Мельница мифов: гладиаторы не были рабами. Мельница мифов: гладиаторы не были рабами В этой статье мы рассмотрим

Рад всех приветствовать на очередной статье. За время моего отсутствия вышло несколько интересных статей по опционам, затрагивающим основные . Эти моменты мы обязательно рассмотрим и в наших статьях, но сперва нам необходимо закончить с параметрами. Итак, мы рассмотрели дельту и тету опционов. В этой статье мы рассмотрим гамму опциона и в последней статье, посвященной параметрам опционов, нам останется уделить свое внимание веге. На самом деле есть пятый грек - ро, однако он крайне редко принимается в расчет.

Что такое РО опциона?

Ро опциона показывает насколько изменится премия опциона при изменении процентной ставки. Изменение ставок это событие, как вы понимаете, ситуативное, нерегулярное, поэтому в расчет позиции такой факт как правило не принимается.

Что такое гамма опциона?

Гамма опциона это параметры опциона, показывающий насколько изменится дельта опциона при изменении базового актива на 1%. Гамма всегда выражается в процентах. Еще раз остановимся на этом. Допустим цена изменяется на 1%. При этом если у нас куплен , то на него будет влиять не только движение цены, но и взаимодействие гаммы с дельтой. Цена выносла на один процент, премия изменилась согласно дельте, а дельта изменилась согласно гамме. Отсюда следует важный вывод.

Как влияет гамма на нелинейность изменения премии опциона?

Премия опциона изменяется нелинейно при движении цены, это крайне важно запонмить. Одна из причин как раз заключается в связке дельта-гамма. Если у нас куплен опцион и цена движется сторону то премия изменяется экспоненциально, т.к. при движении цены гамма будет влиять на дельту, изменяя шаг премии. Например, сначала мы купили опцион и наша дельта была всего 0,3, т.е. при движении актива на 1% мы получали всего лишь 0,3% прибавку премии, но затем по мере того как цена двигалась в нашу сторону под влиянием гаммы дельта становилась 0,4, затем 0,5 и в конце концов 0,6. Таким образом при движении все той же цены, все того же фьючерса мы уже получали значительно больший возврат премии.

Как это влияет на нашу ?

Рассмотрим один из вариантов хеджирования - по дельте. В этом случае мы на старте приравниваем процентное изменение цены базового актива к процентному изменению опциона. Таким образом вместо одного базового актива (дельта которого всегда равна единице, 1% изменения базового актива это всегда 1% изменения его стоимости) мы взяли 4 опциона с дельтой 0,25. Теперь в стартовых условиях при изменении базового актива на 1% четыре наших опциона дадут изменение 0,25*4, т.е. точно также 1%. Однако если цена идет в нашу сторону, то под влиянием гаммы дельта меняется и, например, при изменении дельты с 0,25 до 0,3 мы получаем 0,3*4 = 1,2. Т.е. при изменении цены базового актива на 1% мы получаем на 20% больше с опционной позиции.

Как это влияет на наши убытки?

Взаимосвязь дельты с гаммой верна и в обратную сторону. Если цена актива идет против нас, то дельта начинает снижаться под влиянием гаммы. Гамма уменьшать дельту, а значит если идет против нас, то мы все меньше и меньше ощущаем это негативное влияние. Допустим мы взяли опцион с дельтой 0,5. При движении против нас дельта начала снижаться до 0,45 и позже до 0,4. Это значит что в последнем случае при изменении цены БА на 1% наша премия изменяется лишь на 0,4%, хотя было 0,5%. Итак мы выяснили, что под влиянием гаммы премия купленного опциона изменяется при движении в нашу сторону с ускорением, а при движении против нас - с замедлением (или отрицательным ускорением). Действительно, многие называют дельту опциона скоростью, а гамму - ускорением.

Как распределяется гамма по страйкам?

Поскольку RIU4 экспирируется в понедельник, начнем рассматривать параметры опционов на примере RIZ4. Обращаем внимание, что ближайшим опционным страйком в данном случае для нас будет являться 120 000.

