в ста к северу, хорошо различимы постройки, ограды, террасы IV-V вв. Пещерных сооружений на городище мало, они сохранились только на восточном обрыве, откуда открывается вид на Тепе-Кермен.

БАКЛА Пещерные города Крыма

С тюркского переводится как «фасоль, бобы». Находится в междуречье Альмы и Бодрака, в 2 км от с. Скалистое. Он лежит несколько в стороне от традиционных туристских маршрутов, поэтому редко посещается. Это самый северный «пещерный город» в Крыму.
Городище основано около IV-V вв. Позднее были построены оборонительные сооружения - цитадель, примыкавшая к краю обрыва, и стены, её окружавшие. Вне стен крепости находилось поселение: скальные церкви, зерновые ямы, виноградодавильни-тарапаны, жилые дома и около сотни пещерных помещений.
С юга территория ограничена обрывами высотой 12-20 м, с севера, востока и запада была обнесена оборонительной стеной с башнями. Протяженность городища 175х55 м, площадь крепости 1 га. В районе Баклы насчитывается около 100 пещерных сооружений. Перед восточной линией обороны устроена вылазная калитка. Вокруг городища, на склонах возвышенности и в долине располагалось открытое поселение, просуществовавшее с III по XIV в.
В VІ-Х в. это византийская крепость, приобретающая в XII в. черты небольшого города. В 1299 г., во время набега на Крым золотоордынского темника Ногая, Бакла была разгромлена, и с тех пор здесь тишина и запустение...

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ Пещерные города Крыма

Античное городище, столица позднескифского государства, построеное знаменитым скифским царем Скилуром более 2 тысяч лет назад
Неаполь-скифский — античное городище — территория представляет треугольник, обращенный к северу, с северо-востока естественная защита — круто обрывающиеся Петровские скалы (идеальное место для тренировок начинающих и профессиональных скалолазов с размеченными трассами), на западе — глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.

По-гречески «неаполь» означает «новый город». Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово «Неаполь».
Предположительно, Неаполь Скифский просуществовал около шести веков и был разорен готами. Намного позже сюда пришло несколько семей греков, но и они покинули Неаполь через какое-то время. Позже, когда здесь в 16 веке татары стали строить город Ак-Мечеть, для него, тогда еще безымянного брали строительный камень здесь, в урочище, названном Керменчик.
В 2012 году археологический заповедник «Неаполь Скифский» вошел в новый туристический маршрут «Сакральное Белогорье». После реставрации вход на территорию археологического заповедника стал платный.

КАРАИМСКОЕ КЛАДБИЩЕ
1500 лет на древнем Караимском кладбище недалеко от пещерного города Чуфут-Кале в Крыму хоронили людей. Более 10 тысяч могил — самое большое в Европе.
Караимы — древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI — XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.
Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.
Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

ОСАДНЫЙ КОЛОДЕЦ ТИК-КУЮ

Древнее гидротехническое сооружение — золотой колодец Тик-Кую. Выдолблен в скале ориентировочно в IV веке нашей эры, использовался при осаде крепости
Данный колодец расположен в окрестностях пещерного города Чуфут-Кале. Его обнаружение в 1998-2001 гг частично раскрыло свет истины на загадку о том, откуда пещерный город добывал воду, а главное как ему удавалось выдерживать длительные осады, которым он часто подвергался. Кроме того по колодцу можно было выйти в тыл нападавших врагов.
Это не просто колодец, а, выражаясь современным языком, целое гидротехническое древнее сооружение. Система состоит из винтовой лестницы на глубине от 25 до 45 метров, которая затем продолжается в виде вертикальной шахты высотой 25 метров до поверхности земли.
Там где сходятся шахта и винтовая лестница — к вертикальной составляющей примыкает наклонная лестничная галерея (Алтын-Мердвен) длинной 120 метров. Эта галерея ведет к выходу у стен Чуфут-Кале, где раньше находилась оборонительная башня.
На стенах помещений есть настенные рисунки IV века нашей эры, а галерея покрыта караимским курсивом, по-арамейски, а также на латыни.
Последнее признаки пребывания человека относят к XV веку, после этого колодец был завален по неизвестным причинам землей и камнями. Засыпать столь глубокую шахту — нелегкая и не быстрая работа.

ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД СЮЙРЕНЬ Пещерные города Крыма

Старинный пещерный город, хранящий в себе множество интересных исторических сведений.
Крепость занимает господствующее положение над долиной реки Бельбек. К пещерному городу можно подняться по древней колесной дороге, обходящей мыс с запада, или по одной из двух тропинок в восточной и западной части мыса.
При подъеме по дороге можно осмотреть остатки пещерного монастыря Чилтер-Коба.

В цитадели сохранились следы оборонительной стены с круглой башней. Архитектура башни позволяет предположить, что крепость построена в VIII веке. В восточной стороне башни находятся ворота с обрушенной аркой. В западной части башни была вылазная калитка. Сохранились многочисленные следы бойниц, защищавших подступы к воротам и калитке.
На втором этаже башни сохранились фрагменты фресок, свидетельствующих, что уже после гибели крепости среди руин была сооружена церковь. Крепость, как и монастырь Чилтер-Коба, была разрушена во время крымского похода Ногая в 1299 г. и более не восстанавливалась.

