Обзор игры Deus Ex: Human Revolution. Deus Ex: Human Revolution: Полное прохождение

Обзор игры Deus Ex: Human Revolution


Итак, начнем с основного элемента игры – сюжетной линии. А она получилась удачной, особенно на фоне серьезного дефицита качественных проектов в сегменте RPG. За последний год внимания в этом жанре заслуживал только польский . Разумеется, недостаток интересных ролевых игр существенно повлиял на наше впечатление от Deus Ex: Human Revolution. Но сюжет в игре действительно получился неплохим. Во всяком случае, до последнего момента предугадать направление, в котором будут развиваться события, было практически невозможно. О чем же хотели рассказать создатели игры? Это один из самых больших плюсов проекта – игра поднимает весьма острые социальные вопросы. Описывая противостояние общества в вопросах использования трансплантатов и улучшения человеческих возможностей, создатели игры показали человеческую сущность, указали на пропасть, разделяющую людей все больше и больше. И не важно, что является яблоком раздора: цвет кожи, социальное положение или наличие имплантатов – важно то, как подали это разработчики.


Приквел опишет события, произошедшие за 25 лет до того, как ДжейСи Дентон погрузил человечество в Великий Коллапс. Адам Дженсен, главный герой – глава службы безопасности крупной компании, занимающейся производством имплантатов. Непосредственно перед обнародованием результатов важнейшего исследования в области аугментаций, группа наемников осуществляет дерзкое нападение на штаб-квартиру Шариф Индастриз. Они убивают группу ученых, которую возглавляет девушка главного героя. Протагонист выживает только благодаря высокому уровню имплантологии – он получает широкий пакет биомеханических улучшений, и спустя полгода после нападения новоявленный киборг приступает к расследованию.

Однако сюжетная линия Deus Ex: Human Revolution весьма неоднозначна – впоследствии выясняется, что смерть ученых инсценирована, а за организацией нападения стоят вездесущие и таинственные иллюминаты. Дабы не спойлерить, раскрывать подробности сюжетной линии Deus Ex: Human Revolution мы не будем. Скажем только, что за этот элемент игры разработчики заслуживают только похвалы. Конечно, хотелось бы больше побочных квестов, переплетающихся друг с другом и с основным сюжетом… Но и в нынешнем состоянии сюжет вызывает только позитивные ощущения. Интересны и отсылки к оригиналу, такие как диалог Боба Пейджа с Меган Рид или знакомство с молодым Трейсером Тонгом. Фанатам вселенной Deus Ex, несомненно, хорошо знакомы эти персонажи…


Впрочем, геймеры, не знакомые с предыдущими частями, много не потеряют – игра воспринимается, как вполне самостоятельный проект, и вовсе не похожа на приквел. Причастность новой игры по вселенной Deus Ex к событиям первой части можно назвать успешной маркетинговой уловкой. На самом деле, игру можно назвать предисловием лишь формально – судьбоносные события новинки и оригинала разделяет четверть века. Наверное, именно поэтому Deus Ex: Human Revolution удалось избежать грустной участи многих проектов этого сегмента – когда финал повествования уже известен и играть становится попросту не интересно.


А вот геймплей Deus Ex: Human Revolution оставил смешанные ощущения. Система укрытий показалась уместной и удобной. Даже чересчур – практически в любой ситуации можно было отсидеться в укрытии, дождавшись восстановления здоровья. Укрытия позволяли осуществлять интересные тактические комбинации, тем самым внося разнообразие в игровой процесс. Да и выглядит все это убедительно и реалистично. Относительно арсенала вопросов тоже не возникло, в игре присутствует самое разнообразное вооружение, начиная от легких пистолетов-пулеметов и заканчивая тяжелыми пулеметами. Кроме того, игрок может использовать мины, гранаты разнообразные взрывающиеся бочки и баллоны, а также разного рода апгреды для вооружения.


Но вот баланс… Игру можно пройти практически полностью, используя лишь один тип оружия – винтовку с транквилизирующими дротиками. Это просто нечто – бесшумное оружие, попадания из которого не замечает даже тот, в кого попали. 2-3 секунды и враги валятся на землю. Находясь в вентиляции или в надежном укрытии, можно «успокоить» любое количество врагов, вопрос только в боеприпасах. Кстати, здесь наружу вылезла еще одна недоработка – враги будут бежать к упавшему товарищу, один за другим впадая в спячку от наших метких выстрелов, но так ничего и не заметят. Можно сложить из тел спящих буквально кучу, и при этом даже не поднять тревогу. Так мы развлекались в шанхайском отеле – закованные в броню бойцы с тяжелым вооружением ничего не могли противопоставить точным комариным укусам. Кроме того, любого противника в Deus Ex: Human Revolution, за исключением боссов, можно вырубить одним ударом, бесшумно и очень эффектно. Ну, или убить стальным лезвием, вдвигаемым из руки… Словом, рукопашный бой тоже мог бы стать явным ударом по балансу, если бы разработчики не ограничили возможности главного героя – пробивать стены, убивать руками и включать невидимость можно только при наличии энергии в батарее. Наверное, это правильно, иначе игра превратилась бы в какое-то «избиение младенцев».


Хорошо, что Deus Ex: Human Revolution предоставляет возможность самому выбрать стиль прохождения – стелс получился довольно неплохим, хотя и уступает серии
Splinter Cell. Очень сильно не хватает способов обезвреживания противника – всего 3 единицы соответствующего вооружения, да расходующий энергию рукопашный бой. Стоит отметить, что в этой игре полноценный стелс без взлома практически невозможен, поэтому любителям подобной игровой тактики стоит обратить внимание на развитие именно этой ветки способностей. Впрочем, взлом и перепрограммирование турелей пригодится при любом стиле прохождения. Система взлома компьютерных сетей реализована действительно оригинально – разработчикам нового Deus Ex удалось создать реалистичную мини-игру, которая не надоедает до самого финала.


Хочется сказать несколько слов о поведении искусственного интеллекта Deus Ex: Human Revolution. Он, откровенно говоря, является самым слабым местом проекта. Далеко ходить не надо – мы уже привели пример с бегущими к упавшему товарищу врагами. Очень рассмешил ролик в самом начале игры, в котором полицейский безостановочно бьется о железные двери, тщетно пытаясь их выбить. В этом ему помогают еще два бойца, стоящие рядом - они мотивируют бедолагу крикам: «Давай изо всех сил!» и «Не упустим этого гада!». На YouTube даже появилась запись этого момента под названием «Румынский спецназ в Deus Ex: Human Revolution». Этот ролик, наверное, лучше всего отображает уровень умственного развития NPC в игре.

