Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения. Коррупция в сфере здравоохранения Коррупция в здравоохранении проблемы квалификации

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ГСНТИ: 10

Кочубей Валерия Витальевна ,

Южный Федеральный Университет,

студентка Юридического факультета

г. Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail : [email protected]

CORRUPTION IN THE HEALTH CARE SYSTEM

Kochubei Valeriya Vitalievna,

the Southern Federal University,

Rostov-on-Don, Russia.

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется влияние коррупции на систему здравоохранения в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, которые способствуют ее возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

ABSTRACT:

The article analyzes the impact of corruption on the health care system in the Russian Federation and on the state as a whole, examines the causes and factors that contribute to its emergence and spread. Suggestions are made about methods to combat this negative phenomenon, proposals are made to improve the effectiveness of anti-corruption activities.

Ключевые слова: здоровье, система здравоохранения, медицинские услуги, коррупция, взятки, вымогательство, противодействие.

Key words: health, healthcare system, medical services, corruption, bribes, extortion, counteraction.

Проблема коррупции существует с древних времен, она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. Самое распространенное понимание коррупции – подкуп, продажность, взяточничество . Коррупция в Российской Федерации в последние десятилетия поразила, как болезнь, практически все сферы общества, в том числе и сферу здравоохранения. При этом, глава министерства здравоохранения России Вероника Скворцова считает коррупцию в медицине следствием обшей ситуации в стране. По ее мнению, коррупция «это проблема не только лишь для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, есть коррупция в медицине» .

Коррупционные правонарушения влекут за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность . При этом уголовной ответственности могут подлежать не только должностные лица, но и любые физические лица . Особо остро дело обстоит с коррупцией в системе здравоохранения, последствия которой негативно сказываются на и без того сложной демографической ситуации в нашей стране . Следует отметить, что данная проблема характерна не только для России, но и для большинства цивилизованных стран, в том числе и таких как США, Германии, Италии, Франции, где наработаны эффективные практики борьбы с этим опасным феноменом .

Но наиболее серьезные последствия коррупция порождает в государствах «третьего мира», к числу которых относится и Россия. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач.

К числу коррупционных проявлений в российском здравоохранении следует отнести:

    преступления в сфере государственных закупок,

    растрата и хищение денежных средств,

    подделка страховых документов,

    незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

    искажение истинной причины смерти;

    учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

    развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

    вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

    подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

    фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

    нецелевое использование фармацевтических средств и др..

Чтобы успешно бороться с каким-либо явлением, необходимо понимать сущность этого явления.

В словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. коррупция понимается, как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена, как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В поисковой системе «Яндекс» нашлось 251 миллион сайтов, которые посвящены проблеме коррупции, множество рефератов, диссертаций. Опираясь на данный опыт, я постараюсь представить содержание коррупции в системе здравоохранении со своей точки зрения.

Мне представляется, что сущность коррупции — это злоупотребление властными полномочиями и служебным положением с целью извлечения собственной выгоды. Люди, занимающиеся коррупцией, приспосабливаются к различным условиям, совершенствуются в своей противоправной деятельности и вырабатывают всё более изощренно-интеллектуальные способы реализации коррупционных действий, принося огромный материальный и моральный ущерб государству и обществу в целом.

Коррупция в медицине влечет большое число проблем, которые требуют очень оперативного решения. Необходимость оперативности решения проблем определяется тем, что:

— идет растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет средств платежей со стороны потребителей.

— растет коррупция в сфере государственных закупок.

— не снижается коррупция в платежных системах (подделка счетов, квитанций.)

— все более изощренные методы используют коррупционеры в системе поставок лекарственных препаратов.

— прогрессирует коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самые распространенными коррупционными проявлениями являются следующие:

— взятки за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению автомобиля.

— взятки за качественное проведение операции пациенту.

— взятки за выписку «нужного» рецепта.

— взятки за искажение истинной причины смерти.

— взятки за досрочную выписку из больницы.

— взятки за продление нахождение пациента в больнице и др.

Главная опасность коррупции в здравоохранении в том, что подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества. Изначально в сознании людей медицинский работник – это человек, призванный помогать людям, причем, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, жадность, халатность, неверно поставленный диагноз. И прямые намеки на дачу взятки, вызывающие отвращение к врачам.

