Культура в 1930 е годы. Пособие по истории отечества. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Образование

30-е годы - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государ­ства. В области образования продолжалась борьба с неграмотно­стью. Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного воз­раста. Однако скудное финансирование, слабая материальная база, отсутствие достаточного количества учителей и учебников не позволили осуществить всеобуч в намеченный срок. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было введе­но к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирова­ние позволило в 1930-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учеб­ников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное сред­нее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко все­общему среднему образованию (десятилетке). Обучение в стар­ших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Большинст­во городской молодежи после общеобразовательной школы шло в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х годы была отвергнута господствовавшая в 20-е годы теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьез­ной реформой начальной и средней школы, поворотом к тради­циям дореволюционной школы. В школах ввели строго опреде­ленное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместе "рассыпных книг" вво­дились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е годы, обучение стремились приблизить к производству. Боль­шинство школьников вели общественную работу в рамках пио­нерской и комсомольской организаций.

В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было вос­становлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факульте­ты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В 1930-е годы крупные изменения произошли и в высшем об­разовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную подготов­ку специалистов, сокращенный курс обучения, узкую специали­зацию, снизивший качество учебы, то с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Бы­ли восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивиду­альной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и, наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учеб­ном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания. Увеличение расходов на высшую школу позволило не только улучшить качество подготовки специалистов, но и существенно расширить географию высшей школы. К концу 1930-х годов бо­лее 100 городов всех республик СССР имели университеты и ин­ституты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из ко­торых около 60 % составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту советской интеллигенции. К началу 1940-х годов ее чис­ленность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное образование (17 %). Значитель­ным оставался удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования, занимавшихся преимущественно ум­ственным трудом. В целом, интеллигенция СССР стала однотип­ной в социально-экономическом и идейно-политическом отно шении. Конституция 1936 г. провозгласила ее трудовой и полн правкой частью общества. Однако партийно-государственное руководство СССР отказывало ей в самостоятельной роли в жиз­ни общества, рассматривая ее в качестве "прослойки", стоящей на третьем месте после рабочего класса и колхозного крестьянства.

Наука

В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономиче­ского развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. стали созда­ваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных нар­коматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х годов на основе разработок советских хими­ков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено произ­водство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные "Вторым Баку". Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Ландау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу вхо­дили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия ("Катюши") А.Г.Костиков и будущий главный конструктор кос­мических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится на­чало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. пер­вый советский стратостат "СССР" поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали ис­следователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле "Челюскин", который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали "лагерь Шмидта". Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героя Советского Союза лет­чикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане бо­лее, чем 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опор­ные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х годов многие уче­ные и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некото­рые из них продолжили свои работы в заключении в специаль­ных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось но­вому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вы­шел "Краткий курс истории ВКП(б)", который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследова­ний. Возведенный в догму, "Краткий курс" стал, по сути, истори­ческим оправданием режима личной власти.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ воз­главил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы. Идеологизация и политизация науки губительно сказывалась на развитии научных исследований в СССР.

Литература и искусство

Деятели литературы и искусства в 1930-е годы должны были руководствоваться постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Все объединения творче­ской интеллигенции были ликвидированы, начался процесс созда­ния новых единых "отраслевых" организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состо­явшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Он требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся "в духе социализма". И.В.Сталин рассматривал соцреализм в качестве важнейшего средства создания советской культуры - "национальной по форме, социалистической по содержанию".

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литера­туре и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном ис­кусстве осуждалось; развитие жанров сатиры, любовной лирики, современной драмы не поощрялось; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. Это объяснялось необходимостью "морального вооружения" народа накануне неизбежной и близкой войны. Откло­няться от генеральной линии партии в литературе и искусстве было нелегко, критиковать ее - опасно.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х годов относятся романы "Жизнь Клима Самгина" А.М.Горького, "Поднятая целина" М.А.Шолохова, "Как закалялась сталь" Н.А.Островского, "Петр Первый" А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара, К.И.Чуковского и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произве­дения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму "Александр Невский"), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму "Маскарад"), Д.Д.Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", запрещена в 1936 г. "за формализм"). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы "Чапаев" С. и Г.Васильевых, "Депутат Балтики" И.Хейфица и А.Зархи, "Александр Невский" С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова "Веселые ребята" и "Цирк").