Поведение «мирного» населения местами тоже вызывает ухмылку. Достаточно вспомнить уборщика из Шариф Индастриз, на протяжении всей игры оттиравшего одно и то же место на стене. Или в самом начале, когда главный герой появляется на работе, он становится свидетелем разговора о нем самом. Увидев Дженсена, сотрудники неуклюже делают вид, что разговор не о нем. Но достаточно отойти на 1-2 (!) шага, как NPC продолжают трепаться на ту же тему, как будто протагонист вдруг стал невидимым. И таких моментов в игре много, всех не перечислить…


Например, как вам такой пассаж – тревога, все мечутся в поисках Адама... Незаметно «отключаем» одного из противников и прячемся. Когда вырубленного ударом кулака бойца приводят в чувство товарищи, он выдает что-то вроде «Кажется, меня вырубили» - и все мирно расходятся(!) а приведенный в чувство стоит там же, где стоял, теперь уже без оружия, и… мирно курит сигарету. Это ли не смешно? Хотя в самом начале Deus Ex: Human Revolution нам показалось было, что ИИ достоин похвалы – несколько раз подряд NPC слаженно атаковали нас, заходя с флангов и кидая гранаты. Увы, это, скорее всего, было случайностью, ибо впоследствии подобным поведением противники не радовали. Так что рекомендуем выбирать максимальный уровень сложности – в противном случае игровой процесс может быстро наскучить.

Кстати, схваток с игровыми боссами это не касается, здесь разработчики, кажется, слегка перестарались. Во всяком случае, нам не понравилась система игровых боссов а-ля «человек-танк», ломающая концепцию гибкого геймплея Deus Ex: Human Revolution. С самого начала игры мы отдали предпочтение скрытному прохождению, прокачивая навыки взлома, и встреча с наемником по имени Баррет, первым боссом, стала серьезным испытанием для «нашего» Дженсена – он-то готовился совсем не к такому. В итоге, эпизод был пройден только с н-го раза. В дальнейшем мы старались прокачивать способности Адама равномерно, причем не сразу, а по мере возникновения необходимости в новом умении.


К слову о прокачке - как один из основных элементов проекта в жанре RPG, реализована она весьма успешно. Система развития персонажа Deus Ex: Human Revolution очень напоминает схему прокачки в и , только вместо силовых узлов в детище Eidos Montreal наборы PRAXIS. Не самая плохая ассоциация, верно? Недостатка в наборах нет и к концу игры можно прокачать 90% всех возможностей. Главное внимательно осматривать все уголки и труднодоступные места, в которых могут быть спрятаны PRAXIS. Стоит также купить все имеющиеся наборы в клинках «Протез». Понравился и внешний вид меню аугментации – очень стильно, оригинально и убедительно. У каждого улучшения есть подробное и интересно описание. Одним словом, за этот ролевой элемент Deus Ex: Human Revolution разработчики заслуживают всяческих похвал.


Жаль, что с графической составляющей все получилось иначе. То, что графика Deus Ex: HR на фоне современных шутеров выглядит достаточно бледно, еще полбеды. К играм из жанра RPG в этом плане всегда было снисходительное отношение. Тем более, что уровни выписаны подробно и они отлично передают атмосферу. Мелкие подробности, стилистика – тут все на высоте. Однако, города в Deus Ex: Human Revolution не воспринимаются таковыми, повсюду чувствуются границы, достаточно тесные, а замкнутое пространство угнетает. Избыток закрытых пространств и постоянная ночь везде, за исключением нескольких уровней, тоже не радуют. Но и с этим тоже можно было бы мириться, если бы не однообразная палитра. Большинство уровней Deus Ex: Human Revolution выполнено преимущественно с преобладанием серого, черного и желтого цветов. В итоге, спустя некоторое время визуал надоедает…


Хорошо еще, что многие недостатки видеоряда скрадывает озвучка. Играли мы в версию с русской озвучкой. Вопреки многочисленным негативным отзывам, она получилась очень даже удачной. Во всяком случае, диалоги получились осмысленными, звук внятным, а речь – убедительной. Интересный момент – в английской версии озвучки один из персонажей говорит с грубым русским акцентом. Однако, русский, говорящий с русским акцентом – это нонсенс. Пытаясь добиться максимальной аутентичности, локализаторы нашли простой и естественный способ сохранить акцент – они сделали ученого по имени Василий Шевченко украинцем. Разумеется, этот шаг был воспринят игровой аудиторией постсоветского пространства неоднозначно, однако у нас находчивость авторов озвучки вызвала единодушное одобрение. Вообще, это один из немногих проектов, локализация и озвучка которого вызвала столь позитивные впечатления. Отдельного упоминания заслуживает и саундтрек от гуру электронной музыки Майкла МакКана. Он великолепен и крайне уместен именно в данном сеттинге. Словами восприятие такой музыки описать трудно. Она просто берет за душу…


После близкого знакомства с Deus Ex: Human Revolution стало понятно – все те высокие оценки от авторитетных игровых изданий, восхищение и даже восторг геймеров полностью оправданы. А ведь действительно, несмотря на все замеченные нами недостатки игра производит очень сильное впечатление. Проект очень сильный, это признают даже ярые поклонники оригинала, до этого считавшие первый Deus Ex вершиной киберпанкового RPG. Наконец-то у шедевра появилось достойное продолжение. Между тем, разработчики уже анонсировали первое дополнение к игре. Такая модель монетизации бренда сегодня ни для кого не новость – игры изначально выходят урезанными, а недостающие уровни и локации включают в платные дополнения. Тем не менее, где-то в глубине души, каждый геймер мечтает о полноценном продолжении истории Адама Дженсена. Откровенно говоря, мы – не исключение…


Редкое сочетание шутера, стелза и RPG

Жанр: shooter, stealth, RPG.

Разработчик: Eidos Montreal.

Издатель: Square Enix.

Издатель в СНГ: Новый Диск.

Локализатор: Новый Диск.

Похожие игры: Deus Ex, Mass Effect, Метро 2033.

Системные требования: Core 2 Duo 2 GHz или аналогичный Athlon X2, 1 GB RAM для Windows XP, 2 GB RAM для Windows Vista/7, GeForce 8800 512 MB или Radeon HD2900 512 MB, 9 GB места на жестком диске.