Конечно, существуют врачи, работающие за «идею», к счастью, их большинство. Но именно взяточники формируют предвзятое мнение о врачах. И я считаю, что это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие наши сограждане перестали верить в то, что борьба с коррупцией может принести видимые результаты. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются «стрелочники», а высокопоставленные должностные лица уходят от ответственности.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию.

Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Никколо Макиавелли писал, что «коррупция, как болезнь, например чахотка. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно . Коррупция в медицине носит запущенный характер, поэтому ее лечение будет долгим и трудным процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.

2. О коррупции в медицине. Газета. ru . Доступ: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/12/07/n_9423827.shtml . Дата обращения: 20.11.2017.

3. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 4 (59). С. 54-61.

4 . Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.

5. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.

6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России //Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

7. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Буров А.В. Основы противодействия коррупции. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Н.Д. Ковалева. Ростов на Дону, 2016. С. 25-26.

8. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. Доступ: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=КОРРУПЦИЯ . Дата обращения: 20.11.2017.

9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. От 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ».-2008.- № 52 (ч. 1)-ст.6228.

10. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1(63). С 30-37.

11. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.

12. Макиавелли Н. Избр. М., 1989. С. 78-79.


Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты .

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения .

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне . Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды .

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 - в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг .

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Cписок литературы

  1. Абросимова М.Ю., Максимов И.Л., Исмагилова Л.В., Хаертдинова Л.М. Основы антикоррупционной деятельности в системе образования и здравоохранения / Методическое пособие. – Казань: КГМУ, 2010. − 30 с.
  2. Салагай О.О. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения: политико-правовой аспект / Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. − № 6. – С.3-8.
  3. Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 году / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. − Казань, 2010.
  4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6.
  5. Corruption in health services. Editorials // J.Hlth Serv. Res.Policy. – 2007. - №2 (12). – P. 67-68.
  6. European Observatory on Health Care Systems Series // www.eur.who.int .

По данным Следственного комитета РФ, за 2011 г. по фактам коррупции следственные органы привлекли к ответственности 362 работника здравоохранения. Обвинения предъявлялись как обычным врачам, так и высокопоставленным чиновникам.

Коррупционные преступления в сфере здравоохранения

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских организаций в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам за неоказанные услуги в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен.

Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Возможна также выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в организациях, предоставляющих медицинские услуги. Может принимать самые разные формы:

  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;
  • взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;
  • вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур.

С учетом приведенной выше классификации коррупционных преступлений указанные формы коррупции в сфере здравоохранения могут быть представлены следующим образом.

Основная группа коррупционных преступлений:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);

3) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

4) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

5) взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ);

6) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

7) незаконная выдача паспорта граж данина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ);

8) злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп в сфере частной медицины (ст. 201, 204 УК РФ).

Система здравоохранения страны наиболее поражена взяточничеством. Распространено также нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на нужды здравоохранения. Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств, выделенных на модернизацию здравоохранения, согласно которым лишь чуть больше половины денег (59,3%) было потрачено по назначению.

Дополнительная группа преступлений коррупционной направленности в сфере здравоохранения представлена главным образом тремя подгруппами преступлений:

1) преступления против свободы личности : незаконное помещение в психический стационар (ст. 128 УК РФ);

2) преступления против собственности : мошенничество с использованием лицом своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения : незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (228.1 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС или ПВ (ст. 233 УК РФ); хищение либо вымогательство НС или ПВ, а также растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (ст. 229 УК РФ).

Чаще всего должностные лица, занимающие руководящие должности в органах здравоохранения, совершают хищения с использованием служебного положения. Именно такая ситуация приведена в начале нашей статьи.

В завершение отметим, что общие положения об ответственности указанных ранее субъектов коррупционных правонарушений (преступлений) содержатся в ст. 13, 14 Закона № 273-ФЗ. Согласно ст. 13 граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с российским законодательством.

При этом физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Таким образом, все коррупционные правонарушения (преступления), являющиеся основанием возложения юридической ответственности, содержатся в отраслевом законодательстве.

В современной экономике РФ спектр проблем достаточно широк. Неэффективное использование бюджетных средств, а подчас и прямая растрата денег тормозят развитие всей системы. Отрасль здравоохранения не стала исключением. При, казалось бы, достаточном финансировании, наблюдается повсеместное низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причиной являются несовершенные нормы контроля и непосредственно коррупционные составляющие.

