Кто правит чечней. Чечня: Клановые войны в разгаре

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.

Последние события на Северном Кавказе, дерзкая вылазка боевиков в родовом селе Кадырова — Центорое, вновь приковала внимание западной прессы к Чечне. Итальянская газета La Stampa задается резонным вопросом: «Путин, конечно, стабилизировал ситуацию в Чечне, но многие в России и за ее пределами задаются вопросом: надолго ли?». «Нормализация» региона произошла после примирения между президентом Чечни Рамзана Кадырова и лидером одного из самых могущественных кланов этой страны Исы Ямадаева. До сих пор они были, прямо скажем, отнюдь не безоблачными.

По мере усиления власти Кадырова отношения между двумя кланами начали портиться. Причем, стремительно. Причина банальна: президент хотел поставить вооруженные формирования Ямадаева под свой контроль. Но сами бойцы этому воспротивились. В итоге Руслам и Сулим Ямадаевы были убиты, а на третьего брата, Ису, было совершено покушение. Несостоявшийся киллер во время суда сделал сенсационное заявление: «Ису „заказал“ Рамзан Кадыров, и за работу он собирался заплатить миллион долларов». Выбора у киллера не было: если бы он отказался от предложения, Кадыров якобы убил бы его и его семью. «После этих событий было бы резонно предположить, что Ямадаев и Кадыров станут заклятыми врагами на всю жизнь. Но вместо этого они помирились. Это Чечня. И мир этот был заключен публично», — пишет корреспондент Марк Франкетти.

Мир оказался выгоден обоим. Ямадаев сохранил себе жизнь и спокойное существование, а Кадыров, как и положено правителю, пытается объединить под одной — своей — крышей всех своих друзей, врагов и соперников. И, похоже, ему это удается. В каких-то случаях для того, чтобы нормализовать ситуацию в регионе, потребовались многие инструменты: кому-то угрожали, против кого-то применяли насилие, у кого-то похищали родственников. Все делалось для того, чтобы убедить оппонентов: нужно срочно переходить на сторону государства. В противном случае управляемая кланами Чечня никогда бы не приняла Кадырова за «своего» правителя. И ему это удается: в миниатюрной стране, где еще недавно все друг друга убивали, сейчас обнимаются и устраивают прочие курьезные зрелища. Понятно, что «дружба» это не искренняя, а скорее вынужденная. «Дружить» здесь предлагают по принципу: «Или ты с нами, или ты против нас».

La Stampa признает, что успех у такой политики есть: как бы странно это ни звучало, благодаря невероятной жестокости Кремлю удалось стабилизировать ситуацию в регионе. «США могут только мечтать о том, чтобы в Афганистане или Ираке случилось нечто подобное», — говорится в статье. С другой стороны, неизвестно, как долго это будет продолжаться. Если с Кадыровым или с Путиным что-то случится, здесь может вспыхнуть новая война. «Кремль может уже очень скоро пожалеть, что некогда вооружил боевиков», — пишет издание.

Автор статьи вспоминает, что меньше года назад встречался с Бухари Бараевым. В 2002 году его сын — Мовсар Бараев, возглавлял группу террористов, которые взяли в заложники 800 человек в московском театре. Отец террориста пять лет жил в Австрии и люто ненавидел Кадырова. Но президент поговорил с ним, предложил вернуться на родину, лично встретил того в аэропорту, подарил ему новую квартиру и новый автомобиль. А Бараев в ответ подружился с Кадыровым и даже заявил журналисту, что сильно ошибался по поводу главы Чеченской республики. «Он очень много сделал для народа. И хотя моего сына это привело бы в бешенство, я изменил свою точку зрения», — рассказал он. Вот такие особенности чеченской политики. А какие они еще могут быть в стране, где вместо закона обществом давно управляет насилие?

Дошло даже до того, что мать братьев Ямадаевых заявила, что, когда ее навестил Кадыров, так этому обрадовалась, будто ее сыновья вернулись к ней. Чеченский лидер выражал ей соболезнования по поводу кончины сына Сулима в Дубае.

Сам Кадыров отрицает, что помирился с Ямадаевым «по настоянию сверху», как о том судачат многие СМИ. «Мне трудно себе представить, чтобы по приказу можно было снять недопонимание. Никто ни с какими требованиями „на самом верху“ ко мне не обращался. Все было совсем не так», — сказал он. «Я огорчен отдельными публикациями в СМИ, которые преследуют цель очернить факт примирения.

— Меня возмутили комментарии отдельных источников по поводу того, что примирение состоялось под давлением спецслужб и Кремля. Рамзан Ахматович самодостаточный и авторитетный руководитель субъекта федерации и решение о встрече принял лично, как богоугодное дело в священный месяц Рамадан, — подтвердил его слова Ямадаев.

