Многомерный мир • • •. Иная реальность или в мире многомерных измерений

Экология познания: Самая большая проблема у теоретических физиков - как объединить все фундаментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное) в единую теорию. Теория суперструн как раз претендует на роль Теории Всего

Считаем от трёх до десяти

Самая большая проблема у теоретических физиков - как объединить все фундаментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное) в единую теорию. Теория суперструн как раз претендует на роль Теории Всего.

Но оказалось, что самое удобное количество измерений, необходимое для работы этой теории - целых десять (девять из которых - пространственные, и одно - временное)! Если измерений больше или меньше, математические уравнения дают иррациональные результаты, уходящие в бесконечность - сингулярность.

Следующий этап развития теории суперструн - М-теория - насчитала уже одиннадцать размерностей. А ещё один её вариант - F-теория - все двенадцать. И это вовсе не усложнение. F-теория описывает 12-мерное пространство более простыми уравнениями, чем М-теория - 11-мерное.

Конечно, теоретическая физика не зря называется теоретической. Все её достижения существуют пока что только на бумаге. Так, чтобы объяснить почему же мы можем перемещаться только в трёхмерном пространстве, учёные заговорили о том, как несчастным остальным измерениям пришлось скукожиться в компактные сферы на квантовом уровне. Если быть точными, то не в сферы, а в пространства Калаби-Яу. Это такие трёхмерные фигурки, внутри которых свой собственный мир с собственной размерностью. Двухмерная проекция подобный многообразий выглядит приблизительно так:

Таких фигурок известно более 470 миллионов. Которая из них соответствует нашей действительности, в данный момент вычисляется. Нелегко это - быть теоретическим физиком.

Да, это кажется немного притянутым за уши. Но может, именно этим и объясняется, почему квантовый мир так отличается от воспринимаемого нами.

Точка, точка, запятая

Начнём с начала. Нулевое измерение - это точка. У неё нет размеров. Двигаться некуда, никаких координат для обозначения местонахождения в таком измерении не нужно.

Поставим рядом с первой точкой вторую и проведём через них линию. Вот вам и первое измерение. У одномерного объекта есть размер - длина, но нет ни ширины, ни глубины. Движение в рамках одномерного пространства очень ограничено, ведь возникшее на пути препятствие не обойдёшь. Чтобы определить местонахождение на этом отрезке, понадобится всего одна координата.

Поставим рядом с отрезком точку. Чтобы уместить оба эти объекта, нам потребуется уже двумерное пространство, обладающее длиной и шириной, то есть, площадью, однако без глубины, то есть, объёма. Расположение любой точки на этом поле определяется двумя координатами.

Третье измерение возникает, когда мы добавляем к этой система третью ось координат. Нам, жителям трёхмерной вселенной, очень легко это представить.

Попробуем вообразить, как видят мир жители двухмерного пространства. Например, вот эти два человечка:

Каждый из них увидит своего товарища вот таким:

А при вот таком раскладе:

Наши герои увидят друг друга такими:


Именно смена точки обзора позволяет нашим героям судить друг о друге как о двумерных объектах, а не одномерных отрезках.

А теперь представим, что некий объёмный объект движется в третьем измерении, которое пересекает этот двумерный мир. Для стороннего наблюдателя, это движение выразится в смене двумерных проекций объекта на плоскости, как у брокколи в аппарате МРТ:

Но для обитателя нашей Флатландии такая картинка непостижима! Он не в состоянии даже представить её себе. Для него каждая из двумерных проекций будет видеться одномерным отрезком с загадочно переменчивой длиной, возникающим в непредсказуемом месте и также непредсказуемо исчезающим. Попытки просчитать длину и место возникновения таких объектов с помощью законов физики двумерного пространства, обречены на провал.

Мы, обитатели трёхмерного мира, видим всё двумерным. Только перемещение предмета в пространстве позволяет нам почувствовать его объём. Любой многомерный объект мы увидим также двумерным, но он будет удивительным образом меняться в зависимости от нашего с ним взаиморасположения или времени.

С этой точки зрения интересно думать, например, про гравитацию. Все, наверное, видели, подобные картинки:


На них принято изображать, как гравитация искривляет пространство-время. Искривляет... куда? Точно ни в одно из знакомых нам измерений. А квантовое туннелирование, то есть, способность частицы исчезать в одном месте и появляться совсем в другом, причём за препятствием, сквозь которое в наших реалиях она не смогла бы проникнуть, не проделав в нём дыру? А чёрные дыры? А что, если все эти и другие загадки современной науки объясняются тем, что геометрия пространства совсем не такая, какой мы привыкли её воспринимать?

Тикают часики

Время добавляет к нашей Вселенной ещё одну координату. Для того, чтобы вечеринка состоялась, нужно знать не только в каком баре она произойдёт, но и точное время этого события.

Исходя из нашего восприятия, время - это не столько прямая, как луч. То есть, у него есть отправная точка, а движение осуществляется только в одном направлении - из прошлого в будущее. Причём реально только настоящее. Ни прошлое, ни будущее не существуют, как не существуют завтраки и ужины с точки зрения офисного клерка в обеденный перерыв.

Но теория относительности с этим не согласна. С её точки зрения, время - это полноценное измерение. Все события, которые существовали, существуют и будут существовать, одинаково реальны, как реален морской пляж, независимо от того, где именно мечты о шуме прибоя захватили нас врасплох. Наше восприятие - это всего лишь что-то вроде прожектора, который освещает на прямой времени какой-то отрезок. Человечество в его четвёртом измерении выглядит приблизительно так:


Но мы видим только проекцию, срез этого измерения в каждый отдельный момент времени. Да-да, как брокколи в аппарате МРТ.

До сих пор все теории работали с большим количеством пространственных измерений, а временное всегда было единственным. Но почему пространство допускает появление множественных размерностей для пространства, но время только одно? Пока учёные не смогут ответить на этот вопрос, гипотеза о двух или более временных пространствах будет казаться очень привлекательной всем философам и фантастам. Да и физикам, чего уж там. Скажем, американский астрофизик Ицхак Барс корнем всех бед с Теорией Всего видит как раз упущенное из виду второе временное измерение. В качестве умственного упражнения, попробуем представить себе мир с двумя временами.

Каждое измерение существует отдельно. Это выражается в том, что если мы меняем координаты объекта в одной размерности, координаты в других могут оставаться неизменными. Так, если вы движетесь по одной временной оси, которая пересекает другую под прямым углом, то в точке пересечения время вокруг остановится. На практике это будет выглядеть приблизительно так:


Всё, что Нео нужно было сделать - это разместить свою одномерную временную ось перпендикулярно временной оси пуль. Сущий пустяк, согласитесь. На самом деле всё намного сложнее.

