Переходный период: Как православные становятся католиками

05.03.2014

В 21-м веке разнообразием религий и вероисповеданий никого не удивишь. Более того, сменить веру стало нормальным (и даже где-то модным) явлением. Но для присоединения к одной из основных религий мира - католицизму важно понимание ее основ и постулатов.

Условия для принятия католицизма

Католический священник при выявлении прихожанами желания принять его религию обязательно уточнит следующие моменты:
— во-первых, верит ли человек в Иисуса Христа и учения святого Евангелия? Готов ли прихожанин познать силу учителя не только в земной жизни, но и небесной;
— во-вторых, принимает ли человек необходимость исповедоваться, как основной постулат веры?
При этом непосвященным объяснят, что важнейший символ католической веры - Никейский, который признанный таковым уже более 17 веков. Символом веры считается свод норм, что определяют вероисповедание как таковое. Главный тезис католической веры - неоспоримый авторитет единой церкви во всей вселенной. Это святая церковь Христа. Тут важно уяснить один простой постулат: вера в Иисусову Церковь настолько священна и важна, сколько вера в самого Сына Божьего. Именно об этом и твердит Никейский символ веры.
Выводы из всего сказанного: тот, кто верит в Христа, доверяет ему свои чистые помыслы и благородные поступки, должен с благодарностью принимать наставления Церкви Христа. В мирской жизни это означает обращение к Церкви по всем вопросам морали и нравственности, неоспоримая вера пастырям и духовным наставникам, участие в Поместных соборах (вселенских - по возможности).

Как сменить одну христианскую религию на другую?

На просторах нашей родины проживают люди разных религий и конфессий. Но основной религией все-таки остается православие. С рождения мы подвергаемся христианским обрядам неосознанно, скажем, без нашей воли нас крестят. Но католическая вера признает основные таинства, произведенные по православному обычаю (крещение, венчание и прочие). Это означает, что дублировать их при смене веры не нужно.
Первым шагом на пути к католицизму является общение со священником ближайшего прихода. Святому Отцу стоит объяснить, что вы хотите стать членом общины, рассказать почему.
Бывает, что сразу после беседы священник даст задание прочесть Никейский символ веры, после чего можно считать себя католиком.
Правда, бывает и более сложный путь вхождения в католическую общину - прохождения курса обучения Писанию и Преданию. Этот курс изучения в католицизме называют катехизацией.


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...



Полацак, 15 ліпеня 2007 г. Дарагія браты і сёстры! 1. Вялікі дзякуй кожнаму з вас, хто сёньня прыйшоў сюды “разам праслаўляць Госпада”. Дзякуй тым з вас, хто ў мінулыя дні ахвярна прайшоў шлях ХІІІ Пілігрымкі беларускіх...



Каждый крещёный человек носит на груди крестик с изображением Христа. Это не украшение, не знак отличия, это — символ веры. Крестик, который человек получает при крещении, надо носить всю жизнь. Снимать его...

Я стал католиком летом 2013 года. Точнее будет сказать – начал путь, потому что фактически и официально я прошел обряд присоединения лишь в ноябре 2016. Сальвадор Канальс писал, что «мир делится на две большие категории людей. Одну из них составляют те, что нашли Бога и поэтому любят его всем сердцем; другие же, хотя и ищут Его всем сердцем, но еще не нашли. Первым Господь завещает: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим» (Мф 22:37), а вторым обещает: «Ищите, и найдете» (Мф 7:7)» (Сальвадор Канальс «Размышления об аскетике») Летом 2013 года в маленьком хорватском городке Макарска я отчетливо услышал это обещание, тем самым начав новый путь – путь перехода из второй категории людей в первую. Можно ли сказать, что тогда я обрел веру? С одной стороны – да, ведь я услышал призыв Господа, а «вера приходит с услышанным» (Рим. 10:7) . С другой стороны, я никогда не был атеистом, признавая существование Бога. Я был путником без пути. Получив обещание и встав на путь, я еще не знал, не понимал, но интуитивно уже чувствовал, что меня ждет, чувствовал, что «все возможно у Бога» (Мф 19:26) .