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси , по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами , в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур - всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов .

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Клан Ямадаевых - самая влиятельная в Чечне сила, неподконтрольная президенту республики Рамзану Кадырову, - лишился своего "политического лица". В Москве убит старший из трех братьев Ямадаевых - Руслан, бывший депутат Государственной думы и функционер "Единой России".

Машина Руслана Ямадаева была обстреляна в Москве на Краснопресненской набережной в среду, 24 сентября, примерно в 17:15-17:20. К остановившемуся на светофоре "мерседесу", в котором ехали Ямадаев и генерал Сергей Кизюн (бывший военный комендант Чечни; Ямадаев в 2001-2002 годах был его заместителем), подошел человек, вооруженный, по одним данным, пистолетом, а по другим - небольшим автоматом "Кедр", который стреляет пистолетным патронами. Убийца расстрелял "мерседес" (на месте найдено больше десятка гильз), после чего вскочил в поджидавшую его "ауди", и нападавшие скрылись.

Генерал Кизюн, по данным Life.Ru , доставлен в реанимацию Боткинской больницы. Руслан Ямадаев умер на месте.

Биография Руслана Ямадаева похожа на биографии многих бывших чеченских боевиков, перешедших на сторону федеральных сил. Он принадлежал к одному из самых влиятельных чеченских тейпов - Беной. В 1991 году поддержал чеченского президента-сепаратиста Джохара Дудаева. Во время первой войны он и его брат Сулим были бригадными генералами. Их вотчиной был Гудермес - второй по значимости город Чечни.

В 1997 году у Ямадаевых возникли разногласия с группой чеченских "радикалов", наиболее ярким представителем которой был Шамиль Басаев. В 1999 году Басаев потребовал от Ямадаевых предоставить плацдарм для нападения на Дагестан. Отвечал ему Руслан на правах главы клана. Он отказался пропустить бойцов Басаева через свой район и заявил, что если Басаев хочет войны - он ее получит. В 2000 году Ямадаевы без единого выстрела сдали Гудермес федеральным силам, и он на время стал фактической столицей Чечни, поскольку Грозный контролировали сепаратисты. Впоследствии братья участвовали в военных действиях против боевиков.

Когда военная фаза "восстановления конституционного порядка" в Чечне завершилась, братья Ямадаевы имели все основания претендовать на благосклонность федералов. Но Москва сделала ставку на другой клан - Кадыровых. Руслану Ямадаеву пришлось довольствоваться постом главы исполкома чеченского отделения "Единой России" и креслом депутата Госдумы.

До мая 2004 года авторитет Ахмада Кадырова, поддерживаемый федеральным центром, позволял удерживать различные кланы от открытой свары. Но когда республику возглавил (сначала де-факто, а с февраля 2007 года - и де-юре) Рамзан Кадыров, обстановка стала накаляться. Бывшие боевики, распределенные по различным спецподразделениям Минобороны, МВД,ФСБ и других силовых структур, подчиняющиеся бывшим полевым командирам, стали роптать, что Кадыров и его люди не проявляют к ним должного уважения. Кроме того, чеченская нефть тоже контролируется в значительной степени местными кланами, и за нее тоже разгорелась нешуточная борьба.

Рамзан Кадыров планомерно ликвидировал все неподконтрольные ему силовые группы. Первым был разгромлен спецотряд ФСБ "Горец" Мовлади Байсарова, который фактически никому не подчинялся с мая 2004 года. В сентябре 2006 года на Байсарова посыпались обвинения в убийствах и похищениях людей, он был объявлен в федеральный розыск. Сам он приехал в Москву, стал собирать пресс-конференции и всячески критиковать и обличать Рамзана Кадырова. 15 ноября "Горец" сложил оружие, а 18-го вечером посреди Ленинского проспекта в Москве Мовлади Байсаров был застрелен чеченским милицейским спецназом. По официальной версии - из-за того, что оказал сопротивление при задержании. По неофициальной, за ним приехали вовсе не для того, чтобы задержать.

Следующим на очереди был батальон Минобороны "Восток", которым командовал Сулим Ямадаев. После очередного конфликта между людьми Кадырова и Ямадаева, переросшего в перестрелку, все развивалось примерно по той же схеме, что и с "Горцем": базу "Востока" блокировали, из него стали уходить бойцы (кадыровская милиция их с радостью принимала), потом Сулим Ямадаев был объявлен в федеральный розыск, что, впрочем, не помешало ему лично командовать своими бойцами во время войны в Южной Осетии 8-12 августа. 22 августа Сулим Ямадаев был уволен с военной службы.