Успех Deus Ex: Human Revolution – одна из многих иллюстраций того, как важно угадать с моментом начала продаж и застолбить свободную нишу. Square Enix буквально удалось проскочить в игольное ушко: релиз в летнее затишье как раз между двумя другими, очень ожидаемыми ролевыми играми, давно забытый киберпанковский сеттинг, редкое сочетание шутера, стелза и RPG – все это очень сыграло на руку новой Deus Ex. Удачно BioWare перенесла Mass Effect 3 на следующий год, туда же отправились S.T.A.L.K.E.R. 2 и Metro 2033: Last Light тесниться на границе шутеров и ролевок, а конкурентов у Deus Ex: Human Revolution фактически не оказалось.

Сложишь все иначе – писали бы в прессе не про атмосферность городов недалекого будущего и не про интригующий сюжет. Скорее, погрозили бы пальцем за однотипность интерьеров и куцый выбор оружия. Дело в том, что в DX: Human Revolution не пытались имплантировать все наработки жанров, как это водится среди action/RPG. Она вся собрана из конструктора, в котором всего пара десятков деталей. Причем этот минимализм мало того, что не приедается, так еще и оставляет игроку выбор тактики, а следовательно, возможность повторного прохождения.

Правда, сочетания используемых объектов иногда удивляют: компьютер, боевая турель, офисный стул - как все это попало в канализацию?

Так что за конструктор? Ящики, вентиляционные трубы, лестницы и строительные леса – все, что позволяет нашему герою, Адаму Дженсону, быстро и незаметно оказываться в нужном месте. А также охранники, турели, роботы, камеры слежения – то есть все те, кто не должен Адама заметить и тем более убить. Адам – не вор и не шпион, он работает в службе охраны крупной фирмы «Шериф Индастриз», занимающейся разработкой имплантов. Обыватели и СМИ не любят импланты, а вот злодеи не прочь их выкрасть да побольше, желательно те, что умеют взрывать и убивать. Злодеям это удалось, но кое-какие железки они не успели прихватить. Их встроили в полумертвого Дженсона и отправили неудалого охранника искать грабителей, похищенное, а также батарейки для подзарядки своего технологичного нутра.

Сюжет не больно-то ветвист и запутан: находим одного свидетеля за другим, от каждого узнаем новый кусок правды. Кат-сцены в хмурых тонах и живые диалоги очеловечивают героев, но до тех пор запомнить очередную цель почти невозможно: это крест на карте, дверь, лифт, но никак не персона. Стильно и бессодержательно – так лучше всего характеризовать и видеосцены, и уровни, и большинство героев. Большой босс Шериф еще раз вас промотивирует, Малика снова уверит в своей преданности, а сисадмин Притчард подчеркнет превосходство своего интеллекта. Но даже такое общение – десерт, которым нечасто угощают. Обычно мы слышим голос друзей по рации, а вместо кат-сцены обходимся статичным портретом в углу экрана. Между прочим, ведение переговоров в DX: Human Revolution очень любопытно устроено: среди прочих жельзяк в Дженсона встроили детектор лжи, анализатор личности и разбрызгиватель феромонов (даже не пытайтесь себе это вообразить!) Глядя на все эти мигающие датчики, игрок должен выбирать правильные фразы, и тогда диалог закончится очень благоприятно, Адам получит опыт и не полезет на очередной чердак или в канализацию. Только вот гораздо чаще все-таки приходится лезть, ведь «разговорные дуэли» случаются намного реже, чем хотелось бы.

А с некоторыми персонажами и спорить бесполезно - они не люди.

Для Дженсона, в общем-то, не проблема просто войти в очередное здание, всех убить, всё забрать и улететь на вертолете. И не смотрите, что патронов всегда мало, из укрытий Адам стреляет косо, а здоровье теряет быстро – освоившись с управлением и купив нужные улучшения, можно творить чудеса. Дженсон молнией проносится по локации, парализует гранатами роботов, перепрыгивает трехметровые преграды, безболезненно пикирует с любой высоты, оглушая всех, кто оказался снизу. Адам настолько суров, что рукой пробивает стену и без всякого оружия вмиг расправляется с двумя боевиками при пулеметах и броне. А если в руках Дженсона оружие?

Да, стволов совсем немного – вы не замените свой пистолет-пулемет более крутым, а полученная в начале игры парализующая винтовка верно прослужит до конца игры. Зато различия между стволами колоссальны, каждый подразумевает свою тактику применения. Залить врагов свинцом из тяжелого пулемета, отправлять на тот свет по одному убойными выстрелами дробовика, вести позиционный бой пистолетом-пулеметом или тихо снимать из снайперской винтовки – выбор абсолютно меняет восприятие игры. Таскать с собой большой арсенал нельзя – рюкзак мал, зато любимый ствол можно многократно улучшить, отчего он даже меняет внешний вид. Прикрутите к пистолету-пулемету лазерный прицел, глушитель и расширенный магазин с быстрой перезарядкой – и в ваших руках оружие, достойное суперагента. Не была бы Deus Ex: HR хорошим шутером без толкового AI ботов, естественной анимации движений, натурального грохота выстрелов – все эти радости виртуального киллера присутствуют в полной мере.

Человеческих жертв - 0.

Тем не менее, путь стрельбы и зачистки – сложный путь. И неблагодарный, ведь опыта за убитых дают немного. Другое дело – незаметное проникновение. Не попался на глаза – получи опыт, не засекли камеры – еще опыт, пролез в вентиляцию – снова опыт. Так играется невидимкой, причем оставаться незамеченным до безобразия просто: любой стол, контейнер или хлипкая ограда верно укроет вас от ленивых и нелюбопытных охранников. На камеры нельзя попадаться, замки нужно взламывать, а чтобы вас не засекли при взломе, возможного свидетеля лучше заранее вырубить – все решения подсказывает сама игра, причем препятствий совсем немного. Они даже выглядят всегда одинаково, так что скоро от вас не укроется даже за грудой мусора решетка вентиляции или хрупкий фрагмент стены. В самых трудных случаях можно включить невидимость – легальный чит. Правда, загружать сохранения все равно придется часто, ведь игра в шпиона не прощает ошибок. Подняли тревогу – к вам мигом сбегутся враги со всей локации, и бонусы опыта вы не получите. Изрядно отравляют жизнь лазутчика и повсеместные замки: хоть при полной прокачке взломать их можно даже ногтем, мини игра изрядно приедается. Драйва в ней никакого, так что в какой-то момент даже за большое вознаграждение надоедает водить охрану за нос, и из глубин рюкзака извлекается приятно холодящий руки и мелодично поющий тяжелый пулемет.