Точное время во вселенной с двумя временными измерениями будет определяться двумя значениями. Слабо представить себе двумерное событие? То есть, такое, которое протяжённо одновременно по двум временным осям? Вполне вероятно, что в таком мире потребуются специалисты по составлению карты времени, как картографы составляют карты двухмерной поверхности земного шара.

Что ещё отличает двумерное пространство от одномерного? Возможность обходить препятствие, например. Это уже совсем за границами нашего разума. Житель одномерного мира не может представить себе как это - завернуть за угол. Да и что это такое - угол во времени? Кроме того, в двумерном пространстве можно путешествовать вперёд, назад, да хоть по диагонали. Я без понятия как это - пройти через время по диагонали. Я уж не говорю о том, что время лежит в основе многих физических законов, и как изменится физика Вселенной с появлением ещё одного временного измерения, невозможно представить. Но размышлять об этом так увлекательно!

Очень большая энциклопедия

Другие измерения ещё не открыты, и существуют только в математических моделях. Но можно попробовать представить их так.

Как мы выяснили раньше, мы видим трёхмерную проекцию четвёртого (временного) измерения Вселенной. Другими словами, каждый момент существования нашего мира - это точка (аналогично нулевому измерению) на отрезке времени от Большого взрыва до Конца Света.

Те из вас, кто читал про перемещения во времени, знают какую важную роль в них играет искривление пространственно-временного континуума. Вот это и есть пятое измерение - именно в нём «сгибается» четырёхмерное пространство-время, чтобы сблизить две какие-то точки на этой прямой. Без этого путешествие между этими точками было бы слишком длительным, или вообще невозможным. Грубо говоря, пятое измерение аналогично второму - оно перемещает «одномерную» линию пространства-времени в «двумерную» плоскость со всеми вытекающими в виде возможности завернуть за угол.

Наши особо философско-настроенные читатели чуть ранее, наверное, задумались о возможности свободной воли в условиях, где будущее уже существует, но пока ещё не известно. Наука на этот вопрос отвечает так: вероятности. Будущее - это не палка, а целый веник из возможных вариантов развития событий. Какой из них осуществится - узнаем когда доберёмся.

Каждая из вероятностей существует в виде «одномерного» отрезка на «плоскости» пятого измерения. Как быстрее всего перескочить из одного отрезка на другой? Правильно - согнуть эту плоскость, как лист бумаги. Куда согнуть? И снова правильно - в шестом измерении, которое придаёт всей этой сложной структуре «объём». И, таким образом, делает её, подобно трёхмерному пространству, «законченной», новой точкой.

Седьмое измерение - это новая прямая, которая состоит из шестимерных «точек». Что представляет собой какая-либо другая точка на этой прямой? Весь бесконечный набор вариантов развития событий в другой вселенной, образованной не в результате Большого Взрыва, а в других условиях, и действующей по другим законам. То есть, седьмое измерение - это бусы из параллельных миров. Восьмое измерение собирает эти «прямые» в одну «плоскость». А девятое можно сравнить с книгой, которая уместила в себя все «листы» восьмого измерения. Это совокупность всех историй всех вселенных со всеми законами физики и всеми начальными условиями. Снова точка.

Тут мы упираемся в предел. Чтобы представить себе десятое измерение, нам нужна прямая. А какая может быть другая точка на этой прямой, если девятое измерение уже покрывает всё, что только можно себе представить, и даже то, что и представить невозможно? Получается, девятое измерение - это не очередная отправная точка, а финальная - для нашей фантазии, во всяком случае.

Теория струн утверждает, что именно в десятом измерении совершают свои колебания струны - базовые частицы, из которых состоит всё. Если десятое измерение содержит себе все вселенные и все возможности, то струны существуют везде и всё время. В смысле, каждая струна существует и в нашей вселенной, и любой другой. В любой момент времени. Сразу. Круто, да? опубликовано

Представить себе другие измерения, помимо трех, в которых мы живём действительно сложно. Но можно. Предлагаю попробовать сделать это.

Для лучшего понимания давайте представим себя в одномерном мире. Нам жителям трехмерного пространства это легко сделать. В одномерном мире, есть только одно измерение. Назвём его «длина». Давайте попробуем почувствовать, как трудно будет представителю одномерного мира проедставить себе, понять и описать простейший пример из нашего трёхмерного мира.

Итак задача: представитель одномерного мира, (одномер) пытается описать и представить себе комнату - в самом простом случае: Четыре стены, дверь, через которую он входит (вползает, так как у него нет ног, это уже другое измерение "высота"), пол и потолок.

Итак, наш одномер входит в двери и отмечает для себя начало (границу) нового мира. Дойдя до стены, он отмечает пройденное растояние. И получает некое представление о комнате в которой он оказался. Понимаете(?), что это представление далеко от истинного? (Это только длинна!). Чтобы получить полное представление о помещении, он должен, подобно электронному лучу, рисующему «картинку» на экране телевизора, строчку за строчкой, промерять длину комнаты от стены до стены. А затем, и это для него будет самым сложным(!), представить себе, свести в единую "плоскую картину" (это уже друхмерное пространство!) результаты промеров длины. Не забывайте, что понятие «ширина» ему неведома! А уж чтобы получить объемное представление, он должен аналогичным образом обследовать и стены, то есть "высоту". А затем вновь попытаться свести воедино все результаты измерений! Понимаете(?!), что это практически непосильная для него задача!

"Плоскатику", воображаемому жителю двухмерного мира, "живущему" в "мире" длинны и ширины, но которому не ведомо понятие "высоты", это сдедать гораздо проще. У него есть "зрительное восприятие", понимание длины и ширины! Но, в отличие от нас нет понимания высоты! Он сам, и весь воспринимаемый им мир - "ПЛОСКИЙ"!

Видимо Вы, наблюдали забавную картину, когда муравей оказавшись на поверхности листа, паникуюет добежав до его края. Шок! Край плоскости! Конец! Разворачивается и бежит назад.

"Одномерцу" и "Плоскатику", сложно представить объёмный мир, и даже кривую поверхность. Аналогия: Посадите муравья, (представителя "Плоскатика") на лист бумаги свернутый кольцом. Постепенно поворачивайте кольцо, чтобы муравей был всё время вверху. Он будет круг за кругом бежать по кольцу, считая, что бежит прямо. Но, мы трёхмерные, четко видим, что он бежит по кольцу (кругу)!.

А теперь представьте, что "Плоскатик" - (житель двухмерного мира) стоит перед закрытой дверью в другую комнату. Ему не видно, кто там и что там! И он этого не узнает пока не откроет дверь! Но, нам трёхмерным, «сверху»(!), всё это прекрасно видно! (Смотрите приведенную картинку плана дома. «Вид сверху»).