Это было странное время. Мы стояли на пороге российско-украинского конфликта (столь тяжело мне давшегося тогда и дающегося по сей день, учитывая, что я украинец, проживающий в России и женатый на русской), мой бизнес вот-вот должен был развалиться, а на нашу семью лечь тяжелое бремя долгов. Непростое время, но как писал тот же Канальс, «для Бога все времена хороши, и Он зовет нас на путь святости в каждый час» (Сальвадор Канальс «Размышления об аскетике»).

Я помню вечер, когда мне лично было дано обещание. Мы с женой стояли у входа в Храм Святого Марка в самом центре Макарски. Этот небольшой, удивительно уютный храм, построенный в 18-ом веке (строился с 1700 по 1756 гг.), был битком забит людьми, поющими на непонятном нам языке. И тем не менее, на каком-то глубоком, внутреннем уровне, я все понимал. Когда священник произнес “offerte vobis pacem” («приветствуйте друг друга с миром и любовью») в начале обряда Причащения, люди стали жать нам с женой руки, обнимать нас, улыбаться нам и кланяться. Мы отвечали с радостью и трепетом. Не понимая значения происходящего, я с готовностью принимал с миром этих незнакомых мне людей, людей, которых видел в первый и, скорее всего, последний раз в жизни. В тот момент я был полностью подчинен волне радости и почти абсолютного счастья. Конечно же, я осознаю, насколько пафосно было это чувство, осознаю, что на меня влияли внешние факторы: море, отпуск, чужая, овеянная мистикой и своей историей, страна, очарование маленького католического храма и так далее. Но разве пафос ситуации так уж важен? Разве можно считать это чувство радости лишь искушением? Даже если так, «с великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иакова 1:2-3). Именно это «терпение» и сыграло свою роль в моем пути. «Всем предложил он одну и ту же цель. Пути к ней разные, потому что «в доме Отца моего обителей много (Ин 14:2)», но конечная цель – святость – едина для всех…» (С. Канальс «Размышления об аскетике») . Сейчас я могу сказать, что в тот день «к Тебе прилепилась душа моя» (Псалом 63:2-9) . Получив обещание в такой форме, я принял Христа как Учителя. Ведь Христос не из тех учителей, которых выбирают сами, к которым в школу записываются. Нет. Как пишет Андрей Пузыкин в книге «Учитель Иисус»: «Ученики Иисуса не просили о зачислении в «школу», как это делали ученики фарисеев. Напротив, они были призваны самим учителем… Обычно только Бог призывал людей» . В тот день Учитель Иисус призвал меня во время Мессы в храме Святого Марка в хорватском городке Макарска.

Церковь Святого Марка в Макарске. Фото: Monelka

Итак, я встал на путь. Тогда я, безусловно, не осознавал этого в полной мере. Я не думал о таких вещах, как святость или причастие, не считал себя даже грешником, просто потому что не мыслил такими категориями. Я ничего по сути не знал о христианстве. Будучи еще в младенчестве крещеным в Православной Церкви, я никогда не ходил в храм, не посещал богослужения, не молился, то есть – не жил христианской жизнью. Впрочем, как заметил Шарль Пеги («Новый теолог»): «Никто больше так не сведущ по части христианства, как грешник. Никто кроме святого… И в принципе, это все тот же человек».

Вернувшись из Хорватии в Москву, я не ринулся сразу в церковь, не схватил с полки Библию. Нет. Мой путь был долгим. Но «Богу свойственно оказывать милость» Фома Аквинский, «Сумма теологии», II III , q 30, a 4) , и Он проявил эту милость по отношению ко мне, не дав мне затеряться и не позволив забыть о данном мне обещании. Сколько раз я убеждался в последующем в постоянстве явления этой милости, даже в минуты отчаяния и в состоянии греха? Верно заметил Святой Августин: «Бог скорее сдержит гнев, чем милость» (Св. Августин «Исповедь») , и как же не сдержан в этом смысле Он бывал со мной!