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика ("Смерть комиссара" К.Петрова-Водкина, "Оборона Петрограда" А.Дейнеки, "Трубачи Первой конной армии" М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х годов стал монумент В.Мухиной "Рабочий и колхозница".

Список литературы

1. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

2. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

3. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.

4. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

5. История русского и советского искусства. Под ред.Д.В.Сарабьянова. Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – М.,1995.

6. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

7. Кондаков И.В. История русской культуры. – М.,1994.

8. Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

9. Кравченко А. И. Культурология. – М.,2001.

10.Кузнецова Т.Ф., Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры. 2 изд. – М., 2006.

11.Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

13.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.,1997.

14.Энциклопедия. Мир русской культуры. – М.,2000.

15.Энциклопедия. Русской живописи (Х1У-ХХ в.). – М., 2001.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Ликвидация безграмотности в России в 1920-1930 гг. Создание государственной единой системы народного образования. Формирование художественного метода "социалистический реализм", принципы которого были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР".

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Исследование уникального периода культурного развития СССР во второй половине 1950-х - первой половины 1960-х гг., получившего название "оттепели". Анализ новых тенденций в развитии отечественных литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Исследование внешнеполитических связей СССР в 1930 гг., анализ и оценка "друзей" и "врагов" государства в те годы. Рассмотрение пакта о ненападении и советско-германского договора 1939 г. Война с Финляндией, определение ее роли и значения для страны.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    История культуры России XIX века. Петровские преобразования, екатерининская эпоха просвещенного абсолютизма, установление тесных контактов с Западной Европой как факторы ее развития. Особенности образования, науки, литературы, живописи, театра и музыки.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2012

    Изучение направлений внешней политики СССР в первой половине 1930-х гг. Причины и последствия укрепления международного положения СССР. Создание системы коллективной безопасности. Советско-германские отношения. Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2010

    Чеченский конфликт до установления советской власти. Из статьи Г.В. Марченко: "Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы". Причины чеченского конфликта. Политика Советского Союза по отношению к горцам. Права чеченского народа.

    статья , добавлен 18.02.2007

    Политическая система в стране с середины 1930-х гг. Становление личной власти Сталина. Эволюция конституционного строя СССР в 1920-1930-е гг. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Массовые репрессии, апогей сталинизма и его основные черты.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2017

Горелкина Елизавета

Работа посвящена развитию культуры в послевоенный период (20-30-е гг..) в мире. Раскрыта тема основных направлений живописи, архитектуры, кинематогрофа, театра, литературы Западной Европы и США.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура 1920-1930-х годов Презентация по Новейшей истории ученицы 9 «А» класса Видновской СОШ №4 Горелкиной Елизаветы Проверил: учитель истории – Мазуряк В.М.

Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Мировая война и её последствия, революции, социальные конфликты, подъём национализма и экстремизма, а также кризис культуры в ряде стран – всё это оказывало огромное влияние на искусство и литературу 1920-х годов. Изменения в культуре и искусстве

Стиль модерн. Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн, который распространился во многих странах Европы. Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Новые направления Альфонс Муха. Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909 г.

Д. Микелуччи Виллино Либерти во Флоренции. 1911 г.

Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха, художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Авангард

Казимир Малевич, Супрематизм

Казимир Малевич, Черный квадрат

Хуан Грис. Кружка пива и карты. Коллаж. 1913

Хуан Грис, Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк

Модернизм: Фовизм - предельно интенсивное звучание открытых цветов Примитиви́зм вмещает в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными. Экспрессиони́зм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Куби́зм характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Абстракциони́зм отказывается от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

А. Матисс. «Красная комната». 1908 г

«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка(1893)

Шагал Марк Захарович, Над городом

Марианна Верёвкина, Красный город (1909)

Пабло Пикассо. Три музыканта. 1921

Композиция с красным, синим и желтым. 1930. Холст, масло. Пит Мондриан

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. Художественная литература 1920-1930-х годов

В отличие от писателей «потерянного поколения» многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффитс из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт. Бертольт Брехт (1898-1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах.

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии. Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949). Антиутопии

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов, так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими. Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Изобразительное искусство 1920-1930-х годов

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма. Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника. Изменения в модернистском движении

Дали Сальвадор. Сон.

Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Картина Дали «Постоянство памяти»

Формирование в индустриальных странах в 1920-1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией. Культура в массовом обществе

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Известную школу рационализма « Баухауз » создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль « Баухауз » быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина. Кинематограф

Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию « Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936).