Отсюда 1-й вывод: «МИР НИЗШЕГО УРОВНЯ», виден как говорят, «КАК НА ЛАДОНИ».

А теперь попробуем представить следующий, 4-й уровень многомерности.
Для примера, возьмём четырёх угольную пирамиду, и посмотрим на неё со стороны основания. Что мы увидим? Правильно! Квадрат, четырёхугольник! (Вершина нам не видна!). То есть, объёмно, глядя только из одной этой точки, мы её увидеть и правильно оценить не сможем! Нам надо для объемного представления, посмотреть на неё из других точек (зрения), увидеть под другим углом зрения! Глядя только со стороны основания, таким-же квадратом, четырёхугольником, будет выглядеть и усечёная пирамида, и куб и параллелепипед. Но, чтобы сразу «увидеть всю фигуру», нам потребуется «третий глаз»! Глаз, который бы видел эту фигуру с третьей стороны!

А для полноценного представления и этого мало, (вдруг, там есть углудления, отверстия, выемки, изьяны на гранях!). И соответственно и мозг наш, должен был-бы, всё это свести воедино(!), и «увидеть» картинки видимые глазами, как единое целое! Не случайно мы, незнакомую вещь «крутим, вертим», рассматривая со всех сторон. Интерсно отметить, что специалисты изучающие мозг человека, отмечают, что он задействован много менее чем на половину. Может быть он расчитан на МОГОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА?

Есть выражение, увы, не знаю кому оно принадлежит:


Смотреть на мир умеет разум,
Потому что смертный глаз
В заблужденье вводит нас.

Теперь попробуем перейти к четвёртому измерению. Посмотрите на свою ладонь. А теперь с другой стороны...
Видите или одну или другую сторону... А теперь поставьте ладонь верткально между газ, закрывая поочередно глаза видно и одну и другую сторону! То есть, Вы видите ладонь - ОДНОВРЕМЕННО! Т.Е. ОБЪЁМНО!

А сейчас представьте, что у вас на ладони (на тыльной и внешней стороне) приклеены игральные карты. И что у Вас есть третий глаз, между имеющимися двумя! Вы бы смогли увидеть и рисунок "обложки карт"!

Многомерное видение и подразумевает это. Выражение "Видеть насквозь" не отсюда ли? Это всё равно, что «одномер», который идёт по коридору, но не замечает «боковых» дверей! Для него их нет!!! В его одномерном постранстве!!! У него нет понятия право-лево, есть только одно измерение - прямо!!!

Обычно под четвертым измерением понимают время. Попробуем рассмотреть такую аналогию: Вы скачали фильм, он у Вас хранится в виде файла. Название файла, (комментарии и отзывы о нём, Вам вероятно известны). Но! Но, деталей фильма Вы не знаете! Это похоже на аналогию с четырёхугольной пирамидой. Вроде-бы есть некое представление, но полной объёмной «картины» нет! Вспомните пример, с одномерцем изучающим комнату! Сколько времени и сил и умственного напряжения ему нужно приложить для построения единой картины!

Но, просмотрев фильм, Вы теперь знаете его в деталях, и легко можете при желании найти нужную «сцену» и кадр. И хотя фильм, как и наша жизнь, состоит из отдельных «кадров», с течением времени, это позволяет нам накопить «ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ», который и ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕМНЫМ ВИДЕНИЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ, КАЖДОГО ИЗ НАС. Вот и ответ: «ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПРОИХОДИМ В ЭТОТ МИР».

Вернусь к приведённой выше цитате, четверостишию:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум,
Потому что смертный глаз
В заблужденье вводит нас.

Каким непривычным выглядел бы наш Мир, имея бы мы возможность видеть его не только в видимом нами свете. Но, и в диапозоне радиоволн, инфракрасном и ультафиолетовом свете, альфа, бетта, рентгеновском и гамма излучениях! Да и мало ли ещё каких, не ведомых нам!

В Ведах упоминаютя Леги и Арлеги, жители миров наделённых способностью воспринимать множество измерений. Мне кажется в религиозном понимании - это Ангелы Хранители. Им видима суть вещей, на недоступном для нас уровне. Они способны видеть наш мир «изнутри», и даже в будущем. Подобно примеру с картами и фильмом. Точно так-же, как мы можем видеть, из своего трёхмерного мира - воображаемый мир «плоскатиков», рассмотренный на примере плана дома, приведенного на рисунке.

Теперь становиться понятным выражение: Бог не мякишка, ОН ВСЁ ВИДИТ! ...

Вторй вывод: многомерное видение - это видение предмета оновременно с разных сторон, на различном уровне. Видение предмета "изнутри и во времени", в различных диапозонах физического восприятия. Вплоть до элементарного понимания на атомарном уровне, и всех изестных и неизвестных диапозонах электромагнитных излучений.

Итог: не рассчитываю, что все и всё поняли. Но, надеюсь, каплю интереса к данному вопросу добавил.
PS: на ютубе есть много роликов поясняющих понимание многомерности. Это завораживающе интересно.
С уважением,

Измерения различных уровней этого мира
присутствуют здесь и сейчас, они взаимосвязаны.

Друнвало Мелхиседек

О том что существует «иная реальность», не принадлежащая известному физическому миру, человечество догадывалось с давних времен. Еще Аристотель в своей «Метафизике» писал: «Помимо людей, зверей, птиц и других известных нам форм жизни, в нашем мире есть и обладающие тонким, эфирным телом и потому невидимые разумные сущности, которые столь же реальны, как и те, что мы видим».

«Эти разумные сущности возникли на самой заре существования Вселенной, - говорил К.Э.Циолковский. - И за миллиарды лет своего бытия они достигли венца совершенства, будучи устроены не так, как мы, а из несравненно более разреженной материи, и живут среди нас невидимыми».


Наша неспособность к восприятию “невидимого мира” заинтересовала исследовательницу А.Дэвид-Нил из Франции. Будучи в Тибете, она спросила лам о причинах такого «зрительного парадокса». И ламы ей ответили: «Где бы мы ни были, нас окружает множество объектов. И наш взгляд вмещает их все, но обыденное сознание фиксирует из великого множества только привычные. Остальные, даже находящиеся в поле зрения, не входят в зону внимания. Зрение может воспринимать и непривычные сущности, но обыденное сознание их не приемлет, не впускает в себя. Потому такие объекты и кажутся нам невидимыми».

Вот почему обладавшая просветленным сознанием болгарская слепая на вопрос, может ли она видеть невидимок, отвечала: «Да. Это прозрачные фигуры, какими человек видит свой образ в воде».