Состояние здравоохранения

Большинство граждан отмечает, что качество предоставляемых услуг по полисам ОМС достаточно далеко от идеального состояния. Несмотря на гарантию оказания бесплатной помощи, добиться нужных результатов очень сложно. Многие предпочитают платную медицину, полностью разочаровавшись в государственной.

Однако назвать полностью бесплатным лечение, предоставляемое в бюджетных медицинских учреждениях, нельзя. За работников периодически перечисляются взносы в ФФОМС, размер начислений зависит от уровня заработной платы. В отличие от регулярных платежей, большинство застрахованных лиц нечасто обращается за помощью к медикам и даже при появлении признаков болезни не спешат обращаться в поликлиники. Бесконечные очереди, большая загруженность медработников, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная оснащенность в оборудовании и сокращение бюджетных учреждений лечебного профиля заставляют людей прибегать к услугам частных платных клиник.

На фоне и без того проблемного состояния отечественной медицины наблюдается постоянное сокращение расходов на здравоохранение на уровне государства. В связи с этим крайне важно эффективно использовать каждый полученный рубль. Однако это не всегда удается.

Бюрократизация медицины

На плачевное состояние отечественной медицины во многом влияет аппарат чиновников. Непонимание проблем приводит к появлению непопулярных решений, направленных лишь на улучшение статистической отчетности.

Попытка чиновников подчинить медицину четким и сбалансированным инструкциям зачастую провальна. Ведь невозможно запланировать изначально количество пациентов, обратившихся в определенные рассматриваемые периоды. Привязка заработной платы медиков к оборачиваемости потока пациентов приводит к тому, что на первый план выходят статистические показатели. В итоге заболевшие не получают достаточной квалифицированной помощи.

В настоящее время в области здравоохранения издается слишком много противоречивых законов. Медики буквально загружены бумажной работой, времени на пациентов практически не остается. К примеру, несмотря на внедрение электронного документооборота, от бумажных копий отказываться не спешат. Также в ходе лечения требуется заполнить приличный объем документов, согласовывающих процедуры, выписку рецептов и прочее.

Излишняя бюрократизация системы привела к тому, что основным органом управления в отечественном здравоохранении фактически стал ФОМС. Призванный изначально работать в области ОМС, фонд стал выпускать в огромном количестве инструкции, проводить разноплановые проверки, и даже пытался издать кодекс поведения своих работников.

Еще один из факторов, отрицательно сказавшийся на предоставлении медицинских услуг ― это повсеместное лицензирование, которому подлежат не только оборудование, но и сами процедуры. Таким образом получается, что наличия главного компонента ― квалификации и опыта врача недостаточно.

В государстве очень сложно получить лицензию на инновационные методы лечения. Многие пациенты с достаточно серьезными заболеваниями по этой причине не получают современных и качественных услуг, помощь таким больным зачастую оказывается исходя из методик лечения многолетней давности. К примеру, недавние исследования показали, что у некоторых категорий пациентов онкологических заболеваний наблюдались отличные результаты в части выздоровления при использовании современных методов и препаратов. Хотя ранее пациенты такого рода считались практически неизлечимыми. Сложность повсеместного внедрения новых технологий заключается не только в дороговизне лекарств, но и в процедуре длительного лицензирования. В результате таких недоработок страдают прежде всего люди.

Основные коррупционные составляющие

При излишнем и зачастую ненужном контроле работы врачей со стороны чиновников здравоохранения, объем незаконных растрат самих чиновников практически не уменьшается. При сокращающихся расходах это достаточно серьезный удар по отечественной медицине. На первый план в коррупционных схемах выходят отнюдь не медики. Незаконное перераспределение бюджетных средств свойственно самим работникам контролирующих органов.

Периодически возникают громкие уголовные процессы. Например, в ходе строительства инсулинового завода в Майкопе были выявлены случаи растраты и хищения средств. В результате население не получило современного производства лекарственных средств, выделенные на строительство средства также не удалось вернуть. Стоит ли говорить, что и уголовное дело в итоге постепенно развалилось?