МОНАСТЫРЬ ЧЕЛТЕР-КОБА

Другое название: Челтер-Мармара, монастырь основан предположительно в XIII—XIV вв., посвящен великомученику Феодору Стратилату
Челтер-Коба (Чильтер-Коба) — один из пещерных монастырей Крыма. Буквально название означает «Пещерная решётка». Расположен в Бахчисарайском районе, в долине р.Бельбек, на расстоянии одного километра от села Большое Садовое (Таш-Басты) и от пещерного города Эски-Кермен. Комплекс монастыря состоит из главного пещерного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный в начале балки Хор-хор.
В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса.
В одном из нижних ярусов выделяется огромное помещение с пятью колоннами, напоминающее языческое святилище. Почти треть помещения занимает «помост», который считают гигантским тарапаном. Восточный край этой пещеры обработан в виде небольшого христианского храма.


Главный зал — уже не искусственная, но самою природой сотворенная карстовая полость. Ее площадь 150 квадратных метров. Контраст между тем, что мы видели до сих пор, и этой настоящей пещерой вынуждает остановиться и застыть в изумлении: действительно, это самый большой в Крыму пещерный храм со всеми атрибутами православной веры: следами алтаря, могилами, купелью. Вдоль скалы множество следов келий в виде искусственных пещер, а далее — длинный грот к роднику.
Монастырь был основан предположительно в XIII—XIV вв. на северных рубежах княжества Феодоро, возле Сюйреньской крепости. Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Разрушен в 1475 г., когда турецкая армия захватила Восточный и Южный Крым.
С тех пор монастырь не возрождался и не перестраивался, так что эти подземные средневековые руины могут служить еще одним маленьким музеем византийского православия. А с начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

БАШНЯ КЫЗ-КУЛЕ


Остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня).
Замок Кыз-Куле возник, скорее всего, после разрушения оборонительных сооружений Эски-Кермена, то есть не ранее X - XI вв. В 1933 году внутри крепости велись раскопки. Около башни вскрыты останки одноапсидной часовни XI - XIII вв. с гробницами в ней. Тогда же археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара. Осталась только башня, овеянная поэтическими легендами и преданиями…
Из ущелья западнее Кыз-Куле к башне ведёт тропа с вырубленными в скале ступенями.
Ущелье это обжито человеком ещё с древнейших времён. В начале ущелья и в его западном отроге обнаружены следы стоянок каменного века. Было здесь поселение и в средние века. В окружающих ущелье скалах много естественных и искусственных пещер.

ХРАМ ДОНАТОРОВ Пещерные города Крыма

Донаторы — с греческого «дарители» — люди, которые на свои пожертвования содержали храм. Оценивается, что церковка появилась не ранее XIV века
Расположен в отдельно стоящей скале-останце в верховьях балки Черкез-кермен. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину.
Храм представляет собой небольшое, вырубленное в скале помещение, размерами около 2х3 м. В свое время с наружной стороны существовали деревянные пристройки, о чем свидетельствуют проделанные в камне углубления для крепления балок. К входу вела вырубленная в скале лестница.
Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. Еще в начале 20 века рисунки были в хорошей сохранности. Но, к сожалению, за прошедшее столетие большая часть росписей оказалась утраченной.
Главная фреска, располагавшаяся в алтарной части, изображала младенца Христа в чаше в окружении святых. Росписи стен отражали евангельские сюжеты. Одна из фресок изображала семью донаторов храма.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Пещерные города Крыма

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь
Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий — по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.
Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

МЕЛЕК-ЧЕСМЕНСКИЙ КУРГАН

Памятник погребального зодчества периода расцвета Боспорского царства. Подобного рода монументальные склепы-усыпальницы строила себе местная знать.
Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелекчесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме.
Высота кургана - 8 метров, а окружность достигает 200 метров. Курган был обнаружен в 1858 г., однако оказалось, что он еще в древности был разграблен. В гробнице найдены останки ребенка, каменные плиты, доски саркофага, детский бронзовый браслет тонкой работы и фрагменты краснофигурной посуды. Захоронение относится к IV или III веку до н. э.
Часы работы: с 9:00 до 18:00. Выходной: понедельник. Вход платный.

ХРАМ ТРЕХ ВСАДНИКОВ

Храм трех всадников — высечен внутри большой каменной глыбы, одиноко стоящей на подступе к городищу.
У тропы стоит огромная каменная глыба. Внутри ее расположен храм. На стене фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников.

Один из них с копьем, разящим змея — Георгий Победоносец. На крупе лошади другого всадника, сзади прицепился малыш. Что это за ребенок, почему он здесь нарисован? Предположений много, но тайна не раскрыта до сих пор. Под фреской надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)». По новому исчислению это столетие между 1192 по 1292 годами, время последнего столетия существования города.
На полу высечены 2 могилы, одна из них очень вместительная, может даже для 2 человек, вторая явно детская… Не предназначалась ли она для мальчика, изображенного сидящим на крупе коня переднего всадника?
Возможно, храм прославляет отважных воинов, похороненных здесь же. К сожалению, фреска сильно пострадала от рук туристов, желающих отколупнуть на память кусочек картины. По этому вот уже несколько лет так вход в храм закрывает решетчатая дверь, однако это не мешает полюбоваться фреской с порога храма.

__________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/peschery-kryma/emine-bair-khosar.html
http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Krym/Bah_pesh.php
Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. — Судак: СТАЛКЕР, 2008.
Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Краткий географический словарь Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2009.
http://suntime.com.ua/
В.Н.Дублянский, А.Б.Климчук, В.Э.Кисилев и др. Крупные карстовые полости СССР. Киев, 1987. Деп. в ВИНИТИ ЦИОНТ, №1112-В87.
Сайт Википедия.