Где покупать - вопрос отдельный. Подобно остальным грекам гамма распределяется по доске опциона параболически, т.е. достигает своего максимального значения на страйках наиболее близких к цене и начинает снижаться при отдалении от центральных страйков. Таким образом, возвращаясь к предыдущим скриншотам, мы видим, что гамма достигает своих максимальных значений на страйках 120 000 и 122500, а затем начинает снижаться при движении как ввверх так и вниз по опционной доске.

Гамма также изменяется по времени и при приближении к экспирации возрастает. Однако это не делает покупки ближе к экспирации более выгодными, т.к. при приближении к эспирации значительно возрастает тета, что делает удержание позиции крайне рискованым. Также гамму необходимо обязательно учитывать тем, кто расчитывает купить дальний дешевый опцион. Да, опционы в отдалении от центральных страйков будут значительно дешевле, но поскольку гамма там будет ниже, то при движении в вашу сторону вы ощутите значительно меньший эффект. И наоборот, если вы покупаете опцион с большой дельтой (например 0,7 или выше), то запас для работы гаммы получается не такой большой. При движении в вашу сторону опцион приблизится к 1 по дельте и вы перестанете ощущать преимущество по сравнению с покупкой базового актива. На этом мы закончим с рассмотрением гаммы. Допускаю, что сегодняший материал, возможно, будет понятен не при первом прочтении. Пожалуйста, если тема опционов вам интересна, не поленитесь посмотреть материал дополнительно или сформулировать конкретный вопрос.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Обычно принято разделять природную палитру на четыре цветотипа: Лето, Осень, Зима и Весна.
Однако, этого совершенно не достаточно для точного определения своего цветотипа и дальнейших рекомендаций в подборе одежды, макияжа и цвета волос. Ведь существует 12 цветотипов внешности, а не 4.

Для удобства понимания на круге представлена 4 цветотипа, каждый из которых подразделяется на 3 подтипа. А также указаны колориты: мягкий, яркий, теплый холодный и светлый, темный.

Многие из тех, кто уже сталкивались с цветотипами или пробовали отнести себя к определенному цветотипу, смогли заметить, что рекомендации не совсем подходят и остается очень много вопросов. Мы рассмотрим все нюансы и подробно расскажем о каждом подтипе.

В этой статье мы рассмотрим:


Какие бывают цветотипы
Что такое колорит?
Как определить свой цветотип?

Что такое цветотип внешности?

Очень часто красивые вещи или цвет волос «не идут», но не понятно почему. Это объясняется тем, что цвета одежды перекликаясь с природными цветами нашей внешности либо находят гармонию, подчеркивая красоту, либо «забивают» нас. В статье неудачные сочетания можно увидеть как это работает и понять почему. Так же для того, чтобы выглядеть безупречно, важно понять свой колорит, о чем мы поговорим далее в этой статье.

Какие бывают цветотипы?

Существует 4 глобальных цветотипа. Каждый из 4 цветотипов разделяется еще на 3 подтипа. Таким образом, всего существует 12 цветотипов внешности. Каждый из них обладает своими уникальными характеристиками.

Так, например, Лето бывает Светлым Холодным или Мягким , а Зима подразделяется на Темную зиму , Холодную и Яркую и каждый из них имеет свои особенности.

Цветотипы делятся на холодные и теплые. Холодные - это Лето и Зима . Теплые - Осень и Весна . В чем же разница?


Чем отличается цветотип Лето от Зимы?

Отличается степенью контраста между кожей и глазами, волосами. Преобладанием темных красок в цвете волос, бровей и глаз. Зима - это контраст, Лето - это нюанс. Цветотип Зима идеально выдерживает глубокие, насыщенные тона, тогда как цветотип Лето становится прекрасным в более нежных, приглушенных тонах. Да, есть более светлые представительницы лета и те, в природной палитре которых присутствует больший контраст, но тем не менее они всегда мягче зимы.


На картинках видна разница природной палитры типичной представительницы цветотипа зима и цветотипа Лето . Холодные оттенки остаются, но меняется их глубина от светлых и средних у лета и до самых темных у Зимы . Уровень контраста у зимы выше.


Чем отличается цветотип Осень от Весны?