Особенности развития культуры n Культурная революция коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)

Задачи культурной революции Демократизация культуры; n Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения; n Всеобуч; n Формирование новой интеллигенции; n Создание новой идеологии. n

Народное просвещение n n Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. 1919 г. - Декрет об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Индивидуально-групповое обучение. Итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80 -120 букв крупного шрифта или написать 5 -7 букв. 1939 г. официальные данные по ликвидации неграмотности – 87, 4% населения стали грамотными. Введение всеобуча. Введение обязательного начального всеобуча произошло в 1930 г.

Проблемы формирования интеллигенции n n ь ь ь Отношение «буржуазных специалистов» к советской власти. Приняли советскую власть: Ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский Поэты В. В. Маяковский, А. А. Блок, В. Я. Брюсов Художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов, В. Р. Фальк Скульпторы А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков Архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, Л. В. Руднев

Проблемы формирования интеллигенции n ь ь ь ь ь Не приняли советскую власть и уехали в эмиграцию (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек): Марина Цветаева (1892 -1941) в эмиграции в 1922 -1929 гг. Иван Алексеевич Бунин (1920 -1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г. «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне бы предложили туда переехать, дав самые лучшие условия, я отказался бы. Я не смог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют» . Алексей Максимович Горький (1868 -1936) С 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1 -4 т. , 1925 -1936). Илья Ефимович Репин (1844 -1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала- «Я дачник с 1918 г. » Федор Иванович Шаляпин (1873 -1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 -1943 гг.) С 1917 г. за границей Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960 гг.) С 1926 г. жил во Франции, работал в театрах разных стран Алексей Николаевич Толстой (1882 -1945). 1918 -1923 в эмиграции. В дальнейшем лауреат трех Сталинских премий. Николай Константинович Рерих (1874 -1947 гг.) С 1920 г. за рубежом.

Проблемы формирования интеллигенции n «Философский пароход» . 1922 – высылка из страны 200 деятелей науки и культуры (философы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин; историк Л. П. Карсавин, в будущем создатель телевидения В. В. Зворыкин). Пароход «Обербургомистр Хакен» - 70 человек, пароход «Пруссия» . Высланы ректор Московского университета проф. Новиков (зоолог), ректор Петроградского университета проф. Корсавин (философ), группа математиков во главе с деканом матфака МГУ проф. Стратоновым, социолог Питирим Сорокин и др.

Проблемы формирования интеллигенции n n n Обучение специалистов 1918 г. - отменена плата за обучение в вузах. 1922 г. введены стипендии в университетах. 1928 г. - 41, 3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931 -71%, конец 1930 -х гг. -90, 6% 1919 г. - при вузах созданы рабфаки. 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. 33%, в 1932 г. - более 60%. Рост числа вузов: 1914 г. - 91 1922 г. – 244 1939 г. - 760 1928 г. - число специалистов с высшим образованием -90 тыс. 1930 -1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения. 1932 г. -184, 5 тыс. человек имели высшее образование. В начале 1920 -х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел. 1937 г. - интеллигенция в СССР 9, 6 млн. человек

Научная интеллигенция n n Петр Леонидович Капица (1894 -1984) В 1918 г. П. Капица становится сотрудником Радиологического института, руководимого А. Ф. Иоффе. В 1921 г. П. Капица прибыл в Англию в составе комиссии Российской Академии наук, направленной для восстановления научных связей с зарубежными учеными. Его принимают на стажировку в лабораторию Резерфорда в Кембридже, где он трудится до 1934 г. Член Лондонского королевского общества (1929). В 1931 г. Резерфорд добился получения денег для организации специальной отдельной лаборатории для Капицы. В 1934 г. вернулся в СССР. Один из основоположников физики низких температур. С 1946 по 1955 г. был уволен со службы за отказ работать над советским атомным проектом, но продолжал преподавать в МГУ.

Научная интеллигенция n Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863 -1945) стали основой нового направления в науке – геохимии и учения о биосфере. Под его руководством было организовано производство радия. В 1920 г. Николай Иванович Вавилов (1887 -1943) сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. За развитие учения о центрах происхождения культурных растений ему была присуждена премия имени Ленина. Николай Константинович Кольцов (1872 -1940) создал институт экспериментальной биологии. В нем впервые в СССР начаты исследования по генетике человека. В 1927 г. Н. К. Кольцов обосновал положение о хромосомах как наследственных молекулах.