В отличие от объектов, которые проявляются в координатах привычного нам мира, сущности вне его, и пространствах часто бывают «безвидными», то есть вообще лишенными внешнего облика. В этом убедился на собственном опыте в 1954 году ученый Джон Лилли из Америки. Ставя эксперименты, он на протяжении многих часов пробыл в так называемой изоляционной ванне, лишенной доступа извне малейшей информации к органам чувств. «Я прошел через сноподобное состояние типа транса, - говорил Лили о своих ощущениях. - Но не на миг не утратил сознания проводимого эксперимента. Какая-то часть меня все время знала, что я погружен в воду, в темноту, в молчание…».
В таком состоянии Лили вдруг почувствовал «приближение двух безликих существ, которые не были разумны. Они приблизились ко мне из огромного пустого пространства, где во все стороны нет ничего, кроме света. Очень трудно изложить опыт общения с ними в словах, так как обмена словами не было».

Исходя из пережитого, Лили отметил, что «в мире, в котором мы живем, присутствуют и другие существа, которых мы обычно не можем ни почувствовать, ни воспринять».
Соотечественник Лили, известный космолог Карл Саган, сказал, в свою очередь, по этому поводу: «Самые великие формы жизни могут быть так необычны и причудливы по виду, химическому строению и поведению, что их невозможно идентифицировать как привычную нам жизнь».

Саган считает, что подобные существа состоят из элементарных частиц и наделены свойствами, абсолютно непривычными для людей. Они способны свободно проникать сквозь любые тела и предметы нашего мира, пропускать через себя свет, сами оставаясь при этом невоспринимаемыми для человеческого глаза. Способ их взаимодействия с окружающей средой отличается от известного нам настолько, насколько отличны от человеческого смысл и ценности их бытия. Все потому, что мотивы их поступков находятся в ином измерении.

Существуют только некоторые места в нашем пространственно-временном континууме, через которые возможны ощущения присутствия этих сущностей. Некоторые из них ненадолго попадают в наш мир как бы ниоткуда, другие большую часть времени находятся незримо среди нас. Они способны приходить и уходить, появляться и исчезать, путешествуя туда-сюда. Такие сущности являются многомерными существами, обитателями странного для нас мира с иным количеством измерений, осознание которого не подчинено законам формальной логики. Саган уверен, что эти существа имеют собственную иерархию и весьма отличную от нашей систему ценностей.

Любопытно, что первые эксперименты по прорыву в мир иных измерений научно-техническими средствами проводились в конце XIX столетия гением электротехники Николо Теслой (1856–1943 г.). Тесла увлекался сверхъестественными явлениями и сам регулярно переживал таинственные «видения». Свой путь в электронику он начал с того, что стал изучать воздействие электромагнитных полей на психику людей. По словам изобретателя, осознать в себе призвание электроинженера ему помог ученый из Англии Вильям Крукс, с которым Тесла годами вел переписку . В музее Теслы в Белграде хранится письмо Крукса, датированное 1893 г. В нем англичанин благодарит серба за присланную им «электромагнитную спираль», поле которой дает возможность ясней видеть очертания духов. Сам Тесла рассматривал такой прибор как часть своего честолюбивого плана по созданию всепланетной системы коммуникации, способной свободно проникать за пределы известного нам пространства и времени.

Сейчас многие ученые не скрывают своего удовлетворения по поводу того, что воплощение в жизнь идей Теслы о способах связи с иными мирами ограничились отдельными и мало кому известными экспериментами. Этих исследователей можно понять: легко выпустить джина из кувшина, а что после? В особенности, если учесть то обстоятельство, что земная история знает сотни случаев, когда мир иных измерений, не особо заботясь о планах и настроениях людей, бесследно и навсегда засасывал их в свои призрачные глубины.

Физик из Америки Родни Дэвис в своем архиве имеет несколько сотен подобного рода сообщений со всего мира, которые он заботливо отыскал в церковных книгах, легендах, полицейских хрониках. Кто только не числиться в списке жертв иномерных пространств: народные герои и короли, солдаты и молодые девушки, дети и дряхлые старики, поэты и ученые, арестанты и дипломаты, богобоязненные и одержимые бесами. Для иллюстрации приведем некоторые имена и факты из мрачного списка ушедших в никуда.

Ромул - один из основателей Рима - исчез бесследно во время смотра своих войск на открытом пространстве: в мгновенно налетевшей буре, он словно растворился в воздухе…

Грек Клеомед, в прошлом, борец, победитель Олимпиады, спасаясь от погони, спрятался в большом сундуке в храме Афины. Преследователи подняли крышку сундука и увидали, как Клеомед на глазах растворяется в его внутренностях…

Исчезла с погребальных носилок древнегреческая царица Алкмена, мать Геркулеса, на которых многолюдная процессия доставляла ее тело на кладбище для проведения погребального ритуала…

Тело раненного в битве над Тразименским озером консула Кая Фламиния было обнаружено его соратниками среди погибших, после чего тут же исчезло. Поиски среди трупов, которые проводились, как римскими легионерами, так и врагами, оказались напрасными…

Урсула Дехгин, 25-ти летняя жительница Аугсбурга - одна из множества несчастных, которым во времена «охоты на ведьм», в XVI столетии выпала ужасная участь сгореть заживо на костре. Стоявшие поблизости места казни видели, как потерявшая сознание девушка сползает вниз, в бушующее пламя, уже испепелившее веревки. Но, среди пепла и обгоревших поленьев судьи не нашли даже малейшего вещественного доказательства сожжения человека на костре. Родственники немедленно потребовали реабилитации Урсулы, так как считали, что девушка из пламени вознеслась прямо на небеса. В Аугсбурге набрал широкого размаха культ невинно осужденной. Ее духу молились родственники тех женщин, которых епископская стража бросала в подземные темницы за подозрения в связях с дьяволом…

Во французском городе Арле в Троицын день 1579 года очень религиозная дочь мещанина Пьеретта Дарней несла в церковной процессии фигурку святой Клары. Внезапно, на глазах многочисленных верующих и духовенства девушка начала становиться прозрачной и после исчезла вместе с фигуркой. Там, где ее видели в последний миг, осталась муслиновая вуаль, сорванная непонятно откуда взявшимся ветром…

Дипломат из Англии Бенджамен Батхерст в ноябре 1805 года, по свидетельствам его слуги и двух слуг гостиницы, как писалось в местной прессе, «как бы провалился под землю» подходя к карете. Произошло это в немецком местечке Перлеберг, недалеко от Гамбурга. Вместе с несчастным исчезла папка с документами и соболиная шуба, в которую он намеревался укутаться в поездке, прячась от осеннего холода. Несчастного разыскивали 25 лет…