В этот момент можно сдержать жажду убийств и испытать более экзотические способы прохождения: парализовать противников дротиками с транквилизаторами или развешивать на стенах мины. Для последних можно выбрать самую разную начинку: тротил, удушливый газ, электромагнитный излучатель. В отдельных случаях удается перепрограммировать турели или боевых роботов, чтобы затем наблюдать через камеры поднявшийся переполох.

На локациях МНОГО ящиков непонятного назначения. Но за ними удобно прятаться.

В конце каждая глава взрывается непривычно напряженной схваткой с боссом. Тут пацифистам приходится очень туго: ни убежать, ни спрятаться, боссы быстры и сильны. Их созданием занималась сторонняя фирма, которую не предупредили, что Deus Ex: Human Revolution – игра для тактических и расчетливых умов. Впрочем, раскусив слабое место каждого главаря, расправиться с ним можно в минуту.

Сомнительно вписались в DX: Human Revolution элементы ролевой игры. Корень перекосов в том, что Адаму ничего не нужно, кроме комплектов «Праксис», заменяющих очки умений. Остальное просто подбирается в ходе заданий. Конечно, вы можете выполнять побочные миссии не ради награды, а потому что они любопытны и тесно связаны с сюжетом. Но поскольку заветными «Праксисами» награждают почти никогда, постепенно сторонние квесты начинают казаться бесполезной тратой времени. Да, лишняя тысяча опыта приближает новый уровень, но внимательный осмотр локаций подарит вам в пять раз больше драгоценных комплектов. Чем же утомляют второстепенные миссии? Достаточно того, что они не предлагают ничего такого, что не ждет вас в ближайшем же сюжетном задании. Так стоит ли бегать кросс по безумно спроектированным улицам городов, по лестницам, крышам, канализациям? Настоящему поклоннику серии стоит – вы узнаете много интересного о главном герое.

Порой начинает казаться, обитатели здешних городов делятся на бомжей и полицейских

А вот простым грешным манчкинам интереснее система прокачки. Она понятна и элегантна: минимум цифр, максимум заметной пользы. Практически каждый активированный имплант дает Адаму совершенно новую функцию от зрения сквозь стены до взрывающего все вокруг «Тайфуна». Импланты делятся на обязательные и бесполезные. Естественно, невидимость или речевой анализатор лучше, чем какие-то пометки целей на мини-карте или бесшумный спринт. И уж точно придется выбросить целую уйму «Праксисов» на раскачку взлома, расширенный рюкзак и быстрый бег – без этого можно пройти игру, но рутина отравит вам все удовольствие.

Вообще для игры в Deus Ex: Human Revolution нужно иметь хоть минимальное терпение к однообразию. Вы можете избежать его в геймплее, но в оформлении уровней оно вас снова найдет. Хоть бы три модели для компьютеров вместо одной, хоть бы разные текстуры для повсеместных контейнеров, бочек и столов! Но дизайнеры не виноваты, 256 Мб консольной памяти связывают им руки. Разумное решение – сделать скромную палитру частью стиля. Черно-желтые мрачные тона будут с вами и в охваченном беспорядками Детройте, и в кипящем жизнью Шанхае, на улицах, в кабинетах и рабочих помещениях. Они создают нужную атмосферу, они отличают эту игру от других… Но благодаря роликам, мы знаем, какой могла быть графика Human Revolution, если бы художников не ограничивало железо.

Такой могла быть графика DX: HR.

Радости

  • Шутер, стелз и RPG хорошо сочетаются в этой игре.
  • Она стильно нарисована и санимирована.
  • Персонажи харизматичные, задания – серьезные и с интересной развязкой.
  • Диалоги достойны отдельного жирного плюса.

Гадости

  • Проходить невидимкой слишком легко.
  • Тысячекратно повторяющиеся предметы интерьеров набивают оскомину.

Оценка 8.

Вывод:

Deus Ex: Human Revolution хороша настолько, насколько вообще можно было ожидать. Пусть между шутером и стелзом явный дисбаланс, но на стыке жанров этим все грешат. Оформлению явно не хватает разнообразия, но Square Enix сделала все, чтобы этот недостаток скрыть. Главное, что получилась интересная и живая игра. Так ли уж важно, что ей есть куда расти?

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе -
Вот что такое истинная человечность. Быть человечным
или не быть - это зависит только от нас самих.
Конфуций
Представьте себе абсолютно новый мир, мир, лишенный недостатков. Где нет болезней, смертей, боли. Это мир будущего. И он возможен уже сегодня благодаря уникальной системе аугментаций, разработанной компанией Sarif Industries . Каждую конечность и орган нашего тела можно заменить на кибер-имплантант, возможности которого в разы превосходят все, на что до этого был способен человек. Вы можете стать быстрее, умнее, выносливей уже сейчас – вместе с Sarif Industries вы станете частью нового, совершенного мира. Отныне, у каждого есть возможность приблизится к великим – разве ни к этому мы стремились на протяжении нашего существования?

Вы все еще верите в эту чушь о прекрасном будущем? Оглянитесь вокруг, посмотрите в окно, посмотрите, на что превратился наш мир после того, как корпорации стали диктовать условия всем остальным. Мы, «Фронт человечества», обращаемся с надеждой, что вы присоединитесь к нам в борьбе с «аугментационной чумой». Думаете, что вам просто поменяют испорченную часть, как пробитое колесо в автомобиле? Да, вы получите новый киберимплантат, но взамен вам придется принимать специальный препарат, нейропозин, который помогает справится с последствиями аугментаций. Но на самом деле, вы становитесь зависимым. И не дай Бог, у вас не окажется средств оплатить следующею дозу лекарств. Потому что тогда единственное, что вам останется – это избавиться от «спасительных» имплантатов.

Мы призываем вас, одумайтесь пока не поздно. Будьте людьми. Оставайтесь людьми.

Трансляция прервана. Конец передачи.