Научная интеллигенция n n 1933 г. создан первый в мире Институт ракетной техники, в нем был отдел крылатых ракет, который возглавлял Сергей Павлович Королев (1906 -1966). В 1931 -1932 г. при руководстве Фридриха Артуровича Цандера (1887 -1933) была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), с апреля 1932 г. этой группой руководил Королев. Ноябрь 1933 г. по проекту Цандера (умер в 1933 г. 28 марта в Кисловодске во время лечения) была построена и запущена его учениками первая советская ракета ГИРДХ (масса-29, 5 кг, длина-2, 2 м.). Ракета взлетела вертикально на высоту 75 -80 метров, затем упала в 150 м. от места старта. Прототипом главного героя в романе Беляева «Прыжок в ничто» был Ф. А. Цандер.

Творческая интеллигенция n n Пролеткульт – организация, оформившаяся в 1918 г. А. А. Богданов (1873 -1928 гг.), П. И. Лебедев-Полянский. (1881 -1948) Организация, выступившая за создание новой пролетарской культуры. Пролеткультовские организации и их лидеров активно критиковал Ленин.

Принципы формирования советской культуры В. И. Ленин А. А. Богданов Сначала социалистическая революция, потом культурная Сначала культурные преобразования, затем социалистическая революция Руководство культурой со стороны партии и государства Руководство культурой со стороны Пролеткульта, чисто рабочей организации Необходимо учитывать культурное наследие Сначала создать собственную культуру, потом использовать выборочно достижения прошлой культуры Просвещение масс, развитие самодеятельности Отношение к интеллигенции: использование знаний, перевоспитание с целью привлечения к культурному строительству Знания буржуазных специалистов могут быть использованы только в развитии науки, в художественном творчестве нет. Онисозерцатели и не могут встать на позицию рабочих, следовательно не могут передать их переживания

Идеи Пролеткульта n А Платонов «Чевенгур» . Герой Дванов « в душе любил неведение больше культуры: невежество-чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания. Культура - это заросшее поле, где соли почвы взяты растениями, где ничего не растет» . n 1918 г. - реформа правописания. Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН… n Новые имена: Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года)… n n Военизация языка: «Фронт работ» , «солдаты партии» , «наступление на недостатки» , «миллионная армия тружеников села» и тд.

Общественные художественные организации n «Кузница» (1920 – выделились из «Пролеткульта») Поэт Василий Казин Рабочий май (1922) Стучу, стучу я молотком. Верчу, верчу трубу на ломе, И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме.

Общественные художественные организации n n Футуристы В. В. Маяковский (1918 г.) Белогвардейца найдете – и к стенке Время пулям по стенкам музеев тенькать Выстроили пушки на опушке А почему не атакован Пушкин И прочие генералы классики? В. И. Ленин: Пушкина понимаю и признаю, Некрасова признаю, а Маяковского, простите, нет. В. Кириллов стихотворение «Мы» (1920 г.) Во имя нашего завтра Сожжем Рафаэля Разрушим музеи Растопчем искусства цветы

Общественные художественные организации n Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н. Н. Асеев, О. М. Брик, художники Л. С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова и др. Преемники футуризма, отстаивали новое искусство и отрицали преемственность. n «Ассоциация художников революционной России» (АХРР) -19221932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР) А. М. Герасимов, И. И. Бродский, Б. В. Иогансон, Е. А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции. n Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А. И. Безыменский, Д. Бедный, Д. А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.

Театр n Многообразие коллективов в 1920 -е гг. n Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др. n Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3 -я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов(18831922) – 1922 г. «Принцесса Турандот» Карла Гоцци

Театральный Октябрь n n Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 -1940) Театры «РСФСР-1» , «РСФСР-2» , «Театр имени В. Э. Мейерхольда» (1923 г.) - С. Эйзенштейн, В. Яхонтов, Э. Гарин, В. Маяковский, С. Мартинсон Массовые действа 1920 г. 7 ноября в Петрограде штурм Зимнего дворца. Участвовала «Аврора»

Кинематограф в 1920 -е гг. n 1920 г. - первая экранизации повести М. Горького «Мать» (реж. Разумный) n 1918 -1919 гг. выходил периодический хроникальный киножурнал «Кинонеделя» , позднее были выпуски «Киноправды» , «Кинокалендаря» и т. д. n С. М. Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» (1925 г.) В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая награда. n 1922 г. вышли на экраны 9 советских фильмов, 1927 г. - 86, 1931 г. - 261.