Авантюрист из Франции Дидеричи, угодивший в крепость Вислоустье в Гданьске, во время прогулки арестантов по тюремному двору стал исчезать на глазах растерявшейся стражи. В конце-концов он растворился в воздухе. Его кандалы со звоном упали на землю…

Коневод Уильямсон из Америки дематериализовался солнечным утром по среди собственного двора в присутствии жены и конюхов…

В марафонском забеге в городе Ковентри (Англия) (1896 г.) принимал участие молодой доктор Джеймс Ворсон. Рядом с ним в экипаже ехали трое приятелей, подбадривающие доктора. Вдруг Ворсон на бегу пошатнулся и издал крик. Приятели кинулись к нему, но доктор неожиданно… исчез. «Он не упал и не прикоснулся к земле, - говорил один из приятелей доктора, корреспондент газеты «Ковентри Пост» Ник Олби, - он попросту пропал на наших глазах». Следы Ворсона нигде обнаружены не были…

1952 года — зимним вечером 16-ти летний Чарльз Эшмор (Рихервед, английское предместье Честерфилда) вышел из дома и пошел к колонке накачать воды. Прошло 5 минут, 15, 40, 2 часа, но парень не возвращался. Все домочадцы и соседи направились на поиски Чарльза. Поиски длились три дня, но кроме следов парня, обрывавшихся на только что выпавшем снегу, ничего другого найти не удалось. Скоро соседи начали рассказывать друг другу, что на том месте, где оборвались следы юного Эшмора, часто слышались его крики о помощи, он, невидимый, называет людей по именам и умоляет помочь ему «выбраться на белый свет». Само семейство Эшморов переехало, не в силах больше слышать потусторонний голос Чарльза…

1963 год — на польском аэродроме в Катовице проходила тренировка пилотов спортивных самолетов. Все было нормально, пока посадку не запросил 27-и летний Лешек Матыс. Спустя две минуты, когда «Сесна» Матыса коснулась колесами полосы, самолет, не закончив посадку, исчез. Диспетчер еще на протяжении нескольких минут после исчезновения самолета с полосы слышал отчаянный голос летчика, который пытался понять, что произошло…

1971 год — мировой судья Огест Пек из Галлатина, штат Вайоминг (Америка) направился в гости к своему знакомому Девиду Лангу. Последний, увидав в окно приближающегося Пека, вышел из дома ему навстречу. Но в шагах десяти от друга судья неожиданно исчез, словно провалившись сквозь землю. На месте исчезновения думали найти скрытую яму или трещину земной поверхности. Но все было напрасным. Но зато спустя три года дети Девида обнаружили, что там, где пропал безвозвратно бедный судья, пасущиеся животные не щипали траву на участке диаметром в шесть метров. Там же им довелось однажды услыхать и голос пропавшего, звучащий откуда-то из глубины и взывающий о помощи…

1983 год — в пробке на автостраде в штате Индиана Марта Гордон по просьбе мужа вышла из машины, чтобы протереть переднее стекло. Взяла губку, сделала несколько движений, и … исчезла. Полиция долго проводила допросы мужа и других водителей. Мистера Гордона с пристрастием проверили на «детекторе лжи», фотография его бедной супруги несколько месяцев не сходила со спецвыпусков федерального розыска. Безрезультатно…

1999 год, 23 сентября – английский дипломат Пол Джоунс приехал вместе с женой и двумя дочерями к Великим Пирамидам, чтобы в очередной раз по хорошо знакомому маршруту покататься всей семьей на верблюдах. Четверо наездников уселись на знакомых им по предыдущим прогулкам животных, четверо арабов взялись за поводья, и процессия направилась в обход пирамиды Хуфу. Весь маршрут занимал 34 мин. Когда спустя 40 мин. караван не возвратился, хозяин турбюро послал подростка на коне узнать, не произошло ли чего. Всадник вернулся очень быстро и доложил, что каравана на маршруте нет. Хозяин с несколькими помощниками с тщательностью обследовал всю территорию возле пирамид и Сфинкса. Поиск никаких результатов не дал. Спустя два часа территорию Великих пирамид (а это целых 26 гектаров) прочесывал отряд полицейских с участием агентов службы безопасности посольства и журналистов. Семью дипломата, четырех проводников-арабов и четырех верблюдов искали на протяжении семи суток, была также тщательно осмотрена береговая линия, но ни малейшего следа пропавших не обнаружили. С того времени, как прогулочный караван свернул за угол пирамиды, его никто больше не видел.

Проявление многомерного мира разнообразно и непредсказуемо. Наивным было бы полагать, что он разговаривает с нами малопонятным и страшным языком феномена , животных, самолетов. По большому счету, он, этот мир, общается с каждым из нас и - гораздо чаще, чем можно себе представить. Ведь «голос свыше», «шепот безмолвия», сюрреалистическая картина, «космическая» музыка, красивые - все это также оттуда - из странного и малопонятного многомерного мира. Надо попросту уметь замечать его знаки и не стесняться передавать полученную информацию людям.

Томас Бирден - подполковник армии США в отставке, профессиональный разведчик, в свой время занимался экспертизой ядерных вооружений. Он написал книгу «Инструкция по использованию Экскалибура», в которой рассказал о различных , с которыми ему доводилось сталкиваться во время прохождения службы. Сам Бирден любит экспериментировать с тем, что он в своей книге назвал «потоком сознания». Строки, приведенные ниже, являются «творением свободного потока», говоря иначе, голосом многомерного мира, обращенного ко всему человечеству и каждому из нас. Вслушаемся в этот голос.

«Действительной причиной, по которой мы решили вступить в прямой контакт с человечеством стало то, что время от времени необходимо принимать определенные меры, чтобы гарантировать безопасность виду, который находится на первоначальных ступенях своего развития. В общем, мы подготавливаем человечество к глобальным изменениям сознания. И эта подготовка необходима во избежание того, что человеческие клетки могут «сгореть» или оказаться в состоянии «короткого замыкания». Такая работа похожа на поворот ребенка в матке с тем, чтобы он оказался в правильном положении, во избежание родовой травмы…

Мы производим действия с использованием мощного силового экрана для того, чтобы избежать «перегорания» нервных цепей. Если приемник слишком заблокирован различными идеями той природы, которую вы называете научной или логической, невозможно преодолеть эту блокаду обыкновенными способами.

