Надежда роспись по дереву вологда. Вологодские росписи. В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Поэтому, в народном изобразительном искусстве нашли отражение и техника иконописания, и ее стилистические приемы, и ее терминология

Будем рисовать вот такой круглый поднос с хохломским узором.

Нам понадобится:

Кисти белка 1, белка 2, широкая плоская для фона, ваша любимая для вашего лака;

Краски (в принципе, любые укрывистые, но лучше водостойкие, например, темпера)

Эскиз на бумаге

Собственно поднос (у меня он диаметром 25 см по выступам фигурного края)

Лак (любой не сильно желтящий, я, например, использовала ПФ-283)

Немножко фантазии и много усидчивости:)

Покрываем наш поднос базовым фоном. В хохломе это золотой (мы не совсем точно соблюдаем оригинальную технологию), в вологодской (северной) разновидности хохломы используется серебряный фон, я же в данном случае поэскпериментировала, и взяла тёплый жемчужно-белый цвет.

Пока фон сохнет, да ещё и со всех сторон, у насесть куча времени на прорисовку эскиза. Об этом этапе я напишу чуть позже (на примере именно этого эскиза) в отдельном МК, сейчас же мы имеем уже готовый эскиз точно для нашего произведения, нарисованный на бумаге (у меня была калька).

Разместим готовый эскиз на нашем блюде, закрепим малярным скотчем и передавим шариковой ручкой с кончившимся стержнем на наше блюдо. Линии получатся не цветные, зато рельефные -- видимые только под определённым углом. Сфотографировать это у меня не получилось, так что смотрим фотографию следующего этапа -- тонкой кисточкой начинаем по этим линиям обводить чёрной краской.

На мой взгляд, для этого нет ничего лучше белки-1 и чёрной темперы, но если вам удобнее другими -- воля ваша.


Линии должны быть очень тонкими и аккуратными, так как фон потом у нас будет не везде чёрный, и неровные линии будут сразу заметны неаккуратным грязным пятном. При этом вовсе не надо заморачиваться на равномерную толщину на протяжении всей длины линии -- достаточно, если утолщения будут в гармоничных местах, например, в середине фигурной скобочки. Вот что должно получиться итоге.


При внимательном рассмотрении можно заметить, что некоторые линии, особенно зубчики листиков, не замкнуты. Это не от моей рассеянности или лени, а потому что при не-чёрном фоне так получается лучше. Если бы фон был ещё светлее (например, красный), да ещё и весь, а не как тут, зонарный, то и стебли надо было бы прорисовывать только одинарной линией -- вторая была бы цвета фона.

Также я решила не обводить ягодки чёрным, так они на данном этапе отрисованы не были, только ножки для них.

Теперь мы решаем, где именно будут проходить границы чёрного и голубого фонов, и начинаем заливку. Попутно оставляем незакрашенным место под ягодки. Для фона берём кисточку потолще -- отлично подойдёт белка-2 . Более того, если она не подходит, хочется взять кисть потолще -- значит, вы не лучшим образом составили эскиз, оставив слишком много места под фон:)



Сочтя, что оставлять место под ягодки несколько утомительно, тем более, что потом всё равно придётся уточнять их очертания, я применительно к голубой части фона попробовала обратный порядок.

Сначала ягодки:


А потом и голубой фон. Разницы по трудозатратности особой не заметила:)

Снова вооружаемся тонкой кистью и чёрной краской и делаем разживку. Немножко красных точечек, натыканных обратным концом кисточки, оживят картину.

Любуемся. Дожидаемся высыхания -- и идём с нашим шедевром к зеркалу, выискивать упущенные недочёты. Почему не просто смотрим? Да потому что глаз замылился, а так -- словно другой объект. Кроме зеркала ещё хорошо помогает сфотать и подробно рассмотреть. Например, тут становится видно светлое пространство между ягодками, которые на чёрном фоне. Исправляем все обнаруженные недочёты и пишем травку вокруг всего стебля и вообще, где много пустоты.

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Уверенный рисунок с упругими линиями черных контуров и раскраска в четыре цвета – белый, желтый, зеленый и красно-коричневый – придают пермогорским росписям неповторимые черты.

БДОУ СМР «Детский сад 27» Дидактическая игра «Вологодская роспись» Воспитатели: Михайлова М.Г. Савичева Л.Л г.


Поле да волок, да луг, да река – Вологда, Вологда, ты далека! Дивный царь-град над рекой Сухоной, Вологда, Вологда! Ты не со мной! Ты, словно лебедь, плывешь вдалеке, Перстень-кольцо у реки на руке! Обручена с дорогой стариной… Вологда, Вологда, ты не со мной! Кто тебе снится, царевна моя? Чьих лёгких лодок звенят якоря? Чьих светлых сказов шуршанье страниц? Кормишь ли нынче с ладони жар-птиц?