Оба цветотипа теплые, но различаются, но различаются яркостью тонов и их приглушенностью. На изображении представлены оттенки, которые встречаются в природной палитре Осени и Весны . Наглядно видно, как меняется насыщенность и чистота цветов.





Весне идут чистые, более яркие теплые оттенки, тогда как цветотипу Осень больше подходят теплые приглушенные, более густые цвета, отличающиеся глубиной в зависимости от того, какому из трех осенних подтипов соответствуют.



Цветотип Лето

Цветотип лето является очень распространенным в северных широтах. Благодаря своему большому диапазону природных палитр его представительнцы могут сильно отличаться друг от друга. Главной особенностью цветотипа Лето является холодная, приглушенная палитра природных красок от совсем светлых до средне темных.

Цветотип Лето подразделяется на три подтипа: Светлое Лето, Холодное Лето и Мягкое Лето.


Светлое Лето соответствует месяцу Июнь. Самый светлый из летних цвтотипов. Отличается низким уровнем контраста между кожей, глазами и волосами. Преобладают светлые оттенки и холодноватый тон. Кожа светлая, может иметь красноватый тон. Волосы от светлого блонда до светло русого.


Холодное Лето соответствует месяцу Июль. Является абсолютно холодным подтипом. Самый холодный среди летних. Отличается средним уровнем контраста между тоном кожи, цветом глаз и цветом волос. Во внешности преобладают холодные оттенки. Цветотип Холодное лето легко спутать со Светлым летом.


Мягкое Лето - это месяц Август. Являясь холодным поддтипом имеет теплые ноты, так как граничит с Мягкой Осенью (теплым цветотипом). Мягкое лето - один из самых интересных, сложных подтипов, так как может маскироваться под Осень, Холодное лето или даже под Зиму.


Цветотип ОСЕНЬ

Цветотип осень является теплым сезоном. Палитра цветотипа Осень всегда теплая, но разной степени яркости и глубины в зависимости от подтипа. Осень делится на три подтипа: Мягкая Осень, Теплая Осень и Темная Осень.


Мягкая Осень соответствует месяцу Сентябрь. Находясь между Теплой Осенью и Мягким Летом, совмещает в себе особенности обоих подтипов. Так, теплые оттенки встречаются с приглушенностью, рождая прекрасный подтип, ключевой характеристикой которого является мягкость.

Теплая Осень представляет месяц Октябрь. Самый яркий и теплый среди осенних. Прекрасные представители этого сезона обладают зеленоватыми, ореховыми глазами, иногда голубыми в сочетании волосами от светло каштанового до ярко рыжего. Темная Осень - это месяц Ноябрь. Приближаясь к зиме, можно увидеть более высокий контраст между кожей, глазами и волосами. Теплые оттенки, характерные для осени становятся более глубокими и темными. Именно поэтому порой можно спутать темную Осень и Темную Зиму. Однако Темная Осень всегда можно определить благодаря небольшим нюансам.


Цветотип ЗИМА

Цветотип зима занимает второе место по распространенности в России. Зима - это холодный цветоип, отличительными особенностями которого является глубина цвета и очень высокая контрастность между глазами, кожей и волосами. Данный цветотип очень интересен различиями между подтипами. Зима делится на: Темную Зиму, Холодную Зиму и Яркую Зиму.


Темная Зима соответствует месяцу Декабрь. Главной особенностью этого подтип являются глубокие, темные цвета во внешности, недаром она называется Темная. Однако, соседствуя с Темной Осенью, может иметь в своей палитре теплые ноты. Например тон глаз может быть с янтарными вкраплениями, загар может быть золотым.

Холодная Зима - это месяц Январь. Самый холодный из зимних. Данный подтип лишен теплых красок и лучше всего раскрывается в окружении одежды, украшений и косметики холодных оттенков. Глаза Холодной Зимы всегда льдистые, холодные от темных до средних. А тон кожи может быть даже немного красноватым.

Яркая Зима представляет месяц Февраль. Характеристика данного подтипа заложена уже в самом названии. Основной отличительной чертой являются яркие тона. Это и яркие радужки от светлых, средних до темных. Цвет глаз всегда чистый, лучистый без приглушенных тонов. Идеально смотрятся яркие, насыщенные цвета в одежде, при этом очень важен контраст между волосами, бровями и кожей.