Несколько раз в течение года я посещал воскресные Мессы в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Я сидел на скамье сбоку, чувствуя неловкость и практически ничего не понимая. Вслед за Святым Амвросием я мог бы воскликнуть тогда: «Я погружен в туман невежества!» Постепенно я начал читать Писание, купил в лавке монастыря Святого Франциска на Шмитовском проезде «Чин Святой Мессы» и молитвенник. Я помню, как летом 2014 мы с женой почти каждые выходные ездили за город на электричке: Дмитров, Звенигород, Сергиев Посад. Я брал с собой молитвенник и учил наизусть молитвы: Верую, Отче наш, Радуйся, Мария. В 2015 я стал чаще посещать Мессы, лучше понимать, что происходит, начал преклонять колено при входе. Я учился. Но пока что я лишь настраивал свои пять чувств. Познать Христа я был еще не способен. Слишком «земной» была моя жизнь первые 27 лет, а «все земное – ничто перед превосходством познания Христа» (Флп 3:8) . Поразительно, но впервые мне, человеку нетерпеливому и склонному бросать дела на полпути, хватило терпения пройти этот путь – путь ученика Христа. Я и сейчас, конечно же, на этом пути. Но если раньше меня вело вперед обещание, то сейчас меня ведет любовь, ведь «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8) , а «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим 8:26) .

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской. Фото: wikipedia

За то время – почти три года – что я нерешительно шел к катехизации, мне ни разу не было явлено чудо, я не стал свидетелем мистического откровения или переживания, мне не снились символические сны. Я думаю, Бог вообще не любит нарушать законы физики, им же созданные. А как хотелось иногда увидеть чудо! Казалось, что вот тогда-то я бы точно все понял в один момент и уверовал бы самой прочной на свете верой. Конечно, это глупости. Хуже того, это еще и искушение, весьма опасное. Что же меня защищало? «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:10) .

В моей семье нет католиков, нет и православных, живущих христианской жизнью. Мне не было явлено очевидных знамений. Я никогда и ни с кем не говорил о Боге, о вере, о смерти. Сначала, размышляя о своем пути к Богу, я думал, что причиной тому является мое желание поговорить с кем-то обо всех этих вещах, о моей жизни. Как писал датский философ Серен Кьеркегор, «в существенную беседу следует вступать лишь с Богом да с самим собой» . С самим собой у меня не получалось вплоть до 2013 года, и я стал искать общения с Богом. Так я думал долгое время, считая, что именно по этой причине я так исступленно и неумело молюсь, читаю Библию, хожу на Мессу (к концу 2014 я уже хорошо знал чин, сидел не с боку, а со всеми, вместе со всеми пел, преклонял колени и слушал проповеди). Отчасти это верно, но лишь отчасти. На самом деле – сейчас я понимаю это очень отчетливо – я боялся стать «ходячим мертвецом». Иными словами, я страстно стремился к Богу, чтобы начать жить, а не существовать, переходя из точки А в точку Б. Поэтому, наверное, мне впервые в жизни и достало терпения пройти столь долгий путь. Подобно Апостолу Петру, после каждой неудачи, каждого препятствия, каждого сомнения, я восклицал: «мы трудились всю ночь, и ничего не поймали» (Лук 5:5) . Но каждый раз, по милости Божьей, мне хватало сил остаться верным выбранному пути, и я вновь говорил: «по слову Твоему закину сеть» (Лук 5:5).