Мы теряем нашу человечность. Мы, по сути дела, прячем ее
За нашей этикой, моралью, за нашими титулами,
Статусом и властью.
Августо Кури. Продавец грез
В 2050 году жить на Земле станет невыносимо – мир спешно гибнет в пучине экономической катастрофы, люди умирают от «Серой смерти», а вокруг то и дело промышляют террористы. А где-то за черной кулисой всей этой вакханалией умело вертят Иллюминаты. Но до сей печальной даты еще как минимум 20 лет. А сейчас на дворе 2027-й – эпидемий нет, тайные ордена пока еще на обочине истории, а мир стоит на распутье. Скоро человечеству придется решить, какой дорогой пойти – вместе с аугментациями или без них. А может быть, им вообще не нужно будет ничего выбирать и вся тяжесть решения падет на одного человека. Кто знает…

Что сильно разнит первую часть и собственно Deus Ex: Human Revolution , это то, что последняя сменила свой курс с темы заговоров и тайных правительств на темы более человеческие и более личные и потому вопросы тоже ставит соответствующие – как часто в погоне за мечтой, мы забываем о нашей моральности, справедливости, честности, забываем о человечности, ставя наши цели превыше всего? Где находится та грань, пройдя которую, мы больше не можем считать себя людьми? И есть ли она вообще…

Адам Дженсен: Кем я стал? Больше чем человек или меньше?(What have I become? Am I more than human or less?)

Разработчики верны заповедям Уоррена Спектора и очень бережно играют с чувствами и убеждениями игрока. Какой бы из сторон не отдавали предпочтения гейм-дизайнеры и сценаристы, во главе угла все равно вы. Игра всегда оставляет вам простор для самовыражения – будь-то напряженный спор или очередной квест, их результаты напрямую зависят от того, какой точки зрения вы придерживаетесь. Но сделать выбор не так просто, учитывая какую предысторию имеет ваш игровой протеже – Адам Дженсен.

Бывший работник SWAT, теперь – начальник охраны в компании Sarif Industries . Сфера деятельности последней – активно-обсуждаемая и вызывающая много споров – система аугментаций. Из искры рождается огонь, а в огне гибнут люди. В результате нападения на лабораторию компании, основной ее докторский состав пропадает. Пытаясь исправить ситуацию, Адам проигрывает в неравном бою с тремя аугментированными богатырями. Наш герой лишается большинства жизненно-важных органов и конечностей. Мертвее некуда, подумаете вы. Не все так печально, ответит вам Sarif Industries . Адам выживает – силами медиков, благодаря аугментациям и кое-чему еще. Ирония и печаль ситуации в том, что сам Адам – если не явный поборник, то уж точно не доброжелатель всей затеи с аугментациями. Поэтому Дженсен сталкивается с важнейшей дилеммой – благодарить научный прогресс во главе с киберимплантатами или проклинать его за посягание на саму суть человеческой природы.

Лучше всего Адам Дженсен умеет две вещи – докапываться до истины и ослеплять своей харизмой. Образ сурового героя в стильных, аугметированных очках идеально вписывается в переменчивый и «грязный» мир игры. Но главное в его образе – восхитительный, приглушенный, немного «протабаченный» голос, благодаря которому каждый диалог доставляет исключительно непомерную радость. Иногда до того доходит, что специально открываешь дополнительные опции в диалогах, чтобы услышать, что Адам ответит очередному собеседнику.

Вообще, если опустить вопрос аугментаций, сюжет игры довольно типичен и проблемами страдает соответствующими. В истории Deus Ex: Human Revolution постоянно происходит столько важных и мелких событий, что иногда трудно уследить, с какой целью Адама посылают на очередное задание за полсвета, а потом еще и обратно зовут. Да и сюжетных ходов уровня первого Deus Ex , когда все переворачивалось с ног на голову за секунду, в новой части, к сожалению, нет. Заметно, что разработчики сами того не желая оказались стиснуты в производственных рамках – на тему заговоров, тайных сообществ все было сказано еще в оригинале. Поэтому по третьему разу разыгрывать туже самую карту они не решились и да, это действительно сказалось на интересности сюжета. Но благодаря плавному повествованию, проработанным персонажам и непревзойденным диалогам, игра чертовски умело сохраняет интригу вплоть до финального ролика.

Как утверждает Хорхе Луис Борхес, всего существует четыре сюжета. Один из них – о долгом возвращении. Или, другими словами, о путешествии.

За каждым расследованием скрывается путешествие.

Подобно первой части, в Deus Ex: Human Revolution есть несколько городов, которые мы можем изучить от каждой улочки до каждого коллектора. Таких хабов всего два – Детройт и Шанхай. И если первый – стандартный, грязный киберпанк-город, который есть в каждой второй книге, то Шанхай выделяется, как минимум, своей яркой архитектурой. Он разделен на два уровня – нижний, где обитают бедняки, проститутки и прочие обезнадеженные части общества, и верхний, предназначенный для богатых и обеспеченных мира сего. Как недавно признались разработчики, количества мебели и интерьеров, которые они создали для игры, хватило бы на полноценный каталог для IKEA и они, как минимум, не соврали. Нельзя конечно сказать, что каждую комнату разрабатывали вручную, но в целом, все локации игры придерживаются единого дизайна – неопрятный мир будущего, заполненный мебелью, будто сошедшей с конвейеров компании Apple.

Путешествием есть лишь то, в котором вы вольны выбирать свой путь.

Свобода – в играх она на вес золота. Иногда ее слишком мало и, кажется, будто мы скованы железными цепями. Иногда ее слишком много и нам не в силах управится с нею. Но никто не понимает, что дело не в количестве свободы, а в том, как сильно она похожа на настоящею. Разработчики Deus Ex: Human Revolution понимают. Количество способов, которым можно подойти к решению любой задачи, любой миссии и любого уровня в игре – с первого взгляда ошеломляет. К примеру, в одном из дополнительных заданий вам нужно будет проникнуть в квартиру и выкрасть улики против нечестного ученого. Для этого вы можете взломать входную дверь, перепрыгнуть через забор или с крыши напротив как настоящий воин городских джунглей, или включить смекалку и соорудить себе постамент из ящиков и мусорных контейнеров.

Простор для реиграбельности – поразительный, но что главное, варианты эти абсолютно логичны. Вы бы поступили точно также в настоящей жизни. Если бы в ней появились аугментации, конечно же. И такая ситуация – не единична. Благодаря продуманной структуре уровней, вы сами выбираете, куда и как идти дальше – пробить стену и пойти в обход, или включить невидимость и бесшумно пробраться через ряды врагов. Но главная «жемчужина» и «слабина» каждого уровня – это система вентиляции. С одной стороны, нет ничего приятней, чем найти хитро спрятанный между ящиками люк и быстро добраться до нужного места, не привлекая внимания настороженных охранников. Или даже найти тайную комнату со всевозможными бонусами. Но с другой стороны, слишком часто используя вентиляцию можно потерять интерес к прохождению, а каждый уровень превратится в монотонный серый поток из вентиляционных люков и решеток. Как сказал один из персонажей игры, «абсолютная свобода это абсолютный хаос».