Мая 05, 2018 Игровые гайды

В большинстве современных мобильных игр есть социальная составляющая. Empires & Puzzles — не исключение. В этой статье мы рассмотрим все способы сыграть вместе с другими людьми или против них.

Альянсы

Альянсы в Empires & Puzzles могут быть открытыми и закрытыми. В первые можно войти когда угодно и кому угодно (пока есть место), а во вторые можно попасть лишь по приглашению или отправив заявку.

В каждом альянсе может находиться до 30 человек. Все игроки в альянсе делятся на 4 категории: Предводитель, Сопредводитель, Старейшина и Член. Предводитель может быть только один — это создатель альянса. Он может менять название и описание альянса и его иконку, выгонять любых членов альянса, давать участникам альянса любые другие позиции и выполнять всю деятельность альянса, как и любой другой его участник. Сопредводителей может быть сколько угодно, пока их назначает Предводитель. Они имеют те же полномочия, но не могут выгнать Предводителя или других Сопредводителей. Также, в случае ухода Предводителя без передачи прав на альянс, новым лидером становится самый эффективный Сопредводитель. Старейшин также может быть сколько угодно, но их полномочия сильно ограничены — помимо базовых возможностей, они могут лишь принимать новых членов и изгонять самых низких по уровню игроков. Все другие Члены альянса могут только чатиться, участвовать в сражении с титанами и биться в войне альянсов.

Чтобы создать свой альянс, нужно добраться до 5 уровня и заплатить пошлину в 50 самоцветов. Альянс может быть открытым или закрыым, а также может иметь требование к количеству трофеев — участники с меньшим количеством трофеев даже не увидят ваш альянс в общей выдаче. Далее вы можете искать новых членов альянса в глобальном чате или приглашать друзей.

Каждый альянс имеет свой рейтинг, который складывается из общего количества трофеев у его членов и очков, полученных за сражения с титанами. Учтите, что очки, полученные за титанов, постепенно сокращаются, чтобы члены альянса имели мотивацию постоянно сражаться. Рейтинг альянса определяет его место в таблице лучших.

Сражения против титанов

При вступлении в альянс вам открывается возможность подраться против титана. Титан — мощный босс, которого нужно победить за определённое время всем альянсом. Когда альянс побеждает пятерых титанов, все его участники получают ценные призы.

Само по себе сражение против титана несколько отличается от стандартных. Прежде всего, оно проходит на время — у вас есть полторы минуты, в течение которых вы должны нанести титану максимальный урон. Если он убьёт ваш отряд или время закончится, схватка подойдёт к концу. Каждый член альянса имеет три попытки подраться против титана, и со временем эти попытки восстанавливаются.

Помимо таймера, сражение с титаном отличается наличием у него слабых мест. Если вы попадёте атакой (именно атакой войсками, не навыком) в такое место, то титан получит повышенный урон и может быть оглушён, что не даст ему двигаться в течение нескольких ходов.

Чтобы эффективнее сражаться против титана, нужно прежде всего целиться в слабое место и собирать большие комбинации. Шанс того, что вы успеете использовать навыки, особенно будучи новичком, не особенно велик — титан наносит много урона. Тем не менее, если кто-то из героев накопил ману, то незамедлительно её используйте.

По итогам, если команда победила титана, все получат призы согласно своей эффективности.

Учтите, что титан всегда один и всегда имеет только один элемент — старайтесь подбирать против него отряд, где большинство героев будет носить доминирующий элемент.

Войны альянсов

Этот ивент появился совсем недавно. Раз в неделю альянсы могут сразиться друг с другом. Для этого его члены должны составить команды защиты и выставить их, а затем собрать команды атаки и пойти с ними на другой альянс, который подбирается автоматически по рейтингу.

Цель — убить как можно больше вражеских героев в нападении. Неважно, скольких победила ваша защитная команда — это не считается.

Использовать можно только разные атакующие команды. Каждый герой может атаковать лишь один раз за ивент.