… Из-за множества защитных структур и блоков, которые есть у большинства людей, люди получают сигнал, который теряет силу…
Мы демонстрируем вам (это одна из форм общения) науку, которая находится несколько поодаль от того места, где обитают обычные люди. Но эту небольшую разницу возможно преодолеть, если всего лишь немного постараться. Потому наши летательные аппараты появляются перед вами только в трехмерной проекции. Для вас они становятся похожими на поток фотонов (мерцающие шары или огни в какой-то определенной форме). Они поворачивают на 90 градусов и полностью исчезают или снова появляются, в зависимости от того, какое измерение мы выбираем для совершения поворота… Действительно, хорошо находиться в шестимерном мире, но для вас, которые привыкли к трем измерениям, эти слова не могут выразить ничего…

Ваш трехмерный мир - это всего только одно из сечений шестимерного мира. В трехмерном сечении «мы» можем быть мы, или не быть вообще. В действительности же мы можем быть не только собой, но и вами или всеми вместе, или никем. Природа нашего голографического многомерного мира такова, что ее возможно сравнить с тем, как общее человеческое бессознательное получает коллективное сознание вместо отдельно взятых фрагментов индивидуальных сознаний. В другом смысле мы являемся коллективным бессознательным всего человечества. В третьем смысле мы являемся коллективным бессознательным всей биосферы.

А в четвертом смысле мы являемся существами, которые вступают в контакт с человечеством и общаются с отдельными его представителями.
А в пятом смысле мы являемся Богом, который разговаривает с Человеком. Каждое из этих соотношений является всего лишь одним сечением, которое истинно, но только внутри этого сечения. Каждая из этих правд является только частью общей правды, но не общей правдой. В буквальном смысле вы дети, играющие песочными пирожками и голодают в то время, когда перед ними находится невидимый стол со множеством разнообразных яств.

В настоящем все вы очень напоминаете слепых. Даже лучшие среди вас, которые обладают более развитым зрением, с точки зрения многомерного мира кажутся довольно непредсказуемыми и действующими хаотично.
Конечно же, в ваших силах изменить существующую ситуацию. Но вам не следует задаваться и гордиться своим трехмерным миром, который в действительности не столь уж многого и стоит. Не следует также впадать и в другую крайность; ведь «хозяев» не существует, и нет необходимости кланяться неизвестно кому. Вместо этого следует представлять себя в качестве ребенка, который по мере взросления становится сильней и достигает зрелости. Идя по этому пути, вы со временем сможете освоить и многомерность пространства. А когда вы сможете справляться с десятью измерениями, вы просто будете улыбаться, вспоминая о трехмерности. И это будет выглядеть весьма необычно - улыбка в десяти измерениях».

Каждый год на нашей планет таинственно пропадают непонятно куда около двух миллионов человек. Многие люди считаются пропавшими в результате убийства, стихийных бедствий или несчастных случаев. Бывает, что некоторые личности намеренно скрываются, особенно если они совершили неправомерные действия. Однако есть некоторый процент исчезнувших людей, пропажу которых никак нельзя объяснить обычными причинами. И с каждым годом этот процент становится все больше.

Просто растворились

В одной из английских газет 30 июля 1889 года было опубликовано сообщение о необычном исчезновении Роберта Макмиллана 48 лет, которому принадлежало одноименное издательство «Макмиллан». Он поднялся 15 июля на гору Олимп в Греции, помахал оттуда рукой, а потом буквально растворился в воздухе. Несмотря на долгие поиски никаких следов ни самого Роберта, ни его тела, ни к чему не привели.

Немецкой исследовательницей Сабиной Баринг-Гулд описывается в своей книге «Исторические странности» случай, когда в 1899 году господин Батхерст, вышел из пивного бара и пошел к своему дилижансу. Не дойдя до него пару шагов, он пропал, как будто его и не было. При этом событии присутствовали два друга Батхерста, кучер и пассажиры дилижанса. Больше этого господина никто никогда не видел.

Еще один случай исчезновения человека в воздухе зафиксирован во Франции в 1867 году. Люсьен Бусье пришел на прием к доктору, разделся и лег на кушетку. Доктор на несколько секунд отвернулся за инструментом, а когда повернулся, то его пациента на кушетке уже не было. Причем вещи Бусье остались лежать там, где и были.

Также стало известно о многочисленных случаях исчезновения людей в сороковые годы в северо-восточной части США. Газеты штата Вермонт почти каждый день писали о пропажах людей из своих домов, с городских улиц, причем часто на глазах у очевидцев. Стали известны случаи исчезновения нескольких десятков людей. Так из салона автобуса, на глазах у 14 свидетелей пропал военный, который спал возле окна.

Случай на маяке

На пустынном островке Флэннан, также таинственно исчезли три смотрителя маяка. В декабре 1900 года, береговым властям сообщили несколько капитанов кораблей, которые курсировали в Северном море, что маяк на этом острове не работает. На Флэннан направили главного смотрителя маяков Джозефа Мура, которых хорошо знал всех троих смотрителей маяка. Они были опытными работниками, всегда выполняли добросовестно и качественно свои обязанности и никогда не поддавались панике в критических и неожиданных ситуациях. Джозеф Мур видел их три месяца назад, все у них было хорошо, жалоб на здоровье не было. Когда корабль подошел к берегу, то никто не вышел на встречу приехавшим. Сигнальные огни тоже были отключены. Главный смотритель зашел в дом, где жили его подчиненные, но там тоже никого не было, а все вещи лежали на своих обычных местах.

Главный смотритель прочитал вахтенный журнал, где последняя запись датировалась 15 декабря. В этот день был ужасный шторм на море. Удивительно, но в ту ночь вокруг острова и на море была тихая погода. Именно тогда поступил первый сигнал, что маяк не работает. Поиски пропавших смотрителей велись по всему острову, но, ни к чему не привели, ни кто не смогл объяснить причины их пропажи.

Мур остался на Флэннене в качестве временного смотрителя маяка, но все время думал об загадочном исчезновении трех смотрителей и о странной записи про шторм. Может, Маршала, Макартура и Дуката смыло в море или один из них сошел с ума и убил двоих других, потом сбросил в море и спрыгнул сам? Но в это верилось с трудом: никто из них не был похож на сумасшедшего.

В январе Мур уплыл с острова, но потом по прибытию на материк, рассказывал знакомым, что на него постоянно действовала угнетающая обстановка, постоянно в шуме волн слышали голоса пропавших смотрителей.

Загадочный дом Еще одна история, хоть и не дает ответов на таинственные исчезновения, но все дает пищу для размышления.

В окрестностях городка Буневилл (штат Коннектикут, США) в 19 веке был дом, который пользовался дурной славой. Местные жители считали, что в этом доме обитают привидения и мало кто отваживался к нему подойти. Хозяин этого дома однажды исчез ночью вместе со всей своей семьей. Все вещи, домашняя утварь, одежда и домашние животные остались на обычных местах.