После резкого обострения отношений с Рамзаном Кадыровым Сулим Ямадаев жил в Москве - поближе к старшему брату Руслану. У Руслана были к Кадырову свои счеты: чеченский президент в 2007 году при поддержке Москвы фактически отобрал у него пост главы республиканского отделения "Единой России" (местные партийцы склонны были поддержать Ямадаева).

24 сентября, когда был убит Руслан Ямадаев, на лентах информагентств сначала появились сообщения, что убит Сулим. Дело в том, что Руслан и генерал Кизюн ехали на "мерседесе", принадлежащем Сулиму, да к тому же Сулим в последнее время больше на слуху. Где он сейчас и чем занимается - доподлинно неизвестно. По сведениям чеченской прокуратуры, все последние месяцы он провел в Москве.

Младший из братьев Ямадаевых - Бадруди - до сих пор скрывается. Он объявлен в федеральный розыск по нашумевшему о конфликте на питерском мясоперерабатывающем заводе "Самсон" в 2006 году. Тогда Ямадаевы вмешались в "спор хозяйствующих субъектов" и попытались доступными им методами убедить одну из сторон уступить.

Словом, есть еще кому продолжить традиции клана Ямадаевых.

Чеченцы: нация или мафия?

"Нет постыдных способов добывать деньги,стыдно не иметь денег".
Чеченская пословица