Я хотел приступить к катехизации еще в 2015 году, но что-то меня остановило, и я не пришел. Я чувствовал, что еще не готов, что сам себе еще не полностью доверяю. Я много читал, много работал, много молился, уповая на то, что однажды смогу сказать: «Сеявшие со слезами, будут пожинать с радостью» (Пс 126 (125), 5) . Я хотел «пожинать с радостью».

Сколько раз я сомневался? Сколько ночей я провел в мучительных размышлениях? Я еще не догадывался, что к тому времени, еще не став католиком на бумаге, я стал им внутри, в сердце. Именно тогда я уже начал свое служение. Вот потому-то на меня и обрушились сомнения и искушения: «Сын мой! Если ты начинаешь служение Господу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1) . Но, в то же время: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» (Иак 1:12) .

Я приступил к катехизации в январе 2016 года. Каждое воскресенье я исправно ходил в храм на занятия, узнавая все больше и больше о Христе и Его Церкви, а на самом деле – о самом себе. Даже тогда я часто пребывал в страхе. Это был страх перед ошибочностью моего восприятия. Я часто думал, а что если я что-то не так понимаю, что если я что-то преувеличиваю, а что-то наоборот преуменьшаю? Этот страх прошел и больше никогда не возвращался, когда я принял простой факт – «дал нам Бог не духа боязни, но силы и любви» (2 Тим. 1:7) .

Катехизация обычно занимает от года до полутора лет. Нашей группе повезло, так как мы приступили к занятиям в Год милосердия, объявленный Папой Франциском. Благодаря этому мы смогли присоединиться к Католической Церкви именно в Год Милосердия, что я считаю очень символичным.

Я быстро понял, что вопрос веры — это не вопрос моего личного убеждения, желания или удобства. Я понял, что это вопрос решимости, необходимой для того, чтобы ответить на призыв. Сначала – услышать этот призыв, а потом ответить. И ответом этим является имя Господа, то есть мое к нему обращение: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притчи 18:10) .

Когда я обратился к Богу, я уже – Его. Пусть грешник, пусть неумелый ученик, пусть сомневающийся, но, тем не менее, я уже Его, принадлежу Ему, а значит нахожусь на пути спасения.

Также я довольно быстро осознал, что Христос уже спас меня тогда, на Кресте. И что я стремлюсь не к какому-то новому спасению, но к тому самому, уже обещанному мне на кресте. И «Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости» (Титу 3:5а).

Именно на занятиях по катехизации мне объяснили весь смысл чина Святой Мессы и литургического года, смысл и значение молитвы и ее постоянной практики. Я понял, что значит молиться за кого-то, и что значит просить Бога о чем-то. Ведь в большинстве случаев «мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8,26)» .

Именно на занятиях по катехизации я понял, что значит называть себя католиком, и какую ответственность это на меня накладывает. Ответственность эта не перед людьми, но перед собой, перед моей совестью. А совесть, как известно, это голос Бога внутри. Это именно та ответственность, взяв которую на себя, я становлюсь по-настоящему свободным, максимально свободным. «К свободе призваны вы», пишет апостол Павел (Гал., гл. 5, ст. 13) и продолжает: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Там же, гл. 5, ст. 1 ). Как же он дарует нам эту свободу? «Познайте истину, и истина вас освободит» (Иоанн, гл. 8, ст. 32) . А что же такое истина и как ее познать? Конечно же глагол «познать» означает «соединиться», а не просто «узнать». Что же до понимания истины, то Христос ответил на это так: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6) . Познать истину значит соединиться со Христом, встать на его пусть, жить им. В этом ключ обретения свободы. Это свобода от греха, свобода от смерти. Будучи свободным, человек способен любить безраздельно, служить другим с радостью, а значит и спастись. И здесь нет места компромиссу, ведь нельзя быть свободным наполовину, так же, как и истина не может быть верной лишь частично: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине» (1 Ин 1, 6-7).

В ноябре 2016 года вся наша группа присоединилась к Католической Церкви. Мы по очереди подходили к алтарю, за которым стоял настоятель отец Иосиф, клали правую руку на Библию и, глядя на своих братьев и сестер, читали клятву.