Защищающаяся команда получает бонус в виде возможности отомстить нападающему.

Когда таймер войны подходит к концу, побеждает альянс с наибольшим количеством очков. Награды получают все участники независимо от победы или проигрыша — но для победителей выше шанс выпадения редкого лута.

Чтобы участвовать в Войне Альянсов, нужно иметь как минимум 12 уровень. Соответственно, чем больше в вашем альянсе развитых игроков, тем выше ваш шанс на победу.

Рейды

Если вы не хотите входить в альянс, сражаться с титанами и участвовать в войнах, то есть ещё один вариант совместной игры — рейды. Постройте Дозорную Башню и нападайте на других игроков, чтобы сразиться с их защитной командой. Учтите, что другие игроки будут нападать и на вас, и, в случае победы, отбирать часть ваших ресурсов, которые копятся непосредственно в Дозорной Башне.

Обычно игра при нападении закидывает вас в рейд на человека значительно сильнее вас. Не стоит тратить очки рейдов в таких случаях — лучше потратьте 400 единиц еды и “перебросьте” соперника. Может быть придётся поменять соперника больше одного раза, но это стоит того — если вы нападёте на врага и выиграете, то скорее всего восполните всю потраченную еду и получите железа вдобавок.

Отряд любого игрока стоит буквой “V” (и ваш, когда на вас нападают, тоже). Каждый герой в отряде занимает две клетки и передние частично загораживают задних. Ближе всего к вам стоит центральный герой (в вашем отряде это третий герой). Обычно игроки ставят на это место самых защищённых и здоровых героев, поэтому по ним следует бить только доминирующими атаками. Лучше, тем не менее, прицеливаться по стоящим сзади героям, потому что именно они обычно атакуют сильнее. Используйте на них навыки своих героев и избавляйтесь в первую очередь.

Составляя свой защитный отряд, придерживайтесь того же принципа — в центре должен стоять самый “тяжёлый” герой. Также стоит поставить самых хрупких персонажей не “по краям”, а в слоты 2 и 4 — так по ним будет чуть сложнее попасть неопытному игроку. Также отряд для защиты лучше составлять из самых мощных героев с атакующими навыками — они будут чаще их использовать и быстрее убьют героев нападающего. Касательно стихий — чем они более разнородны, тем лучше (в идеале следует делать команду из пяти героев-дамагеров разных цветов).

За победы в рейдах, как в нападении, так и в защите, вы получаете трофеи. Они определяют ваше место в рейтинге и повышают рейтинг вашего альянса. Также победы, само собой, приносят ресурсы.

Заключение

В Empires & Puzzles не очень много возможностей для игры с другими пользователями — но те, что есть, работают отлично. Этот гайд помог вам разобраться в том, как устроены многопользовательские режимы в игре и теперь вам остаётся только побеждать!

Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. В этой статье мы рассмотрим 10 самых распространенных ошибок, которые совершают начинающие осваивать медитацию.

1) Новичкам:

Начинайте медитировать только тогда, когда вы спокойны и чувствуете себя непринужденно. Недопустимо новичкам начинать практику медитации сразу же после напряженного дня на работе, так как вам будет тяжело сосредоточиться. Если вы все же хотите медитировать после работы, то перед этим рекомендуется немного поспать.
С другой стороны, более опытные практики всегда хотят узнать как можно больше об уме. Тогда, такие состояния как усталость, гнев или стресс, самое подходящее время для медитации. Это поможет ознакомиться с различными психическими состояниями.

2) Отвлечение:

Всегда старайтесь отвлекаться по минимуму, это поможет вам хорошо сконцентрироваться. Наиболее частыми отвлекающими факторами бывают громкие голоса, музыка или шум. Избегайте медитировать в комнатах, в которых слишком жарко или слишком холодно. Хорошее проветривание также способствует медитации. Что касается питания, то лучше есть после практики.