Примечательно, что такой небольшой народ, как чеченцы, - чуть более миллиона человек, проживающих на северных отрогах Кавказа,- смог приобрести почти мифический ореол. Мифический в отрицательном смысле. Всякий раз, когда речь заходит о российской организованной преступности, рано или поздно произносят слово "чеченец".
И не только в России. В Праге, Берлине, Лондоне и в других городах, затронутых российской преступной волной, чеченцев приводят в качестве примера жестокости российских банд.
Не касаться чеченцев в разговоре об организованной преступности в странах бывшего Советского Союза так же бессмысленно, как, описывая итальянскую мафию, не привести в пример Сицилию.
Имеется очевидное сходство между Чечней и Сицилией, которое может объяснить коечто в преступной традиции: недоверие к центральным властям, а также семейные связи и клановая сплоченность, которая крепче других общественных связей. И в обоих отношениях ключ к современной ситуации следует искать в истории.
Колонизация Чечни Россией была жестокой и кровавой. Настолько кровавой, что как в царское, так и в советское время существовала строгая цензура в отношении этой главы в русскосоветской истории.
Но чеченцы выжили не только как нация. Им удалось сохранить свои особые свойства благодаря той системе сект и братств, которую не могла поломать никакая центральная власть.
Клановая структура чеченского общества уходит корнями в средневековье, когда на этой территории появился ислам.
Вместе с новой религией пришли и тарикаты, строгие мусульманские братства или орденасообщества, которые действуют в Чечне по сей день. Два тариката сегодня наиболее сильны, это - наджбандия и кадирия.
Кадирия стала самым сильным братством в Чечне в конце Xix века и разделилась тогда на три ветви: кунта-хаджийцы, батал-хаджийцы и бамат-хаджийцы.
Кунта-хаджийцы придерживались мирных методов, в то время, как батал-хаджийцы имели свою кастовую систему и проповедовали джигитизм: смелость, жестокую дисциплину, военное искусство и беспощадность к врагам.
Именно тарикат баталхаджи обвинялся в том, что во время Великой Отечественной войны он перешел на сторону немцев. Чеченцы - члены этого братства - убивали красноармейцев и командиров Красной Армии и грабили военные склады. За это была наказана вся чеченская нация. Ее руководители были уничтожены, а народ выслан со своей родины.
Кровь чеченцев, пролитая во время сталинского геноцида, все еще свежа в памяти народа.
Тарикаты помогли чеченцам сохранить крепкую внутреннюю организацию. Они основаны на замкнутости и скрытности.
Баталхаджийцы имеют "черную кассу" для своих молодых учениковмюридов и для оказания помощи своим учителям. Одновременно эта касса подобие общака воров в законе - является фондом для помощи попавшим в тюрьму или их семьям.
Эти деньги используются на все, что может способствовать усилению экономического и политического влияния братства.
Чеченские кланы отличает привязанность к оружию. Оружие - это часть культуры и поэтому с самых ранних лет мальчика-чеченца учат обращаться с оружием. Назначение мужчин - быть воинами и кормильцами.
С начала 60-х годов чеченцы почти забыты властями, пока в начале 80х годов, в последние годы советской власти, они вдруг не "вынырнули" в столице.
Чеченцы начинают наводить мосты в Москве, приобретая влияние на разных уровнях. Когда контроль со стороны государства в начале 80-х годов ослабевает, они выходят на первый план и завоевывают большое влияние в преступном мире. Агрессивно захватывая территории и особые области деятельности других банд, они сумели быстро приобрести репутацию закаленных и хорошо организованных вымогателей.
Первая попытка мафии разделить "пирог" под названием Москва была предпринята в 1988 году в Дагомысе у Черного моря.
Но с самого начала она оказалась обреченной на неудачу, поскольку в дележе не участвовали важные стороны, в том числе чеченцы. "Мы собираемся взять Москву, как сицилийцы заняли НьюЙорк и Чикаго", - был их ответ на попытки разделить столицу мирным путем.
Существует непосредственная связь между властью бывшего президента Дудаева в Чечне и преступными синдикатами в российских городах. Дудаев грозил превратить Москву в район бедствия, имея в виду как раз те криминальные группировки, которые лояльно относились к освободительным устремлениям Чечни и уже утвердились в столице.
Прямая связь чеченских банд с властями в Грозном была укреплена в результате судебного процесса в Москве в 1991 году.
Тогда "Ходжа" Нучаев, "Руслан" Атлангериев и Геннадий Ложбанидзе (Гена Шрам) были приговорены к длительному тюремному заключению за вымогательство, но вскоре освобождены на основании поддельных документов, предъявленных милицией Чечни.
А вскоре Нучаев и Атлангериев были приняты на службу в правительстве Чечни.
Чеченская преступность отличается своими традициями от советской.
У чеченских преступников существует только один вор в законе по имени Султан.
Участие в действиях вооруженных банд, строжайшая дисциплина и общая цель близки к чеченской традиции и могут объяснить, почему именно эта разновидность преступности оказалась столь успешной в новой России.
Чеченским организациям присуща строгая иерархия. Долг повиноваться носит всеобщий характер. Но при этом не создаются пирамиды власти, как это было в коммунистической партии. Чеченское братство или банда скорее напоминает снежинку с четким центром и лучами, образующими вокруг него самостоятельный рисунок.
Центр - совет старейшин.
Старейшина не обязательно должен быть старым. Самое главное - его должны уважать равные с ним и подчиненные.
Назначение совета состоит в принятии стратегических решений, касающихся всего братства, и в регулировании внутренних отношений между разными кланами, входящими в братство.
В совете старейшин отсутствует собственно вождь, но тот, кто отвечает за общую "черную кассу", может считать себя первым среди равных. Известно, что не позднее, чем осенью 1992 года, некий Муса, называемый также Старик, занимал этот пост в Москве.
27 ноября 1992 года на седьмом этаже гостиницы "Украина", в центре Москвы, Муса проводит встречу со ста пятьюдесятью руководителями разных чеченских банд со всей России. На этом собрании Муса требует новых, более эффективных методов работы, более жесткого управления и координации между разными чеченскими группами.