После я пошел на свою первую исповедь, сжимая в трясущихся руках шесть густо исписанных страниц — плоды испытания совести, длившегося неделю. Ох, как же это было непросто. «Великая бездна сам человек, <…> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца» (Блаженный Августин «Исповедь») . Прошлое с трудом открывалось мне, рыщущему в поисках грехов, совершенных мною за всю мою жизнь. Страниц становилось все больше, но чем больше их было, тем радостнее становился я, ведь «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9) . «Очистит от всякой неправды» — значит позволит познать Истину.

Сразу после своей первой исповеди я вкусил свое первое Причастие. Милостью Божией я стал тем, кем должен был стать, ответив на призыв Христа еще тогда, летом 2013 года, наслаждаясь вечерней прогулкой по крошечному хорватскому городку – я стал свободным человеком.

Николай Сыров

Ну, с вашего позволения, перепощу свою краткую историю и сюда.

Почему, живя в России, вы стали католиками?

«Почему, живя в России, вы стали католиками?» – вопрос, который очень часто слышат в свою сторону русские католики. Да, да, вы правильно прочитали – именнорусские! Этот вопрос задают, как правило, не истинно верующие воцерковленные Православные, а люди, знающие о Христианстве лишь понаслышке; либо те люди, просто крещенные когда-то в Русской Православной Церкви, но дальше Таинства Крещения, духовное развитие которых, так и не сдвинулось с мёртвой точки.

Так вот, на такие компрометирующие вопросы, как «Ты же русский! Почему – католик?» так и хочется всегда просто ответить: «А почему бы нет?!!»; но настоящий христианин был бы не христианином, если бы всё время скрывал в себе знания, а не делился ими с окружающими его людьми. Итак, приступим…

Ассоциировать национальность с религией – в основном, прерогатива Язычества, Иудаизма и даже Русского Православия. «Русский – значит православный» – стереотип, сложившийся в сознании народа на протяжении многих веков. На самом деле, это далеко не так, и даже противоречит первоначальному христианскому вероучению, где «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все…» мы «…одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Католическая Церковь – она Вселенская! Она не знает границ, территорий, национальностей. Все мы в ней одной "национальности": наша национальность – Христианство! Поэтому в том, что я – русский католик, не вижу ничего необычного. Но это уже материал для отдельной большой аналитической статьи. А сейчас лучше расскажу историю своего присоединения к Святой Католической Церкви.

Итак, давно в глубоком детстве, когда мне было года три или около четырёх отроду, моя тётя по маминой линии жила практически напротив Католического Храма. Шёл 1985 год, было советское время. Это, конечно же, был по тем временам не Католический Храм, а Куйбышевский Областной краеведческий музей. Но готические шпили этого "музея" всегда привлекали моё внимание и разыгрывали детское воображение. Я шёл, смотрел на это прекраснейшее по своему виду таинственное здание и был всегда им опьянён: до чего же красиво!

Шли годы. Я подрастал. Несколько раз с родителями мы были в этом музее. Там, конечно, не было ничего, что бы хоть как-то видом напоминало нечто Божественное! Музей – как музей. Но мне очень нравилось бывать в нём: всегда такая спокойная, нешумная атмосфера. Летом, когда на улице жарко, там была такая нежная прохлада и какая-то душевная умиротворённость: Бог, даже в трудное для Церкви советское время, не покидал этот храм. По прошествии времени, моя тётя переехала жить в другое место. И мы с родителями уже не так часто бывали у Храма. Вскоре, раннее детство прошло, и я не стал так трепетно относиться к этому зданию. И практически забыл про него. Да и чего уж тут? Музей – как музей…

Особо верующим в Бога я раньше никогда не был. Признаться честно, скорее я был атеистом. Может, и вовсе мне тогда было не до религиозных вопросов, хотя, в возрасте около одного года, родители меня крестили в Русской Православной Церкви так же, как крестят многих, и на этом вся религиозность заканчивается. Но, как-то раз произошла странная, если не сказать страшная, чреда некоторых событий 4, которая изменила моё мировоззрение в сторону веры в Бога. Тогда-то и начались мои настоящие, осмысленные духовные поиски.