Но вот однажды, полковник национальной гвардии Джек Макардл и судья Майрон Вэй, проезжали мимо этого дома, и их застигла гроза. Пришлось им зайти в дом, чтобы переждать непогоду. В доме полковника и судью сразу окружила тишина и темнота. Сквозь щели и окна не проникали отблески молний, не было слышно, как грохочет гром. Как рассказывал потом Макардл, испугавшись, он хотел открыть дверь, за ручку которой он еще держался, и выйти на крыльцо. Но к величайшему удивлению, эта дверь открылась в другую комнату, а не на улицу.

Загадочная комнаты была освещена зеленоватым светом, говорил полковник, источник, которого было невозможно определить. Внутри помещения без окон находились восемь или девять тел, все они лежали на полу, кроме одной женщины, которая сидела около стены с младенцем на руках. Все тела уже стали подвергаться тлению. Пока полковник стоял, окаменев от шока, в комнату зашел судья. Макардл не хотел пускать его в это помещение, но тот оттолкнул полковника и подошел к одному из трупов, чтобы получше разглядеть его. Спутник Вэя, кричал ему, что нужно быстрее убираться из этого ужасного места, но судья не слушал его. Дальше у Макардла закружилась голова и чтобы не упасть, он схватился за ручку двери. Полковника потащило назад, и вдруг дверь захлопнулась. Это было последнее, что помнил Джек Макардл.

Очнулся он только спустя шесть недель в одной из гостиниц Манчестера. Нашли его в этом доме, после продолжительных поисков. О дальнейшей судьбе судьи так и ничего не стало известно.

Думается, что комната, в которую попали полковник и судья, находилась в другом измерении, ведь в самом доме стояла полная тишина и темнота, а многие считают, что в других измерениях все безжизненное. А судья, видимо, оказался в ловушке пространственно-временного континуума, вместе с остальными жителями этого дома.

No related links found


  • Перевод

Когда я разговариваю с далёким от физики человеком о возможных дополнительных измерениях пространства, нам неизвестных, то один из самых частых задаваемых мне вопросов - это: «Как вы представляете себе дополнительные измерения? Я могу представить себе только три, и не понимаю, как можно идти дальше; для меня это бессмысленно».

Чем мы, физики, не занимаемся (по крайней мере никто из моих знакомых не утверждал, что занимается этим), так это не представляем себе дополнительные измерения. Мой мозг ограничен точно так же, как ваш, и хотя этот мозг легко создаёт трёхмерное изображение мира, в котором я могу двигаться, я не могу заставить его представить изображение четырёх- или пятимерного мира, как и вы. Моё выживание не зависело от возможности представлять что-либо подобное, так что, возможно, и неудивительно, что мой мозг на это не настроен.

Я вместо этого (и, судя по нашему обмену идеями, большая часть моих коллег тоже) разрабатываю интуицию на основе комбинации из аналогий, трюков с визуализацией и расчётов. Расчёты мы здесь опустим, но многие аналогии и трюки не так уж сложно объяснить.

Размышлениям о дополнительных измерениях можно научиться в два этапа.

  1. Простой этап - научиться представлять или описывать мир с дополнительными измерениями. Вам уже известно несколько способов для этого, даже если вы это и не осознаёте - и вы можете выучить ещё немного.
  2. Этап посложнее - научиться тому, как в мире с дополнительными измерениями всё работает. Как работать иглой в четырёх измерениях, а не в трёх; будут ли планеты двигаться по орбитам вокруг Солнца в шести пространственных измерениях; сформируются ли протоны и атомы? Тут вам нужно будет узнать незнакомые трюки, представляя различия между миром с только одним или двумя измерениями и трёхмерным, известным нам, миром, и работая по аналогии.
Так что начнём с того, что поможем вам представлять мир с дополнительными измерениями. Для этого нужно подумать о том, как вообще мы представляем любое измерение. Начнём с начала.
  • Мир с нулём измерений - это точка. О нём сейчас мало что можно сказать, но мы к нему вернёмся.
  • Одномерный мир уже довольно интересен.
  • В двумерных мирах происходит гораздо больше интересного.
  • Важно избежать путаницы между пространственными измерениями и более общего смысла слова «измерение» в обычном языке, а также в математике и статистике.
  • И дальше последуют различные примеры дополнительных измерений, с упором на то, что именно значит «дополнительные», и как может быть, что в нашем мире существуют измерения, о которых мы ничего не знаем.
  • Также мы рассмотрим, как именно можно обнаружить эти незаметные измерения.

Одномерные миры

Мир с одним пространственным измерением гораздо проще мира с тремя, но и в нём есть кое-что, о чём можно порассуждать. К примеру, существуют несколько видов одномерных миров. У них есть не только определённые общие свойства, но и интересные различия.

Для первого примера давайте рассмотрим измерение не как физическое, а как более общее понятие. Это поможет вам во многих смыслах, например, отвлечёт вашу интуицию от естественных заблуждений по поводу того, что такое измерения и как они работают. Давайте поговорим о годовом заработке - сколько денег получает человек за определённый год. Это такое же подходящее для изучения измерение, как и все остальные.

Доходное измерение

Ваш доход за прошлый год - это определённое число в вашей местной валюте. Он может быть положительным или отрицательным, большим или маленьким; его можно представить как точку на линии, как на рис. 1, которую мы будем называть «точкой дохода». Каждая точка на линии представляет возможный доход.

Рис. 1: доходная линия бесконечной длины, левая часть которой представляет убытки, правая - доходы.

Что делает годовой доход одномерным свойством, так это (очень грубо говоря) следующее:

Положение в пространстве обозначается одой единицей информации: в нашем случае, доходом.

Также заметьте, что он непрерывен (или практически непрерывен) - если у двух людей разные доходы А и В, мы можем найти третьего, чей доход находится между А и В.

Два этих факта подразумевают, что доход может меняться непрерывно по доходной линии, перемещаясь вправо или влево - либо к более высокому, либо к более низкому доходу. Иных вариантов нет.

Конечно, доходная линия не имеет ничего общего с физическим пространством, в котором мы с вами можем гулять, но это всё равно измерение. И (по крайней мере, в принципе) у него нет окончания ни в одной из сторон: нет (в принципе) ограничений на то, сколько денег человек может заработать или потерять за год. Этот одномерный мир не такой уж и разнообразный, но всё равно мы можем задать о нём несколько осмысленных вопросов:

  • Как распределяются в США ежегодные доходы?
  • Какой средний годовой доход в Японии?
  • Как ответы на эти вопросы меняются со временем?
Эти вопросы приобретают смысл в одномерном мире доходной линии.