3) Комфорт:

Создавайте для себя максимально комфортные условия каждый раз, когда вы медитируете. Вы можете сидеть на стуле, диване, полу или лечь на спину. Используйте столько подушек и одеял сколько нужно вам для ощущения комфорта. Расслабленное тело делает и расслабленным ум, и наоборот. Не беспокойтесь о том, как вы смотритесь когда медитируете, вместо этого сосредоточьтесь на поддержке своей практике.
Продвинутые медитирующие могут получить выгоду от изучения физического дискомфорта и боли. Это применимо только с целью ознакомления с различными психическими состояниями и вашей реакцией на них. Все, что вам нужно сделать, это внимательно наблюдать боль в течение нескольких минут, вот и все. Кроме того, это полезно для медитации, так как вы научитесь медитировать при физическом дискомфорте.

4) Длительность медитации:

Не заставляйте себя медитировать в течение нескольких часов подряд. Лучше сделать короткие перерывы и немного размять ноги. Те из вас, кто обладает временем и желанием, может практиковать утром, днем и вечером. Но если вы действительно хотите добиться хорошего прогресса в практике, то сделайте свой выбор в пользу качества, а не количества.

5) Усилие:

Не усердствуйте слишком во время медитации. Расслабьте ваше тело и ум и сконцентрируйте свое расслабленное внимание на объекте медитации. Помните, что слишком большое усилие приводит к физической и психической напряженности. Очень часто у многих начинающих медитацию из-за этого происходит напряжение в плечах.
Расслабьтесь и позвольте медитации течь естественно.

6) Поза медитации:

Многие медитирующие практикуют только сидячие медитации. Но лучше чередовать между собой медитации сидя, стоя, при ходьбе и лежа. Для большинства трудно выдержать в сидячем положении 30-60 минут, поэтому необходимо разминать ноги через каждые 15-30 минут. Более того, медитация при ходьбе генерирует большое количество психической энергии, которая в свою очередь поддерживает концентрацию.

7) Учитель медитации:

Хорошо если в начале вашей практики у вас будет учитель медитации, который окажет вам поддержку и ответит на все ваши вопросы. Как только вы начнете ясно понимать основы и приобретете несколько лет опыта, то необходимость в учителе отпадет. Учитель создаст вам прочный фундамент для практики медитации.

8) Ограничение:

Для того чтобы стать универсальным практиком медитации, который может медитировать в одиночке, в группе, монастыре, в постели, на кухонном столе, в лесу, в центре города и в доме своего друга, не ограничивайте свою практику каким-то местом или способом. Не забывайте при этом о медитации при ходьбе, на оживленных улицах города.

9) Терпение:

Воздержитесь от гнева и раздражения, если ваши мысли будут постоянно отвлекаться во время начала практики медитации. Так как гнев и раздражение приводят к физической и психической напряженности, то их следует избегать любой ценой.
Будьте терпеливы к себе и постарайтесь признать, что это нормально, когда мышление постоянно на что-то отвлекается. Как только вы осознаете, что о чем-то думаете, мягко возвратите ваше внимание на объект медитации.
Имейте в виду, что способность ловить себя на мысли, это признак внимательности. Поэтому, вместо того, чтобы раздражаться лучше поздравьте себя.

10) Внимательность:

Слишком много медитирующих разделяют себя между медитацией и другими видами деятельности. Как только они встают с медитационной подушки, они прекращают медитировать в целом. Если вы действительно хотите извлечь выгоду из вашей медитационной практики, то вы должны стремиться быть внимательными все время - с момента когда просыпаетесь утром и пока не заснули ночью.
Красота непрерывной практики медитации - успокоительное и успокаивающееся психическое состояние. Все вокруг будет приносить вам мир и радость.

Пожалуй, ни об одних бойцах не создавалось столько мифов, как о гладиаторах. И появились эти мифы уже в настоящее время, когда из-за произведений художественной литературы и фильмов, посвященных гладиаторским боям, отважные бойцы римских амфитеатров стали вновь популярны. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные заблуждения о гладиаторах.

Следует заметить, что обилие мифов о гладиаторах породило банальное отсутствие достоверной информации об этих отважных бойцах Древнего Рима. Дело в том, что долгое время гладиаторские игры и все, что было с ними связано, не было предметом отдельного изучения историков. Вооружение, жизнь и быт этих бойцов рассматривали лишь как довесок к другим исследованиям — например, отечественные историки занимались гладиаторами только в контексте восстаний римских рабов, в частности, восстания Спартака. Или же им уделялось немного внимания как общему элементу древнеримской культуры массовых зрелищ.