Как это не парадоксально звучит, но мой аналитический склад ума в совокупности с внутренним чутьём, не раз приводили меня к правильному выбору, правильному выводу и к правильным действиям. Так было и на этот раз: то, что Истина не где-нибудь, а именно в Христианстве – я понял это сразу, не особо разбираясь в вероучительных тонкостях мировых религий; достаточно было изучить их основные религиозные концепции. Вообще, думаю, что многим людям других религий мешает прийти к Христианству (в частности, к Католичеству) множественные суеверия и предрассудки в виде боязней: нарушить «веру предков», предать «своего бога», быть «белой вороной» в сложившемся веками традиционном религиозном социуме. Но, видимо, я из тех людей, для кого Истина дороже вековых традиций. Для меня тогда оставалось определиться: Католичество, Протестантизм или Русское Православие. Протестантизм я быстро вычеркнул из этого списка, как явно отошедшую от первоначального христианского учения конфессию. Оставалась непростая задача: не совсем традиционное для русского человекаКатоличество или традиционное Русское Православие, не всегда сразу понятное и какое-то, по тем временам, вечно мрачное и очень страдальчески-серьёзное.

Коренным моментом в выборе конфессии, а, вернее, первым осознанным выбором именно Римско-Католической Церкви послужило следующее. Как я уже говорил, я был крещён в Русской Православной Церкви, опять же, в далёком детстве в 1982 году, когда мне было около года. Тогда не выдавали свидетельств о крещении – не принято было. Крестили и крестили. Мои родители не были воцерковлены, и я, соответственно, тоже. За все двадцать два года своей жизни, я был в Православных Храмах всего лишь около пяти раз, да и то при случаях, когда кого-то из родственников (бабушек, дедушек) отпевали перед захоронением.

Один раз удалось исповедаться и причаститься в Православной Церкви. Мне это не особо понравилось. И не потому, что исповедь общая, хотя это тоже. Но один факт на исповеди выбил меня из колеи. После общественной исповеди, каждый мог подойти к священнику и рассказать о своих личных грехах. Я тоже, как и все, подошел и начал рассказывать. После того как я закончил исповедь, священник желал сказать фразу "Прощаются тебе грехи твоя, раб Божий N…" (где N= моё имя), и когда спросил моё имя, я сказал – «Станислав». Была пауза. Он переспросил: "А каким именем крестили?" А я и не знал! И никто не знал! Оказалось, в Православии не могли крестить Станиславом, так это имя – польское, “католическое”; и нет в Православии святого с таким именем. Вот это было действительно замешательство! "Ну, ладно, обычно крестят Стахием!" – сказал батюшка и завершил Таинство. Но потом меня стали мучить сомнения – а вдруг не Стахий? Вдруг как-то по-иному? Конечно, сейчас я понимаю, что это, впринципе, не столь важно, и Бог всё равно знает и видит, кому отпускает грехи, но, по тем временам, это меня волновало. Со временем сомнения поутихли, но не очень приятный след от этого случая на душе всё-таки остался.

Поиски Истины продолжались. Я читал литературу православных и католических авторов обо всех христианских конфессиях. Начал посещать многие интернет-форумы: православные, католические... Я стал больше знать. По сравнению со своим окружением, во многом стал больше разбираться. И, в итоге, самое близкое учение для моего понимания и ощущения сердцем, стало – именно Католическое! Бог, как будто, Сам вёл меня к принятию полноты Истины. Благодарение Богу!