Чем длиннее путь, тем больше смысла полагаться лишь на свои силы.

Но свобода в игре достигается не только за счет развитой структуры уровней, а и благодаря системе аугментаций. Изобретение, которое спасло жизни Адаму, не раз спасет жизнь и игрокам. По сути, аугментации это аналог стандартного древа умений, которое мы видели в сотнях RPG, но здесь она четко вписана в сюжет. После операции, мозгу Адама сложно справится со всеми изменениями в своем теле, поэтому для полного восстановления ему требуется время. Или деньги – специальные Праксис-очки, необходимые для развития умений, можно купить за плату в местных клиниках. Что удивительно, каждая из аугментаций может пригодится вам тем или иным образом. Хакерство, камуфляж, улучшенная броня, развитые легкие, невосприимчивость к отравленному газу или электричеству – каждое из киберулучшений помогает при прохождении. И напрямую влияет, кем вы будете для врагов – скрытым воином, подобно японским ниндзя, тихим миротворцем, который никогда не посягнет забрать чужую жизнь, или живым «танком», который сносит всех по пути. Можете выбрать что-то одно, можете совместить – в этом и суть. Вы действительно можете решать, а геймплей этому будет только способствовать. Не хотите убивать бывших сослуживцев, чтобы проникнуть в полицейский участок? Улучшите аугментацию, которая помогает анализировать людей, и попробуйте убедить вояку на входе, чтобы вам действительно очень нужен пропуск. Но это простой пример, а вот если от вашего разговора зависит судьба мира, что тогда скажете? С разным набором кибер-усовершенствований вы получаете абсолютно разный игровой процесс.

Если в своем путешествии встретите преграду, не надейтесь на склонность судьбы. Вы ее встретили, вы ее и преодолеете.

Напортачили разработчики лишь с одним – здешним боссам, видимо, неписаны все законы игрового дизайна, поэтому они не признают все эти новомодные «стелс»-штучки и предпочитают, чтобы их убивали как в недалеком прошлом, обойма за обоймой. Так что если ваш путь – скрытность, когда вы встретитесь, лицо к лицу, с главными лиходеями, то лучше забудьте о своем призвании и ищите разбросанные по уровню боеприпасы. Ну, или смотрите любопытные варианты прохождения на видеохостингах. Иначе имеете шанс останется жертвой неудачного игрового баланса.

Путешествие не может быть идеальным. Смотря на недостатки, вы по-новому смотрите на преимущества.

Если дизайнеры, сценаристы, гейм-дизайнеры Deus Ex: Human Revolution вложили в свою игру душу, то те, кто был ответственен за техническую часть, отдавать ее пожалели. Первое, что действительно отталкивает, это время загрузки в консольных версиях, которое доходит чуть ли не до 45 секунд. Кажется, что это мало. Действительно, это ничтожное время даже для разговора по телефону, но когда приходится каждый раз ждать почти минуту, то это невесть как раздражает. Иной раз, даже отказываешься от безумно-смертельной идеи (которые обычно воплощаются раза с третьего), как обмануть противников, лишь бы снова не видеть загрузочный экран. Другой пример – лицевая анимация. Никто не говорит о L. A. Noire , но учитывая тот уровень диалогов и постановки, который есть в Deus Ex: Human Revolution , криво обрубленные рты персонажей порою смотрятся нелепо. И внушительности игре это точно никак не добавляет.

Но не смотря на любые технические недоработки, Deus Ex: Human Revolution никогда не будут считать не «игрой технологий», но «игрой сюжета», «игрой геймплея». Как и оригинал, она жертвует внешней красотой ради внутреннего богатства и глубины. В этом, по сути, и есть главная уникальность этой серии. И раз зашла речь о первом Deus Ex , то не сказать следующее было бы просто преступлением – да, Human Revolution копирует механику своего прародителя почти, что вчистую. Но скажите, много ли за все эти годы вы видели подобных игр? Что в такой ситуации самое удручающее, за последние пять лет множество, огромное множество компаний пытались повторить успех серии Call of Duty и создать свой адреналиновый аттракцион с бледжеком и … ну дальше вы знаете. Но попробовать сделать собственный Deus Ex за последнее десятилетие так никто и не решился. Да, Mass Effect пытался справится с его многовариативностью, но делал это скорее в сюжете, чем в геймплее. А Oblivion и Morrowind это другая «опера». Поэтому ругать Deus Ex: Human Revolution за его трепетную близость и схожесть с оригиналом не стоит. Они как отец с сыном – похожи друг на друга, одинаково разговаривают, даже ходят точь-в-точь, но все равно дети разных поколений.

Мы так долго ждали идеального продолжение Deus Ex – целых 11 лет. И теперь перед нами игра мечты – настоящая свобода, стильный киберпанк, удивительный геймплей, глубокий сюжет. Забудем о технических проблемах – перед вами “дивный новый мир”, который только и ждет начала вашего путешествия.

Хорошее:
– Идеальная продолжительность;
– Мир будущего еще никогда не был таким настоящим;
– Невиданное разнообразие в геймплее;
– Продуманная система аугментаций;
– Вы захотите пройти игру как минимум еще раз;
– Харизматичный главный герой;
– Несколько стилей прохождения, каждый из которых самодостаточен;
– Цепкий сюжет, затрагивающий глубокие темы.

Плохое:
– Не самая современная графика и мелкие технические проблемы;
– Слишком много заимствований из оригинального Deus Ex.

Но все это – сущие пустяки по сравнению с тем фантастическим миром, который удалось создать монреальскому отделению Eidos, успешно пережившему переход к японскому издательству Square Enix. Чувствуя за своими спинами опасения со стороны поклонников серии Deus Ex, они крайне уважительно обошлись с приквелом – да, Deus Ex: Human Revolution является именно предысторией событий, случившихся в оригинале. На дворе 2027-й год, население всего мира проживает в огромных мегаполисах, которые можно заметить за несколько сот километров – благодаря свету в окнах гигантских небоскребов. Несмотря на существование множества политических строев, реальная власть в большинстве стран принадлежит крупным корпорациям, теневым сообществам и таинственным группировкам. Огромную роль в обществе играют импланты, с помощью которых человечество научилось бороться с большинством недугов. Буквально на каждом шагу в том же Детройте можно встретить человека с искусственной ногой, рукой, а то и телом.