Вот эти-то группы или кланы и образуют лучи снежинки. Каждое такое ответвление обладает большой автономией и правом самостоятельно вести свои дела. Члены клана называются просто "людьми".
Стоит заметить, что по данным милиции, менее половины членов в чеченских группировках составляют чеченцы, В бандах, называемых "чеченскими", встречаются представители всех бывших советских народов, в том числе и славянских.
Объединяет кланы - помимо совета старейшин - наличие профессиональных убийц, которых привлекают в тех случаях, когда конфликт решается при помощи оружия Убийцы не относятся к какому-то отдельному клану, а могут быть привлечены по решению совета. Как правило, вооруженная группа или убийца-профессионал посылается из одного города в другой с разовым поручением, чтобы милиция не могла обнаружить связи с местным кланом.
Для управления этой деятельностью у чеченцев существует собственная разведывательная служба. Глава ее по кличке Ахмет располагает не менее чем пятьюстами квартирами и другими тайными убежищами в Москве, используемыми для конспиративных встреч и секретных сообщений, или мест, где укрываются агенты и профессиональные убийцы.
В Москве чеченские банды составляют три крупные группы: Центр, Останкино и Южный порт.
Центральная группа, которую возглавляет Лечи Исламов, контролирует свыше трехсот фирм, а также проституцию (мужскую и женскую) во многих крупных гостиницах.
Останкинская группа во главе с Мамудом Большим контролирует продажу мебели, продуктов и компьютеров, а также осуществляет перевозки в Грозный, столицу Чечни.
Южный порт Москвы, где сосредоточены значительные речные перевозки, является известным криминальным районом. Там имеется группа, возглавляемая ныне убитым в межклановой разборке Николаем Сулеймановым по прозвищу Хоза. Самый большой доход эта группа имеет от торговли автомобилями и деталями к ним.
Если прогуляться по улицам Грозного, то скоро станет понятно, какой товар движется в Чечню взамен печатаемых здесь фальшивых российских денег и изготавливаемых автоматов "Борус" ("Волк"). Это автомашины.
В течение года, к примеру, в местный автомобильный регистр были внесены десятки "роллсройсов" и "феррари-тестаросса", не говоря уже о несметном количестве американских и японских автомобилей, о которых в этом небольшом горном государстве несколько лет назад не могли и мечтать.
Как оказались здесь эти символы высокого положения?
Способов много, но честных среди них мало. Самое простое - обычные кражи и нападения на машины в ночное время как в странах СНГ, так и за их пределами.
По данным берлинской полиции, чеченцы часто были замешаны в кражах у российских войск, которые размещались на немецкой земле.
Но для получения автомобилей понастоящему высокого класса чеченцы предпочитают страховые мошенничества при участии представителей Запада. Если у господина Вебера в Гамбурге имеется шикарный "мерседес", то ему могут предложить, скажем, цену в десять тысяч марок. Сумма не так уж велика, но зато нет и риска от прямой кражи.
Соль сделки в том, что герр Вебер подождет с заявлением в полицию о краже в течение трех дней. Если он сделает это раньше, ему не поздоровится.
Если господин Вебер сдержит обещание, то чеченский "покупатель" успеет вывезти машину из Германии и ввести ее в бывший Советский Союз через какой-нибудь приграничный пропускной пункт, где у него имеются контакты.
А дома, в Грозном, он купит регистрационные документы, подлинные или фальшивые - по желанию.
В Германии же автомобиль объявляется бесследно пропавшим, а потерпевшей стороной оказывается страховая компания, услугами которой пользуется герр Вебер.
История его автомобиля может получить продолжение.
Чеченскому владельцу наскучил его "мерседес" или он хочет еще более роскошный автомобиль.
И вот он продает его через посредника бизнесмену Сергею Петрову из Ростова-на-Дону, готовому заплатить значительную сумму за несколько подержанный "мерседес" (на котором снова появляются немецкие номера).
Чего не знает Петров, так это того, что последним владельцем автомобиля является чеченец, а у того остались копии ключей.
Как только Петров заканчивает запутанные хлопоты по регистрации своей новой машины, она необъяснимым образом исчезает и опять оказывается в Грозном.
Этот фокус можно повторять в Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Войны между бандами, в которых замешаны чеченцы, относятся к наиболее кровавым. Объяснение не только в том, что сами чеченцы быстро хватаются за оружие, несомненен так-же и этнический аспект. Одним из символов чеченцев является мишень, а будучи нацией отщепенцев, они стали прекрасными бойцами.
Противопоставление "белых" и "черных" - славян и кавказцев, если использовать этнические термины, существовало задолго до теперешних войн между бандами. Но стрельба пошла всерьез, когда новые банды стали делить Москву на территории и подчинять себе выгодные предприятия.
Для чеченцев, прибывших в Москву извне, власть оружия является одним из наиболее действенных способов показать свою силу и решительность. Войны у себя дома также приучили их к мысли, что человеческая жизнь немного стоит.
Поначалу в перестрелки ограниченно вовлекались люди, которые были непосредственно замешаны в деятельность банд, например, таксисты в крупных аэропортах и перед гостиницами. Затем она превратилась в настоящую расовую войну, когда посторонние люди с внешностью южан оказывались в опасной зоне, а чеченцев убивали только за то, что они чеченцы.
Этот конфликт достиг своей вершины в начале 1993 года, когда бандой из Ивантеевки были убиты три чеченца. Пятьсот членов чеченских кланов собрались на встречу, на которой пятеро из ивантеевской банды были приговорены к смерти. Несколько чеченцев взяли на себя поручение исполнить приговор.
Когда русские группы узнали об этом, они объединились под лозунгом "Москва - русским!" Чеченцы были объявлены отверженными.
В ответ на это чеченцы попытались объединить в единый фронт различные группы с Кавказа против московских банд.
Милиция в известной мере узаконила подобные этнические войны. Например, после попыток путчей и различных политических демонстраций она использует свои особые права, чтобы выслать из столицы десятки лиц "кавказской национальности".
В качестве борьбы с организованной преступностью такие меры малодейственны, потому что банды имеют своих информаторов в милиции и ключевые персоны всегда успевают оказаться в безопасности.

Андрей КОНСТАНТИНОВ