Я стал студентом Самарского Государственного Аэрокосмического Университета. На третьем курсе стал подрабатывать дизайнером в одном из самарских фотосалонов. И, так уж судьба распорядилась, что здание, где находился наш фотосалон, располагалось через квартал от, теперь уже, Римско-Католической Церкви Пресвятого Сердца Иисуса. Теперь я узнал, что в Самаре есть Католический Храм. Конечно, это всё мне было тогда чуждо, я лишь проходил мимо, любовался красотой здания и читал табличку с названием Храма. Но что-то меня влекло и влекло туда.

Войти впервые в Католический Храм оказалось нелёгким делом! Не знаю отчего... Я много раз приезжал, стоял у ворот Храма, но, не находя смелости переступить порога, расстроенный, возвращался назад, или шёл дальше, мимо. Я думал, что, так как католический храм один на всю Самару, то прихожане и священники меня сразу вычислят, как чужака, в нём; тем более, я не знал, как там надо себя вести, что делать, и тому подобное. Пару раз я приезжал к десяти утра, на начало Мессы. Но всё равно, не решался туда зайти, опасаясь, что что-нибудь сделаю на Мессе не так, как надо. Видимо, сказывалась «православная боязнь» того времени – сделать в храме что-нибудь не так.

Но вот, однажды, моим клиентом в фотосалоне, где я работал, оказалась одна католическая сестра-монахиня из этого храма. Она принесла на печать фотографии. И я, по счастливой случайности, принимал у неё заказ, хотя были ещё и другие сотрудники. Это был тот самый маленький шажок на преодоление своего непонятного страха! Мы тогда разговорились с ней: не о Церкви, конечно, а о фотографиях. И я понял, что католики - такие же «смертные люди», как и православные: очень даже милые и безобидные! Сестра стала часто приходить к нам в фотосалон, чтобы напечатать различные фотографии храма и священников, так как «у них» должен скоро быть праздник – сто лет с момента освящения католического храма в Самаре.

Итак, в один из дней, я нашёл по справочнику телефон этого храма. Позвонил и спросил, что нужно, чтобы стать католиком? Я по голосу узнал, что со мной разговаривает та самая сестра, с которой мы общались на работе, так как у неё был такой особенный прибалтийский акцент: как я узнал позже – она родом из Польши.

И вот, на следующий день – свершилось! Я переступил, наконец, порог этого «польского католического костёла» (сейчас – нашего Храма!). Меня достаточно тепло встретили. Я пообщался с сёстрами-монахинями; тогда это были: сестра Мажена и сестра Ева. Потом подошёл настоятель отец Владислав – очень приятный пожилой мужчина, лет 65-ти! Мы поговорили, и я понял, что я чувствую себя здесь как дома! Тогда это было так торжественно! В моём сердце, как будто, пели ангелы! Этот день я не забуду никогда! Я взял брошюру с Чином Мессы и на следующий день, в воскресенье, пришёл в первый раз наСвятую Мессу, которая мне очень понравилась.

Ну а дальше было обучение основам христианской веры (катехизация) в течение нескольких лет, поскольку я никуда не торопился, да и часто менялись мои катехизаторы: каждый новый начинал всё сначала. Потом было официальное присоединение к Католической Церкви – Исповедание Веры, первое Причастие в Католичестве, и т.д. И вот, я – официально католик! О чём ни сколько не жалею, несмотря на, первоначально негативные в этом отношении, взгляды моих формально православныхродственников! Но и они потом поутихли, когда поняли, что "Кесарю - кесарево"!

Да, и ещё… Некоторым, читающим сейчас со скептически-саркастической ухмылкой на лице, скажу: это был мой собственный осознанный выбор. Никто меня не зомбировал, не агитировал, насильно в католичество не тянул.

И я здесь потому, что сам так решил, сам пришёл, сам стал католиком. Сейчас ясно, что это даже не я пришёл к вере и к Церкви, а Сам Бог меня привёл.

Вот такая история, вкратце.