Радужное измерение

А вот ещё один, совсем другой мир. Единое измерение формируют цвета радуги, от красного, через оранжевый, к жёлтому, оттуда к зелёному, [голубому], синему и к фиолетовому [у англоговорящих людей шесть цветов в радуге, они не выделяют голубой / прим. перев.]. С этой точки зрения цвета формируют одномерный мир конечного размера. За пределами красного или фиолетового цвета есть невидимые формы цветов, но с точки зрения ваших глаз измерение заканчивается на них. Теперь оно представлено не в виде бесконечной линии, но в виде отрезка - «радужной линии» на рис. 2. Просьба не путать его с цветовым колесом - если оно замкнутое, то наше измерение начинается с красного цвета и заканчивается на фиолетовом. И вновь положение на радужной линии определяется одной единицей информации (цветом), и оно непрерывно.


Рис. 2

Это, очевидно, также не измерение физического пространства! Можно бросить мячик из вашего дома в дом вашего соседа, но нельзя представить, как вы бросаете мячик из зелёного в оранжевое - это не имеет смысла. И всё равно это тоже будет измерение. Здесь можно задать множество осмысленных вопросов: как двигается цвет яблока по радужной линии в процессе превращения яблока из зелёного в красное? Сколько в солнечном свете каждого из цветов? Если оранжевая звезда начнёт превращаться в красную, станет ли она сначала жёлтой?

Измерение направления ветра

А вот третий вариант измерения, и опять другой. Если послушать прогноз погоды, то вам скажут, что ветер скоро начнёт дуть с севера, или с северо-запада, или с юго-запада. Возможные направления ветра - это тоже измерение. Обратите внимание, что это не пространственное измерение! В этом измерении нельзя бросить мячик так, как вы бросаете его вверх, влево или вперёд. Это измерение направлений в пространстве!


Рис. 3

Как можно представить это измерение? Для этого есть по меньшей мере два естественных способа, показанных на рис. 3. Один использует отрезок - «эолову линию» (Эол - полубог, властитель воздушных стихий у Древних греков) - но эолова линия отличается от радужной линии своей периодичностью. Направление ветра может меняться с северного на восточное, потом на южное, потом на западное, и потом опять на северное, непрерывно. И в нашем представлении линию можно разрезать где угодно - сравните две линии наверху рис. 3, которые одинаково хорошо представляют эолову линию. Суть в том, что ветер может переходить с правого конца линии сразу на левый конец, и наоборот, поэтому всё равно, где её разрезать. Или, возможно, легче всего представлять эту периодическую линию в виде круга. Именно это мы и делаем с компасом или флюгером!

Три разных одномерных мира

И вот вам одномерные миры. Посмотрите, насколько они богаты деталями! Разные размеры, разные свойства. На линии дохода доход может расти или уменьшаться вечно. На радужной линии ваши глаза могут перемещаться только до фиолетового, или же в другую сторону, только до красного. А на эоловой линии ветер может совершать полный круг сколько угодно - но при этом он всё время будет возвращаться на одно из направлений.

Эти разновидности одномерных миров - бесконечный, конечный, и конечно-периодический, представленные бесконечной линией, отрезком и кругом - базовые ингредиенты для понимания миров высших измерений. Я буду обращаться к ним ещё не раз. На рис. 4 представлены они, а также и четвёртый тип, простирающийся бесконечно только в одном направлении. Примером такого измерения может быть температура: она может быть сколь угодно большой, но существует минимально возможная температура - абсолютный ноль - поэтому температура образует линию, начинающуюся в абсолютном нуле и идущую оттуда вверх, но не вниз.


Рис. 4

Как изображать измерения, пространственные и прочие

Я вскользь упоминал или использовал несколько разных методов представления измерений. Доход можно представлять числом или бесконечной линией. Видимую радугу можно представить как отрезок, или как цвет, а также использовать число - длину волны фотонов, соответствующую определённому цвету. Направление ветра можно представлять кругом, или отрезком, чей левый конец соединён с правым - или словами типа север, восток, юг, запад - ила числом, определяющим направление в градусах, идущим от 0 до 360 и обратно на 0. То, что мы можем представлять одно измерение множеством разных способов даёт нам огромную гибкость для тренировки интуитивной работы с дополнительными измерениями.

Для иллюстрации этих видов измерений я выбрал понятия, никак не связанные с физическим пространством - доход, цвет радуги, направление ветра - чтобы показать, что пространственные измерения представляют собой конкретные примеры более общей концепции измерения. Понимание этого факта сильно облегчает попытки представить миры с количеством измерений более трёх. Помните, я упоминал две части процесса обучения мышлению о дополнительных измерениях? Во-первых, научитесь их представлять; во-вторых, поймите, как в них всё устроено и работает. У пространственных измерений есть особенности, связанные с тем, как некоторые вещи в них работают, но не с их представлением.

Пространственные миры с одним эффективным измерением

Учитывая всё это, рассмотрим регулярно встречаемые нами пространственные миры с одним эффективным измерением. Или, точнее, такие ситуации, в которых определённый аспект нашего мира ведёт себя так, как будто у пространства есть только одно измерение. Тогда мы говорим, что мир для определённых участников или объектов становится эффективно одномерным.


Рис. 5

Представьте себе канатоходца, балансирующего на высоко расположенном канате. Мир канатоходца эффективно одномерный (хотя он, конечно, на самом деле остаётся трёхмерным), поскольку он не способен безопасно двигаться в любом направлении, отличном от справа налево или слева направо. Этот мир похож на радужный мир - он конечен по длине, и когда канатоходец доходит до конца, ему надо развернуться и идти обратно (или сойти с каната, закончив ситуацию, в которой мир становится эффективно одномерным). Что ещё можно сказать? Положение на канате можно определить одной единицей информации (например, расстоянием от левого шеста до канатоходца). Два канатоходца могут встретиться на одной линии, но не пройти мимо друг друга.

Мы можем превратить мир каната в эолову линию, замкнув его в круг (рис. 6). В нём два канатоходца тоже не могли бы пройти мимо друг друга - это основное свойство одномерных миров. И это всё ещё было бы конечное измерение. Но канатоходец в такой ситуации уже мог бы ходить по кругу непрерывно и бесконечно, не останавливаясь.


Рис. 6

Другие известные нам (эффективно) одномерные миры:

  • Узкая дорога - одномерный мир для автомобилей;
  • Узкая тропа с обрывом - для карабкающегося в гору туриста;
  • Этажи высотного здания - для лифта.
В целом мир остаётся трёхмерным, но для описания автомобилей, туриста или лифта необходимо представлять только одно измерение.

В дальнейшем помните: мы живём в кажущемся трёхмерном мире, и всё, что мы встречаем, кажется нам трёхмерным. Но иногда наш трёхмерный мир (точнее, его часть) может вести себя как эффективно одномерный, или двумерный (можете ли вы придумать примеры?) или даже нольмерный! (Каждый, кому не повезло когда-нибудь застрять в пробке, которая никуда не двигается, знает, каков этот мир с нулём измерений!) Эта интуиция позже будет нам очень полезной.