В этот идеальный, с какой стороны не посмотри, сеттинг вписана история и нашего героя, специалиста по безопасности в компании Sarif Industries, Адама Дженсена. Человеком в привычном понимании этого слова бывший сотрудник полиции предстает лишь в самой завязке игры – уже спустя несколько минут происходит событие, навсегда изменившее его привычную жизнь. На его корпорацию совершают нападение какие-то террористы, своим почерком смахивающие на борцов против имплантов – в результате этого ЧП Адам оказывается на краю смерти. Однако спустя полгода у него появляется шанс найти виновных – врачи совершили настоящее чудо, вернув его с того света. Правда, своеобразный «come back» стоил немалого – по сути, Адам Дженсен превратился в киборга – благо, человеческий разум остался на месте.

Ощущение ремейка в новой игре просто поразительное, правда, почувствуют его только лишь те, кто действительно боготворит Уоррена Спектора за Deus Ex. Трудно себе представить, но разработчики умудрились впихнуть в общую канву истории практически все знаковые локации и события оригинала – китайский мегаполис со всеми его хитросплетениями улиц, ночной клуб «Улей», канализацию с безумным террористом, грозящим взорвать мегаполис к чертовой бабушке, «разборки» между детройтскими бандами Трущоб и мототрахерами, верного пилота Фарид Малик. Последнюю, если что, в одном из эпизодов можно спасти – о чем вы вряд ли пожалеете в будущем.

Несмотря на такое большое количество отсылок к культовому наследию, каких-либо нестыковок в сюжетах обеих игр не наблюдается – играя, веришь, что рассказывают о событиях, имевших место за пару десятков лет до оригинала. Ну разве что иногда кажется, что Адам Дженсен уж слишком совершеннее своего предшественника – благодаря современным технологиям, его экзекуции над врагами выглядят куда более эффектными. Но, согласитесь, такой недочет легко простить – разработчики постарались сделать все идеально и при таких объемах работы просто не могли даже и думать о таких вещах. Зато, словно пытаясь погрузить игроков в атмосферу Deus Ex: Human Revolution без остатка, придумали следующий оригинальный ход. На официальном сайте игры предлагается стандартная процедура с указанием своего возраста – все, наверное знают, что там необходимо выбрать дату своего рождения из выпадающего списка дней, месяцев и лет. Так вот, обратите внимание на список с годами – там они указаны вплоть до 2027-го, когда и разворачиваются события Human Revolution.

Структурно Deus Ex: Human Revolution крайне напоминает собой обе саги Mass Effect. Есть обязательные для выполнения миссии, которые двигают игроков дальше по сюжету, приближают к раскрытию мирового заговора. На роль вылазок на отдаленные планеты вполне сойдут прогулки по городам, в которых доведется бывать Дженсену. Их, по сути, всего два – Детройт и Шанхай, который разработчики, от греха подальше, назвали Хэнша. Однако не стоит думать, что этих мегаполисов недостаточно для полного погружения в атмосферу игры. Простора для маневров хватает с лихвой, главное – исследовать окружающий мир вдумчиво и без спешки.

Помимо торговцев оружием, праздно шатающихся гражданских и разгуливающих полицейских, в городах найдется немало интересного. Во-первых, побочные квесты, многие из которых на поверку оказываются едва ли не оригинальнее основных. Во-вторых, всевозможные электронные книги и дневники, не только еще больше раскрывающие игровую вселенную, но и имеющие практическую пользу – внимательные и любознательные не будут знать проблем с наличностью и смогут экипировать героя самым современным вооружением.

Конечно, искать приключения в городах между миссиями и сбиваться с главного «курса» никто не заставляет – в этом, кстати говоря, главная особенность Human Revolution. Вернее сказать, в постоянной свободе выбора. Самое удивительное в этой игре, и вы в этом сами убедитесь, потратив на знакомство с ней буквально полчаса, это то, что в этом мире нет никаких рамок и преград. Весь геймплей зависит только от воображения игрока – кто-то будет получать удовольствие от внимательного изучения каждого закоулка и чтения научно-фантастической литературы, кто-то обязательно попытается пройти всю игру абсолютно бесшумно – не устранив ни одного врага и ни разу не подняв сигнала тревоги, кто-то устроит форменный тир и с боем будет пробиваться к правде во всей этой «темной» истории. Сравнить такую свободу выбора практически не с чем – ну разве что представьте себе BioShock с десятками способами устранения врагов и возведите все это в куб, так как в Deus Ex: Human Revolution такое разнообразие распространяется не только на боевую систему, но и на все остальное.

Deus Ex Human Revolution - это приквел оригинальной игры, рассказывающий о заре нового, перешагнувшего технический барьер общества. За окном 2027 год и глава службы безопасности Sarif Industries Адам Дженсен флиртует с ведущим ученым корпорации Меган Рид в надежде на что-то большее. Меган светится от счастья - она сделала открытие, способное перевернуть представление о генной инженерии и биоимплантах раз и навсегда. Рид и Адам мило болтают, но эту любовную чехарду прерывает террористическая атака, уносящая жизни лучших специалистов компании и поставившая на ребро судьбу самого Адама. Спустя полгода, страдающий от депрессии Дженсен, возвращается на пост главы службы безопасности, чтобы еще глубже нырнуть в мир корпоративных войн, лжи и военных секретов. Только в этот раз он готов к трудностям с целым набором технических достижений.

После катастрофы Адам Дженсен - это не просто человек, а улучшенный человек с глазными имплантами, бионическими руками и усиленной грудной клеткой. И по желанию игрока он может стать еще лучше, прокачивая дополнительные способности, разумно расходуя полученные с очками опыта Praxis Points. Последние можно найти на улице, купить в медицинском центре или заработать выполняя задания. В распоряжении Адама также энергетические ячейки, которые просто необходимы для бега, перетаскивания тяжелых предметов и вырубания врагов. Прокачать их можно до пяти штук, но восстанавливаться будет только одна. Чтобы пополнить зарядом остальные - придется пить стимуляторы и есть энергетические батончики.

Deus Ex Human Revolution внимательна к желаниям игрока, предлагая наборы из способностей, наиболее соответствующих стилю игры каждого покупателя. Кибернетические легкие помогут выживать в отравленных помещениях и быстрее бегать, усиленные ноги смягчат падение с большой высоты, а невидимость и хакерские навыки помогут преодолеть лазерные заграждения, взломать компьютеры с ценной информацией и обратить против врага его же оружие - шагающих роботов и автономные турели.