Однако недавно появилось несколько работ, например, "Игры со смертью" немецкого историка М. Юнкельмана или "Гладиаторы" отечественного специалиста по истории оружия К. Носова, в которых феномен гладиаторских игр рассматривается сам по себе. И сразу же выяснилось, что общие представления об этих бойцах в большинстве случаев совершенно неправильны. Именно такие мифы, порожденные неверным толкованием или ориентировкой не на исторические источники, а на произведения художественной литературы, я и хочу рассмотреть. Итак,

Миф первый: традицию состязаний гладиаторов римляне переняли от этрусков

Следует заметить, что подобное заблуждение часто встречается не только в научно-популярных статьях, но и в научных работах. Причем, как это не странно, оно вообще ни на чем не основано — нет никаких свидетельств того, что этруски устраивали что-то подобное. Не сохранилось ни барельефов, ни мозаик, ни письменных свидетельств того, что на территории, контролируемой этрусками, проходили гладиаторские бои. Есть, правда, фреска из этрусской "гробницы Авгуров", изображающая бой человека с собакой, однако это скорее не гладиаторский бой ("мунус", как называли его римляне), а звериная травля ("венацио").

Корни же венацио и мунеры (множественное число от "мунус") весьма различны — первые берут свое начало от подготовки и тренировок охотников. А вот мунера происходит от ритуала погребения — первые гладиаторские игры всегда устраивались над могилой усопшего. Таким образом, они являлись чем-то вроде жертвоприношения духу умершего римлянина (а кроме того, считалось, что погибшие гладиаторы будут его телохранителями на том свете). Таким образом логично предположить, что если римляне что-то и заимствовали от этрусков, так это венацио — бои людей и животных (или животных друг с другом), но никак не гладиаторские игры.

Что касается места возникновения мунеры, то, по мнению многих ученых, эти игры, скорее всего, появились в Кампании. Там найдены самые древние памятники, указывающие на бои гладиаторов, относящиеся к IV веку до нашей эры — в самом Риме первые бои гладиаторов были устроены на сотню лет позже. Кроме того, именно в области проживания кампанцев были найдены самые древние гладиаторские школы. Так что, судя по всему, мунера появилась именно в этой местности.

Миф второй: в основном гладиаторы были рабами

Скорее всего, подобное заблуждение базируется на том, что именно гладиатор Спартак был предводителем крупнейшего в Древнем Риме восстания рабов. При этом упускается из вида тот факт, что сам Спартак не был рабом до того, как попал в гладиаторы. Его определили сражаться на арену после того, как этот отважный фракиец дезертировал из римской армии (а туда он попал как военнопленный — римляне во время Республики часто пополняли войска захваченными в плен воинами противника). То есть Спартака приговорили к боям на арене за преступление.

Вообще, гладиаторов можно было разделить на четыре категории, и в первую войдут военнопленные. Это, без сомнения, самый древний тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и в эпоху Империи. Во вторую категорию войдут приговоренные к битвам на арене преступники — эта традиция началась в эпоху поздней Республики и продолжалась во время Империи. Третья категория — это рабы, которых тоже стали отдавать в гладиаторы со времен конца Республики. Однако во время Империи таковых в рядах бойцов на арене значительно сократилось — публике не нравилось, что гладиаторы-рабы часто дрались вяло и без энтузиазма.

Следует заметить, что ни для кого из бойцов вышеупомянутых трех категорий теоретически гладиаторство не было пожизненным занятием. Так, каждый боец — и раб, и преступник, и военнопленный получал за выступление деньги (если оставался жив), причем немалые. Гонорар такого бойца равнялся пятой части его рыночной стоимости. То есть через пять удачных боев раб и военнопленный вполне могли выкупиться на волю. А что касается осужденных преступников, то их срок выступления на арене обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог спокойно покинуть гладиаторскую казарму.