Другой пример гласит, что некогда чиновник удачно и безнаказанно воспользовался государственными ассигнованиями, выделенными с целью покрытия расходов ОМС. В результате появился очередной платный медицинский центр вместо запланированных улучшений в здравоохранении для социально менее защищенных слоев общества. Помимо прочего, руководители здравоохранения получают взятки от поставщиков медицинского оборудования и лекарственных средств. При этом никто не заботится о факте появления лучших медпрепаратов из имеющихся.

Не спешат покинуть коррупционное поле и начальники рангом ниже. Руководство бюджетных медицинских учреждений получают свою долю бюджетных средств при наличии любых контрактов, в том числе и на ремонт больниц, охранные услуги. Процветает и система откатов среди подчиненных. Значительная часть выписанных премий сотрудникам возвращается обратно руководству.

Взятки на уровне медработников

Пациенты, часто жалуясь на трудности в получении врачебной помощи, видят лишь верхушку коррупционного айсберга. Проблемы в здравоохранении, умышленные закупки некачественных препаратов и оборудование за некоторое вознаграждение не лучшим образом сказываются на самих медработниках и населении.

Имея, как правило, мизерные зарплаты, врачи и младший медперсонал также редко отказываются от предлагаемых взяток. Не секрет, что для того чтобы попасть на плановое обследование вовремя зачастую приходится поощрять докторов небольшими суммами. Кроме того, качество оказываемых услуг в рамках ОМС может зависеть от суммы «благодарности».

Стоит ли винить в этом врачей, или принять все как должное на фоне общей коррумпированности? Оптимизация здравоохранения, сокращение штата медработников неуклонно ведет к повышению нагрузки на оставшийся персонал. Сохранение мизерных зарплат на фоне номинального статистического повышения, увеличение объема работ делают взятки практически естественным процессом в ходе лечения.

Заключение

Страдают в результате неправомерных действий прежде всего пациенты, имеющие право на получение хотя бы минимального бесплатного набора медицинских услуг. Необходимо бороться и пытаться искоренить взятки и неправомерные растраты хотя бы на уровне медработников. Однако без кардинальных изменений в системе здравоохранения в части усиленного контроля за использованием бюджетных средств ждать существенных положительных сдвигов не приходится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коррупция в медицине

Коррупция (от лат. corruptio -- порча, подкуп ), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Термин "коррупция" можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

Широко распространена Коррупция в США. В 1967--1969 годах в США получило огласку дело сенатора Т. Додда -- председатель сенатской комиссии по внутренней безопасности, уличенного в присвоении 116 тыс. долларов, собранных его сторонниками в штате Коннектикут в фонд его избирательных кампаний. В 1969 в Вашингтоне было сообщено, что сенатор от штата Луизиана Р. Лонг и бывший сенатор от штата Мэриленд Д. Брюстер, получив крупную взятку от строительной компании Фрэнкеля, добились предоставления ей выгодного подряда.

Коррупция как состав преступления предусмотрена в уголовных кодексах многих буржуазных стран, однако, как правило, эти преступления остаются без наказания.

Ни для кого уже не является секретом - тотальная коррупция в нашей стране достигла теоретически недопустимого, критического уровня. Мы заняли "достойное" место в списке самых коррупционных стран мира. Коррупция губит экономику, культуру, социальную сферу, а главное - духовность и нравственность. С другой стороны коррупция является результатом потери нравственности. Несмотря на неоднократно декларированные антикоррупционные кампании, коррупция до сих пор в той или иной мере пронизывает все стороны нашей жизни. Словом "коррупция" в нашей стране давно уже никого не удивить. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие "коррупция" стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Согласно анализу уголовной статистики, проведенному сотрудниками МВД по Ростовской области, 40 процентов случаев коррупции в регионе приходится на сферу здравоохранения. Всего за 2012 год ростовские полицейские зарегистрировали 767 коррупционных преступлений, из них 161 квалифицировалось как взяточничество. В крупном и особо крупном размере ростовчане дали "на лапу" пять раз. По сведениям онлайн-издания "Блокнот", любую медицинскую справку или больничный лист в ростовских детских поликлиниках можно приобрести, заплатив 100 рублей за каждый день нахождения на больничном. В своем отчете полицейские также упомянули, что материалы уголовного дела о махинациях чиновников ростовского Минздрава при закупке томографов направлены в суд. По версии следствия, замминистра здравоохранения Василий Кравченко и глава отдела централизованных закупок областного Минздрава Марина Липова нанесли государству ущерб почти на 120 миллионов рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для "блатных", особое отношение к "платным пациентам" и скотское - к "простым смертным", частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц - все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил. мошенничество обогащение коррупция медицина

Итак, наиболее распространенные виды взяток:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не "как всем", а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

За выписку "нужного" рецепта.