Живопись n Плакатное искусство n Художник М. М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, поэт В. В. Маяковский)

Живопись n Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции n Натюрморты К. С. Петрова-Водкина и Д. П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны 1918 г.

Скульптура n 1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах. n Одними из перовых были открыты памятники А. Н. Радищеву работы Л. В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С. Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве.

Скульптура n Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919 -1920 гг. В. Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. Модель, выполненная из дерева и проволоки вскоре была утеряна.

Архитектура n n n Появился новый стиль зданий. Для них характерны: упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. К. С. Мельников Клуб имени Русакова (1927 -1929), (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей). И. И. Леонидов А. В. Щусев Этот стиль получил название конструктивизма.

Формирование новой идеологии n 1930 -е гг. Утверждается принцип социалистического реализма, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г. , авторство приписывают А. М. Горькому. n Государство выступает за жесткий контроль за культурной сферой. Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа» , восхваление Сталина и Коммунистической партии. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов – Союза писателей СССР. Только за членами союза закреплялся официально признаваемый статус профессионального писателя.

Литература 1930 -х гг. n n n Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. М. А. Шолохов «Поднятая целина» , Н. А. Островский «Как закалялась сталь» . В литературу вошел новый герой – убежденный в правоте социалистических идей борец за дело революции и строительство нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом был признан В. В. Маяковский, ушедший из жизни в 1930 г. Статус великого пролетарского писателя прочно закрепился за Горьким. В то же время произведения, не отвечающие критериям идейности, не допускались к публикации. Это произведения М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Детских писателей Д. И. Хармса и А. И. Введенского обвинили во вредительстве и формализме. Продолжились нападки на «чуковщину» . Стало большое внимание уделяться героическому прошлому страны. Их герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, К. Минин и Дм. Пожарский. Подобные произведения, как правило, удостаивались Сталинских премий, учрежденных в 1939 г.

Театр в 1930 -е гг. n n n Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!» Закрытие левых театров Два направления в развитии театра: 1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька» , Арбузов «Таня») 2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия») Развитие самодеятельных театров

Кинематограф 1930 -х гг. n n n n n Кинематограф создал плеяду образов новых людей-героев мирной жизни. «Путевка в жизнь» (реж. Н. В. Экк)1931 г. «Семеро смелых» (реж. С. А. Герасимов)1936 г. «Трактористы» (реж. И. А. Пырьев)1939 г. «Светлый путь» (реж. Г. В. Александров)1940 г. «Чапаев» (реж. Братья Васильевы)1934 г. Появилась ленинская тема: «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 г. » (1939 г.) (реж. М. И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. «Партийный билет» (реж. И. А. Пырьев) 1936 г. Музыкальные комедии реж. Г. В. Александрова «Волга» (1938 г.), «Цирк» (1936 г.) (музыка Исаака Дунаевского)


Архитектура 1930 -х гг. n 1934 -1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.

Итоги культурного развития Демократизация культуры. Самодеятельность. n Формирование социалистической идеологии. Патриотизм. Доказала война. Огосударствление культуры. Главную роль в культуре играет государственный заказ. n Формирование новой интеллигенции. Ш. Фицпатрик: «Культурные достижения 30 -х гг. явились скорее результатом усилий старой дореволюционной интеллигенции» . n Не умаляя достоинств этих людей, следует отметить, что в 1923 -1939 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и 40 млн. малограмотных. В начале века 75% взрослого населения России не умели читать и писать. n Философы, социологи: подлинная интеллигенция в СССР после репрессий 30 -х гг. прекратила свое существование. n Историки против. Н. Г. Чуфаров: 1). Многие представители старой интеллигенции продолжали работать. 2). Сформировалась новая советская интеллигенция, которой свойственны такие позитивные качества, как стремление служить Родине, своему народу, целеустремленность, организованность, трудолюбие, стремление к расширению кругозора. Правда, она утратила такие качества старой интеллигенции, как гуманизм, терпимость к инакомыслию, милосердие, оппозиционность ко всем отрицательным явлениям существующего режима. n

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.