Способности дают не только возможность выбора, но и новые варианты решений горячих проблем. Можно проникнуть в здание напролом, уничтожая все на своем пути, или воспользоваться канализацией и вентиляционными люками, или, активировав развитую социализацию и ферамоны, убедить охранника впустить вас внутрь. А можно просто спрыгнуть с крыши в шахту или пробить тонкую стену. Возможность выбора - основа игрового процесса, она же и ахиллесова пята Deus Ex Human Revolution. Выбор есть всегда, но в различных ситуациях доступны два или три решения, среди которых наиболее предпочтительными остаются вентиляционные шахты, взлом компьютеров и поочередное уничтожение врагов. Конечно, можно искать коды к компьютерам в записных книжках, но взломать их в разы проще и быстрее. Некоторые из способностей вроде прыжков с большой высоты или преодоления газовой камеры встречаются всего несколько раз за игру, видимо, чтобы хоть как-то оправдать потраченные игроком на прокачку драгоценные очки опыта.

Что касается прямых столкновений, то их при честной игре избежать очень сложно. И не потому что враг хитер и коварен, а от тупости искусственного интеллекта. Прямые конфликты в большинстве случаев заканчиваются смертью героя, даже если его броня достигла максимума, а в его руках самое мощное плазменное оружие. Три-четыре выстрела или случайное попадание в голову и Адама ждет мучительная по ожиданию перезагрузка. Приготовленные для тактических поединков укрытия и специальная система с возможностью перемещаться от третьего лица просто неудобна, а если пойти по пути непротивления злу насилием, то и в этом случае искусственный интеллект будет обнаруживать вас в самых невероятных ситуациях. Нередки ситуации, когда враг видит вас сквозь стену и при этом не слышит, как вы топаете мимо, с невероятным грохотом распихивая бочки, или пробивая кулаком стену. Но проблема даже не в обнаружении, а в странном поведении врагов, которые могут стрелять сквозь стену или глупо умирать застряв в проходе, лишая игрока вызова. Хотя для баланса на их стороне огневая мощь, хрупкость героя и случайные повреждения, вроде тех же выстрелов в голову с бесконечно долгой перезагрузкой. Но и в редкие минуты умственного сосредоточения противники не умеют координировать действия (как в том же Crysis) и вести тактические операции - они просто берут числом и случайно брошенными гранатами. При этом игрок может отстреливать их по одному, удирая с точки на точку по вентиляции или загрузить последнее сохранение до тревоги и попробовать незаметно проскочить еще раз.

Рукопашные поединки напоминают прошедшую незаметно The Born Conspiracy. Игрок может спокойно пить чай или газировку, пока главный герой красиво укладывает на пол одного (или несколько в случае прокачки) противников, убивая (долгое нажатие кнопки) или оглушая (быстрое нажатие). При этом убийство считается шумовым эффектом, провоцирующим подозрительность и тревогу. Специально для любителей стелса предусмотрена возможность оттаскивать тела и прятать в темных углах и вентиляционных проходах. Игрок может взламывать компьютеры и использовать многочисленных роботов и турели против пехоты, не вступая напрямую в бой. Более того, турели можно переносить с места на место и даже приносить с собой в комнаты с боссами.

Битвы с боссами в Deus Ex Human Revolution - одно из самых слабых мест игры. Перекаченные противники не только не дают выбора тактики, но и заставляют носиться кругами, восстанавливая здоровье и нанося максимальный урон из всех видов вооружений. И это скучно и раздражает. При этом боссы в отличие от Metal Gear Solid лишены уникальности, обаяния и своей части большой истории - это просто лидеры специального подразделения, обладающие теми же способностями, что и ваш герой, только на максимальном уровне прокачки.

Кроме боссов, Deus Ex Human Revolution уступает своему главному вдохновителю и в сюжете. Если первая половина игры пытается придерживаться стиля Blade Runner (и здесь становится грустно, что новую игру во вселенной Филиппа К. Дика отдали Gearbox), то ближе к середине появляется плохо реализованная тема Metal Gear Solid (с уровнем в стиле первой части серии) с раздумьями о технологиях, корпорациях и тайных кукловодах истории - иллюминати (привет, Патриотам). К концу история скатывается к корейской версии матрицы. Более того, многочисленные выборы и решения предлагающиеся игроку во время основной и вспомогательных линий, практически не влияют на поворотные точки, оставаясь иллюзией свободы, а финальный выбор реализован четырьмя кнопками с одинаково нудным видео роликом нарезки хроники в стиле все того же Metal Gear Solid 4. Это не говоря про совершенно бестолковые мотивации и нераскрытые образы главных антагонистов этой игровой вселенной. Во всяком случае, вовлеченность сторон и их мотивы, а также взаимоотношения с героем раскрыты на 10 процентов, включая странные откровения его любви всей жизни. И это особенно обидно, так как ветки диалогов и возможность надавить на персонажа в зависимости от его психотипа или поиск мирного решения из острой ситуации - являются частью атмосферы свободы и личного выбора.

Сырость Deus Ex Human Revolution видна во всем. Окружающие объекты по большей части лишены физики. Бочки, коробки, мусорный контейнер и мячик вот и вся интерактивная составляющая игры. Бутылки не бьются, столы не ломаются, а большую часть помещений, включая современную квартиру главного героя, оформляют все те же пустые коробки и в них, в отличие от MGS, невозможно спрятаться. Взлом компьютеров и дверей после максимальной прокачки способности взлома перестают быть вызовом и ломаются один за другим с закрытыми глазами. Мощное оружие неэффективно и занимает слишком много места, а редкие магазины испытывают дефицит модификаторов для оружия, даже в случае наличия у вас денег.

Deus Ex Human Revolution - по-своему революционный продукт, который теряет индивидуальность в сюжетном копировании Blade Runner и Metal Gear, в тупом искусственном интеллекте, многочисленных ошибках и недоработках. Битвы с боссами и медленные загрузки вместе с отсталым графическим движком вызывают чувство сожаления, но Deus Ex Human Revolution стоит своих денег из-за свободы выбора, интересных заданий, веток развития событий, ощущения давно забытого оригинала и главного героя, который много потерял в характере от неправильного выбора актера в русской версии игры.

Тестировалась версия для Xbox 360