Как ты бытуешь да как ты живёшь? Ткёшь полотенца ли, песни поёшь? Иль убираешь наряд в кружева? Вологда-ладушка, чем ты жива? Вологда-лада живёт, как поёт, Всё узорочья-услады плетёт, Дарит Россиюшку льном-молоком… Северным солнцем богат каждый дом! А отчего столько солнца в домах? Ведь Сухона, и Шексна, и Двина Целую зиму укрыты снежком, Солнышко скрыто за тем бочажком!


Ну а на что же смекалка у нас? Солнышко светит отрадою глаз – На деревцах-поставцах расписных, Досочках липы, берёзы, сосны! В каждом дому – сундучок да ларец, Полочка, блюдце да ларь-кладенец, Хлебница, короб – для кухни набор, В разных узорах, что радуют взор! Роспись Глубоковки, роспись Шексны, И Верховажья счастливые сны… Сказки, легенды старинной земли В росписях Вологды жизнь обрели!





К северным графическим росписям XVIII в. относится группа расписных деревянных коробов кубической формы с откидными крышками и деревянными решетками, укрепляющими снаружи их днища. Роспись одного из них по традиции определяется как вологодская. Это короб-укладка, расписанный снаружи кистью прямо по лубу смелыми размашистыми черными контурами в сочетании с раскраской красным и зеленым цветом. Изображенные лев, птицы, растения и особенно фигуры пьющих вино людей с бокалами в руках поражают экспрессией лаконичного рисунка.

Короб. Конец XVII - начало XVIII вв.
Вологодская губ.


Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней "наиболее старые художественные традиции" графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы - все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в. Есть сходство и с росписью крышки сундука из Сольвычегодска.

На близость к центрам Вологодского края - Великому Устюгу и Сольвычегодску - указывают техника и характер изображения внутри крышки короба, где по тонкому слою мелового грунта четко прорисованы попугай и цветочная веточка. Более точно определить центр производства этих росписей пока не удается. Выяснение этого вопроса – дело будущих поисков и исследований.


Короб. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей


Деталь росписи внутри крышки короба.

К кругу вологодских графических росписей XVIII в. относятся еще три произведения. Большой лубяной короб-укладка расписан снаружи и внутри на крышке по белому фону. Птицы, растительные мотивы - тюльпаны, кустики с ягодами, дерево с многоярусной кроной близки к устюжским. Фигуры, поставленные в легких ракурсах, и особенно изображение гуляющей рука об руку пары в саду в прошлом искусстве аналогий не имеют. Возможно, прототипами им послужили гравюры или лубочные картинки западноевропейского происхождения.


Коробки. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей

Два других коробка также снаружи украшены белофонной росписью: завитками, похожими на волюты и цветы, и мотивами, подобными картушам в резьбе по кости, в чекане по меди XVIII в. Здесь, по-видимому, несколько неуклюже, сбивчиво по рисунку интерпретируются элементы барочной и рокайльной орнаментации. Фигурка кавалера внутри крышек позаимствована в русских лубках.


Н.В.Тарановская

Литература:
. Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. С.К.Просвиркина, С.К.Жегалова. Расписные сундуки XVII-XVIII вв. - В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967
. В.М.Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII - ХХвв. - В кн.: Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ веков. М., 1974
. В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971

Вологодская земля является родиной многих замечательных промыслов. Особое место среди них занимает роспись по дереву, которая имеет богатое разнообразие видов. Она была широко распространена на Русском Севере в конце 19-20 веков. В каждой местности на протяжении столетий были выработаны свои приемы, и свой своеобразный язык росписи.

Вологодская роспись - одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью Вологодской росписи является декоративность и реальность воспроизведения природы - ягод, листьев, цветов.

Подарки с вологодской росписью приносят в дом радость, они не только красивы, но и практичны в использовании.

Роспись украшает бочата (от 300 рублей), салатники (от 300 рублей), конфетницы (от 400 рублей), ложки (от 160 рублей) и другие изделия. Нарядные и праздничные изделия с вологодской росписью приносят радость в наш дом, служат хорошим подарком, и в то же время всеми предметами можно пользоваться в быту, они утилитарны, добротны и прочны.

Шекснинская «золоченка» — необычно яркая, «огненная роспись». Корнями уходит в древнерусскую культуру, напоминая травные орнаменты икон и рукописных книг. Основные мотивы росписи — причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор.
Выполняется под заказ.