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, -- за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу "нужных" справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения -- от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Последствия коррупции в контексте влияния на безопасность экономических систем.

1. Экономические последствия:

* растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;

* неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

* растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;

* коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

* возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.

2. Социальные последствия:

* отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

* дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;

* увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3. Политические последствия:

* происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

* снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;

* падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Взятки, вымогательство и другие коррупционные проявления в здравоохранении воспринимаются гражданами наиболее болезненно (по сравнению с другими видами "бытовой коррупции") потому, что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде "подношений" врачам за лечение (к этому все уже давно привыкли и относятся может быть даже слишком терпимо), сколько об участившихся в последние годы более опасных получивших распространение коррупционных практик. Одна из них - искусственное создание "дефицита" оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях (начиная с лекарств или банальных анализов), вынуждены ждать их неделями и месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно.

Причем вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество. Особенно кощунственны случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Еще одна опасная тенденция, имеющая коррупционный характер - постепенное превращение лечебных заведений в "торговые", в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины, находящихся в сговоре с поставщиками медикаментов или аптечными сетями. В результате страдает самая незащищенная, малообеспеченная группа граждан, которые еще пользуются услугами городских поликлиник, но из-за низкого качества или искусственного дефицита этих услуг, понуждающего к их оплате, отказываются от них вовсе и переходят на самолечение. Это более 15 миллионов граждан (без учета лечения детей), вытесняемых из сферы бесплатного амбулаторного медицинского обслуживания (причем вытеснение увеличивается с возрастом, и больше для женщин, чем для мужчин). Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам и способствует стремительному распространению лекараственно резистентных форм смертельных заболеваний. Коррупция способствует развитию высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами. Нелегальные платежи обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя. Учитывая тот факт, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют чуть ли не самую значительную часть семейного бюджета, коррупция в фармацевтической индустрии оказывает прямое и болезненное влияние на жизнь людей, борющихся за выживание. Ситуация в фармацевтической отрасли сейчас такова, что расходы на маркетинг и лоббирование значительно обогнали по объемам бюджеты, выделяемые компаниями на создание новых и остро необходимых лекарств, которые могли бы спасти многие жизни в беднейших странах мира. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

5 НОЖЕЙ В СПИНУ КОРРУПЦИИ

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью (напомним, что зарплата украинских медиков -- порядка 1200--1500 грн./мес.).

3. Больничным кассам -- кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет сдавать в налоговую. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно -- использование протоколов лечения (см. "нож" №1).

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список "рецептурных" препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек.

В медицине как никакая другая создает социальное неравенство, разрушает систему государственности, снижает потенциал демографического и экономического развития страны. С юридической точки зрения эти преступления в медицине являются нарушением конституционных прав абсолютного большинства населения стран нашего региона.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

    презентация , добавлен 02.04.2016

    Сущность понятия коррупция. Исторические предпосылки проникновения коррупции в систему госслужбы. Формы коррупционного поведения у госслужащих. Коррупция как условие проникновения организованной преступности в систему государственной службы России.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2007

    Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов, правовая база ее предотвращения. Виды потерь от коррупции, методы противодействия ей. Анализ Федерального закона № 94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Международные акты по вопросам противодействия коррупции в организациях. Опыт России по противодействию коррупции в государственных и муниципальных организациях. Антикоррупционная хартия бизнеса. Малое и среднее предпринимательство в борьбе с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Коррупция как социально-политическое явление, её причины и последствия в сфере государственного управления. Антикоррупционная политика: мировой и отечественный опыт, приоритетные задачи. Совершенствование системы управления правоохранительной системой.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Виды и формы проявления коррупции, масштабы, специфика и динамика, многообразие подходов к ее исследованию. Экономические условия коррупции, потери от нее, социальные и политические последствия. Низовая коррупция в России, основные сферы ее проявления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2014

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Исторические аспекты, понятие и виды коррупции. Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в РФ по фактам коррупции на уровнях государственных властей и услуг. Законодательная база и дополнительные меры, вводимые государством в противодействие коррупции.