Более того, достаточно часто гладиатор, принадлежащий к одной из этих трех категорий мог быть отпущен по желанию зрителей после удачного выступления на арене. Или же освобождение ему дарил эдитор (устроитель игр) за проявленное мужество или первоклассное владение оружием. В знак такого освобождения гладиатору выдавали деревянный меч под названием рудис — отсюда и термин "рудиарий", то есть освобожденный от своих обязанностей гладиатор.

Тем не менее этим шансом пользовались далеко не все — имеется немало свидетельств период Империи, когда рудиарии вновь возвращались на арену. Скорее всего, их толкала на это жажда легкого и очень большого заработка — ведь рудиарий получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев (для сравнения — на прокорм семьи в течении года у римского крестьянина или ремесленника уходило где-то 500 сестерциев). Но иногда рудиарии вновь оказывались на арене за новые преступления — таков был сирийский гладиатор Фламма, который получал рудис целых четыре раза — и дожил при этом до 30 лет, после чего устроился тренером (римляне называли их "докторами") в гладиаторскую школу.

Но кроме трех вышеперечисленных категорий существовала еще и четвертая — свободные люди, добровольно ушедшие в гладиаторы (ауктораты). Такие появились еще при Республике, однако во времена Империи их количество резко возросло. На некоторых мунера количество аукторатов превосходило число гладиаторов рабов — так, надпись в одном из малоазиатских городов свидетельствует, что на устроенных там в конце I века нашей эры играх на 3-х гладиаторов-рабов приходилось 5 аукторатов.

Интересно, что согласно свидетельствам римских историков, во время Империи в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали и императоры, как например, хорошо известный всем Коммод. Кстати, этот император получал за каждое выступление миллион сестерциев — согласитесь, неплохой способ пополнять вечно пустующую римскую казну. Однако в гладиаторы "золотая молодежь" шла не только ради денег — многие делали это для того, чтобы пользоваться успехом у прекрасных дам (гладиаторы всегда нравились женщинам, были даже случаи, когда жены сенаторов и всадников сбегали от своих мужей вместе с этими бойцами) или же из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни (так и напрашивается аналогия с современным увлечением богатых молодых людей экстремальными видами спорта).

Миф третий: гладиаторов на арене заставляли сражаться

Действительно, известны свидетельства современников, говорящие о том, что бойцов на арене принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев. Однако такое применяли только лишь к гладиаторам-преступникам (ноксиям). Профессиональные гладиаторы в понукании не нуждались — они сами с удовольствием вступали в бой, суливший им деньги и славу. Более того, известно, что часто профессионалы жаловались на то, что им приходится редко выступать — дело в том, что гонорар и стоимость профессионала дорого обходились эдиторам, и поэтому они охотнее арендовали у ланист (поставщики бойцов) для представлений новичков.

Кстати, тут следует развенчать еще один миф — крюками с арены тела погибших гладиаторов утаскивали только в тех случаях, когда те были ноксиями, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и после отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью. В настоящее время известно немало кладбищ гладиаторов при школах, и вид надгробий свидетельствует о том, что эти похороны были, что называется, по первому разряду.

Миф четвертый: жизнь гладиатора была не долгой

На самом деле анализ надгробных надписей свидетельствует о том, что были гладиаторы, которые за свою жизнь провели более сотни боев (рекорд — 158 схваток, и при этом после последней гладиатор остался жив, но вскоре умер от ран). Анализ же известных скелетов гладиаторов показывает, что средняя продолжительность жизни бойца арены равнялась 25-30 годам. Это совпадает со средней продолжительностью жизни всех обитателей Империи того времени — увы, в Риме вообще редко кто доживал до 50-ти лет.

Интересно, что во времена Республики и в начальный период Империи достаточно часто сохраняли жизнь побежденному гладиатору. В среднем из 10 случаев в восьми проигравшему даровали "миссио" (то есть пощаду). Но вот начиная с середины II века до нашей эры уже каждый второй случай проигрыша заканчивался смертью гладиатора по желанию толпы и властей. Однако уже во время правления Диоклетиана (конец III — начало IV века нашей эры) и до самого последнего мунера (404 год нашей эры) смертные приговоры проигравшим вновь выносились достаточно редко — в трех случаях из десяти.