Инструкция

Главное, чего от желающего присоединиться ожидает Церковь – сознательного и твердого Евангелия Иисуса Христа, а также готовности пройти под руководством божественного учителя все перипетии не только земного, но и небесного существования. О присоединении к католической без этого ключевого момента – веры во Христа и преданности Ему, можно говорить лишь в некоторой перспективе.

Вторым важным условием является исповедание, то есть принятие за необсуждаемую и окончательную истину всего содержимого Никейского символа веры, зафиксированного в качестве головного норматива веры еще в IV веке нашей эры.

Соответственно, мы принимаем руководство Церкви Христа, уверовав в Него и доверившись Ему, следуем ее наставлениям во всем, что касается нравственности и веры. Это выражается на практике в послушании церковному разуму, что учит посредством поместных и вселенских соборов, в послушании пастырям и уполномоченным учителям.

Несколько слов о переходе из
Крещение, и все остальные таинства признаются католической церковью, поэтому при переходе в католическую веру не нужно заново их проходить. Чтобы стать католиком, необходимо лишь подойти к ближайшему католическому священнику с просьбой сделать вас членом Вселенской Церкви. В ряде случаев, после личного собеседования со священником, он может направить вас на катехизацию – курс изучения Предания и Писания. Хотя чаще всего (в случае с удовлетворительным результатом собеседования) священник просит желающего стать католиком Никейский символ веры. Прочтя символ веры, человек становится полноправным членом католической общины.

Среди приверженцев всех религий особенно выделяются три наиболее многочисленные группы верующих: католики, православные, или, как еще говорят, христиане, и буддисты. Католицизм является ветвью христианства. Значение слова «католик» - «целостность», именно этот постулат лежит в основе католицизма как части христианского верования.

Сегодня католицизм находит своих последователей в различных странах, таких как: Италия, Франция, Чехия, Куба, США и многие другие. Людей, которые придерживаются данной веры, принято называть католиками, название они получили от латинского latholicismus – «всеобщий, единый», главою и основателем своей церкви они считают Христа.

Догмы

Для католиков существует две основных истины в вере: Библия, которая являет собою Священное писание, и священные предания. Стоит отметить, что характерными догматами в католицизме принято считать: учения о чистилище, веру в непорочное зачатие Девы Марии, догмат о не грешности главы церкви. Каждый католик обязан знать семь основных таинств, лежащих в основе культа католицизма.


Таинства

Таинство крещения, является одним из самых первых. Католики верят, что через омовение человек очищается от своего первоначального греха, путем омовения освященной водой, начиная с головы.


После крещения происходит процедура , обряд этот совершают над детьми, достигшими 7 лет. Эта процедура - символ чистоты полученной после крещения, кстати, у православных эта процедура происходит сразу после крещения, это является еще одной отличительной чертой религиозных традиций католиков.


Следующее таинство называется «причащение » - это обряд с использованием хлеба и вина, символизирующих плоть и кровь сына божьего. Употребляя символическое количество хлеба и вина, человек приобщается к , разделяет с ним его долю.



Таинством покаяния в общепринятой форме исповеди является процесс признания своих грехов, раскаяния за совершенные проступки. У католиков в церквях существуют кабинки, разделяющие исповедующегося и священника, так человек может покаяться и остаться не узнанным. У православных исповедь проходит лицом к лицу.


Таинство брака для католика является главным в семейной жизни. Особенностью свадьбы у католиков является венчание и публичные обещания супругов – клятвы . Клятвы приносятся пред ликом божьим, а свидетельствует их священник.


Двумя последними таинствами католиков являются соборование и священство. Отличительной чертой соборования является смазывание тела больного человека специальной священной жидкостью, которая называется елей. Елей это как дар божий, благодать, которая посылается человеку. Священство же заключается в передаче от епископа к священнику особой благодати: католики верят, что священник это образ Христа.

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который . В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Отличия католицизма от православия


  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».